Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО «регионстроймонтаж». Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ООО «РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ»

 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «РегионСтройМонтаж»

Общество с ограниченной ответственностью «РегионСтройМонтаж» (ООО «РСМ») образовано в соответствии с Гражданским кодексом РФ [2], Законом об обществах с ограниченной ответственностью [5] Решением единственного участника № 1 от 25 января 2010 г. Основная цель создания компании – осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Для достижения поставленной цели компания согласно уставу может вести следующие виды деятельности:

  • производство общестроительных работ по возведению зданий;
  • монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций;
  • устройство покрытий зданий и сооружений;
  • монтаж строительных лесов и подмостей;
  • производство бетонных и железобетонных работ;
  • монтаж металлических строительных конструкций;
  • производство каменных работ;
  • производство штукатурных работ;
  • производство малярных работ;
  • оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническими оборудованием (см. прилолжение 1).

Как самостоятельное юридическое лицо, ООО «РСМ» имеет в собственности отдельное имущество, отражаемое на самостоятельном балансе, может от своего имени получать и реализовывать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже. При этом согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью [5] компания несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, а собственник несет риск убытков, связанных с деятельностью ООО «РСМ» в сумме стоимости внесенного вклада.

Уставный капитал ООО «РСМ» – 10 000 рублей.

По масштабам деятельности и численности персонала ООО РСМ» относится к малым предприятиям. Численность персонала ООО «РСМ» на 1 января 2014 г. – 20 человек (см. приложение 2). ООО РСМ» находится на общей системе налогообложения.

Высшим органом управления ООО РСМ» является единоличный участник общества, который может принимать к своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью предприятия. Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором (см. рисунок 3). В настоящее время обязанности генерального директора исполняет единственный участник, то есть имеет место совмещение в одном лице собственника и управляющего бизнеса.

Рисунок 3. Органы управления ООО «РСМ»

Директор ООО «РСМ» действует от имени компании без доверенности, представляет ее интересы, совершает сделки, издает приказы, принимает на работу и увольняет персонал, организует работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений, а также контролирует деятельность ООО РСМ» и обеспечивает соблюдение трудовой дисциплины. Так как по масштабу деятельности и численности работников ООО «РСМ» относится к малым предприятиям, то имеет очень простую организационную структуру (см. рисунок 4).

Рисунок 4 Организационная структура ООО «РСМ»

Организационная структура ООО РСМ» направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями ООО РСМ», распределение между ними прав и ответственности. Следует отметить, что организационная структура компании не является замершей формой, она изменяется вместе с самой стратегией компании, с колебаниями внешней и внутренней среды компании. Цель организационной структуры – обеспечить достижение стоящих перед компанией текущих и стратегических задач.

Важную роль в ООО «РСМ» играет главный бухгалтер, обеспечивающий контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, подготовку оперативной информации, своевременное формирование финансовой отчетности, выполнение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности компании.

Персоналом ООО «РСМ» являются сотрудники, привлеченные на работу по трудовым договорам, в которых определяются права, обязанности и ответственность работников, условия их труда.

Данные об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ООО «РСМ» за 2011-2013 гг. представлены в таблице 2

Таблица 2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «РСМ» за 2011-2013 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение
2012 г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.
Выручка от выполнения СМР 613 29391 35328 28778 5937
Себестоимость СМР 579 27817 33540 27238 5723
Прибыль от продаж 34 1574 1788 1540 214
Чистая прибыль 27 1259 1430 1232 171
Величина внеоборотных активов 0,0 0,0 512 0,0 512
Величина оборотных активов 22 958 4286 936 3328
Величина совокупных активов 22 958 4798 936 3840
Величина дебиторской задолженности 0 1812 5012 1812 3200
Величина кредиторской задолженности 7 602 6283 595 5681
Численность персонала 1 11 20 10 9
Затраты на 1 руб. продукции, руб. 94,45 94,64 94,94 0,19 0,29
Рентабельность продаж, % 5,55 5,36 5,06 -0,19 -0,29
Выработка на 1 работника, тыс. руб. 613,00 2671,91 1766,40 2058,91 -905,51
Фондовооруженность на 1 работника, тыс. руб. 0,0 0,0 25,60 0,0 25,60
Доля внеоборотных активов в имуществе, % 0,0 0,0 10,67 0,0 10,67
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, раз 0,0 3,01 0,80 3,01 -2,21

Как свидетельствуют данные таблице 2, объемы производства строительно-монтажных работ (СМР) и финансовые результаты деятельности ООО «РСМ» стабильно возрастают, что оценивается положительно.

Так, выручка от реализации в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возросла с 613 тыс. руб. до 29391 тыс. руб. в 48 раз. Аналогичные изменения произошли по себестоимости продукции – рост с 579 тыс. руб. до 27817 тыс. руб. Прибыль от продаж за этот же период увеличилась с 34 тыс. руб. до 1 тыс. руб., что оценивается позитивно. В 2013 г. по сравнению с 2012 г., также наблюдается рост результатов деятельности. Выручка от реализации увеличилась до 35328 тыс. руб. на 5937 тыс. руб. или на 20%. Аналогично себестоимость выполненных СМР увеличилась до 33540 тыс. руб. на 5723 тыс. руб. Прибыль от продаж за этот же период возросла на 214 тыс. руб., когда по итогам 2013 г. она составила 1,8 млн. руб.

Чистая прибыль ООО «РСМ», как конечный финансовый результат хозяйственной деятельности, также прирастает. Если по итогам 2011 г. предприятие получило небольшую прибыль в сумме 22 тыс. руб., в 2012 г. чистая прибыль составила 1259 тыс. руб., а в 2013 г. – 1430 тыс. руб.

Позитивной тенденцией следует считать увеличение в целом за анализируемый период внеоборотных активов, свидетельствующей о развитии материально-технической базы и активной инвестиционной политике. Так, в среднем за 2013 г. внеоборотные активы предприятия составили 512 тыс. руб.

Положительно оценивается наращение оборотных средств предприятия, когда в общем за анализируемый период их среднегодовая величина возросла с 22 тыс. руб. до 958 тыс. руб. и до 4286 тыс. руб. соответственно.

Вследствие роста величины внеоборотных и оборотных активов размеры совокупного капитала ООО «РСМ» в 2011-2013 гг. составляли 22 тыс. руб., 958 тыс. руб. и 4798 тыс. руб. соответственно.

Косвенно свидетельствующей о нарушении платёжеспособности предприятия является значительная величина кредиторской задолженности, имеющей тенденцию к увеличению. Если в 2011 г. она составляла 7 тыс. руб., то в 2012 г. – 602 тыс. руб., а в 2013 г. – 6283 тыс. руб.

За анализируемый период наблюдается нестабильность относительных показателей, характеризующих эффективность и интенсивность использования производственных ресурсов.

Негативно следует оценивать рост уровня затрат на 1 руб. продукции с 94,5 коп. в 2011-2012 гг. до 95 коп. в 2013 г.

Уровень рентабельности продаж в 2011-2013 гг. незначительно снижается, главным образом, в зависимости от изменения прибыли от продаж: 5,55 %, 5,36 % и 5,06% соответственно.

Выработка на 1 работника за 2011-2013 гг. в общем утроилась и составила в 2013 г. 1766,4 тыс. руб.

Таким образом, можно отметить, что для ООО «РСМ» первоочередной задачей видится обеспечение прибыльности деятельности, наращение объемов реализации, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости. Поэтому для повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, снижения хозяйственных рисков и недопущения банкротства ООО «РСМ» необходимо систематически осуществлять поиск внутренних резервов оптимизации деятельности и разрабатывать комплексную систему мероприятий по их реализации.

В целом, данное предприятие является стабильно развивающимся. Финансовое положение можно оценить как устойчивое. Организация за последние периоды добилась положительных финансовых результатов, активно привлекаются заемные средства для финансирования производственной деятельности.

2.2 Анализ организации бухгалтерского учета ООО «РегионСтройМонтаж»

В ООО «РСМ» применяется централизованная организация учетного процесса, когда бухгалтерский учет ведется обособленным структурным подразделением – бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером, а в подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Так как по масштабам деятельности (менее 400 млн. руб.) и численности работающих (менее 100 чел.) ООО «РСМ» относится к малым предприятиям, то бухгалтерия имеет очень простую организационную структуру, когда кроме главного бухгалтера в штат бухгалтерии входит один бухгалтер, совмещающий функции кассира и курьера.

Бухгалтерия имеет линейную организационную структуру (см. рис. 2.3), однако распределение обязанностей в самом аппарате больше комбинированное, нежели функциональное, что обуславливает высокую степень взаимозаменяемости.

Рисунок 5. Организационная структура бухгалтерской службы ООО «РСМ»

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Главный бухгалтер является руководителем отдела и осуществляет бухгалтерский учет и составляет отчетность предприятия, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, по расчетному счету, ведет расчеты с персоналом по заработной плате, по подотчетным лицам. Бухгалтер ведет учет движения материально-производственных запасов, расчетов с контрагентами, обрабатывает первичные документы, а также осуществляет расчеты наличными денежными средствами, оформляет приходные и расходные кассовые документы, составляет отчет кассира, которые заверяются руководителем и главным бухгалтером.  В ООО «РСМ» бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета с использованием автоматизированной системы учета «1С: Бухгалтерия 8.3» (см. рисунок 5). Программа «1С: Бухгалтерия 8.3» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды. «1С: Бухгалтерия 8.3» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой ООО «РСМ». Это прикладное решение в ООО «РСМ» используется совместно с прикладными пакетами «1С: Подрядчик строительства» и «Зарплата и Управление Персоналом».

Рисунок 6. Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, применяемой в ООО «РСМ»

Учетная политика на предприятии для целей бухгалтерского и налогового учета утверждается приказом генерального директора от 11.01.2010 г. № 1 «Об учетной политике» (см. приложение 3). Следует отметить, что в ООО «РСМ» Положение об учетной политике основано на формальном подходе и сформировано поверхностно. Так, объем данного документа составляет всего 3 страницы, при этом включает учетную политику и в целях бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Данный документ включает всего 12 пунктов.

Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерией. Организация ведет учет использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы фирмы «1С». На предприятии используется рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно.

Учет основных средств в ООО «РСМ» ведется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. Амортизация по всем группам основных средств начисляется линейным способом.

Объекты основных средств стоимостью до 40 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. учитываются в составе МПЗ и списываются на затраты производства по мере отпуска в производство или эксплуатацию. Переоценка основных средств не производится.

Учет МПЗ в ООО «РСМ» ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ.

Учет производственных запасов в ООО «РСМ» ведется на счете 10 «Материалы» (без применения счетов 15 и 16) по фактической себестоимости состоящей из суммы фактических затрат на приобретение. Метод списания себестоимости производственных запасов — по себестоимости каждой единицы.

Учет доходов по обычным видам деятельности и прочим поступлениям ведется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации». Доходами по обычным видам деятельности являются:

— выручка от выполнения строительно-монтажных работ (СМР);

— продажа строительных материалов.

Учет выручки по обычным видам деятельности ведется по методу начисления.

Согласно п.7.2 Положения об учетной политике расходы ООО «РСМ», связанные с получением доходов по оптовой торговле, должны учитываться на счете 44 «Расходы на продажу» и списываться ежемесячно в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи», что на практике не выполняется.

В соответствии с ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

ООО «РСМ» не осуществляет перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам, учтенной на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита, до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

Дополнительные затраты по заемным средствам относятся в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены, без предварительного отражения на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В ООО «РСМ» не создаются резервы по сомнительным долгам, резерв на предстоящий ремонт основных средств, резервы на оплату отпусков, резерв под обесценение ценных бумаг.

В целом, следует отметить, что в данном приказе не нашли своего отражения порядок распределения общехозяйственных расходов, не отмечено, что отдельно не выделяются суммы общепроизводственных расходов на счете 25. Также не закреплен состав прямых расходов в бухгалтерском и налоговом учете, порядок учета и оценки незавершенного производства в бухгалтерском и налоговом учете.

Таким образом, учетная политика ООО «РСМ», имея незначительный объем, является недостаточной. Не нашли своего отражения конкретные способы исчисления себестоимости выполненных работ, не определен состав имущества, по которому в целях бухгалтерского учета и налогообложения амортизация не начисляется, не отражены операции с учредителем при наделении предприятия оборотными и внеоборотными активами, подробно не раскрыт порядок распределения накладных расходов и др.

Достоинствами применяемого Положения об учетной политике является разработанный пакет приложений, в частности: приведены рабочий план счетов (см. приложение 4), состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности (см. приложение 5), перечень применяемых первичных документов (см. приложение 6) и график документооборота (см. приложение 7).

В целом, нужно доработать данный приказ и привести учетную политику ООО «РСМ» в соответствии с изменениями нормативных документов и требованиями ПБУ 1/2008.

2.3 Система бухгалтерского учета материально-производственных запасов

Из основных видов МПЗ в деятельности ООО «РСМ» присутствуют только производственные запасы, учитываемые на счете 10 «Запасы» и незавершенное производство, информация о котором формируется на счете 20 «Основное производство». Такие виды ТМЦ как товары и готовая продукция в связи с отраслевой принадлежностью компании (строительство) отсутствуют.

Сырье и материалы в ООО «РСМ», главным образом, приходуются от поставщиков или подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, а также от списания негодных объектов основных средств и оприходования излишков строительного производства.

Согласно учетной политике ООО «РСМ» в составе МПЗ на счете 10 «Материалы» отражается наличие и движение предметов труда, эксплуатируемых менее одного года, вне зависимости от их стоимости.

Сырье, основные и вспомогательные строительные материалы, топливо, комплектующие изделия, запчасти фиксируются в учете и показываются в отчетности ООО «РСМ» по фактической себестоимости.

Транспортно-заготовительные расходы ООО «РСМ» и расходы на приобретение материальных ценностей переносятся прямо на затраты строительного производства по счету 20 «Основное производство» или по счету 26 «Общехозяйственные расходы» пропорционально прямым затратам.

При списании материалов в строительное производство, на нужды управления и прочем выбытии их оценивают либо по средней себестоимости, либо по себестоимости каждой единицы (по уникальным и дорогостоящим видам МПЗ).

Стоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей, в т. ч. специальной оснастки и специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно норм выдачи менее 12 месяцев, по мере их передачи в производство переносится на расходы в порядке, определенном для материалов. Одновременно, учет этих предметов после их передачи в эксплуатацию до ликвидации осуществляется на забалансовом счете 002.1 «Материалы, принятые на ответственное хранение».

Стоимость специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно норм выдачи более 12 месяцев, списывается линейным способом исходя из ее сроков полезного использования, определенных типовыми отраслевыми нормами также на забалансовом счете 002.1 «Материалы, принятые на ответственное хранение». Стоимость специальной оснастки (инструмент, леса, опалубка и другие специальные приспособления и оборудование) списывается аналогично.

Все операции по движению материалов в ООО «РСМ» оформляются соответствующими первичными учетными документами.

Поступление на склад возвратных материалов из производства оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают строительные участки-сдатчики в двух экземплярах. Материалы, поступившие от разбора и демонтажа зданий и сооружений, ставятся на приход по акту об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

В случае приобретения материалов подотчетными лицами за наличный расчет документами, подтверждающими стоимость купленных материалов, являются товарный чек с приложенным чеком ККМ и составляемый подотчетным лицом авансовый отчет.

Для оформления покупки материалов работнику, приобретающему их, выписывают доверенность по форме № М-2 [20] на приобретение ТМЦ, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, счету-фактуре, товарно-транспортной накладной, договору, заказу, соглашению. Доверенность заполняется в одном экземпляре и выдается под расписку получателю. Доверенность обычно выдается на срок 10-15 дней, предварительно она регистрируется в пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

При получении поступающих от поставщиков МПЗ оформляется приходный ордер по форме № М-4, который заполняется в единственном экземпляре кладовщиком на дату поступления материалов на склад. Приходный ордер выписывается строго на фактически принятое количество ценностей. В случае получения МПЗ, которые имеют количественное и качественное расхождение, а также разногласие по ассортименту с сопроводительными документами поставщика, заполняется акт о приемке материалов по форме № М-7. Этот акт также оформляется при неотфактурованных поставках, т.е. при приемке материалов, поступивших без сопроводительных документов.

Акт М-7 заполняется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным присутствием кладовщика и экспедитора отправителя (поставщика ТМЦ). После приемки МПЗ акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передаются в бухгалтерию ООО «РСМ» для регистрации движения ТМЦ (первый экземпляр), и для отправки поставщику (второй экземпляр).

Аналитический учет поступления материалов осуществляется по складу, строительным участкам, прочим местам хранения МПЗ, а внутри них – по каждому наименованию (номенклатурному номеру), группе материалов на основании карточек учета материалов по форме № М-17, составляемых кладовщиком. Данные карточек образуются на основе первичных приходно-расходных документов на дату совершения операции.

Как отражено в учетной политике ООО «РСМ», синтетический учет производственных запасов ведется по фактическим ценам, а ее формирование происходит на счете 10 «Материалы» без применения счетов 15 и 16. В соответствии с рабочим планом счетов ООО «РСМ» к счету 10 открываются такие субсчета, как:

10.1 «Сырье и материалы»;

10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10.3 «Топливо»;

10.4 «Тара и тарные материалы»;

10.5 «Запасные части»;

10.6 «Прочие материалы»;

10.7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

10.8 «Строительные материалы»;

10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

На субсчете 10.1 ведется учет наличия и движения сырья и основных материалов, потребляемых в процессе выполнения СМР, образуя основу из себестоимости; вспомогательных материалов, которые расходуются для нужд управления.

На субсчете 10.2 отражается наличие и движение покупных комплектующих для строительного производства.

На субсчете 10.3 фиксируется наличие и движение топлива (дизельное топливо, бензин, газовое топливо) и смазочных материалов, необходимых для эксплуатации транспорта.

На субсчете 10.4 отражается наличие и движение всей тары, применяемой в производстве (поддоны, полиэтиленовая пленка и др.).

На субсчете 10.5 фиксируется наличие и движение купленных запчастей, необходимых для выполнения ремонта, замены изношенных частей строительных машин и оборудования, а также транспорта и др.

На субсчете 10.9 ведется учет наличия и движения хозяйственного инвентаря и инструментов и прочих средств труда.

Субсчет 10.10 применяется для учета наличия и движения специального инструмента и специальной одежды, находящейся на складе. В свою очередь, на субсчете 10.11 отражается поступление и наличие специального инструмента и специальной одежды в эксплуатации.

Аналитический учет по счету 10 ведется в организации по местам хранения материалов (склад или строительные участки) и их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Для хранения основных и вспомогательных строительных материалов, запчастей и прочих материалов в ООО «РСМ» организовано специализированное складское хозяйство. Кроме центральной складской зоны, на строительных участках ООО «РСМ» создаются кладовые, выполняющие функции временных складов. Каждому складу приказом по ООО «РСМ» присваивается временный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям этого склада.

При оприходовании материалов дебетуют счет 10 и кредитуют:

счет 20 «Основное производство» – на стоимость излишков строительного производства и возвратных отходов;

счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – на стоимость материалов, поступивших от поставщиков;

счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость материалов, купленных за наличный расчет.

счет 91 «Прочие доходы и расходы» – на стоимость излишков материалов, выявленных по итогам инвентаризации, или полученных от списания объектов основных средств.

Для отражения поступления материалов в «1С: Бухгалтерия 8.3» применяется вкладка «Поступление товаров и услуг» (Покупка > Поступление товаров и услуг).

Например, 02.02.2014 г. в ООО «РСМ» поступили следующие материалы от ООО «Рассвет» (Накладная №22 от 02.02.2014 г., счет-фактура №25 от 02.02.2014 г.):

– Доска обрезная в количестве 10 куб. м по 5900 руб. за 1 куб. м на общую сумму 59000 руб., в т.ч. НДС 9000 руб.

– Поддоны деревянные в количестве 100 штук по 118 руб. за 1 шт., на общую сумму 11800 руб., в т.ч. НДС 1800 руб.

– Ткань уплотнительная в количестве 10 метров по 649 руб. за 1 м, на общую сумму 6490 руб., в т.ч. НДС 990 руб.

Материалы оприходованы на Основной склад по приходному ордеру №12 от 02.02.2014 г.

В бухгалтерском учете документ сформировал записи следующего вида:

Д-т 10.1 К-т 60.1 — На стоимость приобретенной номенклатуры каждого вида без НДС;

Д-т 19.3 К-т 60.1 — Выделенный НДС.

В налоговом учете сделаны записи:

Д-т 10.1 КПВ — На стоимость приобретенной номенклатуры каждого вида без НДС

Так же документ отражает движения по таким регистрам, как:

– НДС по партиям запасов;

– НДС предъявленный;

– НДС расчеты с поставщиками;

Фактическое списание материалов в строительное производство (счет 20) или для целей управления (счет 26) отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство 20 или 26.

Например, в апреле 2014 г. в бригаду электромонтеров ООО «РСМ» были переданы 3 комплекта спецодежды стоимостью 1550 руб. 00 коп. каждый. Бухгалтер произвёл следующие записи:

Дебет 10.11 Кредит 10.10 – 4650 руб. 00 коп. (1550 руб. * 3) – переданы в эксплуатацию для производственных нужд 3 комплекта спецодежды.

Дебет 20 Кредит 10.11 – 4650 руб. 00 коп. (1550 руб. * 3) – полученная спецодежда списана на производственные затраты.

При прочем выбытии МПЗ (продаже, списании, передаче безвозмездно) их стоимость списывается в дебет счета 91.2 «Прочие доходы и расходы». Учет расчетов с поставщиками ТМЦ в «1С: Бухгалтерия 8.3» ведется в соответствующем журнале-ордере по счету 60, который является комбинированным регистром аналитического и синтетического учета. Аналитический учет в данном журнале осуществляется по каждому платежному документу, приходному ордеру, приемному акту. Журнал-ордер открывается суммами незавершенных расчетов с поставщиками на начало месяца, а именно:

1) по полученным товаросопроводительным документам с не наступившим сроком оплаты, или просроченным — материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по счету 60);

2) по полученным товаросопроводительным документам оплаченным — материалы не поступили, либо находятся в пути (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет);

3) по полученным товаросопроводительным документам неоплаченным — материалы не поступили, либо находятся в пути (справочно «За неприбывший груз» и кредитовое сальдо на начало месяца);

4) сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам — материалы поступили, а товаросопроводительные документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое);

5) сальдо начало месяца по выданным авансам, когда МПЗ еще не поступили (сальдо дебетовое).

Журнал-ордер формируется на основе акцептованных платежных требований-поручений, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приемке материалов, выписок банка.

В ООО «РСМ» в качестве первичных учетных документов по отпуску материалов в строительное производство применяются накладные на отпуск материалов на сторону по форме № М-15. Также для учета движения ТМЦ внутри компании используются одно или многострочные требования-накладные по форме М-11, которые составляются кладовщиком в двух экземплярах. Первый из них остается на месте отпуска материалов с распиской получателя, а второй с распиской кладовщика, отдается получателю материалов. Например, таким образом кладовщик выписывает накладную главному механику на отпуск запасных частей для машин и механизмов.

Продажу материалов населению и другим покупателям оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Сначала покупатели оплачивают стоимость материалов в кассе или в обслуживающем банке – Сбербанке. Затем при предоставлении квитанции об оплате кладовщик заполняет накладную и выдает материалы со склада. В бухгалтерии составляется счет-фактура, которая регистрируется в Книге продаж. Проданные материалы списываются с кредита счета 10 в дебет счета 91.2, по дебету 91.2 также отражается сумма НДС по реализованным материалам в корреспонденции со счетом 68.3.

При списании материалов с учета из-за непригодности или порчи их фактическая себестоимость списывается со счета 10 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Далее в зависимости от конкретных причин списания со счета 94 эти материалы относятся на счета учета затрат на производство (20, 26), расчетов по возмещению материального ущерба (счета 73, 76) или финансовых результатов (счет 91).

Учет материалов на основном складе осуществляет кладовщик, являющийся материально ответственным лицом. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке описывают название ТМЦ, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит их наличия.

На строительных участках, имеющих кладовые, материально ответственные лица (мастера, прорабы) составляют месячные отчеты о наличии движения ТМЦ и сдают их в бухгалтерию для проверки и последующей регистрации.

Таким образом, все первичные документы по движению МПЗ со складов и участков организации поступают в бухгалтерию. Именно на данной стадии учетного процесса счетные работники обязаны осуществлять эффективный контроль за законностью, рациональностью и правильностью документального оформления операций по движению МПЗ. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (гашению) умножением количества материалов на цену.

Аналитический учет МПЗ в бухгалтерской службе ведется с помощью оборотных ведомостей. Все приходные и расходные документы по движению МПЗ группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые сведения о приходе и расходе каждого наименования МПЗ переносят в оборотные ведомости, которые составляются в натуральном и денежном выражении по каждому месту хранения в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Затем на основе этих оборотных ведомостей формируются сводные оборотные ведомости.  Конечные сведения ведомостей движения МПЗ ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. При автоматизированной форме учета в ООО «РСМ» все учетные регистры ведутся в электронном виде. При применении программы автоматизации учетных работ «1С: Бухгалтерия 8.3» формируются следующие основные учетные регистры по учету МПЗ:

— оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам по складам и строительным участкам;

— ведомость расхода материалов по строительным объектам;

— оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

— оборотная ведомость движения материалов по неотфактурованным поставкам.

Общая схема документооборота по движению товарно-материальных ценностей в ООО «РСМ» представлена на рисунке 7

Рисунок 7. Схема документооборота по учёту движения МПЗ в ООО «РСМ»

Главным синтетическим регистром по учету ТМЦ выступает ведомость «Движение материальных ценностей в денежном выражении», используемая для контроля за сохранностью ТМЦ, а также координирования данных синтетического и аналитического учета. Ведомость состоит из трех разделов. В первом разделе отражаются сведения, обеспечивающие контроль за сохранностью ТМЦ по местам их хранения. Во втором разделе накапливаются данные о поступлении и остатках материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов по фактической стоимости; показатели для расчета сумм и процентов ТЗР. В третьем разделе выполняется расчет фактической себестоимости окончательного расхода ТМЦ, регистрируются данные об отпуске материалов со склада, расходе на строительных участках и об остатках материалов на участках, на складах по фактической стоимости.

Кроме выше описанных операций по движению МПЗ в учетной практике ООО «РСМ» бывают и иные операции, которые оформляются соответствующими документами: инвентаризационной описью ТМЦ (форма № ИНВ-3), сличительной ведомостью результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19). Возврат поставщику ТМЦ при несоответствии их стандарту, техническим условиям или договору оформляется товарной накладной (форма № ТОРГ-12).

Вопросы учета незавершенного производства и выпуска готовой продукции (выполнение СМР), как элементов материальных оборотных активов, также требуют отдельного рассмотрения.

К незавершенному строительному производству в ООО «РСМ» относят незавершенные работы по строительным объектам, являющимся объектами учета затрат, или завершенные, но не сданные заказчику работы, доход по которым не признан в бухгалтерском учете по мере готовности работ.

Незавершенное строительное производство формируется из фактических затрат на производство СМР, выполненных собственными силами, учтенных на счете 20 «Основное производство».

В регистре бухгалтерского учета – ведомости по счету 20 – отражаются данные о незавершенном строительном производстве на начало и конец месяца по фактической стоимости.

Вследствие отраслевой принадлежности (строительство) и характера производственного процесса (выполнение работ) ООО «РСМ» не имеет остатков товаров и готовой продукции. ООО «РСМ», как предприятие, выполняющее комплексные строительные работы, признает продажу этих работ в целом за законченную и сданную работу. Этот вариант является на сегодняшний день традиционным, когда учет продажи СМР осуществляется по законченным этапам, имеющим самостоятельные значения, или осуществляется авансирование заказчиком до полного окончания работ в размере договорной стоимости. При этом варианте счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» не применяется.

В целом, в таблице 3 приведены типовые бухгалтерские проводки по выполнению СМР в ООО «РСМ».

Для учета выполненных СМР в ООО «РСМ» используют унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

Таблица 3 Бухгалтерские проводки по бухгалтерскому учету выполнения СМР в ООО «РСМ»

№ п/п Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции
1. 51 62 Получен аванс в счет оплаты строительно-монтажных работ
2. 62 68 Начислен НДС с авансов полученных
3. 20 10, 70, 69 Отражены прямые расходы по выполняемым строительным работам
4. 20 60, 76 Отражены расходы по принятым субподрядным работам и услугам сторонних организаций
5. 19 60, 76 Отражен НДС по принятым субподрядным работам и услугам сторонних организаций
6. 68 19 Налоговый вычет по налогу, предъявленному субподрядчиками
и сторонними организациями
7. 26 02, 10, 70, 71, 69, 60, 76 Отражены общехозяйственные расходы, включая услуги  сторонних организаций
8. 19 60 НДС, предъявленный сторонними организациями
9. 68 19 Налоговый вычет по НДС, предъявленному сторонними организациями
10. 20 26 Списаны общехозяйственные расходы
11. 62 90/1 Отражена выручка от реализации работ по объекту  строительства или этапу строительства
12. 90/3 68 НДС с реализации
13. 90/2 20 Списаны расходы по выполненным работам
14. 62 68 Возврат НДС, уплаченного с полученных авансов (сторно)

Для учета выполненных СМР в ООО «РСМ» используется Журнал учета выполненных работ по форме № КС-6а, являющийся накопительным документом. Журнал ведется по каждому объекту строительства на основе замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Для сдачи заказчику строительства выполненных подрядных СМР производственного назначения оформляется Акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2, формируемый на основе сведений Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в двух экземплярах. Акт подписывают уполномоченные представители сторон, имеющие право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика).

Далее на основе сведений Акта о приемке выполненных работ оформляется Справка о стоимости выполненных работ и затратах по форме № КС-3. Данная справка применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Она выписывается в двух экземплярах: первый экземпляр остается у организации, второй – отдается представителю заказчика (генподрядчика).

Выполненные СМР и понесенные затраты отражаются в этой справке исходя из договорной стоимости. В стоимость выполненных работ и затрат относят стоимость СМР, предусмотренных сметой, а также другие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (увеличение стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы и т.п.).

В ООО «РСМ» для учета выполнения СМР также ведется общий журнал работ по форме № КС-6. Этот журнал выступает главным первичным документом, отображающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства СМР. Общий журнал пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется всеми подписями на титульном листе и скрепляется печатью ООО «РСМ».

В целом, на основе описанных документов затраты по законченным и принятым СМР списывают с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90.2 «Продажи». Одновременно по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90.1 «Продажи» формируется выручка ООО «РСМ» по выполненным работам.

В анализируемом периоде в процессе финансово-хозяйственной деятельности у ООО «РСМ» расходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, отсутствовали.

Таким образом, были рассмотрены основные положения бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в ООО «РСМ». Итак, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет движения товарно-материальных ценностей в ООО «РСМ» организуется в полном соответствии с нормативными правовыми актами и ведется на должном уровне.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф