Вид работы: Проект
Тема: Организация работ по стандартизации
Введение
В настоящий момент, когда обилие услуг и товаров на современном рынке в некоторых случаях заводит потребителя в тупик многообразием, чтобы выдержать конкуренцию, им требуется иметь высокое качество. Естественно, стремясь к достижению конкурентоспособности своего товара, любой производитель, этого не осознавая, повышает планку качества на рынке. Ведь качество считают главным фактором продажи продукта по выгодной цене. Реализация методов обеспечения такого качества основана на сертификации и стандартизации товаров [4]. В сегодняшнем мире данная тема обладает актуальностью, поскольку количество товаров и их производителей с каждым годом увеличивается, и главное, что требуется, это не допустить выхода некачественной продукции на рынок. Следовательно, ее требуется или ограничить, или исправить все ошибки в производственной сфере посредством использования стандартов.
Целью этой работы заключается в изучении области применения стандартизации;
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучение понятия «стандартизация».
- Изучение сферы применения стандартизации.
- Определение требований, обеспечивающих качество услуг.
- Выявление основных целей и задач стандартизации
- Анализ объектов стандартизации.
Общие положения стандартизации
Стандартизация является деятельностью, которая направлена на разработку и установление правил, норм, требований, характеристик и обязательных для выполнения, и рекомендованных. Эта деятельность обеспечивает право потребителя приобретать услуги с надлежащим качеством за приемлемую цену, а также право на комфортность и безопасность трудовой деятельности [1].
Цель стандартизации заключается в достижении оптимальной степени упорядочения в определенной сфере с помощью многократного и широкого использования установленных норм, требований, положений для решения потенциальных, планируемых или реально существующих задач. Цели стандартизации могут быть разделены на узкие и общие.
Конкретизация общих целей имеет связь с выполнением обязательных требований стандартов. К ним отнесены разработка правил, требований, норм, которые обеспечивают безопасность услуг для здоровья и жизни людей, имущества и окружающей среды, качество услуг согласно уровню развития научного и технического прогресса, экономию ресурсов всех видов, безопасность объектов хозяйствования, которая связана с предотвращением разных чрезвычайных ситуаций, катастроф (техногенного и природного характера) и т.д.
Конкретные или узкие цели стандартизации отнесены к конкретной сфере деятельности (туризму), всей сфере услуг, определенному туристскому предприятию, определенной туристской услуге и т.д.
Цель стандартизации в области туризма заключается в нормативном обеспечении повышения уровня эффективности и качества экскурсионного и туристского обслуживания и защите интересов потребителей услуг.
Основные задачи стандартизации в области туризма это [6]:
- установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов и методов их контроля;
- установление прогрессивных требований к типовым технологическим процессам и технологии предоставления туристских услуг;
- установление требований, которые обеспечивают безопасность услуг, охрану здоровья граждан, охрану природы, своевременность и точность оказания услуг, эстетичность и эргономичность услуг и условий обслуживания;
- установление требований в отношении сертификации туруслуг;
- обеспечение координации деятельности предприятий туризма с предприятиями прочих отраслей, которые участвуют в процессах туристского и экскурсионного обслуживания;
- установление определений и терминов базовых понятий в сфере управления качеством и стандартизации в области туристского и экскурсионного обслуживания.
Стандартизация имеет связь понятиями объекта (предмета) стандартизации и области стандартизации.
Объектом стандартизации является процесс обслуживания, услуга, для которых разрабатываются определенные параметры, характеристики, требования, правила и т. п. Стандартизация может относится либо у объекту в целом, либо к его отдельным составляющим (характеристикам) [8].
Сфера стандартизации представляет собой совокупность связанных между собой объектов стандартизации. К примеру, туристская отрасль или индустрия представляет собой область стандартизации, а в качестве объектов стандартизации способны выступать определенные туристские услуги (транспортные, гостиниц и иных средств размещения, турагентов, питания и др.), а также процессы экскурсионного и туристского обслуживания.
Стандартизацию осуществляют на разных уровнях. Уровень стандартизации различен в зависимости от того, участниками какого политехнического, экономического, географического региона в мире принимается стандарт. В зависимости от уровня, на котором стандартизация осуществляется, различаются такие ее виды:
- международная стандартизация — деятельность, которая открыта для соответствующих органов всякой страны;
- региональная стандартизация — деятельность, которая открыта лишь для определенных соответствующих органов государств конкретного экономического, политического или географического региона в мире;
- национальная стандартизация — стандартизация в определенном государстве. При этом национальная стандартизация осуществляться может на различных уровнях: государственном, отраслевом, в определенном экономическом секторе, на уровне предприятий, объединений, ассоциаций. По этой причине есть разные взаимосвязанные категории стандартов нормативных документов [2]:
- госстандарты (в РФ — ГОСТ Р);
- отраслевые стандарты — ОСТ;
- стандарты общественных объединений — СТО;
- стандарты объединений предприятий (ассоциаций) и предприятий — СТП.
Основные нормативные документы
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона «О техническом регулировании»от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации –Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р
В настоящее время действуют следующие стандарты, регулирующие туристическую деятельность [3]:
- ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
- ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования
- ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования
- ГОСТ Р 1.10-2004Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
- ГОСТ Р 1.12-2004Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
- ГОСТ Р 1.13-2004Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования
- ГОСТ Р 1.13-2004Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования
- ГОСТ Р 1.2-2004Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
- ГОСТ 26265-84Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения
К нормативным документам в области стандартизации также отнесены классификаторы, порядок применения и разработки которых устанавливает государство.
Перед началом стандартизационной процедуры требуется с точностью установить, имеет ли услуга отношение к группе, для которой этот стандарт был разработан. Это осуществляется на основе документов, которые определяют классификацию видов деятельности (услуг, продукции). Также в РФ действует следующий классификатор [7]: ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 03.05.2017)
В ОКДП группе «Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов» присвоен код 060000, в эту группу включаются такие подгруппы услуг:
- туристские услуги — код 061000;
- услуги средств размещения для временного проживания туристов — код 062000.
При этом в туристские услуги включаются:
- услуги туристического оператора, связанные с организацией внутреннего туризма — код 061100;
- услуги туристического оператора, связанные с организацией выездного туризма — код 061200;
- услуги туристического оператора, связанные с организацией въездного туризма — код 061300.
Механизм обновления, изменения и разработки стандартов
Работа, связанная с разработкой стандартов выполняется по конкретной схеме, включающей определенные стадии. Правила разработки отражены в ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены.
Сначала собираются заявки на разработку стандартов.
В качестве заявителей могут выступать органы государства, фирмы, предприятия, организации. В заявке приводится обоснование необходимости разработать нормативный документ в этой сфере деятельности общества. На основе заявок национальным органом по стандартизации формируется программа разработки национальных стандартов. В дальнейшую работу включаются такие стадии [3]:
- Формирование технического задания. На этой стадии определяются сроки, в которые должна быть выполнена каждая стадия, структура и содержание будущего стандарта, формируется перечень сторон, обладающих заинтересованностью (ими могут быть и органы государства, и предприятия, и фирмы, которые занимаются оказанием услуг или производством продукции, на которую осуществляется разработка стандарта).
- Разработка проекта. В первой редакции проект рассматривают на специальном заседании национального органа по стандартизации, осуществляется рассылка на отзыв заинтересованным организациям и заказчикам, после этого проводится анализ отзывов, проект дорабатывается с учетом замечаний, которые были получены, затем оформляется итоговая редакция проекта, которая проходит публичное обсуждение.
- Принятие стандарта. Техническим комитетом по стандартизации организуется экспертиза этого проекта, мотивированное предложение по отклонению или принятию проекта направляется в национальный стандартизационный орган, принимающий решение. После этого стандарт регистрируют, информацию о нем публикуют в Информационном указателе, выпускаемом ежемесячно. Эти процедуры регламентированы ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены.
Применение стандартов состоит в использовании документов нормативного характера в разных видах деятельности. Рекомендованы два главных способа использования нормативных документов:
– непосредственное применение в определенной сфере (сертификации, испытаниях, производстве и т. д.);
– введение его в иной документ нормативного характера.
Последнее подразумевает включение всего текста или части этого документа нормативного характера в иной нормативный документ. К примеру, международную норму или правило вводят в национальный стандарт, который можно применять на самом предприятии, или нормы либо правила, которые содержатся в данном национальном стандарте, включаются в стандарт компании [2].
Кроме использования стандартов при развитии общества появляется необходимость их пересмотра или отмены. Техническими комитетами обычно ведется обратная связь с предпринимателями, предприятиями, научно-техническими и иными общественными объединениями, вносящими предложения, связанные с обновлением стандартов. Учитывая поступающие предложения, технические комитеты осуществляют разработку проектов изменений к стандарту или предложений об отмене стандарта.
В стандарты вносятся изменения в случае, если осуществляется ввод более новых прогрессивных технологий и требований к продукции, услугам и работам. Проекты изменений к стандарту для принятия направляются в национальный стандартизационный орган. Каждому изменению присваивают порядковый номер и устанавливают дату введения изменений в действие. Текст изменений и информацию об изменениях публикуют в информационном указателе.
Обновление стандарта предусматривается в случае, если все более новые прогрессивные требования в отношении услуг и продукции ведут к нарушениям взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, которая изготавливается по действующему стандарту, или когда меняются основные показатели качества продукции. При этом отменяется действующий стандарт, а в новом указывается, вместо какого стандарта его разработали. Ему присваивается обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года, когда он был принят [8].
Отмену стандарта предусматривают в таких случаях:
– по причине прекращения производства продукции или выполнения работ, оказания услуг, которые осуществлялись по этому стандарту;
– в случае разработки иного нормативного документа взамен этого стандарта;
– в иных обоснованных случаях.
Национальным органом по стандартизации публикуется информация об отмене стандарта.
Это порядок обновления, изменения и разработки стандартов действует на всей территории РФ.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


