Меню Услуги

Совершенствование организации перевозок грузов различными видами транспорта. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3. Организация перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом

Железнодорожные перевозки— это логистическая деятельность, которая способствует организации и регулированию процессов продвижения товара от поставщика к покупателю. Железнодорожный транспорт способен перевозить различные грузы, а также осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, низкая себестоимость перевозки.

С появлением железных дорог перевозка грузов с помощью железнодорожного транспорта прочно вошла в нашу жизнь. И сегодня, несмотря на растущую популярность других видов грузоперевозки, железнодорожные перевозки остаются одними из наиболее востребованных для организации доставки грузов.Различные виды подвижного состава и грузовых вагонов позволяют перевозить совершенно разные грузы, в том числе скоропортящиеся и опасные, требующие специальных условий перевозки. Высокая пропускная способность и независимость от погодных условий или времени года.На железнодорожном транспорте существует особый вид перевозок – контейнерные грузоперевозки, их отличительной особенностью выступает высокая экономичность и возможность организации доставки «от дверей до дверей».

Контейнерные перевозки – процесс доставки крупногабаритного, ценного, хрупкого и прочего груза при использовании конкретного вида транспорта в строго обозначенное место. Наверное, самый безопасный и удобный способ транспортировки товара – перевозка грузов в контейнерах, так как стандартный контейнер стандартного размера легко и быстро транспортирует с помощью любого вида транспорта, при этом, товар остаётся в сохранности и целости.

Классификация разных видов вагонов позволяют регулировать условия перевозки грузов различных типов. Это решает часть неудобств, связанных с перевозками грузов по железной дороге. Выбор нужного типа вагона позволит создать практически идеальные условия для доставки того или иного груза. Бескрышные вагоны подходят для самых простых грузов, не требующих особых условий перевозки. Таким грузам соответствуют различные сыпучие строительные материалы, которые не зависят  от любых внешних воздействий, также в вагонах с открытым верхом можно перевозить также различную технику, если влияние внешних факторов не скажется на ее состоянии.

Закрытые вагоны используются для более деликатных грузов, в них перевозят зерно, соответственно отлично подходят для транспортировки крупных партий различных товаров.

На одноярусных и двухъярусных платформах удобно размещать различный автотранспорт.

Самый комфортный видом железнодорожных перевозок – это перевозка в  изотермических вагонах, возможность регулировать температурный режим создает ряд неоспоримых преимуществ. Такой способ транспортировки идеально подходит для скоропортящихся грузов. Вагоны рефрижераторного вида позволяют сократить до минимума риск, связанный с подобными скоропортящимися грузами.

Самым главным инструментом железнодорожных перевозок считается «Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС)». Соглашения учредило организацию железнодорожных перевозок. Российская Федерация является участницей этого соглашения, следовательно, осуществляются международные перевозки между железными дорогами стран Азии, Европы и других стран. В Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) прописаны предельные размеры ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов. При железнодорожных перевозках оформляется накладная, она имеет три экземпляра, такие как, оригинал накладной, лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза.Соглашение определяет сроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью.По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю.

Железная дорога составляет коммерческий акт, во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест и если при этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы, отсутствие накладной и т.д.Железная дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станцию назначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

Железнодорожные перевозки  отвечают за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.

В соглашении существует вся регламентация и ответственность за доставку груза, а также и просрочку товара.

Отношения, возникающие при перевозке грузов железнодорожным транспортом между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями, регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. В нем определены права, обязанности и ответственность сторон, а также основные условия перевозок грузов. Вопросы, связанные с организацией приема грузов к перевозке, их перевозок и хранения в местах общего пользования железнодорожных станций, а также с осуществлением других связанных с перевозками операций, регулируются специальными правилами, издаваемыми в соответствии с Уставом.

При систематическом осуществлении перевозок грузов грузоотправители могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. В них определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с договорами об организации перевозок перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, а грузоотправители — предъявлять их для перевозок. Такой договор заключается в письменной форме.

Перевозка грузов осуществляется в соответствии с заявкой установленной формы, которую грузоотправитель представляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки. В заявке указываются количество вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие необходимые сведения, а также срок действия заявки, который не может превышать 45 дней.

Перевозчик возвращает грузоотправителю заявку с отметкой о ее принятии не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Выполнение заявки (обеспечение грузоотправителя вагонами, контейнерами, погрузка грузов в вагоны, контейнеры и др.) регистрируется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем.

Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза заполненный надлежащим образом перевозочный документ — транспортную железнодорожную накладную. Она передается перевозчику для дальнейшего заполнения им на станции отправления, в пути следования и на станции назначения.

Транспортная железнодорожная накладная включает в себя четыре листа (формы перевозочных документов и порядок их заполнения содержатся в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г № 39 (ред. от 03.10.2011)):

— оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

— дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и всех участников перевозочного процесса);

— корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

— квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом грузоотправитель обязан подготовить грузы для перевозки с целью обеспечения безопасности движения, сохранности грузов, вагонов, контейнеров, пожарной и экологической безопасности.Чтобы предохранить товары от повреждения, порчи, утраты, а также предотвратить загрязнение и засорение подвижного состава, железнодорожного полотна и окружающей среды, грузы должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары, соответствующей стандартам и техническим условиям.При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры специальные знаки или коды опасности, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

О времени подачи грузоотправителю вагонов или контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку. Порядок уведомления устанавливается по соглашению перевозчика с грузоотправителем.Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 ч дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Если перевозчик не уведомил о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от сбора за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Преимущества железнодорожных перевозок:

1) хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

2) железнодорожный транспорт дает возможность перевозки разных видов груза. Крытые вагоны, контейнеры, цистерны платформы – смогут удовлетворить потребности перевозки практически любого вида груза;

3)невысокая себестоимость перевозки.

Недостатки железнодорожных перевозок:

1) невозможность перевозки груза туда, где нет железнодорожной линии;

2) нельзя перевезти груз на другие континенты или острова, используя железнодорожный вид транспорта.

Ежедневно тысячи тонн разных грузов перевозятся по железным дорогам России и зарубежья. Транспортные грузовые ж/д перевозки — неотъемлемая составляющая экономики любой страны, удобно и выгодно.

Таким образом, железнодорожный транспорт отличается достаточно высокой универсальностью. Различные виды подвижного состава и грузовых вагонов позволяют перевозить совершенно разные грузы, в том числе скоропортящиеся и опасные, требующие специальных условий перевозки. Высокая пропускная способность и независимость от погодных условий или времени года – это одни из главных преимуществ железнодорожных перевозок перед другими видами доставки грузов.

1.4. Организация перевозок внешнеторговых грузов автомобильным транспортом

Автомобильные перевозки – это один из наиболее востребованных на рынке труда услуг, перевозка грузов и пассажиров сухопутным транспортом. Применение автомобильных перевозок заключается в развозе и подвозе грузов к магистральным видам транспорта, доставка промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, городские перевозки, доставки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния автомобильные перевозки применяются для перевозки скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки, неудобных для перегрузки другими видами транспорта грузов.

Следовательно, автоперевозки  – это доставка любого багажа без так называемой добавочной разгрузки и погрузки, что действительно преумножает скорость проведения процесса грузоперевозки. За счет отсутствия дополнительной разгрузки и погрузки товара значительно сокращается время доставки и риск повреждения груза, тем самым уменьшается вся стоимость перевозки.

Международные грузовые перевозки  – это те перевозки, которые используются для перевозки грузов из-за границы.Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение: автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

Виды грузовых автомобильных перевозок по отраслевому признаку бывают:торговые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, почтовые. Классификация автомобильных перевозок может подразделяться по сезонному признаку, разделяющему их на сезонные, постоянные или временные. Сезонные выполняются в конкретное время года, например, перевозки овощей в период их сбора. Постоянные осуществляются регулярно в течение длительного периода независимо от времени года, например, доставка сырья на непрерывно функционирующее производство. Временные носят эпизодический характер, например, доставка стройматериалов на объект.

Международные транспортные организации. В настоящее время в мире существует более 45 правительственных и неправительственных организаций, занимающихся автомобильным транспортом.Среди них большое значение для развития международных автомобильных перевозок играет работа Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН), созданный еще в 1948 году.Данный комитет на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных органов Европейской экономической комиссии. Комитет осуществляет не только консультационную деятельность, но и является органом, в рамках которого вырабатываются международные рекомендации и заключаются международные соглашения.Во главе данного комитета стоит председатель и его заместитель. Непосредственно им подчиняются рабочие группы по отдельным видам транспорта. Эти группы осуществляют руководство и контроль над деятельностью вспомогательных органов групп докладчиков и групп экспертов, которые создаются для изучения специальных проблем между сессиями Комитета. Сессии проводятся один раз в год, как правило, в Женеве (Швейцария). Далее, в иерархии комитета имеется ряд групп экспертов, работающих непосредственно под эгидой Комитета.

На данном этапе при активном участии и помощи международных неправительственных организаций Комитетом разработан ряд конвенций, соглашений, рекомендаций и норм для облегчения международных перевозок и для унификации и улучшения национальных рекомендаций.

На работу Комитета влияют участие многие правительственные и неправительственные международные организации, в частности, Международный Союз автомобильного транспорта (МСАТ), Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

МСАТ —  это некоммерческая организация, и призвана содействовать в интересах общества в целом, развитию во всех странах национальных и международных автомобильных перевозок, а также выступает в качестве защитника профессиональных автомобильных перевозок и перевозок за собственный счет.Действительными членами МСАТ могут быть любые национальные некоммерческие организации, наиболее представительные по каждому виду автомобильных перевозок: профессиональным перевозкам пассажиров, профессиональным перевозкам грузов и перевозкам за собственный счет.

Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее АСМАП)представляет интересы и отстаивая позиции российских автоперевозчиков в ряде российских, зарубежных и международных организаций. Сейчас АСМАП является некоммерческой организацией, объединяющей в своих рядах 1200 российских предприятий. Её услугами пользуются более 2000 предприятий.

Организация автомобильных перевозок – это самая главная процедура транспортной перевозки. Следовательно, организация перевозок и управление на автомобильном транспорте предполагает лишь, что человек занимается составлением транспортной сети и выбором оптимального варианта распределения машин по маршрутам.

Организация автомобильной грузоперевозки состоит из следующих этапов:

Первый этап — получение устной или письменной заявки о доставке груза. На этом этапе оговаривается дата, время и место загрузки, род и количество перевозимого груза, место доставки груза и пожелание к перевозке: срок, маршрут, режим перевозки, иные условия и пожелания.

Второй этап – сбор документов, необходимых для перевозки груза на автомобильном транспорте.

Необходимые документы при автомобильных перевозках:

1) личные документы;

2) документы на транспортное средство;

3) документы на товар (груз).

К личным документам относятся:

1) паспорт с правом выезда за границу (с открытыми визами);

2)медицинская страховка;

3) водительское удостоверение;

4) Свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (ДОПОГ на водителя);

5)командировочное удостоверение;

6) личная медицинская книжка (при перевозке пищевых продуктов);

7) регистрационные листки (тахограммы, заполненные и незаполненные);

8) документ на таможенное оформление личных вещей.

К документам на транспортное средство относятся:

1) свидетельство о регистрации и договор аренды, если владелец и перевозчик не совпадают;

2) сертификат о прохождении технических осмотров и сертификат (талон) техосмотра;

3) свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (с прилагаемыми фото);

4) свидетельство о допущении к перевозке опасных грузов;

5) регистрационная карточка на перевозку опасных грузов;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

6) свидетельство о допущении к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов;

7) свидетельства (сертификаты) об экологической и другой безопасности;

8) страховка на транспортное средство;

9) путевой лист;

10) документы, подтверждающие плату за дороги, нахождение на территории, сборы и т.п.;

11) документ на таможенное оформление транспортного средства (при необходимости).

К документам на груз относятся:

1) товарно-транспортная накладная (далее ТТН), заполненная (при перевозке) с прилагаемыми документами:

— отгрузочная спецификация;

— счет-фактура;

— сертификаты и свидетельства (ветеринарные, фитосанитарные, медико-санитарные, качества, соответствия техническим стандартам, происхождения и др.).

2) акт загрузки автомобиля, паспорт сделки (до 1-й внутренней таможни);

3) контракт на поставку;

4) карнет TIR или таможенная декларация на товары;

5) термограммы или лист контроля температурного режима груза;

6) аварийная карточка при перевозке на условиях ADR;

7) страховка на груз;

8) незаполненный экземпляр (или два экземпляра) ТТН;

9) незаполненный карнет-TIR;

10) Отчетные документы (не требуются до конца рейса).

Инвойс (Invoice) – счет, грузосопроводительный документ, который в международной коммерческой практике выписывается (оформляется) продавцом товара покупателю за определенную партию товара, он должен содержать следующую информацию:номер и дату документа (инвойса);наименование и адреса продавца, грузоотправителя, покупателя и грузополучателя;номер и дату контракта, заказа;условия поставки по Инкотермс;условия оплаты;наименование груза, описание, код ТН ВЭД ТС товара;количество товара, стоимость и общая стоимость товара;страна происхождения товара.

Инвойс (счет) — основной документ, подтверждающий стоимость декларируемого товара. Инвойс является базой для расчета таможенных сборов, платежей и НДС. В российской практике документ, аналогичный инвойсу, отсутствует.

Счёт-фактура является документом, применяемым исключительно для целей налогового учета, и поэтому не может считаться полным аналогом инвойса. В связи с этим в России инвойс обычно применяется только при международных поставках товаров. В некоторой степени инвойс соответствует документу «счёт на оплату», применяемому в российской практике.

Упаковочный лист– товаросопроводительный документ, в котором содержится полный перечень товара по каждому товарному месту в отдельности (коробка, ящик, паллета и т.д.). Отгрузка товара продавца покупателю обычно всегда сопровождается выпиской упаковочных листов. Упаковочный лист должен содержать: номер и дату документа; наименование и адреса продавца, грузоотправителя, покупателя и грузополучателя; номер и дату контракта, заказа; перечень всех транспортируемых товаров с точным описанием наименования товара; количество товара (число штук в упаковке); номер упаковки (номер места); вид упаковки; габаритные размеры мест; вес товара брутто и нетто в конкретной упаковке; общий объем и вес груза. Упаковочный лист и инвойс имеют практически одинаковое содержание, отличие состоит в том, что в упаковочном листе не указывается стоимость товара.

Экспортная декларация (EX-1) в рамках внешнеторговой сделки – это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара для грузов и оформляется в момент экспортного таможенного оформления перед вывозом товара.В зависимости от условий поставки по Инкотермс экспортную декларацию должен оформить продавец товара или покупатель (условие EXW). Покупатель обычно передает свое обязательство по оформлению экспортной декларации своему экспедитору или перевозчику.

В Европейском Союзе все экспортные декларации оформляются в электронном виде. Поставщик или экспедитор имеют доступ к общеевропейскому серверу, на котором осуществляется предварительное оформление экспортной декларации в месте нахождения товара. На этом этапе таможенные органы страны, в которой осуществляется экспортное таможенное оформление, могут потребовать предъявление экспортируемого товара к таможенному досмотру.Экспортная декларация (EX-1) для грузов, произведённых и проданных из стран (ЕЭС) — это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. С погашением европейской декларации на таможне отправления из стран ЕЭС (при отправке груза с транзитного склада) поставщику подтверждается факт вывоза товара с территории ЕЭС. В момент пересечения товаром границы или оформления CARNET TIR происходит закрытие экспортной декларации. Для этого в таможню предоставляется распечатанная копия экспортной декларации со штрих-кодом и индивидуальным номером экспортного отправления. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутри-европейского НДС (VAT).Экспортная декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, которые следуют далее с транзитного склада за пределы стран ЕЭС. Декларация ЕХ-1 должна быть проштампована на таможне отправления. Экспортная декларация необходима иностранному поставщику для подтверждения заявленной нулевой ставки НДС.

Транзитная декларация (T-1) — это документ (бумажка) являющийся таможенной (финансовой) гарантией и применяется для товаров пересекающих территорию Евросоюза (далее ЕС) транзитом или для гарантии доставки товара от границы ЕС к таможенному складу или внутренней таможне или наоборот.

Международная товарно-транспортная накладная CMR (ЦМР) — транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Подтверждает, что груз в момент принятия находился в надлежащем состоянии, в целой упаковке, маркировка и число мест соответствует указанным в накладной. В то же время накладная CMR не является товарораспорядительным документом. Груз выдается указанному в ней грузополучателю.Товарно-транспортная накладная CMR составляется не менее чем в трех экземплярах, которые заверяются отправителем и перевозчиком. Очень важный момент — это совпадение данных, указанных во всех транспортных документах. Необходимо, чтобы  коды ТНВЭД ТС и стоимость были одинаковые во всех приложенных к грузу документах, а также вес в CMR пишется именно брутто (вес с упаковкой).

Книжка МДП или Carnet TIR(ТИР)это одно и тоже — транспортный документ на одну международную перевозку и применятся перевозчиком для облегчения и ускорения прохождения границ. Каждая книжка МДП состоит из двух частей: обложки, желтого отрывного листа и корешка, набора белых и зеленых отрывных листов и корешков, содержащих описание груза и таможенных наложений, и протокола о происшествии, который заполняется в случае повреждения в пути пломб или груза. Выпускаемые в настоящее время книжки МДП содержат 14 или 20 отрывных листов, для перевозки товаров через территорию 7 или 10 государств. На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки при условии оформления ее таможней страны отправления в сроки, установленные гарантийным объединением. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных наложений и внешнее состояние транспортного средства, изымают отрывные листы книжки МДП и оформляют соответствующие корешки, которые остаются в книжке. Однако любой таможенный орган сохраняет за собой право проведения контроля перевозимых грузов.Если в пути таможенные пломбы и печати случайно повреждены, или груз погиб или поврежден, перевозчику следует немедленно обратиться к ближайшим таможенным органам, которые составят протокол, приведенный в книжке МДП, который остается в книжке МДП до прибытия груза в таможню места назначения.Книжка МДП (Carnet TIR) является документом строгой отчетности и должна быть возвращена в АСМАП.

Преимущества автомобильных перевозок:

1) Высокая мобильность;

2) доставка от «от двери до двери», автотранспорт позволяет доставить груз от отправителя до конечного получателя без промежуточных перегрузов;

3) с помощью специализированных автомобилей, можно осуществлять доставку груза, которому необходимы специальные условия перевозки. Существует возможность обеспечить необходимую температуру скоропортящимся продуктам, либо условия перевозки опасным грузам;

4) довольно удобно и легко можно обеспечить контроль за всем процессом перевозки. Таким образом, можно вовремя устранить возникающие проблемы на пути следования груза, данное преимущество позволяет обеспечить хорошую безопасность транспортируемому имуществу.

Недостатки автомобильных перевозок:

1) Сравнительно высокая себестоимость перевозок;

2) возможность хищения груза и угона автотранспорта;

3) малая грузоподъемность.

Таким образом, в зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные сообщения. Морской транспорт осуществляет международные перевозки между странами и континентами. По стоимости транспортной услуги и эффективности такой доставки ему нет пока альтернатив. Для современной экономики доставка грузов железнодорожным транспортом имеет первостепенное значение. При тарифах, лишь немного превышающих тарифы морского и речного транспорта, он обеспечивает доставку больших объемов груза на большие расстояния не зависимо от погодных условий. Автомобильный транспорт, будучи весьма распространенным, имеет весьма высокий тариф за услугу, ограниченная масса груза, перевозимая в одной партии товара, зависимость от погодных условий и не самая высокая скорость доставки.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА

2.1. Структура российского рынка грузоперевозок России

Падение объемов грузоперевозок в 2013 году стало следствием стагнации промышленного и сельскохозяйственного производства на фоне вялого спроса на продукцию российских производителей на внешних рынках и снижения темпов роста импортных поставок. В январе–сентябре 2013 года объем промышленного производства в стране вырос всего на 0,1%, выпуск продукции обрабатывающей промышленности сократился на 0,3%. Небольшое увеличение на 0,8% производства в сегменте топливно-энергетических ресурсов за счет роста добычи газа и нефти не смогло переломить отрицательный тренд. К тому же ожидаемый эффект от ВТО в значительной степени оказался снивелированным охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны. Как и в 2012 году, основным драйвером внутреннего спроса на грузоперевозки остается строительная индустрия, что определяется продолжением жилищного строительства, и проектов с бюджетным финансированием. При этом следует отметить, что рост объемов перевозок обеспечивается преимущественно автомобильным транспортом при отрицательных показателях работы железнодорожного и авиационного транспорта.

В 2013 году объем перевозок грузов, из-за падения объемов у ж/д превысил 97,2%  к уровню 2012 года, а грузооборот сократится на 2,1%.

С другой стороны, негативные ожидания потребителей, связанные с неустойчивой ситуацией на российском рынке, оказывают сдерживающее влияние на динамику производства и импорта потребительских непродовольственных товаров.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом остаются инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов         которых     доходит     до     60–80%. Третий год подряд отрицательную динамику демонстрирует морской транспорт. Объем перевозок российских судов упал в 2012 году на 43% против 2011 года, в текущем году объем перевозок вряд ли превысит 56% уровня 2012 года.

Среди основных причин сокращения показателей работы морского транспорта следует выделить высокие фрахтовые ставки россиян по сравнению с мировыми из-за высоких налогов и расходов,  уход российских судов под иностранный флаг и иностранную юрисдикцию.

При этом показатели работы большинства российских портов улучшились вырос на 3,8%по сравнению с 2012 годом за счет наращивания объемов перевалки экспортных грузов. Превышение объемов 2012 года отмечается прежде всего по наливным грузам (+6,8%), по сухогрузам сохраняется на уровне прошлого года.

По оценке РБК.research, наиболее высокие темпы роста доходов ожидаются в сегментах перевозок грузов автомобильным транспортом, доходы компаний, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, вырастут в пределах 2–3% из-за роста тарифов.

По данным таможенной статистики, в 2012 году объем грузоперевозок в международном сообщении упал на 8,1% вследствие снижения спроса на товары российского экспорта и замедления темпов роста импорта.

В 2013 году негативные тенденции в сегменте международных грузоперевозок продолжились. По данным Таможенного комитета, в январе–августе 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился экспорт.

Динамика импортного грузопотока оказалась ниже прогнозных показателей. Так, в январе–августе 2013 года Федеральная таможенная служба зарегистрировала снижение объемов импорта (в тоннах) нефтепродуктов, сахара-сырца, мяса и рыбы, легковых и грузовых автомобилей. При этом уверенный рост на 19,2% демонстрировал импорт стальных труб и черных металлов, что связано с реализацией крупных энергетических проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика экспортного и импортного грузопотоков России, 2008 – 2013 ГГ.,%

В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта, прежде всего по строительным материалам, пищевой продукции и сборным грузам. Объем коммерческих перевозок грузов в 2015 году с учетом стагнации ожидается рост перевозок грузов автомобильным транспортом в 2015 году на 5,0% к уровню 2012 года.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Преимуществами использования этого вида транспорта для перевоза грузов являются скорость, маневренность автомобиля, возможность выбирать маршрут и разная степень грузоподъемных возможностей. Грузовые автомобили используются для транспортировок самого разнообразного груза – от простого до опасного.

В 2014году российскими перевозчиками было выполнено 5384 тысячи поездок в различные города России. В настоящее время в этой сфере работают 15338 перевозчиков различных форм собственности.

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством. Огромные пространства и суровый климат.

России предопределили первостепенное значение всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2014 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота). По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Протяженность внутренних вод, которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, составляет 101,6 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Объем перевозок грузов транспортом области в 2014 года составлял 45,5 млн. тонн или 95,8 процента к соответствующему периоду 2013 года, в том числе: железнодорожным транспортом – 91,1 процента, автомобильным – 95,6 процента, трубопроводным – 111,3 процента, внутренним водным 124,5 процента. Грузооборот транспорта составлял 128,0 млрд. т. км (104,2 % к 2013 году)(Рисунок2).

Рисунок 2 – Структура российского рынка грузоперевозок в России, 2014 г.

Многие крупные российские компании охватывают все регионы России от Калининграда до Дальнего Востока по перевозке сборных грузов. На 2014 год услугами российских компаний воспользовались более 3 миллионов клиентов.

Компании регулярно расширяют область присутствия, открывая новые филиалы, осваивают новые виды транспорта. Прежде всего, компании отличаются инновационным подходом, профессиональными сотрудниками и высокотехнологичным контролем над работой. Всё это позволяет доставить любой груз в кратчайшие сроки.

В настоящее время значительная часть грузопотоков в направлении Восток – Запад идет по морю. Доминирующее или почти монопольное положение морских перевозчиков на данном направлении не позволяет грузоотправителям рассчитывать на снижение транспортной составляющей в их расходах. В этой связи железнодорожные перевозки являются разумной экономической альтернативой перевозкам морским.

Кроме того, перевозки по Транссибирской магистрали по сравнению с морскими имеют ряд объективных преимуществ: — возможность сокращения времени следования грузов: — низкий уровень политических рисков, т.к. до 90% маршрута проходит по территории Российской Федерации — сокращение до минимума числа перевалок груза, что сокращает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке.

По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов. Технические возможности Транссиба позволяют сейчас перевозить до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе 200 тыс. контейнеров (ДФЭ) международного транзита. В перспективе объем транспортировки последних может составлять до 1 миллиона единиц в год.

Таким образом, транспортные грузоперевозки являются важным связующим звеном в мировой экономике и, особенно в настоящее время в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного государства отрасли хозяйства, ни одного региона страны.


Страницы:   1   2   3   4