Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация сбытовой деятельности на предприятии розничной торговли» на примере магазина «Продукты» ИП Камакина. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «ПРОДУКТЫ» (ИП КАМАКИНА)

2.1. Общая характеристика магазина «Продукты» (ИП Камакина)

Магазин «Продукты» ИП «Камакина»
зарегистрировано управлением государственной регистрации г. Сердобска.

Организационная структура — это распределение в определенном порядке ответственности, полномочий и взаимоотношений между людьми.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 3.

Магазин «Продукты» ИП «Камакина»» имеет следующий режим работы:

Понедельник — Воскресенье с 8 до 20 часов. Без перерыва на обед.

Покупательский поток на неделе активен с 13—00 до 15—00 днем и с 18-00 до 19-30 вечером; в предпраздничные дни с 11 до 17-30.

Штат работников магазина «Продукты» состоит из 5 человек: директор, бухгалтер, 3 продавца — кассира.

Продавцы работают, неделя через неделю в результате в месяц имеют 14 рабочих смен. В случаи, если один из продавцов в отпуске или заболел, то график меняется по согласованию заведующий.

Магазин «Продукты» ИП «Камакина» расположен в отдельностоящем здании. Территория прилежащая к магазину заасфальтирована и содержится в чистоте, оборудована парковка. Также у входа имеется устройство (звонок) предназначенный для людей с ограниченной возможностью передвижения (для инвалидов).

Магазин «Продукты» ИП «Камакина»имеет вывеску на русском языке, которая включается в вечернее время. На двери магазина имеется информация с указанием организационно-правовой формы, часов работы и юридического адреса.

Внутреннее устройство магазина отвечает санитарно-техническим требованиям, т.к. все здание обеспечено системой центрального отопления, водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, также имеется кондиционер, что облегчает не только работу продавцам в жаркие или холодные дни, а также создает комфортную атмосферу покупателям при выборе товара, существует система противопожарной защиты, охранная и пожарная сигнализация.

Магазин «Продукты» ИП «Камакина» имеет 4 группы помещений: торговое помещение (торговый зал), помещение для хранения и подготовки товаров к продаже, административное помещение (кабинет заведующей) и вспомогательное помещение (для хранения упаковочных материалов). Площадь всего магазина составляет 53 м2, а площадь торгового зала 30 м2.

Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование рассчитано на открытую выкладку и самостоятельный отбор товаров самими покупателями.

Имеется следующее оборудование: стеклянные витрины, прилавки.

При формировании ассортимента товаров предприятие учитывает уровень доходов покупателей и предлагает товары в трех ценовых категориях:

  • невысокие цены
  • средние цены
  • высокие цены на высококачественные товары.

Глубина и полнота ассортимента определяются по числу видов и разновидностей в отдельных товарных группах, которое мы определяем по представленным поставщиками прайс-листам. В таблице 2.2 указаны коэффициенты глубины ассортимента, реализуемых на торговом предприятии из числа предлагаемых поставщиками позиций.

По коэффициенту глубины ассортимента видно, что ассортимент в магазине неглубокий, что определено небольшими торговыми площадями, а широта ассортимента определяется количеством групп товаров, предлагаемых торговым предприятием. Она зависит от ассортиментного профиля магазина. Профиль магазина «Продукты» — только самые необходимые товарные группы, представленные ограниченным ассортиментом.

Таким образом, ассортимент товаров на исследуемом предприятии не широкий и не глубокий, т.к. это обусловлено (как уже говорилось выше) наличием небольшой торговой площади и назначением розничного торгового предприятия.

Кроме этого можно определить коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента. Его определяют по формуле:

К уст = (Рф1+Рф2+…+Рфn) / Рп*n,

К уст — коэффициент устойчивости ассортимента товаров за период;

Рф1, Рф2, Рфn — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

n — количество проверок, проведенных в рассматриваемом периоде.

За 2012 год на предприятии было произведено четыре проверки, по результатам которых можно судить о числе видов и разновидностей товаров в ассортименте предприятия. Экспозиционные площади торгового оборудования позволяют выставить около 1000 наименований товаров в данном магазине. Подставляем данные в формулу:

(972+920+931+983)/1000*4 = 0,9

При коэффициенте устойчивости равном 0,9 ассортимент магазина можно считать достаточно устойчивым.

Магазин ИП Камакина является  специализированным, поскольку торгует многими группами товаров, но ассортимент  является широким. Продажа товаров в магазине осуществляется методом самообслуживания.

Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торговой организации, включающая в себя:

  • Изучение и прогнозирования покупательского спроса;
  • Выявление источников поступления товара и выбор поставщиков товаров;
  • Организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки.

Закупка товаров осуществляется в размерах, обеспечивающих стабильное поступление товаров в развернутом ассортименте. На основе данных покупательского спроса ведется поиск поставщиков. Под поставщиками товаров следует понимать конкретное предприятие различных источников поступления. Их можно разделить на две группы: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников. Такое подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения), т.е. пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Он характеризуется числом составляющих его звеньев или уровней, на каждом из которых выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю.

Большое значение при выборе поставщика товаров имеют качественные параметры предлагаемых к реализации товаров, их предъявляемому спросу, возможности рекламных мероприятий и, конечно же, ценовой фактор. Все это характеризует престижность поставщика товаров. Достижение желаемого результата в значительной степени зависит от правильно и продуманно составленных контрактов и договоров на поставку конкретных товаров. Выбор источника товароснабжения определяется не только особенностями поставщиков, но и характеристикой магазина: мощность торгового предприятия, размещение магазина, специализация, форма продажи, качество товаров получаемых торговым предприятием. С учетом действия этих факторов необходимо выявление наиболее целесообразных источников товароснабжения торгового предприятия. При выборе поставщиков-изготовителей важную роль играет не только то, какие товары они производят и продают в настоящее время, но и их возможности по усовершенствованию, а также выпуску новых товаров.

Коммерческие работники магазина постоянно анализируют рекламные объявления в средствах массовой информации, в том числе и поставщиков-посредников, следят за другой информацией о производстве и оптовой продаже товаров. Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров. Необходимость приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом отношении особую актуальность приобретают прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров. Розничное предприятие при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров имеет больше доходов, чем при поставке товаров через оптовое звено. Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшение величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.

К важнейшим элементам закупочной работы относится установление хозяйственных связей с поставщиками товаров. Под хозяйственными связями понимают складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров экономические, организационные, коммерческие, финансовые, правовые и другие отношения. Регулирование таких отношений осуществляется с помощью правовых норм гражданского законодательства. При этом существенно повышает роль договоров поставки товаров.

Договоры на поставку товаров заключаются в соответствии с гражданским кодексом российской Федерации, только в письменной форме. Оговариваются условия поставки. Договоры заключаются на основании плановых заданий обычно на каждый год или на более короткий срок (сезон, квартал и т.д.). По договору поставки поставщик-продавец обязуется поставить товар, а покупатель принять и оплатить товар в количестве, ассортименте и сроке, согласованные в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора. В договоре определяется способ поставки товаров: централизованная доставка автомобильным транспортом, вывоз товара покупателем со склада поставщика. Поставщик обязан предоставить по требованию покупателя ГОСТ, ТУ, сертификат соответствия или гигиенический сертификат, а также другие документы, подтверждающие качество товара и содержащие информацию о товаре. Цены на товары устанавливаются по согласованию сторон на момент отгрузки товара. Цены по договору указываются с учетом НДС. При изменении цен поставка товара производится только после согласования цен с покупателем. Ответственность за формирование отпускных цен несет поставщик. Доставка товара производится поставщиком и за его счет. Покупатель, в случае отнесения на него расходов по доставке, оплачивает их при наличии обосновывающих документов. Порядок расчета покупателя может быть: а) с рассрочкой платежа, б) поэтапно сколько то раз в месяц в определенном размере, по окончании трех месяцев согласовывают возврат товара, снижение цены или порядок окончательного расчета. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета покупателя. Также в договоре оговаривается срок, в течение которого поставщик обязуется заменить некачественный товар на качественный с момента получения извещения об обнаружении брака, иначе стоимость брака и расходы покупателя учитываются сторонами при взаиморасчете. Некачественный товар подлежит возврату поставщику за его счет. Поставщик, оставаясь собственником товара до его оплаты, предоставляет покупателю право распоряжаться полученным товаром по своему усмотрению. Риск случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара на склад покупателя. Все споры между сторонами рассматриваются в арбитражном суде по месту нахождения ответчика. До обращения в арбитражный суд стороны соблюдают претензионный порядок урегулирования споров. Срок рассмотрения претензий — 20 дней. Также указывается срок действий договора и реквизиты сторон.

Равномерность поставки товаров от поставщиков-изготовителей, оптовых организаций, имеет огромное значение в розничной торговле. Своевременная и равномерная поставка товаров в магазин «Вандэр», обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, и качественное обслуживание покупателей.

Эффективность обеспечения предприятия товарными ресурсами возможна при четко налаженном механизме поставок. Эффективность обеспечения предприятия товарными ресурсами возможна при четко налаженном механизме поставок. Среди организаций, поставляющих товары магазину, — надежные партнеры, выполняющие заявки в срок. Товар, представленный в магазине, отвечает требованиям покупателей и пользуется спросом, поэтому в течение всего срока функционирования предприятия ни с одним из поставщиков не было причин расторгнуть договоры.

Доставка товара производится самими поставщиками.

Поставщиками магазина являются предприятия г. Сердобска и Пензенской области, которые регулярно поставляют свой товар, доля которых в составе товарооборота различна и изменяется в зависимости от спроса покупателей. Согласно данным таблицы 2.4 на рисунке представлена схема участия поставщиков в формировании товарооборота магазина «Продукты».

Наибольшие доли занимают ООО «Мечта» — 35% и ОАО «Хлебокомбинат» — 34%.

Доля поставщиков магазина в составе товарооборота различна и изменяется в зависимости от спроса покупателей. Вся коммерческая работа с поставщиками построена на основе двухстороннего договора, который регулирует условия поставки товаров, качество и количество товаров, соответствие ассортименту, условия поставки и оплаты товаров, оговаривает ответственность сторон за несоблюдение договора и других аспектов.

Товар, представленный на прилавках магазина, отвечает требованиям покупателей и пользуется спросом, поэтому в течение всего срока функционирования предприятия ни с одним из поставщиков не было причин расторгнуть договоры. Продавцы магазина совместно с экспедитором осуществляют приемку товаров по количеству и качеству, ведут постоянный учет и контроль движения товаров на складе и оптимальности товарных запасов и отчитываются перед менеджерами по продажам. Слаженная работа и тесный контакт сотрудников друг с другом позволяет быстро реагировать на изменения в объеме и структуре реализации товаров и применять все необходимые меры для устранения несоответствия предложения товаров спросу на них.

Основные показатели хозяйственной деятельности магазина «Продукты» за два года представлены, в таблице 2.5.

В 2013 году произошел рост суммы товарооборота в действующих ценах на 4,7% и составил 2942,1 тыс.р., темпы роста товарооборота составляют соответственно 104,7%, на данное увеличение повлияло как увеличение цен в общем, так и увеличение количества проданного товара, однако если сравнивать товарооборот в сопоставимых ценах, то произошло снижение на 2,1%, что говорит о том, что в большей степени на рост товарооборота повлияла инфляция, то есть основное влияние произошло за счет роста цен на товары. Рост товарооборота в действующих ценах не оказал существенного влияния на уровень валового дохода, он вырос всего на 0,3% и составил 32,1%.

В 2013 году наблюдается рост суммы издержек обращения на 6,6 тыс.р., это безусловно связано с ростом товарооборота, однако их рост в процентном соотношении составил меньше, чем рост товарооборота, таким образом можно сказать, что уровень издержек обращения снизился на 0,56%.

В 2013 году можно наблюдать рост уровня рентабельности, он вырос на 3,9% и составил 16,1% что на 0,6% больше данного показателя предыдущего периода, данную тенденцию роста можно воспринимать как положительный фактор, это говорит о том, что предприятие улучшило свою работу. В 2013 году также произошел рост товарных запасов, данный рост аналогичен росту товарооборота, а именно 4,7% и в абсолютной величине на 135,9 тыс.р., уровень данного показателя к товарообороту остался на уровне 2012 года. Численность работников не оказала никакого влияния на изменение показателей, так как осталась прежней по сравнению с 2012 годом, и рост товарооборота на одного работника зависит непосредственно от роста товарооборота в целом, аналогичная ситуация и с ростом товарооборота на м2 торговой площади.

В целом в результате деятельности предприятия сумма прибыли от реализации товаров в 2013 году увеличилась на 38,4 тыс.р. и составила 472,5 тыс.р.

Также можно заметить что соблюдается эффект масштаба Тпр>Тт/о> Тио, а именно 108,8>104,7>101,4, соответственно можно сделать вывод о том, что предприятие работает эффективно.

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности магазина «Продукты» (ИП Камакина)

2.2.1 Анализ товарооборота

Товарооборот — это важнейший показатель, характеризующий хозяйственную деятельность предприятия торговли. Он является оценочным показателем предприятия торговли, измерителем его деятельности.

Согласно данным таблицы 2.7, представлена динамика розничного товарооборота магазина  «Продукты» в действующих и сопоставимых ценах.

Как видно в таблице 2.7, товарооборот магазина «ИП Камакина» в течении двух лет увеличивался в действующих ценах, однако в сопоставимых его рост произошел только в 2011 году, а в 2013 наблюдался спад, это можно объяснить влиянием финансового кризиса.

В отчетном году по сравнению с базисным товарооборот предприятия увеличился в действующих ценах на 7,9%, в сопоставимых ценах — на 0,8% а по сравнению с прошлым периодом — на 4,7% в действующих ценах, и на 4,7% — в сопоставимых.

Цепные показатели говорят о достаточно неравномерном увеличении товарооборота, так в 2011г. снижение товарооборота составило в сопоставимых ценах 3,7%, а в 2013г. товарооборот возрос на 4,7%. Такой скачек в развитии товарооборота можно связать как с постепенным улучшением ситуации в экономике в целом, так и с работой над изменением и совершенствованием ассортимента и цен на товары непосредственно в магазине.

Товарооборот в сопоставимых ценах был определен путем соотношения товарооборота в действующих ценах на индекс цен. Индекс цен был получен из средств массовой информации и составил в 2011г. — 7,4,а в 2013г. — 7,0.

Средний темп прироста в действующих ценах составил 3,9%. Данный показатель является достаточно низким, что связано с изменением уровня цен снижением уровня доходов населения.

Кроме других факторов, влияющих на товарооборот, оказывает свое действие и фактор сезонности. Сезонность развития товарооборота магазина «Продукты» представлена в таблице 2.8.

Из таблицы 2.8 видно, что в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом, розничный товарооборот развивается по-другому. Это связано с ростом уровня заработной платы начиная с конца 2012 года и весь 2013 год. Однако резкий скачок мы можем наблюдать только в 1 квартале 2013 года, если сравнивать остальные кварталы, то практически не изменился товарооборот 2 и 4 квартала 2013 года, что касается 2 квартала, то это можно объяснить затишьем после ряда праздников, что касается 4 квартала, то это можно объяснить общим депрессивным настроением населения перед праздником посвященным новому году.

Согласно данным таблицы 2.8 на рисунке 2.4 представлена динамика розничного товарооборота магазина «ИП Каманкина» за 2012 и 2013 года по кварталам.

Более детальный анализ динамики товарооборота по месяцам, указан в таблице 2.9.

Исходя из данного анализа можно сказать, что наибольший темп изменения наблюдается за январь 2012 и 2013 года, это можно объяснить тем, что к январю 2013 года экономическая ситуация в стране улучшилась и это сказалось на росте товарооборота за данный период, наименьший темп изменения мы можем заметить по июню.

Наряду с анализом общего товарооборота так же изучают степень выполнения плана и динамику товарооборота по отдельным товарным группам. Товарная структура характеризуется распределением отдельных товарных групп в общем объеме их продажи, выраженным удельным весом товарной группы в процентах. Товарную структуру розничного товарооборота магазина «ИП Камакина» можно проанализировать в таблице 2.10.

Исследование товарной структуры товарооборота показали, что в 2013 году произошли небольшие изменения. Так, например, возросла доля в общем товарообороте группы «Бакалея», рост оказался самым высоким по сравнению с другими группами, он произошел на 1,9% и в результате составил 4,9% от товарооборота. Такой рост можно объяснить тем, что покупатели привыкли покупать на ряду с основным товаром дополнительный.

Также возросли доли таких групп товаров как «Консервация» и «Рыба», их доли возросли на 1% и составили 20% и 6% соответственно. Данный рост можно объяснить следующим образом: в первом случае рост связан с изменением ассортимента, а во втором случае рост связан со снижением цены на данную категорию товара непосредственно в магазине.

Наибольшее снижение наблюдается по категории «Крупы и макароны», снижение произошло на 1,2%, это можно объяснить тем, что в городе все больше и больше открывается известных магазинов, и покупатели желающие купить данный товар направляются именно в специализированные магазины.

На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

  • Факторы, связанные с товарными ресурсами;
  • Факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;
  • Факторы, связанные с эффективностью использования материально — технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:

Т=3н + П — В — Зк,

где Т — объем розничного товарооборота;

Зн — запасы товаров на начало периода;

П — поступление товаров;

В — выбытие товаров;

Зк — запасы товаров на конец периода.

Используя метод абсолютных разниц, определим влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия в таблице 2.11.

Как видно из таблицы 2.11 на увеличение объема товарооборота огромное влияние оказало увеличение объема поступления товаров — на 135,9 т.р. Кроме того, увеличение товарных запасов на начало года так же способствовало увеличению объема товарооборота на 22,5 т.р.

На некоторое снижение розничного товарооборота оказали влияние такие показатели как «запасы на конец периода» — они снизили показатель товарооборота на 1,7 т. р., а показатель «прочее выбытие» — на 1 т.р.

Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Влияние трудовых факторов на товарооборот рассмотрим на основе данных таблицы 2.13.

Таким образом, проведенное исследование показало, что положительное влияние на размер товарооборота магазина «ИП Камакина» оказали такие факторы, как увеличение поступления товаров, увеличение товарных запасов на начало года. Негативное влияние на динамику товарооборота было оказано за счет увеличения запасов товаров на конец года, увеличение размеров прочего выбытия.

2.1.2 Анализ товарных запасов

Товарные запасы — количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Цель создания товарного запаса — обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышение качества обслуживания, развития розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности торговой организации.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Из таблицы видно, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом произошло ускорение товарооборачиваемости по всем товарным группам, кроме группы заморозка, в этой группе произошло снижение товарооборачиваемости, по этой товарной группе мы наблюдаем самое значительное отклонение на 3 дня.

В целом товарооборачиваемость по всему магазину «ИП Камакина» в отчетном году составила 15 дней и таким образом осталась на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом.

Далее проведем анализ по составу товарооборачиваемости товарных запасов магазина «ИП Камакина», который представлен в таблице 2.14.

Из данных анализа можно сделать следующие выводы:

  • доля товарных запасов товаров отдела больше, чем у заморозки, составляет 89% или 99,88 тыс.руб. а товарооборачиваемость равна 15 дням;
  • у отдела заморозки товарооборачиваемость 13 дней, и доля этого отдела всего 11%.

Необходимо уделить особое внимание отделу заморозки его товарных запасов.

Проведем анализ по составу товарооборачиваемости товарных запасов в 2013 году, представим в таблице 2.15.

Из данной таблицы 2.15 можно сделать следующие выводы, основную долю товарных запасов составляет отдел товары 88% и сумма товарных запасов составляет 109,5 тыс.руб., а товарооборачиваемость составляет 14 дней. Меньшую долю запасов составляет  отдел заморозки 12%, а товарооборачиваемость 16 дней.

Можно сделать следующие выводы:

— увеличение товарных запасов привело к увеличению товарооборачиваемости по отделу Товары, необходимо значительно сократить товарооборачиваемость за счет исключения тех товарных групп, которые плохо продаются;

В целом по торговому предприятию товарооборачиваемость в отчетном году составила 15 дней и осталась на том же уровне по сравнению с предыдущем годом.

2.1.3 Анализ валового дохода

Валовой доход — это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным — процентное отношение сумм валового дохода к розничному товарообороту.

Основным источником образования валового дохода выступают торговые надбавки (наценки). Размер торговой надбавки устанавливается самостоятельно предприятием в соответствии с механизмом рыночного ценообразования и определяется внешними и внутренними границами её формирования.

Стремление наращивать валовой доход вызывает необходимость изучения факторов, его определяющих, факторов, влияющих на него, с целью создания механизма управления валовыми доходами. Все факторы принято подразделять на две основные группы:

Внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания.

Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания.

Среди внешних факторов выделяются:

  • политика государства в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов за предоставленные извне услуги;
  • степень конкуренции на рынке потребительских товаров.
  • уровень оптовых (закупочных) цен на товары (сырьё) предприятий — производителей.
  • соотношение спроса и предложения.
  • платежеспособность населения.
  • жизненный цикл товара;
  • территориальное расположение предприятий торговли.

К системе внутренних факторов относятся:

  • объем товарооборота.
  • структура товарооборота.
  • состав товарооборота;
  • звенность товародвижения.
  • типизация предприятий торговли и общественного питания;
  • качество товаров и уровень торгового обслуживания;
  • целевая стратегия.

Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разнонаправлено, увеличивая или снижая валовой доход предприятий торговли и общественного питания.

Анализ валового дохода является составной частью анализа финансовых результатов деятельности торговых предприятий.

Основная цель анализа — поиск резервов роста валового дохода для улучшения финансового состояния торгового предприятия.

Динамика валового дохода показана в таблице 2.16.

В 2013 году произошел рост товарооборота на 4,7% как в действующих, так и в сопоставимых ценах, он составил 2942,1 тыс.р. и 2749,6 тыс.р. соответственно, это положительно повлияло на валовой доход, его темп изменения составил 105,0%, однако если сравнивать уровень валового дохода в действующих и сопоставимых ценах, то рост можно увидеть только по данному показателю рассчитанному в действующих ценам, он составил 0,3%, а уровень валового дохода в сопоставимых ценах остался на уровне 2009 года и не показал ни роста ни снижения, это говорит о том, что рост произошел под влиянием увеличения цен.

Чтобы определить, как развивалось предприятие, произведём анализ степени выполнения плана и динамики изменения валового дохода торгового предприятия, рассчитаем темпы роста розничного товарооборота и суммы валового дохода, а так же определим влияние основных факторов: объема и структуры товарооборота, среднего уровня торговой надбавки — на сумму и уровень валового дохода.

По данным таблицы можно отметить, что увеличение суммы валового дохода в 2013 г. по сравнению с 2012 г. стабильно в течение всех месяцев. В течении всего года уровень валового дохода не изменялся, поэтому не мог повлиять на сумму доходов.

Таким образом, причинами увеличения суммы валового дохода в кварталах стало, прежде всего, увеличение объема розничного товарооборота.

На формирование дохода значительное влияние оказывают изменение объема товарооборота и роста цен на товары. Влияние факторов приведены в таблице 2.17.

Рост товарооборота на 4,7% привел к росту валового дохода на 42,6 тыс. р., в том числе за счет роста цен на 29,0 тыс.р. Увеличение среднего уровня валового дохода на 0,1% привело к увеличению валового дохода на 2,9 тыс. руб. Изменение валового дохода происходило под влиянием следующих факторов:

— в 2013 году произошло увеличение удельного веса товарооборота по некоторым товарным группам магазина.

В целом по предприятию наблюдается рост валового дохода на 45,0 тыс. р.

2.1.4 Анализ издержек обращения

Издержки обращения — это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Издержки обращения представляют собой общественно — необходимые затраты труда, материальные и финансовые ресурсы, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

По своей экономической сущности издержки обращения условно подразделяются на чистые — затраты торгового предприятия, связанные с торговым обслуживанием; и дополнительные — затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, преобразованием производственного ассортимента в торговый: затраты на транспортировку, хранение, фасовку, упаковку товаров и т.д.

Изменение суммы и уровня издержек происходит под влиянием как внешних так и внутренних факторов.

Внутренние факторы можно подразделить на организационные и экономические.

К организационным относятся:

  • размер предприятия, его специализация, тип;
  • состояние и развитие материально-технической базы предприятия;
  • развитие и применение прогрессивных форм торговли, организация производства.

К экономическим факторам внутреннего характера относятся:

  • изменение объема, состава,структуры товаров;
  • изменение уровня производительности труда.

Основными задачами анализа издержек обращения являются выявление тенденций изменения их суммы и уровня в предплановом периоде, определении размеров отклонения фактических от плановых показателей, а также выяснение основных причин, вызвавших эти отклонения.

Издержки обращения магазина «ИП Камакина» за два года характеризуются следующими данными (таблица 2.18).

Для оценки издержек обращения применяется показатель затратоотдачи (издержкоотдачи), который свидетельствует о результативности текущих затрат.

Товарооборот магазина возрос на 4,7% по сравнению с 2012 годом, а сумма издержек обращения возросла на 1,4%, что и обусловило снижение их уровня на 3,4% к обороту (размер снижения уровня расходов).

Уровень затратоотдачи вырос на 3,3% по сравнению с 2012 годом. Это свидетельствует о том, что в общей сумме затрат высока доля производительных издержек, использование которых, приносит доход.

Анализ издержек обращения начинаю с сопоставления показателей деятельности отчетного и прошлого периодов.

Анализ издержек магазина характеризуется данными, представленными в таблице 2.19.

Издержки обращения на предприятии в 2013г. возросли по сравнению с 2012г. по сумме, однако по уровню снизились с 16,6% до 16,04%. Темп роста общего уровня издержек обращения составил 96,63% по сравнению с предыдущим периодом. Это произошло из-за снижения расходов почти по всем статьям кроме расходов на рекламу, по этой статье наблюдается небольшое увеличение с 1,4% до 1,45%.

Общий размер снижения уровня издержек обращения составил 0,56%, сумма перерасхода составила 6,6 т.р. Темп роста издержек обращения ниже темпов роста товарооборота, что говорит о рациональном подходе к планированию издержек обращения.

Изменение издержек обращения зависят, прежде всего, от изменения объема товарооборота, так как условно-переменные издержки обращения изменяются пропорционально объему товарооборота. Расчет влияния этого фактора представлен в таблице 2.20.

Итак, из таблицы мы видим, что наибольший удельный вес в общей сумме издержек обращения занимают постоянные издержки обращения, их размер составляет 424,62 тыс.р., что на 1,2% больше показателя прошлого года.

Сумма переменных издержек обращения в 2013 г. составляет 47,18 тыс.р., это меньше показателя прошлого года на 10,6%, это обусловлено ростом товарооборота, а также снижением расходов по отдельным статьям.

В издержках основное место занимают расходы на оплату труда. Доля этих расходов в общей сумме издержек магазина в 2013 году составила 10,45%.

Среднесписочная численность магазина «Продукты» составляет на конец 2013 года 5 человек. Данный анализ показывает, что темп роста среднегодовой выработки на одного среднесписочного работника составил 104,72%, в сумме же рост составил 26,54 т.р., это говорит о том, что работники эффективно выполняют свои обязанности. Также по данному анализу можно увидеть, что фонд заработной платы увеличился на 7,25 т.р. и составил 307,45 т.р. Однако темп роста фонда заработной платы оказался ниже темпов роста товарооборота и среднегодовой выработки, что можно расценивать как негативный фактор по отношению к стимулированию работников. Также можно заметить, что не смотря на рост фонда заработной платы, его удельный вес в товарообороте снизился на 0,05% и составил 10,45%, это говорит о том, что предприятие стало затрачивать меньше средств на персонал.

Для оценки эффективности использования средств на оплату труда определяются и изучаются темпы роста размера товарооборота, доходов и прибыли на один рубль израсходованных средств на содержание трудовых ресурсов (таблица 2.22).

В 2013 году увеличилась доля товарооборота, прибыли, валового дохода, приходящаяся на 1 рубль фонда заработной платы. По данным таблицы можно отметить, что в отчетном году с 1 рубля текущих расходов предприятие получило 9,6 руб. товарооборота и 1,5 руб. прибыли.

Анализируя издержки обращения, необходимо исчислить показатели эффективности расходования средств предприятия (таблица 2.23).

Данные показатели характеризуют эффективность расходов предприятия и их сопоставление с основными показателями работы предприятия.

По всем показателям таблицы 2.23 наблюдается снижение темпов изменения, это связано с пропорциональным изменением суммы расходов и основных показателей деятельности торгового предприятия (товарооборот, валовой доход, прибыль).

Для объективной оценки выполнения плана и динамики издержек обращения необходимо детально и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Одним из таких факторов является изменение объема товарооборота. Для измерения влияния изменения объема товарооборота на издержки обращения делают пересчет расходов прошлого года на фактический товарооборот.

Проанализировав таблицу 2.24, можно сказать следующее: общая сумма издержек обращения составила 488,39 тыс.р., темп роста составил 104,98%. Наибольший темп роста наблюдается по статьям транспортные расходы — 125,1%, расходы на содержание помещения — 109,63%, а также ремонт основных средств — 108,64%. Наименьший темп роста можно наблюдать по статье амортизационные отчисления — 96,48%. В итоге можно сделать вывод о том, что в 2013 году предприятию удалось не только соответствовать плану исходя из показателей 2012 года, но и улучшить эти показатели. Предприятию удалось снизить расходы абсолютно по всем статьям, при этом наблюдается рост товарооборота.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф