Меню Услуги

Организация аудита денежных средств на предприятии. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.Денежные потоки организаций от операций, связанных осуществлением обычной деятельности предприятия, приносящей выручку, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Такие потоки обычно связаны с формированием прибыли или убытка организации от продаж.

Внешним пользователям отчетности информация о денежных потоках от текущих операций показывает уровень обеспеченности организации денежными средствами, которая может быть достаточной для погашения кредитов, поддержания деятельности предприятия на уровне существующих объемов производства, а также выплаты дивидендов и новых инвестиций не привлекая внешние источники финансирования. Информация о таких потоках в предыдущих периодах в сочетании с другой информацией, представляемой в бухгалтерской отчетности, обеспечивает основу для прогнозирования будущих денежных потоков от текущих операций.[22]

2.Денежные потоки организации от операций, связанных с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов классифицируются как денежные потоки от инвестиционных операций. Информация о таких потоках показывает пользователям отчетности организации уровень затрат организации, осуществленных для приобретения или создания внеоборотных активов, которые обеспечивают денежные поступления в будущем.[24]

3.Денежные потоки организации от операций, связанных с привлечением организацией финансирования на долговой или долевой основе, приводящих к изменению величины структуры капитала и заемных средств организации, классифицируются как денежные потоки от финансовых операций.

Информация о таких потоках обеспечивает основу для прогнозирования требований кредиторов и акционеров (участников) в отношении будущих денежных потоков, а также будущих потребностей организации в привлечении долгового и долевого финансирования.

Денежные потоки, которые не могут быть классифицированы однозначно, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Каждое существенное поступление в организацию денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств отдельно от платежей организации.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011),  утв. Приказом МФ РФ от 02 февраля 2011 г. № 11н.[22],  денежными потоками организации не являются:

  1. Платежи денежных средств, связанные с инвестированием их в денежные эквиваленты;
  2. Поступления денежных средств от погашения денежных эквивалентов (за исключением начисленных процентов);
  3. Валютно-обменные операции (кроме потерь или выгод от операции);

4.Обмен одних денежных эквивалентов на другие денежные эквиваленты (кроме потерь или выгод от операции);

5.Другие аналогичные платежи и поступления, изменяющие состав денежных средств, но не их общую сумму, в том числе получение наличных со счета в банке, перечисление денежных средств с одного счета организации на ее другой счет этой же организации.

В отчете о движении денежных средств денежные потоки отражаются свернуто в случаях: когда такие потоки характеризуют не столько деятельность самой организации, сколько деятельность её контрагентов; когда поступления денежных средств от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам; когда они отличаются короткими сроками возврата, быстрым оборотом и большими суммами.[22]

Показатели отчета о движении денежных средств отражаются в валюте РФ – рублях. Денежные потоки пересчитывается в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату осуществления платежа.

В отчете о движении денежных средств курсовая разница отражается отдельно от текущих, инвестиционных и финансовых потоков организации как влияние изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю.

Организация раскрывает состав денежных средств и денежных эквивалентов и представляет увязку сумм, представленных в отчете о движении денежных средств, с соответствующими статьями баланса.[22]

Согласно МСФО 7 организациям разрешается представлять данные о движении денежных средств нетто-методом (на основе взаиморасчета) в случаях, когда денежные поступления и платежи осуществляются от имени клиентов и отражают в большей степени деятельность клиентов, а не компании, а также, когда поступления и платежи по статьям отличаются быстрым оборотом и короткими сроками погашения. Важно отметить, что Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) утв. Приказом МФ РФ от 02 февраля 2011 г. № 11н, содержит в пунктах 16 и 17 аналогичную регламентацию[22].

Еще одним существенным сближением с требованиями МСФО 7 стала регламентация о необходимости раскрытия информации о тех суммах денежных средств, которые недоступны для использования организацией, указанная в пункте 25 Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» утв. Приказом МФ РФ от 02 февраля 2011 г. № 11н. (ПБУ 23/2011) [22].

Аналогичное требование представлено в МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств».[54] Такая информация немаловажна для пользователей отчетности.

В таблице 1.2 представлено сопоставление регламентаций российских и международных стандартов по формированию Отчета о движении денежных средств.

Таблица 1.2

Сравнительная характеристика современных регламентаций статей Отчета о движении денежных средств в российских и международных стандартах

Признак сравнения Единство Различия
Название отчета Совпадает Нет
Назначение отчета Отражает все виды поступлений и выбытия денежных средств и денежных эквивалентов Нет
Статус Отсутствует В МСФО имеет одинаковый статус с формами «Отчет о финансовом положении» (аналог формы «Бухгалтерский баланс») и «Отчет о прибылях и убытках»). В РСБУ является приложением к формам «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках»
Степень обязательности представления Отсутствует Является обязательным в составе отчетности в МСФО. Может не представляться малыми организациями в РСБУ
Степень регламентации формы отчета Возможность самостоятельной детализации организациями статей отчета Некоторые ограничения самостоятельности разработки, устанавливаемые в РСБУ
Структура отчета Представление денежных потоков в классификации по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности. Использование прямого метода составление Отчета Возможность представления Отчета о движении денежных средств косвенным методом в МСФО и отсутствие аналогичной регламентации в РСБУ
Содержание Отчета Совпадение многих статей, раскрываемых в Отчете в обязательном порядке Различия по некоторым статьям, раскрываемым в обязательном порядке

 

Из вышесказанного следует, что российский Отчет о движении денежных средств, несмотря на значительное сближение благодаря принятому Положению по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств»,  утв. Приказом МФ РФ от 02 февраля 2011 г. № 11н. (ПБУ 23/2011)[22] с Отчетом о движении денежных средств, регламентируемым МСФО (IAS) 7, не в полной мере соответствует требованиям международных стандартов.

Согласно РСБУ денежные потоки требуется представлять прямым методом, при котором отражаются полные сумм денежных средств, поступивших от покупателей и выплаченных поставщикам.[24] Международные стандарты предусматривают помимо прямого метода составления отчета и косвенный метод. Преимуществом такого метода является то, что информация, представленная в таком отчете, отражает не направления денежных потоков, а причины изменения остатка денежных средств и их превращения в различные формы активов.

Косвенный метод заключается в корректировке показателя чистой прибыли или убытка с учетом неденежных операций, таких, как начисление амортизации. Также в корректировках участвуют изменения в активах и пассивах компании.

Отчет по международным стандартам дает расшифровку по видам деятельности по вертикали с горизонтальным представлением денежных оборотов по нескольким периодам. Российский отчет представляет информацию за отчетный период с горизонтальной расшифровкой денежных оборотов по видам деятельности. Кроме того, есть различия в классификации операций, которые отражают взаимоотношения с акционерами, поступлением и возвратом долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.

Таким образом, Отчет о движении денежных средств необходим как руководителям для контроля над денежными потоками, так и сторонним инвесторам и акционерам, которые на основании этого документа могут делать выводы об управлении ликвидностью компании, ее доходах и способности привлекать значительные суммы денежных средств.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Экономическая и правовая характеристика ООО «Машстройконструкция»

Общество с ограниченной ответственностью «Машстройконструкция» создано решением учредителя Головачевым А.Г. в 1999 году на основании части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «Машстройконструкция» действует в соответствии с Уставом. Целью ООО «Машстройконструкция» является извлечение прибыли. Филиалов и представительств общество не имеет.

Организационная структура предприятия представлена на схеме 2.1 в виде иерархического «дерева», отражающего вложенность подразделений и должностей.

Схема 2.1.Организационная структура ООО «Машстройконструкция»

Отделом производства и снабжения руководит главный инженер, бухгалтерией и финансовым отделом – главный бухгалтер, отделом кадров – заместитель генерального директора по кадрам.

В соответствии с Уставом ООО «Машстройконструкция» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, имеет гражданские права и несет обязанности. Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Прекращение деятельности общества происходит путем его ликвидации или реорганизации.

Основным видом деятельности ООО «Машстройконструкция» является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства; производство кузнечно-прессового оборудования и прочего подъемно-транспортного оборудования. Эта группировка включает:

— производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности: подъемников и конвейеров непрерывного действия для подземных работ, врубовых машин и комбайнов для добычи угля и горных пород, проходческих, щитов, машин для бурения скважин и прочих проходческих машин;

— производство машин для выемки и перемещения грунта и их частей: бульдозеров с поворотным и не поворотным отвалом, самоходных грейдеров, планировщиков и скреперов, самоходных трамбовочных машин и дорожных катков, самоходных фронтальных одноковшовых погрузчиков;

— производство несамоходных машин для выемки, рыхления или уплотнения грунта, оборудования для забивки и извлечения свай

— производство самоходных и несамоходных машин для распределения дорожно-строительных материалов, дорожных вибрационных машин, машин для разметки дорог и прочих дорожных машин;

— производство машин для сортировки, дробления, смешивания и аналогичной обработки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ, включая машины для брикетирования, формования и прессования твердых полезных ископаемых в порошкообразном или тестообразном виде;

-монтаж, ремонт и техническое обслуживание машин для горнодобывающей промышленности, разработки карьеров и строительства.

Дополнительными видами деятельности организации являются: сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества; аренда грузового автомобильного транспорта с водителем; строительство, проектирование, реконструкция и реставрация зданий и сооружений и другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.

Юридический адрес: 196084, Россия, г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом266.

Общество строит свои отношения на основе договоров и контрактов. ООО «Машстройконструкция» сотрудничает с надежными поставщиками, среди которых есть как заводы-изготовители, так и крупные оптовые предприятия, что является гарантией качества для клиентов предприятия. Клиентами ООО «Машстройконструкция»  являются крупные, средние и малые предприятия г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Предприятие находится на обычной системе налогообложения. Ведение бухгалтерского учета и подготовка бухгалтерской отчетности осуществляются исходя из допущения непрерывности деятельности.

Контроль  за  хозяйственными операциями и их отражением в бухгалтерском учете осуществляется в порядке, утвержденном  директором организации.

Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.[14]

Основные финансовые показатели предприятия ООО «Машстройконструкция» за 2012, 2013 года представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1

Основные финансовые показатели организации ООО «Машстройконструкция»

Показатели 2011

тыс.руб

2012

тыс.руб

2013

тыс.руб

2013/

2012

абс. изменение

2013/2012,
%
Выручка по деятельности с основной системой налогообложения 127118 176020 175008 1012 99,4%
Себестоимость продаж 117151 167326 123833 43433 74%
Прибыль от продаж 9967 8694 51175 42481 588,6%
Рентабельность продаж, % 7,8% 1,5% 19,7%   13,1%
Прочие внереализационные доходы 437 681 72 609 10,6%
Прочие внереализационные расходы 3412 550 391 159 71%
Прибыль до налогообложения 1721 3212 42276 39064 1316%
Налог на прибыль 302 646 1003 357 155%
Чистая прибыль 1504 2600 34436 31836 1324%

 Выручка по деятельности с основной системой налогообложения по итогам 2013 года уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 1012000 тыс. рублей, или на 0,6%.

Прибыль от продаж (операционная прибыль) составившая по итогам 2013 года 51175000 тыс. рублей, увеличилась по сравнению с показателем предыдущего года на 42481000 тыс. рублей, или на 488,6%.

Рентабельность оборота (продаж) % показывает, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль реализованной продукции, таким образом доля  прибыли в цене продукта за 2013 год значительно увеличилась.

Чистая (нераспределенная) прибыль по итогам 2013 года составила 34436000 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 1224%.

Организация проводит аттестацию рабочих мест. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

В ООО «Машстройконструкция» бухгалтерский учет ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94н[30]. Организация ведет бухгалтерский учет в рублях и копейках.

Бухгалтерский учет ведется компьютерным способом с применением программы 1С: Предприятие версии 7.7:Производство + Услуги + Бухгалтерия. Организация ежемесячно формирует и оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме с элементами компьютерной обработки.

Ведение бухгалтерского учета и подготовка бухгалтерской отчетности осуществляются исходя из допущения непрерывности деятельности.Бухгалтерская отчетность организации отражает нарастающим итогом ее   имущественное и финансовое положение и  результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Годовая бухгалтерская отчетность организации состоит из следующих форм: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (Пояснения) (согласно Приложению №3 к Приказу №66н) [14].

2.2. Организация первичного учета денежных средств на предприятии

Операции  c денежными средствами  должны проводиться при наличии первичных документов, оформленных надлежащим образом. Перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа установлен в статье 9 пункте 2 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».[7] Обязательные реквизиты бухгалтерского документа, в том числе по учету денежных средств,  включают в себя:

  • наименование документа;
  • дата составления этого документа;
  • наименование экономического субъекта, который составил документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни, с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лиц, совершивших операцию или сделку, ответственных за правильность ее оформления, либо за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи этих лиц с указанием их фамилий и инициалов или иных реквизитов, которые нужны для идентификации этих лиц.

На предприятии ООО «Машстройконструкция» бухгалтерский учет денежных средств ведется автоматизированным способом с применение программы 1С «Бухгалтерия» в увязке с системой «Клиент-банк».

При учете кассовых операций используются следующие документы: приходный и расходный кассовые ордера (Приложение № 13, 14, 15), кассовая книга (форма КО-4)(Приложение №16), платежная ведомость по форме Т-53, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров по форме КО-3.

Формы первичных кассовых документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и согласно информации Минфина Российской Федерации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются обязательными к применению. [33]

Первичную документацию кассовых операций на предприятии ООО «Машстройконструкция» можно разделить на два типа:

— документацию по внесению в кассу наличных средств;

— документацию по расходу наличных средств из кассы.

Движение первичных учетных документов по кассовым операциям на предприятии представлено в схеме 2.2

Схема 2.2. Движение первичных учетных документов по кассе

Наличные деньги в кассу организации могут поступать с банковских счетов предприятия, от продажи имущества, от покупателей (выручка от продаж), от подотчетных лиц (возврат неиспользованных денежных средств) и т.д. К операциям по расходу наличных средств из кассы относятся: выдача заработной платы, выдача наличных под отчет сотрудникам предприятия, сдача наличных средств в банк, выплаты поставщикам, учредителям и другие операции.

Операции по поступлению денежных средств в кассу на предприятии оформляются приходным кассовым ордером по форме КО-1 (ОКУД 0310001) (Приложение №13).

Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии предприятия, подписывается главным бухгалтером и кассиром предприятия.

На предприятии ООО «Машстройконструкция» порядок документального оформления операций по внесению в кассу наличных денег осуществляется в следующем порядке:

  1. Бухгалтер в бухгалтерской программе составляет и подписывает приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, проверяя правильность их заполнения, ставит печать предприятия на квитанции и регистрирует ордер в журнале регистрации. Затем передает кассиру приходный кассовый ордер и сопроводительные документы.
  2. Кассир проверяет по сопроводительным документам, приходному ордеру и квитанции к нему соответствие сумм наличных средств и пересчитывает переданные лицом, вносящим средства в кассу наличные. При совпадении всех сумм кассир подписывает приходный ордер, квитанцию к нему и выдает квитанцию на руки лицу вносящему наличные.
  3. Кассир приходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге, гасит приходный кассовый ордер и приложенные к нему документы штампом или надписью «получено».
  4. Главный бухгалтер отмечает погашенный приходный кассовый ордер в журнале регистрации.

Денежные средства, которые поступают в кассу предприятия за проданные товары, выполненные работы и услуги оформляются с применением кассового аппарата — к приходному ордеру, помимо квитанции, покупателю выдается кассовый чек.

Порядок оформления операций по расходу наличных средств из кассы:

  1. При выдаче заработной платы из кассы предприятии используется платежная ведомость. Выдача наличных средств под отчет осуществляется по расходным кассовым ордерам, которые составляются главным бухгалтером организации. Главные бухгалтер и руководитель организации подписывают расходный кассовый ордер, который регистрирует в журнале регистрации.
  2. Принимая к исполнению расходный кассовый ордер, кассир выдает наличные средства получателю, который предъявляет кассиру документ, удостоверяющий его личность.
  3. Кассир гасит приходный кассовый ордер, регистрирует совершенную операцию в кассовой книге.
  4. Главный бухгалтер отмечает расходный кассовый ордер в журнале регистрации как погашенный.

Кассир производит выдачу наличных средств только лицу, указанному в расходном кассовом ордере либо заменяющем его документе. При выдаче денежных сумм по доверенности в расходном кассовом ордере указывается имя, фамилия и отчество лица, которому было доверено получение денежной наличности.

Оплата труда работникам предприятия, выплата пособий по социальному страхованию в ООО «Машстройконструкция» производится кассиром по платежным ведомостям, которые подписываются руководителем и главным бухгалтером организации.

Выдача подотчетных сумм из кассы ООО «Машстройконструкция»  производится на хозяйственные нужды и командировочные расходы. По мере расходование денежных средств составляется авансовый отчет (Приложение №23), где отражается на основании оправдательных первичных документов (квитанции, чеки, билеты и т.д.) фактический расход денежных средств. Остаток неизрасходованных средств возвращается в кассу организации. Израсходованные средства списываются на затраты производства в зависимости от цели их израсходования.

В программе 1С авансовый отчет формируется бухгалтером с помощью меню Касса. В отчете на вкладке «Авансы» указываются документы, по которым выдавались денежные средства, и суммы, за которые отчитывается подотчетное лицо.

Авансовый отчет подписывают подотчетное лицо, руководитель и главный бухгалтер.

Разовые выдачи денег на заработную плату и хозяйственные расходы отдельным лицам на предприятии ООО «Машстройконструкция» производятся по расходным кассовым ордерам (Приложение  №14).

Регистрация приходных и расходных кассовых ордеров ведется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме КО-3, предназначенном для контроля за целевым использованием средств. В программе 1С «Бухгалтерия» для формирования унифицированной формы Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов используется отчет «Журнал регистрации кассовых документов». Этот отчет по организации ООО «Машстройконструкция» формируется за указанный период на основании записанных кассовых документов. Нумерация кассовых ордеров осуществляется раздельно и не должна иметь пропусков.

Движение наличных денег учитывается в Кассовой книге (форма КО-4) (Приложение №16). Организация обязана вести одну кассовую книгу, прошнурованную, с пронумерованными листами, опечатанную и заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера. Контроль за ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Кассовая книга ведется кассиром предприятия автоматизировано в программе 1С «Бухгалтерия». Лист кассовой книги (Приложение №16), оформляемой в программе, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Второй экземпляр листа кассовой книги согласно п.4 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» именуется «копией листа кассовой книги»[31].

Лист кассовой книги и его копия, которая служит отчетом кассира, заверяются подписями главного бухгалтера и кассира.

По итогам месяца кассовая книга распечатывается, а в конце года брошюруется, опечатывается, заверяется необходимыми подписями и сдается на хранение в архив.

Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному и расходному кассовому ордеру.

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Главный бухгалтер сверяет записи в кассовой книге с данными кассовых документов, затем заверяет их своей подписью.

Во вкладном листе кассовой книги указываются реквизиты, которые необходимы для этого учетного регистра. К отчету кассира должны прилагаться все первичные документы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Движение средств на счетах в банке на предприятии ООО «Машстройконструкция» оформляется платежными банковскими документами, к которым относятся: чеки, объявления о взносе денег, платежные поручения, платежные требования, аккредитивы. Безналичные расчеты регулируются главой 46 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ[5], определившей основные формы безналичных расчетов, а также «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств», утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П[28].

На предприятии заключен договор с обслуживающим банком ОАО «Петербургский социальный коммерческий банк»  на пользование системой Клиент-Банк. С помощью этой программы платежные банковские документы составляются в одном экземпляре и отправляются в банк.

Операции по расчетному счету в бухгалтерском учете отражаются на основании выписок банка (Приложение № 22) по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.[30]

Выписки банка по расчетному счету выдаются лицам, уполномоченным на их получение руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

При списании банком денежных средств организации за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги к выписке банка прилагаются мемориальные ордера по списанным суммам (Приложение № 21).

Выписка банка по расчетному счету является регистром аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета. При поступлении выписки главным бухгалтером проверяется правильность записей по расчетному счету на основании приложенных к этой выписке документов.

Выписки банка и документы номеруют таким образом, чтобы на выписке и на документах, прилагаемых к ней, был один и тот же номер. Затем на выписке бухгалтером проставляется против каждой операции номер корреспондирующего счета для использования на следующих этапах учетной работы. К выписке банка должны быть приложены оправдательные денежно-расчетные документы (платежные поручения, мемориальные ордера банка и т. д.). В случае отсутствия этих документов указанные в банковской выписке суммы запрещается принимать к бухгалтерскому учету.

Банковские выписки следует хранить вместе с платежными документами о расходовании и поступлении денежных средств.

Единая унифицированная форма выписки ЦБ РФ не утверждена, а лишь рекомендована в качестве основы её примерная, которая называется выпиской с лицевого счета клиента.

При поступлении денежной наличности  на расчетные счета организации оформляется «Объявление на взнос наличными», содержащее информацию об источнике поступления наличных денег.

Для списания средств в целях осуществления расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; выплат в бюджеты и т.д. на предприятии применяются платежные поручения (Приложение №18, 19, 20).

Аналитический и синтетический учет на предприятии осуществляется с использованием программы  «1С:Бухгалтерия». В Конфигураторе программы осуществляется настройка рабочего плана счетов организации.

Счета бухгалтерского учета по способу обобщения и группировки учетных данных делятся на синтетические и аналитические. Синтетические счета предназначены для учета наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процессов в обобщенном виде. Аналитические счета предназначены для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении отдельных видов имущества, обязательств и операций.

Перечень счетов синтетического и аналитического учета представлен в рабочем плане счетов организации ООО «Машстройконструкция» (Приложение № 5).  Согласно п. 4 положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008 г. № 106н Рабочий план счетов утверждается в составе бухгалтерской учетной политики [15].

Синтетический учет денежных средств на предприятии ведется с использованием счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках».

Характеристика счета 50 «Касса»: активный, сальдовый, балансовый

Отражение сальдо по счету в бухгалтерском балансе: Актив, Раздел II «Оборотные активы», по субсчетам 50/1, 50/2 в статье «Денежные средства», 50/3 статье «Прочие оборотные активы».

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

50/1 «Касса организации»; 50/2 «Операционная касса»; 50/3 «Денежные документы».

В дебет счета 50 «Касса» записывается поступление наличных денежных средств в кассу, а в кредит – выбытие денежных средств[31].

Аналитический учет по счету 50 «Касса» на предприятии ООО «Машстройконструкция» ведется ответственным за кассовую наличность кассиром предприятия. Регистром аналитического учета является кассовая книга, в которой отражаются данные приходных и расходных кассовых документов. Основные проводки по счету 50/1 представлены в таблице 2.3

Таблица 2.2

Основные хозяйственные операции по счету 50/1 применяемые в учете ООО «Машстройконструкция»

№ п/п Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит Сумма, руб Документ
1. Получены наличные в кассу с расчетного счета 50/1 51 34400 Приходный кассовый ордер

 

2. Поступило в кассу от арендаторов 50/1 76 12427 Приходный кассовый ордер
3. Поступило в кассу в счет недостачи от виновных лиц 50/1 73/2 740 Приходный кассовый ордер
4. Поступил в кассу неизрасходованный остаток подотчетной суммы 50/1 71 770,27 Приходный кассовый ордер
5. Оприходован излишек денежных средств, установленный при инвентаризации 50/1 91/1 137,12 Приходный кассовый ордер
6. Сдано из кассы на расчетный счет 51 50/1 15000 Расходный кассовый ордер, Выписка банка
7. Выдана из кассы заработная плата по платежной ведомости 70 50/1 74550 Расходный кассовый ордер
8. Выдано из кассы подотчетным лицам на хозяйственные нужды 71 50/1 1239,93 Расходный кассовый ордер
9. Выдана депонированная заработная плата 76 50/1 24360 Расходный кассовый ордер

 

Счет 50/3 «Денежные документы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных документов (чеки, проездные документы, почтовые марки и т. д.):

Дебет счета 50/3 «Денежные документы» Кредит счета 90/1 «Выручка».

При зачислении по чекам денежных средств на расчетный счет производятся записи:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 50/3 «Денежные документы».[30]

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 «Расчетные счета».

Характеристика счета 51 «Расчетные счета»: активный, сальдовый, балансовый.

Отражение в балансе сальдо по счету: Актив, Раздел II «Оборотные активы», Статья «Денежные средства».

Счет 51 «Расчетный счет» — это активный балансовый счет. Его остаток отражает величину средств предприятия на расчетном счете на начало месяца, оборот по дебиту — зачисление средств от реализации продукции, в погашение дебиторской задолженности, поступление банковских ссуд, взнос наличных денег из кассы и т. д. По кредиту показывается уменьшение средств в результате различных платежей, а также в результате передачи их в кассу.

Обороты по кредиту счета 50 отражаются в журнал-ордере № 1, а обороты по дебету счета 50 – в ведомости № 1.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Выписка банка из расчетного счета заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Обрабатывая выписки, бухгалтер записывает зачисленные суммы и остаток по дебету счета 51 «Расчетные счета», а списания — по кредиту. Обороты по кредиту счета 51 отражаются в журнале-ордере № 2, а обороты по дебету счета 51 контролируются показателями ведомости № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Итоговые данные по каждому журналу-ордеру заносятся в Главную книгу, которая ведется по каждому счету на протяжении года. Журнал-ордер и ведомость по счету формируется в программе 1С с помощью отчета «Обороты счета».

Основные хозяйственные операции по расчетному счету в ООО «Машстройконструкция» представлены в таблице 2.4

Таблица 2.3

Основные хозяйственные операции по счету 51 в ООО «Машстройконструкция»

п/п

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб. Документ
1. Поступила выручка от продажи товаров 51 60 15000,00 Выписка по счету, Платежное поручение
2. Поступление долгосрочного банковского кредита 51 67 2 1 0000,00 Выписка банка
3. Погашение дебиторской задолженности 51 76 1 0289,73 Выписка по счету, платежное поручение, платежное требование
4. Оплата за аренду помещения 51 91/1 65000 Выписка по счету
5. Выплачен аванс поставщикам 60 51 35400 Платежное поручение, выписка по счету
6. Перечислены выплаты налогов 68 51 24740 Платежное поручение, выписка по счету
7. произведены платежи в фонды социального страхования и обеспечения 69 51 73550 Выписка по счету
8. Погашение дебиторской задолженности 76 51 24000 Выписка по счету
9. Денежные средства, снятые с расчетного счета, оприходованы в кассу 50 51 52000,00 Приходный кассовый ордер

 

Для отражения затянувшегося процесса перечисления денежных средств с одного счета на другой, когда денежные средства с одного счета уже списаны, а на другой счет еще не зачислены, используется счет 57 «Переводы в пути».

Например, при взносе наличными в вечернее время средства на расчетный счет могут быть зачислены только на следующий день. В бухгалтерском учете такая ситуация отражается двумя проводками.

В первый день записывается проводка:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дебет 57 – Кредит 50, проводится запись на основании записи кассовой книги организации

На следующий день делается проводка:

Дебет 51 – Кредит 57 – производится запись на основании выписки с банковского счета.

Для организации на предприятии аналитического учета в программе 1C:«Бухгалтерия» используется специальный механизм – субконто, представляющий собой синтетический разрез счета. В терминах бухгалтерии субконто — это аналитический субсчет[64].

В программе 1C аналитический учет можно вести по любому счету или субсчету. Для этого при редактировании планов счетов к требуемому счету или субсчету «прикрепляется» нужный вид субконто.

Ввод информации о хозяйственных операциях в программу выполняется в виде бухгалтерских проводок. Для каждого из корреспондирующих счетов проводки, если для этих счетов указано ведение аналитического учета, указываются объекты аналитического учета.

При ведении аналитического учета с использованием субсчетов многоуровневый аналитический учет реализуется за счет использования субсчетов разных уровней.

Одним из вариантов аналитического учета является количественный учет. Это учет в натуральных показателях и его применяют, как правило, для обеспечения сохранности имущества, в том числе денежных документов и ценных бумаг.

Настройки аналитического учета — это виды субконто, которые задаются в качестве свойств счетов. По каждому счету может параллельно вестись аналитический учет с использованием до трех видов субконто. Предоставляется возможность самостоятельно добавлять новые виды субконто.

При добавлении нового вида субконто могут быть установлены дополнительные признаки учета: «Только обороты» и «Суммовой».

В типовой конфигурации программы 1С аналитический учет на счете 50 «Касса» ведется в разрезе одного субконто вида «Статьи движения денежных средств».

Аналитический учет на счете 51 «Расчетные счета» ведется в разрезе субконто вида «Банковские счета» и «Статьи движения денежных средств» (в разрезе субконто вида «Статьи движения денежных средств» аналитический учет ведется только по оборотам)

Аналитический учет на счете 55 «Специальные счета в банках» ведется в разрезе двух субконто вида «Статьи движения денежных средств» и «Банковские счета».[30]

Согласно  статье 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 активы и обязательства подлежат инвентаризации. Количество инвентаризаций, сроки их проведения и перечень проверяемых объектов в отчетном периоде определяются организацией самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством РФ, а также федеральными и отраслевыми стандартами [7]. Одним из таких случаев, перечисленных в п.27  Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденными приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, является проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности [14].

Инвентаризация кассы на предприятии производится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными  приказом Минфина России от 13 июня 1995г.№ 49  «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации и имущества и финансовых обязательств» [34] и Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [31].

Цель инвентаризации — проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.[35]

На предприятии ООО «Машстройконструкция» инвентаризации проводятся постоянно действующей комиссией, утвержденной приказом  руководителя.

До начала проверки наличия денежных средств и денежных документов инвентаризационная комиссия должна получить приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств — последние на момент инвентаризации.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные кассовые документы сданы в бухгалтерию и все денежные средства, которые поступили на их ответственность, оприходованы, выбывшие — списаны в расход.

Ежегодные инвентаризации в  ООО «Машстройконструкция» проводятся на основании приказа руководителя  не позднее  1 декабря текущего года.

Внеплановые инвентаризации на предприятии проводятся при смене материально-ответственных лиц, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризация кассы начинается с проверки отраженного в отчете кассира учетного остатка, фактическому наличию денег в кассе. Недостача в кассе образуется, если фактический остаток денег в кассе меньше учетного. В этом случае недостача должна быть взыскана за счет кассира. В обратном случае в кассе образуется излишек, который признается в составе внереализационных доходов предприятия.

Инвентаризационная комиссия путем полного пересчета проверяет достоверность данных бухучета и фактического наличия денежных средств и денежных документов, которые находятся в кассе.

Остаток наличных средств сверяется с данными учета по кассовой книге. На предприятии в условиях автоматизированного ведения кассовой книги производится проверка правильности работы программы обработки кассовых документов.

Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета на предприятии оформляются в порядке, предусмотренном действующим  законодательством.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15 (Приложение № 17).

При обнаружении излишков и недостач в бухгалтерии делают проводки, представленные в таблице 2.4

Таблица 2.4

Основные хозяйственные операции по результатам инвентаризации кассы

№ п/п Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит
1. Отражены выявленные излишки при инвентаризации денежных средств в кассе 50/1 91/1
2. Отражена выявленная при инвентаризации недостача денежных средств в кассе 94 50/1
3. На кассира отнесена недостача денежных средств 73/2 94
4. В погашение недостачи кассиром внесены денежные средства в кассу 50/1 73/2

Выявленные при инвентаризации излишки наличных средств зачисляются на финансовые результаты организации на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

По кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» отражается взыскание недостачи.

По кредиту субсчета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» отражается внесение денежных средств кассиром для погашения недостачи.[30]

По результатам инвентаризации на предприятии в двух экземплярах оформляется акт и подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии, а также лицами, которые ответственны за сохранность ценностей. Один экземпляр акта инвентаризации оставляют у материально ответственного лица, а второй передается в бухгалтерию предприятия.

Операции по приему и выдаче денежных средств и денежных документов во время инвентаризации не производятся. Проведение инвентаризации не допускается при неполном составе комиссии. В акте не допускаются помарки и подчистки. Исправления оговаривают и подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.

При выявлении в кассе предприятия недостач или излишков денежных средств в акте указывают сумму и обстоятельства их возникновения. На обратной стороне формы акта материально ответственные лица должны дать объяснение причинам возникновения излишков или недостач денежных средств. Выявленная недостача взыскивается с мате­риально ответственного лица — кассира организации.

Ревизия кассы организации и соблюдение кассовой дисциплины также производятся уч­редителями и аудиторами в соответствии с заключенными договорами. Особое внимание они должны уделить вопросу обеспечения сохран­ности денежных средств.[31]

Рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков в ходе проверок кассовой дисциплины, а также причины и условия, которые способствуют совершению хищений и злоупотреблений, обязательны для выполнения.

В связи с вышесказанным, можно отметить, что кассовые операции на предприятии оформляются с применением унифицированных форм первичной документации в программе 1С «Бухгалтерия». Движение средств на счетах в банке в ООО «Машстройконстукция» оформляется платежными банковскими документами с помощью программы «Клиент-Банк».

Использование автоматизированной системы учета денежных средств позволяет экономить время, контролировать текущий баланс, получать электронные выписки и автоматически заносить всю информацию по расчетному счету в программу, в которой ведется бухгалтерский учет.

 


Страницы:   1   2   3   4