Меню Услуги

Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3 Методы и приемы ЗКР у детей младшего возраста

 

Речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей:

1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;

2) способности соотносить комплексы звуков и интонаций с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи;

3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т.е. оценивать их;

4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения.

Речь ребенка быстрее обогащается, и его психика развивается разностороннее, если поставлены воспитателем такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.

Главным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

Метод обучения – это действия обучающего и обучающегося, выполняются с целью передачи знаний друг от друга [16].

Обучение правильной артикуляции речевых звуков (отработка дикции):

— звуки раннего онтогенеза (онтогенез — индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [a], [o], [y], [и]; согласные [м], [н], [б], [т ‘], [д’], [и ‘], [г], [х], [й], [с *];

— звуки среднего онтогенеза: гласный [с]; дифференциация в мягкости и твердости усвоенных согласных; [л’]; озвучивание всех согласных;

— звуки позднего онтогенеза: [p], [p ‘], [ж], [ш], [щ] (которые требуют поднятия передней части языка); [л], [ц].

Распределение звуков речи одновременно содержит указание на возраст ребенка, когда определенные артикуляции становятся доступными для него. В соответствии с этим строится система звуковых упражнений для детей разного возраста.

Ведущий метод упражнений – подражание произношению воспитателя. Приемы могут быть прямым подражанием (дети развлекаются процессом произнесения звуков, они воспринимают его как захватывающую игру) или ролевые игры – игры для «пчел», «коз», «мышей», «барабанщиков», и т.д.

Работа по развитию артикуляции осуществляется на занятиях по чтению и пересказу художественных произведений, а также по изучению стихов.

Во время первых учебных занятий для детей по произношению гласных звуков (кроме [Ы]) и согласных [м], [н], [п], [т], IГ]> [й], будут встречаться звуки, которые дети этого возраста еще не могут произнести, и педагог не должен останавливать их внимание на этом: пусть дети заменяют (сублимируют) звуки позднего онтогенеза теми, которые они уже научились произносить. Не нужно исправлять ребенка, если он заменяет «трудный» звук [ш], например, говорит «кася» вместо «каши» или путает глухие и звонкие согласные: говорит «бапа», «паба» и т.д. [17].

Разработка произношения согласных может осуществляться в дидактической игре «Кто будет чище говорить?» На материале чистоговорок: с детьми третьего года жизни: «Птица пела: «Пью, пью! Фью-фью!» и т.д. [17].

Рассмотрим систему работы с детьми младшего дошкольного возраста, предложенную В.В. Гербовой, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой.

Большинство детей третьего года жизни уже правильно произносят гласные и простые согласные звуки (м, н, в, ф и т.д.), на первых этапах необходимо четко прояснить и исправить эти звуки.

Это важно для развития артикуляторного аппарата и подготовки к высказыванию более сложных звуков.

А для младшей группы В.В. Гербовой, М.Ф. Фомичевой и А.И. Максакова была установлена последовательность работы, основанная на усвоении детьми звуков (в онтогенезе): гласных — и, ы, y, e, o, a ; затем губно-губные — м, п, б; далее губно-зубные – в, ф, переднеязычные — т, д, н, з, с, заднеязычные – г, к, х, йотированные [18].

Формирование звука осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляторного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) исправление звука в слогах, словах и фразах.

Первый этап — подготовительные артикуляторные движения — может выполняться на ежедневных утренних упражнениях, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также в однотемном занятии по звуковой культуре речи. Все три этапа могут выполняться либо на одном и том же занятии, либо на двух с перерывом в 1-5 дней.

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука выглядит следующим образом:

  1. показ, объяснение артикуляции звука (или группы связанных звуков), повторное высказывание звука воспитателем (в образной форме);
  2. произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (продолжительность выдоха) и выразительность речи;
  3. произношение детьми слогов, звукоподражание с воспроизведением изменяющейся силы, высоты голоса, темпа речи;
  4. упражнение в произношении звука в словах и фразах (шутки — чистоговорки, драматизация, дидактические и подвижные игры, чтение стихов) [18].

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. воспитывать речевой слухдетей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм;
  2. развивать артикуляционный аппарат;
  3. работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами;
  4. воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения;
  5. формировать правильное произношение всех звуков родного языка;

— учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

— развивать артикуляционный аппарат;

— работать над речевым дыханием;

— вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

— вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

— формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова;

— фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

Воспитывать интонационную выразительность речи,т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.) [20].

Методы и методики воспитания звуковой культуры речи:

— дидактические игры;

— хороводные или подвижные игры;

— дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей (повторять слова со сложным звуком, изменять высоту голоса и т.д.),

— метод упражнений (запоминание и повторение знакомых упражнений на языке, игра «Подуем на пух» и т.д.)

Используя эти методы, воспитатель использует множество приемов, которые непосредственно влияют на произношение речи детей:

— образец правильного произношения, исполнение задания, которое дает воспитатель;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— краткое или подробное объяснение продемонстрированных качеств речи или движений в артикуляционном аппарате;

— преувеличенное (с подчеркнутой дикцией) произношение или звуковая интонация (ударный слог, искаженная часть слова);

— образное обозначение звуковой или звуковой комбинации (з-з-з — песня комара, топ-топ-топ — топающая коза);

— хоровые и индивидуальные повторения;

— обоснование необходимости выполнения задачи воспитателя;

— индивидуальная мотивация задачи;

— совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная речь (немедленное повторение детской речевой выборки);

— оценка реакции или действия и коррекции;

— физкультурная пауза;

— отображение артикуляторных движений, демонстрация игрушек или картин [8].

Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам:

РАННИЙ ВОЗРАСТ (третий год жизни).

— учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;

— упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);

— поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;

— учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);

— учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты)[20].

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Четвертый год жизни.

— учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова;

— формировать умение вслушиваться в звучание слов;

— учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

— готовить к правильному произношению шипящих звуков;

— побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.

Для организации работы по развитию звуковой культуры речи группах создаются и эффективно используются речевые уголки. Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи.

Методика проведения:

— артикуляционная гимнастика проводится систематически;

— дети должны сидеть, т.к. шейно-плечевой пояс должен быть расслаблен, спина прямая;

— артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом;

— на начальных этапах, обязателен показ упражнений педагогом;

— каждое упражнение выполняется 3-5 раз;

— статичные упражнения выполняются под счет до 5, динамичные 3-5 раз;

— после того как у детей выработан самоконтроль за выполняемым упражнением, можно переходить к выполнению без зеркала;

— упражнения подбираются от простого к сложному.

— в процессе выполнения хвалить детей, создавая положительный эмоциональный настрой.

Артикуляционные упражнения для детей 2-3 лет.

«Замочек»: – улыбнуться;

— спрятать губы – поджать так, чтобы их не было видно («закрыть замочек»), расслабить губы, слегка разжать их («открыть замочек»);

— удерживать в каждом положении губы по 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.

«Расчёска»:

— слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;

— затем прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами. Повторить 2-5 раз.

«Месим тесто»:

— улыбнуться, приоткрыть рот;

— положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами, начиная с кончика, продвигаясь медленно вперёд к середине, а затем назад, произнося «пя-пя-пя»;

— повторить движения, покусывая язык, произнося «та-та-та»;

— чередовать эти движения, каждое по 5-10 секунд. Повторить 2-5 раз. Следить, чтобы нижняя губа не заворачивалась внутрь и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, касаться уголков рта.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

«Подуем на шарик».

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

«Ветерок».

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

«Оближем губы».

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель: давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет.

Упражнения на звуки С, Ц, З.

1.«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

2.«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

3.«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

4.«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине – дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

5.«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

6.«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч.

1. «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.

2.«Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнести «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.

3.«Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.

4.«Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.

5.«Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.

6.«Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Таким образом, занимаясь с ребенком, необходимо соблюдать последовательность усвоения звуков.

С ребенком 2-3 лет сначала следует выполнять артикуляционные упражнения и игровые задания для уточнения и закрепления следующих гласных звуков: А, У, И, О, Э. Затем можно переходить к знакомству с согласными звуками: М, Н, П, Б. Остальные звуки малыш может произносить еще недостаточно четко (смягченно), поэтому игры с ними не рекомендуются.

С ребенком 3-4 лет после повторения уже перечисленных звуков следует заняться уточнением гласного Ы, а затем «изучить» следующие согласные звуки: Ф, В, Т, Д, К, Г, Х. Малыш, как правило, еще смягчает многие согласные и заменяет свистящие С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ более простыми по артикуляции звуками. Сонорные Л и Р обычно отсутствуют или заменяются мягким звуком ЛЬ или звуками Ф, Й.

1.4. Основные подходы к организации деятельности педагога по развитию речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

 

Чтобы успешно решать поставленные задачи, старшие должностные лица должны знать методологию развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого педагога, развивать свои творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых есть отставание в развитии речи.

Задачи этой работы сформулированы с учетом ее общих методических заданий. Они заключаются в следующем:

  1. обеспечить и контролировать осуществление программы развития речи для детей во всех возрастных группах;
  2. обеспечить правильную установку обучения и воспитания детей, преемственность в работе педагогов разных возрастных групп, а также детского сада и школы;
  3. направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь преподавателям;
  4. содействовать созданию правильных условий для развития детской речи, организовать работу методического кабинета в детском саду, обобщить учебно-методический материал по развитию речи;
  5. изучить и обобщить передовой опыт в области развития речи, организовать обмен опытом между педагогами;
  6. способствовать профессиональному развитию и самообразованию воспитателей, росту их навыков. Методист помогает росту эстетической культуры педагога. Он является организатором экскурсий по книжным выставкам, организует конкурсы читателей в детском саду и на уровне городских мероприятий, различные литературные события, которые проходят в библиотеках и т.д. Больше включает в себя художественное чтение и рассказывание историй в программы детских утренников;
  7. организует работу по продвижению педагогических знаний среди родителей.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики.

  1. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
  2. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по речевому развитию должна быть построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.

Например: у детей младшего и среднего возраста формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково»), развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.

Что касается ребенка дошкольного возраста, то на основе анализа исследований проблем речевого развития и опыта детских садов можно выделить следующие методологические принципы развития речи и преподавания родного языка.

  • Принцип взаимосвязи между сенсорным, умственным и речевым развитием детей. Он основан на понимании речи как речевой деятельности, формирование и развитие которой тесно связано со знанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, которые составляют основу мышления и развиваются в единстве с мышлением. Поэтому работа над развитием речи не может быть отделена от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.
  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. Этот принцип основан на понимании речи как деятельности, состоящей в использовании языка для общения. Это вытекает из цели развития детской речи в детском саду — развития речи как средства коммуникации и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Этот принцип является одним из основных, поскольку он определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация включает в себя развитие речи у детей как средства коммуникации и в процессе общения (общения) и в различных видах деятельности.

  • Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Язык – это бессознательное владение законами языка. В процессе множественного восприятия речи и использования подобных форм в своих собственных высказываниях ребенок на подсознательном уровне формирует аналогии, а затем усваивает и моделирует.
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основан на том, что овладение речью – это не только имитация, подражание взрослым, но и бессознательное обобщение явлений языка. Создается внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не только повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование коммуникативных навыков, и любое общение предполагает возможность создавать новые высказывания, то формирование языковых обобщений и творческих словесных способностей должно стать основой для обучения языку.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.

Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.

В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию.

Таким образом, основной задачей педагога является создание условий для усвоения и реализации детьми своего речевого потенциала. А так- же, формирование правильной речевой деятельности детей. Приобщению их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать всем требованиям (правильность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность).

Вывод.

Развитие речи, в частности – ее звуковой культуры – одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания. Формирование звуковой культуры речи – основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.

К концу третьего года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию — использоваться как средство общения с другими людьми и, прежде всего, с взрослыми.

По эффективности и результативности проведение фронтальных занятий по развитию речи в разновозрастных группах имеет отрицательные и положительные моменты.

Отрицательные моменты:

а) затрудняется решение тех речевых задач, которые являются конкретными для каждого возраста. Следует напомнить, что основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольном образовании (воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи) решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения;

б) младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых знаний, а все задачи за них охотно решают старшие;

в) педагог вынужден снижать верхний предел заданий, усреднять, делать доступными для понимания малышей.

Но есть и положительные моменты:

а) особенно ценным является межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога. Но важно, чтобы старшие владели тем учебным содержанием, которое будут передавать младшим, и чтобы оно было доступным последним;

б) можно использовать и такую форму организации взаимообучения при которой дети объединяются в пары, происходит прямое взаимодействие;

в) разновозрастный состав группы создает благоприятные условия для общения старших детей с младшими и является важнейшим фактором речевого развития. В совместной деятельности формируются новые формы и функции речи.

 

Глава 2 Проектировочная работа по организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе

2.1 Выявление готовности педагога к развитию ЗКР детей в разновозрастной группе

 

Невозможно сформировать личность ребёнка, не владея хорошей, грамотной речью. Если нет специально организованного обучения, ЗКР будет стихийной и бедной. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение.

Важно помнить, что главным является правильное, четкое слово педагога: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Для выявления готовности педагога к развитию ЗКР детей в разновозрастной группе использовался опросник, включающий 9 вопросов (Приложение 1).

Цель. Выяснить состояние профессиональной и качественной работы по ЗКР детей младшей разновозрастной группы.

В опроснике участвовали педагоги младшей разновозрастной группы и педагоги младших групп детского сада «Березка».

В опроснике участвовало 7 человек.

Опрос педагогов показал:

На первый вопрос: правильно ответили все педагоги – 100%.

На второй вопрос: все педагоги ответили правильно, один человек не ответил – 90%.

На третий вопрос: все педагоги ответили правильно, на – 100%.

На четвертый вопрос: в этом вопросе все педагоги опираются на программу «От Рождения до школы» – 100%.

На пятый вопрос: все педагоги знают основные методы и приемы по звуковой культуре речи – 100%.

На шестой вопрос: все педагоги знакомы с инновационными методами, но не все их применяют в работе – 71%.

На седьмой вопрос: не достаточно оснащены методические уголки – 50%.

Педагоги в своих занятиях используют готовые конспекты, опубликованные методические пособия, в которых дополняют игровыми упражнениями, физ. минутками, артикуляционными речевыми гимнастиками, гимнастиками для дыхания – 50%.

На восьмой вопрос: педагоги перечислили методы взаимодействия с семьей – 71%, двое из них затруднились ответить – 29%.

На девятый вопрос: педагоги ответили (только если будет достаточно большое желание родителей) при помощи (взаимодействии) детского сада так считают — все педагоги – 100%.

Таким образом, педагоги очень уверенно ориентируются по данной теме, все воспитатели знают программу, которую используют в работе по развитию ЗКР детей, её задачи, компоненты и этапы развития, но не учитывают некоторые нюансы и как следствие допускают ошибки и неточности в формулировках.

Все педагоги владеют теоретическими основами интеграции ЗКР в различных образовательных областях.

Не все педагоги знают цель ЗКР речи детей в дошкольном возрасте, перечисляют не все направления работы по развитию ЗКР в ДОО. Хотя каждый четко определил задачи по направлениям. Не все воспитатели используют в работе инновационные методы.

Педагоги умеют правильно организовывать речевое общение детей в игровой деятельности, режимных моментах, организуют игры социальной направленности, целью которых является развитие коммуникативных умений детей.

Речь воспитателей грамотная, содержательная, чистая, учитывается возрастная педагогическая направленность.

Очень богат словарный запас педагогов.

На вопрос «Как, по Вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребенком правильной ЗКР?» большинство педагогов ответили, что «сейчас» с родителями стало труднее работать, все родители заняты своей работой больше, чем детьми и поэтому ждут большего от педагогов.

Взаимодействие детского сада и родителей ставится на первое место в ДОО и является необходимым условием в работе дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. От правильно проведенной работы взаимодействия педагога с родителями зависит успех воспитания всех детей группы.

Главная задача воспитателя – раскрыть родителям содержание педагогических знаний по развитию ЗКР, в частности использовать различные методы и формы работы.

  1. Провести групповое собрание посвященное теме развития ЗКР. Познакомить с основными ошибками в речи детей. Заострить внимание родителей на цели и задачах стоящих перед педагогом, на том, какую помощь в формировании ЗКР могут оказать родители. Воспитатель должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, что ребенок усвоил и в какой помощи и дополнениях нуждается.
  2. В дополнение показать (провести) открытое занятие по формированию ЗКР детей разновозрастной группы.
  3. Проводить беседы, лекции, консультации с родителями.
  4. В групповом уголке для родителей рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи ЗКР, основные виды занятий, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).
  5. Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Таким образом, в целом педагоги владеют информацией о формировании ЗКР детей младшего возраста, но не владеют информацией о решении задач по формированию ЗКР в разновозрастной группе.


Страницы:   1   2   3