Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

1.1 Особенности речевого развития детей младшего возраста

1.2 Содержание деятельности педагога по формированию ЗКР у детей младшего возраста в разновозрастной группе

1.3 Методы и приемы ЗКР у детей младшего возраста

1.4. Основные подходы к организации деятельности педагога по развитию речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

2.1 Выявление готовности педагога к развитию ЗКР детей в разновозрастной группе

2.2 Комплекс мероприятий по организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи в разновозрастной группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Бытующее мнение о том, что звуко произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.

Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи — коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

Развитие речи, в частности – ее звуковой культуры – одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.

Формирование звуковой культуры речи – основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. К сожалению, на наш взгляд, механизм формирования звуковой культуры речи младших дошкольников в психолого-педагогической и методической литературе описан в недостаточной степени.

Таким образом, можно обозначить противоречие: с одной стороны, есть потребность в воспитании звуковой культуры речи младших дошкольников, с другой – недостаточное описание механизмов реализации его в образовательном процессе.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом можно организовать процесс воспитания звуковой культуры речи на учебных занятиях с младшими дошкольниками,

Объектом исследования является содержание деятельности педагога по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе

Предмет исследования: совокупность мероприятий по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе.

Цель: Теоретически обосновать организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе и разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культу речи детей в разновозрастной группе.

Задачи:

  1. анализ литературы по теме исследования;
  2. подбор диагностического материала;
  3. разработка комплекса мероприятий по организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за детьми, практический метод (игровые упражнения, исследование артикуляционного аппарата), беседа с воспитателем.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (50 источников), приложений (2 ед.).

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

1.1 Особенности речевого развития детей младшего возраста

 

Звуковая сторона речи – это единое целое, но очень сложное явление, которое нужно исследовать с разных сторон.

Звуковая культура речи является довольно широким понятием, она включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию [9].

Культура речи – это способность правильно, т.е. в соответствии с содержанием высказывания, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, использовать все звуковые средства (включая интонацию, лексический резерв, грамматические факты) [9].

Понятие «звуковая культура речи» обширно и своеобразно. Оно включает в себя основные качества произношения, которые характеризуют звучащую речь (произношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и т.д.), ассоциированные с ним двигательные средства выразительности (мимика, жесты), элементы культурного речевого общения (общая тональность детской речи, осанка и двигательные навыки во время разговора). Компоненты звуковой культуры: речь и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием появления звучащей речи.

Итак, младшие дошкольники овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими людьми. Значительное влияние на формирование звуковой культуры речи у детей оказывает педагог [9].

Воспитание звуковой культуры речи не должно сводиться только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного воспроизведения звука является лишь частью работы над звуковой культурой речи.

Педагог помогает детям освоить правильное речевое дыхание, правильное произношение всех звуков родного языка, четкое произношение слов, способность использовать голос, а также – учит детей говорить медленно и интонационно выразительно.

Формирование звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других аспектов речи: словаря, связанной, грамматически правильной речи [9].

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходил к речевому общению.

Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь.

Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее, богаче и обширнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Потому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Самая главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста, помочь в освоении разговорной речи. Она предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства [6].

Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи, а именно развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:

  1. развитие связной речи;
  2. развитие словаря;
  3. освоение грамматически правильной речи;
  4. освоение звуковой культуры речи.

Ребенок, начиная с двух лет, быстро накапливает пассивную и активную лексику, постепенно осваивая произношение звуков, грамматическую структуру предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянной связи со взрослыми.

В начале второго года звуки «ам» обычно превращаются в звуки «ням-ням». Иногда ребенок отвечает в случае согласия принимать пищу со словами «мама», «ня-ня», «дай» и в то же время обращается к предлагаемому предмету.

Характерной особенностью этой речи является то, что она сначала возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая также имеет звуковые элементы.

Ребенок называет взрослого («мама», «няня», «тетя»), когда он просыпается, когда хочет, чтобы его обняли, опустили на пол. Остальная часть контекста фразы выражается движениями тела, жестами, мимикой.

Слова, которые ребенок начинает использовать по собственной инициативе, появляются обычно через два месяца после того, как они были сказаны в ответ на предложение или вопрос взрослого.

К концу третьего года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – использоваться как средство общения с другими людьми и, прежде всего, с взрослыми.

Причины для обращения к взрослым весьма разнообразны: это просьба помочь в чем-то, как жалоба, так и выражение своих желаний. Предпосылкой проявления речевой активности ребенка является игровая, двигательная активность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Их интересует содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, они не замечают недостатков произношения отдельных звуков.

После 2-3 года дети уже могут заметить неправильное произношение своих друзей и только потом начинают обращать внимание на свое произношение и постепенно совершенствовать его.

С 2-3-летним ребенком полезно рассматривать предметы вместе, «говорить» об этих объектах, сравнивать их и называть части и свойства различных объектов.

Дети трех лет только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, им становится доступна диалогическая речь (ответы на вопросы). Малыши еще допускают много ошибок при построении предложения.

Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; « овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно склоняет и спрягает. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитие [6].

Начиная со второй половины третьего года жизни, речь ребенка становится понятной для других за пределами конкретной ситуации и контекста речи, и это указывает на то, что после 2 лет 6 месяцев ребенок усваивает необходимый минимум речевых навыков.

Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Показатели развития речи детей, характерные для этого возраста, действительно значительны.

Соотношение между пониманием и активной речью изменяется качественно. Если раньше детское понимание речи взрослого должно было быть оценено его «моторными ответами» (ребенок показывает желаемый объект, приносит игрушку, названную взрослым и т.д.), теперь, когда активная речь неразрывно связана со всеми его действиями, уровень понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Если у ребенка 2 года словарный запас около 300 слов, то к тому времени, когда ему исполнится три года, он уже достигает 1000-1200 или более слов. На четвертом году жизни словарь пополняется гораздо медленнее и равномернее.

На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное использование глаголов связано с улучшением способности общаться (дети начинают координировать свои действия друг с другом в игре). Кроме того, ребенок имеет возможность сопровождать свои действия речью [4].

После 2 лет 6 месяцев в активном словаре увеличивается количество прилагательных и наречий; местоимения (личные и притяжательные) также широко представлены.

Все это помогает ребенку устно сформулировать свои впечатления, сделать простые обобщения, выводы.

На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (количество независимых заявлений ребенка за 30 минут игры) составляет 25–28 слов для детей 2 года – 2 года 6 месяцев, 70–80 слов – для детей 2 года 6 месяцев – 3 года, 110-115 слов – для детей 3 года – 3 года 6 месяцев (данные Г. Лямина) [5].

На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап овладения родным языком – овладение его грамматической структурой. Ученый–лингвист А. Гвоздев подчеркнул, что этот процесс особенно бурный во второй половине третьего года жизни.

Данные показывают, что возраст 3-4 лет, открывающий третий период формирования грамматической системы речи (по словам А. Гвоздева), очень немного отличается от возраста 2 лет 6 месяцев – 3 года [3].

Во второй половине третьего года жизни дети активно изучают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений.

В речи появляются сложные предложения, число которых на четвертом году жизни существенно не меняется.

Воспроизведение звука детей в возрасте 2 лет 6 месяцев – 4 года имеет общие черты. В это время отмечается «период усвоения звуков» (А. Н. Гвоздев) – наряду с правильным произношением звуков наблюдается их искажение, упущение, замещение, смягчение [3].

Известно, что каждый возраст детства имеет свои приоритеты. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников — одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное умственное развитие детей. Тот факт, что речь детей 2-4 лет развивается полностью, обозначается следующими показателями:

  • в 2 года – 2 года 6 месяцев дети могут выполнять простые устные инструкции, воспринимать простые истории без использования наглядных пособий (фотографии или другие); начинают понимать короткие рассказы о событиях, которые не имели места в их личном опыте;
  • у детей в возрасте от 2 до 4 лет хорошо развито умение подражать, выражается в способности следить за движениями, действиями, словами и фразами взрослых (простыми и более сложными);
  • через 3 года – 3 года 6 месяцев дети начинают активно стремиться к вербальному общению со взрослыми, выражая свои впечатления, мысли, желания с помощью уже имеющегося словаря и быстро увеличивающегося словаря;
  • дети с готовностью откликаются на предложение взрослого прочитать, послушать рассказ или сказку, а также посмотреть на иллюстрации в книге. Чтобы обеспечить необходимый уровень развития речи для детей, педагогу необходимо решить следующие проблемы:
  • интенсивное развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений непосредственной окружающей среды; организация развития речевой среды (разговоры, диалоги о специально отобранных наглядных пособиях, рассказы учителя, ежедневное чтение детских художественных текстов, пение детских песен и т.д.);
  • целенаправленное развитие речи как средства коммуникации посредством специально организованных диалогов различной степени сложности, которые составляют основу речевых классов и строятся на основе наглядных материалов (иллюстраций, игрушек, картинок, игр) и текстов художественной литературы.

Таким образом, дети в 2-3 года способны воспринимать несложные рассказы взрослого, у них хорошо развита способность подражать взрослому, они только начинают обращать внимание на собственное произношение.

В то время, детки четвертого года жизни начинают овладевать умением излагать свои мысли. На 4-ом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Дети чаще произносят слова более сложных по слоговой структуре слов (более 4-х слов).

 

1.2 Содержание деятельности педагога по формированию ЗКР у детей младшего возраста в разновозрастной группе

 

Одной из важных задач развития речи в детском саду является воспитание звуковой культуры, поскольку дошкольный возраст является сензитивным для ее развития [9].

Воспитание звуковой культуры – формирование правильного звукопроизношения, для этого необходимо развивать речь, речевое дыхание, двигательные навыки артикуляторного аппарата;

— воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельные грамматические формы. Состав орфоэпии включает в себя не только произношение, но и ударение, то есть специфическое явление устной речи. Русский язык имеет сложную систему переменного и подвижного ударения;

— формирование выразительности речи – овладение средствами выразительности речи подразумевает способность использовать высоту и силу голоса, темп и ритм речи, паузы, различные интонации. Отмечается, что ребенок в повседневном общении обладает естественной выразительностью речи, но ему нужно учиться произвольной, сознательной выразительности, читая стихи, пересказывая, рассказывая;

— развитие дикции – четкое, ясное произношение каждого звука и слова отдельно, а также фразы в целом;

— воспитание культуры речевого общения как части этикета [9].

Звуковые единицы языка различаются по своей роли в речи. Некоторые соединяются формируя слова. Это линейные (расположенные по очереди, один за другим) звуковые модули: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности комбинация звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые блоки – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодия, голос, темп речи, его тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звуковой речи. Просодические единицы участвуют в модуляции артикуляторных органов.

Для дошкольников, прежде всего, освоение линейных звуковых единиц речи (звук и словопроизводство) имеет особое значение, поскольку наиболее сложным для ребенка является овладение артикуляцией отдельных звуков.

Развивая у детей правильную, продуманную речь, педагог должен решить следующие задачи:

1) воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая основные составляющие:

— звуковысотный слух;

— слуховое внимание;

— восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произношение речи:

— учить детей правильному произношению всех звуков своего родного языка;

— разрабатывать артикуляторный аппарат;

— работать над речевым дыханием;

— развивать возможность использования голоса в соответствии с условиями общения;

— четко и ясно воспроизводить каждый звук, а также слова и фразы в целом, т.е. развивать хорошую дикцию;

— сформировать нормальный темп речи, то есть способность произносить слова;

— умение произносить фразы в умеренном темпе, без ускорения или замедления речи, тем самым создавая возможность для слушателя четко воспринимать ее.

  1. Развивать произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, то есть способность точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа над звуковой культурой речи ведется в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по развитию звуковой культуры речи или как часть уроков на родном языке;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий на родном языке;
  3. отдельные разделы работы над звуковой культурой речи могут быть включены в музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  4. дополнительная работа над звуковой культурой речи вне классов (различные игры, упражнения в игровой форме и т. д.) [10].

При реализации ФГОС в первую очередь необходимо выделить для себя следующие систематизирующие факторы:

в ФГОС выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде:

— коммуникативно-личностное развитие;

— познавательно-речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Они должны взаимодополнять друг друга, быть ориентированными на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.

Можно выделить что работа по разделу: звуковая культура речи является основой для реализации следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация»

И реализуется через следующие виды организованной деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • чтение;
  • музыкально-художественная;
  • продуктивная;
  • трудовая [11].

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комарова, М.А. Васильева преследуются следующие основные цели [12]:

— забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка;

— создание в атмосфере групп гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет им расти общительными, доброжелательными, любознательными, инициативными, стремящемся к независимости и творчеству;

— максимальное использование различных видов деятельности детей, их интеграция в целях повышения эффективности учебного процесса;

— творческая организация учебного процесса;

— изменчивость использования учебного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и склонностями каждого ребенка;

— уважительное отношение к результатам детского творчества;

— единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семей;

— соблюдение непрерывности работы детского сада и начальной школы, исключая психическую и физическую перегрузку в содержании образования дошкольников, обеспечивая отсутствие давления на предметное обучение.

Программа построена в соответствии с личностно-ориентированной концепцией обучения и воспитания, направлена на всестороннее развитие гармоничной личности ребенка.

Знания, представленные для изучения, представлены в виде регламентированной структуры.

Среди ведущих приемов работы с дошкольниками названа игровая деятельность. Ведущая педагогическая технология, являющаяся центром средоточения методов и приемов, – технология развивающего обучения.

Отличительными особенностями программы «От рождения для школы» и ее достижениями являются:

  1. приоритетное личностное направление развития ребенка, воспитание свободной, активной, мыслящей, творческой личности;
  2. патриотическая направленность работы, воспитание любви к Родине, гордости за нее;
  3. воспитание нравственных ценностей;
  4. мотивация к продолжению обучения;
  5. активная работа по сохранению и укреплению здоровья;
  6. учет индивидуальных особенностей ребенка;
  7. представление методики обучения и воспитания детей, начиная с раннего детства и до 7 лет;
  8. активная проработанность методики применения игровой деятельности;
  9. простота и вариативность методов и форм работы;
  10. работа с семьями воспитанников.

Что касается предмета изучения данной работы, речевому развитию также уделяется большое внимание в программе «От рождения до школы».

На этапе младенчества и раннего детства планируются следующие результаты педагогической работы: ребенок «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми».

На этапе завершения дошкольного образования планируется, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [10].

Обратимся к содержательному разделу психолого-педагогической работы в младшей группе (2-3 года).

В соответствии с программой 3 игровых занятия в пятидневную неделю посвящено развитию речи в младшей группе.

В период 2-3 лет ребенка с помощью программы планируется достичь следующих результатов в речевом развитии:

— расширить словарный запас, способность понимать фразы и простые предложения;

— умение повторять слова, обозначающие простые действия (иди, спи, ходи и др.);

— умение подражать звуковым сочетаниям;

— умение формировать ответы на простые вопросы;

— умение произносить предложение по подражанию из двух слов;

— в конце второго года: расширить словарный запас существительными, прилагательными и глаголами;

— развитие способности общаться с помощью речи;

— приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);

— сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек;

— приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения;

— предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

В рамках работы во второй младшей группе (от 2 до 3 лет) предоставляется специальный образовательный раздел «Развитие речи».

Задачи воспитателя:

— содействовать развитию речи как средству коммуникации;

— пополнять словарь (без визуального сопровождения, с использованием слов в незнакомых речевых ситуациях);

— сформировать звуковую культуру речи;

— сформировать грамматическую структуру языка (научиться гармонизировать существительные и местоимения с глаголами, использовать глаголы в будущем и прошедшем времени, изменить их по лицам, использовать предлоги в речи, использовать некоторые вопросительные слова и простые фразы);

— формировать последовательную речь.

В рамках работы по развитию речи предлагаются занятия для изучения художественных текстов с такими типами заданий:

— читать детские произведения искусства, предусмотренные программой для второй младшей группы;

— продолжать учить детей слушать народные песни, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, рисунков, персонажей настольной игры и других наглядных пособий, а также учить слушать произведение искусства без визуального сопровождения;

— сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями;

— дать детям возможность обсуждать слова, фразы при чтении педагогом знакомых стихотворений;

— поощрять попытки полностью прочитать стихотворный текст с помощью взрослого;

— помочь детям старше 2 лет 6 месяцев играть в знакомую сказку;

— продолжать привлекать детей к изучению рисунков в книгах, чтобы побудить к называнию знакомых предметов, показать их по просьбе педагога, научить задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Группа 3-4 лет.

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Программа дошкольного развития «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой предъявляет такие требования к овладению речевыми умениями в возрасте от рождения до 3-х лет: «владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек, стремится к общению со взрослыми и активно подражает им» [13].

В общем, цель программы «Детство» – «создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации» [13].

Как и предыдущая, данная дошкольная программа построена в соответствии с принципом личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Среди приоритетных направлений работы выделяются развитие познавательных навыков и творческих способностей детей.

Реализация положений программы соответствует принципам содействия и сотрудничества детей и взрослых, взаимодействия сада и семьи, учета этнокультурных особенностей развития ребенка.

Авторы «Детства» называют ее комплексной программой, построенной на основе интегративности всех ее содержательных структур. В пояснительной записке даны краткие сведения о возрастных этапах развития дошкольника.

В программе создан специальный раздел «Речевое развитие», где описаны направления по развитию речевых навыков для детей до 1 года, от 1 до 2-х лет, от 2-х до 3-х, от3-х до 4-х лет для младших групп.

Рассмотрим содержательную часть работы по развитию речи с младшими группами от 2-х до 4-х лет.

Образовательная деятельность педагога на третьем году жизни приводит к таким результатам:

— ребенок отвечает на вопросы, связанные с названиями знакомых предметов;

— выполняет просьбы воспитателя;

— несложные самостоятельные словесные действия в игровой деятельности, в сюжетно-ролевой инсценировке;

— ситуативная речь, вызванная наблюдениями за движущимися объектами, за динамичным процессом;

— ребенок может выразить мысль, высказанную педагогом, однословно.

Для оценки речевых умений авторы программы ввели специальный раздел «Результаты образовательной деятельности», по итогам работы с которым можно судить о степени овладения речевыми навыками.

В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение:

— практически всех согласных звуков, двухлетнем возрасте такое несовершенство;

— произношения еще не требует специальной коррекции.

Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

На четвертом году жизни предполагается достигнуть таких результатов речевого развития детей:

— развитие звуковой культуры:

А) звукопроизношения: смягчение речи с помощью артикуляционной гимнастики;

Б) словопроизношения: занятия на устранение ошибок в воспроизведении звукового облика слова;

В) выразительной стороны речи: овладение мимикой, пантомимикой, вербальными эмоциональными средствами.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]).

Таким образом, рассмотренные программы подробно описывают цели, задачи, методические принципы работы по речевому развитию в соответствии с возрастными периодами.

Следует отметить, что в программе «От рождения до школы» работа по развитию речи сосредоточена на изучении художественной литературы и в процессе игровой деятельности.

В программе «Детство» упор сделан на всестороннее речевое развитие средствами литературного развития и технологической работой с правильным произношением слов и звуков.

Достоинство программы «Детство» состоит в рекомендациях по оценке степени усвоения речевого развития.

В программе «От рождения до школы» широко представлен комплекс заданий и упражнений, в том числе в игровой форме, на формирование целевых знаний и умений.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф