Глава 2. Техническая и эксплуатационная характеристика станции Старый Петергоф
2.1 Устройство и техническая оснащённость станции Старый Петергоф
Станция Старый Петергоф по характеру работы является промежуточной и отнесена к 5 классу.
Станция Старый Петергоф временно закрыта для действий, как раздельный пункт и остаётся как вспомогательный пост, приписанный к станции Ораниенбаум, для обслуживания путей необщего пользования предприятий и организаций. Временно организуется двухпутный перегон Новый Петергоф — Ораниенбаум, оборудованный по каждому пути односторонней четырёхзначной кодовой автоблокировкой с электротягой постоянного тока, с возможностью организации двустороннего движения: по правильному пути — по проходным светофорам автоблокировки, а по неправильному пути — по показаниям локомотивного светофора (АЛНС) по альбому АБ-1 К-93.
Станция работает как вспомогательный пост на перегоне Ораниенбаум — Новый Петергоф.
Маневровая работа организована по временной Инструкции «О порядке организации движения поездов, производства маневровой работы и обеспечения безопасности движения на вспомогательном посту Старый Петергоф», утвержденной Заместителем начальника дороги по Витебскому региону А.Н.Панковым 14.07.2011года и Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на вспомогательном посту Старый Петергоф на Октябрьской ж.д.», утвержденной НОД-2 Сусловым Н.В. 13.04.2009г.
Путевое развитие станции Старый Петергоф показано в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Путевое развитие станции Старый Петергоф

Перечень железнодорожных путей необщего пользования и места их примыкания на станции Старый Петергоф показан в таблице 2.2.
Путь № II (33 км пк5) высокая пассажирская платформа — пропускаются негабаритные грузы нижней степени 2 со скоростью 5 км/ час с 3 по 6 степени; боковая степень с 1 по 6, верхняя с 1 по 3.
Путь №II, (33 км ПК 7) — перила высокой пассажирской платформы -пропускаются негабаритные грузы: нижняя степень с 1 по 6; боковая степень с 1 по 5, 6 степень со скоростью 40 км/час; верхней степени с 1 по 3.
При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами при пропуске грузовых поездов, поезд следует на соседние станции по указанию ДНЦ для выполнения мероприятий по устранению аварийной ситуации.
Средства автоматизации и механизации рабочих мест, используемых видов связи.
Рабочее место дежурного по станции оборудовано стрелочным централизатором, который позволяет осуществлять контроль за положением стрелочного перевода № 24. Стрелочный централизатор оборудован дополнительными устройствами, которые обеспечивают ограждение стрелочного перевода вспомогательного поста от перегона и позволяют изымать ключ стрелки № 24. На стрелочном централизаторе дополнительно установлены кнопки и лампочки: Кнопка «РК» — для размыкания маршрута при производстве маневровой работы, кнопка «ВК» для восстановления работы автоблокировки на перегоне Новый Петергоф — Ораниенбаум после окончания маневровой работы, лампочки «РМ», «З 4», «КПТ» — для контроля работы устройств.
Виды связи, применяющиеся на станции Старый Петергоф, показаны в таблице 2.3.
На станции Старый Петергоф маневрового локомотива нет. Станция обслуживается Ораниенбаумским вывозным и маневровым локомотивами, составителем поездов станции Ораниенбаум.
Наличие маневровых локомотивов со станции Ораниенбаум и характер их работы показано в таблице 2.4.
Устройства пассажирского, грузового, локомотивного, вагонного и других хозяйств, служебно-технических зданий и прочих устройств, и сооружений (в т.ч. переездов, пешеходных переходов):
Здания и сооружения:
— стрелочный пост №4, где расположено рабочее место ДСП;
— грузовых устройств нет;
— локомотивного хозяйства нет;
— вагонного хозяйства нет.
Переезды на станции Старый Петергоф и прилегающих перегонах показаны в таблице 2.5.
2.2 Эксплуатационная характеристика работы станции Старый Петергоф
На станции производятся операции:
— Технические: пропуск поездов всех категорий, маневровая работа (подача/уборка вагонов на/с путь необщего пользования);
— Грузовые: выгрузка вагонов;
— Коммерческие: приём вагонов после грузовых операций;
— Пассажирские: обслуживание пассажиров.
Станция Старый Петергоф находится на участке Лигово — Калище. Схема среднесуточных поездопотоков по станции Старый Петергоф показана на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Схема среднесуточных поездопотоков по станции
Старый Петергоф
Станция Старый Петергоф принимает и отправляет 38 пригородных поездов в чётном направлении назначением на Санкт — Петербург и принимает, и отправляет 36 пригородных поездов в нечётном направлении назначением Калище и 2 пригородных поезда назначением Лебяжье. Периодичность обращения пригородных поездов — ежесуточно.
Принимает 2 вывозных (маневровых) поезда со станции Ораниенбаум и отправляет 2 вывозных (маневровых) поезда на станцию Новый Петергоф. В вывозном поезде со станции Ораниенбаум 15 вагонов назначением для станции Старый Петергоф, при отправлении со станции Старый Петергоф на станцию Новый Петергоф – 15 вагонов.
Состав поезда по прибытию на станцию Старый Петергоф: 15 вагонов цс (нефтеналивной груз).
Состав поезда по отправлению со станции Старый Петергоф: 15 вагонов цс (порожние после выгрузки нефтеналивных грузов).
Простой местного вагона — 60 часов.
2.3 Оперативное руководство станции Старый Петергоф
2.3.1 Управление работой станции
Железнодорожную станцию Старый Петергоф возглавляет начальник станции, который наделяется правами, обязанностями и ответственностью в соответствии с действующим Положением о железнодорожной станции ОАО «РЖД».
Оперативное управление эксплуатационной работой станции осуществляется ДСП.
Распоряжения ДСП по обеспечению своевременного и безопасного приёма, отправления, пропуска поездов, производства маневровой работы являются обязательными для работников всех служб.
Структурная схема оперативного управления эксплуатационной работой станции Старый Петергоф показана на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 — Структурная схема оперативного управления эксплуатационной работой станции Старый Петергоф
2.3.2 Оперативное планирование работы станции
Оперативное планирование работы станции осуществляется на сутки, смену и по 4-6 часовым периодам в течение смены (текущее планирование). Основой для сменного и текущего планирования является информация о подходе поездов, вагонов и локомотивов.
Суточный план работы передается на станцию в части местной работы и в части поездной работы из ДЦУП не позднее, чем за 2 часа до начала планируемых суток и содержит данные: о количестве и номера поездов, подлежащих приёму и отправлению станцией, с подразделением на транзитные и сборные (вывозные), размеры выгрузки вагонов. В суточном плане выделяется объём работы, который должен быть выполнен в первой половине суток.
Начальник станции на основании установленных суточных объемов выгрузки по станции составляет суточный план грузовой работы по выгрузке вагонов грузополучателем. Такой план грузовой работы станции составляется на основании данных о количестве вагонов, освобождающихся после выгрузки; технологических норм времени на выполнение грузовых операций, подачи и уборки вагонов к местам выгрузки; конвекционных запрещений; специальных заданий ДЦУП. В зависимости от сложившийся оперативной обстановки и результатов работы за первую половину суток план работы станции к началу второй половины суток уточняется и корректируется.
Начальник станции на основании информации о подходе поездов и вагонов, графика движения и плана формирования поездов, поступившего суточного плана и сменного задания, а также положения станции к началу планируемого периода, технологических норм на обработку поездов, вагонов и мест выгрузки, а также полученных специальных заданий составляет план работы на смену.
Для выполнения сменного плана, своевременного отправления вагонов со станции в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов, а также с учётом подхода поездов и наличия на станции вагонов и локомотивов осуществляется текущее планирование работы.
Текущее планирование на уровне станции предусматривает: уточнение порядка подготовки составов для обеспечения выполнения заданного ДЦУП плана отправления поездов по ниткам графика, порядок выполнения операций с вагонами, находящимися на станции вне поездов, в том числе под грузовыми операциями; составление плана местной работы станции, определяющего время окончания формирования внутристанционных передач, очередность и сроки подачи и уборки вагонов с мест выгрузки. Ответственным за разработку и реализацию текущих планов работы станции является руководитель смены — дежурный по станции.
Дежурный по станции оценивает возможные затруднения в работе станции и вместе с поездным диспетчером принимает меры к их устранению. С учетом принятых мер план работы станции корректируется.
Дежурный по станции доводит план работы на 4-6 часов до непосредственных исполнителей, ПСГ, ДСПП и составителя поездов.
2.4 Общая характеристика организации работы на станции Старый Петергоф
Оперативное руководство маневровой работой по подаче — уборке вагонов под грузовые операции, контроль над выполнением выгрузки, контроль над выполнением плана выгрузки, отправлением местных вагонов со станции осуществляется ДСП.
Руководство местной работой ДСП осуществляет на основании:
— сменно-суточного плана местной работы;
— подхода местных вагонов;
— норм времени на обработку составов, техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов, подачу вагонов на места выгрузки и их уборку, выполнение грузовых операций и маневровой работы;
— учёта наличия, расположения и состояния местных вагонов на путях необщего пользования (ООО «ГПН-СЗ»);
— текущего плана подачи, уборки и маневровой работы с местными вагонами;
— инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования (ООО «ГПН-СЗ»).
При вступлении на дежурство ДСП, ознакомившись с суточным планом и сменным заданием на выполнение местной работы, наличием и расположением местных вагонов на путях необщего пользования, ориентировочным временем прибытия маневрового локомотива на станцию, намечает план организации местной работы и доводит его до приемосдатчика груза и багажа станции Ораниенбаум.
По прибытии маневрового локомотива (сборного или вывозного поезда) на станцию ДСП выдаёт задание на маневровую работу составителю поездов по подаче, перестановке и уборке вагонов с мест выгрузки.
В процессе выполнения грузовых операций ПСГ станции Ораниенбаум периодически информирует ДСП о ходе выполнения грузовых операций предполагаемом времени их окончания, а по окончании выгрузки сообщает ему данные о выгруженных вагонах с указанием номеров вагонов.
О завершении грузовых операций грузоотправитель информирует ПСГ станции Ораниенбаум. Время информирования грузоотправителем приёмосдатчика станции Ораниенбаум заносится в книгу формы ГУ-2аВЦ/Э «Уведомлений о завершении грузовых операций» наряду со временем подтверждения завершения грузовых операций. Время завершения грузовых операций заносится в памятку на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45ВЦ при приёме вагонов к отправлению и подтверждается передачей соответствующего сообщения в АСОУП.
При необходимости изменения плана производства маневровой работы на пути необщего пользования, ДСП заблаговременно уведомляет грузоотправителей (грузополучателей) о предстоящих маневровых передвижениях.
После уборки вагонов с путей необщего пользования и выставления на 4 путь станции производится их списывание дежурным по железнодорожной станции и передача соответствующих сообщений в АСОУП дежурному по парку железнодорожной станции Ораниенбаум. По окончании обслуживания пункта выгрузки составитель поездов докладывает дежурному по станции о выполненной работе.
Передача/приём перевозочных документов на вагоны между агентом СФТО станции Ораниенбаум и ПСГ станции Ораниенбаум регистрируется в книге формы ГУ-48 «Книга сдачи документов».
Коммерческий осмотр местных вагонов осуществляется составителем поездов совместно с техническим осмотром по устному распоряжению ДСП после прибытия поезда на станцию перед подачей на путь необщего пользования. В окончании осмотра ДСП убеждается по докладу составителя поездов. Результаты коммерческого осмотра заносятся в книгу формы ГУ-99.
Дежурный по станции Старый Петергоф непосредственно не выполняет грузовую и коммерческую работу. Грузовую и коммерческую работу выполняют работники станции Ораниенбаум — приёмосдатчик груза и багажа, составитель поездов, а также агенты СФТО станции Ораниенбаум.
Оформление перевозочных документов производят агенты СФТО станции Ораниенбаум.
По прибытию местных вагонов на станцию, обработку документов, производит приёмосдатчик груза и агент СФТО станции Ораниенбаум. Осмотр вагонов в коммерческом отношении производит составитель поездов.
По прибытию на станцию вагонов приёмосдатчик груза и багажа:
— проверяет наличие документов, при обнаружении несоответствия оформляет АОФ ГУ-23ВЦ для оформления коммерческих актов и (или) организации розыска груза (документов);
— проверяет соблюдение срока доставки;
— проставляет в графе «прибытие вагона на станцию назначения» оборотной стороны накладной и дорожной ведомости календарный штемпель с указанием номера поезда и времени прибытия;
— проставляет календарный штемпель с указанием номера поезда и времени прибытия в вагонном листе;
— проверяет фактическое наличие работников, сопровождающих груз, в документах на которые имеется отметки о сопровождении груза, а также грузов, охрана которых предусмотрена Правилами перевозок, но отметки в документах отсутствуют. Обнаруженные несоответствия оформляются актом общей формы.
— проверяет наличие договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, заключенных с грузополучателем, в адрес которого прибыли вагоны; проверяет срок действия договоров, в случае отсутствия договора или окончания срока его действия составляет АОФ ГУ—23ВЦ на задержку вагонов на путях станции;
— уведомляет грузополучателя о прибытии грузов не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов с регистрацией в книге формы ГУ-6 «Книга уведомлений о прибытии груза»;
— проверяет принадлежность порожних вагонов;
— не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи уведомляет грузополучателя о времени подачи вагонов под выгрузку с регистрацией времени уведомления в книге уведомлений формы ГУ—2ВЦ/Э и в вагонном листе;
— при подаче вагонов с опозданием превышающем 2 часа от времени, указанного в уведомлении, повторно уведомляет грузополучателя о предстоящей подаче;
— по факту подачи оформляет памятку на подачу вагонов под выгрузку формы ГУ- 45ВЦ;
— в случае отсутствия возможности подачи вагонов под выгрузку оформляет акт общей формы ГУ-23ВЦ с указанием причины неподачи;
— передает документы (кроме вагонного листа) агенту СФТО станции Ораниенбаум с регистрацией факта передачи в книге формы ГУ-48.
2.5 Организация технической работы станции Старый Петергоф
Маневровая работа на железнодорожной станции Старый Петергоф, подача/уборка вагонов на путь необщего пользования ООО «ГПН—СЗ» осуществляется в дневное время суток по распоряжению ДСП, под руководством составителя поездов, производится локомотивами железнодорожной станции Ораниенбаум (маневровый и вывозной), серии ЧМЭ—3, М62 и их модификаций. Локомотивы оборудованы маневровой радиосвязью «машинист — составитель поездов — ДСП».
Перед началом маневровой работы составитель поездов лично удостоверяется в отсутствии под вагонами тормозных башмаков и посторонних предметов. ДСП обязан проинструктировать составителя поездов о порядке производства маневровой работы, и осуществлять за ее организацией постоянный контроль.
Маневровая работа производится посредством осаживания с включенными и опробованными автотормозами. Ответственными за включение и опробование автотормозов являются составитель поездов (при его отсутствии — помощник машиниста) и машинист локомотива.
Составитель поездов после прицепки маневрового локомотива к стоящим вагонам, проверяет надёжность их сцепления, производит соединение рукавов, и открытие концевых кранов у вагонов маневрового состава, и после зарядки тормозной магистрали от маневрового локомотива, производит проверку целостности тормозной магистрали, путём открытия концевого крана хвостового вагона на 5-7 сек.
В случае возникновения неисправности устройств радиосвязи во время маневровой работы составитель поездов обязан прекратить маневровую работу, поставить в известность машиниста маневрового локомотива, а также ДСП о принятии мер по ее замене, дальнейшую маневровую работу производить при помощи видимых сигналов и свистка.
Работа хозяйственных поездов и путевых машин на железнодорожных путях железнодорожной станции производится под руководством ответственного работника соответствующей службы. Руководителем работ в «окно», план производства маневровой работы согласовывается с ДСП, передвижения указанных поездов и путевых машин с одного железнодорожного пути железнодорожной станции на другой производятся только с разрешения лица, распоряжающегося маневрами — ДСП.
Одновременная маневровая работа двух и более локомотивов (ССПС) запрещена.
При неблагоприятных условиях погоды (сильный ветер, туман, метель), а также на неосвещаемых железнодорожных путях маневровая работа должна производиться с особой бдительностью — с пониженной скоростью.
Производство маневров толчками и осаживание вагонов вручную, либо с помощью какой другой техники (тракторов, погрузчиками) — запрещается.
Закрепление вагонов на железнодорожных путях железнодорожной станции производить во всех случаях до отцепки локомотива от состава или группы вагонов, с накатом обода колеса на полоз тормозного башмака. Все переговоры о закреплении железнодорожного подвижного состава должны вестись только по регистрируемым каналам связи.
Перед отправлением поезда ДСП станции Старый Петергоф должен выдать машинисту поезда «Справку машиниста», которая запрашивается из информационных систем (АСОУП). В случае невозможности входа в систему, ДСП «справку машиниста» составляет вручную на основании данных натурного листа поезда с указанием данных о весе и составе поезда и заверяет штемпелем железнодорожной станции. Ответственным за выдачу «Справки машиниста» является ДСП.
Сведения о составе поезда, содержащиеся в натурном листе на бумажном, электронном носителе, должны соответствовать фактическому составу поезда по количеству вагонов, порядку их постановки в составе и по их номерам.
Запрещается отправлять поезд с железнодорожной станции, если сведения о составе поезда, содержащиеся в натурном листе на бумажном, электронном носителе, не соответствуют фактическому составу поезда по количеству вагонов, порядку их постановки в составе и по их номерам.
2.6 Вывод по разделу
Станция Ораниенбаум по характеру работы является промежуточной и отнесена к 2 классу. Станция имеет достаточное путевое развитие для приёма грузовых поездов со станций Санкт-Петербургского узла в составе которых прибывают группы вагонов назначением на станцию Старый Петергоф в адрес грузополучателя ООО «ГПН-СЗ».
Станция Старый Петергоф расположена на перегоне Новый-Петергоф-Ораниенбаум, по характеру работы является промежуточной и отнесена к 5 классу. Станция путевого развития не имеет, является вспомогательным постом, приписанный к станции Ораниенбаум для обслуживания путей необщего пользования. Обслуживается станция вывозным и маневровым локомотивами станции Ораниенбаум в дневное время суток. Примыкающий к станции Старый Петергоф путь необщего пользования является местом для выгрузки нефтеналивных грузов из вагонов-цистерн.
