Меню Услуги

Организация бухгалтерского учета в малом бизнесе на современном этапе

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • 1 Теоретические основы ведения бухгалтерского учёта и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства
  • 1.1 Нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
  • 1.2 Формы и особенности ведения бухгалтерского учёта для малого  предпринимательства
  • 1.3 Действующая система налогообложения для малых предприятий и предпринимателей
  • 2 Организация бухгалтерского учёта и отчетности в ООО «КАРСТ»
  • 2.1 Краткая характеристика основных показателей финансово — хозяйственной деятельности ООО «КАРСТ»
  • 2.2 Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций в ООО «КАРСТ»
  • 2.3 Формирование бухгалтерской отчетности в ООО «КАРСТ»
  • 3 Пути совершенствования организации и ведения бухгалтерского учета в ООО КАРСТ»
  • 3.1 Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета в ООО «Карст»
  • 3.2 Влияние предложенных мероприятий на экономическую деятельность организации
  • Заключение
  • Список использованных источников информации

 

Введение

 

На современном этапе развития экономики России именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.

В результате своей деятельности любая организация малого бизнеса осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет выступает завершающим этапом учетного процесса, и обеспечивает органическое единство формирующихся в нем показателей с первичной документацией и учетными регистрами. Полученные результаты синтетического и аналитического учета в дальнейшем используются для составления бухгалтерской отчетности и проведения анализа финансово — хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Правильная организация и ведение бухгалтерского учета позволяет руководителям малого бизнеса минимизировать финансовые риски. Для субъектов малого бизнеса в законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность вести бухгалтерский учет по упрощенной форме. В учетной политике субъектов малого бизнеса закрепляются способы бухгалтерского учета хозяйственных операций, которые присущи только этой организации.

Актуальность данного исследования состоит в необходимости теоретического изучения и практического применения нормативно-правовых основ в организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.

Объектом данного исследования по теме «Организация бухгалтерского учета в малом бизнесе на современном этапе» является предприятие малого бизнеса ООО «КАРСТ».

Предмет — исследование организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

Целью выпускной квалификационной работы является предложение мероприятий направленных на развитие бухгалтерского учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе на примере ООО «КАРСТ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить основы нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса;
  • выявить особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях;
  • рассмотреть действующую систему упрощенного налогообложения;
  • дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации малого бизнеса ООО «КАРСТ»;
  • показать особенности организации бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ»;
  • разработать мероприятия направленные на совершенствование бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке предложений, направленных на совершенствование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе на примере ООО «КАРСТ». Также материал может быть использован при теоретическом исследовании вопросов бухгалтерского учета и применении его организациями малого бизнеса.

При написании данной работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, научная, учебная и практическая литература, а также статьи из журналов и Интернет- ресурсов по теме исследования «Организация бухгалтерского учета в малом бизнесе на современном этапе».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В приложении к работе представлена отчетность ООО «КАРСТ» за 2013 — 2015 годы.

В первой главе данной работы дана характеристика субъектов малого бизнеса, проведено теоретическое исследование нормативного регулирования бухгалтерского учета предпринимателями, работающими в этой сфере.

Во второй главе настоящего исследования проанализирована финансово — хозяйственная деятельность ООО «КАРСТ» за 2013 — 2015 годы. Исследован процесс осуществления бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

В третьей главе данной работы приведены рекомендации позволяющие совершенствовать организацию бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

В приложении к работе представлена отчетность ООО «КАРСТ» за 2013 — 2015 годы.

В первой главе данной работы дана характеристика субъектов малого бизнеса, проведено теоретическое исследование нормативного регулирования бухгалтерского учета предпринимателями, работающими в этой сфере.

Во второй главе настоящего исследования проанализирована финансово — хозяйственная деятельность ООО «КАРСТ» за 2013 — 2015 годы. Исследован процесс осуществления бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

В третьей главе данной работы приведены рекомендации позволяющие совершенствовать организацию бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

В приложении к работе представлена отчетность ООО «КАРСТ» за 2013 — 2015 годы.

В первой главе данной работы дана характеристика субъектов малого бизнеса, проведено теоретическое исследование нормативного регулирования бухгалтерского учета предпринимателями, работающими в этой сфере.

Во второй главе настоящего исследования проанализирована финансово — хозяйственная деятельность ООО «КАРСТ» за 2013 — 2015 годы. Исследован процесс осуществления бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

В третьей главе данной работы приведены рекомендации позволяющие совершенствовать организацию бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».

 

1 Теоретические основы ведения бухгалтерского учёта и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства

1.1 Нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

 

В российской экономике последние двадцать лет развивается новый тип предпринимательской деятельности — малое предпринимательство, которое совместно с крупным бизнесом призвано обеспечить рост экономики страны. В последнее время в Правительстве Российской Федерации взят курс на популяризацию малых инновационных организаций, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством инновационных товаров и услуг.

Основы малого предпринимательства в нашей стране были заложены в период с 1987 по 1991 год, после принятия Законов: «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» (1987 г.), «О кооперации в СССР» (1987 г.) и постановления Совета Министров СССР от 08 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию малых предприятий».

В наиболее развитых странах: США, Великобритании, Германии доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте составляет более 50%. В России этот показатель находиться на уровне 10 — 12%.

Организации малого бизнеса не требуют больших площадей, и основной деятельностью таких предприятий является сфера обслуживания. Государственная политика России направлена на поддержку и развитие малого бизнеса, так как малые предприятия имеют одну или две основные сферы деятельности, и могут предоставлять более качественную продукцию и оказывать более качественный уровень услуг [30].

Кроме того, данные предприятия оказывают положительную роль в предоставлении рабочих мест довольно значительной части населения нашей страны. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги в организации малого бизнеса, которые работают в экономической или научно-технической сфере.

Определение субъектов малого предпринимательства приведено в статье 4 Федерального закона РФ от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются условия ограничения численности персонала и выручки.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используются следующие три показателя: численность работников, объем продажи продукции и балансовая стоимость имущества [30].

В России определение субъектов малого предпринимательства приведено в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются условия ограничения численности персонала и выручки.

К организациям малого бизнеса относятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превышает 800 млн. рублей в год. Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Законом №156-ФЗ с 2015 года требование к такой периодичности исключено.

Средняя численность работников коммерческой организации малого бизнеса за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. В среднесписочную численность работников субъекта малого предпринимательства включаются весь персонал, в том числе, и работающие по договору устного найма (без заключения письменных договоров).

Федеральным законом от 29.06.2015.г. №156-ФЗ, который вступил в силу 30 июня 2015 года, установлено, что категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет. В прежней редакции статьи 4 этот срок составляя два года. В данном случае субъектам малого предпринимательства дается послабление и возможность более длительный период корректировать объемы продаж и численность работников.

Законом № 156-ФЗ увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также организаций, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов.

Анализ зарубежного и отечественного опыта развития индивидуального предпринимательства свидетельствует о следующих его преимуществах:[28]

— быстрой адаптации к местным условиям хозяйствования;

-большой независимостью действий субъектов малого предпринимательства;

— гибкости и оперативности принятия и внедрения принимаемых решений;

— относительно невысокими общими расходами, а в частности — управленческими;

— большой возможности предпринимателя в реализации своих идей и способностей;

— низкой потребности в капитале и способности быстро вносить изменения в структуру производства и номенклатуру услуг и продукции;

— быстроте оборачиваемости собственного капитала;

— упрощенный способ учета хозяйственной деятельности предприятия. Малый бизнес характеризуется тем, что весь размер получаемой прибыли сосредоточен в одних руках — у хозяина предприятия.

Организации малого бизнеса имеют больше возможностей мобильного использования местных материальных и трудовых ресурсов. Лучшее знание местного рынка позволяет малому бизнесу ориентироваться на конкретного потребителя, заранее изучив спрос на товары и услуги [25, с. 157].

Для субъектов малого предпринимательства законодательством Российской Федерации установлено множество льгот:

— отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы (для этого достаточно издания приказа руководителя компании);

— увеличение вероятности получения субсидий от местных властей;

— до 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке;

— сокращение сроков неналоговых проверок;

— налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности [30].

Для субъектов малого бизнеса присущи недостатки, среди которых следует выделить следующие:

— высокий уровень риска устойчивости на рынке;

— зависимость от крупных компаний;

— недостаточность экономической компетентности руководителей;

— повышенная чувствительность к изменениям внешних условий хозяйствования;

— затруднения в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

— неуверенность и осторожность контрагентов при заключении хозяйственных договоров [30].

Сдерживает темпы развития малого предпринимательства то, что предприниматели более склонны к сохранению полученной прибыли, нежели к инвестированию ее в производство.

Наиболее существенным недостатком индивидуальных предпринимателей является то, что они несут ответственность за финансовое состояние бизнеса своим имуществом (дом, машина, дача и др.).

Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере его взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в фирмах, как правило, более удачливы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды[19, с. 42].

Правильная организация бухгалтерского учета малых предприятий способствует наращиванию объемов деятельности, позволяет им развиваться в сфере производства и получать дополнительную прибыль.

Таким образом, малое предприятие – это небольшая фирма, зарегистрированная как фермерское хозяйство, общество с ограниченной ответственностью или индивидуальный предприниматель, и отвечающая параметрам установленным законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности каждая организация осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Все совершенные хозяйственные операции находят отражение в бухгалтерском учете. В учетных регистрах обобщается вся информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный промежуток времени, и переносится в бухгалтерскую отчетность. Анализ полученной отчетности позволяет организации делать необходимые уточнения, а в ряде случаев и корректировку дальнейшего направления своей деятельности.

Целью бухгалтерского учета является выявление фактов, оказывающих влияние на состояние финансово-хозяйственной деятельности организации. Пользователями такой информации являются руководящее звено организации, учредители общества, участники и собственники имущества организации. Поэтому отчетные данные о деятельности предприятия, а также его имущественном положении, степень финансовой устойчивости немаловажны для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капиталов [10, С.127].

Нормативно — правовое регулирование бухгалтерского учета в современной России осуществляется с помощью:

— норм права, содержащихся в нормативных правовых документах;

— актов методического (нормативно — технического) характера;

— документов разъяснительного характера.

Бухгалтерский учет предприятий и организаций регулируется системой нормативно — правового регулирования бухгалтерской учета. Данная система имеет четыре уровня законов, приказов, распоряжений и положений бухгалтерского учета для предприятий всех форм собственности. Согласно статье 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно — правовыми актами Министерства финансов [2].

Верхний уровень системы представлен федеральными законами. К ним можно отнести:

— Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для всех предприятий, которые находятся на территории Российской Федерации.

— Федеральный Закон № 209-ФЗ 31 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в статье 4 устанавливает правила отнесения к субъектам малого бизнеса.

— Федеральный закон № 408-ФЗ от 29 декабря 2015 г. внес существенные изменения в определение понятия «Малый бизнес». В частности были сняты ограничения по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов для субъектов малого бизнеса.

— Постановление Правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года, в котором для субъектов малого бизнеса установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость в размере 800 тыс. руб.

— Федеральный закон Российской Федерации от 27 февраля 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» определяет порядок применяемых форм безналичных расчетов при расчетах за товары (работы, услуги).

— Гражданский кодекс РФ (части I и II) регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений. В соответствии со статьей 516 Гражданский Кодекс РФ осуществляются расчеты покупателей и заказчиков за поставляемые товары. Большое значение при расчетах с покупателями и заказчиками имеет определение даты реализации товаров (работ, услуг). В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса РФ это — момент передачи права собственности на продукцию (работы, услуги).

— Налоговый кодекс РФ, и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерства финансов России, в которых устанавливаются принципы, правила и способы осуществления учетного процесса фактов хозяйственной деятельности, определяется порядок составления и представления финансовой бухгалтерской отчетности. Положения второго уровня разрабатываются Министерством финансов России и имеют законодательную силу и адресный характер.

— Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности (в ред. Приказов Минфина РФ от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н).

— Правила бухгалтерского учета, утвержденные приказом Министерства финансов РФ.

Документы третьего уровня регулирования бухгалтерского учета имеют рекомендательный характер. К ним можно отнести следующие документы:

— Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (ред. Приказ от 08.11.2010г. №142н);

— Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64а;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н).

— Нормативные документы Центрального банка Российской Федерации, регулирующие ведения денежных расчетов:

— Положение о порядке ведения кассовых операций в РФ;

— Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ;

— Указание, об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.

Соблюдение требований документов третьего уровня проверяется аудиторами и ведомственными ревизионными органами.

Документами четвертого уровня системы нормативного регулирования являются учетная политика организации и локальные акты предприятий.

Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», под учетной политикой понимается комплекс методов, способов и форм ведения бухгалтерского учета. Учетная политика определяется руководителем и главным бухгалтером хозяйствующего субъекта с учетом предусмотренных требований государственного нормативно — правового регулирования бухучета и особенностей деятельности конкретного предприятия (организации) [6].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Разработка учетной политики для каждого предприятия (организации) обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности, либо допускается несколько вариантов решения вопросов учета, поэтому требуется выбрать один метод из предложенного многообразия.

В учетной политике утверждаются разрабатываемые организацией самостоятельно аналитические регистры налогового учета, в которых необходимо учесть требования бухгалтерского учета, с тем, чтобы не усложнять работу бухгалтерии по осуществлению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

В учетной политике организаций содержатся конкретные методы и формы бухгалтерского учета, которые определяются в самой организации с учетом требований документов первого и второго уровня нормативно — правового регулирования бухгалтерского учета. Также при разработке учетной политики для рационального ведения бухучета необходимо опираться на методические указания третьего уровня его регулирования [21, С.48].

При разработке учетной политики рассматривается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [29].

 

1.2 Формы и особенности ведения бухгалтерского учёта для малого предпринимательства

 

Бухгалтерский учет в организациях малого бизнеса осуществляется с учетом особенности их деятельности, исходя из положений действующего федерального законодательства [21, с.69].

Руководитель организации малого бизнеса самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления.

Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность применяемых учетных регистров, последовательность и способы записи в них. В качестве учетных регистров используются: книги, карточки, свободные листы, при компьютеризации учета – диски, дискеты, магнитные ленты, флэш-накопители. Формы учета определяются не только видами применяемых учетных регистров, но и технологией обработки информации. Существуют следующие формы учета: мемориально-ордерная, журнал-главная, журнально-ордерная, простая форма учета для малых предприятий, автоматизированная.

Выбор формы бухгалтерского учета, также, зависит от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия компьютеров и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии. Например, организациям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства [23, с. 104].

Бухгалтерский учет на малом предприятии может осуществляться бухгалтерией, являющейся его подразделением (службой), возглавляемым главным бухгалтером.

На малом предприятии, которое не имеет бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность могут вести специализированная организация (централизованная бухгалтерия), соответствующие специалисты на договорных началах или работники, уполномоченные на это письменным распоряжением руководителя малого предприятия.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет его руководитель. Все учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, утверждаются приказом руководителя об учетной политике малого предприятия. Руководитель малой организации в Учетной политике закрепляет рабочий план счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и систему документооборота[12, С.48].

Бухгалтерский учет может быть организован по обычной форме учета: журнально-ордерная, журнал-главная, автоматизированная и т.п.

Для малых предприятий предусмотрена законодательством возможность, использования простой формы бухгалтерского учета. Малые организации, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) и не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге учета доходов и расходов [35].

Начальным этапом бухгалтерского учета в малых организациях является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Субъекты малого предпринимательства могут вести бухгалтерский учет по общей системе, также как и субъекты среднего и большого бизнеса. Но для облегчения им предоставлена возможность ведения бухгалтерского учета по упрощенной системе.

Малые организации могут применять типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы. Для бухгалтерского учета могут также применяться формы, которые самостоятельно разработаны и содержат обязательные реквизиты, обеспечивающие достоверность отражения в документах бухгалтерского учета совершенных предприятием хозяйственных операций [14, С.29].

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию малой организации, проверяются по форме — это проверка полноты и правильности их оформления, а также по содержанию — это законность документированных операций и логическая увязка отдельных показателей.

При разработке рабочего плана счетов малые организации руководствуются «Планом счетов и Инструкцией по его применению», утвержденными Министерством финансов № 94 от 31 октября 2000 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Этот План счетов положен в основу построения единой журнально-ордерной формы счетоводства. Организации малого бизнеса могут использовать сокращенный план счетов бухгалтерского учета. Так, для учета прямых затрат на производство применяют счет 20 под названием «Производство», он объединяет счета 20, 21, 23. Счету 26 иногда присваивается название «Накладные расходы», он объединяет счета 25, 26. На счете 51 отражаются операции по счетам в банках, аккредитивам и прочим денежным средствам. Расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, включая авансы, полученные и выданные, аккумулируются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» [13, С.71].

Индивидуальные предприниматели, как правило, имеют расчетный счет. При его наличии индивидуальный предприниматель не освобождается от учета прихода и расхода денежных средств, проходящих по кассе и расчетному счету соответственно.

С июня 2014 года действуют упрощенный порядок ведения кассовой дисциплины, который в наибольшей степени коснулся индивидуальных предпринимателей. Теперь индивидуальные предприниматели больше не обязаны вести кассу наравне с организациями и оформлять кассовые документы (ПКО, РКО, кассовая книга). Предпринимателям необходимо только формировать документы, подтверждающие выплату заработной платы (расчетно-платежные и платежные ведомости). Также, согласно упрощенному порядку – индивидуальные предприниматели и малые организации (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе [28].

Для субъектов малого предпринимательства обязательным является составление следующей финансовой бухгалтерской отчетности:

— «Бухгалтерский баланс»;

— «Отчет о финансовых результатах».

В Бухгалтерском балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть — для статей пассива. В Отчете о финансовых результатах и того меньше – всего семь строк. При этом, если в обычном балансе было несколько разделов, активы, например, подразделялись на внеоборотные и оборотные, то в упрощенной форме никаких разделов нет. В таком балансе надо будет только заполнить строки:

По активам:

Материальные внеоборотные активы. Согласно разъяснениям в виде ссылок к строкам формы, в данную строку должны включаться основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства.

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы. Сюда необходимо относить и результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы.

Запасы.

Денежные средства и денежные эквиваленты.

Финансовые и другие оборотные активы, включая дебиторскую задолженность.

По пассивам:

Капитал и резервы.

Долгосрочные заемные средства.

Другие долгосрочные обязательства.

Краткосрочные заемные средства.

Кредиторская задолженность.

Другие краткосрочные обязательства.

Форма «Отчета о финансовых результатах» представляет собой «облегченный» вариант. В его строках надо отразить:

Выручку.

Расходы по обычной деятельности.

Проценты к уплате.

Прочие расходы.

Налог на прибыль (доходы).

Чистая прибыль (убыток).

В упрощенной форме Отчета о финансовых результатах нет многих показателей, которые предусмотрены в основной форме (валовая прибыль/убыток, доходы от участия в других организациях, прибыль/убыток до налогообложения, текущий налог на прибыль, в т. ч. ПНО и ПНА и изменения ОНО). Однако к форме отчета имеются небольшие разъяснения (ссылки), которые, например, уточняют, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов [16, с.64].

Рекомендуемые формы бухгалтерской финансовой отчетности, а также указания к их заполнению, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Каждый из указанных видов бухгалтерской финансовой отчетности раскрывает определенные сведения, необходимые для конкретных целей [26, с. 58].

За достоверность бухгалтерской отчетности, а также за организацию и ведения учета на предприятии отвечает руководитель организации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

1.3 Действующая система налогообложения для малых предприятий и предпринимателей

 

Налогообложение малых предприятий и предпринимателей может осуществляться по двум системам:

-общей системе налогообложения;

-упрощенной системе налогообложения.

Применение общей системы налогообложения усложняет ведение бухгалтерского учета для малых организаций и предпринимателей, поэтому законодательством разрешено применение упрощенной системы налогообложения (УСН). УСН — это особый налоговый режим, который имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСН). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет организацией, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малыми предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями [26, с.215].

Но не все малые организации и предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения. Такая возможность есть в том случае, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации за девять месяцев, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 45 млн. рублей. Указанная в абзаце первом статьи 248 величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Средняя численность работников на малом предприятии за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

В статье 346.12 второй главы Налогового Кодекса РФ перечислены организации и предприятия, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Например, не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, имеющие филиалы, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения малыми организациями и предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом: налог на прибыль, НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСН, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Формы разработанных регистров учета необходимо зафиксировать в учетной политике организации для целей налогообложения.

Необходимость составления учетной политики для целей налогообложения при УСН в том, что налогообложение некоторых операций осуществляется по правилам, которые позволяют выбирать один из нескольких способов налогового учета доходов или расходов. Бывают ситуации, для которых в главе 26.2 НК РФ вообще никаких установок нет, и налогоплательщикам приходится исходить исключительно из собственных соображений [16,c.81].

В Учетной политике определяются специальные учетные регистры, формы которых находятся в приложении к документу об учетной политике.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное и пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, то он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке[9, с. 73].

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов:[14, с. 108]

— они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников — 13%);

— уплачивают налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.п.

Налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы налога.

Основной учетной формой при УСН является Книга доходов и расходов.

Форма «Книги доходов и расходов» открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода «Книга», которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель[21].

В «Книге доходов и расходов» отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

При определении объекта налогообложения при УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, которые перечислены в статье 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются согласно статье 346.14 НК РФ:

— доходы;

— доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом при УСН признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 346.20 Налогового Кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по налогу:

— 6 %, если объектом налогообложения являются доходы,

— 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Субъекты Российской Федерации своими законами могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщика (статья 346.20 п.2), если объект налогообложения доходы за минусом расходов.

Федеральным законом №477‑ФЗ от 29.12.2014 года статья 346.20 Налогового Кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4. Теперь законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрированы после вступления в силу указанного закона. Обязательным условием является ведение ими предпринимательской деятельности в производственной, социальной или научной сфере. Ставка налога 0% не может применяться индивидуальными предпринимателями, снявшимися с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированными (повторно или в очередной раз) после вступления в силу законов субъектов РФ.

В пункте 3 статьи 346.20 Налогового Кодекса определена возможность сокращения налоговых ставок законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

При определении объекта налогообложения «доходы минус расходы» налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1% [1].

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере одного процента от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее [18, с. 74].

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При условии, что в них налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов [1].

В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства. Очередным шагом на данном пути стали изменения, внесенные в гл. 26.2 НК РФ и вступающие в силу с 1 января 2016 года:[30]

–снято ограничение на применение УСН для организаций, имеющих представительства;

–изменен порядок учета доходов при УСН, согласно которому из налогооблагаемых доходов исключены уплаченные в бюджет суммы НДС по выставленным счетам-фактурам с выделенной суммой налога. Это позволит избежать двойного налогообложения;

–уточнена формулировка пп. 22п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в силу которого сумма уплаченного НДС не включается в расходы при УСН.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3