3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационно-технических основ обеспечения пожарной безопасности ОАО «РЖД»
3.1 Совершенствование системы подготовки и развития персонала, связанного с обеспечением пожарной безопасности в связи с изменением законодательной базы
С 1 марта 2022 года были введены новые программы обучения мерам пожарной безопасности. Их утвердило МЧС России приказом от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее – приказ МЧС РФ от 05.09.2021 № 596). Порядок, виды, сроки обучения, требования к содержанию программ и категории работников, которых нужно обучить, определили в приказе МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее – приказ МЧС РФ от 18.11.2021 № 806) [4].
До 1 марта 2022 года обучение проводится по приказу МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645) и называют его «пожарно-технический минимум» (п. 4 приказа № 645). Такое обучение проводят и в учебных центрах (п. 37 приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645), и в своей организации (п. 39 приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645) [4].
С 1 марта 2022 года обучение ответственных за пожарную безопасность проводится по приказу № 596 в учебных центрах и называют «дополнительное профессиональное образование». Такое обучение отвечает требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Если сотрудники прошли обучение пожарно-техническому минимуму и срок действия не прошел, то обучать 1 марта не нужно. Их удостоверения будут действовать до срока, указанного в удостоверении (п. 5 приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
С 1 марта 2022 года, чтобы организовать противопожарные инструктажи внутри организации, назначается ответственное лицо за проведение таких инструктажей, для чего издается приказ.
Проводить противопожарные инструктажи может руководитель организации и ответственные за пожарную безопасность или противопожарные инструктажи. При этом работник должен иметь среднее профессиональное или высшее образование пожарно-технического профиля или быть обучен в учебном центре по профессиональной программе, которая утверждена приказом МЧС РФ от 05.09.2021 № 596.
К образованию пожарно-технического профиля относят образование по специальности «пожарная безопасность» или направлению «Техносферная безопасность». Также это может быть работник, который прошел независимую оценку квалификации (п. 7 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Проведение инструктажей по пожарной безопасности в организациях осуществляется по программам проведения инструктажей (приложение 2 к приказу МЧС РФ от 18.11.2021 № 806), которые разрабатывает работник, ответственный за проведение противопожарных инструктажей (п. 9 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806) [4].
Противопожарные инструктажи состоят из теории и практики (п. 3 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Теорию можно изучать дистанционно (п. 4 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Работников, которые работают дистанционно, обучают по программам противопожарного инструктажа, если это прописано в трудовом договоре или допсоглашении к трудовому договору (п. 5 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Можно совмещать вводный и первичный инструктажи (п. 15 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Инструктаж завершается проверкой знаний, которую можно провести дистанционно (п. 20 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806). Работник, который не прошел проверку знаний, отстраняется от работы до повторной проверки (п. 21 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806) [4].
Кроме того, в соответствии с новыми требованиями проводится вводный противопожарный инструктаж по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде. Допускается совместить вводный и первичный инструктажи (п. 15 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Когда проводят: до начала работы в организации.
Где проводят: в кабинете для инструктажей, например, в учебном классе с тематическими плакатами, видеопроектором.
С кем проводят: с новыми работниками, в том числе с совместителями и временными работниками, с прибывшими в командировку, с иными лицами, которые выполняют работы в организации.
Первичный противопожарный инструктаж проводится по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде. Допускается совместить вводный и первичный инструктажи (п. 15 Порядка, утвержденного приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Когда проводят: до начала работы.
Где проводят: на рабочем месте.
С кем проводят: со всеми работниками, которые прошли вводный противопожарный инструктаж. С работниками, которые переведены из другого подразделения и (или) переведены на другую работу.
Так же новые требования содержат обязательство по проведению повторного противопожарного инструктажа по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде.
Когда проводят: не реже одного раза в шесть месяцев в организациях:
— повышенной взрывопожароопасности – здания с категориями А, Б, В1, В2, В3, В4;
— где есть работники, которые охраняют организацию или имущество;
— одновременно находится от 50 человек.
Не реже одного раза в год – для других работников.
Где проводят: на рабочем месте.
С кем проводят: с работниками, которые прошли вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте.
Повторные противопожарные инструктажи на рабочем месте проводятся по программе первичного противопожарного инструктажа.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится так же по актуальным наглядным пособиям, учебно-методическим материалам в бумажном или электронном виде.
Когда проводят: есть четыре случая, когда проводят такой инструктаж:
— ввели новые НПА по пожарной безопасности, внесли изменения в них;
— изменили техпроцесс, заменили или модернизировали оборудование, инструмент, сырье, материалы, работники нарушили требования пожарной безопасности;
— нарушили требования пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
— был перерыв в работе более 60 календарных дней в организациях повышенной взрывопожароопасности, в организациях, которые охраняют объекты и их имущество.
Также работодатель вправе сам определить дополнительные случаи для инструктажа.
Где проводят: на рабочем месте.
С кем проводят: зависит от случая проведения инструктажа.
Изменения в законодательстве указывают три случая, когда обязательно проводят целевой инструктаж:
— перед проведением огневых и пожаровзрывоопасных работ по наряду-допуску;
— перед проведением огневых и пожаровзрывоопасных работ без наряда-допуска, если это не прямые обязанности по специальности и профессии;
— перед ликвидацией последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий.
Также работодатель вправе сам определить дополнительные случаи для инструктажа.
Где проводят: на месте работ.
С кем проводят: с работниками, которые будут проводить работы.
Объем и содержание внепланового и целевого противопожарного инструктажа определяет руководитель организации в зависимости от причин и обстоятельств, которые вызвали необходимость проведения внепланового или целевого противопожарного инструктажа (п. 4 приложения 2 к приказу МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
О проведении противопожарного инструктажа формируется запись в журнале учета противопожарных инструктажей. Журнал учета противопожарных инструктажей можно вести в электронном виде (п. 25 Приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
Можно зафиксировать результаты проверки знаний программ противопожарного инструктажа в системе электронного документооборота электронной подписью (п. 26 Приказа МЧС РФ от 18.11.2021 № 806).
3.2 Разработка контроля остаточных знаний по основным компетенциям работников, связанных с обеспечением пожарной безопасности
В качестве первого мероприятия по контролю остаточных знаний у работников ОАО «РЖД» предлагается внедрение системы наставничества, в соответствии с которой каждому новому работнику необходимо прикреплять наставника, обладающего достаточно высоким статусом в коллективе, большим опытом работы, готового прийти на помощь, способный увлечь и заинтересовать своего подопечного. Исходя из того, что мероприятие должно быть направлено на контроль знаний по компетенциям, связанным с обеспечением пожарной безопасности, то контроль со стороны наставника должен быть в этой сфере.
Наставник проводит противопожарный инструктаж, как указано в параграфе 3.2. данной работы. Затем сразу же после окончания инструктажа наставник проверяет знания работников, полученные в ходе инструктажа.
Главная цель института наставничества – не только осуществлять контроль над остаточными знаниями, но и способствовать приобретению новых знаний (особенно в условиях постоянно изменяющихся требований).
В соответствии с наделенными контрольными полномочиями наставник должен обладать рядом качеств, перечисленных на рисунке 3.1.

Рис. 3.1 — Требования к наставнику ОАО «РЖД»
Наставник должен быть выбран по нескольким критериям:
— личное желание быть наставником;
— имеющий большой опыт работы;
— расположенность к педагогической работе;
— умение передавать знания другим работникам;
— готовность тратить свое время в развитие другого человека;
— способность к разумной критике и обратной связи;
— высокий уровень ответственности;
— уметь контролировать выполнения задаваемых работ и научить новых работников распределять свое рабочее время.
Для осуществления контроля знаний необходима разработка информационного механизма, который состоит в создании набора документов, информации деятельности ОАО «РЖД», основных нормативно-правовых актах по обеспечению пожарной безопасности, который будет складывается в папку и будет доступен в бумажном и электронном виде, а так же будет способствовать быстрому освоению нужной и требуемой информации:
1. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности;
2 СТО РЖД 1.15.004-2009.
3. Организационная структура ОАО «РЖД».
4. Правила пожарной дисциплины в ОАО «РЖД», должностные обязанности лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
5. Алгоритм поведения в случае пожара.
6. Телефонный справочник.
7. Правила оказания первой медицинской помощи.
Рекомендации и документы организации должны выдаваться каждому вновь работнику, особенно это касается вновь принятых работников. Так как именно с рекомендаций и документов организации должно начинаться профессиональное и организационное обучение сотрудников.
Так же важно к рекомендациям и документам организации обязательно сразу выдавать новому работнику его должностную инструкцию, нормы труда и т.д. Должностная инструкция работника ОАО «РЖД» должна в обязательном порядке содержать пункт, посвященный правилам поведения в случае пожара.
Так же в качестве мероприятия контроля знаний предлагается разработка и внедрение плана выполнения работы и заданий от наставника для работников (ежедневник).
Разработка плана выполнения работы и заданий от наставника для работников включает следующие разделы:
— на первой странице ежедневника был бы план основных мероприятий по обновлению и закреплению знаний в области обеспечения пожарной безопасности на каждый месяц;
— вторую страницу ежедневника займут заметки, работник будет записывать важную для него информацию;
— на третьей странице расположится ежедневный план работы работника, где будет указан день недели, время выполнения заданий, отдельно будет графа контроля, где наставник в конце рабочего дня ставит свою резолюцию и отмечает выполнены или не выполнены поставленные задания.
С целью внедрения мероприятий по контролю остаточных знаний по основным компетенциям работников ОАО «РЖД» на базе предложенных проектных решений, необходимо составить план мероприятий (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1
План мероприятий по контролю остаточных знаний по основным компетенциям работников ОАО «РЖД»
| № п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственное лицо |
| Рекомендация № 1 | |||
| 1 | Отбор кандидатов для осуществления наставничества из сотрудников | 1 неделя | Зам. директора Начальник отдела кадровой службы |
| 2 | Обучение отобранной совокупности сотрудников (будущих наставников) алгоритму осуществления наставничества. | 2 недели | Начальник учебно-методического отдела |
| 3 | Разработка и издание приказа о списке действующих наставников. | 1 неделя | Директор Зам. директора Начальник отдела кадровой службы |
| Рекомендация № 2 | |||
| 4 | Подготовка перечня информационных материалов, представленных в п. 4.1., распечатка нескольких экземпляров, формирование папок. | 4 недели | Начальник отдела кадровой службы |
| Рекомендация № 3 | |||
| 5 | Разработка макета ежедневника для контроля знаний | 2 недели | Начальник научно-редакционного отдела |
| 6 | Заказ и тираж нескольких экземпляров ежедневников в печать | 1 неделя | Начальник научно-редакционного отдела |
| 7 | Распространение ежедневников среди наставников | 1 неделя | Начальник отдела кадровой службы |
Осуществление предложенных нами мероприятий помогает решить следующие задачи:
1. Сформировать у работников устойчивое положительное отношение к организации противопожарных мер и важности их соблюдения;
2. Обеспечить знание работниками процедур, обеспечивающих пожарную безопасность, действующих в организации, знание информации о деятельности организации, ее структуре, правилах и нормах.
3. Обеспечить контроль за работой работника с помощью ежедневника.
3.3 Оценка экономической эффективности совершенствования системы подготовки и развития персонала
Для определения уровня готовности ОАО «РЖД» к переменам, предложенным в работе, был использован опросник «Оценка готовности организации к переменам» Х. Рамперсада.
Выявлено, что 16,8% сотрудников считают, что организация не готова к изменениям; 38,9% считают, что готовность организации удовлетворительная; 28,4% — готовность высокая и 15,8% — крайне высокая (см. рисунок 3.2).
В ходе проведения исследования были проведены экспертные опросы, в результате которых выделены методы и технологии, которые необходимо использовать при разработке и реализации изменений в организациях, в том числе при сопротивлении персонала.
Рис. 3.2 — Готовность организации к изменениям
Эксперты отнесли к ним следующие: постоянное, пошаговое информирование сотрудников; вовлечение сотрудников в процесс принятия решений; поддержка сотрудников; личные беседы; переговоры; маневрирование и мягкое манипулирование; активное вовлечение сотрудников в модернизацию; контроль психологического климата в коллективе; контроль уровня вовлеченности персонала; проведение консультационных мероприятий психологического и организационного характера.
Теперь мы покажем затраты на разработанные мероприятия в таблице 3..
Таблица 3.2
Затраты
| Мероприятия | Затраты, руб | Примечание |
| Нормализация института наставничества | 3500 | Ежемесячная доплата наставникам за каждого сотрудника. |
| Внедрение информационного механизма контроля знаний | 2000 | Затраты на бумагу и канцелярские принадлежности при печати необходимого перечня информации. |
| Разработка плана выполнения работы и заданий от наставника) | 150 | Затраты за печать 1 экземпляра ежедневника для работника |
Допустим если организация обучит в рамках предложенной системы наставничества 20 работников, то организация потратит:
20*3500 = 70 тысяч рублей;
20*150 = 3 тысячи рублей.
Итого, затраты на реализацию разработанных мероприятий составят:
70 + 2 + 3 = 75 тысяч рублей.
В качестве метода определения социально-экономической эффективности проекта выбран метод экспертной оценки.
В состав экспертов входит 7 человек:
— Директор;
— Заместитель директора;
— Главный бухгалтер;
— Начальник отдела кадровой службы;
— Начальник отдела внутреннего контроля;
— Начальник отдела экономики и планирования;
— Специалист отдела кадровой службы.
Экспертные социальные показатели, которые будут улучшены в результате реализации проекта:
- – эффективность системы инструктажей;
- — нормализация правил и норм обеспечения пожарной безопасности;
- – улучшение выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей в области обеспечения требований пожарной безопасности;
- — повышение уровня знаний в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Таблица 3.3
Результаты экспертного ранжирования
| Результаты экспертного ранжирования | |||||||
| Ранжируемые показатели | NN экспертов | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 |
| 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 |
| 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 |
| 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Для нахождения согласованной оценки группы экспертов определяется сумма весов оценок по каждому показателю. Это отображено в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Расчет сумм весов оценок экспертных оценок
| Результаты экспертного ранжирования | Сумма | |||||||
| Ранжируемые показатели | NN экспертов | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 11 |
| 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 19 |
| 3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 24 |
| 4 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 16 |
Таблица 3.5
Определение согласованного ранжирования
| Согласованная оценка экспертов | NN экспертов | Ранжированные суммы по возрастанию | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 11 |
| 4 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 16 |
| 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 19 |
| 3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 24 |
Результат ранжирования, который представляет согласованную оценку экспертов:
1 — улучшение выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей в области обеспечения требований пожарной безопасности;
4 — повышение уровня знаний в сфере обеспечения пожарной безопасности.
2 — нормализация правил и норм обеспечения пожарной безопасности;
3 — эффективность системы инструктажей.
Наивысшую оценку получил показатель «улучшение выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей в области обеспечения требований пожарной безопасности», а наименьшую – «эффективность системы инструктажей».
Произведем оценку степени согласованности мнений экспертов. Данная оценка свидетельствует о значимости данных показателей и производится путем вычисления коэффициента конкордации (согласования) по формуле (1) и (2):

где, Х-квадрат;
m – количество экспертов;
n – количество эффектов;
S – сумма квадратов весов оценок.
Полученный коэффициент W оценивается по шкале от 0 до 1.
Х2 = (12*1314)/(7*4*(4+1)) – 3*7*(4+1) = (15768/140) – 105 = 7,63
W = 7.63/ (7*(4-1) = 0.21
Полученное значение выше 0, что означает положительную согласованность мнений экспертов и согласованное ранжирование реализуемо на практике. Величина коэффициента согласования W=0,21 указывает на положительное согласование мнений группы экспертов.
Полученное согласованное ранжирование устойчивое, что свидетельствует о социально-экономической эффективности предлагаемых проектных мероприятий.
Таким образом, в качестве первого мероприятия по контролю остаточных знаний у работников ОАО «РЖД» предлагается внедрение системы наставничества, в соответствии с которой каждому новому работнику необходимо прикреплять наставника, обладающего достаточно высоким статусом в коллективе, большим опытом работы, готового прийти на помощь, способный увлечь и заинтересовать своего подопечного.
Для формирования системы электронной подготовки уровня знаний персонала ОАО «РЖД» в работе предложено выстроить чёткую линию по организации работы с персоналом, возложив эти обязанности на конкретную группу сотрудников.
В качестве метода определения социально-экономической эффективности проекта выбран метод экспертной оценки. Наивысшую оценку получил показатель «улучшение выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей в области обеспечения требований пожарной безопасности», а наименьшую – «эффективность системы инструктажей». Полученное согласованное ранжирование устойчивое, что свидетельствует о социально-экономической эффективности предлагаемых проектных мероприятий.
Заключение
Пожар представляет собой комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат изменяющиеся во времени и пространстве процессы горения, тепло — и массообмена, приводящие к ущербу.
Процесс горения, который обусловливает развитие пожара, характеризуется тремя основными зонами: подготовительной, зоной горения (пламенем) и зоной продуктов горения.
С развитием техники, электроники системы пожаротушения стали очень разнообразными по принципу действия, по техническим особенностям, по типу активного вещества и т.д. Наиболее эффективны системы пожаротушения, работающие в автоматическом режиме. Автоматика следит за температурой, задымлением и позволяет оперативно передать сигнал тревоги в пожарную часть, оповестить людей о необходимости эвакуации и включить средства пожаротушения.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «РЖД». Анализ данных возникновения пожаров показал, что в динамике количества пожаров ОАО «РЖД» отмечается положительная динамика: рост числа пожаров в анализируемом периоде составил 56,58%. Полученные результаты указывают на проблемы в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Производственный контроль пожарной безопасности входит в систему управления пожарной безопасностью ОАО «РЖД» и направлен на обеспечение пожарной безопасности стационарных объектов ОАО «РЖД». Целью производственного контроля пожарной безопасности является профилактика пожаров на стационарных объектах ОАО «РЖД».
Нормативно-правовым источником, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» является СТО РЖД 1.15.004-2009.
Задачами производственного контроля пожарной безопасности для достижения указанной цели являются: организация и проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности на рабочих местах и стационарных объектах ОАО «РЖД»; анализ и устранение нарушений, выявленных в ходе проверок; разработка мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных в ходе производственного контроля пожарной безопасности.
Эффективность производственного контроля пожарной безопасности определяется достижением установленной цели.
К проведению производственного контроля пожарной безопасности привлекают работников ОАО «РЖД», прошедших обучение мерам пожарной безопасности. Порядок проведения обучения определен СТО РЖД 1.15.010.
СТО РЖД 1.15.004-2009 устанавливает требования пожарной безопасности к объектам инфраструктуры железных дорог ОАО «РЖД» на всех этапах их создания и эксплуатации. СТО РЖД 1.15.004-2009 предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
С 1 марта 2022 года были введены новые программы обучения мерам пожарной безопасности. Их утвердило МЧС России приказом от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».
Проведение инструктажей по пожарной безопасности в организациях осуществляется по программам проведения инструктажей, которые разрабатывает работник, ответственный за проведение противопожарных инструктажей.
В качестве первого мероприятия по контролю остаточных знаний у работников ОАО «РЖД» предлагается внедрение системы наставничества, в соответствии с которой каждому новому работнику необходимо прикреплять наставника, обладающего достаточно высоким статусом в коллективе, большим опытом работы, готового прийти на помощь, способный увлечь и заинтересовать своего подопечного.
Для формирования системы электронной подготовки уровня знаний персонала ОАО «РЖД» в работе предложено выстроить чёткую линию по организации работы с персоналом, возложив эти обязанности на конкретную группу сотрудников.
В качестве метода определения социально-экономической эффективности проекта выбран метод экспертной оценки. Наивысшую оценку получил показатель «улучшение выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей в области обеспечения требований пожарной безопасности», а наименьшую – «эффективность системы инструктажей». Полученное согласованное ранжирование устойчивое, что свидетельствует о социально-экономической эффективности предлагаемых проектных мероприятий.
Список использованных источников
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 01.02.2023)
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/3b2c6f0709cf5640388f606e6 6a03ed2cff6188b/ (дата обращения: 01.03.2023)
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 01.03.2023)
- Приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс»
- ГОСТ 12.1.044-89 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. – Введ. 1991-01-01. – Москва : Стандартинформ, 1991.
- Азжеурова, А. В. Изучение организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности в различных странах / А. В. Азжеурова, А. Х. Салихова // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов. 2022. – С. 6-12.
- Андросов А. С. Теория горения и взрыва : учебник / А. С. Андросов, И. Р. Бегишев, Е. П. Салеев. – Москва : Академия ГПС МЧС России, 2019. – 248 с.
- Белых, В. С. Особенности транспортного законодательства России, Казахстана и Германии: сравнительно-правовой аспект / В. С. Белых, С. К. Идрышева, М. А. Бажина // Право и государство. – 2021. – № 4 (93). – С. 71–89.
- Бикчантаев Б.И., Яруллин Ф.Ф.Пожарная безопасность при строительстве промышленных объектов // Перспективы развития механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства. 2022. С. 219-223.
- Вагин А.В., Дорожкин А.С., Сморыго В.В. Современное законодательство в области пожарной безопасности для объектов капитального строительства // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 8–10.
- Вербовская Е.С. К вопросу о необходимости разработки узкоспециализированной методики расследования нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации многофункциональных зданий // Актуальные проблемы криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. 2021. С. 22-25.
- Власов К. С. Генезис понятия «крупный пожар» / К. С. Власов // Проблемы обеспечения безопасности (безопасность-2022). 2022. – С. 157-161.
- Волкова Е. И. Теоретические аспекты возникновения и развития процессов горения / Е. И. Волкова // Вестник Академии гражданской защиты. – 2022. – № 1(29). – С. 10-15.
- Волкова Е. И. Химические основы расчетов тепловыделения в процессах горения / Е. И. Волкова // Вестник Академии гражданской защиты. – Донецк, 2018. – Вып. 2(14). – С. 74-81.
- Гаврюшенко В.П., Перегудова Н.В. Требования правил безопасности при осуществлении деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в области защиты населения и территорий от чс, обеспечения пожарной безопасности // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и охраны труда. 2021. С. 38-43.
- Гелисханов Д.Х., Рыбалкина А.Е., Кошкин В.Н., Колчев А.А. Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности путем проведения расчета пожарного риска // Студенческий. 2021. № 41-1 (169). С. 6-8.
- Демешко Е.В. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования. 2022. С. 311-314.
- Закирова А. Б. Пожары и их последствия / А. Б. Закирова // Государственное и административное управление и право: экономика, культура, образовании, безопасность: молодежный взгляд. 2022. – С. 176-179.
- Зиганшин Ф.Ф.Требования пожарной безопасность при строительстве // Студенческая наука — аграрному производству. 2022. С. 125-130.
- Касаткин Д. А. Пожарная безопасность и ее обеспечение как элемент общественной безопасности / Д. А. Касаткин // Научные исследования студентов и учащихся. 2022. – С. 36-38.
- Киргуев А.Э. Проведение проверок нарушений правил пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора // Наука. Образование. Инновации: современное состояние актуальных проблем. 2022. С. 76-81.
- Мартынова Д.Ю., Хряпинская В.А., Сапожникова А.Ю. Интерактивное обучение правилам пожарной безопасности для обучающихся начальных классов // Мировые научные исследования и разработки в эпоху цифровизации. 2021. С. 394-397.
- Меньшиков А.В., Муталиева Л.С., Чередниченко С.Н. Современное состояние проблемы возмещения ущерба от пожаров, возникших при нарушении правил пожарной безопасности // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Мониторинг, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2021. С. 226-230.
- Мироньчев А. В. Обеспечение пожарной безопасности объектов капитального строительства в условиях перманентного ускорения темпа изменений требований технического регулирования / А. В. Мироньчев // Пожарная безопасность объектов капитального строительства. 2022. – С. 4-10.
- Мусаб Г.А., Макарычев К.В. Пожарная безопасность в строительстве // Интернаука. 2022. № 36-1 (259). С. 12-13.
- Муталиева Л.С., Меньшиков А.В., Илло Д.А. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности // Административное право и процесс. 2022. № 8. С. 67-70.
- Мухаметзянов Н.З., Султанов Р.М. Анализ системы экспертизы проектной документации по обеспечению пожарной безопасности объектов строительства // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2022. № 5. С. 21-38.
- Наумов И.В.К вопросу о пожарной безопасности при строительстве индивидуальных жилых домов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2022. Т. 12. № 3 (42). С. 350-361.
- Османов Ш.А. Анализ судебной практики по делам о нарушении требований пожарной безопасности // Актуальные проблемы уголовно-процессуальной деятельности органов дознания государственного пожарного надзора ФПС МЧС России. 2021. №7. С. 85-90.
- Панова, А. С. Правовое обеспечение качества и безопасности товаров: вопросы теории и практики: монография / А. С. Панова. – М.: Проспект, 2020. – 336 с.
- Петров В.А., Аксенов С.Г. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания // Студенческий форум. 2022. № 21-4 (200). С. 29-30.
- Петухова М.В., Мартинович Н.В., Власенко Е.И., Смирнова В.А., Татаркин И.Н. Развитие инновационной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на современном этапе // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2021. № 4 (23). С. 142-151.
- Сорокин В.А., Зенкова И.Ф., Шарапов М.А. Совершенствование нормативного обеспечения выполнения профилактики рисков нарушения обязательных требований пожарной безопасности // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов. 2022. С. 388-391.
- Съемщиков С.Е., Татуйко А.Е. Новые правила по пожарной безопасности – 2022 // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2022. № 9. С. 277-278.
- Телеуца М.С. Правила пожарной безопасности в российской федерации. Основные нормативно-правовые документы пожарной безопасности // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. 2022. С. 364-368.
- Томин С.В., Панов М.В. Задачник по пожарной безопасности в строительстве. — Москва, 2018. – 264 с.
- Шигапов Ф.Ф., Завьялов Д.Е. Профилактика нарушений требований пожарной безопасности // Наукосфера. 2022. № 4-2. С. 266-274.
- Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Ц75 К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 124 с.
- 5G Strategy for Germany [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bmvi.de/SharedDocs/EN/publications/5g-strategy-forgermany.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения: 03.02.2023)
- Action Plan: Digitalization and Artificial Intelligence in the Mobility Sector [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/Artikel/DG/aktionsplankuenstliche-intelligenz.html (дата обращения: 03.02.2023)
- Roadmap Quantum Technology [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.quantentechnologien.de/fileadmin/public/Redaktion/Dokumente/PDF /Publikationen/Roadmap-Quantencomputing-bf-C1.pdf (дата обращения: 03.03.2023).
- Society 5.0 for SDGs [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.keidanren.or.jp/en/policy/csr/2017reference2.pdf(дата обращения: 03.02.2023)
- The 5th Science and Technology Basic Plan, Government of Japan. 2016. – January 22. – P. 25–26. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf (дата обращения: 03.03.2023)
- The German federal government. National Strategies [Электронный ресурс] Режим доступа:https://germandigitaltechnologies.de/national-strategies/ (дата обращения: 03.03.2023)
