Меню Услуги

Организация деятельности конфликтолога по решению проблемы «изгоев» в школьном классе


Страница:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

Введение

1 КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ

1.1 Понятие конфликт, конфликт «личность — группа»

1.2 Определение «отвергаемых» в социометрической структуре группы и характеристики «изгоев»

Выводы по первой главе

2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ШКОЛЬНЫМ КЛАССАМ С ОТВЕРГАЕМЫМИ

2.1 Методы сбора данных о конфликте между классом и отвергаемым учеником

2.2 Направления работы по профилактике и разрешению конфликта между классом и отвергаемым учеником

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В современном обществе конфликты сопровождают человека повсеместно. Конфликтные ситуации зачастую становятся нормой жизни для многих людей. Особенно остро звучит данная проблема в контексте педагогической деятельности.

На сегодняшний день выделяют огромное количество причин, которые, так или иначе, способствуют возникновению межгрупповых, межличностных, педагогических конфликтов. В данной работе мы рассмотрим проблему изгоев в школьном классе.

Актуальность исследования: одним из важнейших социальных институтов, влияющим на развитие личности, является школа. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей правильное отношение к обществу, помочь становлению их личности, дать теоретические знания необходимые в будущем развитии. Решение этой задачи, прежде всего, очень сильно осложняется высокой скоростью развития современного общества, а также тем, что физическое и психическое развитие современных детей протекает быстрее, чем у взрослых, общение более тесное и открытое, так как дети очень много проводят время вместе и тут обязательно возникает непонимание вплоть до конфликтов и издевательств.  Практически в любом классе, любой детской или подростковой груп­пе встречаются дети, которых не принимают их ровесники. Есть дети одиночки и тихие, а есть общительные и активные. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его из­менить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре вни­мания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выби­рая неадекватные способы поведения и поэтому становятся объектом насмешек и презрения. Другие же наоборот ищут слабое звено и отыгрываются по полной, задирая и унижая таких детей.

Проблема статуса «отверженный» исследователями рассматривается с точки зрения возрастных особенностей. Особенности подростков — неустойчивость эмоционального состояния, физического облика, физиологического статуса, импульсивность и поспешность в оценке действительности и своего окружения, что, несомненно, влияет на их позицию в группе ровесников (В. Штерн, Э. Эриксон, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, Л.И. Божович, А. Фрейд, С.Степанов и др.). Одно из основных направлений изучения данной проблемы — это исследование восприятия и понимания человеком человека (В.Н. Панферов, Б.Г. Ананьев, Э. Рубин, В.А. Лабунская, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, К. Левин и др.). Именно через исследование восприятия подростками друг друга осуществляются попытки урегулирования процессов принятия — отвергания в подростковой среде. Исследования показывают, что в формировании статуса «отверженный» проявляется информационно-регулятивная роль восприятия подростками друг друга. В это время регулируются не просто взаимоотношения, а взгляды на характер, поступки, внешность, межличностные связи друг с другом. Я считаю, что статус «отверженный» формируется в результате особенного восприятия целого комплекса поведения кандидата для отвергания. Проблема изгоев была всегда и будет актуальна и в будущем, ею так же занимались Анцупов А.Я. , Кравцова М.М., Коломинский Я.Л, Выготский Л.С., Корчак Я., и многие другие психологи, так же она задета и в художественной кинематографии: «Чучело» Р.Быкова, «Розыгрыш» В.Меньшова, «Говори» Дж.Шарзер, «Школа» В.Г.Германика и т.д. Очень много создано форумов самих изгоев где обсуждается эта проблема и выложено в интернете роликов, как издеваются над «отвергнутыми».

Таким образом, исходя из актуальности данной проблематики, мы сформулировали цель исследования: разработать программу конфликтологической помощи школьным классам с отвергаемыми учениками.

Объект исследования: конфликт «личность — группа»

Предмет исследования: разрешение конфликта между школьным классом и отвергаемым учеником.

Для реализации цели нашего исследования были поставлены следующие задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Проанализировать соответствующие предмету исследования психологические, педагогические, социологические источники, дать теоретический анализ проблемы отверженности.
  2. В ходе теоретического анализа описать социометрическую структуру малой группы, дать и развернутый анализ на примере учеников школьных классов.
  3. Рассмотреть отвергаемых как сторону конфликта «личность — группа».
  4. На основе теоретического анализа разработать направление работы со всеми участниками конфликта «класс — отвергаемый ученик».
  5. На основе теоретического анализа и результатов эмпирического исследования сформулировать блок выводов. Дать ряд практикоориентированных рекомендаций для оптимизации работы конфликтологов и учителей с подростковыми ученическими группами.

Гипотеза: снижению остроты конфликтов между «отвергаемым» и школьным классом, будет способствовать целенаправленная работа конфликтолога со всеми участниками конфликта.

1. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ

 1.1 Понятие конфликт, конфликт «личность — группа»

 Впервые английский социолог Г. Спенсер использовал понятие «конфликт» в качестве научного термина в «Основаниях социологии», где говорил о том, что конфликт представляет собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Существует огромное количество мнений ученых о том, что же такое конфликт. Р. Снайдер и Р. Мак в 60-х гг. указали, что в понятие «конфликта» в том виде, в котором оно обычно употребляется сегодня, включается все, начиная с войны и заканчивая выбором между молочным и сливочным шоколадом. По их мнению, в лучшем случае между «конфликтом» и «не конфликтом» разница является неопределенной, а в худшем — ее нет вовсе. [6, с. 12].

Конфликт (по С.Ю.Головину) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или субъектов взаимодействия.

Американский социолог А. Смолл считает, что необходимо рассматривать конфликт, как основной и универсальный общественный процесс.

Я. Щепаньский пишет: «Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации» (11, с.149)

Вслед за Г. Зиммелем Л. Козер считает конфликт одной из форм социализации.

О. Моргенштейн и Дж. Фон Нейман считают конфликт взаимодействием двух объектов, которые обладают несовместимыми целями и способами их достижения.

К. Левин рассматривает конфликт как ситуацию, в которой одновременно воздействуют на индивида противоположно направленные силы примерно равной величины.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что конфликт — это процесс взаимодействия людей, в результате которого отмечается наличие противоречий, которые принимают форму разногласий, в итоге общения этих личностей.

В истории изучения конфликта условно можно выделить 2 этапа: 1900-е — 1950-е гг.; 1960-е гг. — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций. Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.

В отечественной психологии общий взгляд на историю конфликта может быть представлен в следующем виде. Первый период — до 1924 г. Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах: проблема насилия и ненасилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

Второй период — 1924–1992 гг. Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Интенсивно исследуется конфликт в других науках, однако междисциплинарных работ нет. Активность была вызвана: степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех уровнях; степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества; уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления; характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Третий период — с 1992 г. по настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов выхода из конфликтных ситуаций. Впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее, большинство авторов, такие как Гришина Г.В., Почебут Л.Г., Чикер В.А выделяют следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Однако, согласно исследованиям современных ученых-психологов, в частности А. Я. Анцупова, можно вывести универсальную понятийную схему описания конфликтов, состоящую из [2, с. 11]: сущности конфликта; классификации конфликтов (на основе принципов типологии, систематики и таксономии; структуры конфликта (статическая составляющая конфликта, включающая две подструктуры: субъективную и объективную); функций конфликта — его влияние на внешнюю среду и его подсистемы. Они характеризуют динамику конфликта; генезиса конфликта — его возникновение, развитие и завершение под действием системы факторов и причин; эволюции конфликта — его постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие от простых форм  к более сложным; динамики конфликта — ход развития конкретных конфликтов или их видов во времени; системно-информационного описание конфликтов; предупреждения конфликтов; завершения конфликтов — этап и динамики конфликта, заключающийся в его окончании любым способом (урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт); исследования и диагностики конфликтов — деятельность по выявлению закономерностей развития и особенностей конфликтов с целью их конструктивного урегулирования.

При этом, рассматривая структуру конфликта необходимо более подробно остановиться на этапе зарождения и развития конфликта. Зарождение и развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой, представленной на рисунке: 1.

Рисунок 1- Зарождение и развитие конфликта

Анализируя структуру конфликта, Л. А. Петровская обращает внимание на следующие основные понятия: «стороны (участники) конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации», «возможные действия участников конфликта», «исходы конфликтных действий» [7, с. 38].

Проводя анализ конфликта, в частности межличностного конфликта, в первую очередь, необходимо исходить из характеристик социальной среды, в которой зародился конфликт, а также особенностей его участников. Именно эти параметры определяют конфликтное поведение сторон. В целом можно сделать вывод, что на сегодняшний день в психологии еще не сложилось общепризнанного понимания конфликта (особенно межличностного). Значительная часть психологов, таких как В. Н. Ковалев, О. В. Лунева, Е. А. Хорошилова, Р. X. Шакуров рассматривают его как противоречие. Ряд других психологов рассматривают конфликтное поведение как столкновение или противодействие. Такого мнения придерживаются такие ученые как В. М. Афонькова, А. И. Алексеева,А. Д. Сергодеев, И. Ф. Феденко. Но, несомненным становится один факт — все эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта. Необходимо отметить тот факт, что в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер.

Конфликт несет в себе как позитивные, так и негативные аспекты в своем проявлении. По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем: конфликт ускоряет процесс самосознания; под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей; способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы; приводит к объединению единомышленников; способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты; способствует расстановке приоритетов; играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций; благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении; приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами; благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими. Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем: конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон; он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность; препятствует быстрому осуществлению перемен; приводит к потере поддержки; ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться; вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию; вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу; вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему; в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций; конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению; конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы[1, с. 24].О. В.Галустова выделяет 4 стадии прохождения конфликта: возникновение конфликта; осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; конфликтное поведение; исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) [3, с. 35].

Однако прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить семантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов. Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний [4, с. 44].

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно. По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно [5, с. 5].

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Структура межличностного конфликта представлена на рисунке 2.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
Рисунок 2 — Структура межличностного конфликта

Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Среди исследователей, изучавших связь конфликтности и уровня развития группы, достаточно общепризнано, что группы разного уровня развития обнаруживают разный тип реакции на конфликтные или стрессовые ситуации. Общая тенденция состоит в том, что высокоразвитые группы реагируют по преимуществу мобилизацией усилий на преодоление возникших трудностей, а группы низкого уровня развития — внутренней дезорганизацией. Кроме того, в группах низкого уровня развития больше вероятность возникновения внутренних конфликтов из-за отсутствия единой сформировавшейся системы общих целей и ориентации. Теоретически, исходя из представлений о групповой сплоченности как о ценностно-ориентационном единстве, можно прогнозировать уровень потенциальной конфликтности за счет несовпадения индивидуальных и групповых установок [4. стр.141]. Ярким примером выражения конфликт «личность — группа» среди школьников является  моббинг, который распространен не только в Европе, и но и в России. Понятие «моббинг» синонимично понятию «буллинг» (от англ. bully — хулиган). Буллинг подразумевает также открытую агрессию со стороны гонителя. Иногда под этим термином подразумевают только вертикальный моббинг.

Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения [8.].

В жизни трудового коллектива, или коллектива учащихся моббинг — «это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, начальства учителей, одноклассников». Этот термин введен доктором Х.Лейманом в начале 1980 г.г. Наблюдая за отношениями между служащими в рабочем коллективе Лейман определил моббинг как: «систематически повторяющееся враждебное и не этичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного» [9.].

К вариантам поведения характерным для моббинга Х. Лейман отнес: клевету, непрекращающуюся критику, социальную изоляцию, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и ещё около сорока вариантов поведения. Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Роллана Быкова «Чучело», где очень ярко показана       ситуация травли в подростковой среде. На сегодняшний день, очевидно, что моббинг в школьном классе — достаточно распространенное явление. Так же этим феноменом занимался психолог Руллан Эрлинг он изложил свои исследования в книге «Как остановить травлю в школе. Психология моббинга».

Объект  моббинга  в школе — ребёнок, по мнению своих же одноклассников, не похожий на других, странный: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, т. е. отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. Часто моббингу подвергаются новички, появившиеся в коллективе в средних или старших классах, в середине учебного года пришедших в школу, дети из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка.
Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. Родителям и педагогам нужно быть очень внимательным к настроению ребенка, поведению, чтобы раньше заметить неблагополучие. Очень часто моббинг обнаруживается учителями слишком поздно, бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п.- такие проявления достаточно распространены в школьной среде. При этом, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый ребенок, всегда чувствует, что это делается специально. С появлением доступного школьникам интернета появление в сети снятых на фотоаппарат, видеокамеру мобильного телефона и проч. издевательств над жертвой становится особо изощренной формой моббинга. Количество «обидчиков» растет, с ним возрастает и глубина переживаний и психологической травмы школьника. Классным руководителям и учителям предметникам не нужно забывать о том, что атмосфера в классе очень влияет как на усвоение учащимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п. Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в классном коллективе, а также отсутствие «отвергаемых», «изгоев» в классе прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога, авторитета среди учеников.

Помощь взрослых людей необходима ребёнку как воздух, если он психологически травмирован, но бывает, что ребёнок не просит педагогов или родителей вмешиваться в ситуацию, а наоборот, считает, что сам может с ней справиться? По мнению большинства психологов следует дать ему возможность проявить самостоятельность. Известно, что излишняя опека над детьми и особенно подросткам может привести к неблагоприятным последствиям, однако, это не означает, что следует закрывать глаза на происходящее и просто необходимо быть в курсе дел ребёнка, задавать вопросы, правда, делать это не навязчиво, осторожно. Конечно столь доверительные отношения возможно поддерживать с ребёнком если он привык с детства, но и того кто с ребенком не в близких отношениях нужно стремится это исправить и обязательно ему открываться и помогать быть самим собой.

Так же, исследователи моббинга сходятся в одном: если ситуация травли в классе продолжается и все предпринятые действия не принесли результата, следует перевести ребёнка в другую школу. Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности — прямая задача каждого школьного работника. Во многих странах требование бороться с моббингом прописано в законодательстве. Например, в Великобритании родители детей, уличенных в моббинге и унижении других, могут расстаться с крупной суммой денег. Штраф, который родители заплатят за «шалости” отроков, может измеряться в десятках тысяч фунтов.

Виды «моббинга»:

  • Обзывание;
  • Придирки;
  • Насмешки;
  • Толкание;
  • Дразнение;
  • Клевета, наговоры и ложные слухи;
  • Бойкот;
  • Кибермоббинг (намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации).

Последствия травли детей:

  • Низкая самооценка и её последствия;
  • Ухудшение здоровья;
  • Одиночество;
  • Агрессия;
  • Невротические заболевания;
  • И даже мысли об убийстве или самоубийстве.

Школьники используют различные формы моббинга: например, мальчики очень часто используют физический моббинг (пинки, толчки, отбирают вещи и т. п.), а девочки очень охотно используют косвенные формы давления (распространяют слухи, обидные записочки, исключение из круга общения и т.д.).

Обидные слова могут быть проигнорированы, но ныне актуальна еще одна форма моббинга, которая становится опаснее — травля в интернете. Обидчики выбирают жертву для своих издевательств в социальных сетях, угрожают ей или преднамеренно распространяют о ней ложную информацию. В крайнем случае могут быть опубликованы фотографии, которые компрометируют объект моббинга, фотографии могут быть специально подделаны. Травля во всемирной паутине получила название кибермоббинг. Моббинг многолик, он выражается в форме оскорбительных замечаний, дискредитации, физического насилия или равнодушия — вплоть до игнорирования. Чаще всего жертвы одиноки, а издевающиеся над ними держатся в группе. Ситуацию моббинга ухудшают сторонние наблюдатели, которые предпочитают не вмешиваться в ситуацию, а наблюдают со стороны. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий. Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели, что такое конфликт и дали определение моббингу, который является одним из исследований конфликт «личность-группа», исходя из этого можно сделать заключение что он прямым образом касается отвергнутых детей.


Страница:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!