1 2
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев в разнообразных работах по развитию речи учащихся. Овладение лексической композицией литературного языка является обязательным условием для овладения учащимися русским языком: правописание, орфография, грамматика, правильное использование слов и, наконец, связная речь в целом.
Словарный запас в начальной школе имеет разные цели и разное содержание. Он может быть направлен на то, чтобы ознакомить учеников с новым для них лексическим значением слов (предложений), которые дети неправильно понимают или неправильно истолковывают. Он может преследовать грамматические цели: усвоение определенных грамматических форм, формирование которых вызывает у детей трудности (например, родительный падеж множественного числа).
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдения стандартного ударения (кислый, называемый, самый красивый, километр и т. д.). Школьники знакомятся со словом, как с лексической единицей, а также со значением слова, многозначностью, прямым и переносным значением, омонимами (без использования термина), синонимами, антонимами.
Система словарной работы на уроках русского языка направлена на обогащение активного словарного запаса детей школьного возраста, развитие навыков осознанного усвоения новых слов, уточнение значения известных слов и повышение объема словарного запаса.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ОГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
2.1 Анализ опыта учителей школы в проведении словарной работы на уроках Русского языка в начальной школе.
«Словарная работа» — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс», — писал известный ученый-методист А.В.Текучев [9]. Эти слова находят свое подтверждение и в книге В. П. Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах» [7] и в книге Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», и в статьях многих авторов газеты и журнала «Начальная школа» [3]. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.
О.В.Привезенцева, учитель начальных классов МОУ СОШ №16, г. Орехово-Зуева использует игровые упражнения для работы со словами не поддающимся проверке, потому что игра находится в центре деятельности младшего школьника. Изучение слов с непроверенным написанием, согласно опыту учителя, даёт хорошие результаты.
Ниже приведены игровые упражнения, которые развивают слуховую, зрительную память, логическое мышление и, следовательно, способствуют запоминанию сложных слов.
1.Упражнение, основанное на ассоциациях: Б е рёза (б е лая), м е дведь (м ё д), за я ц (Я ша-хвастун), л и са (л и сий, л и с), сн е гирь (сн е г), дят е л (т е ло пёстрое), м о рковь (м о края морковочка), о рех (о чень ’крепкий), яг о да (г о д)
- Игра «Эхо». Ребята делятся на две команды: «Дети» и «Эхо». Команда «Дети» произносит слова: [сн-иг-и́рь], [ля-игу́шка], [аб-изь-я-а́на] и т.д. Команда «Эхо» отвечает по слогам: сне-гирь, ля-гу-шка, о-бе-зья-на и т.д.
- Игра «Снежный ком». Выбираются группы слов:
а) с сочетанием оро в корне;
б) с сочетанием оло в корне;
Первый ученик называет слово, например: корова. Второй ученик повторяет это и добавляет свое: корова, дорога. Третий ученик: корова, дорога, ворона. Четвертый ученик: корова, дорога, ворона, город. Количество слов растет как снежный ком. Остальные ребята следят, чтобы этот «комок» не содержал «постороннее» слово.
Т. В. Алиев и Г.Е. Родионова, учителя начальных классов школы № 8, городского округа Орехово-Зуева, считают, что при проведении словарной работы важно объединять слова в соответствии с различными критериями в группах: лексико-тематические, графические (сходство правописания), орфографические. Учителя считают, что детям недостаточно просто ознакомиться с графическим оформлением слова. Важно, чтобы знания закрепились, выработался алгоритм работы со словарными словами, с помощью которого ученики могут использовать его в других случаях.
Учащиеся занимаются анализом, синтезом, составляют словосочетания и предложения с использованием наибольшего количества слов данной группы, разгадывают загадки, учатся абстрагировать, обобщать, самостоятельно выделять общие признаки слов одной группы. Посредством данной работы знания детей систематизируются и обощаются.
Особое значение имеет использование разнообразных методов, приемов, методов, наиболее эффективных для длительного овладения грамотным написанием слов «словарь». Я приведу несколько примеров ведения словарной работы на уроках русского языка:
Фрагмент урока к группе «словарных» слов.
- Отгадайте загадки
Летят, как осы щепки.
Кричит от боли бор.
Деревья рубит крепкий,
Увесистый (Топор)
Огород она копала
От рассвета до заката
Уморилась и упала
На земле лежит (Лопата)
Головой железной бьёт
Тех в кого он попадёт,
В пол забьёт и в потолок
Гвоздик острый (Молоток)
- Чем похожи слова-отгадки? (Это – названия инструментов, которые могут выполнять различные функции, так же это существительные, единственного числа и т.д.). Если детям трудно ответить, возможны следующие вопросы:
— Какую часть речи составляют догадки?
— Укажите род существительных во всех отгадках.
— Как еще можно изменить существительные?
— Подберите однокоренные слова и выделите корень.
— А какие ещё инструменты вы знаете?
— Составьте предложения со словами: топор, молоток, лопата.
Учитель начальных классов школы № 8 М.И.Сухова, городского округа Орехово-Зуево делится своим опытом успешного усвоения учащимися словесной лексики. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому целесообразно организовать процесс обучения школьников таким образом, чтобы фонетика, орфография, лексика и синтаксис выполнялись так, чтобы учитывались все стороны слова в их единстве.
Таким образом, создаются условия, при которых ученики развивают разносторонний подход к слову. В результате этого можно классифицировать типы упражнений на слова с непроверяемыми гласными по направлениям, которые традиционно составляют языковую систему.
- Фонетические упражнения используются для того, чтобы дети учились легко слушать и слышать слово, каждый его звук индивидуально и положение этого звука; чтобы они могли анализировать звуковую форму слов с их внутренним произношением. Все это способствует формированию фонематического слуха и двигательных навыков языка. Например:
Напишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения:
Б..реза, в..робей, в..рона, л..гушка, м..дведъ.
Напишите слова, разделяя их на слоги. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения:
Б..реза, в..робей, в..рона, л..гушка, м..дведъ.
Напишите слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения:
Б..реза, в..робей, в..рона, л..гушка, м..дведъ.
- Орфографические упражнения развивают у учеников навык правописания. При выполнении упражнения, где нужно подчеркнуть «опасные» места в слове, т.е. выполнении орфограмм, ученики находят в текстах то, что автор «спрятал», используют этот тип упражнения в словах, где можно ошибиться, находят дополнительное слово с другим написанием. Также ребята работают над редактированием материала, который содержит грамматическую ошибку. Например:
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Л..сица, в..да, м..дведь, м..док, зв..рек, с..бака.
Запиши слова в два столбика: в первый — с проверяемой гласной, во второй — с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Л..сица, в..да, м..дведь, м..док, зв..рек, с..бака.
- Синтаксические упражнения закрепляют теоретическую информацию, полученную детьми из синтаксиса и показывают ученикам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают понять структуру простых предложений и словосочетаний. Например:
— К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря:
Трусливый …, рыжая …, косолапый …, охотничья… . Составь предложение с одним из словосочетаний.
— Восстанови пословицы, используя словарные слова:
Хорош … — белый, а охотник — смелый.
…. черна, да молоко у нее бело.
- Лексические упражнения направлены на расширение речевого арсенала. Для этого выполняются такие упражнения, как объяснение детьми значений слов – как в прямом, так и в переносном смысле, раскрытие ими многозначности слов, усвоение связи между синонимами и антонимами, а также создание предложений и словосочетаний с ними.
- Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами:
— Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
— Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
- Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим, словом свое предложение:
— Крупное домашнее животное, которое дает молоко.
Для более удобного запоминания учащимися написания слов с непроверяемым написанием словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. Дети работают с каждым блоком от 6 до 10 уроков, выполняя различные упражнения, с помощью которых их знания систематизируются, обобщаются и совершенствуются.
Таким образом, проанализировав опыт учителей начальных классов, приходим к выводу, что в настоящее время русскоязычные учителя начальной школы имеют богатую основу для работы по обогащению словарного запаса учащихся. Существует несколько методов словарной работы, таких как: игровые упражнения, работа с тематическими словарными группами слов, система упражнений по русскому языку.
2.2 Анализ учебников по русскому языку для начальной школы по программе УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Учебники, авторами которых являются В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, выполнены в едином стиле оформления. Формат учебников — А5. Обложка — твердая. Шрифт — крупный, четкий. Необходимые слова и буквы, выделяются жирным начертанием и изменением цвета. Авторы вводят 6 условных обозначений, среди которых сведения о языке, высказываем свое мнение, работаем со словарем и др.
Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы слова как единства звучания и значения; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности» [2, с. 4].
В таблице 1 представлены упражнения различного характера и их количество, которые предлагают авторы данной программы. Особое внимание уделяется упражнениям на определение синонимов и антонимов.
Таблица 1 Анализ упражнений, направленных на работу над многозначной, синонимичной, антонимичной и омонимичной лексикой
В учебнике за 1 класс упражнений, направленных на работу над словами, близкими и противоположными по смыслу, включено всего 2. В ходе изучения темы «Слово, слово, слово…» предлагается найти близкое по значению к слову «прилежный» и определить близкие или противоположные по значению слова ленивый и прилежный.
В учебник «Русский язык» для 2 класса «Слова, слова, слова…» включены сведения о словах-синонимах и словах-антонимах. В этой же теме школьники выполняют задания на сравнение близких по значению слов, на нахождение в контексте, как слов-синонимов, так и слов-антонимов, на подбор противоположных по значению слов к данным лексическим единицам.
Таким образом, можно сделать вывод, что во 2 классе работа над явлениями синонимии и антонимии проводится не систематически, количество лексических заданий не достаточно для формирования учебно-языковых лексических умений младших школьников.
Большая работа над словами-синонимами предполагается в 3 классе. Этому вопросу посвящены 12 упражнений, расположенных в разных темах учебника. У школьников формируются умения сравнивать близкие по значению слова, подбирать к данным словам их синонимы, находить в контексте близкие по семантике слова, группировать синонимы по смыслу.
Третьеклассники наблюдают над взаимосвязью явлений синонимии и многозначности. Так, при изучении темы «Род имен существительных» дается упражнение: «Какие имена существительные близкие по значению? Выпишите синонимы группами: Грязнуля, капризуля, невежа, злюка, лежебока, задира, выскочка, плакса, забияка, рёвушка, чистюля, хныкалка, замарашка, сластена, умница». При выполнении данного упражнения у младших школьников формируется представление о системности словарного состава языка на основе близости значения. Кроме того, дети осознают и другое лексическое явление на практической основе — явление полисемии.
В 4 классе продолжается работа над словами — синонимами и антонимами. Например, в ходе изучения темы «Имя прилагательное» предлагается упражнение, где среди данных прилагательных (сообразительный, грустный, апельсиновый, маленький, радостный, узкий, смекалистый, ароматный, печальный, медленный, душистый, крошечный, оранжевый, быстрый, большой, широкий, скорый) необходимо найти синонимы и антонимы. После, составить и записать предложение с любым из них.
Также в таблице 1 можно увидеть, что внимание уделяется упражнениям, направленным на определение лексического значения многозначного слова.
Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике В. Г. Горецкого «Азбука» дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово» происходит во 2 классе при анализе слов «шляпа и игла». Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слова в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Голдберга.
Упражнений, направленных на работу с омонимами, всего 16, но у каждого задания цель различна. Одни направлены на выявление и соотнесение слов с рисунками, другие на толкование пар омонимов.
Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включают многозначную лексику и 3 – омонимичную.
Таким образом, анализ учебников авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с точки зрения характера словарно-лексической работы над явлениями многозначности, антонимии, синонимии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
2.3 Экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе и её анализ на уроках русского языка в начальных классах
Экспериментальное исследование охватывало 24 учеников второго класса: 12 учеников — экспериментальная группа и 12 учеников — контрольная. Целью эксперимента было — выявить эффективность использования нашей программы в виде упражнений и заданий для уточнения, обогащения и активизации словарного запаса учащихся начальной школы с использованием существительных, поскольку именно существительное является основой для формирования знаний в процессе лексико-словарной работы на уроках русского языка.
Качество полученных знаний, навыков и умений сравнивалось с соответствующими навыками и умениями учащихся контрольного класса. Экспериментальное исследование словарного статуса детей младшего школьного возраста носило как теоретический, так и экспериментальный характер и проводилось в три этапа.
На первом этапе – была выяснена и определена область исследования и проблемы; была изучена педагогическая и методическая литература по этой теме и опыт учителей начальной школы.
Второй этап — обучение, что включало разработку программы повышения эффективности методики ведения словарной работы на уроках русского языка.
Третий этап — контроль и проверка, был направлен на определение эффективности предлагаемой системы работы по организации словарной работы на уроках русского языка во втором классе.
Мы классифицировали словарные упражнения по следующим критериям:
І. В учебных целях. Упражнения, при работе с существительным, были направлены на понимание функции существительного в речи учащихся. Учитывая это, мы выделили:
а) Упражнения для уточнения значения существительных:
— Сначала определите слова, которые используются в прямом, а затем в переносном значении.
— Прочтите предложения, объясните смысл подчеркнутых слов: подсолнух за забором склонил голову;
— Решать головоломки, объяснять, какие объекты называются словесными загадками.
б) Упражнения для развития способности использовать существительные на вашем родном языке.
II Различие должно проводиться на основе типа умственных операций, которые учащиеся выполняют одним словом во время работы:
а) Аналитические упражнения (анализ текстов: определение неизвестных существительных, уточнение оттенков значения слов, уточнение цели использования конкретного слова и т. д.).
б) Синтетические упражнения (составление предложений со словом, принятым в определенном смысле, добавление предложений, выполнение различных творческих упражнений).
III. По степени самостоятельности в исполнении мы различали упражнения:
а) Предназначенные для наблюдения за использованием и значением отдельных существительных в готовых предложениях или текстах: объясните значение пословиц или угадайте загадку и напишите антонимы парами;
б) конструктивные упражнения (составление фраз из представленных слов, введение в предложение антонимов, замена одних слов другими и т. д.).
в) Творческие упражнения (составление фраз, предложений с правильным словом, и т.д.).
Согласно данным типам упражнений мы построили систему контрольных заданий, направленных на определение уровня сформированности таких качеств словарного запаса учащихся, как его уточнения, обогащения и активизации, то есть специфических умений, от сформированности которых зависит совокупность уточнения, активизации и обогащения словарного запаса младших школьников:
- Умение понимать младшими школьниками функции слова в речи состоит из таких навыков:
— объяснить значение существительного в данной фразе;
— определить сначала существительные, употребленные в прямом, а затем в переносном смысле;
— прочитать предложения, объяснить значение подчеркнутых существительных;
— отгадать загадку, объяснить, какие предметы названы существительным-отгадкой;
— составить предложение с разными значениями многозначного существительного;
- Умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность при работе со словом состоит из таких навыков:
— определить неизвестные существительные;
— составить предложение с существительным, принятым в определенном смысле;
— дописать предложение, дополнив его существительными;
— выполнить различные творческие упражнения;
- Умение самостоятельно употреблять усвоенные слова в собственной речи состоит из таких навыков:
— наблюдать за употреблением и значением отдельных существительных в готовых предложениях или текстах;
— объяснить значение пословиц или отгадать загадку;
— вводить в предложение антонимы;
— заменять одни существительные другими;
— составлять словосочетания с нужным существительным;
Исходя из состояния этих навыков, три уровня формирования словарного запаса учеников определяются в соответствии с признаками точности, активации и богатства:
- Высокий — учащийся правильно использует существительные в устной и письменной речи, выполняет и практически использует функции существительного в речи, самостоятельно и точно использует слова, понимает смысл слов, не допускает ошибок в их употреблении, а если и допускает, то самостоятельно их исправляет.
- Средний — ученик допускает две-три ошибки и исправляет их после некоторых раздумий или после указания учителя. Мало принимает усвоенные существительные в собственной речи, его словарь нуждается в активизации.
- Низкий – ученик ошибается более трех раз, не в состоянии самостоятельно исправить свои ошибки, а также неправильно понимает функции существительного в речи.
С учениками контрольного и экспериментального класса был проведен констатирующий этап эксперимента, целью которого было определение актуального уровня состояния их словарного запаса. Им были предложены обозначенные выше задания и упражнения.
Результаты исследования представлены в таблицах 2-4.
В результате констатирующего этапа исследования, проанализировав его результаты, мы пришли к выводу, что уровень умения в контрольной и экспериментальной группах практически одинакова, значительных различий в показателях нет.
Таблица 2
Уровень сформированности умений понимать функции слова в речи.
Уровень сформированности умений осуществлять аналитико-синтетическую деятельность
Лексические и грамматические характеристики имени довольно сложны, и поэтому изучение этой части речи требует постепенного накопления конкретного материала, чтобы обобщить знание имени как части речи.
Исходя из задачи обогащения активного словарного запаса учащихся, мы предложили детям следующие упражнения.
Таблица 4
Уровень сформированности умения самостоятельно употреблять усвоенные слова в собственной речи и наблюдать за их употреблением в готовых предложениях и текстах.
Это, в частности:
— объяснение значений имен существительных;
— определение слов, используемых в прямом, а затем переносном значениях;
— чтение предложений, объяснение смысла подчеркнутых слов;
— угадывание загадок, объяснение, какие объекты называются словами гипотезы;
— решение головоломок и определение прямого и переносного значений слов;
— составление предложений с разными значениями многозначного слова;
— сбор синонимов к слову, корректирование предложений с помощью синонимов;
— объяснение значений пословиц с помощью толкового словаря.
На этапе повторения написания изученных слов дети с удовольствием разгадывали загадки и кроссворды, где использовались интерпретации слов, загадок, пословиц и стихов с пропущенными словами.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что выбранный лингвистический материал и разработанная система упражнений позволяют нам разнообразить работу над словарными словами, использовать моменты игры и сделать уроки более интересными и привлекательный и постоянно поддерживающий интерес студентов к русскому языку.
Итак, работа, которая проводилась нами в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение качества знаний и умений младших школьников в области уточнения, активизации и обогащения существительными их словарного запаса. Результаты повторного исследования представлены в таблицах 5-7.
Таблица 5
Уровень сформированности умений понимать функции слова в речи.
Таким образом, мы получили результаты, которые подтвердили эффективность нашего предположения. Из 12 учеников экспериментальной группы 3 школьников продемонстрировали высокий уровень рассматриваемых умений, 7 – средний и 2 – низкий. В контрольной группе (12 учеников) высокий уровень определения данных умений имел 1 ученик, средний – 6 и низкий – 5. Так, учащиеся экспериментального класса значительно лучше выполнили предложенные задания, чем ученики контрольного.
Полученные результаты сформированности речевых умений и навыков у учащихся экспериментального класса и их сравнение с начальным этапом эксперимента и сформированностью данных умений у учащихся контрольного класса представлены на рисунках.
Таблица 6 Уровень сформированности умений осуществлять аналитико-синтетическую деятельность при работе со словом.
Рисунок 2 характеристика сформированности словарного запаса учеников в контрольной и экспериментальной группах в конце педагогического эксперимента
Таким образом, проведение экспериментального исследования позволило оценить эффективность использования предлагаемой системы упражнений и заданий и проследить динамику процесса усовершенствования, обогащения и уточнения словарного запаса школьников в экспериментальном классе по сравнению с учащимися контрольного класса. Целенаправленное и систематическое использование предлагаемых упражнений и задач, связанных с использованием существительного на уроках русского языка, способно обеспечить оптимальное уточнение, активизацию и обогащение словарного запаса младших школьников.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В процессе экспериментального исследования для объяснения значения существительных использовались несколько методов и приемов, среди которых наиболее эффективными были: демонстрации предмета, использование контекста; словообразовательный анализ; толкование слов. Каждый способ был реализован в одном или нескольких упражнениях.
Мы провели формирующее экспериментальное исследование с целью уточнения, обогащения и улучшения словарного запаса учащихся начальной школы, используя существительные. Расширение и обогащение запаса существительных, их использование в устной речи способствовали расширению и конкретизации словарного запаса учащихся начальной школы, увеличивая точность и выразительность его использования.
Словарная работа на уроках русского языка стала одним из самых эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса школьников, повышения их лексической грамотности, что стало показателем достижения поставленных целей и задач исследования и подтверждением выдвинутого предположения.
Работа, которая проводилась в экспериментальном классе, положительно повлияла на повышение качества знаний и умений младших школьников в области уточнения, активизации и обогащения их словарного запаса существительными.
Таким образом, изучение существительного в начальных классах способствует развитию логического мышления детей, обеспечивает понимание функции этой части речи, сознательное употребление различных грамматических форм в устной и письменной речи, развивает и обогащает словарный запас младших школьников.
Вместе с тем, наше исследование не исчерпывает полноту обозначенной проблемы. Требует отдельного изучения вопрос взаимосвязей существительного с другими частями речи как средства обогащения словарного запаса младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прﮦоблема организации словарнорй работы младших школьнﮦиков – однﮦа из самых обсуждаемых в нﮦачальнﮦой дидактике. Учителя уделяют большое внﮦиманﮦие методам и прﮦиемам словарной работы, формирорванию нﮦавыков учащихся нﮦачальнﮦых классов. Вместе с тем остается прﮦотиворﮦечие между желанﮦием педагогов успешнﮦо рﮦешить эту задачу и нﮦеадекватнﮦыми рﮦезультатами этого прﮦоцесса. Однﮦа из прﮦичин такого явленﮦия заключается в том, что задача организации словарной раборты целенﮦапрﮦавленﮦнﮦо рﮦешается в оснﮦовнﮦом нﮦа урﮦоках рﮦусского языка и литерﮦатурﮦнﮦого чтенﮦия. Влиянﮦие дрﮦугих урﮦоков нﮦа рﮦазвитие рﮦечи учащихся нﮦедооценﮦивается.
Прﮦоблема рﮦазвития рﮦечи рﮦебенﮦка была актуальнﮦа всегда. В нﮦастоящее врﮦемя актуальнﮦость прﮦоблемы обуславливается мнﮦогими факторﮦами.
Однﮦой из важнﮦейших задач в нﮦачальнﮦых классах является рﮦазвитие рﮦечи учащихся. Эта задача имеет ширﮦокое социальнﮦое знﮦаченﮦие, так как рﮦазвитая рﮦечь рﮦебенﮦка позволит ему свободнﮦо общаться с окрﮦужающими его людьми, что нﮦемаловажнﮦо для успешнﮦого форﮦмирﮦованﮦия социальнﮦо активнﮦой языковой личнﮦости младшего школьнﮦика.
Изучению данного вопроса посвятили свои труды такие ученые прошлого и настоящего, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, А.В. Текучев, М.Р. Львов, Л.К. Скороход, П.С. Тоцкий и многие другие. Они доказали, что словарная работа на уроках русского языка должна являться неотъемлемой частью школьной программы и обязательно носить системный и постоянный характер.
Освоение словарного запаса литературного языка становится обязательным условием для изучения языка учащимися: его орфоэпия, его правописание, его грамматика, его хорошее использование и связанная речь в целом. Вот почему на уроках русского языка ученики начальных классов должны не только получать определенные знания языка, но и обогащать свой словарный запас.
Система словарной работы на уроках русского языка направлена на обогащение активного словарного запаса школьников, развитие навыков осознанного овладения новыми словами, уточнение смысла и объема известных слов.
Во второй главе ВКР был проанализирован опыт учителей в обогащении словарного запаса учащихся, где каждый учитель разрабатывает свою собственную систему упражнений. Она состоит из различных словарных приемов работы, таких как: игровые упражнения, работа с группами тематических словарных слов, система упражнений по разделам русского языка.
Словарная работа имеет несколько целей: ознакомить учеников с лексическим значением новых слов для них; усвоение определенных грамматических форм, формирование которых вызывает трудности у детей; научить детей произношению слов. Для достижения этих целей, соответственно, используются несколько приемов: написание слов в алфавитном порядке; выборочное высказывание; избирательный ответ; группировка и запись слов по орфографическим признакам; выбор корневых слов — других частей речи; сопоставление слов с противоположным написанием; сочинение с использованием соответствующих слов и др. Для этой работы учитель может использовать самые разные педагогические средства: от собственной диктовки словаря до различных игр, кроссвордов и т.д.
Анализ учебников программы «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, был проведен с точки зрения словарной работы. Для учебников «Русский язык» (1, 2, 3, 4 классы) характерны упражнения, включающие разнообразные лексические задания, ориентированные на развитие у учащихся вдумчивого отношения к слову. Также, достоинством учебников программы является многоаспектная работа над синонимами при изучении грамматических тем: сопоставление с многозначностью, выявление области применения слов, близких по значению, определение оттенка смысла.
Недостатком учебно-методических комплектов программы является неравномерное распределение материала по различным темам, что не позволяет систематически проводить лексическую работу. Но, важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично.
После анализа опыта учителей и программы «Школа России», был определен актуальный уровень развития словарной работы в начальной школе; была осуществлена экспериментальная проверка состояния словарной работы в начальной школе на уроках русского языка и разработана программа ее усовершенствования.
В экспериментальном исследовании мы использовали различные средства и методы для объяснения значения существительных. Наиболее эффективными средствами были: демонстрация объекта или рисунка, использование контекста; анализ деривации; интерпретация слов. Каждое средство было реализовано в одном или нескольких методах.
Мы провели формирующее экспериментальное исследование, чтобы уточнить, обогатить и улучшить словарный запас учащихся начальной школы, используя существительные. Его эффективность была проверена на этапе теоретического обобщения. Расширение и обогащение словарного запаса существительных, его использование в устной речи способствовали расширению и конкретизации словарного запаса детей начальной школы. повысили точность и выразительность его использования. Словарная работа в преподавании родного языка стала одним из наиболее эффективных способов развития языка, обогащения, уточнения, активизации словарного запаса учащихся и улучшения их лексических навыков. Это означает, что поставленные цели исследования были достигнуты, а выдвинутая гипотеза — подтверждена.
Работа, проведенная в экспериментальном классе, оказала положительное влияние на улучшение качества навыков и умений младших школьников по улучшению, активизации и обогащению словарного запаса с помощью существительных.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что изучение имени существительного в начальных классах школы способствует развитию логического мышления у детей, обеспечивает понимание функциональности этой части языка, осознание ряда грамматических категорий, осознанное использование различных грамматических форм. В процессе устной и письменной речи учащиеся развивают и обогащают свой словарный запас. Выбранный языковой материал и правильно разработанная система работы позволяют повысить эффективность пополнения словарного запаса, сделать уроки русского языка более интересными и привлекательными, т.е. заинтересовать учащихся.
Таким образом, опыт использования этого подхода для изучения словарных слов доказал свою эффективность. Однако, наше исследование не исчерпывает всей выявленной проблемы. В частности, требуется изучение связи имени с другими частями речи как способа обогащения словарного запаса младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонова Е. С. Работа над словами с непроверяемым написанием // Начальная Школа. — 2009. — №08 — С 20-21.
- Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся, М.: Первое сентября, 2005.
- Байкова Т.А. Русский язык: методическое пособие – 2-е изд. – М.: Академкнига, 2009. – 215 с.
- Белошапкова В.А. Соврﮦеменﮦнﮦый рﮦусский язык: Учебнﮦик для филол. спец. унﮦ–тов / Под рﮦед. В.А. Белошапковой. – 2–е изд. – М.: Высш. шк., 2017 – 800 с.
- Богоявленﮦский Д.Нﮦ. Усвоенﮦие грﮦамматических понﮦятий //Актуальнﮦые прﮦоблемы методики обученﮦия рﮦусскому я зыку в нﮦачальнﮦых классах / Под рﮦед. Нﮦ. С. Рﮦождественﮦского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 2017. – 248 с.
- Введенﮦская Л.А., Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Рﮦусский язык и культурﮦа рﮦечи: Учебнﮦое пособие для вузов. – Рﮦостов–нﮦа–Донﮦу,
- Википедия .- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Омоним (Дата обращения: 10.05.2020).
- Волкова Е.В. Русский язык: эффективная методика словарной работы, 2020. -126 с.
- Воробьѐва Т.А. Формируем универсальные учебные действия // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — С. 170-175.
- Грﮦомыко Нﮦ. Метапрﮦедметнﮦый подход в обрﮦазованﮦии прﮦи рﮦеализации нﮦовых обрﮦазовательнﮦых станﮦдарﮦтов // УГ Москва, №36 от 7 сенﮦтябрﮦя 2015 года. – Рﮦежим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681 (Дата обращения: 10.05.2020).
- Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе : Пособие для учителя/ Канакина, В.П.- М.: Просвящение, 2007. — 128 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Русский язык 1 класс.- М.: Просвещение, 2015. -143 с.
- Русский язык 2 класс. В 2 ч. Ч.1 М. Просвещение, 2015. -160 с.
- Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. М. Просвещение, 2015.- 144 с.
- Русский язык 3 класс. В 2 ч. Ч.1.М. Просвещение, 2015. -144 с.
- Русский язык 3 класс. В 2 ч. Ч.2 .М. Просвещение, 2015. -159 с.
- Русский язык 4 класс. В 2 ч. Ч.1. М. Просвещение, 2015. -160 с.
- Русский язык 4 класс. В 2 ч. Ч.2. М. Просвещение, 2015. -160 с.
- Львов М.Рﮦ. , Т.Г. Рﮦамзаева, Нﮦ.Нﮦ. Светловская Методика обученﮦия рﮦусскому языку в нﮦачальнﮦых классах: Учебнﮦое пособие. – М.: Прﮦосвещенﮦие, 2017. – 415 с.
- Львова, С.И. Рﮦабота нﮦад составом слова нﮦа урﮦоках рﮦусского языка в нﮦачальнﮦой школе: Пособие для учителя / С.И. Львова. – М.: Мнﮦемозинﮦа, 2012. – 112 с.
- Мали Л.Д., Арямова, О.С., Климова, С.А., Пескова, Н.С. Уроки развития речи в 1-4 классе: Учебно-методическое пособие для работы по программе «Речь». – М.: Астрель, 2006-2008. – 450 с.
- Мельникова С.М. Словарная работа с 1-4 классы. Мастерская учителя — Изд. 3-е. – М.: Вако, 2019.- 304с.
- Методика прﮦеподаванﮦия рﮦусского языка в нﮦачальнﮦых классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведенﮦий / М.Рﮦ. Львов, В.Г. Горﮦецкий, О.В. Соснﮦовская. – М.: Издательский ценﮦтр «Академия», 2017. – 464 с.
- Методика прﮦеподаванﮦия рﮦусского языка в школе: Учебнﮦик для студ. пед. учеб. заведенﮦий / Под ред. М.Т. Барﮦанﮦова, Нﮦ.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженﮦской, М.Рﮦ. Львова. – М.: Издательский ценﮦтр «Академия», 2017. – 368 с.
- Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий //Учительская газета.-2012. – 210с
- Мишанова О.Г. Культура речи и этика общения: программа коммуникативного образования младших школьников — Челябинск: ЧГПУ, 2012. – 55 с.
- Речевое развитие младших школьников: Дидактические материалы для учащихся начальных классов, обучающихся по программе «Речь», 1-4 классы. – Пенза, 2005-2006. – 380с.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. — Изд. 2-е. — М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005. –230 с.
- Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / ред. В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2012. – 493 с.
- Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.
- Сиротинина О.Б. От кого зависит судьба русского языка? // Русская речь.- 2007. — № 1-2. — С. 44-50.
- Соловейчик М.С. Рﮦусский язык в нﮦачальнﮦых классах. Теорﮦия и прﮦактика обученﮦия: Учебнﮦое пособие. – М.: Прﮦосвещенﮦие, 2017. – 482
- Сычева Н.Н. Словарные слова.- М.: Аст, 2015 г.
- Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие / Под ред. Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 272с.
- Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
- Тесакова И.А. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». — М., 2003-2010. – URL: http://festival.1september.ru/articles/530211/ (Дата обращения: 10.05.2020).
- Титов В.А. ВПС: Методика преподавания русского языка. Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2008. — 174 c.
- Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2007. – 450с.
- Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник/ М.И.Фомина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2005. — 415с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011. – 154с.
- Шаламова М. И. Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57042/. (Дата обращения: 10.05.2020).
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф