Заявка на расчет
Меню Услуги

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы 1 2

ВВЕДЕНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Актуальность. На сегодняшний день криминализация общества остается достаточно острой проблемой не только для Российской Федерации, но и иных государств, которая в современных реалиях только набирает обороты. Проблема видится в том, что несмотря на весь профилактический комплекс мер, преступность «молодеет», охватывая все больше именно подростковое поколение. Детерминантов данного рода преступности достаточно много и нельзя однозначно сказать, что подростками совершаются только уголовно-правовые деяния. Так, по последним исследованиям, каждый третий подросток еще в школьном возрасте совершает административное правонарушение, при этом, в большинстве случаев, ему удается избежать ответственности, а следовательно, создает стимул к совершению новых противоправных деяний.

Особый интерес в рамках данного исследования представляет анализ профилактических мероприятий правонарушений в подростковой среде, реализуемых организациями среднего профессионального образования, как отдельного звена образовательной системы страны. Целью создания данных образовательных учреждений являлся выпуск качественно подготовленных специалистов. И, следует отметить, что в последние годы интерес к данного рода образованию значительно вырос. Обосновано это прежде всего тем, что государство имеет курс на развитие экономики и техники в соответствии с современными мировыми стандартами. Иначе говоря, организации среднего профессионального образования не только позволяют обучающемуся восполнить пробелы школьной образовательной программы, но и получить наиболее востребованную на рынке труда профессию. Ввиду того, что в данных образовательных учреждениях в преобладающем числе обучаются лица не достигшие совершеннолетия, то особая роль отводится их воспитанию, в том числе и правовому. При этом данная процедура осложняется тем, что большинство студентов относится по тем или иным причинам к категориям трудных подростков, а следовательно, профилактике правонарушений в данных учреждениях уделяется особое внимание. Несмотря на достаточно обширный комплекс мер профилактики правонарушений среди подростков в организациях среднего профессионального образования, который ежегодно совершенствуется, проблема отсутствия сокращения числа несовершеннолетних правонарушителей остается, ввиду чего тема данного исследования представляется достаточно актуальной, что и обусловило ее выбор.

Степень научной разработанности. Исследования по данной теме опираются на идеи, взгляды и научные труды таких авторов как Л. В. Гаврилюк, Е. Е. Горбунова, В. В. Зеленина, В. В. Зеленина, Г. П. Зинченко, Л. В. Кочиева, О. В. Косинова, А. М. Матусевич и т.д.

Однако, следует отметить, что, несмотря на наличие большого спектра исследований по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, работ, связанных с анализом мер профилактического воздействия в процессе учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных организаций немного. В связи с этим исследование проблематики данной выпускной квалификационной работы становится особо актуальным.

Объектом исследованиям является процесс профилактики правонарушений в организациях среднего профессионального образования.

Предметом исследования условия эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в организациях среднего профессионального образования.

Цель данного исследования заключается в анализе организации профилактических мероприятий правонарушений среди несовершеннолетних в процессе учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных организаций, выявлении основных проблем и разработке пути совершенствования действующей системы мер профилактики.

Задачи:

— исследовать общую характеристику правонарушений среди несовершеннолетних: причины и тенденции;

— изучить место средних профессиональных учебных заведений в образовательной системе государства;

— проанализировать понятие и виды мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

— проанализировать состояние профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

— рассмотреть деятельность средних профессиональных образовательных учреждений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся;

— выявить пути совершенствования системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

В ходе исследования выдвинута гипотеза: действующая система мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в процессе учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных организаций, видится малоэффективной без образования единой базы  сведений о подростках относящихся к «группе риска» и их семей, а также консолидации усилий всех субъектов реализации мер профилактического воздействия.

В процессе исследования автором использовались как общие, так и частно-научные методы исследования, а именно: анализа, синтеза, абстрагирование, обобщение, описание и сравнение.

Практическая значимость исследования представлена тем, что его результаты могут послужить основанием для дальнейшего теоретического осмысления роли профилактики правонарушений несовершеннолетних в процессе учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных организаций, а также совершенствование самой системы мер профилактического воздействия. Практическая значимость заключается в том, что результаты, к которым пришел автор по итогу исследования, могут войти в основу последующего изменения действующего законодательства Российской Федерации в целях его совершенствования в рассматриваемой области, а также использованы студентами в качестве пособия, повышающего их правовую грамотность.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Артёмовский колледж точного приборостроения».

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 


 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТЕТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Общая характеристика правонарушений среди несовершеннолетних: причины и тенденции

 

Совершение правонарушений несовершеннолетними представляет собой острейшую проблему не только для России, но и для всего Мира. Несмотря на все профилактические работы, уровень данной негативной тенденции не становится ниже, а только набирает обороты, беря свой вектор в интернет пространстве, в соответствии с котором правонарушения, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия, представляют собой определенную «моду».

Пологам, что анализ статистики правонарушений, среди несовершеннолетних наиболее наглядно будет провести на примере совершения данной категории лиц, наиболее опасных правонарушений, а именно уголовных преступлений ввиду того, что их латентность меньше, чем административных.

Так, «в 2021 году к суду предстало14 855 несовершеннолетних, наиболее распространенными преступлениями среди данной категории лиц считаются — против собственности, большую часть из которых составляют кражи. а втором месте — угоны: 11,7% осужденных. На третьем — грабежи: 10,3%. По итогам 2022 года» [56]. По не полным данным на итог 2022 года подростковая преступность составила около 16 тысяч преступлений, что уже свидетельствует о ее росте.

Анализ причин совершения несовершеннолетними правонарушений, демонстрирует, что они не отличаются от совершения данных противоправных деяний взрослыми лицами и обусловлены основным образом следующим.

  1. Подростки, чаще всего идут на совершение противоправных деяний, при сложной финансовой ситуации, в которой пребывает его семья, при ее наличии. Идентичным детерминантом выступает и, если ребенок воспитывается в детском доме.

«Это может быть подтверждено статистикой: исследования показали, что для 62 % детей причиной правонарушения является бедность. В данной ситуации не только несовершеннолетний подросток может пойти на совершение преступления, но и даже взрослый человек. Когда ребенок видит, что его семья испытывает серьезные экономические проблемы, он всеми силами желает помочь своим родителям, что может привести его к криминальной деятельности»[17, с. 35].

  1. В числе второй причины, толкающей несовершеннолетних к совершению правонарушений, следует рассматривать саму психологическую обстановку в семье. Иначе говоря, если семья относится к категории неблагополучных, где преобладают частные конфликты, чувствуется отчужденность каждого из членов семьи и их зацикленность на собственных интересах. Схожая обстановка складывается и когда ребенок растет не в полной семье. Как правило в данной ситуации единственный родитель больше внимание уделяет работе нежели воспитанию ребенка, что приводит к аналогичному чувству отчужденности, возникающему у несовершеннолетнего. Ребенку, как правило, сложно объяснить, что родительская занятость работой, не дает ему больше проводить с ним времени, не в силу нежелания, а в силу обеспечить его всем необходимым для жизни. Однако по факту выходит, что несовершеннолетний ищет утешение вне дома и теряет полное доверие к родителю, что снижает его самооценку или уверенность в себе. В качестве кумиров перед ними предстают сверстники или люди более старшего возраста, которые ведут нездоровый образ жизни, и, как рассчитывает ребенок довольны сложившейся вокруг них обстановкой. Не случайно, как показывает криминологическая статистика, большинство правонарушителей -выходцы из неполных семей.
  2. Третьей составляющей причинного фактора совершения правонарушений среди подростков является отсутствие морального и социального воспитания ребенка. На сегодняшний день социальное и морально-этническое воспитание несовершеннолетних пребывает на очень низком уровне не только со стороны семьи, но и школы. Несовершеннолетние большую часть времени проводят в сети интернет посредством соцсетей, чатов, различного рода интернет-площадок, где аморальность считается нормой. Из года в год интернет превращается во все большую «помойку», где отрицается моральные и нравственные устои. Многие ученые данную проблему рассматривали еще десять лет, но ситуация только обращается к худшему.

Многие исследователи, помимо перечисленных причин выделяют также следующие:

«Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых» [19, с. 262].

«Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний.

Для данной ситуации характерно следующее:

— недостаточное стимулирование учеников к обучению;

—  непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;

—  неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.);

— отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.» [15, с. 551].

Отдельными исследователями в качестве причин также указывается законодательные недоработки по поводу сложности трудоустройства данной категории лиц. В частности, выделяют «несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой.

Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами.

Наиболее опытные исследователи, такие как В. Н. Кудрявцев считают, что «преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года» [30, с. 790].

В качестве мотивов им рассматриваются:

«1)материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);

2)   мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим)» [30, с. 790].

По мнению, К. Е. Игошева мотивы несовершеннолетних правонарушителей представлены следующим: «желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы» [28, с. 69].

Схожую позицию с Е.О. Буренковой относительно условий и причин совершения правонарушений несовершеннолетними рассматривает В. И. Мищенко, который выделяет следующие из них:

«1. низкий материальный уровень жизни населения. Материальное благосостояние населения напрямую подчиняется рыночным отношениям. Рост цен на жизненно необходимые товары и услуги и другие материальные блага создают дополнительные проблемы для витальной составляющей человека.

  1. недостаточный уровень общей и правовой культуры молодых людей. Культура общества — основная база, складывающаяся на фундаменте менталитета конкретного этноса. Сегодня российское общество переживает состояние перехода в статус правового, происходит смена идеалов и правил поведения человека, что меняет доминирующую стратегию с морального на нравственно-правовое.
  2. несовершенство российского законодательства. Нормативно-правовая база постоянно изменяется, поскольку первоначальные документы имеют немало правовых проблем с толкованием. В результате появляются не только непонятные нормы, но и определенные «лазейки» и возможности для осуществления деяний, которые могут повлечь деструктивные последствия, не нарушая при этом законодательство;
  3. неслаженность работы правоохранительных органов. Это условие лишь косвенно может способствовать совершению правонарушения. Его наличие детерминировано объективными и субъективными факторами. К объективным факторам мы относим недостаточное количество сотрудников правоохранительных органов, отсутствие соответствующего уровня образования у сотрудников, установившийся менталитет определенного региона (в каждом регионе по своему уважительно или неуважительно относятся к представителям власти). К субъективным факторам, на наш взгляд, следует отнести халатность сотрудников правоохранительных органов, коррумпированность, отсутствие профессионализма;
  4. алкоголизм, наркомания, употребление других психоактивных веществ (ПАВ). Многие преступления совершаются именно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или по причине отсутствия денег для покупки алкоголя или наркотических средств.
  5. гэмблинговая аддикция. Чрезмерное увлечение интернетом, деструктивными компьютерными играми может привести к тому, что виртуальная реальность может заместить реальность объективную и определит «сценарий противоправного поведения» [36, с. 214].

Таким образом, анализируя позиции ученых, а также актуальные статистические данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних за последние два года следует сделать вывод о тенденциях роста правонарушений, совершаемых данной категорией лиц. Снижение уровня данной негативной статистики возможно добиться только посредством консолидации усилий различных субъектов профилактической работы с несовершеннолетними, посредством своевременного взаимообмена информацией. К основным детерминантам, толкающим несовершеннолетних к совершению правонарушений, следует отнести уровень материального благополучия в семье, токающий ребенка к получению желаемого незаконным путем, что по своей сути не отличается от мотивов взрослого правонарушителя. Неблагополучные, неполные семьи, не предоставляют должного внимания и воспитания несовершеннолетнему. Пагубное влияние наркотических средств, представляющих модное молодежное направление, не может положительным образом сказаться на здоровом психическом развитии несовершеннолетнего. Особое внимание в профилактике правонарушений среди данной категории лиц необходимо уделять интернет пространству и распространяемой в нем информации, толкающей несовершеннолетних к противозаконной деятельности.

 

1.2. Место средних профессиональных учебных заведений в образовательной системе государства

 

Образование, необходимая составляющая развития любого государства, ввиду чего органы государственной власти его качеству уделяют особое внимание.

В Российской Федерации становление образовательной системы современности заняло ни один десяток лет. Рассмотрим становление средних профессиональных учебных заведений и данного вида образования в образовательной системе более подробно.

Интересным является тот факт, что данный вид образования имеет давнюю природу зарождения, уходящую корнями в IV век, однако, разумеется, как вида образования, профессионального образования не существовало, а воспринималось как «судьба», предопределяемая родом. Иначе говоря, выбор профессии не зависел от лица, знания о ней передавались их поколения в поколение и изменить ее было невозможно.

«Все изменилось с приходом христианства. Мастера из Византии принимали в ученики всех, кто обладал талантами или был склонен к какому-либо ремеслу, тем самым разорвав обязательную преемственность профессий внутри семьи. Первые профессиональные школы появились благодаря Петру I, но доступным для всех слоев населения профессиональное образование стало только в 1868 году. Два года спустя появились «Основные положения о промышленных училищах» и «Общий нормальный план развития промышленного образования», которые способствовали образованию единой системы профессионально-технических училищ в России.

В предвоенные годы руководство страны активно развивало отраслевую подготовку, что помогло обеспечить во время Великой Отечественной Войны молодыми специалистами все стратегически важные предприятия. Первая серьезная трансформация СПО в стране произошла только в 1969 году, когда были созданы первые средние профессиональные учебные заведения, которые принимали на обучение по окончании 8 класса школы.

После распада СССР большинство предприятий оказалось в кризисе, и целевая подготовка стала неактуальной. Интерес абитуриентов к профессиональному образованию оставался низким и в 2000-е, к 2017 году прием в колледжи сократился на 12,9%, а в профессиональные училища – на 68%» [23].

Иначе говоря, до 2017 года профессиональное образование планомерно теряло свое значение в образовательной системе страны. Однако в дальнейшем, посредством новой государственной политике в данной сфере его роль начала приравниваться к иным видам образования.

Следует отметить, что важным шагом в подъеме значения данного вида образования являлось то, что « в 2012 году финансирование системы СПО было передано с федерального уровня на региональный, что кардинально изменило систему подготовки кадров. Вторым значимым событием для СПО стало вступление в международное движение WorldSkills – аналог Олимпиады для рабочих профессий. Чемпионаты по профессиональному мастерству требовали высокого уровня подготовки участников и стали толчком к развитию материально-технической базы, повышения уровня педагогического мастерства и финансирования колледжей. Вскоре участники из России начали занимать призовые места на международных соревнованиях, что незамедлительно отразилось на популярности профессионального образования.

Появление в 2017 году демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации знаний повысило планку подготовки специалистов: помимо написания выпускной контрольной работы студентов обязали демонстрировать приобретенные знания и навыки. Такой подход позволил учиться применять полученные умения на практике еще во время обучения и довольно быстро устраиваться на работу после выпуска. Другая причина растущего интереса к колледжам – высокий спрос на рабочие профессии.

В 2019 году создаются Центры опережающей профессиональной подготовки, что дает возможности получения профессионального образования на протяжении всей жизни, повышения квалификации и приобретения цифровых навыков» [23].

Сложности, с котором столкнулись все сферы общества, обусловленные распространением пандемии, требовали скорейшей адаптации к современным условиям. Не исключением являлась и образовательная система. В данном контексте следует отметить, что именно колледжи и техникумы, смогли быстро перейти на подготовку специалистов в онлайн-формате, что позволило сохранить прежнюю значимость данного вида образования и образовательных учреждений.

«В обществе произошла научная революция, образовательный процесс перешел к формированию своей новой модели. В условиях быстро меняющегося мира даже очень хорошего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь». Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков (ЗУН) человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде. Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования» [38, с. 13].

Учреждения профессионального образования, представляя собой одно из звеньев образовательной системы страны, созданы в целях выпуска качественно подготовленных специалистов. И следует отметить, что в последние годы интерес к данного рода образованию значительно вырос. Обосновано это прежде всего тем, что государство имеет курс на развитие экономики и техники. Так, согласно подп. 24 п. 76 Стратегии национальной безопасности РФ «для обеспечения научно-технологического развития страны необходимо решить задачу по развитию системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с современными мировыми стандартами» [9].

Следует отметить и ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которой «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [4].

Как справедливо отмечают А.В. Кузьмин и Ю.Н. Трифонов «имеется в виду, как удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования, так и подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства. СПО является важным уровнем образования, позволяющим подготовить необходимое количество специалистов для реальных секторов экономики. На это, собственно, и направлена современная государственная политика по развитию системы среднего профессионального образования» [31, с. 101].

По мнению Е. А. Дробышевой «среднее профессиональное образование не только гарантирует получение рабочей специальности, но и дает возможность продвигаться по образовательной лестнице дальше. Необходимо отметить, что с ростом современного производства растут и требования к уровню квалификации специалиста, которому необходимо не только быть готовым к работе в динамичных экономических условиях, но и адаптироваться к различным социально — экономическим процессам в обществе» [24, с. 35].

На сегодняшний день, государством совершенствуется комплекс мер, направленных на развитие среднего профессионального образования. В частности, совсем недавно получил свое воплощение следующий комплекс мер:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО;

3) мониторинг качества подготовки кадров.

С 2018 года реализуется новая Государственная программа РФ «Развитие образования» [10], одним из направлений (подпрограмм) которой является «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования». В настоящее время основным инструментом реализации государственной образовательной политики является национальный проект «Образование», в состав которого входит несколько федеральных проектов, в том числе и проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

Одна из целей федерального проекта «Молодые профессионалы» – модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях к 2024 году» [31, с. 101].

Таким образом, образовательная система в Российской Федерации представлена общим образованием, профессиональным, дополнительным и профессиональным обучением, предоставляющим возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Среднее профессиональное образование в последние пять лет является приоритетно формой развития образовательной системы страны, что выражено в комплексе различного рода образовательных программ. Бесспорно, среднее профессиональное образование обладает рядом преимуществ, позволяющих восполнить пробелы среднего образования, а также осваивать наиболее перспективные и востребованные профессии без поступления в высшее учебное заведение. Стоит отметить, что на сегодняшний день профессии, получаемые в данных учебных заведениях, являются наиболее востребованными на рынке труда и относятся к ряду хорошо оплачиваемых.

 

 

1.3. Понятие и виды мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

 

Правонарушения в обществе всегда являлись фактором его дестабилизации, подрывающим его нормальное функционирование. Более того, разрушая социально-экономическую сферу общества, они криминализируют общество, а в большей степени подрастающее поколение.  реформ.

В целях недопущения совершения новых правонарушений в ряду основных направлений государственной политики стоят меры профилактики, обязывающие все государственные структуры, связанные с работой с несовершеннолетними, реализовывать комплекс мер, направленных на предупреждение нарушений ими законодательства.

Следует отметить, что как доктрина, так и практики разрозненно используют терминологию в области борьбы с правонарушениями. В частности, в литературе, различных нормативно-правовых актов возможно встретить использование: «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение». Однако не все авторы имеют точку зрения, что данные термины являются синонимами.

Так, ряд экспертов полагают, что все указанные термины своей суть проявляют через призму «необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у лиц каких-либо проступков, приносящих вред обществу и государству» [14, с. 65].

Другие эксперты не видят общего в указанных терминах ввиду того, что одни из них имеют своей целью воспрепятствование совершению уже конкретного правонарушения, а иные – устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Некоторые авторы имеют и иную позицию, отличающуюся от вышеперечисленных. Так, Г.А. Аванесов, считает, что «все названные термины не исключают друг друга и между ними больше сходства, чем различий, по сути, они образуют единое понятие «профилактика правонарушений» [14, с. 65].

Рассмотрим некоторые иные понятия профилактики правонарушений. В частности, А. П. Закалюка, под ней понимает «деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние». Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний»[20, с. 110].

Анализируя исследуемые определения, видится возможным сформулировать собственное понятие профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, под которым следует понимать: «совокупность социально-экономических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на недопущение нарушений норм действующего законодательства, выявлении причин условий и обстоятельств совершения правонарушений несовершеннолетними, а также выявление самих лиц, которые могут совершить правонарушение.

«Федеральный закон от 23 июня 2016 г № 182- ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»[6] был призван упорядочить систему профилактики правонарушений в РФ, в том числе и систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. При этом принятый нормативный правовой акт не отменяет действующий Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Представляется, что оба нормативно-правовых документа смогут сосуществовать вместе, дополняя друг друга, улучшив тем самым систему профилактики правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних.

К субъектам профилактики правонарушений, то есть к органам и учреждениям, осуществляющим профилактическую деятельность, Федеральный закон № 182-ФЗ относит федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных общедоступных спортивных секциях технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних» [32, с. 44].

Профилактика правонарушений среди лиц не достигших совершеннолетия- сложный и многогранный процесс, сущность которого необходимо рассматривать с позиции того, что это трудоемкая работа, требующая достаточного количества времени.

Особое значение имеет ранняя профилактика правонарушений, представляющая собой, выявление проблем у детей и подростков на ранней стадии и создание условий для их минимизации и устранении. В данном случае именно педагогическая помощь способствует минимизации рисков ребенка совершить противозаконные деяния.

«Раннюю профилактику можно определить как совокупность мер, осуществляемых с целью:

  • оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
  • пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
  • воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

  • выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков;
  • выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, способствующих формированию антиобщественной позиции личности и совершению преступлений;
  • оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением;
  • наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т.д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т.д.)» [32, с. 44].

Иные авторы дифференцируют меры профилактики следующим образом:

  1. Меры оздоровления среды ближайшего бытового окружения и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания до того, как эти криминогенные обстоятельства существенно повлияют на их поведение (назначение опекуна (попечителя), направление родителей на лечение от алкоголизма, помещение детей в специальное учебное заведение и др.);
  2. Меры предупреждения совершения преступлений и исправления несовершеннолетних, совершающих правонарушения, которые не влекут за собой уголовного наказания (постановка на учет в ОППН, рассмотрение в КДН, помещение в специальное воспитательное заведение, возмещение убытков за причиненный ущерб и др.);
  3. Меры наказания несовершеннолетних за совершенные преступления и предупреждения совершения ими повторных преступлений (пресечение преступлений, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и рассмотрение дела в суде, воспитание и исправление в исправительных учреждениях и др.)»[20, с. 110].

В качестве примера реализации профилактических мер среди подростков видится возможным привести акцию «Студенческий десант», проводимую сотрудниками полиции, которая по своей сущности представляет однодневную стажировку студентов в отделении по делам несовершеннолетних. К примеру, в Московской области, данная акция проводится ежегодно и в рамках встречи со студентами Красногорского колледжа «сотрудники полиции рассказали молодым людям об особенностях своей службы, о контингенте граждан, с которыми приходится работать.

В ходе встречи инспекторы ОДН напомнили гостям, за какие правонарушения несовершеннолетнего могут поставить на профилактический учет в полицию, какие последствия ждут родителей правонарушителя. Призвали студентов соблюдать правила поведения в учебном заведении, на улице и в общественных местах, вести здоровый образ жизни.

В актовом зале ОМВД сотрудники Отделения по работе с личным составом рассказали студентам, какие службы есть в полиции, что входит в обязанности участковых уполномоченных полиции, дознавателей, следователей, сотрудников патрульно-постовой службы и ГИБДД.

Старший инспектор группы кадров ОРЛС довела  до сведения молодежи требования, предъявляемых к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел, о возможности получения образования в высших учебных заведениях МВД России.

Полицейские ППС продемонстрировали гостям экипировку и спецсредства, используемые ими в повседневной службе и для проведения спецопераций.

Эксперт-криминалист показала студентам набор инструментов, приборов и приспособлений, которыми она пользуется при осмотре места происшествия, познакомила с процедурами изъятия следов злоумышленников на месте преступления и дактилоскопирования.

Учащиеся также познакомились с работой полицейского-кинолога, узнали, собаки каких пород служат в ОМВД, что они умеют и где применяются их навыки.

В завершение мероприятия сотрудники ОРЛС ОМВД пригласили молодых людей на службу в полицию и ответили на возникшие у них вопросы.

В ходе встречи полицейские разъяснили подросткам их права и обязанности, прописанные в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе. Поговорили с ними об административной и уголовной ответственности за совершаемые правонарушения и преступления, о пагубном влиянии никотина, электронных сигарет и алкоголя на неокрепший организм. Предостерегли их от совершения проступков, которые могут помешать молодым людям получить достойную профессию и высокооплачиваемую работу»[57].

По итогу рассмотрения понятия и видов мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, анализа доктринальных источников, видится возможным сформулировать авторское понятие профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, под которым следует понимать: совокупность социально-экономических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на недопущение нарушений норм действующего законодательства, анализе причин условий и обстоятельств совершения правонарушений несовершеннолетними, а также выявление самих лиц, которые могут совершить правонарушение.

Особое значение имеет ранняя профилактика правонарушений, закладывающая основы правосознания личности, которая берет свое начало в семье и дошкольных учреждениях к числу ее мер видится возможным отнести

выявление на раннем этапе развития ребенка его ценностей и взглядов, условий благополучности воспитания и проживания, при необходимости ликвидация источников негативного на него воздействия, корректирующее и сдерживающее влияние на малолетнего с социально опасным поведением.

 

Выводы по 1 главе

По итогам рассмотрения общетеоретических основ системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в процессе учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных организаций следует отметить, что среднее профессиональное образование в последние пять лет является приоритетно формой развития образовательной системы страны, что выражено в комплексе различного рода образовательных программ. Бесспорно, оно обладает рядом преимуществ, позволяющих восполнить пробелы среднего образования, а также осваивать наиболее перспективные и востребованные профессии без поступления в высшее учебное заведение. Стоит отметить, что на сегодняшний день профессии, получаемые в данных учебных заведениях, являются наиболее востребованными на рынке труда и относятся к ряду хорошо оплачиваемых. Профилактические меры, применяемые к несовершеннолетним в стенах данных образовательных организаций, имеют особое значение, поскольку их воздействие направлено, основным образом, на категорию «трудных подростков».

Анализируя позиции ученых, а также актуальные статистические данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних за последние два года следует сделать вывод о тенденциях роста правонарушений, совершаемых данной категорией лиц. Снижение уровня данной негативной статистики возможно добиться только посредством консолидации усилий различных субъектов профилактической работы с несовершеннолетними, путем своевременного взаимообмена информацией.

К основным детерминантам, толкающим несовершеннолетних к совершению правонарушений, следует отнести уровень материального благополучия в семье, токающий ребенка к получению желаемого незаконным путем, что по своей сути не отличается от мотивов взрослого правонарушителя. Неблагополучные, неполные семьи, не предоставляют должного внимания и воспитания несовершеннолетнему. Пагубное влияние наркотических средств, представляющих модное молодежное направление, не может положительным образом сказаться на здоровом психическом развитии подростка.

Особое значение имеет ранняя профилактика правонарушений, закладывающая основы правосознания личности, которая берет свое начало в семье и дошкольных учреждениях к числу ее мер видится возможным отнести выявление на раннем этапе развития ребенка его ценностей и взглядов, условий благополучности воспитания и проживания, а при необходимости ликвидация источников негативного на него воздействия, корректирующее и сдерживающее влияние на малолетнего с социально опасным поведением. При этом нельзя забывать, и, более того, необходимо главным образом сконцентрировать внимание по профилактике правонарушений в подростковой среде в интернет пространстве поскольку распространяемая в нем информация имеет особое значение для современного поколения, а на сегодняшний день она толкает несовершеннолетних к противозаконной деятельности.

Анализ доктринальных позиций к понятию и видам мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, позволяет сформулировать авторское понятие профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, под которым следует понимать: совокупность социально-экономических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на недопущение нарушений норм действующего законодательства, анализе причин условий и обстоятельств совершения правонарушений несовершеннолетними, а также выявление самих лиц, которые могут совершить правонарушение.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф