Содержание
Введение
1. Теоретические основы и законодательное обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта.
1.1 Экологические аспекты при транспортировке нефти
1.2 Законодательное обеспечение экологической безопасности
2. Обеспечение экологической безопасности на объектах ПАО «Транснефть»
2.1 Краткая характеристика предприятия ПАО «Транснефть»
2.2 Экологическая политика ПАО «Транснефть»
2.3 Строительство и капитальный ремонт на объектах магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.3.1 Требования при ремонтных работах на объектах магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.3.2 Рекультивация земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.4 Эксплуатация объектов магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.4.1 Оценка рисков возникновений аварий, охрана окружающей среды магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.4.2 Диагностика объектов магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.4.3 Ликвидация аварий на объектах магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть»
2.5 Оценка эффективности деятельности ПАО «Транснефть» по снижению негативного воздействия на окружающую среду
3. Совершенствование системы обеспечения экологической безопасности ПАО «Транснефть»
3.1 Роль инноваций в ПАО «Транснефть»
3.2 Совершенствование организационной системы обеспечения экологической безопасности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами на сегодняшний день является одной из основных и наиболее частых в сфере недропользования. Основной причиной подобных загрязнений служат аварийные прорывы трубопроводов вследствие высокой степени их износа. Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), ежегодно в окружающую среду попадает около 50 тыс. тонн нефти в результате аварийных разливов нефти и пластовых вод, площадь загрязнения почв достигает до 10 тыс. га.
Ввиду линейности источников загрязнения и технических трудностей, связанных с их контролем, в настоящее время актуальной является проблема контроля, учета и нормирования проливов нефти, разработка и совершенствование методологии по контролю загрязнения природной среды нефтепродуктами.
Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно возрастает, опасные для человека и природных экосистем вещества поступают в окружающую среду и накапливаются в её различных элементах. Масштабы загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами увеличиваются вследствие широкого распространения данных продуктов во всех компонентах природной среды, а также недостаточного экологического контроля в области транспортировки нефти.
Актуальность работы определяется тем, что в нашей стране ведущая роль в топливно-энергетическом балансе страны отводится нефтяному комплексу, который осуществляет транспортировку нефти различным потребителям, в результате которой возникают аварийные ситуации, что ведет к комплексному загрязнению окружающей среды.
Степень научной разработанности проблемы. Основные принципы и определения экологической безопасности предусмотрены Экологической доктриной Российской Федерации одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, от 31 декабря 2015 г. № 683, и другие нормативно – правовые акты РФ.
Охрана окружающей среды предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населенных пунктов, рациональное использование земель и
вод, предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна, сохранения лесных массивов, заповедников, охранных зон [26].
Объектом исследования является ПАО «Транснефть».
Предмет исследования является система мер, направленных на обеспечение экологической безопасности ПАО «Транснефть».
Цель работы заключается в оценке эффективности разработки и реализации мероприятий по защите окружающей среды при ремонте и эксплуатации объектов ПАО «Транснефть».
Достижение поставленных целей предполагает реализацию следующих задач:
- Рассмотреть теоретические и законодательные основы обеспечение экологической безопасности на трубопроводном транспорте.
- Провести анализ организационной системы и оценить эффективность мероприятий по обеспечению экологической безопасности при ремонте и эксплуатации трубопроводного транспорта на предприятии ПАО «Транснефть».
- Разработать предложения по совершенствованию системы по обеспечению экологической безопасности.
Научная новизна данной работы заключается в изучении и совершенствовании мероприятий и разработок по обеспечению экологической безопасности на предприятиях нефтегазового комплекса.
Практическая значимость работы заключается в том, что в результате проведения работы определены и приняты меры по обеспечению экологической безопасности при разработке и реализации мероприятий при ремонте и эксплуатации объектов предприятия.
Личный вклад автора:
– проведение оценки фактически проводимых мероприятий при строительстве и эксплуатации объектов предприятия и их анализа;
– проведение анализа имеющихся мер по обеспечению экологической безопасности объектов предприятия;
– анализ и определение наиболее значимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Положения, выносимые на защиту:
- ПАО «Транснефть». необходимо провести модернизацию экологической безопасности в связи с повышением темпов транспортировки нефти и износом нефтепроводов.
- Созданная ПАО «Транснефть». система экологической безопасности позволяет значительно сокращать негативное воздействие на окружающую среду.
- Инновационное развитие по обеспечению экологической безопасности ПАО
«Транснефть» является одним из ведущих направлений деятельности, направленное на повышение эффективности производственных процессов.
Апробация работы: статья в сборнике трудов Великие реки 2018.
Каленков А.Н., Нохрин М.А., Еремичев Е.С., Тарнаев И.С. Оценка массы утонувшего нефтепродукта при разливах на внутренних водных путях // В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ’ 2018 труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума: Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГАВТ», 2018.– 318-322с.
Глава 1. Теоретические основы и законодательное обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта.
В России, как известно, основным источником углеводородного сырья и энергоносителем является нефть. Предприятия топливно-энергетического комплекса России, в том числе по добыче и транспортировке нефти, несмотря на снижение объемов производства, по сравнению с 1990 годом, остаются крупнейшим в промышленности источником загрязнения окружающей среды. Темпы использования нефти и нефтепродуктов до сих пор приводят к появлению экологических рисков, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов.
Россия является мировым лидером по количеству прорывов нефтепроводов, большинство аварий происходит на межпромысловых трубопроводах. В то же время признается, что аварийные разливы нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах являются одними из главных источников загрязнения окружающей среды.
В 2010-2011 годах количество разливов нефти превысило 20 тысяч в год. По меньшей мере 5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно попадают в окружающую среду в результате порывов трубопроводов, что равно семи разливам нефти в Мексиканском заливе в 2010 году.
Экологические проблемы начинаются уже на стадии добычи нефтяного сырья и его транспортировки к потребителю. Ежегодно происходит более 60 крупных аварий и около 20 тысяч случаев, сопровождающихся значительными разливами нефти, попаданием ее в водоемы, гибелью людей, большими материальными потерями [19].
1.1 Экологические аспекты при транспортировке нефти
Внастоящее время транспортировка нефти осуществляется с места их добычи по трубопроводам. Данный способ до сих пор является наиболее эффективным и экономичным. В России основные применяемые сейчас трубопроводные магистрали были построены еще во времена Советского Союза, в основном – в период с 60-х по 80-е годы прошлого столетия. Учитывая, что амортизационный срок эксплуатации стальных труб составляет 35 лет, то согласно подсчетам, возраст более 40% нефтепроводов превышает этот срок. Средняя дальность перекачки нефти в нашей стране составляет до 1500 км.
Нефть транспортируется по трубопроводам диаметром 300 – 1200 мм. С годами трубная сталь и изоляционное покрытие «стареют», дают о себе знать заводские дефекты труб, коррозия металла [46].
По технике оснащения и обновлению устаревшего низкоэффективного оборудования нефтяное машиностроение в настоящее время является наиболее отсталой отраслью. Нефтепромысловое и буровое оборудование работает в чрезвычайно тяжелых условиях, осложняемых действием на исполнительные механизмы высоких статических, динамических, знакопеременных нагрузок, присутствием абразива и агрессивной жидкости под высоким давлением. Для работы в таких условиях необходимо создавать или выбирать из числа имеющихся стали и конструкционные материалы с учетом всего перечня факторов, негативно влияющих на статическую, длительную прочность, износостойкость и коррозионную стойкость рабочих поверхностей машин и инструмента [23].
При этом стоит отметить, что такие трубопроводы несут потенциальную экологическую опасность для целого комплекса компонентов окружающей среды. Например, загрязнение почвенно-растительного комплекса нефтью приводит к уничтожению растительного покрова, период самовосстановления которого например в северных районах может достигать 10—15 лет.
При утечках нефти, возникающих при повреждении магистральных нефтепроводов, происходит загрязнение прилегающих грунтовых участков. При этом благодаря процессу поверхностной миграции (например, с дождевыми водами) и инфильтрации нефть и нефтепродукты загрязняют поверхностные и подземные воды. Стоит отметить, что самоочищение загрязняемых таким образом сред происходит крайне медленно, что может привести к длительному исключению их из пользования.
Практически любая авария подводного нефтепровода может привести к утрате водоема как объекта одного или нескольких видов водопользования. Возможные последствия загрязнения усугубляются высокой стойкостью нефти к окислению и токсичностью отдельных ее фракций. Нефть, попадая в воду, растекается вследствие ее гидрофобности по поверхности, образуя тонкую нефтяную пленку, которая перемещается со скоростью примерно в два раза большей, чем скорость течения воды. При соприкосновении с берегом и прибрежной растительностью нефтяная пленка оседает на них. В процессе распространения по поверхности воды легкие фракции нефти частично испаряются, растворяются, а тяжелые опускаются в толщу воды, оседают на дно и образуют донное загрязнение.
При повреждении нефтепроводов также выделяются различные токсичные вещества в атмосферный воздух. Основными загрязнителями атмосферы являются
природный газ, продукты испарения нефти и нефтепродуктов, аммиак, этилен, ацетилен, а также продукты сгорания перекачиваемых углеводородных смесей. Все эти загрязнения относятся к локальным и временным, так как они рассеиваются под воздействием воздушных потоков.
Загрязнение приземного слоя атмосферы оказывает существенное отрицательное влияние на человека и растительность вследствие общетоксического действия перечисленных ингредиентов. Особую опасность представляет загрязнение воздуха вблизи населенных пунктов.
Основным источникам загрязнения приземного слоя атмосферы при трубопроводном транспорте нефти следует отнести испарение нефти и нефтепродуктов при хранении в резервуарах. Не менее сильным источником загрязнения воздуха являются пожары при возгорании или сжигании транспортируемых продуктов.
Проливы нефтепроводов наблюдаются при использовании некондиционных материалов (труб, арматуры, сварочной проволоки и т. п.), нарушении технологии строительно-монтажных работ, ремонта и эксплуатации, а также в результате коррозии.
Таким образом, проливы нефти затрагивают такие компоненты окружающей среды как почва, поверхностные и подземные воды, растительность и даже атмосферный воздух.
