Меню Услуги

организация и управление социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сахалинской области

Страницы:     2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Теоретические основы организации и управления социальной защиты населения
  • 1.1. Цели и задачи политики государства в социальной защите детей
  • 1.2 Принципы и значение организации и управления социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
  • 2. Анализ и оценка организации социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
  • 2.1 Организационная техническая характеристика департамента образования муниципального городского округа города Южно-Сахалинска
  • 2.2. Анализ организации и управления социальной защиты
  • 2.3. Оценка эффективности работы по организации и управлению социальной защиты
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие общества и государства вызывает развитие системы социальной защиты как способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать.

Проблемы социальной защиты детей актуальны в любое время для каждого общества. История учит, что во времена государственных потрясений больше всего страдают дети. Именно для них в эти периоды начинается эпоха бесправия. Вряд ли кто-то оспорит, что и сегодня права ребенка и их защита – одна из острых проблем общества и государства.

Несмотря на радикальность реформ в нашей стране, более шестисот тысяч неблагополучных детей, по тем или иным причинам, остаются без родителей, без их опеки, любви и заботы.

Эта категория детей нуждается в особом отношении общества, в оказании им государственной поддержки, т.е. заинтересованном участии в их судьбе, в оказании материальной помощи и многом другом.

Дети – это категория населения, нуждающаяся в особой защите.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются слабо защищённой социальной группой и именно для них в силу духовных, физических и социальных качеств социальная защита является наиболее актуальной.

Реализация прав ребенка сталкивается с рядом устоявшихся проблем, основными из которых являются социальные. Несмотря на то что в течение последних пяти лет наблюдается уменьшение количества родителей, лишенных родительских прав, почти в 20% данная проблема остаётся актуальной. Поэтому обеспечение права каждого ребенка на всестороннее полноценное развитие личности становится основной задачей государства и общества в целом. Однако современная нормативно-правовая база в области защиты семьи и детства нуждается в доработке и усовершенствовании.

Государство в лице своих органов также глубоко заинтересовано в реализации механизма социального партнерства с учреждениями социальной защиты, некоммерческими организациями в сфере защиты прав детей и нормативно-правового обеспечения деятельности, развития положительного инновационного опыта в этой области. Такое взаимодействие является неотъемлемым элементом в обеспечении защиты прав детей, нуждающихся в помощи государства.

Совершенно очевидно, что в современных условиях на региональном уровне необходимо создание комплексной системы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот. Ее эффективность во многом зависит от межведомственной основы взаимодействия и сотрудничества заинтересованных ведомств и учреждений, общества в целом.

Накопленный опыт деятельности государственных органов опеки и попечительства, проведенные в последние десятилетия научные исследования в области изучения особенностей развития и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, а также актуализация международной практики работы с детьми данной категории свидетельствуют о наличии существенных пробелов, недостатков, общей пока несформированности целостной системы защиты и поддержки детей, лишившихся родительского попечения, у нас в стране. Подтверждением тому служат многочисленные факты социальной недееспособности выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам факт широкого распространения формы устройства этих детей в учреждения, наличие сложных проблем в семьях, принявших детей на воспитание, возросшее количество возвратов детей, помещённых в семьи, факты насилия по отношению к детям в замещающих семьях и необходимость повторного изъятия детей из таких семей в целях обеспечения их безопасности.

Ряд авторов в своих работах, посвященных исследованиям по проблемам социализации выпускников детских домов (Л.В. Байбородова, И.В. Дубровина, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, Г.В. Семья и др.) утверждают, что трудности их социальной адаптации обусловлены рядом факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие значимых людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность очень быстро адаптироваться к одиночеству, сложности в устройстве на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и др.

И.А. Подольская отмечает «постоянное увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализирует внимание общества на проблемах их развития и адаптации». Поэтому первостепенной задачей является создание постоянно действующего института социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к изменяющейся общественной ситуации.

Объект исследования – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования – организация и управление социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сахалинской области

Цель работы – проанализировать особенности организации и управления социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сахалинской области.

Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

— изучить цели и задачи политики государства в социальной защите детей;

— рассмотреть принципы и значение организации и управления социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

— дать организационно- техническую характеристику департамента образования муниципального городского округа города Южно-Сахалинска;

— проанализировать особенности организации и управления социальной защиты в аспектах, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— предложить критерии оценки эффективности работы по организации и управлению социальной защиты.

 

1. Теоретические основы организации и управления социальной защиты населения

1.1. Цели и задачи политики государства в социальной защите детей

 

Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Особое место в данной системе занимает социальная поддержка семьи и детей.

Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Защита ребенка является одним из приоритетных направлений семейной политики в России и стимулирует государство на поиск новых форм и методов предупреждения социального сиротства.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства.

Государственное признание ценности семьи, её роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации, основные обязательства по материальному содержанию. Социально-правовой защите воспитанию, образованию детей несут семьи и государство.

Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчёркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети нуждаются в особой защите. Задача государства и общества в целом – обеспечение права каждого ребёнка на всестороннее полноценное развитие личности. В полной мере это касается детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в частности, детей, оставшихся без попечения родителей.

Как известно, на Министерство образования и науки России возложены полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере опеки и попечительства над детьми. В рамках этих полномочий Министерство совместно с другими федеральными ведомствами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализует комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и уменьшение количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей на оказание различных услуг детям (образование, отдых, досуг) государствами — членами ООН.

Конвенция, по сути, первый и основной международно-правовой документ, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права — это документ детализирующий индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет.

Так, согласно п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребёнка «ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В ст. 1 Конвенции ребёнок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, принявшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать», т. е. четко указывается на то, что ребёнок является особо уязвимым членом общества, а потому требует и заслуживает специальной защиты, при этом, что немало важно, ребёнок рассматривается как независимая личность и его отношение к семье либо иной другой социальной группе не имеет значения.

Одним из значительных вкладов, сделанных Конвенцией в международное законодательство по правам человека, является то, что Конвенция (ст. 12) не только идентифицирует ребёнка как лицо, наделённое конкретными правами, но также делает возможной для него защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур — тем самым как бы превращая ребенка из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

Для борьбы с детским сиротством в России оказывается поддержка детям, оставшимся без попечения родителей, а также опекунам и попечителям. Эта поддержка осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основным нормативно-правовым актом по социальной поддержке в рассматриваемой области является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В регионах, так же существуют свои нормативные документы, устанавливающие и регулирующие социальную поддержку такого слоя населения.

Действующее сегодня семейное законодательство России позволяет сказать., что оно было приведено в максимально возможное, за столь короткий срок, соответствие международным обязательствам России.

В семейном праве Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей.

Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственно-правовая охрана детства представляет собой один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в статьях 7, 38, 39 Конституции РФ.

Воспитание детей в Конституции РФ рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст. 39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.

Общий кризис института семьи в стране, повсеместное (за редкими исключениями) отсутствие необходимой активной социальной работы с неблагополучными детьми и семьями, недостаточная развитость инфраструктуры семейного устройства детей-сирот, отсутствие эффективных мер со стороны государства в сфере правовой защищенности детей — всё это приводит к тому, что растет число детей, лишенных семьи, родительского попечения, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, детей-бомжей, не желающих возвращаться в свою семью, где они не находят тепла и заботы. Сегодня российской семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства, причём не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная.

Жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело.

Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве.

Обычно эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причём в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

За последние пять лет в России наблюдается ряд позитивных тенденций в этой сфере: число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. По данным в 2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в 2013 годом. В 2012 году было выявлено 74 724 ребёнка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом), в 2013 году — 68 770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом).

Как отметил в своем выступлении Павел Астахов, политика Уполномоченных, направленная на профилактику социального сиротства, расширение всех форм семейного устройства детей-сирот, поддержку семьи, возрождение традиционных семейных ценностей в области воспитания детей в Российской Федерации за период 2009-2014гг. привела к следующим результатам:

— на 40% сократилось число детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 2009 году было выявлено и учтено 106,7 тыс., то в 2014 году – 61,6 тыс.;

— на 30% сократилось количество учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А численность их воспитанников – более чем на 40%;

— на 21,9% снизилось число детских домов. Если в 2009 году их было 1095, то в 2014 стало году 819, а число проживающих в них детей сократилось более чем на 40%. во всех 85 субъектах Российской Федерации региональным законодательством установлены дополнительные меры социальной поддержки, что, несомненно, отразилось на многих показателях. В частности, почти в 2 раза увеличилось количество кандидатов в усыновители и приемные родители, состоящих на учете в органах опеки и попечительства.

Если в 2009 году число таких семейных пар было 15 тыс. и к 2011 году снизилось до 12 тыс., то в 2014 году их число составило 24 242. И это произошло благодаря созданию системы подготовки и сопровождения приемных и замещающих семей. К началу 2012 года Школы приемной семьи появились в каждом субъекте РФ.

Несмотря на ужесточение законодательства в области иностранного усыновления, удалось не только сохранить высокие показатели устройства на семейные формы воспитания, но и выйти на их увеличение: с 64,4% в 2010 году до 92,8% в 2014 году возросла доля переданных на семейные формы устройства детей-сирот среди ежегодно выявляемых. При этом численность детей-инвалидов, переданных на семейные формы устройства, возросла на 32%. Если в 2010 году это был показатель в 1329 чел., то в 2014 году он уже составил 1749 чел. В том числе на усыновление – почти на 10%, из них российскими гражданами – на 207,5%.

Также благодаря действиям Уполномоченных по правам ребёнка, направленным на создание и активизацию деятельности школ приемных родителей: на 34,7% снизилось число отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Если в 2009 году было почти 8,5 тысяч таких решений, то в 2014г. их стало 5 412.

На 54,1% уменьшилось число детей, здоровью которых причинен вред по вине усыновителей и других замещающих родителей – в 2010 году пострадало 74 чел., в 2014 году — 34 чел.

Уполномоченный обратил внимание на тот факт, что все эти годы детское населения нашей страны неуклонно увеличивалось. Только в 2013 и 2014 году у нас родилось соответственно 1 929 000 и 1 947 000 детей.

Представим в виде рисунка 1 Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение отчетного 2014 года

Рис. 1. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение отчетного 2014 года

 

Масштаб сиротства в России имеет значительные региональные отличия.

«Социальное сиротство как явление должно быть изжито в Сахалинской области. Это та сверхзадача, которая должна стать стержнем образовательной и социальной политики региона на ближайшие годы», — подчеркнул губернатора Сахалинской области А. Хорошавин, отметив, что за последнее время в области удалось переломить ситуацию. Государственной поддержкой пользуются все формы семейного устройства. На данный момент в области насчитывается порядка 1700 приёмных и опекунских семей, 73% детей воспитываются в новых семьях.

«Сеть учреждений для детей-сирот сократилась на 6 единиц. Всё это — хорошие достижения. Но у нас в детских домах и школах-интернатах по-прежнему проживают еще 450 маленьких островитян. Наша основная задача — максимально сократить масштабы социального сиротства», — добавил губернатор.

Таблица 1. Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2013 2014
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за отчетный год 68 770 61 621
Численность детей, которые были возвращены родителям из вновь выявленных в течение отчетного года 6 366 5 096
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях 396 849 407 486
из них в приемных семьях 116 091 134 290
Численность усыновленных детей, состоящих на учете 123 823 124 127
Число семей, в которых обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно 220 997 212 363
Число приемных семей 70 115 79 368
Число семей усыновителей 111 592 112 256
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 88 735 72 151
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение 15 439 13 434
Численность детей, которые находятся в бегах, учреждениях закрытого типа системы образования, учреждениях исполнения наказания и других учреждениях, не относящихся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5 897 4 576
Численность детей, от которых матери отказались при рождении 5 757 4 983
Численность детей, которые возвращены родителям в течение 2014 года, всего: 14 561
из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4 341
из числа переданных на семейные формы устройства 9 39

 

К нормативно –правовым основам государственной защиты детей можно отнести:

Указ Президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы;

Указ президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 271 о вопросах Министерства образования и науки Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Oб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»;

Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 «О проведении Года семьи»;

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 775 «Oб учреждении ордена «Родительская слава»;

Указ Президента Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 31.12.2003 N 1545, от 03.11.2006 N 1226, от 27.07.2007 N 993) «Об Утверждении Положения о Порядке Рассмотрения Вопросов Гражданства Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации;

Трудовой Кодекс Российской Федерации;

Уголовный Кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях;

Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон об актах гражданского состояния;

Федеральный Закон о Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон Российской Федерации № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный Закон о Гражданстве Российской Федерации;

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 169-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»;

Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 386-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 377-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»»

Вместе с положительной динамикой, реализация права детей на воспитание в семье сталкивается с рядом устоявшихся проблем. Основными причинами оставления детей без попечения родителей являются социальные.

Несмотря на то что в течение последних пяти лет наблюдается уменьшение количества родителей, лишенных родительских прав, почти в 20% данная проблема остается актуальной. Так, 50000 родителей ежегодно лишаются родительских прав.

Отмеченные факты свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы на ранней стадии кризиса в семье и, как следствие, о недостаточно эффективной деятельности по профилактике социального сиротства.

Особую тревогу вызывает проблема возвращения детей из замещающих семей в детские дома, факты жестокого обращения в отношении приемных детей.

В связи с этим большое значение приобретает реабилитационная работа, направленная на сохранение кровной семьи ребенка. И только тогда, когда все иные усилия не дали результата, нужно обращаться к крайней мере – лишению родительских прав.

Министерством образования и науки РФ для повышения эффективности этой деятельности разработан законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», который находится в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Этот документ предполагает введение «социального патроната» как новой формы индивидуальной профилактической работы с ребёнком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями, осуществляемой органами опеки и попечительства. Социальный патронат позволит создать условия, способствующие реализации собственного потенциала семьи и оказанию социальной помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации, а также предотвратить изъятие ребёнка из семьи.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!


1.2. Принципы и значение организации и управления социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

 

Жизненный цикл любого человека предполагает наиболее полное развитие и становление личности с целью её последующей социальной интеграции. В обычных условиях необходимым источником и условием такого процесса является близкое окружение ребенка, его родители, семья.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены этого необходимого «посредника» между фактом своего развития и результатом этого развития.

Роль такого посредника и должна принять на себя комплексная деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

Присоединение нашей страны к международным нормам в области защиты прав и интересов детей, лишенных родительского попечения, развитие гуманистических ориентаций в отечественной педагогике обусловили становление системы комплексного сопровождения таких детей, которая выступает своеобразным гарантом права ребенка на полноценное развитие.

Основным направлением социальной защиты является законодательная база по поддержке и защите неблагополучных детей, принятие мер по социально-правовой защите малолетних граждан, а также претворение в жизнь вопросов оказания помощи в оздоровлении и обучении детей, указанной категории.

Так, С 1 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральным законом (далее ‒ ФЗ) от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» введена обязанность прохождения специальной подготовки в целях обеспечения психолого- педагогической и правовой готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка.

С учётом данного требования акты Правительства РФ, касающиеся вопросов передачи детей на воспитание, дополнены положениями, которыми предусмотрена обязанность потенциальных родителей представить документ (свидетельство) о прохождении в установленном порядке подготовки.

Исключение предусматривается только для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают; усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, которые уже являются или являлись усыновителями или опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Также 1 сентября 2012 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623, который утвердил требования к содержанию программы подготовки потенциальных родителей и форму свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться для современной России чрезвычайно острой, поэтому важным аспектом являются совершенствование уже действующих и разработка новых технологий социальной работы, предотвращающих изъятие ребенка из семьи, а также наличие в регионах четкого плана работы учреждений для детей-сирот, включающего регулярную оценку результатов и последствий реструктуризации, как в целом, так и для каждого учреждения в отдельности.

Особого внимания требует и проблема контроля за соблюдением прав детей в учреждениях для детей-сирот, в частности, обеспечение их здоровья и безопасности. Так, в июле 2011 г. Правительством РФ утверждены Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В своём Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ уделяет особое внимание вопросу о программах социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Правительство РФ является координатором указанной деятельности и оказания методического содействия в ее проведении.

По данным государственной статистической отчетности, из детских домов и школинтернатов в 2014 г. было выпущено 10,7 тыс. воспитанников. Из них около 62% поступили в учреждения начального профессионального образования, 29% ‒ в средние специальные учебные заведения, 5% ‒ в высшие учебные заведения, 4% трудоустроены.

Сегодня в субъектах РФ обеспечивается реализация региональных программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации по их разработке и реализации разработаны Министерством образования и науки РФ в целях оказания методического содействия.

Одной из основных проблем в области социализации детей-сирот, требующих первоочередного решения, остается обеспечение жилыми помещениями. На 1 января 2014 г. было не обеспечено жилыми помещениями более 90 тыс. граждан, включая лиц старше 23 лет. В соответствии с действующим законодательством решение данного вопроса относится к компетенции региональных органов власти, для которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Кроме того, с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспече-ния жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Законом установлено предоставление жилого помещения детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет. При этом если указанные лица не нуждаются в данный момент в безотлагательном предоставлении жилья, по их письменному заявлению оно может быть предоставлено им позднее (например, по окончании обучения либо по окончании прохождения военной службы, что позволит детям-сиротам избежать расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилого помещения до своего возвращения). На региональном уровне в соответствии с данным документом необходимо создание специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из указанного фонда предлагается предоставлять детям-сиротам по срочному договору найма на 5 лет. Это позволит предотвратить противоправные действия в отношении жилого помещения, влекущие его утрату детьми-сиротами.

Детям-сиротам, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения (например, в случае если жилое помещение не соответствует санитарным или техническим нормам, а также в случае проживания в жилом помещении лиц, лишённых в отношении данного ребенка родительских прав или страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний), предоставлено право на обеспечение жильем.

Также за лицами, достигшими возраста 23 лет, сохраняется право на предоставление жилого помещения до их фактического обеспечения.

В настоящее время органы исполнительной власти субъектов РФ действуют на базе разработанных Министерством образования и науки России Рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на уменьшающиеся показатели, проблемы в данной сфере остаются до сих пор.

Проанализировав деятельность государства в сфере опеки и попечительство, по моему мнению, упор делается на поддержку и устройство детей-сирот в семьи. Стараясь защитить права и интересы ребенка, некоторые нормы законодательства, могут трактоваться субъективно, в пользу отобрания детей из семьи. На основании данных Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года каждый год из около 94 % всего количества отобраний детей из семьи, 90 % случаев лишения родительских прав и 80 % решений по ограничению в родительских правах, зависят в основном от усмотрений органов опеки и попечительства.

Принятие решения о неблагополучии семьи становится более субъективным и зависит от расценивания исполнительными органами некоторых положений норм законодательства.

Например, одними из причин лишения родительских прав согласно ст. 69 СК РФ являются действия, определяемые как злоупотребление родителями своих обязанностей или невыполнение или ненадлежащее выполнение таких обязанностей как обучение, содержание и воспитание своих детей. Отсутствие чёткого определения наличия таких проблем, вызывает неопределённость и субъективность оценки состояния семьи. В результате орган опеки и попечительства, действуя согласно законодательства, может наоборот, навредить ребенку, отобрав его из семьи. Ведь причины ситуации, когда семья находится в социально опасном положении, не всегда зависят от родителей.

Для совершенствования нормативно-правового регулирования также необходимо отметить, что на стадии разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти находится законопроект, который предусматривает упрощение отчётности опекунов и попечителей и уточнениепорядка расходования средств, предназначенных на содержание подопечных.

Необходимость в данных нововведениях вызвана многочисленными жалобами граждан на бюрократическую составляющую получения в органе опеки и попечительства разрешения на расходование средств, предназначенных на содержание подопечного, а также сбор и предоставление большого пакета документов, подтверждающих произведенные расходы.

В заключение необходимо отметить, что государство в лице своих органов глубоко заинтересовано во взаимодействии с учреждениями социальной защиты, общественными, некоммерческими организациями в сфере нормативно-правового обеспечения деятельности по защите прав детей, развития положительного инновационного опыта в этой области. Таким образом, такое взаимодействие является неотъемлемым элементом в обеспечении защиты прав детей, нуждающихся в помощи государства.

Актуальным становится вопрос пересмотра программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, повышения ответственности образовательных учреждений за результат подготовки. Важной проблемой является и межведомственная разобщенность, связанная с принадлежностью детских учреждений разным министерствам и приводящая к невозможности контроля и предъявления единых требований к учреждениям в вопросе подготовки выпускников к самостоятельной жизни.

Сущность социальной защиты выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в обеспечении их необходимыми условиями, гарантирующими жизнь, здоровье, жильё, дальнейшее образование, работу (возможность самореализации в труде в соответствии с психофизиологическими возможностями, профессиональными интересами и намерениями), активное участие в общественной жизни общества, получение поддержки в кризисные периоды жизни.

Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников учреждений интернатного типа остаётся открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Психолого-педагогические исследования, посвящённые изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов.

Государство тратит колоссальные суммы из бюджета на создание специальных учреждений, пособий и т.п. для детей, оставшихся без попечения родителей. Для того, что бы обеспечить эффективность всех механизмов защиты прав и интересов детей, созданных государством, важной составляющей является раннее выявление детей и семей, которые находятся в социально опасном положении. На мой взгляд необходимо сделать упор на то, что бы оставлять ребенка в родной семье, и оказывать необходимую помощь нуждающимся семьям. Конечно же существуют различные льготы и пособия малоимущим семьям, но получения такой субсидии от государства, осложняется установленными требованиями. Необходимо собрать нужный пакет документов, соблюсти все требования, предъявляемые для получения субсидии, что не всегда является возможным. По моему мнению необходимо сформировать законодательную базу систему работы и с подобными семьями, таким образом, что бы учитывать уникальность ситуации и не допускать субъективности решений. Для этого нужно наиболее четко прописать показатели, по которым семья может считаться неблагополучной для воспитания ребёнка


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:     2