2.2. Характеристика системы обучения персонала ООО «Васаби»
Система обучения персоналом ООО «Васаби» строится с учетом характера деятельности организации, а также с учетом состава и структуры персонала. Функции обучения персонала в ООО «Васаби» интегрированы в общую систему управления персоналом. Функции управления персоналом в ООО «Васаби» возложены на отдел кадров, структура которого показана на рисунке 4

Рисунок. 4. Структура отдела кадров
Охарактеризуем каждый из этих структур исходя из его функций.
Начальник отдела кадров:
- осуществляет кадровую политику по решениям топ- менеджмента компании;
- осуществляет отбор сотрудников на открытую вакансию;
- проводит адаптацию сотрудника во внутренней среде компании;
Отдел кадров:
- осуществляет учет ввода и выбытия сотрудников в штат;
- проводит техническую работу по ведению трудовых книжек, больничных листов, удержания алиментов, начисление отпускных, ведение штатного расписания;
Отдел управления персоналом:
- анализирует необходимость привлечения дополнительных
кадров;
- производит расчет плана найма новых сотрудников в будущем периоде и при запуске новых ресторанов;
- мониторинг рекрутинговых сатов и работа с ними по привлечению персонала;
- производит анализ текучести кадров и се уменьшения.
Отдел обучения персонала:
- проведение обучающих тренингов;
- анализ эффективности обучения сотрудников;
- достижение договоренностей об обучении персонала в специализированных учебных заведениях или в ресторанах сети;
- мониторинг рскрутинговых сайтов;
- производит анализ кадрового потенциала.
Для эффективного осуществления управления персоналом, а в том числе и его обучения необходимо осуществлять следующие действия:
а) Разработка плана принятия на работу сотрудников.
б) Создание внутреннего резерва сотрудников для дальнейшего роста и соискатели для оперативного закрытия вакансий.
в) Формирование фонда оплаты труда и разработки системы оплаты труда на предприятии.
г) Внедрение алгоритма адаптации новых сотрудников на предприятии ООО «Васаби».
с) Анализ эффективности работы персонала.
ж) Анализ эффективности обучения персонала.
з) Контроль за движением сотрудников между ресторанами сети ООО «Васаби», а так же по карьерной лестнице внутри организации.
и) Контроль текучести кадров и анализ причин се возникновения.
Для эффективной деятельности ООО «Васаби» необходим высококвалифицированный и сплоченный рабочий коллектив, который направляет свои усилия и знания на достижение основной цели деятельности компании.
Анализ управления и обучения персонала предприятия начнем с рассмотрения и анализа списка сотрудников и фонда оплаты труда ООО «Васаби».
В таблице 11 представлен список сотрудников ООО «Васаби» за 2018 год. Меры по обучению персонала в ООО «Васаби» также во многом определяются структурой персонала организации. Персонал ООО «Васаби» можно разделить на четыре категории:
-производственный персонал (производственный отдел, служба доставки, закупки);
— непроизводственный персонал, деятельность, которого не относится к основной и характеризуется как вспомогательная (сотрудники отделов IT, юридического, контрольно-ревизионного, кадров, маркетинга и рекламы, технического и т д.);
-административный персонал (генеральный управляющий, директора, руководители отделов);
-технический персонал (официанты, швейцары, уборщицы, мойщицы)
В связи с тем, что технический персонал относится к инфраструктуре ресторанов его можно отнести к категории производственного персонала, так как его деятельность влияет не на производство в целом, а на оказание услуг по сервису обслуживания клиентов.
Соотношения производственных и непроизводственных работников показывает тенденцию к уменьшению доли вторых, что положительно сказывается для организации. Динамика показателя складывается из увеличения производственных работников и сокращение непроизводственных.
Исходя из данных в таблице 12 мы можем рассчитать динамику следующих показателей:
Расчетные данные представим в виде таблицы 13
Полученные данные показали, что число административных сотрудников по отношению к общей численности персонала является сбалансированным, и за счет увеличения количества производственного персонала, повышается эффективность ООО «Васаби». Такие показатели говорят о грамотном планировании структуры штата компании.
Традиционным показателям статистики человеческих ресурсов является средний возраст. число занятых в организации
Представим данные о возрастной структуре сотрудников ООО «Васаби» в таблице 14
Из приведенных данных видно, что в ООО «Васаби» работает коллектив, в составе которого преобладают сотрудники в возрасте от 20 до 30 лет.
Анализируя систему управления персоналом ООО «Васаби» следует обратить внимание на уровень образования сотрудников. В таблице 15 приведены данные за период 2016-2018 гг. о количестве персонала того или иного уровня полученного в учебных заведениях образования.
Представим данные за 2018 год из таблицы 15 в виде диаграммы на рисунке 6
Рисунок 6. Структура персонала ООО «Васаби» по уровню образования в 2018г.
По данным таблицы 16 количество сотрудников с средним и незаконченным высшим образованием возросло, что говорит о повышении образовательного уровня у персонала сети ресторанов.
Важным показателем стабильности персонала является трудовой стаж сотрудников, но в рамках ООО «Васаби» этот показатель важен в административно-непроизводственной категории. Для персонала производственно-технической категории ресторанов сети этот показатель не является определяющим, так как для многих ООО «Васаби» становится первым рабочим место.
По данным в таблице видно, что в основном в ресторанах сети работает персонал менее трех лет, а в офисе от трех лет и более.
Половая структура организации является еще одним традиционно отслеживаемым показателем статистики человеческих ресурсов.
Рассчитывается как процентное соотношение мужчин и женщин ( рисунок 8)
Рисунок 8. Соотношение половой структуры
в ООО «Васаби» 2016-2018 гг.
В компании на 2018 год соотношение мужчин и женщин почти одинаковое. Из 750 сотрудников в компании, 47% (350человск) составляют мужчины, остальные 53%(400чсловск) составляют женщины.
Таким образом, так как в ООО «Васаби» преобладает персонал преимущественно со стажем работы менее 1 года, большинство работников организации имеют среднее образование, обучение персонала является объективно необходимым условием повышения качества обслуживания.
Процесс обучения персонала ООО «Васаби» основан на принципе «снизу — вверх» и организован следующим образом. Отдел кадров совместно с отделом обучением персонала предоставляет рабочую документацию о необходимости обучения и переквалификации действующего персонала, а так же необходимость набора нового персонала для действующих предприятий директору по сервису и качеству. Он в свою очередь на основе предоставленной рабочей документации и мониторинга цен на эти услуги составляет предварительный HR-бюджет. В таком виде он выносится на утверждение генеральному управляющему. Генеральному управляющий имеющий информацию об открытии или возможно закрытии некоторых ресторанов, о планах развития сети под новым брендом или в новых регионах, корректирует HR-бюджет в соответствии с планами компании на отчетный период в сторону увеличения или уменьшения. Рассчитанный бюджет доводится до директора по сервису и качеству, который в свою очередь информирует об этом отдел кадров и отдел обучения персонала. Генеральный управляющий вносит его в бюджет всей компании и совместно с финансовым и техническим директорами выносит на утверждение председателю совета директоров.
Формы обучения персонала, применяемые в ООО «Васаби» в 2016 – 2018 гг. охарактеризованы в таблице 17
На основании данных, приведенных в таблице 17, можно сделать вывод, что компания перешла к увеличению затрат на обучение сотрудников, так как в 2016 году было затрачено 298,480 тыс. руб., в 2017 — 104 тыс. руб., а в 2018 году уже 124 тыс. руб. При этом из таблицы видно, что обучение, реализуемое в организации, направлено преимущественно на повышение квалификации персонала. Оно реализуется преимущественно на рабочем месте. В процессе такого обучения сотрудники более высокой квалификации (например, шеф – повар, администратор) проводят обучение работников более низкой квалификации. Также специальное обучение на рабочем месте проходят вновь принятые сотрудники.
Для оценки результативности обучения проводится аттестация персонала. Для вновь принятых работников она осуществляется по истечении испытательного срока (2 месяца). Для работников, успешно прошедших испытательный срок и постоянно работающих в организации, аттестация осуществляется один раз в два года.
2.3. Оценка эффективности действующей системы обучения персонала в ООО «Васаби»
Для оценки эффективности действующей системы обучения персонала в ООО «Васаби» был выполнен расчет показателей, характеризующих как изменения в системе обучения персонала, так и результаты труда персонала, которые непосредственным образом зависят от уровня его квалификации, формирующегося в процессе обучения.
В таблице 18 проведен анализ показателя, характеризующего долю сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение, аттестацию и переквалификацию.
Из данной таблицы видно, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. доля сотрудников, прошедших обучение, сократилась с 10% до 1,8%. Таким образом, система обучения персонала в ООО «Васаби» охватывает не всех сотрудников организации, в том числе и вновь принятых. Это может негативно повлиять на процесс социальной и профессиональной адаптации сотрудников, а также привести к снижению качества обслуживания, а следовательно, и к снижению эффективности деятельности организации.
В таблице 19 выполнен расчет и анализ показателя среднего числа часов обучения, аттестации, переквалификации на одного обученного
Показатель дает косвенное представление о средних масштабах обучения сотрудника организации. Из таблицы видно, что среднее число часов профессионального обучения персонала в ООО «Васаби» в 2018 г. было наименьшим за период 2016 – 2018 гг. В условиях снижения количества сотрудников организации, прошедших обучение, снижение количества часов обучения следует оценить отрицательно, т.к. может привести к снижению качества обучения, а следовательно, негативно сказаться на результативности труда персонала.
Так как ООО «Васаби» — это коммерческая организация, основной целью ее деятельности является получение прибыли. Для оценки результативности труда персонала организации был рассчитан показатель рентабельности персонала, характеризующий уровень чистой прибыли, приходящийся в расчете на одного сотрудника ООО «Васаби». Результаты расчетов приведены в таблице 20
Расчет данного показателя представим в виде таблицы 20
Как видно из данной таблицы, в 2016 – 2018 гг. уровень рентабельности персонала ООО «Васаби» существенно не изменялся. При анализе данного показателя необходимо учитывать, что уровень прибыли, приходящейся в расчете на одного сотрудника организации, зависит не только от эффективности системы обучения, но и от целого ряда других факторов. Вместе с тем можно предположить, что постоянное значение рентабельности персонала при изменяющемся показателе затрат на его обучение, свидетельствует о недостаточном качестве обучения персонала.
Таким образом, обобщая результаты исследования, выполненного в данной главе работе, можно сделать вывод о том, что система обучения персонала в ООО «Васаби» формируется с учетом характера деятельности организации и структуры персонала. Вместе с тем, функция обучения персонала выполняется в организации недостаточно эффективно. Данный вывод следует из того, что в 2018 г. в организации снизилось число сотрудников, прошедших обучение, а также было выявлено сокращение часов обучения в расчете на одного сотрудника. Неизменное значение показателя рентабельности персонала при росте затрат на организацию обучения персонала в ООО «Васаби» позволяет сделать вывод о том, что качество обучение персонала в организации также является недостаточным. В связи с этим возникает необходимость в разработке предложений, направленных на повышение качества и эффективности обучения персонала в организации.
