Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация деятельности конфликтолога по решению проблемы «изгоев» в школьном классе. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3   4


2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ШКОЛЬНЫМ КЛАССАМ С ОТВЕРГАЕМЫМИ

2.1 Методы сбора данных о конфликте между классом и отвергаемым учеником.

Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения.

В своей практике учителя, школьные психологи, классные руководители, директора чаще всего используют наблюдение и оценку результатов деятельности и поведения учеников как методы изучения взаимоотношений между ними. Из научно обоснованных наиболее популярны различные варианты социометрической методики, которыми школьные психологи реально пользуются для изучения взаимоотношений в школьном коллективе. В этом параграфе мы рассмотрим все методы сбора данных о конфликте и определим какие более актуальны для работы с отвергаемым учеником и классом.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний [17].

  1. Наблюдение — прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике. Профессиональными наблюдателями являются журналисты, комментаторы, врачи, учителя, представители многих других специальностей. Наблюдение обычно производятся в естественных условиях, чем и отличается этот метод от других.

Конфликтолог в зависимости от целей исследования и складывающейся ситуации может наблюдать, являясь либо участником события (включенное наблюдение), либо сторонним наблюдателем (обычное наблюдение).

Профессиональное «обычное наблюдение» провел известный московский социолог А.Г. Здравомыслов во время своих служебных командировок в Осетию в середине 90-х гг. Объектом исследования были последствия осетино-ингушского конфликта, произошедшего осенью 1992 г. Метод, избранный А.Г Здравомысловым, был нестандартизирован, что позволило определить общие направления в наблюдении, согласно которым результаты фиксируются как непосредственно на месте («в поле»), так и позднее по памяти. В сочетании с наблюдением использовались и другие методы: сбор и анализ документов, интервью. Собранный и обобщенный материал был оформлен в виде научного доклада и представлен руководству Осетии, Ингушетии, а также во Временный государственный комитет по ликвидации последствий конфликта.

Достоинства метода наблюдения состоят не только в его относительной простоте, но и в том, что он дает возможность исследователю вникнуть в детали конфликта, «прочувствовать» его многообразие. Недостаток его также очевиден: личность исследователя неизбежно сказывается на качестве наблюдения, да и в отличие от качественного количественный характер выводов может быть поставлен под сомнение. Многие исследователи (В.А. Ядов, Ф.И. Шереги, М.К. Горшков и др.) рекомендуют применять его лишь в сочетании с другими методами.

Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

  1. Социометрия — социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др. Более подробно этот метод рассмотрен и описан в параграфе 1.2.

  1. Изучение документов — исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент — анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание [18].

Можно предположить, что влияние различных (шумовых, световых и др.) раздражителей на агрессивность поведения не обязательно исследовать методом эксперимента. Психофизиологи дают множество сведений об этом как в своих статьях и книгах, так и в официальных отчетах. Исследователь также может узнать о конфликтующих странах, институтах, группах и отдельных людях в многочисленных источниках, которые социологи называют документами, психологи — архивными данными или документальной информацией, экономисты — статистикой и т.д. В любом случае имеются в виду средства различного закрепления на специальном материале информации о фактах, событиях и мыслительной деятельности человека. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды письменных документов: официальная документация государственных и общественных организаций; литература; пресса; личные документы (письма, дневники); фонетические (радио, магнитные записи, грампластинки). В последние десятилетия появились и продолжают появляться новые физические носители для хранения документации, например, микрофильмы. Универсальным способом хранения и распространения становится представление информации в машиночитаемой форме на магнитных (магнитные ленты, дискеты и т.п.) и оптических (оптические диски) носителях для компьютера. Например, исходные данные переписей населения хранятся в машиночитаемой форме; исходные данные социологических исследований хранятся в банках данных на магнитных носителях; некоторые газеты распространяют тексты электронным способом. Все более популярным становится использование системы Интернет.

Анализ содержания документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для углубленного анализа проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования конфликтолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Анализ документов дает первоначальную информацию.

Российский исследователь конфликтов в сфере девиантного поведения Я.И. Гилинский тщательно изучал необходимую ему статистику. Он пришел к выводу, что статистические данные, характеризующие состояние и динамику организованной и экономической преступности, весьма неполны. Это объясняется, во-первых, пробелами в уголовном законодательстве, не позволяющими учитывать непосредственно деятельность преступных организаций, во-вторых, очень глубокой латентностью совершаемых ими преступлений. Лишь дополнительные специальные исследования позволяют представить развитие организованной экономической преступности в стране и ее регионах (в частности, в Санкт-Петербурге).

Между тем при всей ограниченности информации об организованной преступности все же нельзя пренебрегать какими-либо источниками, включая официальные статистические данные.

В результате анализа он смог констатировать:

  • существующие показатели организованной и экономической преступности в современной российской уголовной статистике лишь в очень слабой степени, весьма косвенно отражающих криминальную ситуацию;
  • тренд большинства показателей характеризует не столько реальную динамику преступлений, сколько активность (пассивность) правоохранительных органов, их политику и практику;
  • некоторые показатели (групповая преступность, преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия) свидетельствуют о расширении масштабов организованной преступности.

Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент-анализом (количественный анализ).

Заметим, что контент-анализ — это методика с широким спектром применения. Однако он, возможно, более, чем любой другой метод, требует тщательной операционализации всех переменных и постоянного мониторинга процесса наблюдения. Благодаря этому методу можно получить высокоинформативные результаты, но они должны интерпретироваться лишь в контексте всех материалов, а не только контент-анализа. Дело в том, что анализ документов дает ограниченный результат. Они подготовлены обычно с позиций тех или иных групп и учреждений, т.е. носят, как это ни кажется парадоксальным, субъективный характер. К тому же они достаточно фрагментарны и зачастую не коррелируют с задачами исследователей.

  1. Опрос — в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах. Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах. В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

Конфликтологи по интересующим их проблемам часто используют ответы людей. Эти данные можно получить как от стороны, участвующей в конфликте, так и от его очевидцев. Важную вербальную информацию могут дать, и специалисты в этой области (эксперты). В частности, для измерения психологии участников конфликта разработано большое количество тестов и опросников. Вопросы, обращенные к респондентам, как правило, опосредованы, поскольку многие из них стесняются рассказывать об участии в конкретном конфликте. Что касается вопросов о конфликтах, в которых респонденты не участвовали, то здесь они обычно более словоохотливы. Достоинства опросов очевидны: они не причиняют вреда ни интервьюерам, ни респондентам; относительно дешевы и не требуют больших затрат времени. Очевидны и недостатки: некоторые опрашиваемые стесняются, другие скрытны, сами же исследователи с трудом преодолевают свой субъективизм, особенно при интерпретации ответов.

Для получения данных исследователи использовали метод диагностического интервью, который позволил получить качественную информацию об изучаемом социальном явлении — забастовочном процессе. Однако исследователи столкнулись с рядом организационно-психологических проблем, затрудняющих их работу. В ряде случаев боязнь увольнения, нежелание идти на контакт из-за «звонков сверху» привели к тому, что из исследования выпал блок информации об одном из видов профессиональной деятельности.

На основании полученной информации исследователи попытались выявить стратегии конфликтующих сторон и наиболее типичные причины отсутствия таковых стратегий на стадии созревания конфликта.

  1. Эксперимент — экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур — матричные игры, переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры, локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры — ловушки, а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, могут не проявиться в реальных конфликтах. Из всех методов, сбора данных о конфликте описанных выше чаще всего применяются наблюдение и опрос, рассмотрим их характеристики подробнее.

Метод наблюдения: Наблюдение — активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Методика наблюдения включает:

  1. Выбор ситуации и объекта наблюдения:
    • объект наблюдения определяется прежде всего, целью исследования;
    • в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности;
  2. Программу (схему) наблюдения, которая включает:
    • переменный перечень признаков (аспектов) наблюдаемого поведения;
    • единицы наблюдения с подробным их описанием;
    • способ и форму фиксации результатов наблюдения;
    • описание требований к организации работы наблюдателя;
    • описание способа обработки и представления полученных данных;
    • особенности и цели метода наблюдения.

В научной литературе довольно часто термины «наблюдение», «внешнее наблюдение» и «объективное наблюдение» употребляются как синонимы.

Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки.

Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.

Основные принципы наблюдения в отечественной психологии основаны на трудах таких ученых как Л.С. Выготский, С.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.

Что можно наблюдать?

Объект психологического наблюдения — это тот, за кем ведется наблюдение.

Виды объектов наблюдения:

  • отдельный человек (или животное);
  • группа людей в их совместной деятельности, общности.

Предмет наблюдения — как правило, это только внешние экстериоризированные компоненты деятельности:

  • моторные компоненты практических и гностических действий:
  • движения, перемещения и неподвижные состояния людей;
  • скорость и направление движения;
  • дистанции между ними;
  • соприкосновения, толчки, удары;
  • совместные действия (группы людей);
  • речевые акты:
  • их содержание;
  • направленность;
  • частота;
  • продолжительность;
  • интенсивность;
  • экспрессивность;
  • особенности лексического, грамматического и фонетического строя
  • мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
  • внешние проявления некоторых вегетативных реакций:
  • покраснение или побледнение кожи;
  • изменение ритма дыхания;
  • потоотделение и т.д.;
  • сочетание перечисленных признаков.
  • ситуации, возникающие в естественной жизни и искусственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

Цели наблюдения

  1. Цель — экстенсивное наблюдение с целью получения наиболее полного описания всех присущих данной области явлений и охвата ее целиком:
  • наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений;
  • вообще наблюдать (по М.Я. Басову);
  • выжидательное наблюдение (по Мойману).

Примером такого исследования может служить работа Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, имевшая целью выявить фактическое поведение и деятельность подростков путем систематического, детального, каждодневного наблюдения учащихся во время уроков, подготовки домашних заданий, пионерской, кружковой работы, различных соревнований, особенностей поведения и взаимоотношений с товарищами, учителями, родителями, фактов, связанных с интересами, планами на будущее, отношением к себе, претензиями и стремлениями, общественной активностью, реакциями на успех и неуспех. Регистрировались оценочные суждения, беседы ребят, споры, реплики. Фиксировались даже мелочи.

Таким образом, общая цель — получить описание всех проявлений новообразования психического развития ребенка в подростковом возрасте обусловила максимально широкий охват всех видов деятельности подростков.

  1. Цель — конкретна и строго определена.
    Мейман назвал такое наблюдение исследующим или выбирающим.
    Пример такого наблюдения возьмем из исследования Ж. Пиаже, который рассматривал представление о предмете как прототип познавательного развития в целом. Для изучения одной из стадий развития, на которой ребенок объединяет общее представление о предмете с отношением «внутри», исследователь из всех возможных видов активности ребенка выбрал для наблюдения только манипулятивные игры и только с такими игрушками (предметами), которые имеют доступную снаружи полость. Наблюдения показали, что способность вкладывать предметы друг в друга возникает позднее, чем требуемые для этого моторные навыки. Наблюдения (в сочетании с теорией!) открыли природу тех трудностей, с которыми сталкивается ребенок, пытаясь вложить один предмет в другой: он думал, что два предмета не могут находиться в одном и том же месте одновременно, а теперь узнает, что один предмет может быть внутри другого. Он должен как-то объединить эту информацию и сделать открытие, что два предмета — один внутри другого — подобны одному с точки зрения движения («контейнер» и его содержимое движутся как единое целое), но остаются двумя предметами, которые можно отделить друг от друга.

Таким образом, познавательные цели ведут к селекции предметного содержания наблюдения — что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к степени избирательности наблюдения, и расчленению наблюдаемого на единицы. Лишь в очень редких случаях наблюдения, посторонние по отношению к направленности той практической или исследовательской работы, при выполнении которой они сделаны психологом, — случайные наблюдения — приводят к крупным открытиям.

  1. Цели наблюдения могут отличаться и по степени общности изучаемого вопроса.

При этом чем более частной является цель, тем более избирательно наблюдение и тем больше оно определено «сверху», то есть сильнее зависит от предварительных знаний наблюдателя об изучаемой области в целом. Это положение поясняется на примере выделения М.Я. Басовым 3-х уровней целей в исследованиях по детской психологии.

  1. Главная цель — исследование развития личности ребенка;
  2. Цель второго уровня — изучение индивидуальных особенностей личности отдельного ребенка;
  3. Частная цель касается изучения какой-либо одной стороны психической жизни ребенка, например, изучение его эмоциональной сферы.

В заключение следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.

Методы опроса: Использование психологических тестов для определения уровня конфликтности личности:

Опросник А.Басса и А.Дарки. (1957 г.) Предназначен для определения индивдиуального уровня агрессивности личности. Агрессия рассматривается авторами как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии раздражительности, обиде и т.п. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности.

Опросник Кеттелла.

Опросник Г.Айзенка.

Определение уровня тревожности по опроснику Спилберга. Диагностика конфликтов на межличностном уровне.

Чаще всего для этого используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса):

Лебедев А.Н. Методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах.

Параметры взаимных оценок, наиболее существенные в плане возникновения конфликтов:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • отношение к труду;
  • уровень развития нравственных качеств;
  • уровень способностей к руководству коллективом;
  • уровень развития инновационных качеств.

В предложенной процедуре работники оценивают своих коллег по этим параметрам, сравнивая их между собой (ранжирование).

Недостатки методики:

  • ценностно-нормативный подход;
  • гало-эффект.

Модульная методика диагностики межличностных конфликтов.

А.Я.Анцупов. А.И.Шипилов.

Основана на социометрической методике.

Два базовых модуля, позволяющих оценить отношение к сотрудникам со стороны каждого из коллег по работе.  Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность:

  • выявить реальные и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в группе;
  • количественно оценить интенсивность, остроту конфликта.
  • Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения коллектива и позволяют оценить:
  • качество работы каждого члена группы;
  • нравственные качества каждого члена группы;
  • профессиональные знания членов группы;
  • степень его помощи коллегам;
  • усилия по достижению личных и общегрупповых интересов;
  • характер выполнения данных обещаний.

Процедура опроса предполагает заполнение каждым членом коллектива специального бланка (социометрической карточки), на которой перечисляются все члены группы.

Оценка дается по десятибалльной шкале от +5 до –5

Методика диагностики взаимоотношений в группе

Анкета представляет собой социометрическую карточку, на которой фиксируются все члены коллектива, а затем респондент делает положительные или отрицательные выборы по определенным 14 критериям.

Недостатком такого оформления социометрической карточки является то, что респондент вынужден отмечать даже тех индивидов, о которых у него нет определенного мнения.

Обработка полученной в ходе исследования информации происходит по нескольким каналам.

Во-первых, на первом этапе происходит построение социограмм, наглядно показывающих связи внутри коллектива. Социограммы позволяют выявить наличие микрогрупп в коллективе подразделения, определить лидеров, аутсайдеров, т.е.  социально-психологическую структуру, так как основной акцент делается на неформальный аспект социальных связей.

Такой анализ позволяет также выделить напряженные моменты во взаимоотношениях членов коллектива, чреватые возникновением конфликтных ситуаций в настоящем и будущем.

Во-вторых, выбранная форма социометрической карточки, когда по сути каждый член коллектива так или иначе определяет свое отрицательное или положительное отношение ко всем своим коллегам, при определенных недостатках, все же позволяет определять «рейтинг» каждого члена коллектива», так как 14 критериев выбора сводятся к 4 параметрам:

  • лидерство;
  • совместимость (умение налаживать благоприятные отношения с коллегами);
  • надежность (степень доверия к члену коллектива);
  • профессионализм (рейтинг как специалиста).

В результате такой обработки получаем рейтинг всех членов коллектива, на котором также четко выделяются лидеры и аутсайдеры

В-третьих, на основе полученных данных вычисляются социометрические индексы.

Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели оптимальные варианты методов сбора данных о конфликте и описали более подробно метод опроса и наблюдения.

2.2 Направления работы по профилактике и разрешению конфликта между классом и отвергаемым учеником

В современной России разрабатываются много программ по примирению (комнаты посредничества ЖКХ, уголовная медиация, комнаты примирения в арбитражных судах) одна из таких, это службы примирения в школе.

Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы. Положения о школьной службе примирения см. в приложении №3. В этом параграфе мы подробно рассмотрим, как можно помочь отвергнутым детям, проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога, а также конфликтолога из службы примирения если таковой есть.

Организовать работу можно в нескольких направлениях:

  1. Предупреждение конфликтных ситуаций в школе.
  2. Обучение педагогов и учащихся навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
  3. Работа с классом в целом.
  4. Работа с отвергаемым ребёнком.
  5. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Предупреждение конфликтных ситуаций в школе

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Также необходимо пресекать любые пренебрежительные за­мечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полез­ность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Я.Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представ­ляющих интерес для сверстников определяют его положение в группе[22]. «Мотивируя свои выборы, дошкольники, как и испыту­емые старших возрастов, часто указывают на такие причины, как «хорошо рассказывает», «знает много сказок», «с ним интерес­но». Естественно, именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя.

Следует избегать обсуждения и оценивания личностных ка­честв ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном слу­чае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полез­но и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребен­ка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.

Иногда учитель может стать инициатором появления у учени­ка обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь ребенка. Очень травмируют непопулярных детей ситуация распреде­ления по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.

Обучение педагогов и учащихся навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

Первым этапом работы психологической службы школы стало изучение психологического климата в классах, выявление «проблемных» классов, а также определение наиболее часто встречающихся категорий конфликтов.  Один из практических примеров провели в г. Сергиев Посад в МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 11. Анализ результатов опроса классных руководителей (45 чел.) показал, что большинство педагогов оценивают атмосферу в своем классе как дружелюбную, а 15% — считают, что дети равнодушны друг к другу.

Наиболее частые конфликты происходят в сферах «ученик-ученик» (91%), «ученик-учитель» (51%), «группа-ученик» (24%). Единичные случаи конфликтов в сфере «учитель-родитель» встречаются в средней школе, в начальной школе, по мнению педагогов, они отсутствуют.  Таким образом, конфликты между учениками являются самыми распространенными. Важной и интересной была также полученная информация о детях-инициаторах конфликтов и детях-жертвах.

Самыми болезненными для учителей являются драки между учениками (31%), а также конфликты «группа-ученик», т.е. проблема изгоев, «козлов отпущения» (17 %). Конфликты на национальной почве, оскорбления детьми друг друга сильно беспокоят меньшее число педагогов (6-7 %).

Каким способом чаще всего разрешаются конфликты? В основном, с помощью классного руководителя (80 %), проходят сами собой (35 %), разрешаются с помощью третьих лиц (психологов, педагогов) – 31 %. Помогают разрешить конфликт участие администрации (24%) и родители (22 %).

На вопрос: «Как можно было бы предупреждать конфликты в классе, и кто бы мог оказать в этом поддержку?» классные руководители ответили избирательно. На первую часть вопроса (как?) половина опрошенных не высказали своего мнения, а на вторую (кто?) указали в равной степени родителей и психологов, причем необходимость более активного участия родителей в основном отметили представители начальной школы. Результаты опроса классных руководителей показали, что:

Существуют разногласия в информации о классах и протекающих в них конфликтах (в частности, некоторые классы, в которых велась работа по разрешению конфликтов психологами и администрацией, учителями были характеризованы как бесконфликтные).

Помощь в разрешении конфликтов ожидается от психологов, родителей, но совсем нет ответов, говорящих о необходимости повышения личной конфликтологической компетенции учителей.

Эти наблюдения привели психологов к мысли, что в коллективе не сложилось единое понимание, что есть конфликт. Поэтому следующим этапом работы психологической службы стало проведение цикла занятий с педагогами школы по конфликтологии с целью изучения природы конфликта, его структуры, динамики, рассмотрения случаев из школьной практики, а также способов разрешения и упреждения конфликтов.

Ниже приводят сценарий одного из занятий, которое было проведено с педагогами школы. Встреча проходила в каникулярное время, поэтому психологи сочли целесообразным интенсивное изложение большого объема материала. При необходимости можно организовать цикл занятий менее продолжительных, с разбивкой материала на несколько встреч.

Занятия строились в виде семинара с элементами тренинга.

1 этап. Принятие правил работы в группе (традиционно использующихся во многих видах групповой работы)

  • правило конфиденциальности,
  • правило доброжелательности,
  • правило активного участия каждого,
  • правило «Я-высказываний».

2 этап. Разминка.

Для создания атмосферы доверия и доброжелательности, снижение уровня напряжения, с которым педагоги очень часто встречают групповые формы работы, для активного включения в занятие каждого участника мы начинаем с разминки.

В этот раз для первого задания избрали очень распространенную игру «Черные шнурки» см приложение №4, которая прекрасно подходит для достижения вышеперечисленных целей. После того как все подвигались (как правило, игра проходит весело), предлагают всем участникам разбиться по парам и проинтервьюировать друг друга по вопросу «Что вы больше всего цените в людях?» Через 2-3 минуты партнеры представляют друг друга группе, используя ответы, полученные в ходе интервью.

После этого проходит обсуждение, для которого предлагаются следующие вопросы:

Какие чувства у вас возникли во время этого задания?

Что общего мы можем выделить в нашей группе?

3 этап. Основная часть семинара. Теоретический материал и практические задания по нему (представлено краткое изложение; на занятиях материал сопровождается примерами из школьной жизни).

Теория. Слово конфликт происходит от латинского conflictus — столкновение, противоборство. Это очень широкое понятие. Существует множество всевозможных видов конфликтов, но мы сконцентрируем свое внимание на закономерностях возникновения, протекания и преодоления конфликтов между людьми или группами людей.

Для описания и анализа конфликта необходимо выявить основные элементы:

Кто? — конфликтующие стороны, числом не менее двух оппонентов.

Из-за чего? — предмет разногласий.

Почему? Ради чего? — мотивы оппонентов.

Что делают? — реальное взаимодействие между оппонентами, противоборство.

Что чувствуют? — враждебность между ними, сопровождающаяся сильными эмоциональными переживаниями хотя бы одной из сторон.

О чем думают? — представления о конфликтной ситуации, которые чаще всего не совпадают.

На семинаре было предложено вести разговор исключительно о преодолении реалистических конфликтов. Проведенное занятие показало, что у педагогов возник большой интерес к предложенной теме, а также необходимость продолжения начатой работы. Все отмечали пользу от полученных знаний и желание применять их на практике не только в школе, но и в личных взаимоотношениях [23]. Собеседование с классными руководителями необходимы   для того чтобы получить более полную информацию об атмосфере в классе и понимать насколько руководитель может помочь разрешать и предупреждать конфликты.

Примеры вопросов при собеседовании:

  1. Как бы вы охарактеризовали в целом ваш класс (дружный, активный, недисциплинированный…)?
  2. Каков состав вашего класса (по этнической принадлежности, социальной…)?
  3. Есть ли в классе дети, которые чем-то выделяются среди остальных? Опишите их пожалуйста. Как к этим детям относятся другие ученики в классе?
  4. Насколько часто в классе возникают конфликтные ситуации? Каковы причины этих конфликтов? Можно ли выделить причину, которая является ведущей?
  5. Есть ли в вашем классе дети, которых можно было бы определить, как изгоев? На основании чего вы сделали такой вывод?
  6. Если есть у вас такие дети, в каких семьях они проживают? Полных, неполных? Если  социальные проблемы в этих семьях (бедность, алкоголизм и др.)?
  7. Чем такой ребенок может заниматься в свободное время? Ходит ли на тренировки или другие кружки?
  8. Насколько активно ваш класс участвует в каких-либо мероприятиях? Есть ли дети, которые не ходят на праздничные концерты в школе?
  9. Организуются ли в вашем классе мероприятия, в которых дети могут проявить себя? Походы? Капустники? Театры? И т.д.
  10. Как именно вы реагируете на конфликтные ситуации, свидетелем которого вы оказались?
  11. Проводите ли беседы с участниками конфликта? И как стараетесь детям помочь? и т.д.

По моему мнению диагностической беседы вполне достаточно, можно провести в целях профилактики ознакомительный семинар с классными руководителями для профилактики конфликтов в образовательном пространстве.

Групповые занятия с детьми

Групповые занятия — очень эффективная форма работы с непопулярными детьми.

Особенности работы

В группе должно быть четное количество ребят: учеников младших классов — не более 6 человек (чтобы была возможность поддерживать дисциплину и работать с каждым), старшеклассников — 10-12 человек.

Необходимо давать возможность каждому участнику поработать со всеми — и симпатичными, и неприятными ему — партнерами. Начинать каждое занятие лучше с упражнений на знакомство, затем переходить к подвижным играм или упражнениям на произвольность. После этого можно провести упражнение на совместную деятельность с обсуждением, а затем — разыгрывание и обсуждение сценок, и, наконец, предложить что-нибудь веселое, для всех приятное, позволяющее выразить себя.

Следует включать в занятия упражнения с мячом, так как для их выполнения участникам необходимо подстроиться друг под друга, «сыграться» (например, понять, что не следует кидать мяч слишком сильно). Эти упражнения следует предварять срабатыванием — тренировочным перекидыванием мяча друг другу. Можно договориться, что если кто-то не поймал мяч, виноват кидавший — плохо кинул.

Обязательна обратная связь — каждый участник может дать оценку действиям другого — и покритиковать, и похвалить.

Такие занятия дают возможность непопулярному ребенку проявить себя, одноклассники видят его по-новому, в непривычной, нестандартной ситуации и начинают относиться к нему более снисходительно и заинтересованно. Как правило, ребята ходят на занятия очень охотно.

Желательно работать с группой на протяжении хотя бы одного полугодия, а лучше — всего учебного года.

Работа с классом (группой)

Для преодоления негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям недостаточно одной лишь работы с аутсайдерами. Необходимо «лечить» весь коллектив. Основным направлением психологической работы с недружным классом, группой должны быть мероприятия по развитию терпимости. Именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

Примеры тематических занятий с классом (группой) приведены в приложении 5.

Каждое занятие рассчитано на один урок (45 минут). Работа ведется с целым классом или подгруппой.

Индивидуальные занятия с отвергаемыми детьми

После того как в классе выявлен отвергаемый или непопулярный ребенок, следует:

  1. Познакомиться с ним поближе.
  2. Проведение диагностики личностных особенностей ребенка.
  3. Наблюдение за ребенком в классе на уроках и перемене.
  4. Беседа с ребенком (обсуждение его интересов, беседа о ситуации в классе, о проблемах взаимодействия).

На начальных этапах организации работы с отвергаемыми детьми можно использовать метод наблюдения. Ниже приводится примерный набор индикаторов наблюдения:

  1. Внешний облик:
    • физические недостатки
    • дефекты речи
    • внешняя неопрятность
  2. Особенности поведения:
    • на переменах чаще сидит в сторонке от других ребят
    • на уроках очень тихо отвечает, либо совсем молчит
    • не участвует ни в каких школьных мероприятиях
  3. Особенности взаимодействия с другими учениками:
    • мало с кем сдруживается и почти не общается с сверстниками
    • на издевки одноклассников никак не реагирует
    • на издевки одноклассников реагирует очень бурно, даже с агрессией
    • просит помощи у тех, кто относится к нему нейтрально

Жертвами также могут стать ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».


Страница:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф