1 2
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Организационные и тактические принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции
Организационные и тактические (или специальные) принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции являются производными от социально-правовых принципов и используются для их наилучшей реализации .
К организационным принципам охраны общественного порядка относятся:
1) Принцип комплексного подхода к охране общественного порядка, состоящий в использовании множества согласованных мер, направленных на предупреждение, пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей. Этот принцип дает возможность осуществлять охрану общественного порядка с учетом местных условий, поддерживать постоянную связь с администрацией, трудовыми коллективами организаций и населением.
2) Территориальный, отраслевой, линейно-зональный принципы построения и функционирования аппаратов и подразделений органов внутренних дел.
Территориальный принцип заключается в организации охраны общественного порядка по зонам профилактического обслуживания, патрульным районам, участкам. Он позволяет лучше знать особенности оперативной обстановки, повышать ответственность каждого сотрудника за состояние общественного порядка, усиливать контроль за его работой и тем самым способствовать повышению эффективности использования сил и средств в охране общественного порядка.
Отраслевой принцип выражается в специализации подразделений и работников по определенным линиям деятельности (организация патрульно- постовой службы, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы и т. д.). Специализация дает возможность личному составу глубоко изучить задачи, формы и методы работы, проблемы охраны общественного порядка, выявить и внедрять передовой опыт соответствующей отрасли, разрабатывать мероприятия по совершенствованию служебной деятельности. Такая специализация способствует улучшению качественного состава кадров, принятию обоснованных управленческих решений и эффективному их проведению в жизнь.
Линейно-зональный принцип состоит в том, что каждый сотрудник ведает одной линией работы и в этом качестве специализируется на изучении материалов и подготовке решений по определенной группе вопросов (например, по сбору и обработке поступающей информации). Параллельно он следит за работой подчиненных подразделений, охраняющих общественный порядок и общественную безопасность в установленной зоне. Такое построение аппарата помогает сочетать преимущества узкой специализации с наблюдением за работой группы подчиненных органов, охраняющих общественный порядок и общественную безопасность.
Данный принцип повышает эффективность результатов работы по борьбе с правонарушениями.
3) Принцип единоначалия и персональной ответственности, способствующий в условиях особой дисциплины необходимости слаженной и четкой работы по борьбе с правонарушениями. Единоначалие в органах внутренних дел не исключает коллегиальности, которая проявляется в обсуждении вопросов охраны общественного порядка на заседаниях коллегий, на служебных совещаниях. Однако окончательное решение по обсуждаемым вопросам принимает руководитель органа, т. к. он несет персональную ответственность за всю деятельность аппаратов и подразделений органов внутренних дел, за состояние дисциплины и законности.
Деятельность полиции по охране общественного порядка эффективна лишь при условии грамотного, научно обоснованного использования тактических принципов ее осуществления, к которым следует отнести:
1) Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств в охране общественного порядка. Тесная связь организационных и практических мер по охране общественного порядка предполагает сочетание организационных и тактических принципов, придает им взаимообусловленный характер.
Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств как тактический принцип означает целенаправленную и согласованную деятельность подразделений полиции по обеспечению общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности.
Указанный принцип реализуется в повседневной организации патрульно-постовой службы по единой дислокации, предусматривающей согласованную расстановку и использование сил и средств по месту и времени, а также при проведении комплексных оперативно-профилактических мероприятий, целевых операций и рейдов по укреплению правопорядка на улицах и в местах массового отдыха населения, по выявлению незаконно хранящегося оружия, угону автотранспорта, по обеспечению безопасности дорожного движения и так далее.
2) Профилактическая направленность правоохранительной деятельности, которая выражается в выдвижении на первый план задач по борьбе с правонарушениями: выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предупреждению возможных антиобщественных действий. В этом направлении необходимо разъяснять личному составу, что несение патрульной службы по охране общественного порядка должно осуществляться так, чтобы сам факт появления патрульного и постового в общественном месте вселял в граждан уверенность в безопасности и вместе с тем оказывал сдерживающее, отрезвляющее влияние на лиц, склонных к совершению правонарушений.
3) Непрерывность охраны общественного порядка, вытекающая из необходимости постоянной охраны общественного порядка в различных населенных пунктах. Его реализация тесно связана со своевременным предупреждением, пресечением правонарушений и задержанием виновных.
Поэтому данный принцип не означает, что непрерывность охраны порядка и безопасности нарядами полиции должна осуществляться повсеместно.
Наряды полиции для несения патрульно-постовой службы выставляются, прежде всего, в тех местах и в то время, где и когда возможно совершение правонарушений.
На других участках обслуживаемой территории непрерывность охраны общественного порядка обеспечивается незамедлительным в любое время суток реагированием дежурных частей, оперативных групп на сигналы граждан о правонарушениях.
4) Высокая активность по пресечению правонарушений, представляющая собой инициативу сотрудников полиции, принятие ими решительных мер по защите прав граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, своевременное пресечение хулиганства и других правонарушений.
5) Сосредоточение усилий, сил и средств на важнейших направлениях и в решающий момент, которое выражается в умении сконцентрировать силы и средства на таких участках работы и в такое время, чтобы это обеспечивало надежную охрану общественного порядка, прав граждан, интересов общества и государства. Начальники органов внутренних дел, руководствуясь данным принципом, осуществляют расстановку и использование патрульных и постовых нарядов полиции на тех участках территории, где больше отмечается правонарушений, и в то время, когда они чаще всего совершаются. Для этого увеличивается плотность нарядов полиции в сложных в оперативном отношении районах, и на других участках территории большая часть нарядов полиции выходит на службу в вечернее время, когда чаще всего совершаются правонарушения.
6) Гибкость маневра силами и средствами с учетом изменения обстановки, позволяющая более надежно обеспечивать охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений. Маневр заключается в организованном и своевременном сосредоточении необходимых сил и средств в тех местах, где складывается напряженная обстановка. Гибкость маневра достигается мобильностью нарядов и подразделений; последовательным их сосредоточением на наиболее важных участках; перераспределением в связи с изменениями оперативной обстановки сил и средств в масштабе региона, населенного пункта, транспортной магистрали. Особое значение маневр имеет в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, а также при решении внезапно возникающих задач в связи со стихийными бедствиями, массовыми беспорядками, другими чрезвычайными обстоятельствами .
7) Наличие резерва сил и средств. Это непреложный принцип охраны общественного порядка и общественной безопасности. В населенных пунктах почти ежедневно появляется необходимость решения внезапно возникающих задач или оказания срочной помощи подразделениям и нарядам при различных изменениях оперативной обстановки. В обычных условиях оперативной обстановки в тактике считается нормальным иметь резерв 10-15% от численности задействованных сил и средств . Начальник органов внутренних дел, командир строевого подразделения патрульно-постовой службы, израсходовавший резерв, должен создать новый. Состав резерва, место его нахождения, порядок использования определяет начальник, организующий службу, с учетом конкретной обстановки. Чем сложнее обстановка, тем больше сил и средств нужно иметь в резерве.
Подводя итог можно сделать следующий вывод. Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется посредствам организационных и тактических принципов. К организационным принципам относятся: принцип комплексного подхода, территориальный принцип, отраслевой принцип, линейно-зональный принцип, принцип единоначалия и персональной ответственности.
К тактическим принципам относятся: принцип комплексного использования и тесного взаимодействия, принцип профилактической направленности, принцип непрерывности охраны общественного порядка и безопасности, принципы сосредоточения и гибкости.
Чтобы более правильно охарактеризовать явление «массовые беспорядки» необходимо разделить данный процесс на три стадии формирования: зарождение, протекание и ликвидация. Если провести подобное разделение, то можно гарантировать успешную выработку стратегии и тактики действия органов внутренней безопасности в случае возникновения массовых беспорядков.
Подобное разделение также способствует быстрому, полному и правильному раскрытию основного состава преступного деяния. Также можно в дальнейшем предсказать развитие массовых беспорядков: как долго будут продолжаться беспорядки, какой стадии достигнут массовые беспорядки, какой ущерб будет нанесён жизни общества и т.п.
Необходимо также отметить, что жёсткое разделение массовых беспорядков вряд ли даст какую-нибудь пользу, так как явление «массовые беспорядки» может развиваться очень быстро и довольно непредсказуемо.
Сейчас хотелось бы обратить внимание на первую стадию. Именно на этой стадии происходит определение всех сторон конфликта. Кроме того, на этой стадии должны быть выяснены причины, которые разделили их на два лагеря и какие именно из этих причин вызвали конфликт, развивающийся в явление «массовые беспорядки». На этой стадии также должны быть выявлены и другие причины, которые способствуют появлению массовых беспорядков. Примерами таких причин может быть – низкий уровень социально-экономического развития, рост уровня преступности, увеличение влияния неформальных сообществ на людей и это является основной проблемой данной стадии.
Хотелось бы обратить внимание на то, что развитию конфликтов также способствует и ошибки в работе органов государственной власти, в том числе отсутствие у населения достоверной информации о политической обстановке, низкий уровень профилактической работы с детьми и молодёжью, что приводит к развитию у молодого поколения экстремистских убеждений. Выходом из данной ситуации могут послужить различные профилактические мероприятия органов внутренних дел, в том числе полиции, которые проводились бы в школах, общеобразовательных учреждениях с периодичностью не раз в 10 лет, как это чаще всего бывает, а хотя бы 1 раз в год. Я считаю, что должен быть создан отдел, который бы отвечал за профилактическую деятельность и за каждым районом города прикреплено несколько сотрудников, которые бы осуществляли данную деятельность в течении определенного периода.
Если на первой стадии происходит определение состава групп и целей, которые они преследуют, то на второй стадии обычно происходит переход к активным действиям. Цель внутренних органов безопасности заключается в том, чтобы предотвратить новые преступления: вандализм, нападение на сотрудников органов власти и т.д.
На третьей стадии может произойти выход ситуации из-под контроля органов власти. Названные на второй стадии преступления становятся не из ряда вон выходящими событиями, а нормой для разъяренной толпы. На третьем этапе могут происходить следующие события: незаконное завладение оружием, захват заложников, покушение на жизнь и здоровье граждан, нападение на здания и сотрудников органов государственной власти, вовлечение в массовые беспорядки новых участников.
Характеризуя описанные этапы возникновения массовых беспорядков, следует отметить некоторые особенности каждого из них. Прежде всего, необходимо обратить внимание на временные рамки, продолжительность.
Отдельные из них могут протекать длительное время. Наиболее продолжительными являются первый и третий этапы. Начало первого определить достаточно сложно. Можно лишь предполагать, что на этом этапе обозначились противоборствующие стороны и причины массовых беспорядков. О начале второго этапа свидетельствуют возросшая активность толпы, проявление позиций противоборствующих сторон, начало столкновений» рост напряженности. Третий этап характеризуется началом массовых беспорядков. Его окончание — снятие напряженности и ликвидация причин их возникновения.
Важнейший составляющий элемент массовых беспорядков – это толпа, большая группа людей, которая имеет одну общую цель.
Толпа необязательно опасна и неконтролируема. В нормальных условиях толпа не несёт опасность общественной жизни. Беспокоиться можно начинать только когда поведение толпы входит за рамки нормально функционирования. Массовые беспорядки возникают в тот момент, когда толпа характеризуется следующими признаками:
1 толпа собралась с целью открыто выразить своё недовольство по отношению к тем или иным действиям органов государственной власти, а затем гнев переносится и на людей, которые не придерживаются их жизненной позиции;
2 толпа быстро увеличиваются за счёт вовлечения новых сторонних наблюдателей;
3 опытные подстрекатели целенаправленно агитируют толпу на совершение незаконных действий;
4 толпа состоит из двух или более групп, которая придерживается противоположных взглядов.
Согласно мнению специалистов, массовые беспорядки – это очень опасное криминальное явление, которое отрицательно сказывается на политической обстановки в стране, жизни и здоровье граждан, работе государственных учреждений и организаций.
Массовые беспорядки – это согласованные между собой действия, совершаемые большой группой людей, с целью нарушения существующих норм поведения на определённой территории. Нормы поведения могут быть закреплены на местном или федеральном законодательном уровне. Также уголовная ответственность за массовые беспорядки регулируется специально утверждёнными правилами поведения на территории большого скопления людей и правилами о проведении массовых мероприятий.
Массовые беспорядки – это действия, в котором участвует большое количество людей, и соответствует следующему понятию данному в Уголовном Кодексе РФ: «сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти».
Термину «массовые беспорядки» можно также дать следующее определение. Массовые беспорядки – это действия, совершаемые агрессивно настроенной группой людей, которые довольно часто бывают, спровоцированы подстрекателями и организаторами, преследующими личные мотивы.
Во время совершения данного преступного деяния нарушается общественный порядок и общественная безопасность, а также происходит отрицательное влияние на деятельность всех органов государственной власти.
Массовые беспорядки – это преступное деяние, которое может быть спрогнозировано. Для этого психологи и аналитики должны контролировать признаки наступления подобных массовых беспорядков. К таким признакам можно отнести следующие факторы: резкое нарастание негативных процессов в экономике, политике и социальной сфере; наличие конфликтов и эксцессов на национальной и религиозной почве; рост преступности; выход на арену экстремистски настроенных политических лидеров; наличие формирований, призывающих людей к неповиновению законным органам государственной власти и управления» правоохранительным структурам; распространение слухов, листовок, порочащих государственные органы и их представителей; дискредитацию правоохранительных органов; возникновение противоборствующих сторон, усиление напряженности между ними и т.д.
Уникальной особенностью массовых беспорядков является их зависимость от политической обстановки. Кроме того, массовые беспорядки могут быть спровоцированы криминально настроенными элементами для достижения личных политических целей.
Массовые беспорядки – это худшее проявление обострения социальных, политических и экономических взаимоотношений. Массовые беспорядки представляют собой серьёзную опасность для жизни общества, подрывают основы его жизнедеятельности и функционирования предприятий, учреждений и организаций .
В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях демократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими
партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.
Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.
Организуемые по инициативе общественных и самодеятельных организаций, граждан различные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации должны четко отграничиваться от иных массовых мероприятий.
Массовое мероприятие – это совокупность действий явлений социальной жизни, в которых совершаются действия с участием большого количества граждан с целью удовлетворения политических, духовных, физических и иных потребностей. Они являются формой реализации прав и свобод, а также социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом .
Изучение практической деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий позволяет условно разделить все массовые мероприятия по следующим признакам: по содержанию, значимости, периодичности, месту, способу возникновения, возможности участия.
Кратко рассмотрим каждый из перечисленных выше признаков массовых мероприятий.
По содержанию все массовые мероприятия можно разделить на четыре группы:
а) общественно-политические;
б) культурно-зрелищные;
в) физкультурно-спортивные;
г) религиозные.
Хотелось более подробно остановиться на проблемах, с которыми могут столкнуться в каждом из вышеназванных мероприятий.
Общественно-политические массовые мероприятия – это такой вид массовых мероприятий, на которых люди могут выразить свою гражданскую позицию. Как правило, в мероприятиях данного вида участвует большое количество людей из разных социальных групп. По большей части они проводятся на довольно большой площади. Например, на улицах, в парках и скверах, перед зданием администрации или представительства. Выражаются массовые мероприятия общественно-политического типа в форме собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, съезды, конференции, выборы депутатов, встречи и проводы правительственных делегаций и др.
Опасность данного вида мероприятий выражается в том, что существует высокая вероятность столкновения противоборствующих политических групп. В результате столкновения интересов, наблюдается большой накал страстей, а в дальнейшем захватить власть над ситуацией. В результате, велика вероятность столкновения политических противников между собой. Органы внутренних дел пытаются уладить возникающие конфликты, но в итоге сами могут стать участниками массовых беспорядков.
Решением и недопущением данной проблемы будет своевременное реагирование органов власти и органов внутренних дел на несанкционированные скопления людей, своевременное выявление лидеров распространения различной ненависти, провокаций толпы и пресечение противоправных действий.
Следующий вид мероприятий носит вид культурно-зрелищных.
Организаторами чаще всего в этом случае являются государственные, общественные или частные организации.
Как правило, подобные мероприятия проводятся в помещении или на строго ограниченной территории. Примеров культурно-зрелищных мероприятий много – народные гуляния, карнавалы, фестивали, гала-концерты, концерты на открытых площадях, ярмарки, праздники предприятий.
В идеале подобные мероприятия как раз таки и создаются с целью мирно выпустить пар и накопившуюся энергию. Кроме того, они играют важную роль в процессе социализации человека.
Но тенденция к коммерциализации подобных мероприятий приводит к новым опасностям.
Например, нападение на артистов, пьяные выходки, акты вандализма, беспорядки на входе (не пустили на концерт) и т.д.
Третий вид мероприятий называется физкультурно-спортивными. В основном, в них принимает участие большое количество людей, а местом проведения выступают также либо закрытые здания, либо хорошо огороженная территория. Примеры: олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.
Здесь присутствуют все опасности, которые были названы в двух вышеназванных видах мероприятий: и столкновение противоборствующих группировок (спортивных фанатов) и нападение на спортсменов. По этим причинам, подготовка к данному виду мероприятий занимает у органов внутренних дел больше всего времени.
Согласно статистическим данным, наиболее агрессивными являются футбольные и хоккейные болельщики. Полиция всех стран старается взаимодействовать друг с другом и передавать успешный опыт, но «фанаты» каждый раз проявляют чудеса изобретательности и придумывают всё новые и новые способы нарушения общественного порядка: начиная от драк между собой и заканчивая «выскакиванием» на поле и погонями за спортсменами, причём последние тоже могут применить физическую силу к нарушителям, тем самым сделав ситуацию ещё более напряжённой.
И, наконец, последний вид называют религиозными массовыми мероприятиями, которые, могут проходить и на строго ограниченной территории, так и на больших пространствах. Органы внутренних дел стараются принимать участия в подобных мероприятиях, по средствам обеспечения безопасности. В чём же заключается основная опасность данного вида мероприятий? К сожалению, здесь также, как и в общественно- политических мероприятиях, могут произойти стычки между приверженцами различных религиозных культов. Главная задача сотрудников органов внутренних дел заключается в том, чтобы предотвратить эти проблемы.
Хотелось бы обратить внимание на то, что количественный показатель в данном случае не является определяющим фактором опасности проведения массового мероприятия. С другой стороны, здесь следует учитывать два показателя в совокупности: численность участников и территория, на которой проводится мероприятие.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать основные проблемы, с которыми могут столкнуться участники различных массовых мероприятий:
1) политические и религиозные мероприятия могут превратиться в погромы и избиения граждан и работников органов внутренних дел;
2) если мероприятие проводится возле какого-то учреждения, то вполне возможен незаконный прорыв на его территорию, где происходит: избиение сотрудников, вандализм и т.п.;
3) митинги и шествия также имеют тенденцию нарушать отведённую для них территорию, тем самым превращаясь в незаконные демонстрации;
4) прорыв на сцену, спортивное поле;
5) драки между болельщиками и/или поклонниками;
6) паника, возникшая в результате стихийных бедствий.
Решением данных проблем будет организация надлежащего общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, четко продуманные, скоординированные действия государственных органов, общественных организаций, граждан, которые в своей компетенции несут ответственность за создание соответствующих условий для успешного проведения массового мероприятия. Только при объединении и согласовании их усилий позволит рационально распределить силы и средства, что будет способствовать успешному решению определенных задач, в том числе по пресечению противоправных действий.
Массовые мероприятия классифицируют по различным основаниям. По значимости — региональные, территориальные, местные, локальные.
По периодичности:
а) разовые (открытие памятника, мемориального комплекса и т. д.);
б) повторяющиеся (демонстрации, спортивные соревнования, выборы, съезды, профессиональные праздники, народные гулянья и т. д.);
в) повседневно проводимые.
По месту — в зданиях, сооружениях, спортивных комплексах, на открытой местности.
По способу возникновения — организованные, спонтанные.
По возможности участия — общедоступные, ограниченные количеством или социальным статусом участников, допускающие наличие в зоне проведения неорганизованного населения.
К числу особенностей массовых мероприятий и факторам, влияющим на организацию охраны общественного порядка при их проведении, следует отнести значительное количество субъектов, участвующих в их подготовке и проведении. Это, прежде всего, организаторы массовых мероприятий граждане; общественные организации; физкультурно-спортивные организации; органы культуры; органы народного образования; комитеты по делам религии и их органы на местах; администрация спортивных, культурных зданий, сооружений (стадионов, школ, училищ и т. д.), а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка, — органы внутренних дел, ФСБ, подразделений Вооруженных Сил России, МЧС.
Рассматривая массовые мероприятия как социальное явление, следует отмстить, что их проведение порождает особую обстановку на данной территории, которой присущи следующие специфические особенности:
1) нарушение обычного режима жизни района, города или страны в целом;
2) действие большого количества людей на ограниченной территории;
3) возможность скоротечного изменения оперативной обстановки;
4) стихийное формирование определенных «неформальных» группировок, оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности и способных совершать различные правонарушения;
5) возникновение групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений, других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку и безопасности;
6) возможность причинения ущерба предприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.
Прежде чем назвать мероприятия, которые должны провести органы внутренних дел при подготовке к массовым мероприятиям, хотелось бы обратить внимание на их основные задачи:
1 Оказание необходимой поддержки организаторами массового мероприятия.
2 Контроль за соблюдение всех необходимых требований безопасности.
3 Предупреждение возникновения возможных мероприятий.
4 Охрана общественно порядка.
5 Обеспечение общественного порядка на прилежащих территориях (после проведения мероприятий).
А теперь можно сказать и о необходимых мероприятиях по обеспечению безопасности, которые условно разделили на три этапа перед проведением мероприятия:
а) Подготовительный.
б) Исполнительный.
в) Заключительный.
Реализация предварительных мероприятий общественного порядка начинается с того самого момента как была получена информация о проведении мероприятия и включает в себя семь основных пунктов:
1 Установление места, времени, порядка проведения массового мероприятия и максимально возможное количество участников.
2 В случае необходимости, для обеспечения общественного порядка может быть создан оперативный штаб, в качестве органа для управления основными силами.
3 Совместно с организаторами провидится тщательный осмотр места проведения мероприятия и в случае необходимости: территорию строго огораживают, дополняют различными противопожарными и другими средствами.
4 Проводится ещё один дополнительный осмотр территории и принимается решение: о распределении нарядов для охраны правопорядка, местоположение штаба для координации сил и средств органов внутренних дел. Данная информация должны быть отражена на картах, вместе с необходимыми пояснениями и т.п.
5 В случае необходимости, СМИ должны передать информацию об изменении маршрутов движения общественного и личного транспорта, а также об ограничении на посещения для граждан в районе проведения массовых мероприятий.
6 Далее происходит подготовка личного состава других средств органов внутренних дел к несению службы. Происходит это с помощью специальных инструктажей и тренировок по отработке взаимодействия и тактике в случае, если ситуация выйдет из-под контроля. На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и секторы охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещения пунктов управления (подвижных или стационарных), резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются на месте накануне дня проведения мероприятия.
7 После проведения всех необходимых инструктажей и тренировок, можно подготовить дополнительные меры по устранению таких отрицательных социальных эффектов, как: хулиганство, пьянство и т.п. Если на подготовительном этапе все мероприятия будут проведены вовремя и в соответствии с установленными требованиями, то это во многом определит дальнейшую безопасность на мероприятии. В любом случае, успех двух последующих этапов во много зависит от правильности выполнения первого.
Следующий, исполнительный этап, начинается с того самого момента как был отдан приказ о начале охраны общественного порядка и выхода работников на свои боевые посты.
В рамках данного этапа, хотелось бы обратить внимание на мероприятия, которые должны быть реализованы в исполнительный период:
1) введение дополнительных планов, в которых изложена вся необходимая информация по движению патрулей и точках дислоцирования различных органов внутренних дел;
2) удаление «лишнего» населения с места проведения мероприятия;
3) устанавливается дополнительная защита на здания, которые в перспективе могут быть разрушены или захвачены террористами;
4) создание специальных нарядов, которые будут контролировать
процесс проведения массовых мероприятий на основной и прилегающей территории.
И, наконец, второй этап заканчивается общим построением личного состава и сбором пояснительных записок и штрафов.
Последний, заключительный этап, включает в себя дополнительную проверку основной и прилегающий территории для выявления совершаемых преступлений и административных правонарушений.
Данный этап характеризуется большими потоками людей, движущихся в определенном направлении, повышенная возбужденность, объединение людей в крупные группы.
Заканчивается этап итоговым совещанием руководителей подразделений, принимавших участие в проведении массового мероприятия.
Подводя итог, выше сказанному, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день массовые беспорядки — это одна из наиболее актуальных проблем нашего общества. Никто и никогда не застрахован от того, чтобы оказаться в центре разъяренной толпы во время массового мероприятия. Почти никто не знает, как себя вести в толпе. Для России характерны довольно частые массовые шествия, но не всегда они проходят мирно, не перерастая в массовые беспорядки и не вредя жизни и здоровью людей. Пресекают массовые беспорядки сотрудники полиции, но, как правило, они всегда подавляют, а не предупреждают их. Чтобы предупредить массовые беспорядки необходимо следовать всем предписанным требованиям и правилам, согласно которым должны действовать сотрудники органов внутренних дел. Я считаю, что к таким требованиям следует отнести следующие: постараться прекратить противоправные действия, проверить документы и зафиксировать сведения удостоверяющие личность лица, установить свидетелей происходящего, определить обстоятельства, подлежащие выяснению; составить протокол об административном правонарушении.
Эффективная охрана общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий зависит от точности определения их организационно-правовой формы. Немаловажное значение имеет решение вопроса о проведении совещаний, инструктажей, репетиций и тренировок с личным составом, задействованным в охране порядка, его обучение; изучение положительного опыта и др.
Выполнение перечисленного комплекса организационно-подготовительных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка в период подготовки и проведения массового мероприятия в значительной мере будет способствовать качественному управлению силами и средствами, а также успешному проведению массового мероприятия.
2.2 Организационно-функциональная характеристика сил и средств полиции общественной безопасности, используемых на патрульных участках
В целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
Патруль – подвижный наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, на мотоцикле, на катере, на вертолетах, на конях, в пешем порядке, со служебными собаками.
Патрульная группа – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
Пост – наряд органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров. Группа немедленного реагирования (ГНР) – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, – временно.
Для несения ППСП помимо названных назначаются и другие виды нарядов: контрольно-пропускные пункты, контрольные посты полиции, заслоны, резерв и др.
В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» определена организационная основа комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении правопорядка . Итак, данной основой является план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация) , который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокаций постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайлиноргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
Согласно установленному плану дислокации в организации патруля общественной безопасности обязаны принимать участие следующие наряды основных, приданных и дополнительных сил:
1 Патруль – подвижный наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, на мотоцикле, на катере, на вертолетах, на конях, в пешем порядке, со служебными собаками.
2 Патрульная группа (ПГ) – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
3 Пост – наряд органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
4 Стационарные посты полиции – специально оборудованные техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещения, устанавливаемые в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от горрайлиноргана внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
5 Группа немедленного реагирования – наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, – временно.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что под организационной структурой органов внутренних дел, осуществляющих общественный порядок и общественная безопасность понимают, — совокупность органов внутренних дел, которая основана на разделении функций должностей и подразделений, которая обеспечивает целостность, взаиморасположение и упорядоченность всех элементов. Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
Можно выделить два основных принципа реализации охраны общественного порядка:
1 Принцип комплексного подхода
2 Территориальный или отраслевой принцип.
Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты и группы немедленного реагирования.
2.3. Международный опыт применения сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях в стране
На данный момент в мире царит очень сложная экономическая, социальная и политическая ситуация, которая в первую очередь связана с обострением национальных, религиозных и политических конфликтов по всему земному шару. Хотя стоит отметить, что количество внутренних конфликтов в России существенно снизилось за последние годы. Межнациональные конфликты на Северном Кавказе, которые в течение долгого времени носили уголовно-террористический характер и причиняли большое беспокойство всей стране, в последние несколько лет пошли на спад.
Сложная политическая ситуация в мире в целом и в России в частности
оказывает существенное влияние на способы борьбы с преступностью. Это касается и сферы уголовной ответственности за массовые беспорядки. Суть проблемы массовых беспорядков заключается в следующем: одним из основных проявлений демократического общества является возможность свободного самовыражения, которое заключается в проведении различных шествий, митингов, демонстраций, протестов и т.д. В связи с этим особенно часто стали проявляться такие явления, как массовые беспорядки.
Несмотря на то, что частота совершения данного преступного деяния в наше стране намного меньше, чем частота совершения других видов преступлений. Но даже учитывая, что этот вид преступления очень редок, общественная опасность данного преступления очень велика – неконтролируемая группа людей способствует созданию опасной обстановки на определённой территории. В результате чего может быть нанесён ущерб личному и государственному имуществу, создаётся угроза жизни и здоровья граждан, ухудшается организация деятельности различных органов власти и управления.
Ярким историческим примером случаев массового беспорядка являются погромы, устроенные молодыми экстремистами в октябре 2001 г. на юге Москвы возле станции метро «Царицыно», кровавые события в Кондопоге в 2006 году, или массовые беспорядки с участием радикально настроенной молодежи 11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве, а также недавно произошедшие (15 мая 2011 г.) массовые беспорядки футбольных болельщиков на стадионе «Металлург» в Самаре во время матча между московским «Спартаком» и «Крыльями Советов», в их усмирении участвовало 150 сотрудников ОМОНа, которые применили слезоточивый газ, было задержано 121 фанатов «Спартака», нанесен ущерб стадиону более полумиллиона рублей.
Основным фактором, который помогает грамотно охарактеризовать массовые беспорядки, является существующая в мире политическая ситуация.
Следует отметить, что проблемы, основанные на межнациональном конфликте, являются наиболее актуальными для Российской Федерации и могут представлять реальную угрозу жизни общества. Учитывая, что в национальный состав Российской Федерации входит большое количество различных народностей. Конфликты будут возникать всегда и главная задача руководства страны заключается в том, чтобы предотвращать возникающие конфликты или минимизировать их последствия.
На данный момент система управления охраной общественного порядка в Российской Федерации находится только на этапе становления, поэтому необходимо в ближайшее время наметить комплекс эффективных мероприятий по улучшению существующей системы общественного порядка как в многонаселённых городах, так и в мелких территориальных образованиях.
Совершенствованию существующей системы формирования, управления и функционирования муниципальных органов и органов общественного порядка по России будет способствовать использование опыта других стран. Несмотря на то, что в других странах органы внутреннего правопорядка действуют с опорой на законодательство их страны и используют методы, приемлемые для людей другого склада ума, но структурный и конструктивный опыт в этой сфере деятельности можно использовать для любого государства.
В качестве примера можно привести дату создания КНР, Китайской Народной Республики. Тогда, 1 октября 1949 г. были созданы два основных вида органов, обеспечивающих внутреннюю безопасность страны – народная полиция и народная вооружённая полиция. В их обязанность входит контроль за соблюдением общественного порядка, как жителей Китая, так и непостоянно проживающих территории страны личностей.
Кроме того, в том же году в Китае был создан контролирующий орган власти – Министерство общественной безопасности (МОБ).
Помимо обеспечения внутренней безопасности, данный руководящий орган выполняет и другие функции: борьба с уголовной, административной и политической преступностью, ведение контрразведки и разведки.
Структурно Министерство общественной безопасности (МОБ) является одной из составляющих частей функционального департамента при
Государственном совете КНР. Его основной обязанностью является – обеспечение работы внутренних органов правопорядка. Бюро и отделы данного органа правопорядка расположены по всем городам и другим муниципальным территориальным образованиям страны. Отделы данного органа общественного правопорядка подчинены не только центральному координирующему отделу, но высшим властям местного самоуправления.
Более того, при различных отделах данного министерства находятся специальные диспетчерские пункты, которые подчиняются органам местного самоуправления.
В систему Министерства общественной безопасности (МОБ) входят головной офис и многочисленные бюро, в качестве координаторов, а исполняющими органами называют народную полицию и вооружённую народную полицию.
В состав народной полиции входят различные специальные службы и отделы, которые отвечают за обеспечение безопасности по своему виду преступлений: криминальная полиция, полиция общественной безопасности, полиция по контролю дорожного движения, железнодорожная полиция и многое другое .
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в Китае действует сложная структура органов общественного правопорядка, каждому из составляющих которого отведена своя роль в установлении безопасности граждан внутри страны. В свою очередь, обеспечением общественной безопасности в России занимаются органы полиции, что существенно усложняет процедуру обеспечения общественного правопорядка.
А теперь хотелось бы обратить внимание на структуру органов правопорядка в Великобритании. Согласно законодательству этой страны обеспечение и поддержание общественного правопорядка – это одна из обязанностей полицейских отрядов, которые создаются органами местного самоуправления. Таким образом, можно выделить три основные задачи полицейских отрядов:
1) обеспечение общественного правопорядка;
2) раскрытие различного вида преступлений;
3) регулировка поведения граждан на улице.
Считается, что эти задачи взаимосвязаны между собой и образуют единую полицейскую функцию. А также следует обратить внимание на то, что в других странах западного континента цели и задачи органов полиции намного более разнообразные.
Такое выделение способствует, по мнению британских правоведов, объясняют следующим образом – общесоциальный интерес (защита прав человека и общества, частной собственности и т.п.) и формальные государственные критерии. Хотелось бы обратить внимание на то, что главное место в этой системе занимает связь системы общественного правопорядка с политикой государства. Таким образом, в отличие от органов правопорядка главное место в системе охраны порядка играют экономические и политические интересы страны.
В отличие от большинства европейских держав, на территории Великобритании не действует центрального полицейского органа.
В настоящее время, полиция Англии состоит из муниципальной полиции графств (5 отрядов), полиции городов (6 отрядов), объединенной полиции (34 объединенных отряда), полиции метрополии (столичной полиции), полиции лондонского Сити. Наиболее крупные полицейские отряды делятся на дивизионы и поддивизионы, каждый из которых состоит из определённого состава полицейских.
Малые отряды подчиняются центральному руководящему органу и могут действовать совместно с подобными подразделениями.
На данный момент полицейский орган местного самоуправления – это особый посредник между центральными властями и местными полицейскими отрядами. Из этого можно сделать вывод о том, что фактически органы полиции, с одной стороны, подчиняются местным органам власти, а с другой – может вести на ноль влияние органов местного самоуправления для повышения эффективности деятельности государства внутри страны .
Таким образом, муниципальные власти Великобритании характеризуются тем, что руководство осуществляется не только органами местного самоуправления, но и Министерством внутренних дел Великобритании. Из-за этого получается, что полиция находится в двойном подчинении: у местных властей муниципального образования и Министерства внутренних дел. На основании представленного материала, можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления в какой-то степени отстранены от руководства исполнительной властью местной полиции. В том числе, они не могут контролировать методы, используемые для обнаружения правонарушителей и поддержке общественного правопорядка.
Из этого можно сделать вывод о том, что полицейская система в различных странах децентрализована и имеет многоступенчатое строение.
Как правило, за рубежом полиция создаётся, подчиняется и содержится за счёт органов местного самоуправления. Кроме того, она действует в строго определённых рамках и выполняет ограниченный круг обязанностей по обеспечению безопасности населения. Органы полиции – это одна из составляющих национальной полиции и она занимается решением задач по обеспечению общественного правопорядка. При этом, хотелось бы отметить, что повтор полицейских функций органами местного самоуправления не допускается.
Выводы по главе 2
Необходимо отметить, что при ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций или массовых беспорядков, необходимо учитывать компетенции органов внутренних дел, которые могут действовать по своему усмотрению в зависимости от сложившихся обстоятельств, которые порой очень трудно предугадать. В этом случае сотрудникам органов внутренних дел приходится выполнять функции, которые им не свойственны. Эти функции возлагаются на органы внутренних дел исполнительной и представительной властью.
От органов внутренних дел требуется предоставить организованных и профессиональных работников, которые могут принимать быстрые и чёткие решения. Практика показывает, что органам внутренних дел свойственно усилить внимание к отдельным структурным элементам власти. В период чрезвычайных ситуаций и массовых беспорядков возникает необходимость в обеспечении следующих
функций:
а) усиление охраны на территории объектов, которые имеют высокую важность для государства;
б) обеспечение работы патрулей на огороженной территории;
в) усиление административного контроля за зонами бедствия и установление специальных административно-правовых режимов;
г) увеличение работы по контролю допуска на территории по паспортам;
д) организация срочной охраны собственности, оставшейся без присмотра и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Под силами общественного порядка и общественной безопасности понимают личный состав подразделений органов внутренних дел, которые выполняют возложенные на них задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Под средствами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности понимают специальные автомобили: бронемашины, вертолеты, мотоциклы, велосипеды, катера и другие транспортные средства; центры управления нарядами, аппаратные программные комплексы; средства теленаблюдения, видеонаблюдения, радионаблюдения; оружие, снаряжение, специальные средства, осветительные приборы, ограждения, а также служебные животные.
Основным критерием классификации сил и средств общественного порядка и безопасности является повышение эффективности решения соответствующих задач, которые стоят перед подразделениями органов внутренних дел и на основе этого они подразделяются на: основные, дополнительные, приданные. Некоторые авторы дополняют данный перечень сил и средств таким видом как взаимодействующие. К основным силам относится личный состав различных структурных подразделений органов правопорядка, к задачам которых можно отнести обеспечение общественного правопорядка. В состав дополнительных сил входят подразделения полиции, которые также принимают участие в обеспечении общественного правопорядка, но выполняют иные специальные задачи также имеющие важное значение для системы. Приданными силам называют органы внутренних дел, которые включаются в систему только в том, случае если в их вмешательстве есть острая необходимость. Они служат для усиления органов общественного правопорядка. К взаимодействующим видам сил органов относятся силовые ресурсы, которые участвуют в установлении правопорядка, но только по ограниченному ряду вопросов, которые определены специальными законодательными актами.
Правая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями, как в организации, так и в тактике ее осуществления и это зависит от: местности, времени, от погодных условий, квалифицированных кадров и численности личного состава органов внутренних дел; от наличия полного обеспечения техническими, специальными средствами сотрудников.
Основной особенностью обеспечения охраны общественного порядка является то, что в отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции», возлагавшего на милиции задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, Федеральный закон «О полиции» определяет в качестве направления деятельности полиции обеспечение правопорядка в общественных местах. Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению.
Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется посредствам организационных и тактических принципов.
К организационным принципам относятся: принцип комплексного подхода, территориальный принцип, отраслевой принцип, линейно-зональный принцип, принцип единоначалия и персональной ответственности.
К тактическим принципам относятся: принцип комплексного использования и тесного взаимодействия, принцип профилактической направленности, принцип непрерывности охраны общественного порядка и безопасности, принципы сосредоточения и гибкости. Рассмотренные организационные и тактические принципы взаимосвязаны и находятся в неразрывном диалектическом единстве и характеризуют сущность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности. Их глубокое знание и умелое использование в практической деятельности в конкретной оперативной обстановке позволит повысить эффективность и результативность действий органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями, обеспечить общественную и личную безопасность граждан.
Под организационной структурой органов внутренних дел, осуществляющих общественный порядок и общественную безопасность понимают, — совокупность органов внутренних дел, которая основана на разделении функций должностей и подразделений, которая обеспечивает целостность, взаиморасположение и упорядоченность всех элементов. Для обеспечения общественного порядка обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел территория, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение порядка и безопасности на которых осуществляется нарядами комплексных сил. В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных задач ППСП осуществляется различными нарядами полиции, основными из которых являются патрули, патрульные группы, посты, стационарные посты полиции, контрольно-пропускные пункты, контрольный пост полиции, заслон, резерв.
Хотелось бы обратить внимание на то, что полицейская система в различных странах децентрализована и имеет многоступенчатое строение.
Как правило, за рубежом полиция создаётся, подчиняется и содержится за счёт органов местного самоуправления. Кроме того, она действует в строго определённых рамках и выполняет ограниченный круг обязанностей по обеспечению безопасности населения. Органы полиции – это одна из составляющих национальной полиции и она занимается решением задач по обеспечению общественного правопорядка. При этом, хотелось бы отметить, что повтор полицейских функций органами местного самоуправления не допускается.
Благодаря названным в работе особенностям была продемонстрирована важность деятельности органов внутренних дел, а также определены основные правоохранительные функции и полномочия, которые должны выполняться правоохранительным функциями и полномочиями. Главной целью обеспечения общественного порядка является установление безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для удовлетворения естественных потребностей человека, организация процесса труда и отдыха, правильное взаимодействие между людьми (уважительное отношение друг к другу, соблюдение основных моральных и этических норм).
Система общественного правопорядка складывается за счёт соблюдения основных норм права и морали в обществе. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что общественный порядок и общественная безопасность складывается не столько из установления основных социальных норм, но и общественных правоотношений.
СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014 – № 31 – Ст. 4398
2 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (с изм. и доп., 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.
3 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с «Уставом патрульно- постовой службы полиции»): приказ МВД РФ от 29.01.2008 г. №80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008 № 27 – 7 июля.
4 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185 // Российская газета. – 2009 – №122. – 7 июля.
5 Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение: приказ МВД РФ от 17 ноября 1999 г. №938 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999 – №52.
6 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД РФ от 29 января 2008 № 80 (ред. от 11 марта 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008 № 27
7 Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 81 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008 № 27
8 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»
Научная и учебная литература
9 Аврутин, Ю.Е. Административно-правовой режим обеспечения общественного порядка как доктринальная категория и категория действующего права / Ю.Е. Аврутин – Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013 – 232 с.
10 Алиуллов, P. P. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий: учебное пособие. / Р. Р. Алиуллов. – Казань: КЮИ МВД России, 2013 – 52 с.
11 Бахрах, Д.Н. Административное право. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов – М.: Норма, 2015 – 696 с.
12 Белкин Р.С. Нравственные начала деятельности следователя органов внутренних дел / Р.С. Белкин: учеб. пособие – М.: Академия управления МВД России, 2016 –24 с.
13 Виприцкий, Н. Н. Административная деятельность полиции [Текст]: конспект лекций. / Н. Н. Виприцкий. – Ставрополь, 2014 – 43 с
14 Грядовой, Д.И. Управленческое решение: Философско- социологический анализ / Д.И. Грядовой: Монография. – М., 2014 – 192 с.
15 Конин, Н.М. Административное право / Н. М. Конин, Е. И. Маторина: учеб. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014 – 574 с.
16 Лазарев, Б. М. Компетенция органов управления / Б.М. Лазарев – М.: Юрайт, 2011 – 102 с.
17 Мартынова, Л. Л. Административная деятельность полиции: учебник. / Л. Л. Мартынова. – Краснодар, 2016 – 319 с.
18 Нечипоренко, Г. А. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий [Текст]: учебно-медодическое пособие. / под общ. ред. О. Д. Нациевского. – М.: ЦОКР МВД России, 2008 – 120 с.
19 Неклюдов, В. Совершенствование деятельности ОВД и ВВ по предупреждению и пресечению массовых беспорядков / В. Неклюдов – М.: Академия МВД РФ, 2007 – 328 с.
20 Овсянникова, Э.А. Организационные и тактические принципы охраны общественного порядка по системе патрульных участков подразделениями полиции общественной безопасности / Э.А. Овсянникова – Тула: МосУ МВД России, 2016 – 197 с.
21 Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий: методические рекомендации. – М.: ДГСК МВД России, 2013 – 67 с.
22 Соколов, А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации / А.Ю. Соколов: учеб. пособие – Саратов: Изд-во СГЮА, 2013 – 164 с.
23 Цупко, В.А. Принципы тактики охраны общественного порядка / В.А. Цупко – Воронеж: ВИ МВД России, 2006 92 с.
24 Астафьев, JI.B. Социальная роль полиции // Проблемы совершенствования деятельности горрайорганов внутренних дел: Академия МВД РФ – 2015 17 с.
25 Бахрах, Д.Н. Административная власть как вид государственной деятельности / Д.Н. Бахрах // Государство и право. 2014 — № 3 – 22 с.
26 Бахрах, Д.Н. Важные вопросы науки административного права / Д.Н. Бахрах // Государство и право. 2015 – № 2 – 26 с.
27 Бутылин, В.Н. Государство, право и права человека: Российское общество, государство и органы внутренних дел / В.Н. Бутылкин // Труды Академии управления МВД России. 2013 – 20 с.
28 Барышников, М. В. Некоторые особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий / М. В. Барышников // Наука и практика. – М, 2014 – № 4 (61) – С. 10-13.
29 Готовцев, А. В. Взаимодействие полиции и внутренних войск в обеспечении безопасности / А.В. Готовцев //Терроризм: современные аспекты. 2014 – 71 с.
30 Гусев, А. В. К вопросу об определении категории «массовое мероприятие» в контексте охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [Электронный ресурс] / А. В. Гусев // Вестник Уральского юридического института МВД России. – Екатеринбург, 2017 – № 3 – С. 37-41. Режим доступа: http://elibrary.ru.
31 Гранат, Н.Л. Различные подходы к пониманию права и их практическое значение / Н.Л. Гранат, Попов В.И. // Труды Академии управления МВД России. – 2015 – 31 с.
32 Дьяков, И.А. Тактика действий органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков в Российской Федерации / И.А. Дьяков // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов сборник материалов Всероссийского круглого стола. – 2016 – 73 с.
33 Еропкин, М. И. Управление в области охраны общественного порядка / М.И Еропкин // Москва. – 2015 – 52 с.
34 Зубков, А.И. Научное обеспечение управленческой деятельности органов внутренних дел / Материалы расширенного заседания ученого совета, посвященного 20-летию Академии / А.И. Зубков // Московская Академия МВД России. – 2015 – 13 с.
35 Козлов, Ю.М. Исполнительная власть: Исходные позиции: Сущность, функции / Ю.М. Козлов // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». – 2013 – № 3-4.15 с.
36 Коблов, Ф.Ч. Роль органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности / Ф.Ч. Коблов // Альманах современной науки и образования. – 2016 – № 5 (107). – 45 с.
37 Килясханов, И.Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности полиции / И.Ш. Килясханов // Омский Юридический институт МВД РФ. – 2016 – 140 с.
38 Караханов, Н. В. Взаимодействие в деятельности горрайорганов внутренних дел при проведении массовых мероприятий / Н.В. Караханов // Московская Академия МВД России. – 2014 – 29 с.
39 Киеич, Ю.В. Признаки общественного порядка и общественной безопасности как объектов административно-юридической защиты / Ю.В. Киеич // Вестник московского университета МВД России. – 2014 – 164 с.
40 Киеич, Ю.В. Проблемы административно-правовой охраны отношений в сфере общественной безопасности и общественного порядка / Ю.В. Киеич // Вестник московского университета МВД России. – 2015 – 78 с.
41 Коробов, В.Б. Общественная безопасность: методология исследования и практика обеспечения / В.Б. Коробов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России, 19 ноября 2010 г. – 2013 – 208 с.
42 Прокофьев, К. Г. К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации / К. Г. Прокофьев // Юридический вестник. – Самара, 2017 – № 3 – 28 с.
43 Хомяков, И.Д. Понятие общественного порядка в теоретико- правовой науке / И.Д. Хомяков // Проблемы юриспруденции: сборник научных статей и тезисов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014, Вып. 7 – 140 с.
44 Гущин, В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в РФ: канд. юрид. наук / В.В. Гущин – Москва, 2016 448 с.
45 Колонтаевский, Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: диссертация канд. юрид. наук / Ф.Е. Колонтаевский – Москва, 2015 100 с.
46 Коротченков, Д. А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий: автореф. дис. канд. юрид. наук. / Д. А. Коротченков. – Хабаровск, 2013 – 117 с.
47 Никонов, А.В. Организационно-правовые основы деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: диссертация канд. юрид. наук / А.В. Никонов – Москва, 2015 177 с.
48 Юсупов, Х.А. Организационно-правовые вопросы охраны общественного порядка и безопасности в современных условиях: диссертация канд. юрид. наук / Х.А. Юсупов – Москва, 2014 226 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
49 Патрульно-постовая служба полиции [Электронный ресурс]: Сайт МВД РФ. – 2018 – Режим доступа: https://83.xn--b1aew.xn-- p1ai/gumvd/struktura/item/807193/.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф