Меню Услуги

Организация развития игровых навыков дошкольника во взаимодействии. Часть 2.

Страницы:   1   

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

2.1. Исследование уровня развития игровых умений детей дошкольного возраста старшей группы

 

Под игровыми умениями понимаются умения старших дошкольников предложить замысел и сюжет игры, умения осуществить ролевые действия и ролевую речь. При исследовании уровня развития игровых умений старших дошкольников применим мониторинг формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений.

Задачи:

  1. Определить критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения первой задачи выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста, исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину (Приложение 1).

Таблица 1. Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
1. Замысел игры Умение предложить замысел игры;

Умение развить замысел по ходу игры;

Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).

2. Сюжет игры Умение выбрать сюжет.
3.Роль Обозначение роли словом;

Направление ролью поведения ребенка;

Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;

Взаимосвязанность ролевых функций детей

4. Ролевые действия Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

5. Ролевая речь Умение строить ролевой диалог.

Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

 

Рисунок 1. Сформированность игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

 

Таким образом у 50% детей уровень развития игровых умений находится на низком уровне.

Для решения второй задачи мониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут достаточно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.

При наблюдении экспериментатор соблюдает следующие правила:

1.Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

2.Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений (Приложение.2).

Рисунок 2. Развитие игровых умений

 

В результате исследования по определению уровня развития игры детей были получены следующие данные:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Рисунок 3. Уровень развития игры детей

 

У 42% детей наблюдается низкий уровень развития самостоятельной игры, без руководства взрослого, 33% имеют средний уровень, и только 25% высокий уровень развития игры.

Таким образом, мы видим, что для данной группы детей, характерен низкий уровень развития игровых навыков. Для повышения уровня игровых навыков детей дошкольного возраста, мы разработали цикл мероприятий направленных на взаимодействия семьи и детского сада.

 

2.2 Практическая работа по развитию игровых навыков дошкольника в процессе взаимодействия родителей и воспитателей ДОО

 

Можно предложить следующие методические рекомендации по взаимодействию родителей и ДОО: организация такой работы по следующему плану:

  1. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшей дошкольной группы», при проведении которой осветить особенности игровой деятельности детей этого возраста. (прил.3)
  2. Анкетирование «Как играет Ваш ребенок?» среди родителей. (прил.4)
  3. Круглый стол «Любимая игрушка». (прил.5)
  4. Совместная познавательная игра «Поле чудес нашего края».
  5. Семинар-практикум «Игра и ее значение в жизни ребенка», в котором активно задействовать родителей. (прил.6)
  6. Театральные постановки. (прил.7)
  7. Совместные праздничные тематические мероприятия.
  8. Спортивные эстафеты «Моя семья – самая спортивная!» и т.д. (прил.8)

А также организация копилки дидактических игр различной направленности. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой-занятием.

В играх-занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.

Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.

Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.

В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).

В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Таким образом, дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Взаимодействие ДОО с родителями по развитию игровой деятельности детей помогает преодолеть названный выше стереотип, учит родителей понимать ценность не только самой игры, но и её развивающие и воспитательные эффекты.

 

2.3. Анализ эффективности проведенной работы

 

После цикла мероприятий с родителями, в конце года была проведена повторная диагностика развития игровых умений дошкольников.

Цель:

Повторная диагностика выявила следующие результаты:

Рисунок 4. Повторная диагностика развития уровня игровых умений.

 

Мы видим следующую динамику развития игровых умений у детей (Рис. 5)

Количество детей с высоким уровнем выросло на 13%, количество детей с низким уровнем снизилось на 15 %.

Рисунок 6. Динамика развития игровых умений до и после проведенной работы

 

По результатам второй диагностики так же наблюдается положительная динамика участия в игре детей старшего дошкольного возраста:


Рисунок 7. Результаты повторной диагностики

 

Рисунок 8. Динамика развития уровня игры

 

Количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17 %, средний уровень тоже вырос на 17%, а низкий уровень соответственно снизился на 34%.

Таким образом, мы видим что по обеим диагностиками наблюдается устойчивая положительная динамика развития игровых навыков и уровня развития игры. У большинства детей наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Дети предлагают для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка. Все игры призваны помочь детям:

— они вызывают радость от общения;

— учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

— побуждают действовать самостоятельно;

— замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

К сожалению, многие родители недооценивают значимость игры в развитии личности ребенка. И здесь необходима организация взаимодействия ДОО и родителей, ведь на сегодня родители являются полноправными участниками образовательного процесса.

В своей работе, мы рассмотрели особенности развития игровой деятельности дошкольников. Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно — отобразительная, сюжетно-ролевая. Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5 – 6 мес. до 1 г. – 1 г. 6 мес. Сюжетно — отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» — отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать, словом, выполняемую в игре роль: «Я шофер», «Ты мама» и т.д.Высший этап игры дошкольников – ролевая игра. Дети, общаясь друг с другом, начинают отображать, моделировать знакомые им трудовые и общественные отношения.

При исследовании форм и способов взаимодействия ДОО с родителями, мы выявили, что наиболее распространенными и эффективными формами взаимодействия являются педсоветы, круглые столы, родительские собрания и т.д. Также мы считаем, что тесное взаимодействие детского сада с родителями способствует повышению уровня развития игровых умений дошкольников, что, несомненно, благотворно влияет на развитие личности ребенка в целом. Считаю, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2011 — № 6 – С.86 – 89.
  2. Афонькина, ЮА., Урунтаева, ГА. Практикум по детской психологии [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. — М.,2014. – 368 с.
  3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина. — М., 2012. – 226 с.
  4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- 214 с.
  5. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — М.,2013. – 377 с.
  6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. — М.,2011. – 168 с.
  7. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В.Я. Воронова. — М., 2014. – 80 с.
  8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. — №6.
  9. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М., 2015. – 165 с.
  10. Детская психология: учебное пособие [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.,2013. – 297 с.
  11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. — М., 2012. – 320 с.
  12. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. — М., 1996. – 347 с.
  13. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983. – 261 с.
  14. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст] / А.В. Запорожец. — М., 2011. – 273 с.
  15. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / под ред. О.М Дьяченко, Н.С Денисенко. — М, 2011. – 271с.
  16. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст]/И.А.Ивакина. – Пенза, 1995.- 234 с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика:Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 4-е изд.,стер. – М.:Академия, 2002. – 416 с.
  18. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — Минск, 2012. – 95 с.
  19. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников [Текст] / М.В. Корепанова. — М., 2015. – 102 с.
  20. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) [Текст]/А.Н.Леонтьев// Вопросы психологии. – 2006. — №1.
  21. Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет [Текст] / М.И. Лисина. — М.,2013. – 184 с.
  22. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста [Текст] / И.А. Лыкова. — М., 2014. – 203 с.
  23. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] /Н.Я.Михайленко, Н.Короткова// Дошкольное воспитание. –1998. — №4.
  24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] /В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1985.- 237 с.
  25. Немов, Р.С. Психология. Т. 2. [Текст]/Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 2000.- 348 с.
  26. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 2012. – 305 с.
  27. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под. ред. А.Г. Рузской. — М., 2011. – 196 с.
  28. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / под ред. О.М.Дьяченко. — М., 2015. – 76 с.
  29. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. М.А Васильевой. — М., 2010. – 105 с.
  30. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. — М., 2014. – 207 с.
  31. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Т.И. Ерофеева. — М, 2013. – 223 с.
  32. Усова, А.П. Роль игры в организации деятельности детей [Текст] / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 9.
  33. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни детей [Текст] / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 7.
  34. Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. — С-Пб.,2013 – 257 с.
  35. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М., 2011 – 104 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1