Страницы 1 2
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Анализ состояния профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Молодежь представляет собой будущее любого государства и именно по уровню ее правосознания представляется возможным судить о дальнейшей криминализации общества. Не случайно, профилактика правонарушений среди подрастающего поколения одно из приоритетных направлений государственной политики. Так, «В. Колокольцев на ежегодных заседаниях правительственной комиссии по профилактике правонарушений особое внимание уделяет работе с подростками, ставит конкретные задачи органам по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Но несмотря на это, существует ряд проблем, связанных с превенцией административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних лиц. Прежде всего речь идет об эффективности комплексной профилактики компетентных органов.
Полагаем, что развитое правовое будущее нашего общества зависит исключительно от эффективного проведения мероприятий органами системы профилактики по выведению подростка из преступной среды и привитию законопослушной модели поведения» [18, с. 179].
Правовая основа профилактики правонарушений представлена общинным комплексом нормативно-правовых актов.
В частности, ее составляют:
— Конституции РФ,
— Конвенции ООН о правах ребенка [1],
— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [7],
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
— Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Взяв за основу международные стандарты и основополагающие принципы была разработана Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р [11], которая продлена на период 2021–2025 гг.
Ранее мы уже касались вопроса субъектов профилактики правонарушений, среди подростков. Анализ же положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который неоднократно претерпевал множество изменений позволяет констатировать многоуровневую систему профилактики правонарушений, «состоящую как из специализированных, так и неспециализированных субъектов:
– комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– органов управления социальной защитой населения;
– федеральных органов государственной власти;
– органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
– органов местного самоуправления (КДНиЗП);
– органов опеки и попечительства;
– органов по делам молодежи;
– органов управления здравоохранением;
– органов службы занятости;
– органов внутренних дел (далее – ОВД), в частности инспектора по делам несовершеннолетних (далее – ПДН), Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП), участкового уполномоченного полиции, оперуполномоченного полиции, дознавателя, следователя;
– учреждения уголовно-исполнительной системы (следственных изоляторов);
– воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций» [18, с. 179].
Главенствующую роль в данной системе, по выполнению координирующей функции отводится инспекции по делам несовершеннолетних, которые в обязательном порядке поддерживают взаимодействие с иными субъектами профилактической деятельности в подростковой среде.
Данного рода взаимодействие реализуется посредством межведомственных совещаний, оперативного информирования, совместной выработки единой стратегии по выявлению и пресечению правонарушений среди подростков. В этой связи видится обоснованным мнение ряда ученых о том, что полиция — самостоятельный субъект профилактики правонарушений несовершеннолетних.
«Государственная система профилактики правонарушений ставит перед обществом, в частности уполномоченными лицами данной сферы, наиболее важную задачу по охране детства – это, безусловно, предупреждение и пресечение правонарушений среди несовершеннолетних. В это понятие входит не только правоприменительная практика, но и реализация мер по совершенствованию законодательства, организация и проведение правового информирования как сотрудников, работающих с несовершеннолетними, так и самой категории детей до 18 лет. Кроме того, в данное понятие входит разработка и распространение современных технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
МВД России ежегодно принимает активное участие в реализации соответствующих мероприятий в рамках Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р9 и Концепции до 2020 г. Продолжается работа по реализации мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, разработанных во исполнение Указа Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240. Пристальное внимание уделялось проведению специализированных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровне»[18, с. 179].
В данном контексте видится возможным рассмотреть проблему нарушений прав и интересов несовершеннолетних со стороны самих субъектов профилактической деятельности. «Так, за прошедший год 6 тыс. должностных лиц привлечены к ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, совершивших правонарушения, по рассмотренным более 1 млн жалобам, заявлениям и сообщениям. Так, изучив судебную практику, касающуюся неправомерных действий должностных лиц, в частности инспекторов ПДН, можно сделать вывод, что суды регулярно рассматривают исковые заявления, касающиеся незаконной постановки на профилактический учет и заведения учетно-профилактической карточки. Ежегодно суд выносит значительное число решений об отказе в удовлетворении исковых заявлений о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП ввиду того, что отсутствуют мотивированные основания, предусмотренные ст. 22 Федерального закона № 120. Полагаем, что инспекторы ПДН прибегают к активной постановке на профилактический учет или направлению материалов в суд о помещении в ЦВСНП не только для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, но и для требуемой руководством статистической отчетности» [18, с. 180].
Надзорные функции, за соблюдением действующего законодательства субъектами профилактики возлагаются на прокуратуру РФ и ее территориальные подразделения.
Исследование состояния подростковой преступности, следует отметить, что «127 тыс. лиц состоят на профилактическом учете, с которыми уже ведется работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих совершению новых административных правонарушений. В 2021 г. в отношении законных представителей возбуждено 3,6 тыс. уголовных дел, составлено 488,4 тыс. протоколов об административных правонарушениях, в том числе 538 протоколов – за вовлечение подростков в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ) [5]. К сожалению, все это говорит о том, что институт семьи теряет свою социальную значимость в качестве важного источника воспитания будущего поколения» [18, с. 179].
Как показывает практика, все больше родителей игнорируют исполнение своих обязанностей, что не редко становится причиной лишения их соответствующих родительских прав. В данном случае роль инспекторов по делам несовершеннолетних вовремя установить наличие данной проблемы, осуществить постановку данных лиц на профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки.
«Кроме того, подучетные родители употребляют наркотические средства и психотропные вещества; каждый десятый имел или имеет судимость, из них каждый пятый – за совершение преступлений против несовершеннолетних; 1,9 % от общего числа подучетных ранее лишались родительских прав. Особого внимания заслуживают молодые родители, имеющие детей в возрасте до трех лет, которые уже привлекли к себе внимание органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. На наш взгляд, вспомогательным инструментом в профилактике алкоголизации и наркотизации среди родителей станет отдельный курс в центрах социального обслуживания. Так, в Омской области на базе девяти центров социального обслуживания населения реализуется проект внедрения комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной, наркотической и иными формами зависимости. В данных центрах открыты дистанционные приемные для семей, проживающих в отдаленных сельских поселениях, в них созданы службы примирения» [18, с. 179].
Данная практика отчетливо демонстрирует необходимость усиления профилактической работы в выявлении семейного неблагополучия на ранней стадии. Полагаем, что в этих целях востребованным будет являться расширение системы центром социального обслуживания населения равномерно по всем регионам, а именно в отдаленных поселках.
Иначе говоря, указанные центры должны быть максимально приближены к населению и располагаться даже в малочисленных сельских поселениях.
«Оказание помощи связано с решением проблем нормализации детско-родительских отношений, трудоустройства родителей; получения правоустанавливающих документов; формирования пакетов документов для назначения государственной социальной помощи и др.
Вторым направлением профилактического воздействия на родителей является работа с семьями, находящимися в состоянии кризиса. Как правило, семья, признанная находящейся в социально опасном положении, имеет ряд разноплановых проблем, решение которых редко укладывается в рамки компетенции одного ведомства – социальной защиты, образования, здравоохранения или полиции. Большое значение при организации вывода семьи из кризиса имеет межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики. Учет сведений о неблагополучных семьях с детьми должен осуществляться в рамках единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении. Администратором банка данных является орган управления в сфере труда и социального развития. Банк данных формируется на основе информационных сообщений, которые поступают в комплексные центры социального обслуживания населения, расположенные на территории каждого муниципального района, городского округа. На каждую семью, поставленную на учет, должна формироваться индивидуальная программа социальной реабилитации – своего рода «дорожная карта» для каждой семьи, а по решению КДН и ЗП – межведомственная программа профилактической работы» [18, с. 180].
Полагаем, что лишение или ограничение в правах недобросовестных родителей мера должна применяться в каждом случае, если имеется непосредственная угроза его жизни или здоровью, и в корне неправильно передавать данную функцию только суду, посредством соответствующего заявления со стороны органов опеки. Это затянет процесс и только усугубит положение ребенка, находящегося в опасных для его благополучного развития условиях.
В данном контексте видится возможным рассмотреть проблему недостаточности профилактических мер среди подростков, позволяющих нейтрализовать их девиантное поведение, а также членов их семей. Полагаем, что общество не должно быть безучастным в данном вопросе, и должно предполагать наличие волонтерской помощи по данному вопросу.
Многие эксперты, полагают, что «волонтерская деятельность посредством осуществления наставничества несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также осуществления профилактической работы с членами семьи, в которой содержится и воспитывается несовершеннолетний, позволит в должной степени осуществить правоприменение норм Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[25, с. 51].
Иначе говоря суть позиции сводится к тому, что институт наставничества должен строиться исходя из того, что добровольные наставники должны в обязательном порядке иметь педагогическое образование.
«М.Л. Корчагина в своей работе также рассматривает участие волонтеров в профилактической работе с несовершеннолетними как необходимую и нужную форму непосредственного воздействия на несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации.
Создание же волонтерских центров и клубов помощи несовершеннолетним в каждом субъекте Российской Федерации поможет не только предупредить совершение с их стороны противоправных действий, но и помочь несовершеннолетнему стать нужным и востребованным в обществе, воспитать у них наивысшие ценности общества, сформировать уважительное отношение к закону.
Согласно части 1 статьи 2 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»[8] одной из целей добровольческой (волонтерской) деятельности является участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Считаем, что внедрение добровольческих (волонтерских) организаций позволит помочь соответствующим органам и учреждениям тщательно осуществлять индивидуальную и непосредственную профилактическую работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, помочь избежать конфликтов.
С учетом вышесказанного предлагаем изложить часть 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ в следующей редакции: «3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Добровольческие (волонтерские) организации вправе участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации»» [16, с. 247].
Таким образом, анализ профилактики правонарушений среди подрастающего поколения свидетельствует, что на сегодняшний день государством по реализации комплекса профилактических мер, задействованы различные органы, основное место среди которых отводится инспекции по делам несовершеннолетних, которые в обязательном порядке поддерживают взаимодействие с иными субъектами профилактической деятельности в подростковой среде.
Полагаем, что в части реализации профилактических мер воздействия, видится недостаточной работа с семьями, находящимися в состоянии кризиса, благополучие и внутренний климат которых которые на данный момент не отнесены к какому-то одному ведомству, и анализируется сразу несколькими органами из разных областей — социальной защиты, образования, здравоохранения или полиции, лишь отчасти. Полагаем, что подобного рода проблемам должно быть уделено больше внимания, которое может быть реализовано посредством надлежащего учета таких семей и сведений о них, посредством создания единого банка данных. Его ведение должно быть возложено, на уже указанные предлагаемые нами центры социального обслуживания населения, которые наиболее приближены к населению в самых отдаленных районах. Доступ к содержащейся в них информации будут иметь все структуры, полномочные по реализации мер профилактического воздействия среди подростков и посредством соответствующих заключений, ходатайствовать о его пополнении. При этом каждая семья, поставленная на учет, будет иметь соответствующую индивидуальную программу социальной реабилитации.
Полагаем, что в профилактике правонарушений в подростковой среде, а также в выявлении и индивидуальной профилактике неблагополучных семей значительную помощь способны оказать волонтерские организации, в связи с чем видится необходимым внести соответствующие законодательные поправки в ч. 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
2.2. Деятельность средних профессиональных образовательных учреждений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования, профилактическая работа со студентами начинается в сентябре, правовую основу которой составляет помимо уже перечисленных правовых актов, внутренние локальные. «Педагог-организатор учебной группы нового набора подробно и тщательно знакомится с документами вновь поступивших, проводя как индивидуальные, так и групповые беседы.
На первом родительском собрании — проводится анкетирование родителей и на основании вышеизложенного составляется социальный паспорт группы. Также студенты и родители знакомятся с Правилами внутреннего распорядка под личную подпись. Педагог-психолог с группами нового набора проводит тестирование и статистические исследования (на агрессивность, толерантность, вредные привычки)»[27, с. 6].
Сущность данной меры необходимо рассматривать с позиции того, что еще на «страте» обучения имеется необходимость выявить группу «риска», а иначе говоря, тех подростков, которые имеют отношения к категории «трудных»
В рамках тестирования устанавливалось проявление агрессии и враждебности поступивших в СПО,
В рамках тестирования также возможно установить факт уже совершенных поступившими правонарушений, которые они могли совершить еще в школе. В этой связи, в рамках реализации профилактических мер и межсубъектоного взаимодействия СПО запрашивают в комплексе всей необходимой абитуриенту документации характеристику из школы, которая должна быть максимально объективной.
В рамках анализа психотипа подростка, необходимо наблюдать и за его привычками, основным образом вредные, которые в большинстве случаев также «перекочевывают» из школы. К их числу, в большинстве случаев относятся: табакокурение, алкоголь, наркотики, нетерпимое отношение к лицам определенных национальностей. В это связи СПО обязано запросить из органов по делам несовершеннолетних соответствующую информацию по всем поступившим, посредством официального запроса.
Информация, полученная из отдела по делам несовершеннолетних, позволяет изначально сформировать категорию «риска» из поступивших в СПО.
Более того, данные запросы на регулярно, не реже одного раза в два месяца дублируются, а заместитель директора по госпитальной работе, заведующий отделениями, педагоги-организаторы, педагог-психолог, соц. педагог, воспитатель общежития, инспектор по делам несовершеннолетних на соответствующем заседании Комиссии по профилактике правонарушений рассматривают персональные дела учащихся, которые уже поставлены на учет, либо находятся в выявленной «группе риска».
Данные студенты включаются СПО в соответствующие списки, на основании которых они месте с родителями или опекунами приглашаются на заседания указанной комиссии.
В рамках СПО проводится день правовых знаний «Имею право знать!» и недели правовых знаний, на протяжении которых студентам прививается правовая культура и раскрываются особенности применения правовых норм.
Указанные программы, в рамках профилактических мероприятий проводятся не реже двух раз за учебный год и своей целью имеют донести до сведения учащихся, что незнание закона не освобождает от ответственности.
В рамках данного мероприятия приглашаются различного вида деятельности юристы: прокуроры, сотрудники ОВД, адвокаты. Их выступление сопровождается рассказом «студентам об ответственности за совершение правонарушений несовершеннолетними, отвечают на вопросы, зачастую очень неожиданные. На этих беседах студенты получают много полезной информации и что особенно ценно, получают исчерпывающие ответы. Лекции беседы по профилактике проводятся также и обществом «Знание», например, в феврале на нашем отделении была лекция: «Ответственность за правонарушения, связанные с пьянством, алкоголизмом и спиртосодержащей продукции»» [27, с. 6].
Полагаем, что в работе со студентами «группы риска» помогает не только культурно-правовое воспитание, но и создание общих условий для его всестороннего развития, в благоприятной атмосфере, которая может реализовываться посредством спортивных секций, кружков и т.д. Указанное безусловно разрешает сразу две проблемы, которые сводятся к следующему:
— во-первых, у студента не остается свободного времени, которое он ранее тратил на плохие компании, употребление алкогольной продукции,
-во-вторых, он имеет возможность выбрать интересующую его сферу развлечения, которая благоприятно способствует его развитию.
Ежегодно программы профилактики в СПО обновляются, соответствуя современным реалиям, однако суть индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением представляет собой комплекс соответствующих этапов, которые фундаментальны по своему характеру.
Программа СПО по профилактике правонарушений поделена на четыре блока, каждый из которых обладает в определенной мере самостоятельностью и сводится к:
— организационной работе,
— диагностической работе,
— профилактической работе со студентами,
— профилактической работе с родителями и опекунами.
«Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, совершивших правонарушение, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавателями колледжа, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со студентами включает:
Предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска»
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия колледжа и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, обшеколледжных мероприятий со студентами и родителями» [32].
Не углубляясь в тонкости всех мероприятий, представим их расширенный перечень в Приложении 1.
Таким образом, на примере рассмотренного нами учреждения среднего профессионального образования, можно констатировать наличие достаточно обширного комплекса мер, направленных на предупреждение правонарушений в подростковой среде, которые имеют своим содержанием не только правовое воспитание самих несовершеннолетних, но и их семей. Полагаем, что проводимые на регулярной основе встречи с практикующими юристами и сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания помогают вырастить в подростке законопослушного гражданина.
2.3. Пути совершенствования системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Ранее нами уже были затронуты меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, и как следствие, было выяснено, что наиболее эффективными из них являются меры, реализуемые сотрудниками правоохранительных органов. В этой связи рассмотрим их более подробно.
Бесспорно, существующие меры профилактики дают свои результаты, что находит свое отражение в следующих статистических данных.
На конец 2022 года более 500 тысяч детей находятся под опекой в семьях и более 100 тысяч в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей.
«Число детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2021 г. составило 32 684, в 2020 г. – 28 746. В 2020 и 2021 гг. наблюдалось снижение числа родителей, чьи родительские права были восстановлены, – их насчитывалось 900 и 950, при этом в 2018 г. восстановлены в правах были 1323 родителя, в 2019 г. – 1151.
В 2021 г. родительских прав были лишены 25 372 человека, в 2020 г. – 22 370. При этом в 2018 и 2019 гг. эти показатели были существенно выше – 28 676 и 28 543 соответственно»[35].
Данная статистика свидетельствует о том, что субъекты профилактической деятельности качественно подходят к выполнению своих обязанностей и больше внимания уделяется подрастающему поколению и их благополучию в семье.
Полагаем, что данные меры достаточно зарекомендовали себя, однако прибегание к самой жесткой из них выраженной в лишении или ограничении родительских прав — не всегда оправдано. В этой связи видится возможным предложить следующее.
«Во-первых, создание региональных программ в субъектах РФ, где наиболее остро стоит проблема, связанная с криминогенной обстановкой в регионе (совершение административных правонарушений самими несовершеннолетними, а также вовлечение их в совершение правонарушений иными лицами); часто нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних; где количество детей-сирот, безнадзорных, беспризорных, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей превышает 20 % от общего числа детей до 18 лет.
Основные задачи для создания и внедрения в практику программ обозначены в Концепции до 2020 г., поэтому выделим лишь несколько критериев, на которых должна основываться региональная программа:
– совершенствование правовой базы региона на основе законов федерального уровня;
– научно-методическое обеспечение системы профилактики;
– четкая координация деятельности организаций по обеспечению социального сопровождения детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
– систематическое обновление межведомственной базы данных достоверной информацией о несовершеннолетних в регионе
Банк данных формируется на основе информационных сообщений, которые поступают в центры комплексного социального обслуживания населения, расположенные на территории каждого муниципального района, городского округа. На каждую семью, поставленную на учет, должна формироваться индивидуальная программа социальной реабилитации – своего рода «дорожная карта» для каждой семьи, а по решению КДН и ЗП – межведомственная программа профилактической работы;
– создание и обеспечение деятельности центров социальной реабилитации для детей, склонных к девиантному поведению или вступивших в конфликт с законом, и их родителей, нуждающихся в поддержке, используя современные социально-педагогические и психологические реабилитационные технологии» [18, с. 179].
Их создание должно быть обосновано распределением в самых отдаленных населенных пунктах, которые должны быть приближены к местным жителям, даже при их малочисленности.
Иной мерой, которая бы в большей степени способствовала предупреждению новых правонарушений со стороны несовершеннолетнего является институт наставничества. Его сущность необходимо рассматривать через призму учета индивидуальных особенностей подростка и подбора соответствующего наставника, который помог бы ему социализироваться и встать на путь исправления. В качестве наставников могут выступать действующие сотрудники МВД, а также те, которые пребывают в отставке, представители органов муниципальной власти, казачьи и народные дружины, духовенство, врачи, педагоги, тренера спортивных секций, либо же волонтеры.
Бесспорно, полиция играет наиважнейшую роль в профилактике подростковой преступности, что продемонстрировано нами выше на примерах выступления сотрудников в организациях СПО, а также визитах самих студентов в рамках специализированных программ в отделы полиции.
«Сегодня именно сотрудники полиции — основное звено превентивной административной деятельности по предупреждению и пресечению деликтов не достигших совершеннолетия лиц сосредоточено на полиции. И это не удивительно, ведь полиция является завершающим «звеном цепи» в системе государственных органов и учреждений предупреждения безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних лиц, значение ее продуктивной работы заключается, с одной стороны, в нейтрализации тех неблагоприятных последствий, которые порождены неэффективностью профилактической деятельности остальных органов, учреждений и институтов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в претворении в жизнь превентивных мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело максимальные формы отклонения от норм поведения в социуме.
В современном мире большое значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. Основы мировоззрения, взгляды на жизнь, привычки поведения, закладываются в раннем возрасте, необходимо, чтобы уже в этом возрасте несовершеннолетние получали представление о своем правовом статусе, о праве, как регуляторе общественных отношений, и осознавали, что противоправные деяния влекут за собой соответствующую ответственность. Поэтому одним из направлений совершенствования профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД является ранняя профилактика противоправного поведения подростков, осуществляемая сотрудниками ПДН в процессе совместной с руководителями и педагогами общеобразовательных школ и колледжей педагогическая деятельность» [54, с. 154].
Вторым направление предлагается рассматривать совершенствование социальной и педагогической техники самих сотрудников органов внутренних дел. «Практика показывает, что зачастую сотрудники ПДН не всегда в процессе проведения профилактической работы с подростками должным образом владеют социальной и педагогической техникой, то есть теми специальными социально-педагогическими действиями, средствами, приемами, которые наиболее эффективно могут быть использованы в педагогическом общении с подростками. Педагогическое общение выступает обязательным элементом педагогической профилактики и представляет собой специально организованное по инициативе сотрудника ПДН и управляемое им социально-психологическое взаимодействие с подростком. Обмен информацией в сочетании с оказанием воспитательного воздействия с использованием различных коммуникативных средств является содержанием педагогического общения. При отсутствии у сотрудника ПДН должного уровня во владении социально — педагогической техникой, при неправильной организации им педагогического общения с подростком цели профилактики, скорее всего, достигнуты не будут, а, следовательно, подросток по-прежнему будет оставаться в группе риска» [54, с. 154].
В данном контексте следует отметить, что сотрудники полиции «при проведении индивидуальных профилактических бесед сотрудником ПДН социально-педагогической технике выделяют три основных направления: 1) использование речевых (вербальных) средств (прежде всего это слова, которые использует сотрудник, стиль общения, построение фраз и т. п.); 2) использование невербальных (неречевых) средств (мимики, жестикуляции, прикосновения и т. п.); 3) обстановка, в которой данное взаимодействие осуществляется, и использование поведенческих средств (помещение, мебель, техника, а также поза, дистанцирование и перемещение сотрудника ПДН в процессе воспитания и т. п.)» [54, с. 155].
В качестве третьего направления следует выделить обучение сотрудников «методам и средствам для использования психолого-педагогического инструментария в деле профилактики подростковой преступности.
Четвертое направление совершенствования профилактической деятельности ПДН — подготовка в вузах МВД специалистов для ПДН, которые обладали бы необходимыми социально-психолого-педагогическими компетенциями, а также умениями и практическими навыками в организации и проведении эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности»[54, с. 157].
Таким образом, в числе мер, направленных на совершенствование системы профилактики правонарушений в подростковой среде, следует рассматривать разработку региональных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на базе Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020. Полагаем, что имеет место быть нехватка нормативно-правовой базы регламентирующей меры профилактики на региональном уровне, что требует своего соответствующего восполнения.
Выводы по 2 главе
По итогам рассмотрения практических аспектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных организаций, на примере рассмотренного нами учреждения, можно констатировать наличие достаточно обширного комплекса мер, направленных на предупреждение правонарушений в подростковой среде, которые имеют своим содержанием не только правовое воспитание самих несовершеннолетних, но и их семей. Полагаем, что проводимые на регулярной основе встречи с практикующими юристами и сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания помогают вырастить в подростке законопослушного гражданина.
Анализ профилактики правонарушений среди подрастающего поколения свидетельствует, что на сегодняшний день государством по реализации комплекса профилактических мер, задействованы различные органы, основное место среди которых отводится инспекции по делам несовершеннолетних, которая в обязательном порядке поддерживает взаимодействие с иными субъектами профилактической деятельности в подростковой среде. Полагаем, что в части реализации профилактических мер воздействия, видится недостаточной работа с семьями, находящимися в состоянии кризиса, благополучие и внутренний климат которых которые на данный момент не отнесены к какому-то одному ведомству, и анализируется сразу несколькими органами из разных областей — социальной защиты, образования, здравоохранения или полиции, лишь отчасти. Подобного рода проблемам должно быть уделено больше внимания, которое может быть реализовано посредством надлежащего учета таких семей и сведений о них, посредством создания единого банка данных. Его ведение должно быть возложено, на предлагаемые нами центры социального обслуживания населения, которые наиболее приближены к населению в самых отдаленных районах. Доступ к содержащейся в них информации будут иметь все структуры, полномочные по реализации мер профилактического воздействия среди подростков и посредством соответствующих заключений, ходатайствовать о его пополнении. При этом каждая семья, поставленная на учет, будет иметь соответствующую индивидуальную программу социальной реабилитации.
Полагаем, что в профилактике правонарушений в подростковой среде, а также в выявлении и индивидуальной профилактике неблагополучных семей значительную помощь способны оказать волонтерские организации, в связи с чем видится необходимым внести соответствующие законодательные поправки в ч. 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, а именно изложить ее следующим образом:
«3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Добровольческие (волонтерские) организации вправе участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В числе мер, направленных на совершенствование системы профилактики правонарушений в подростковой среде, следует рассматривать разработку региональных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на базе Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020. Полагаем, что имеет место быть нехватка нормативно-правовой базы регламентирующей меры профилактики на региональном уровне, что требует своего соответствующего восполнения. Более того, достаточно востребованным будет являться подготовка в вузах МВД специалистов для ПДН, которые обладали бы необходимыми социально-психолого-педагогическими компетенциями, а также умениями и практическими навыками в организации и проведении эффективной научно-обоснованной профилактической воспитательной деятельности с подростками, способностью и готовностью их применить в своей практической профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя позиции ученых, а также актуальные статистические данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних за последние два года следует сделать вывод о тенденциях роста правонарушений, совершаемых данной категорией лиц. Снижение уровня данной негативной статистики возможно добиться только посредством консолидации усилий различных субъектов профилактической работы с несовершеннолетними, посредством своевременного взаимообмена информацией.
К основным детерминантам, толкающим несовершеннолетних к совершению правонарушений, следует отнести уровень материального благополучия в семье, токающий ребенка к получению желаемого незаконным путем, что по своей сути не отличается от мотивов взрослого правонарушителя. Неблагополучные, неполные семьи, не предоставляют должного внимания и воспитания несовершеннолетнему. Пагубное влияние наркотических средств, представляющих модное молодежное направление, не может положительным образом сказаться на здоровом психическом развитии подростка. Особое внимание в профилактике правонарушений среди данной категории лиц необходимо уделять интернет пространству и распространяемой в нем информации, толкающей несовершеннолетних к противозаконной деятельности.
Образовательная система в Российской Федерации представлена общим образованием, профессиональным, дополнительным и профессиональным обучением, предоставляющим возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Среднее профессиональное образование в последние пять лет является приоритетно формой развития образовательной системы страны, что выражено в комплексе различного рода образовательных программ. Бесспорно, среднее профессиональное образование обладает рядом преимуществ, позволяющих восполнить пробелы среднего образования, а также осваивать наиболее перспективные и востребованные профессии без поступления в высшее учебное заведение. Стоит отметить, что на сегодняшний день профессии, получаемые в данных учебных заведениях, являются наиболее востребованными на рынке труда и относятся к ряду хорошо оплачиваемых.
По итогу рассмотрения понятия и видов мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, анализа доктринальных источников, видится возможным сформулировать авторское понятие профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, под которым следует понимать: совокупность социально-экономических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на недопущение нарушений норм действующего законодательства, анализе причин условий и обстоятельств совершения правонарушений несовершеннолетними, а также выявление самих лиц, которые могут совершить правонарушение.
Особое значение имеет ранняя профилактика правонарушений, закладывающая основы правосознания личности, которая берет свое начало в семье и дошкольных учреждениях к числу ее мер видится возможным отнести выявление на раннем этапе развития ребенка его ценностей и взглядов, условий благополучности воспитания и проживания, при необходимости ликвидация источников негативного на него воздействия, корректирующее и сдерживающее влияние на малолетнего с социально опасным поведением.
Анализ профилактики правонарушений среди подрастающего поколения свидетельствует, что на сегодняшний день государством по реализации комплекса профилактических мер, задействованы различные органы, основное место среди которых отводится инспекции по делам несовершеннолетних, которые в обязательном порядке поддерживают взаимодействие с иными субъектами профилактической деятельности в подростковой среде.
Полагаем, что в части реализации профилактических мер воздействия, видится недостаточной работа с семьями, находящимися в состоянии кризиса, благополучие и внутренний климат которых которые на данный момент не отнесены к какому-то одному ведомству, и анализируется сразу несколькими органами из разных областей — социальной защиты, образования, здравоохранения или полиции, лишь отчасти. Полагаем, что подобного рода проблемам должно быть уделено больше внимания, которое может быть реализовано посредством надлежащего учета таких семей и сведений о них, посредством создания единого банка данных. Его ведение должно быть возложено, на предлагаемые нами центры социального обслуживания населения, которые наиболее приближены к населению в самых отдаленных районах. Доступ к содержащейся в них информации будут иметь все структуры, полномочные по реализации мер профилактического воздействия среди подростков и посредством соответствующих заключений, ходатайствовать о его пополнении. При этом каждая семья, поставленная на учет, будет иметь соответствующую индивидуальную программу социальной реабилитации.
Полагаем, что в профилактике правонарушений в подростковой среде, а также в выявлении и индивидуальной профилактике неблагополучных семей значительную помощь способны оказать волонтерские организации, в связи с чем видится необходимым внести соответствующие законодательные поправки в ч. 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ и изложить ее следующим образом:
«3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Добровольческие (волонтерские) организации вправе участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации».
На примере рассмотренного нами учреждения среднего профессионального образования, можно констатировать наличие достаточно обширного комплекса мер, направленных на предупреждение правонарушений в подростковой среде, которые имеют своим содержанием не только правовое воспитание самих несовершеннолетних, но и их семей. Полагаем, что проводимые на регулярной основе встречи с практикующими юристами и сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания помогают вырастить в подростке законопослушного гражданина.
В числе мер, направленных на совершенствование системы профилактики правонарушений в подростковой среде, следует рассматривать разработку региональных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на базе Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020. Полагаем, что имеет место быть нехватка нормативно-правовой базы регламентирующей меры профилактики на региональном уровне, что требует своего соответствующего восполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (Дата обращения 16.12.2022).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с изменениями от 4 октября 2022) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (Дата обращения 12.12.2022).
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г № 182- ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 23.12.2022).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 12.12.2022).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 12.12.2022).
- Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 23.12.2022).
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 23.12.2022).
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 23.12.2022).
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]:– Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.12.2022).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12. 2017 г. № 1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» [Электронный ресурс]:– Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.12.2022).
- Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р. «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (вместе с «Планом мероприятий на 2017–2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года») [Электронный ресурс]:– Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.12.2022).
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 «Пр-1168) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/ (Дата обращения 12.12.2022).
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (Дата обращения 12.12.2022).
Научная литература:
- Аванесов, Г.А. Преступность и социальные сословия. Криминологические рассуждения./ Г.А. Аванесов. М.: Юнита-Дана, 2010. 80 с. —– Текст: непосредственный.
- Баскакова, А. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними / А. В. Баскакова, М. В. Данилова // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 551-554. – Текст : непосредственный.
- Бриль Г.Г., Ганжа Н.В., Лукоянов Д.Н., Тимофеева Я.В. Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: вопросы современной юридической практики и педагогики // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 247–252. – Текст : непосредственный.
- Буренкова, Е.О. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Е.О. Буренкова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2020. — № 4. – С. 35-37. – Текст: непосредственный.
- Бутова, М. В. О современном состоянии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних / М.В. Бутова // Вестник Воронежского государственного университета. — Серия: Право. — — С. 179-186. – Текст: непосредственный.
- Волженкин, Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. —С. 262- 265. – Текст : непосредственный.
- Гаврилов, В. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц / В. И. Гаврилов. // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 110-111. —– Текст: непосредственный.
- Гаврилюк, Л. В. Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» в медицинских училищах и колледжах / Л. В. Гаврилюк. // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5413/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Горбунова, Е. Е. Особенности профилактики злоупотребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях / Е. Е. Горбунова. // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28554/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Долгова, Н. Современная система среднего профессионального образования в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://education.forbes.ru/authors/srednee-professionalnoe-obrazovanie (дата обращения: 25.12.2022).
- Дробышева, Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России / Е. А. Дробышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 35-36. —– Текст : непосредственный.
- Жидконожкина О.Н., Герасимова Е.В. О практике привлечения граждан к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Материалы региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 6 декабря 2019 года / сост. А.А. Сарсенова, Э.Х. Мамедов. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. С. 51–54. — Текст: непосредственный
- Зеленина, В. В. Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений / В. В. Зеленина. // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27091/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Зинченко, Г. П. Опыт работы по профилактике правонарушений в СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» / Г. П. Зинченко, Л. В. Кочиева. // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31487/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Игошев, К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. / К.Е. Игошев –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с. – Текст : непосредственный.
- Косинова, О. В. Программа по профилактике противоправного поведения и употребления ПАВ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы рядом» / О. В. Косинова. // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8721/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Кудрявцев, В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России / В.Н. Кудрявцев // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797. – Текст : непосредственный.
- Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Механизмы реализации и перспективы государственной политики по развитию среднего профессионального образования в Российской Федерации / А.В. Кузьмин и Ю.Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2022. — С.101-106 —– Текст : непосредственный.
- Маркина, Э.В., Сосновская, Ю.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / Э.В. Маркина, Ю.Н. Сосновская // Современная наука. 2020. №2. С.44-50. – Текст: непосредственный.
- Леськив Е.В. Программа профилактики правонарушений [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/files/programma-profilaktiki-pravonarushenii.html (дата обращения: 22.12.2022).
- Матусевич, А. М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи / А. М. Матусевич. // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 827-829. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32059/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Мишина В.Н. На спаде пандемии выросло число родителей, лишенных родительских прав [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/31/924551-roditelei-lishennih-prav (дата обращения: 22.12.2022).
- Мищенко, В. И. Правонарушения молодежи и причины их совершения / В. И. Мищенко. // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 214-216. —– Текст : непосредственный.
- Нарежнев, А. Е. Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж») / А. Е. Нарежнев, Е. В. Нарежнев// Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 433-438. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43663/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Пережовская, А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования / А. Н. Пережовская. Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 13-16. —– Текст : непосредственный.
- Плоцкая, О. А. Интерактивное изучение источников права на практических (семинарских) занятиях в условиях введения ФГОС / О. А. Плоцкая // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 35-37. – Текст : непосредственный.
- Пономарева Е. В., Батраченко Н. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2015. № 1. С. 78-80. – Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный.
- Савина Н. Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11. С. 123-127. – Текст : непосредственный.
- Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 246 с. – Текст : непосредственный.
- Соболева JI. А. Социальная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в конфликте с законом) // Отечественный журнал социальной работы. 2013. № 2. С. 82-87. – Текст : непосредственный.
- Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. Ф. Басова. М.: КНОРУС, 2016. 528 с. – Текст : непосредственный.
- Ткаченко, Е. Р. Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы / Е. Р. Ткаченко. // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1304-1306. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29993/ (дата обращения: 17.12.2022).
- Фатеев И. В. Социальные аспекты причин девиантного и деликвентного поведения подростков // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. С. 69-73. – Текст : непосредственный.
- Филиппов П. М., Джумагазиева Г. С. Права детей и их охрана. Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. 92 с. – Текст : непосредственный.
- Фуллер Р., Майерс Р. История социальной проблемы // Контексты современности II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Казань, 2001. 139 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика учебник. М: Издательство Юрайт, 2011. 905 с. – Текст : непосредственный.
- Холостова Е. И. Технология социальной работы. М.: Издательство-Юрайт, 2011. 503 с. – Текст : непосредственный.
- Холостова Е. И., Черняк Е. М., Стрельникова Н. Н. Семейное воспитание и социальная работа. М.: Дашков и К, 2013. 292 с. – Текст : непосредственный.
- Чабанова С. С. Социальная практика реализации охраннозащитной концепции по отношению к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 3. С. 91-99.
- Чеботарева, Т. А. Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа / Т. А. Чеботарева. // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4236/ (дата обращения: 17.12.2022)
- Шароян, Ю. К. Предупреждение и профилактика правонарушений несовершеннолетних силами ОВД: проблемы и перспективы / Ю. К. Шароян. // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 154-158. — Текст: непосредственный.
- Шевницина, А. С. Педагогическая профилактика наркомании: опыт здоровьесбережения школьников / А. С. Шевницина. // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28535/ (дата обращения: 17.12.2022).
Электронные ресурсы
- Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://мвд.рф/news/item/31972535/. (дата обращения: 22.12.2022).
- Мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в 2022 году. ОМВД России по Г.О. Шаховская [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://шаховская.50.мвд.рф/Dlja_grazhdan/prav-inf/prav-p/meropriyatiy/meropriyatiiya-2022 (дата обращения: 22.12.2022).
Страницы 1 2
