Вид работы: Проект
Тема: Организация и проведение коллективной работы
Коллективное творчество. Формирование навыков коллективной деятельности
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. В детство очень активно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми зачастую не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Во многих семьях не осталось привычки почитать своему ребенку интересную книжку в свободное время, сходить на спектакль, посетить выставку. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям.
Формирование навыков общения необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Именно дошкольное детство – это время, в котором начинает складываться личность, формируются основы самосознания. Ребенок с раннего возраста включается в систему взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, ведь ему необходимо учиться жить в обществе, которое его окружает.
Дети очень любят коллективное творчество: это может быть рисование, аппликация, лепка, конструирование. Создание общих, коллективных картин, композиций, где каждый ребенок принимает участие, доставляет особое удовлетворение детям. Такие работы поистине вызывают у них восхищение. И здесь как раз можно наблюдать взаимовлияние материальной и духовной культуры. Ещё А.С. Макаренко говорил о воспитании детей в коллективе. Коллектив оказывает мощное воздействие на формирование личности, и выполнение творческих работ также способствует развитию всех сторон личности.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, в том числе и задач по формированию навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.
В связи с этим решение задач формирования коллективных взаимоотношений неразрывно связано с осуществлением дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, воспитания культуры общения (освоение правил вежливости по отношению к сверстникам), организованного поведения (умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели).
Для успешной организации коллективной деятельности необходимо соблюдать этапы:
- Создать ситуацию для заинтересованности детей, мотивацию деятельности.
- Обсуждение с детьми общего плана работы, цветового решения, материалов и способов изготовления композиции. Распределение работы между ее участниками.
- Предоставление возможности выбора деятельности, материалов, партнеров и т.п.
- Творческая художественная деятельность (может быть индивидуальная, в парах, в микрогруппах, фронтальная).
- Поддержка инициативы, творческого замысла детей.
- Совместный поиск способов решения композиции.
- Подведение итогов работы (удалась ли работа, что особенно удачно, какие были ошибки, как можно исправить, любование, обыгрывание).
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами.
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Вместе с тем при всей важности использования коллективных форм работы, необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.
Стоит отметить, что любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Таким образом, коллективное рисование формирует навыки общения и взаимодействия со сверстниками, педагогом, учить договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.
Продуктивная деятельность: коллективные работы
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки и т.д.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: — в начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем; — на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно; — постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр. Педагогу важно подсказать детям, как лучше договариваться, в каком случае уступить другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.
Коллективные работы создаются детьми (начиная с младшего возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трем видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, аппликации, сложнее в рисовании, но в практике найдены разнообразные формы организации, которые помогают решить задачи в разных видах деятельности. Формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. На первом этапе ребенок выполняет задание на своем листе или лепит, и только в конце занятия все работы объединяются и получаются одна-две общие композиции.
Дети младшего возраста изображают и лепят одинаковые предметы (цветы, деревья, неваляшек, снеговиков, птиц и пр.). При соединении всех работ вместе в конце занятия получатся картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» или хоровод из снеговиков, неваляшек. При выполнении работ в начале занятия перед детьми ставится общая задача.
Дети выполняют работу на своем листе, но знают, что потом у них будет общая картина. Выполнение задания на одном листе (фризовое расположение на полосе). Дети встают перед столами, на которых разложены длинные листы (часто используются обои). Каждый определяет свое место на листе — кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание (рисуют деревья, цветы, цыплят и пр.), а потом дополняют рисунок (аппликацию) соответствующими деталями по со держанию (осенний лес — листьями, травой, цветами, облаками и пр. по желанию детей).
Старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» — дома, транспорт, деревья, люди и пр.; персонажи сказок). Другой вариант создания общей композиции, когда дети выполняют изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист (зеленая бумага — полянка, синяя — река, небо).
После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон объединяет все работы. Например, на общем листе воспитатель изображает терем, а дети рисуют животных, живущих в нем, и наклеивают свои листочки с нарисованными животными вокруг терема. Этот вариант используется с детьми младшего возраста. С детьми старшего возраста выполняется композиция на общем листе после определенной подготовительной работы — подготовки фона. Затем лист делится на одинаковые и разной формы части. После выполнения задания все листы соединяются в том же порядке, получается общая композиция. В конце занятия дети дорисовывают или доклеивают дополнения в соответствии с содержанием, если это необходимо.
Например, нарисованное дерево разделено на равные части, которые украшает каждый ребенок в отдельности, в конце занятия все листы соединяются, дорисовываются ствол и ветви. Витражи — лист бумаги в форме окна делится пополам, а потом на одинаковые или разной формы части. Двое детей расписывают одинаковые части листа симметричным узором, договариваясь об элементах, их расположении, цвете.
«У лукоморья» — на листе расположены остров, вода, затем лист делится на восемь частей. Каждый ребенок выби- рает часть композиции и рисует один из эпизодов стихотворения по желанию. Начиная с младшей группы, дети выполняют задание вдвоем на одном листе (рисование, аппликацию, лепку) по два одинаковых по сложности персонажа. Затем группа увеличивается до трех-четырех и более детей. (Младшие вдвоем украшают силуэт елки, средние — рисуют елку и украшают ее, старшие рисуют елку, изображают и украшают персонажей праздника по выбору.) Легче выполнить задание в аппликации. Ребенок вырезает части предмета, складывает их, склеивает и потом наклеивает на общий лист (дома, транспорт, корабли, ракеты, космонавты и пр.).
«Цирк» — два ребенка выполняют часть композиции (выступление на арене), затем все листы склеиваются и получается «арена» (клоуны, дрессировщик с собакой, с попугаем, со слоном — по выбору детей). Если два ребенка украшают две варежки, или шапку и шарф, или роспись гжельского сервиза, надо уметь договориться, чтобы был одинаковый узор (элементы, цвет, композиция).
Воспитателю необходимо продумать последовательность выполнения задания. Если рисуют двое старших детей, то, выполнив часть композиции на своей половине листа, они могут поменяться местами и закончить рисунок на другой половине. В лепке дети выполняют персонажей из одной сказки, выбирая одного из них («Три медведя» — большой, средний и маленький). При этом надо уметь договориться, кто кого будет лепить, уметь измерить величину фигурок, которые будут делать, определить дополнения, объединить все в одну композицию. Наиболее сложной является иллюстрация сказок, рассказов. Нужно выбрать один из эпизодов и изобразить его. Воспитатель с детьми определяет, что можно нарисовать (вылепить, вырезать). Затем называется один из эпизодов. Его выбирает один ребенок или несколько детей в зависимости от числа детей в группе. Тогда будет не одна, а две-три книги, чтобы подарить малышам. Дети также «иллюстрируют» — «снимают» кино.
При оформлении театра дети создают эскизы костюмов, декорации, афиши, детали костюмов, портреты персонажей и пр., что потом объединяется при показе спектакля. Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создается город, на втором занятии на другом листе — транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии дети выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.).
Такие циклы занятий целесообразно проводить с детьми 6—7 лет. Организация совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым организуются 1 раз в неделю, в определенный день и время. Это создает привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) — в особым образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.
Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:
1) организацию общего рабочего пространства,
2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам,
3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Прежде всего необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) — его можно устроить, сдвинув обычные столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который располагается рядом с детьми.
Места детей не закреплены за ними жестко (как на занятии). Каждый может устроиться, где захочет, выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других. Непринужденно обсуждать цели, ход работы и результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»). Начиная занятие взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, образцы, выдвигает интересные идеи для работы.
Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя — попрактиковать детей в работе по образцам и он спланировал делать кораблики, можно представить 3-4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций).
Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых, которые смогут выбрать образец попроще. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи. Предлагаемая детям работа должна быть рассчитана воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется в целом 40-45 минут. По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
Следует предлагать детям работу, предполагающую достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт (коллекцию, макет, большое панно и т. п.). Целесообразно планировать содержание продуктивной деятельности на месяц вперед, план может корректироваться в связи с каким-либо изменением ситуации. Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно- смыслового контекста), с тем чтобы удачный опыт каждого из воспитателей мог стать достоянием всех.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


