Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация социального обслуживания в Российской Федерации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2

Введение

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день социальное обслуживание населения является одной из важнейших составляющих всей социальной политики российского государства. Данной сфере с каждым годом придается все большее значение. Однако социальное обслуживание в Российской Федерации имеет свои недостатки и проблемы. К ним, например, относятся недостаточное финансирование, несовершенство законодательной базы, отрицательное отношение к гражданам – получателям социальных услуг со стороны персонала учреждений данной сферы, плохая информированность граждан о существующих организациях, службах и услугах, которые они предоставляют. Это обуславливает актуальность рассматриваемой тематики и необходимость не только анализа современного состояния обозначенной системы, но и перспективы ее усовершенствования и развития в целях получения более эффективных результатов.

Целью данной работы является исследование организации социального обслуживания в Российской Федерации.

Задачи:

— изучить понятие и сущность социального обслуживания;

— выделить принципы социального обслуживания в Российской Федерации;

— рассмотреть нормативно-правовое регулирование социального обслуживания в Российской Федерации;

— исследовать инфраструктурное обеспечение социального обслуживания в Российской Федерации;

— проанализировать эффективность организации социального обслуживания в Российской Федерации;

— выявить проблемы организации социального обслуживания в Российской Федерации;

— разработать мероприятия по совершенствованию социального обслуживания в Российской Федерации;

— оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования в работе выступает система социального обслуживания.

Предметом исследования в работе является порядок организации социального обслуживания.

Методологическую основу исследования составили исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и системно-структурный методы.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых в области организации социального обслуживания: Агафонова М.А., Бородкина О.И.,  Выблова Е.А., Галаганов В. П., Гасумова С.Е., Замараева З. П., Иванова А.С., Козырева Л.Д., Левченко С.М., Лесанов К.В., Луговая О.М., Пашкова Г. Г., Попов Ю.А., Романова М.В., Хохлов И.А.  и др.

Структура работы, обусловленная логикой исследования, его целью и задачами, представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников.

 

1 Теоретические и методологические основы организации социального обслуживания в Российской Федерации

1.1    Понятие и сущность социального обслуживания

 

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, которая включает в себя действия по оказанию постоянной, периодической и разовой помощи (в том числе срочной) населению в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения возможностей для самостоятельного обеспечения своих основных жизненных нужд.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации[1].

Стоит обратить внимание на то, что социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб, которая состоит из следующего:

— комплексные центры социального обслуживания населения;

— территориальные центры социальной помощи семье и детям;

— центры социального обслуживания;

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— социальные приюты для детей и подростков;

— центры психолого-педагогической помощи населению;

— центры экстренной психологической помощи по телефону;

— центры (отделения) социальной помощи на дому;

— дома ночного пребывания;

— специальные дома для одиноких пенсионеров;

— стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

— геронтологические центры;

— иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги[2].

Рассматривая вопросы социального обслуживания населения РФ, необходимо отметить, что, безусловно, в организации социального обслуживания в России и зарубежных странах имеются существенные различия и сходства в области традиционных и инновационных направлений социальной помощи и обслуживания граждан. Рассмотрим их подробнее. Как в Российской Федерации, так и в любой стране мира используются собственные методики и технологии социального обслуживания, которые зависят от цели, объектов, деятельности специалистов, осуществляющих свою работу в социальной сфере.

 

1.2    Принципы социального обслуживания в Российской Федерации

Обозначим основные принципы, на которых базируется система социального обслуживания населения в Российской Федерации:

– гуманный характер – не допускается унижение достоинства и чести человека. Особая забота о тех гражданах, которые действительно нуждаются в социальном обслуживании в виду особых жизненных обстоятельств, например, недееспособности в силу преклонного возраста или травмы, инвалидности, малообеспеченности и т.п.;

– свободный доступ населения к социальному обслуживанию вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, расы, возраста, языка, происхождения;

– приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей, т.е. в соответствии с местом проживания нуждающегося;

– адресность, что подтверждается обязательным составлением индивидуальной программы для гражданина – получателя социальных услуг.

В индивидуальной программе подробно прописываются сроки, форма, вид и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг;

– добровольность – заключается в том, что оказание социальных услуг происходит только с согласия гражданина или его законных представителей и никто не вправе навязывать социальные услуги гражданам;

– конфиденциальность информации о гражданах — получателях социальных услуг, что не допускает разглашения лицами, которым подобные сведения стала известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей. Однако иногда допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, но только в том случае, если на это есть его согласие в письменной форме[3].

Обозначенными принципами, описанными в Федеральном законе N 442- ФЗ, государство гарантирует необходимое количество поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, и достаточность финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсов у них[4].

Помимо прав у граждан – получателей социальных услуг есть и обязанности, например, предоставлять своевременно документы и сведения, которые необходимы для оказания услуг; соблюдать условия договора; своевременно оплачивать социальные услуги, если за них предусмотрена плата; информировать поставщиков услуг об изменении обстоятельств, которые обуславливают потребность в их предоставлении и др[5].

Однако важно отметить, что, несмотря на обозначенные принципы и нормативно-правовые основы, ряд актуальных исследований свидетельствует о том, что удовлетворенность граждан социальным обслуживанием находится на недостаточно высоком уровне. Данный показатель рассчитывается на основе общей оценки качества предоставления услуг в обозначенной области. Иными словами, удовлетворенность гражданина – получателя социальных услуг учреждением социального обслуживания – это то, насколько он доволен или недоволен получением, характеристиками и итогами предоставления конкретной социальной услуги[6].

Таким образом, особо важным оказывается не только сам факт того, что граждане могут воспользоваться широким спектром учреждений социального обслуживания и их услугами, но и то, как именно предоставляется данная помощь.

Удовлетворенность может выражаться в оперативности решения вопросов, компетентности персонала, их профессиональной грамотности и отношении к получателям услуг, доступности, информированности, а также состоянии учреждения, на базе которого оказываются социальные услуги.

1.3    Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания в Российской Федерации

 

В Турине 18 октября 1961 года была принята Европейская социальная Хартия, которая закрепила ряд социальных прав и свобод населения, «во имя обеспечения и реализации идеалов и принципов, составляющих их общее наследство и облегчающих экономический и социальный прогресс и в особенности укрепление и дальнейшую реализацию прав человека и основных свобод»[7].

Страны-участницы, подписавшие данную конвенцию, взяли на себя обязательство признать минимум 10 статей, каждая из которых закрепляла определенное право. В мае 1996 года в Страсбурге обозначенный документ был пересмотрен и изменен, а 14 сентября 2000 года состоялось подписание со стороны Российской Федерации, признавшей для себя обязательными 68 пунктов Хартии.

Так, в частности, в соответствии с частью II статьи 14 Хартии российское государство подтвердило право своих граждан на социальное обслуживание и обязалось содействовать созданию и деятельности служб, которые способствовали бы повышению благосостояния и развития, как отдельных лиц, так и групп в обществе в целом, а также их адаптации к социальной среде. В России одним из важнейших источников правового регулирования вопросов социального обслуживания является Конституция, в которой Российская Федерация провозглашается социальным государством, обязующимся обеспечивать условия для достойной жизни граждан, устанавливается механизм правового регулирования, его основные принципы, на которых базируется вся система социального обслуживания[8].

Говоря в целом о правовых основаниях построения данной системы в России, важно отметить, что она регулируется на основании Федерального закона N 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», а также других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и отдельных субъектов[9].

Важную роль в рамках реализации социального обслуживания в Российской Федерации играют государственные стандарты в данной сфере. Стандарт социальной услуги содержит основные требования к объему, периодичности и качеству ее предоставления гражданам.

В России выделяют две основных группы стандартов социальных услуг:

– федеральные стандарты, которые определяют требования к социальным услугам, предусмотренным федеральным перечнем таких услуг;

– региональные стандарты[10].

На федеральном уровне важную роль в обозначенной сфере играет ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»[11]. Данный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания. Понятия, установленные этим стандартом, являются обязательными для применения во всех видах литературы и документации по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации.

ГОСТ Р 52142-2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» устанавливает основные положения, которые определяют качество предоставляемых социальных услуг учреждениями социального обслуживания[12].

ГОСТ Р 52143-2021 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» распространяется на всех, кто осуществляет деятельность в данной сфере и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, требования к порядку и условиям оказания этих услуг[13].

Примером регламентации на региональном уровне может служить Социальный кодекс Санкт-Петербурга, который помимо прочих законов и нормативных правовых актов регулирует правоотношения в социальной сфере на уровне данного субъекта РФ. Вместе с тем, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выпустило Приказ от 31.12.2013 N 792 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»[14]. Данный кодекс представляет собой свод общих принципов и основных правил служебного поведения, которым стоит руководствоваться всем работникам учреждений социального обслуживания. Они несут ответственность перед государством, обществом и гражданами и должны исполнять свои обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне с принятием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Необходимо обеспечивать безопасность оказываемых услуг; соблюдать нормы служебной профессиональной этики, правила делового поведения и общения; проявлять внимательность к гражданам – получателям социальных услуг; быть ответственным и терпимым ко всем их особенностям и обычаям; соблюдать конфиденциальность о гражданине — получателе социальных услуг, а также нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

Таким образом, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, которая включает в себя действия по оказанию постоянной, периодической и разовой помощи (в том числе срочной) населению в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения возможностей для самостоятельного обеспечения своих основных жизненных нужд.

Основными принципами, на которых базируется система социального обслуживания населения в Российской Федерации, выступают: гуманный характер; свободный доступ населения к социальному обслуживанию вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, расы, возраста, языка, происхождения; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей;  адресность; добровольность; конфиденциальность информации о гражданах — получателях социальных услуг.

 

2 Оценка эффективности организации социального обслуживания в Российской Федерации

2.1 Инфраструктурное обеспечение социального обслуживания в Российской Федерации

 

Реализация социальной политики государства осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, в рамках данного исследования предлагается исследовать полномочия региональных органов государственной власти РФ в сфере осуществления социального обслуживания населения на примере субъекта РФ – Республики Саха (Якутии).

Главным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), реализующим государственную политику и осуществляющим функции в социальной защиты является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Основными задачами Министерства являются:

  1. Разработка направлений и реализация государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, реализация государственной семейной и демографической политики.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 установлена новая мера дополнительной поддержки граждан, в целях повышения доходов семей с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно. Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2020 года 2226-З №365-VI «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Республике Саха (Якутия)»[15]. По состоянию на 1 января 2022 года выплату получили 38 106 семей на 49 746 детей. В целях усиления адресности этих выплат с 01.04.2021г. утверждена дифференцированная система определения размера ежемесячной выплаты, а именно если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по зонам Республики Саха (Якутия) на дату обращения, размер выплаты может составить от 50% регионального прожиточного минимума на ребенка в виде стандартного размера выплаты, а также 75 и 100 процентов, соответственно, в зависимости от глубины нуждаемости семьи по доходам. Кассовый расход на осуществление ежемесячной денежной выплаты по составляет 6 289,2 млн рублей, в том числе за счет федеральных средств 6 062,1 млн рублей.

  1. Реализация и совершенствование социальной политики в области социальной поддержки малоимущих и отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми.

Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в целях создания условий для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации, оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии
с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.07.2017
№ 207 по следующим направлениям: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации[16].

  1. Предоставление мер социальной поддержки с учетом доходов и нуждаемости населения.

Так, согласно Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2021 года  № 1799 «О единовременной выплате отдельным категориям граждан в связи с 76-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» осуществлены единовременные выплаты ветеранам войны и отдельным категориям граждан. Единовременные выплаты получили 565

человек на сумму 3,8 млн рублей. Размер выплат составил от 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей в зависимости от категории[17].

  1. Обеспечение реализации государственных гарантий в области оплаты труда.

В целях исполнения перечня поручений от 26.02.19 г. №ПР294 по реализации Послания Президента Российской Федерации от 20.02.2019 в республике проводится плановая работа по обеспечению сохранения достигнутого уровня соотношений оплаты труда работников бюджетной сферы, установленных «майскими» Указами Президента Российской Федерации, до 100% и 200%. Постановлением Правительства РС(Я) от 15.09.2021 г. №369 с 1 января 2021 года принято решение об увеличении фонда оплаты труда целевых категорий работников бюджетной сферы от 3 до 16% в зависимости от категории работников педагогам дополнительного и дошкольного образования, педагогам, организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей преподавателям и педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования, научным и социальным работникам и работникам культуры[18].

В рамках реализации Концепции совершенствования системы оплаты труда учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019-2024 годы проведена работа по увеличению гарантированной части (должностного оклада) на 10% к уровню 2020 года. Приняты приказы об увеличении размеров окладов работников общеотраслевых должностей служащих и профессий рабочих на 10% к уровню 2020 года: с 1 января 2021г. на 3% в соответствии с приказом Минтруда РС(Я) от 11.12.2020г. №1427-од, с 1 марта 2021г. на 7% — приказами Минтруда РС(Я) от 18.02.2021 г №276- ОД, от 09.03.2021г. №399-ОД[19]. Межведомственной комиссией по определению условий оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) рассмотрены и одобрены приказы 24-х исполнительных органов государственной власти, регламентирующие оплату труда работников подведомственных учреждений. На основе приказа ИОГВ о внесении изменений в положения об оплате труда приняты локальные нормативные акты в государственных и муниципальных учреждениях по всем отраслям.

  1. Участие в развитии и совершенствовании социального партнерства на территории Республики Саха (Якутия).

30 апреля 2021 года на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Республики Саха (Якутия) сторонами социального партнерства заключено дополнительное соглашение к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы от 30 апреля 2020 года» от 30 апреля 2021 года об обеспечении выплаты заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже действующего прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) на текущий год[20].

  1. Реализация полномочий исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), ведающего вопросами охраны труда.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в Республике Саха (Якутия) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Минтрудом РС(Я) разработаны разъяснения по вопросам организации работы при обязательной вакцинации, организации перевода работников на дистанционный режим работы, об организации работы работников в возрасте старше 60 лет и беременных женщин в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия). В течение года принимали участие в семинарах и совещаниях по вопросам трудовых отношений в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки: с руководителями организаций и предприятий промышленной сферы; с населением республики на встрече, организованной представителями партии «Единая Россия»; на совещаниях с участием Главного федерального инспектора по Республике Саха (Якутия) Корнеева Е.В., Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Гурьевой С.М. Во исполнения Указа Главы РС(Я) от 27.04.2020 №1143 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия)» в целях обеспечения соблюдения режима самоизоляции по месту проживания работниками, контактировавшими с больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), путем перевода на дистанционный режим исполнения трудовых обязанностей Минтрудом РС(Я) проверено 725 организаций.

  1. Реализация основных направлений государственной социальной политики в организации социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, семей и несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Республике Саха (Якутия) приняты дополнительные меры по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотренных федеральным законодательством, в виде меры социальной поддержки по освобождению от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Положение о порядке и условиях освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) утверждено постановлением Правительства РС(Я) от 26.05.2020 № 138[21]. По состоянию на 31 декабря 2021 г. 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Верхнеколымского, Мирнинского, Оймяконского, Сунтарского районов и г. Якутска были освобождены от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги на общую сумму 782,1 тыс. рублей.

  1. Разработка мер по совершенствованию системы социального обслуживания населения, повышению качества предоставляемых социальных услуг, формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания и др[22].

Организационная структура управления Министерства труда и социального развития РС(Я) представлена в приложении 1.

В каждом районе Республики Саха (Якутия) создано ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я)», которые подконтрольны Министерству.

Кроме того, существует перечень подведомственных учреждений Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия):

— Дома-интернаты для престарелых и инвалидов — оказание комплексной реабилитационной помощи по профилю деятельности; социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;

— Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних — реализует меры, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставляет социальные услуги семьям и детям, находящимся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, обеспечивает защиту их прав и законных интересов;

— Центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей — реализация конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью и создание качественных условий проживания, воспитания и развития, максимально приближенных к семейным; создание инновационной модели  организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью реализации политики семейного устройства, комплексного сопровождения и успешной социализации выпускников;

— ГКУ РС(Я) «Республиканский детский специализированный дом социального обслуживания» (п.Серебряный Бор) — создание и обеспечение для детей-инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий проживания и оказание социальных услуг;

— ГКУ РС(Я) «Центр социальных выплат и финансового сопровождения социальной службы при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» — перечисление социальных выплат организациям федеральной почтовой связи для последующей доставки получателям мер социальной поддержки либо на счета кредитных организаций для зачисления на лицевые счета получателей мер социальной поддержки; ведение бюджетного и налогового учета подведомственных учреждений Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями действующего законодательства.

— ГБУ РС(Я) «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» — социальное обслуживание одиноких граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, частично или полностью утративших способность  к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, семей, детей и отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в стационарных, полустационарных условиях и на дому; обеспечение представления различных форм социального обслуживания для комфортных условий для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В том числе в специальных домах системы социального обслуживания.

— ГБУ РС(Я) «Ресурсный центр социальной защиты «Победа» при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» — информационно-методическое сопровождение и ресурсное обеспечение организаций, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия); мониторинг и контроль реализации государственной социальной помощи на основе социального контракта; мониторинг «Дорожных карт» Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по формированию доступной среды; сбор информации по реализации мероприятия «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения по Республике Саха (Якутия) до 2025 года».

 

2.2 Анализ эффективности организации социального обслуживания в Российской Федерации

 

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) является координатором реализации национального проекта «Демография». С 2019 года на территории Российской Федерации, также в Республике Саха (Якутия) реализуется национальный проект «Демография», касающийся  практически всех граждан России.

Общий объем средств, предусмотренных в 2021 году на реализацию нацпроекта «Демография» в республике составляет 7 802,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 6 021,7 млн. рублей, бюджета республики – 1 780,3 млн. рублей. Львиную долю всего бюджета Нацпроекта «Демография» занимает проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (67% или 5 247,9 млн. руб).

По состоянию на 31 декабря 2021 года в рамках проекта «Финансовая поддержка семей с детьми» семьи с детьми получили следующие выплаты (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Результаты реализации Министерством труда и социального развития РС (Я) проекта «Финансовая поддержка семей с детьми» за 2021 год (количество семей)

 

В рамках осуществления государственной семейной политики совершенствуется региональная система предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты региональной семейной политики за 2021 год (количество семей)

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 установлена новая мера дополнительной поддержки граждан, в целях повышения доходов семей с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно. Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2020 года 2226-З №365-VI «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Республике Саха (Якутия)».

По состоянию на 1 января 2022 года выплату получили 38 106 семей на 49 746 детей.

В целях усиления адресности этих выплат с 01.04.2021 утверждена дифференцированная система определения размера ежемесячной выплаты, а именно если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по зонам Республики Саха (Якутия) на дату обращения, размер выплаты может составить от 50% регионального прожиточного минимума на ребенка в виде стандартного размера выплаты, а также 75 и 100 процентов, соответственно, в зависимости от глубины нуждаемости семьи по доходам.

Для поддержания общего денежного дохода неработающих пенсионеров, чей совокупный денежный доход ниже установленной в республике величины прожиточного минимума пенсионера производится выплата региональной социальной доплаты к пенсии. По состоянию на 01.01.2022 доплату получили 35 357 человек на общую сумму 2,4 млрд рублей.

Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в целях создания условий для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации, оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.07.2017
№ 207 по следующим направлениям: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации[23].

В 2021 году помощь получили 5044 малоимущих семей на общую сумму 520,4 млн рублей, в том числе из средств федерального бюджета
248,6 млн рублей, из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 271,8 млн рублей. Средний размер помощи на поиск работы составил 51,4 тыс. рублей, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности 250,0 тыс. рублей, на ведение личного подсобного хозяйства 100 тыс. рублей, на преодоление трудной жизненной ситуации – 55 тыс. рублей.

Значительным изменением с 2021 года является комплексный подход при оказании помощи гражданину, заключившему социальный контракт. Правилами предусмотрена совместная работа с органами государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства, занятости населения; органами местного самоуправления.

В целях оказания содействия выходу семей из трудной жизненной ситуации в течение 2020-2021 годов проведен пилотный эксперимент по внедрению модели социального сопровождения граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке в муниципальных районах «Оленекский эвенкийский национальный район», «Намский улус» «Горный улус» и в мкр. Кангалассы.

Пилотный проект реализован в течение 2021 года в 4 муниципальных образованиях — 163 семьи стали участниками, из них по направлениям «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» – 46; «развитие личного подсобного хозяйства» — 17; «поиск работы» — 10; по иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации – 90.  Результаты проекта представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты реализации пилотного проекта (количество семей)

 

По данным на 01.01.2022  у 54 семей наблюдается рост доходов (33,1%),  96 семей – удовлетворены участием в пилотном проекте (58,9%); 11 семей –  частично удовлетворены (6,7%).

На поддержку программ 8 социально ориентированных некоммерческих организаций ветеранов и инвалидов, направленных на социальную защиту инвалидов и ветеранов, реализацию программ и проектов реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направлено 76,3 млн. рублей.

Таким образом, социальная защита и социальное обеспечение населения реализуется главным образом Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и подотчетными ему организациями.

 

2.3 Проблемы организации социального обслуживания в Российской Федерации

 

Проблемы социального обслуживания условно можно разделить на две группы: проблемы непосредственно сферы социального обслуживания в целом и проблемы, которые напрямую касаются граждан в ходе получения социальных услуг. Однако, в конечном итоге, все они, так или иначе, затрагивают интересы населения.

Первая группа проблем касается именно сферы социального обслуживания населения. Они находятся на федеральном уровне и для их решения необходим комплексный подход и взаимодействие многих структур и государственных органов. Среди основных таких факторов, которые негативно сказываются на всей сфере социального обслуживания, ключевое значение имеет экономический. Он выражается в недостаточности финансовых средств, выделяемых на сферу социального обслуживания, даже несмотря на то, что с каждым годом Правительство страны выделяет все больше ресурсов на социальную поддержку граждан.

Так, например, недостаточно высокие заработные платы сотрудников учреждений социального обслуживания, отталкивают молодежь от работы в данной сфере, что затрудняет процесс обновления кадров и снижает скорость внедрения инноваций, а значит влечет за собой снижение качества предоставления услуг. Нередко сами учреждения социального обслуживания обладают не совсем хорошим материально-техническим оснащением, что заключается в отсутствии современной техники и оборудования, инвентаря, а некоторые организации и вовсе нуждаются в капитальном ремонте всего здания. Также одной из проблем является неудобное местонахождение подобных учреждений, куда многим гражданам – потенциальным получателям социальных услуг бывает очень сложно попасть[24].

Другой проблемой, негативно влияющей на сферу социального обслуживания, является несовершенство законодательства в денной сфере, а точнее его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими и т.п.

Несмотря на существование единого Федерального закона об основах социального обслуживания, в различных субъектах Российской Федерации социальные услуги на практике предоставляются по-разному. Нельзя не сказать о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания в Российской Федерации. Более детальной проработки требуют, например, теоретические, методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации граждан – получателей социальных услуг различных категорий. Отдельной проблемой сферы социального обслуживания являются трудности самой процедуры оценки качества оказываемых услуг.

Социальные услуги, предоставляемые гражданам, не могут быть в полной мере формализованы, что приводит к отсутствию прозрачности их оказания. К примеру, даже в ходе полного и своевременного предоставления пакета социальных услуг, прописанных в индивидуальной программе, гражданин – получатель может быть не в полной мере удовлетворён и низко оценить процесс оказания помощи, так как, по его субъективному мнению, на него не обращали должного внимания[25].

Как было сказано ранее, существует и вторая группа проблем, которые напрямую относятся к проблемам граждан при получении социальных услуг. Одной из основных является проблема долгого ожидания, очередей при получении социальных услуг, особенно это касается стационарной формы.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в начале 2000-х годов активно развивалась сеть учреждений стационарной формы различных типов, такие как дома-интернаты, пансионаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, отделения для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные преступления, дома-интернаты для умственно отсталых детей и другие. Однако на сегодняшний день наблюдается снижение темпов роста открытия новых служб и организаций при попытке повышения эффективности существующих. На практике же, отдельные специалисты и учреждения в целом не справляются с увеличивающейся нагрузкой, в связи с чем снижается качество и скорость социального обслуживания.

Другим фактором, негативно влияющим на оказание социальных услуг, является недостаточная компетентность работников организаций данной сферы. По-прежнему встречаются случаи с грубым отношением персонала к гражданам, у которого после обращения в подобные учреждения складывается негативное впечатление о деятельности всей существующей системы социального обслуживания и социальной политики государства в целом.

Наряду с этим, учреждения рассматриваемой сферы остаются недостаточно укомплектованными профессиональными кадрами, что влечет за собой другую проблему – совмещение работниками различных должностей. Вследствие чего, на одного работника приходится в несколько раз больше обязанностей и гораздо больше ответственности, с чем добросовестно могут справиться далеко не все работники.

Немаловажной остается проблема профилактики возникновения кризисных ситуаций, т.к. социальное обслуживание на сегодняшний день в основном предоставляется только тогда, когда уже появились обстоятельства, отягощающие жизнь гражданину.

Наконец, одной из главных проблем социального обслуживания населения в РФ остается недостаточная информированность граждан об учреждениях данной сферы, оказываемых ими услугах и имеющихся возможностях.

По данным ряда исследований, более половины россиян среди граждан в возрасте 18 лет и старше не знают, куда они могут обратиться в случае возникновения какой-либо трудной жизненной ситуации. Население не знает о существовании, например, таких учреждений, как Кризисные центры помощи женщинам,

Центры социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, малоизвестными оказались даже Центры помощи семье и детям. Подводя итог, важно отметить, что деятельность системы социального обслуживания сегодня базируется на объективной потребности каждого гражданина, попавшего в трудную жизненную ситуацию и нуждающегося в помощи со стороны государства.

Учреждения и организации данной сферы призваны решить многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, реабилитации, организации быта, досуга, ослабить негативные последствия, связанные с конфликтностью в межличностных отношениях, способствующие маргинализации и другим асоциальным явлениям.

В ряде современных научных работ социальное обслуживание населения рассматривается как актуальная социальная парадигма, в других – как высокоэффективная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, – как принципиально важный сектор социальной сферы.

Выше перечислены далеко не все проблемы современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации на сегодняшний день. Однако в настоящий момент становится понятно, что для более эффективного решения многочисленных проблем необходимо внедрять в практику результаты теоретических концепций и практико-ориентированных исследований.

В то же время, недостаточно полное осмысление основных парадигм, дефицит социальных технологий и отсутствие более эффективных методик социального обслуживания ведут к неэффективности деятельности социальных служб. Безынициативность в приобретении знаний от ряда специалистов учреждений рассматриваемой сферы и органов социального управления, которые предпочитают вместо научных рекомендаций традиционный эмпирический опыт также предопределяют недостаточную эффективность работы учреждений социального обслуживания.

Решение обозначенных проблем, повышение внимания к имеющимся недостаткам, а также нацеленность на достижение результата и благополучие всего населения, что зафиксировано в Конституции РФ, позволит планомерно совершенствовать всю систему социального обслуживания населения и сделать жизнь каждого гражданина страны лучше.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф