Заявка на расчет
Меню Услуги

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ЧАСТЬ 5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3 4 5


В соответствии с выявленными особенностями мы опираемся на воспитание умственно отсталых учеников на правильную, адекватную самооценку, критику. Индивидуальные задания детям даются таким образом чтобы показать им степень их способностей  на определенном этапе обучения, поэтому может быть полезна методика с разной степенью сложности. Ребенок постепенно начинает видеть что он может сделать самостоятельно, и что ему не под силу.  Совместная работа учителя и воспитателя необходима для правильного осуществления профессионального консультирования учащихся. Необходимо спланировать эту совместную работу таким образом, чтобы учащиеся специальной (коррекционной) школы научились более реалистично представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности, не вызывая, однако, в них чувство крайней ограниченности их способностей.

Здесь нужен индивидуальный подход и большая чуткость учителя. Знание преподавателем трудового обучения особенностей самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников повысит эффективность учебных занятий, будет способствовать успешному развитию  коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед адаптивной школой.

Отдельным этапом профориентационной программы является работа учителя трудового обучения с родителями. Тесное сотрудничество таких социальных институтов, как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Однако, если школа интернатного типа особое значение приобретает разработка консультационной системы для обучающихся с умственной отсталостью.

Важную роль в организации профориентационной работы  играет уголок профориентации в кабинете трудового обучения. Создание уголка облегчает накопление и систематизацию материалов по профориентации, которые могут быть  использованы любым  педагогом школы. Уголок оформляется стендами, витринами, альбомами, макетами оборудования и т. д. К оформлению и обновлению уголка следует привлекать школьников, что будет являться дополнительным стимулом для развития профессионального интереса.

Работа по профессиональной ориентации не прекращается с окончанием уроков — ею должна быть наполнена каждая минута проведенного в школе времени. Организационные формы профессионального консультирования учащихся во внеклассной работе различны:праздники, вечера, утренники, встречи, беседы, трудовые сборы, экскурсии, конкурсы, выставки, игры, внеклассное чтение, оформление стендов и альбомов, кружковые занятия.

Основой профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью являетсявоспитательная работа в группе. Главная задача заключается в том, чтобы организовать активную и разнообразную деятельность учащихся, связанную с их подготовкой к выбору профессии. При подготовке любого мероприятия важно добиться, чтобы школьники были не просто зрителями и слушателями, а активными участниками. Воспитательное воздействие мероприятия будет непосредственно зависеть от организации деятельности учащихся, начиная с подготовительного периода. Возможности для привлечения учащихся к подготовке профориентационных мероприятий имеются всегда.

При планировании внеклассной  работы в сфере профориентации необходимо учитывать содержание профориентации в образовательном процессе. Это поможет избежать дублирования, например, на экскурсиях. Во время экскурсий важно обратить внимание детей к доступным им профессиям, раскрывая не только общественную значимость, но и их интеллектуальное содержание. Например, оценивая труд уборщицы, обычно отмечается его необходимость (вытирает пыль, подметает, моет). Но учащиеся должны убедиться в том, что уборщица должна знать санитарно-гигиенические требования к помещениям, их подготовке к летнему и зимнему периодам, устройство бытовых приборов (пылесоса) и правила их эксплуатации, особенности и средства ухода за стенами и полом в зависимости от их покрытия, правила ухода за мебелью и т. д.

Обеспечению эмоционального уровня деятельности учеников в процессе профориентационной работы способствуютигры, которые зависят от возраста и подготовленности детей. Например, детям предлагается назвать инструменты, которыми пользуются столяр, слесарь, сапожник, или наоборот — профессию работника, которому нужны определенные инструменты. Расширение опыта детей позволяет использовать и другие игры.

Выставки и конкурсы профессионального мастерства являются хорошим средством обучения школьников. Они проводятся в составе учебно-трудовой группы, между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ, между учащимися различных профилей. Цель соревнований заключается не только в определении знаний и способностей учащихся, но и выявление лучших из них, но и в образовательном воздействии. Участники конкурса извещаются о нем заранее, готовятся показать себя с лучшей стороны, стараются не подвести товарищей и учителей в школе.

Учитывая, что умственно отсталые учащиеся старших классов проявляют  интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы, профессиональная подготовка должна быть максимально приближена к естественным условиям труда на производстве по содержанию и форме.

Имеется в виду не только наличие соответствующего оборудования, но и производственный режим, отношения. Производительный труд позволяет решить множество задач, направленных на подготовку учащихся к жизни и труду. Только в условиях, близких к производственным, можно выработать качественные и скоростные показатели.

Во время  производительного труда школьники ощущают ту трудовую нагрузку, которую имеют взрослые рабочие, на своем опыте они убеждаются в пользе пооперационного разделения труда. Отношения, в которые учащиеся вступают во время работы, дают возможность лучше определить личные качества каждого подростка, что позволяет более целенаправленно влиять на развитие таких качеств, как трудолюбие, ответственность за выполнение порученных друг другу задач, взаимопомощь и гордость за свою профессию. Лучше всего, чтобы производственная практика осуществлялась в профессиональных училищах — на предприятиях, в условиях реальной работы. Необходимо продлить  срок производственной практики и проводить ее на будущих местах работы, что позволит школьным работникам ориентировать производственные коллективы на правильный подход к выпускникам адаптивных школ, и помочь им создать благоприятный для них производственный микроклимат. В связи с этим ученикам должны  обеспечить рабочие места, на которых под руководством опытных мастеров будет осуществляться знакомство с профессией.

Профессиональная ориентация на рабочие профессии должна проводиться школами и учреждениями профессионального обучения совместно. Только такая совместная работа позволит эффективно формировать у школьников с умственной отсталостью профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.

3.2. Анализ эффективности профориентационной работы с умственно отсталыми учащимися

Для того, чтобы оценить эффективность работы по программе профориентации нами было повторно проведено исследование, которое включало в себя те же задания, что и на момент констатирующего этапа эксперимента.

Обрабатывая результаты анкетирования, мы обнаружили следующие результаты, которые представлены в Таблице 5.

Таблица 5  — Результаты анкетирования обучающихся на контрольном этапе

Обрабатывая результаты анкеты, мы увидели, что обучающиеся, которые не хотел продолжать свое обучение, либо не могли определиться с выбором, после проделанной нами работы уменьшилось. Полного «исчезновения», нам достичь не удалось, однако, такой результат вселяет уверенность, что при планомерной и систематической работы в выпускных классах такие обучающиеся вовсе «исчезнут». Отвечая на вопрос «Для чего нужна профессия человеку?» на момент констатирующего эксперимента Ренат С. и Максим Л. Отвечали, что профессия человеку вовсе нужна проведя повторное исследование на этапе контрольного эксперимента мы можем отметить, что ребята теперь отвечают на этот вопрос по другому, а именно «Что заниматься любимым делом». При выборе своей профессиональной деятельности школьники отдают предпочтение помощи взрослого при профессиональном самоопределении, хотя и количество самостоятельных выборов так же повысилось. Как мы помним во 2 главе нашего исследования, мотивом к труду для школьников служила материальная составляющая труда, можно сказать, что на данный момент произошла переоценка ценностей. Теперь при выборе профессии учащиеся руководствуются своими интересами и возможностями.

После окончания анкетирования, мы снова  предложили школьникам выполнить задание на тему «Профессиональная ориентация на профессии, доступной его статусу». Мы так же предоставили им опорные слова, но на этот раз, расширив «диапазон» профессий, поскольку со школьниками была проведена большая по своему содержанию профориентационная работа. Результаты выполненного задания мы оформили в Таблице 6.

Как мы видим, количество обучающихся адекватно оценивающих свои силы и возможности, выбирая те профессии, которым их обучают в школе возросло. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1 — Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов по теме «Профессиональная ориентация на профессии, доступной его статусу»

Организация работы в кружках, позволила нам добиться включения обучающихся в ситуации общения «как на производстве», что по — нашему мнению, должно было повлиять на формирование основ профессионального общения, т.к. словарный запас обучающихся расширялся профессиональной терминологией. Результаты выполнения задания на контрольном этапе представлены в Таблице 7.

Оценивания результаты проведенной работы, можно сделать вывод о том, что количество воспитанников, знающих основы производственных отношений повысилось. Это можно отобразить на Рисунке 2, сравнив с результатами констатирующего эксперимента.

Рисунок 2 — Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов по теме «Определение знания основ производственных отношений»

Включение обучающихся с умственной отсталостью в небольшие группы и подгруппы позволило нам сплотить детский коллектив. Общение во внеурочное время приобрело дружеский характер, во время выполнения трудовых поручений и хозяйственно-бытовых дел, общались между собой, используя стиль общения наиболее подходящий для той или иной ситуации. Поскольку сложно было отследить в процессе дня общение воспитанников между собой, мы как и в первый раз, организовывали проблемные ситуации, которые школьникам нужно было решить Результаты наблюдения представлены в Таблице 8.

Сравнительный анализ показал нам, что количество обучающихся знающих основные стили общения повысилось на 5%, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Графически результаты работы отображены на Рисунке 3.

Рисунок 3 — Сравнительный анализ результатов наблюдения констатирующего и контрольного экспериментов

Сопоставив результаты работы, с ранее полученными результатами, можно сделать выводы о том, что обучающиеся стали прислушиваться к мнению педагогов, мотивом к профессионально-трудовой деятельности для них стал интерес к профессии, также, обучающиеся специальных (коррекционных) школ осознали важность дальнейшего профессионального обучения.

Работа по программе профориентации, позволила умственно отсталым обучающимся по-новому взглянуть на свои способности к той или иной профессии, благодаря этому, дети более критично начали оценивать свои возможности.

Таким образом, мы можем констатировать, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями после проведения профориентации проявили более выраженные профессиональные интересы, стали более критичными и четкими в определении приоритетных областей своей профессиональной и трудовой деятельности, их профессиональные интересы в отношении будущей профессиональной деятельности стали более четкими.

Однако так же следует отметить, что с частью воспитанников нам так и не удалось достичь планируемых результатов. Поэтому профоринетационную работу, с умственно отсталыми обучающимися следует начинать проводить как можно раньше, рабочая система выстроенная нами дала результаты в короткий период времени, для получения более высоких результатов от педагогов школы, требуется длительная и планомерная работа.

3.3 Методические рекомендации по организации профориентационной работы с умственно отсталыми школьниками

Одним из приоритетных направлений обучения детей с интеллектуальными нарушениями в развитии является предоставление им реальной возможности получить трудовую подготовку. Для большинства выпускников с интеллектуальными нарушениями только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития обеспечивает возможность будущего трудоустройства и социализации в современном обществе.

Профориентация является непрерывным процессом и проводится намеренно в любом возрасте. Профессиональное образование в школе не только знакомит детей с профессиями, но и формирует их отношение к выбору профессии и устойчивым интересам к труду. Вот важная система обучения, которой будет соответствовать вся программа работы с детьми с ограниченными возможностями.

На уроках трудового обучения целенаправленная работа по профориентации учащихся начинается в начальной школе.

Хотя ученик все еще далек от размышлений о выборе профессии, он все еще не может воспринимать и полностью понимать информацию профессионального характера, его желания и мечты очень нестабильны, но в этом возрасте он является основой для самоопределения будущей профессии. Многое из того, что ученик получает в школе в 1-4 классах, запомнится на всю жизнь.

С первого класса, с первого урока по труду необходимо заинтересовать детей идеей работы, желанием стать работающим. В этих классах должна быть создана база, на основе которой в последующие годы будут развиваться интересы и склонности к профессиям материального производства. Когда учащиеся 1–4 классов работают с бумагой, пластилином, картоном и тканью,  можно познакомить их с такими профессиями, как слесарь, жестянщик, полиграфист, портниха, вышивальщик и т.д.

В 5-9 классах учитель трудового обучения раскрывает содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве.

Профессиональное обучение в школе на уроках трудового обучения – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду.

Основные рекомендации по организации профориентационной работы:

  • индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты;
  • консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;
  • посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднегопрофессионального образования;
  • тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия, в учебные заведения;
  • встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
  • встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях среднего профессионального образования;
  • творческие конкурсы учащихся школы, организация выставок детскихработ, поощрение активных участников мероприятий и выставок;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности (неделя трудового обучения, тематические классные часы и т.д.);
  • общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, учебныйтруд;
  • собрания по профессиональному самоопределению учащихся;
  • вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу.

Профориентационная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. Учащиеся с умственной отсталостью не имеют четкой жизненной позиции, умение оценивать свои способности в выборе профессии сформировано недостаточно хорошо.

Наличие отклонений в умственном развитии отражается в том факте, что выбор профессии для учащихся с умственными нарушениями, а также для других детей с нарушениями развития ограничивается число  доступных им специальностей. Поэтому основным направлением профориентации является поддержка интересов и склонностей к рекомендуемым видам работы с учетом потенциальных способностей учащихся, реализация которых обеспечивается корректирующим характером обучения.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

Обобщая вышесказанное, мы можем подчеркнуть, что после проведения профориентационной работы при выборе профессии учащиеся стали руководствоваться своими интересами и возможностями, а некоторые учащиеся показали более выраженные интересы к профессиям.

Профессиональное обучение и воспитание в коррекционной школе способствуют формированию у учащихся основных профессиональных навыков и пониманию потребности в работе, предоставляя решения для ряда задач: формирование трудовых навыков, навыков и тех личностных качеств, которые позволяют выпускникам школы успешно участвовать в продуктивной работе в их будущей самостоятельной жизни. Тщательно организованная работа в сфере профориентации и трудового обучения во внеурочной деятельности способствует правильному профессиональному определению и успешной социализации учащихся с умственной отсталостью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире существует большая проблема в выборе профессии обучающихся c  умственной отсталостью. В силу психофизических особенностей, обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка трудa, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение процесса формирования элементов профориентированности в ходе трудового воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для умственно отсталых обучающихся характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы.

Для повышения профессиональной устойчивости учащихся в специальных (коррекционных) учебных заведениях необходимо, во-первых, улучшить с ними воспитательную работу на производстве и, во-вторых, улучшить профориентацию.

При анализе проведённой диагностики было выявлено, что некоторые обучающихся специальной (коррекционной) образовательной организации сталкиваются с незначительными трудностями в профессиональном самоопределении такими как: затруднения в выборе профессии, учебного заведения, неадекватное оценивание своих возможностей, но после проведения программы профориентационной работы  с обучающимися с  умственной отсталостью в старших классах школы они значительно лучше ориентируются в предложенных им заданиях. Но  большинство испытуемых адекватно оценивают свои силы и возможности, не имеют завышенной самооценки. Многие из них строят определенные планы на будущее, положительно, адекватно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучению способствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых обучающихся.

Для оптимизации профориентационной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для повышения уровня их профессионального самоопределения, была составлена программа работы по профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах школы, которая включает в себя три этапа: цикл бесед (классных часов) с обучающимися на предмет их профориентации, проведение с обучающимися серии коррекционных профориентационных игр, цикл работы с родителями.

В процессе проведения программы профориентационной работы  с обучающимися с  умственной отсталостью в старших классах школы, мы видим, что к выбору профессий обучающиеся подходят адекватно, выбирая профессии, соответствующие их возможностям, которые они смогут получить. Обучающиеся реально оценивают свои возможности в выборе профессии. Желания обучающихся соответствуют их силам и возможностям. Обучающиеся, участвующие в эксперименте, умеют работать в коллективе. Обучающиеся выбирали такие профессии, которые их интересуют и которым, они в дальнейшем смогут обучиться. Таким образом, профессии, которые обучающиеся хотят приобрести соответствуют профессиям, которые они могут приобрести.

После проведенной программы профориентационной работы с обучающимися с  умственной отсталостью в  старших классах школы мы видим, что понимание обучающимися правильность и осознанность выбора профессии значительно увеличилось. Обучающиеся лучше стали ориентироваться в профессиях и уже у большинства изменилось мнение о том, для чего нужна профессия. На данном этапе нужно продолжить работу по углублению знаний обучающихся о профессиях для того, что бы обучающимся было легче ориентироваться в профессиях и в социуме.

Исходя из профориентационной работы  с обучающимися с  умственной отсталостью в старших классах школы можно дать несколько рекомендаций педагогам специальной (коррекционной) образовательной организации:

  1. Строить работу, основываясь на знании возрастных и психологических особенностей обучающихся, демонстрировать интерес к его личностным проявлениям.
  2. Проявлять высокий уровень самоконтроля и рефлексии.
  3. Демонстрировать внимательное отношение к обучающимся, ориентироваться на совместную деятельность, сотрудничество.
  4. Постоянно создавать ситуации успеха, поощрять обучающихся, оценивая оптимистически.
  5. Учитывать базовые потребности обучающихся (защищённость, принадлежность к группе, признание, самореализацию).
  6. Ориентируйтесь на полное доброжелательное взаимодействие с родителями обучающихся, другими педагогами, преследуя единую цель.

В процессе проведения эксперимента основная цель была достигнута, т.е. были изучены профессиональные предпочтения у обучающихся 9-го класса специальной (коррекционной) образовательной организации, что позволило сделать следующий вывод: неадекватность профессиональных предпочтений тем существеннее, чем больше нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы. Из этого следует, что проведение  направленных профориентационных занятий, мероприятий способствуют более адекватному самоопределению умственно отсталых обучающихся.

Таким образом, мы можем подвести итоги  квалификационной работы. Анализ методов и программ профессиональной ориентации учащихся с умственными недостатками в старшей школе показывает, что цель квалификационной работы достигнута, все задачи полностью решены. Специальная (корректирующая) образовательная организация хорошо проводит работу по профориентации. Учащиеся специальной коррекционной школы готовы к самостоятельной работе, правильно оценивать свои возможности и сильные стороны, знают и любят работать, они много знают о профессиях, которые им подходят из-за их психофизических расстройств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агавелян, О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы / О.К. Агавелян // Дефектология. — 1974. — № 1.С. 62-67.
  2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — М.: «Академия», — 2000. 160 с.
  3. Ананьева, Т.В. Мой профессиональный выбор: графическая беседа/ Т.В. Ананьева/ /Школьный психолог — 2009. № 5. С. 16-17.
  4. Акимова, О.И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №2. [Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ob- osobennostyah-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov- spetsialnyh-korrektsionnyh-shkol-viii-vida.
  5. Афанасьева, Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. — 2015. — №6. [Электронный ресурс]
  6. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-s-detmi-i-podrostkami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zhiznedeyatelnosti
  7. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. М.: Издательство «Ось – 89», 1998 — 224с.
  8. Бобровская, Л.Н. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Серия «Профильная школа»/Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. М.: «Глобус», 2007 — 89 с.
  9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. М.: Издательство «Академия», 2005 — 290 с.
  10. Бобровская, П.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»/ П.Н. Бобровская. М.: Глобус, 2007. 80 с.
  11. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: «Эксмо» — 2007. 416 с.
  12. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
  13. Бондарь, В.И. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду / В.И. Бондарь, И.Г. Еременко // Дефектология. — 1990. — № 3. — С. 36-42.
  14. Васенков, Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально — трудового обучения умственно отсталых школьников/ Г.В. Васенков// Коррекционная педагогика. №1 (25), 2008. С. 13-23.
  15. Васенков, Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников/Г.В. Васенков//Автореф. дисс. доктора пед.н. М.,2006. 25 с.
  16. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В.В. Воронкова. – Москва: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  17. Выготский, Л.С. Полн.собр.соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. М.: Советская литература, 1983.
  18. Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2006. 234 с.
  19. Гринина Е.С. Возрастная динамика развития внимания у школьников с умственной отсталостью // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 2. С. 44-49.
  20. Даутова, О. Б. Психолого — педагогические основы выбора профиля обучения: учебно-метод. пособие/ О.Б. Даутова. М.: Каро, 2006. 112 с.
  21. Дуброва, Т.И. Вариативные программы подготовки к профессионально — трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта/Т.И. Дуброва// Коррекционная педагогика. № 5(35). 2009. С. 46-51.
  22. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. пособие / сост.Я.С. Сунцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. — 112 с.
  23. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – Москва: Просвещение, 1969. – 216 с.
  24. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/ С.Д. Забрамная. М.: 2006. 345 с.
  25. Зубкова, О.В. Неделя профессий в школе/ О.В. Зубкова// Школьный психолог. 2009. № 15. С. 24-27.
  26. Климов, Е. Л. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е. Л. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 509с.
  27. Копылова, Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида /Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина//Дефектология. 2006. №5. С. 75-78.
  28. Кузин, Ф.А. Культура делового общения/Ф. А. Кузин//Школьный психолог. 2009. №2. С. 24-27.
  29. Новак, М.Д. Профориентационная методика «РАДИ»/М.Д. Новак //Школьный психолог.2010. №19. С. 40-41.
  30. Леонтьев, А.Н. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / А. Н. Леонтьев, Е.Н. Шалобанова//Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
  31. Лопатина, А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах/А. А. Лопатина. Русь, 2005. 352 с.
  32. Макарова, Л.Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся/Л. Н. Макарова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 92 с.
  33. Макеева, Т.Г. Тестируем детей: пособие для педагогов/Т.Г. Макеева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 352 с.
  34. Матвеева, Н.Б. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида/Н.Б. Матвеева, Е.С. Погостина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.: 2004. No3. С. 47-54.
  35. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. А. Бродского. СПб.: 2007. 109 с.
  36. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении /С.Л. Мирский. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  37. Муравьёва, Е.В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников/Е.В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. М.: 2009. № 5(35). С. 75-80.
  38. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана — Граф, 2006. 368 с.
  39. Основы специальной психологии: учебное пособие / А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В.Шипова; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. С. 335.
  40. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова. М.: Прогресс, 2005. 145 с.
  41. Попов, Ю.И. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью / Ю.И. Попов, И.М. Бгажнокова // Дефектология. — 1995. — № 1. – С. 46- 54.
  42. Потапов, Т. В. Беседы о профессиях/Т. В. Потапов. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
  43. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н. С. Пряжников. Воронеж: НПО Модэк, 1996. 264 с.
  44. Резапкина, Г.В. Профессия и карьера/ Г.В.Резапкина// Школьный психолог. 2009. No2. С. 17-31.
  45. Резапкина, Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г.В.Резапкина// Школьный психолог.2010. № 20. С. 25-32.
  46. Серов, П.Н. Модель профессиональной подготовки учеников в школы VIII вида/П.Н. Серов// Дефектология. 2006. № 4. С.46-49.
  47. Социальная адаптация выпускников школ-интернатов / под ред. И. Ю. Левченко. М.: Просвещение, 2003. 168 с.
  48. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Автор-составитель Е.С. Гринина. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 127с.
  49. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 212с.
  50. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007. 384 с.
  51. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова.М.:2002. 304 с.
  52. Щедровицкий, П. Г.Педагогика и логика / П. Г.Щедровицкий, В.М. Розина, Н.Г. Алексеева, Н.Непомнящая. М.: Издательский дом «Касталь», 1993. 416 с.
  53. Яковенко, М. И. Трудоустройство выпускников вспомогательной школы / М.И. Яковенко // Дефектология. — 1971. — №1.С. 37-39
  54. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. — Академический проект Фонд «Мир», 2006.
  55. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — МПСИ, 2008.

1 2 3 4 5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф