Страницы: 1 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1 Анализ условий развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в МБДОУ г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»
Практическая часть исследования проведена в МБДОУ г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24», в коррекционной группе № 5 в период с 20 апреля 2023 по 17 мая 2023 года. Анализ условий развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста предполагает изучение документации дошкольной организации: примерной образовательной программы «Истоки», годового планирования детского сада №24.
В рамках исследования был проведен анализ раздела «Художественно-эстетическое развитие» в примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» с целью определения развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста, представленный в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1 -Анализ раздела «Художественно — эстетическое развитие» в примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки»
| Возраст | Образовательные задачи |
| Четвертый год жизни | Закрепление способов «сминания» и «разрывания» бумаги, знакомство с новым — «скручивание». Формирование первой ориентировки на большом листе бумаги. Освоение действий достраивания и построения выразительного образа. |
Продолжение таблицы 2.1.1
| Пятый год жизни | Закрепление представлений детей о свойствах разной бумаги (одна хорошо намокает, легко рвется, режется и склеивается, а другая (ватман, картон) с трудом поддается деформированию и т.п.), создание простых поделок с опорой на эти представления. Формирование новых способов создания красочных бумажных конструкций путем складывания квадратного листа бумаги пополам и по диагонали. Развитие умения рассматривать материал и на этой основе строить какой-либо образ. Приобщение детей к богатству естественных цветовых оттенков, определению фактуры материла на ощупь: шишка, мох, береста и пр., узнаванию в них знакомых форм |
| Шестой год жизни | Формирование обобщенных способов формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр; закручивание круга в тупой конус; способности создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них, а также использования уже знакомых способов, в том числе и очень простых (разрывание, скручивание, сминание и др.). Развитие творческих проявлений детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, сочетаний бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей композиции. Развитие воображения и творчества детей. Формирование умений анализировать природный материал как основу для получения разных выразительных образов. Освоение детьми таких приемов, как: изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание из нее лишнего для получения нового образа. |
| Седьмой год жизни | Развитие творческого мышления и воображения, умения преобразовывать плоскостной материал в объемные формы, каждая из которых является основой разных поделок. Обучение использованию одних и тех же способов формообразования для создания разных выразительных образов с использованием дополнительных средств. Развитие коллективного сюжетного конструирования, включающего декоративные, сюжетные, пейзажные композиции. |
Продолжение таблицы 2.1.1
| Формирование у детей чувства красоты, желания любоваться ею. Развитие творческого воображения, умения строить выразительный образ с опорой на наглядность и на собственные представления. Формирование умения использовать один и тот же материал и как основу, и как деталь образа; самостоятельно применять уже знакомые приемы разных условиях. |
Программа «Истоки» носит открытый характер. Задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. В программе отражены способы формирования конструктивной деятельности. Реализация будет способствовать развитию конструктивной деятельности и формированию навыков конструирования [3]. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на формирование навыков различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, умение анализировать постройку. Дети самостоятельно играют, в сюжетно-ролевые игры добавляя постройки конструктора, или строя замки из конструктора дети добавляют персонажей. Также программа направлена на формирование умений работать с бумагой, оринтироватся на листе А4, развивает знание о свойствах разной бумаги.
Анализ годового плана работы воспитателя по конструктивной деятельности в средней группе на весенний период показал, что планирование ведется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, отвечает целям и задачам программы детского сада «Истоки». В плане отражено разнообразие и содержательность всех видов детской деятельности, сетка занятий и сведения об индивидуальных особенностях детей. Отражена цель конструктивного развития – развитие конструктивной деятельности детей. Планирование ведётся по определённой тематике, разработанной педагогами в начале учебного года, прописывается на каждый месяц. Отражена также работа по развитию сюжетно-ролевых игр, развитие умений изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. План реализует также задачи по всестороннему развитию дошкольников.
Но, тем не менее, в плане работы воспитателя по конструктивному развитию не отражена индивидуальная работа по развитию отдельных основных навыков конструирования (сгибание, сминание, собирание, разъединение) дошкольников среднего возраста. Работа по развитию конструктивной деятельности отражена частично, прописаны групповые занятия, не прописаны мероприятия по формированию основных навыков конструирования.
Планируется так же ежемесячная работа с родителями: беседы, консультации или совместные мероприятия. Однако, в планировании работы с родителями не освящена проблема развития конструктивной деятельности дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. При планировании прогулки учтено проведение сюжетно-ролевых игр, но мало описана индивидуальная работа по формированию основных навыков конструирования дошкольников. Также недостаточно организована работа с воспитателями и родителями дошкольников средней группы в виде консультаций, информационных материалов, рекомендаций, бесед.
Проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном образовательном учреждении, было выявлено соответствие согласно основным положениям ФГОС ДО. Развивающая среда безопасна, содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна [2,3]. Данный анализ был проведен для наглядного сравнения развивающей предметно-развивающей среды, в детском саду № 24, в группе младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, определить уровень накопления оборудования в групповой ячейке, а также сделать качественный и количественный анализ предметно-развивающей среды (принципы построения среды, расположения оборудования), представленный в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2 – Анализ предметно-пространственной среды в МБДОУ г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24»
| № | Наименование | Необходимое количество | Имеющееся количество в ДОО | Необходимо приобрести |
| 1 | Большой настольный конструктор деревянный с неокрашенными и цветными элементами | 1 | + | — |
| 2 | Игра на составление логических цепочек произвольной длины | 1 | + | — |
| 3 | Игра-набор «Городки» | 1 | + | — |
| 4 | Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4–5 элементов) – комплект | 1 | + | — |
| 5 | Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия – комплект | 1 | + | — |
| 6 | Игры-головоломки объемные | 1 | — | + |
| 7 | Конструкция из желобов, шариков и рычажного механизма для демонстрации понятий «один–много», «больше–меньше», сложение / вычитание в пределах 10 | 1 | — | + |
| 8 | Коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа | 1 | + | — |
| 9 | Кукольная кровать | 1 | + | — |
| 10 | Кукольный дом с мебелью (дерево) – комплект | 1 | + | — |
| 11 | Модуль-основа для игры «Кухня» | 1 | + | — |
| 12 | Модуль-основа для игры «Магазин» | 1 | + | — |
| 13 | Модуль-основа для игры «Мастерская» | 1 | + | — |
| 14 | Модуль-основа для игры «Парикмахерская» | 1 | + | — |
| 15 | Модуль-основа для игры – Поликлиника | 1 | + | — |
| 16 | Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм | 1 | + | — |
Продолжение таблицы 2.1.2
| 17 | Мягкая «кочка» с массажной поверхностью | 6 | + | — |
| 18 | Набор «Железная дорога» | 1 | — | + |
| 19 | Набор «Лото: последовательные числа» | 1 | + | — |
| 20 | Набор «Парковка» (многоуровневая) | 1 | + | — |
| 21 | Набор «Мастерская» | 1 | + | — |
| 22 | Набор 5-ти детских музыкальных инструментов | 1 | + | — |
| 23 | Набор «Аэродром» (трансформируемый) | 1 | — | + |
| 24 | Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов | 1 | + | — |
| 25 | Набор для составления узоров по схемам | 1 | + | — |
| 26 | Набор из геометрических тел и карточек с изображениями их проекций в трех плоскостях | 1 | + | — |
| 27 | Набор карточек по народному ремесленному делу | 1 | + | — |
| 28 | Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач | 2 | + | — |
| 30 | Набор карточек с изображением предмета и названием | 1 | + | — |
| 31 | Набор пазлов – комплект | 1 | + | — |
| 32 | Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 1 | + | — |
| 33 | Набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения | 1 | + | — |
| 34 | Набор фантастических персонажей | 2 | + | — |
| 35 | Набор фигурок «Семья» | 1 | + | — |
| 36 | Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | + | — |
| 37 | Набор фигурок людей разных рас | 1 | + | — |
| 38 | Набор фигурок людей разных профессий | 1 | + | — |
| 38 | Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | + | — |
| 40 | Разрезные сюжетные картинки (8–16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект | 2 | + | — |
| 41 | Скакалка детская | 3 | + | — |
| 42 | Тележка-ящик (крупная) | 2 | + | — |
Продолжение таблицы 2.1.2
| 43 | Телефон игровой | 2 | + | — |
| 44 | Часы игровые | 1 | + | — |
На основе количественного и качественного анализа развивающей предметно-пространственной среды детского сада № 24 можно говорить о том, что в группе среднего возраста расположен центр строительно-конструктивных игр, предназначенные для развития пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения. В этой зоне представлено большое количество разнообразного конструктора. Также имеются кубики разных размеров и материалов, которые дети активно используют в конструктивной деятельности. Конструктор хранится в больших пластиковых ящиках, и помечаются условным обозначением. Дети могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям.
В центре сюжетно-ролевой игры присутствуют игрушки для самостоятельных игр детей, находятся на открытых полках, непосредственной доступности. Всё оборудование яркое, красочное: окрашено исключительно в натуральные цвета и оттенки, что соответствует эстетическим требованиям (Приложение Б).
Атрибуты сюжетно-ролевого уголка «Кухня» располагаются в шкафах, оборудованных для детей. Атрибуты сюжетной игры «Магазин» помешаются в корзины, которые помечаются специальными условными обозначениями. Для атрибутов сюжетно-ролевого уголка «Парикмахерская» оборудован туалетный столик и стул, также есть ящик с специальным условным обозначением. Дети сами выбирают нужные им оборудование в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть дома, а затем им понадобились продукты для того, чтобы приготовить пищу себе и тут же они могут зайти в парикмахерскую сделать красивую прическу.
Дети сами выбирают нужные им атрибуты для сюжетно-ролевой игры в соответствии с замыслом и могут совмещать с конструированием, например, открылся новый магазин и из конструктора дети построили парковку для машин. Дети самостоятельно организовывают себе игровое пространство. Оборудование детского сада позволяет вести системную — образовательную работу с детьми среднего дошкольного возраста во время проведения прогулок, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Требования по организации безопасности детей соблюдены. В уголках не присутствует острых предметов, предметов с производственным браком: заусеницами, сколов. Все поверхности и игровое оборудование подвергается регулярной обработке дезинфицирующими средствами.
Вся предметно-развивающая среда детского сад безопасна, содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна. В каждой возрастной группе есть оборудованные центры для сюжетно-ролевой игры и конструктивной деятельности. Центры, насыщенные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Все оборудование яркое, насыщенное, соответствует возрасту данной группы. В младшем возрасте в центре сюжетно-ролевых игр все оборудование размещено на полках в доступности для детей. В старшем и подготовительном возрасте оборудование располагается в контейнерах. В центре строительно-конструктивных игр оборудование соответствует возрасту и располагается в контейнерах специальным обозначением.
В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра плохо развита, и дети не могут совмещать конструктивную деятельность и сюжетно-ролевую игру. В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно без помощи воспитателя могут придумать сюжет игре с использование конструктора.
Анализируя предметно-пространственную среду детского сада №24, можно сделать выводы о том, что конструктивный уголок в каждой группе укомплектован в соответствии с требованиями к оформлению, к возрастным особенностям детей. Расположен в удобном, безопасном для детей месте. Но наполнение уголков недостаточное. Редко происходит смена содержимого уголка, хотя несмотря на это дети с удовольствием используют материалы уголка в свободной, игровой деятельности. Воспитатели используют материалы уголка для проведения занятий, развлечений и досугов, праздников.
Подводя итог анализу условий организации работы ДОУ №24 г. Краснодара по образовательной области «Художественно-эстетическое развития» можно заключить, что не все условия соответствуют требованиям к воспитанию и обучению дошкольников, а именно:
— план работы воспитателя не в полной мере отражает работу по развитию основных конструктивных навыков детей, недостаточно описывает работу с родителями.
— развивающая предметно-пространственная среда средней группы дошкольного учреждения не в полной мере соответствует требованиям к развитию детей, нуждается в обновлении и ремонте, а также своевременной смене содержимого уголка для родителей.
— условия развития конструктивной деятельности посредствам сюжетно-ролевой игры развиты в полной мере для детей средней возрастной группе и соответствует их индивидуальным особенностям.
2.2 Выявление уровня развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста (на примере средней возрастной группы)
Исследование уровня развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста проводилось на базе детского сада №24. Списочный состав детей в группе среднего дошкольного возраста 15 человек, поэтому в исследовании приняло участие 15 детей.
С целью выявления уровня развития конструктивной деятельности были подобраны диагностические методики:
- Методика «Повтори объект»
- Методика «Собирание картинки»
- Методика «Модернизация».
- Методика «Волшебное ожерелье»
- Методика «Веселый паровозик»
Дети в средней возрастной группе владеют навыками различать и называть строительные детали, использовать их с учётом конструктивных свойств, сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Дети строят постройки по примеру и владеют навыками создавать совершенно новую конструкцию по собственному замыслу. У них устойчивый интерес к постройкам. Они знакомы с некоторыми деталями строительного материала и видами бумаги.
Игры у детей становятся более разнообразными по тематике, несколько богаче по содержанию. Дети владеют навыками замыкать пространство, сооружать несложные постройки из разных размеров конструктора, используя соответствующие игрушки, отбирать детали по размеру, цвету и форме.
Основными параметрами, лежащими в основе наблюдения, выступают следующие характеристики конструкторской деятельности:
- умение узнавать и выделять объект;
- умение собрать конструкцию из готовых элементов;
- умение выделить составные части конструкции;
- умение преобразовать и изменять объект по заданным параметрам;
- умение создать совершенно новую конструкцию по собственному замыслу.
Наблюдение предполагает проведение исследования по 2 направлениям:
1) Изучение особенностей сформированности конструкторских умений.
2) Изучение уровня развития творческих способностей детей.
Схема наблюдения включает:
— наблюдение за деятельностью детей на занятиях в группе и в свободное время,
— наблюдение в ходе выполнения заданий,
— анализ продуктов детской деятельности;
— формулировка выводов и выбор направления экспериментального исследования развития конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Методика «Повтори объект»
Детям необходимо собрать определенную конструкцию из набора деталей (кубики, фрагменты конструктора, другие подручные материалы).
В качестве построения конструкций для детей средней группы были предложены: строительство домика с несколькими деталями; сборка предмета кукольной мебели;
Воспитатель в присутствии детей собирает предмет, демонстрирует детям, затем предлагает повторить в точности из деталей, расположенных на столике (в наборе, помимо нужных для строительства, присутствуют лишние детали).
После окончания работы оцениваются результаты с учетом точности и времени выполнения.
Критерии оценивания:
7-10 баллов: высокий уровень. Ребенок выполняет задание в течение 5 минут, уверенно выбирает необходимые детали, правильно их соединяет, на вопросы воспитателя о принципах выбора и порядке соединения отвечает быстро и уверенно. Может объяснить назначение собранного предмета.
4-6 баллов: средний уровень. Ребенок выполняет работу, не следя за временем и выходя за рамки 5 минут. Не совсем уверенно выбирает детали, берет лишние, или оставляет без внимания нужные компоненты. При соединении деталей путается в последовательности действий, может ошибочно расположить детали не в тех местах. В окончательной работе присутствуют неточности. В ходе работы отмечается увлеченность игрой, а не результатом. Не озвучивает свои действия, не контролирует результат.
1-3 баллов: низкий уровень. Работает долго и неуверенно, иногда не доводит конструкцию до завершения. Затрудняется в выборе и соединении деталей. В действиях отмечается хаотичность и непоследовательность. Может увлечься игрой и сделать готовый продукт, который значительно отличается от образца. Назначение собранной конструкции описать не может.
Таблица 2.3 Методика «Повтори объект»
| Сережа Н | Тимур К | Мелания И | Арина В | Тимур О | София Р | Алиса С | Саша С | Лариса Ш | Тимур К | Семен М | Дима К | Леон Л | Саша Л | Вика Н |
| 4 | 5 | 4 | 7 | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 | 3 | 6 | 3 | 6 | 4 | 4 |
Анализируя первую методику, можно отметить, что 72% дети на среднем уровне владеют навыками построения конструкции из кубиков. Время на постройку у них уходи более 7 минут, они увлечены игрой, а не результатом. Присутствует не уверенность в выборе деталей и в конечном результате присутствует неточность.
Методика «Собирание картинки»
Детям предлагается собрать за 7 минут целостную картину из отдельных фрагментов. Предметов на картине должно быть не более 5, при этом картинка не должна изобиловать мелкими деталями или иметь нечеткие контуры.
Критерии оценивания:
7-10 баллов: высокий уровень. Ребенок собирает картинку за установленное время, уверенно выбирает и соединяет фрагменты. В расположении деталей прослеживается логика (ребенок при поиске соединяющихся фрагментов ориентируется на контур среза и изображение на фрагменте), правильно соединяет детали, озвучивает и контролирует свою деятельность. Может описать смысл изображенного на собранной картине.
4-6 баллов: средний уровень. Ребенок выполняет работу, не следя за временем и выходя за временные рамки. Не совсем уверенно выбирает детали, при соединении путается, пытается ошибочно расположить детали, не учитывая контура. Деятельность не озвучивает и не контролирует. В готовой работе могут присутствовать неточности.
1-3 баллов: низкий уровень. Работает долго и неуверенно, не доводит задание до завершения. Детали соединяет «наугад». В действиях отмечается хаотичность и непоследовательность. Быстро теряет интерес к заданию.
Таблица 2.4 Методика «Собирание картинки»
| Сережа Н | Тимур К | Мелания И | Арина В | Тимур О | София Р | Алиса С | Саша С | Лариса Ш | Тимур К | Семен М | Дима К | Леон Л | Саша Л | Вика Н |
| 4 | 3 | 3 | 7 | 3 | 6 | 6 | 3 | 6 | 4 | 7 | 6 | 5 | 3 | 3 |
Проводя анализ второй методики, можно сказать, что здесь группа разделилась на две части. Первая группа владеет навыками присоединения картины на среднем уровне. У детей неточный выбор детали и ошибочное присоединение между собой. Вторая группа владеет навыками присоединения на низком уровне. Дети «наугад» выбирают детали и соединяют и за счет этого у них пропадает интерес к игре.
Методика «Модернизация».
Детям предлагается изменить, модернизировать какой-то объект.
Объектом для изменения может быть кукла, машинка, предмет мебели в группе, деталь одежды и др. При выполнении задания дети могут использовать любые предметы, которые находятся в доступе (предварительно воспитатель должен подобрать предметы для обеспечения возможности выбора).
Критерии оценивания:
7-10 баллов: высокий уровень. Ребенок стремится оживить объект, придать ему смысловую и эмоциональную окраску, которая часто меняет смысл или назначение предмета. Отвечая на вопросы, озвучивает и оценивает свой замысел, добавляет словесное описание тех деталей, которые мог бы еще добавить.
4-6 баллов: средний уровень. Ребенок вносит изменение в расположение деталей, добавляет некоторые стандартные детали, подчеркивающие смысл и назначение предмета. Не меняет смысловой окраски.
1-3 баллов: низкий уровень. Ребенок неохотно вносит изменения. Может ответить что-то вроде: «Мне и так нравится!». Или меняет цветовую гамму, количество или расположение имеющихся деталей.
Таблица 2.5 Методика «Модернизация».
| Сережа Н | Тимур К | Мелания И | Арина В | Тимур О | София Р | Алиса С | Саша С | Лариса Ш | Тимур К | Семен М | Дима К | Леон Л | Саша Л | Вика Н |
| 4 | 3 | 4 | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | 7 | 3 | 5 | 4 | 6 | 3 | 3 |
Проводя анализ третей методики, было выявлено, что большая часть детей на среднем уровне владеют навыками достраивать, вносить изменения в постройки. Дети самостоятельно дополняют объект, подчеркивая смысл. Отвечают на вопросы, но неполным предложением.
Методика «Волшебное ожерелье»
Воспитатель раздает детям набор фигур. При этом в наборе фигуры должны закономерно повторяться по цвету и форме. Например: 2 красных шарика, 2 желтых, 2 зеленых; 2 зеленых кубика, 2 синих, 2 красных; 2 синих треугольника, 2 зеленых, 2 красных. Затем воспитатель начинает располагать их в определенном порядке:
Красный шарик, зеленый треугольник, синий кубик, красный шарик. Можно усложнить задание, чередуя цвета и формы. Ребенок должен угадать и продолжить последовательность фигур.
Критерии оценивания:
7-10 баллов: высокий уровень. Ребенок внимательно следит за действиями взрослого, быстро угадывает логику расположения фигур, выбирает нужные из своего набора и располагает в правильной последовательности, поясняя свой выбор.
4-6 баллов: средний уровень. Ребенок допускает некоторые ошибки: угадывает последовательность цветов, но путается в форме, или наоборот. Свои действия не контролирует, стремясь сделать длинную цепочку из имеющихся фигур, увлекается игрой, а не результатом.
1-3 баллов: низкий уровень. Ребенок затрудняется в выполнении задания. Выбирает фигуры «наугад», может менять свой выбор и снова допускать ошибки. Не может объяснить свой выбор.
Таблица 2.6 Методика «Волшебное ожерелье»
| Сережа Н | Тимур К | Мелания И | Арина В | Тимур О | София Р | Алиса С | Саша С | Лариса Ш | Тимур К | Семен М | Дима К | Леон Л | Саша Л | Вика Н |
| 5 | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Анализируя четвертую методику, можно сказать, что у половины детей из группы навыки нанизывания сформированы на среднем уровне. Дети внимательно слушают воспитателя, но допускают ошибки при последовательности форм и цветов. Увлекаются игрой, а не результатом.
Методика «Веселый паровозик»
Воспитатель предлагает детям сказочный сюжет: «Лесные зверушки собрались в гости к солнышку. Сова поведала, что живет солнышко за высокой горой, за зелеными лесами. И ведет туда солнечная железная дорога, по которой ездит паровозик (демонстрирует паровоз). Вот только вагончиков у паровозика не хватит на всех зверушек».
Ребята, давайте поможем зверушкам. Каждый сделает по одному вагончику. У нас есть шаблон. Ваша задача: вырезать, изготовить детали, соединить их и украсить вагончики на свой вкус.
Оборудование: клей, ножницы, кисточки, клеенки, карандаши, влажные салфетки.
Материал: шаблон, картон, цветная бумага.
Критерии оценивания:
7-10 баллов: высокий уровень. Ребенок уверенно пользуется шаблоном, выполняет действия по вырезанию и скреплению деталей. Аккуратно и правильно изготавливает поделку, сопровождает речевыми пояснениями.
4-6 баллов: средний уровень. Ребенок пользуется шаблоном, согласно руководству педагога, вырезает и скрепляет не очень точно и не совсем аккуратно. Не сопровождает пояснениями.
1-3 баллов: низкий уровень. Ребенок испытывает существенные затруднения в изготовлении поделки, может отказаться от выполнения здания. Готовая конструкция неаккуратна, неустойчива, детали неровные, правила скрепления нарушены.
Таблица 2.7 Методика «Веселый паровозик»
| Сережа Н | Тимур К | Мелания И | Арина В | Тимур О | София Р | Алиса С | Саша С | Лариса Ш | Тимур К | Семен М | Дима К | Леон Л | Саша Л | Вика Н |
| 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 |
Анализируя методику, было выявлено, что у большей части детей навыки склеивания, вырезания развиты на среднем уровне. Дети затрудняются в изготовлении поделки, использует шаблон. Изготовление поделки сопровождается молчанием, поделка получается неаккуратной.
На основе полученных данных можно сделать количественный и качественный анализ. Из результатов исследования видно, что в средней возрастной группе навыки конструктивной деятельности развиты на среднем уровне (64%), при этом у 4 воспитанников отмечен низкий уровень (30%) развития конструктивных навыков, а 6 % детей имеют высокий уровень конструктивной деятельности, проявляют интерес, активность и самостоятельность в работе, творчески подходят к выполнению заданий, охотно участвуют в совместной деятельности.
Рисунок 1. Уровень развития конструктивной деятельности среди воспитанников средней группы
Выявлено, что в средней возрастной группе у 9 воспитанников навыки конструирования развиты на среднем уровне, а у 4 воспитанников на низком уровне развиты навыки конструирования, у остальных воспитанников высокий уровень развития конструктивных навыков.
Таким образом, было выявлено, что уровень развития конструктивны навыков у детей среднего возраста развит на среднем уровне.
2.3 Проектирование работы и методические рекомендации воспитателям по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Основываясь на результатах проведённых диагностик с целью выявления уровня развития конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста, было разработано перспективное планирование работы воспитателя по развитию конструктивной деятельности детей среднего возраста с использованием сюжетно-ролевой игры. Подобраны сюжетно-ролевые игры. Данное планирование было составлено с учетом требований примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» и сочетает в себе распределение разных форм работы с детьми по развитию навыков конструирования (скреплять, разъединять, сгибать, сминать) и сюжетно-ролевой игры. Планирование составлено на один год. Данное планирование было составлено с учетом требований примерной образовательной программы «Истоки» и сочетает в себе распределение разных форм работы с детьми по развитию конструктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры.
Таблица 2.3.1 – Фрагмент перспективного планирования работы по развитию конструктивной деятельности посредством сюжетно-ролевой игры в группе среднего дошкольного возраста
| № | Форма работы | Цель и содержание работы с детьми | Период |
| Сентябрь | |||
| 1 | Сюжетно-ролевая игра «Фермер в гостях у ребят!» | Продолжать знакомить детей с конструктором Lego, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию; вариантами из скрепления; формировать интерес к самостоятельному созданию и обыгрыванию построек. | 1 неделя |
| 2 | Конструирование из природного материала. «Ковер из листьев» | Развивать умение составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество. | 2 неделя |
| 3 | Сюжетно-ролевая игра «Поможем фермеру построить забор для огорода» | формировать представления о высоте предметов (высокий -низкий); прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением; познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей; обучить детей соотносить свои постройки с | 3 неделя |
Продолжение таблицы 2.3.1
| имеющимся образцом. | |||
| 4 | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
| Развивать умение детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. | 4 неделя |
| Октябрь | |||
| 1 | Конструирование в технике оригами «Мои любимые овощи» | продолжать знакомить детей со свойствами бумаги, ее особенностями, показать детям виды сгибания, учить находить линию сгиба, угол, сторону. Познакомить детей с правилами оригами. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой моторики рук. | 1 неделя |
| 2 | Сюжетно-ролевая игра «Строители» | Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитание уважения к труду строителя. | 2 неделя |
| 3 | Конструирование «Осенний лес» | Развивать умение строить по готовому образцу постройки; продолжать развивать умение анализировать постройку, способы крепления деталей при показе сборке; создавать собственную модель на основе образцов, выбирать правильную последовательность действий; различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию. | 3 неделя |
| 4 | Сюжетно-ролевая игра «Больница» | Формировать у детей умение подбирать необходимые атрибутов для игры, способствовать расширению у детей круга ролевых действий. | 4 неделя |
В работе с детьми используется конструктор среднего, большого и маленького размера. Также используется бумага для конструирования в техники оригами и природный материал, а именно листья, ветки, камни. Также используются модули для построения домов, магазинов.
В сюжетно-ролевых играх используются также конструктор в таких играх как «Поможем фермеру построить забор для огорода», «Строители», «Пароход».
Исходя из выявленного уровня развития конструктивной деятельности детей требуется научить составлению по образцу, по примеру, самостоятельно достраивать, вносить изменения, соединять детали, складывать, раскладывать, приклеивать листы бумаги.
Результаты проведённого анализа уровня развития конструктивной деятельности посредством сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста, так же позволили разработать методические рекомендации воспитателям.
Как организовать развивающею предметно-пространственную среду в средней возрастной группе.
По оснащению предметно-пространственной среды:
— необходимо обогатить предметно-развивающую среду группы оборудованием и инвентарем для эффективного проведения занятий: изготовление оборудования для формирования навыков конструирования, атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
— нужно обратить внимание на атрибуты для развития сюжетно-ролевой игры, а также увеличить ассортимент выносного материала. Необходимо обновить блеклое и неэстетичное оборудование. Обновить картотеку сюжетно-ролевых и конструктивных игр;
— необходимо расположить так инвентарь в конструктивном и сюжетно-ролевом уголке, чтобы он не мешал движениям детей;
— необходимо обновлять информационный стенд по конструктивному развитию для родителей каждый месяц. Необходимо запланировать и провести с родителями консультации «Значение конструктивной деятельности», «Роль родителей в развитии сюжетно-ролевых игр».
Для развития конструктивной деятельности детей среднего возраста были разработаны следующие рекомендации по организации конструктивной деятельности:
— необходимо планировать конструктивную деятельность таким образом, чтобы она соответствовала программным требованиям;
— следует организовывать самостоятельную деятельность детей по развитию конструктивной деятельности. Для ее организации требуется создать условия: атрибуты, конструктор;
— необходимо проводить индивидуальную работу с детьми по отработке основных навыков конструирования;
— важно обыгрывать новые игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать;
— в уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей;
— необходимо с самого начала развивать у детей умение складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если воспитатель заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность;
— особое удовольствие и сознание нужности своего труда доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении игровой комнаты или раздевалки, вестибюля дошкольного учреждения;
— ни в коем случае нельзя выбрасывать детские поделки, чтобы малыши это видели. Бумажные творения, изделия из подручного материала можно раздать после обновления выставки поделок по домам, а из природного материала — разобрать, разложить по контейнерам и использовать повторно;
Разработаны следующие рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры и использованию конструктивного оборудования для детей среднего возраста:
— каждая игра ведется по определенным правилам, которые зависят от содержания игры;
— роль воспитателя может быть прямой и косвенной. Он может быть участником, советчиком или помощником. Но во всех случаях воспитатель не подавляет инициативу детей, а стремится создать условия для развертывания сюжета;
-воспитатель должен заранее приготовить конструктивное оборудование;
— оборудование должно соответствовать игре, не должно быть предметов заместителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конструктивная деятельность проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей постройки, в старшем дошкольном возрасте достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную игру.
Аспекты проблемы развития конструктивной деятельности освещены в трудах А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова. Выявлены особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста. В теоретической части дипломной работы были раскрыты этапы развития конструктивной деятельности, определены цели и задачи конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрыты понятия и виды, также особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Раскрыты возможности организации и ведения конструктивной деятельности посредствам сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста. Разнообразие конструктивной деятельности посредством сюжетно-ролевой игры способствует развитию у детей эмоциональной выразительности, сюжетной разработанности отдельных деталей и всего сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные материалы, и в целом – развитию конструктивной деятельности детей.
Конструктивная деятельность является самой актуальной и необходимой деятельностью в развитие детей дошкольного возраста. Целенаправленное использование конструктивной деятельности посредством сюжетно-ролевой игры детьми дошкольного возраста способствует всестороннему развитию ребенка, формированию у него конструктивных способностей и построению замыслов и сюжетов.
В практической части работы был проведен анализ условий формирования конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста, который показал, что уделяется недостаточное внимание занятиям по конструированию, оснащённость материалами для конструирования и сюжетно-ролевой игры не достаточная, методический материал по вопросам формирования конструктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры требует пополнения.
Так же, было проведено исследование уровня сформированности конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ МО «Детский сад №24» г. Краснодара. В исследовании участвовало 15 детей средней группы, из них 6 девочек и 9 мальчиков. Для диагностики уровня развития конструктивной деятельности были подобраны и реализованы следующие диагностики: «Повтори объект», «Собирание картины», «Модернизация», «Волшебное ожерелье», «Веселый паровозик».
Результаты проведённых диагностик показали, что уровень конструктивной деятельности детей среднего возраста характеризуется средним и низким уровнем развития. Это позволяет сделать вывод о том, что формированию конструктивной деятельности уделяется недостаточное внимание, работа по данному направлению требует коррекции.
На основе результатов диагностики уровня сформированности конструктивной деятельности было разработано перспективное планирование, а также составлены методические рекомендации для педагогов.
В ходе выполнения дипломной работы цель достигнута, задачи реализованы. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные материалы могут быть использованы педагогами и студентами в процессе организации занятий по развитию конструктивной деятельности посредствам сюжетно-ролевой игры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы и акты
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г., № 1155, с изм. От 21.01.2019.)
- Закон Краснодарского края №2770 — КЗ от 16 июля 2013 года» Об образовании в Краснодарском крае // www. rg. ru/2013/07/21/krasnodar-zakon2770-reg-dok.html.ru/,2013
- Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
Специальная литература (книги)
- Белобрыкина, O.A. – Речь и общение / O.A. Белобрыкина. — Ярославль : Академия развития, 2017.
- Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
- Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
- Губанова, Наталья Игровая деятельность в детском саду / Наталья Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 997
- Багрич, В.Н. Игры, развлечения, загадки, сказки для занятий с детьми 2-7 лет. Познавательная, речевая, игровая деятельность. ФГОС ДО / В.Н. Багрич. — М.: Учитель, 2017. — 843c.
- Островская, И. В. Психология общения: учебник / И. В. Островская. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 192 с.
- Микляева, Н. В. Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. — М.: АРКТИ, 2017. — 104 c..
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.
- Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
- Шаганова Т.Е., Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Шаганова Т.Е.- М.: Скрипторий 2022, 2017. — 280
- Куцакова, Людмила Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада / Людмила Куцакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 108
- Хузеева Г.Р. – Диагностика и развитие коммуникативной компетенции дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка: [методический сборник]/ Г.Р. Хузеева – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 78 с.
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1 Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2018 – 128с.
- Агеева О. А. Значение cтроительно-конcтруктивных игр в развитии личности ребенка//Научная библиотека – 2019.
- Тараненко С. М. Развитие строительно-конструктивных игр и руководство ими в разных возрастных группах//Научная библиотека – 2018.
- Вохмина Т.С., Зуев П.В. Использование конструктора для формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий // Педагогическое образование в России. — 2018. — №3. — С.35-39.
- Бойко И.Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико-методические основы // Проблемы современного образования. — 2019. — №3. — С.83-90.
- Донцова, М. А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Донцова // Молодой ученый. – 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 62-66.
- Психология дошкольного возраста: учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. — 6-е изд., и доп. — Москва: КНОРУС, 2017 — 270 с.
Публикации в периодической печати
- Масалова В. С. Продуктивные виды деятельности // Дошкольное воспитание. – 2021. — № 11 (12). – С. 87-91
- Гаврилова Н., Дубцова Н. Наглядные и интерактивные пособия для обучения дошкольников конструированию // Дошкольное воспитание. – 2020. — № 5. – С.85-87
- Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – 2012. – №4. – С. 53 – 56.
- Кайгородцева Н.Н. Организация сюжетно – ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методические рекомендации // Справочник педагога – психолога. – 2012. – №7. – С. 24-44.
- Феоктистова С.В., Хмелькова М.А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. – 2012. – № 2. – С. 93-103.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. — 96 с.
- Е.Г.Стацко., Н.А. Аматуни., Э.А.Пазина. особенности использования конструктивной деятельности в образовательном процессе как средства развития ребенка. // Детский сад. – 2015. №2. – С. 101-106.
- Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. —2019.—№40 (226). — С. 184-187.
- Яковлева, И. А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми // Молодой ученый. — 2019. — С. 82-85.
- Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления дошкольников/ Общественные науки No2, 2019 г. Ростов на Дону – с.169.
Электронные ресурсы
- Раскрытие понятия «общение» в психологии. – 2021. – Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/ponjatie-obschenija-v-psihologii/
- Бондарева Н.В. Теоретические и методические основы продуктивной деятельности детей дошкольного возраста: https://infourok.ru/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-produktivnoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta-4285476.html
Страницы: 1 2
