2.3 Динамика, сформированного компонентов трудовой деятельности у детей 5-6 лет
Заключительным этапом работы стало проведение контрольного эксперимента.
Цель: проверить результат эффективности предлагаемых педагогических условий, путем диагностирования на уровень сформированности общих и специальных трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Контрольный эксперимент проводился в двух группах экспериментальной и контрольной.
Сравнительный анализ двух групп на конец эксперимента

У детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности трудовых умений. Выбранные нами педагогические условия по формированию общих и специальных трудовых умений: игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, дифференцированный подход к детям — все это качественно повлияло на результативность показателей.
Вывод: формирование трудовых умений детей 5-6-летнего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений эффективно формировать при следующих условиях: наличие наглядного примера трудовой деятельности взрослых в повседневной жизни; развитие конкретных представлений детей о способе выполнения действия; наличие практического опыта для выполнения различного содержания поручений; использование игровых моментов, проблемных ситуаций; показ и объяснение педагогом рациональных способов действия; развитие мелкой моторики рук; при своевременной коррекции педагога.
Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента пришли к выводам: у детей слабо развита мелкая моторика рук; дети планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию; дети намечают лишь основные этапы работы, но не способы ее исполнения; не в достаточной степени сформированы компоненты трудовой деятельности (постановка цели, планирование, результат); низкая сформированность рациональных способов организации и осуществления труда.
После проведения формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы, в ходе которого апробированы определенные педагогические условия, сформулировали следующие выводы: специально организованные занятия по трудовому обучению, прежде всего, позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как педагог целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления. Детьми осознается успех в освоении трудового процесса, достижение результатов труда, обеспечивается устойчивое повышение интереса к собственному труду.
Используя дифференцированный подход в ходе формирования трудовых умений, педагог имеет возможность качественно обучить каждого ребенка выполнению различных трудовых поручений, способствовать желанию ребенка сделать работу для всех по собственной инициативе — что является показателем высокой сфорсированности трудовых умений. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют развитию не только психических процессов (речь, память, мышление), но и влияют на развитие коммуникативной компетентности ребенка.
При сравнительном анализе результатов можно сделать вывод, что формирование трудовых умений детей 5-6-летнего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений эффективно при следующих условиях: наличие наглядного примера трудовой деятельности взрослых в повседневной жизни; развитие конкретных представлений детей о способе выполнения действия; наличие практического опыта для выполнения различного содержания поручений; использование игровых моментов, проблемных ситуаций; показ и объяснение педагогом рациональных способов действия; своевременная коррекция педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные дошкольные педагоги, психологи, используя основные аспекты в теориях, идеях, взглядах педагогов более раннего периода развития педагогики создают свои концепции по проблеме трудового воспитания наиболее актуальные в современном обществе. Так, акцентируется внимание на трудовом обучении как средстве трудового воспитания и исследуется с психолого-педагогической позиции: разработка и экспериментальная проверка содержания труда для детей разного возраста; разработка средств, методов и форм организации труда; изучение механизма влияния труда на развитие ребенка.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что овладение навыками трудовой деятельности следует рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные общие и специальные трудовые умения служат основой для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желания трудиться. Ведущая роль принадлежит педагогу, от которого требуется четкое знание того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением.
Для детей 5-6-летнего дошкольного возраста ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. К критериям оценки уровня выполнения детьми разных видов поручений относятся общие и специальные трудовые умения. Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента пришли к выводам: у детей слабо развита мелкая моторика рук; дети планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию; дети намечают лишь основные этапы работы, но не способы ее исполнения; не в достаточной степени сформированы компоненты трудовой деятельности (постановка цели, планирование, результат); низкая сформированность рациональных способов организации и осуществления труда.
После проведения формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы, в ходе которого апробированы определенные педагогические условия, сформулировали следующие выводы: специально организованные занятия по трудовому обучению, прежде всего, позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как педагог целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления. Детьми осознается успех в освоении трудового процесса, достижение результатов труда, обеспечивается устойчивое повышение интереса к собственному труду.
Используя дифференцированный подход в ходе формирования трудовых умений, педагог имеет возможность качественно обучить каждого ребенка выполнению различных трудовых поручений, способствовать желанию ребенка сделать работу для всех по собственной инициативе — что является показателем высокой сформированности трудовых умений. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют развитию не только психических процессов (речь, память, мышление), но и влияют на развитие коммуникативной компетентности ребенка.
При сравнительном анализе результатов можно сделать вывод, что формирование трудовых умений детей 5-6-летнего дошкольного возраста в ходе выполнения поручений эффективно при следующих условиях: наличие наглядного примера трудовой деятельности взрослых в повседневной жизни; развитие конкретных представлений детей о способе выполнения действия; наличие практического опыта для выполнения различного содержания поручений; использование игровых моментов, проблемных ситуаций; показ и объяснение педагогом рациональных способов действия; своевременная коррекция педагога.
Цель работы достигнута и задачи выполнены в полном объем.
Список использованных источников
- Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. — 2019. — № 6 (45). — С. 68-70.
- Черникова Т.М. Трудовое воспитание как средство духовно-нравственного развития дошкольников / Т.М. Черникова, Е.А. Нестерова // Вестник научных конференций. — 2017. — № 4-3 (20). — С. 120-121.
- Иванова Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 3 (108). — С. 38-46.
- Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина //Мир педагогики и психологии. — 2019. — № 9 (38). — С. 18-26.
- Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. — 2019. — С. 50-52.
- Белоусова, Н.Г., Непомнящих, Н.В. Формирование трудовых навыков у детей 5-6-летнего дошкольного возраста в процессе познавательно — исследовательской деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. — №3. – С. 165-167.
- Буре, Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година. — Москва: Просвещение, 2013. — 144 с.
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С.18.
- Куликова, Т. А. Учите детей трудиться! / Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2015. — №7. – С.101-105.
- Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – Санкт — Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 160 с.
- Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М.В. Крулехт. – Санкт — Петербург: Акцидент, 2013. – 178 с.
- Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. — Москва: Просвещение, 2012. – 316 с.
- Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В. Куцакова. — Москва: Просвещение, 2014. – 54 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — Москва: Прометей, Юрайт, 2012. – 260 с.
- Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова. — Москва: Детство-Пресс, 2012. — 224 с.
- Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. — Москва: Просвещение, 2013. — 112 с.
- Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. — Москва: Просвещение, 2013, — 254 с.
- Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Д.В. Сергеева. — Москва: Просвещение, 2012. — 96 с
