Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Изучение исходного уровня сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней
В данной части исследования мы обратились к исходному уровню сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней. В исследовании принимали участие 30 детей ,3 «Б» класса МОК им. Виктора Талалихина г. Москва.
В рамках такой оценки как мониторинг были использованы следующие методы сбора информации:
1). Метод наблюдения. Данная методика представляет собой сбор и обобщение первичной информации об изучаемом предмете исследования, путем непосредственной регистрации фактов. Основные методы наблюдения – целенаправленность, планомерность. Беседа с целью получения кратких характеристик исследуемых детей.
2). Метод информации. Так же нами использовался метод информации — опрос. Опрос проводился в течении 40 минут, фронтальный опрос содержал 10 вопросов (приложение 1), целью которых было выяснить, что учащиеся знают о жанре басни, с какими авторами знакомы, какие басни уже изучали и тд.
В работе использовались методы процентного соотношения и контент- анализа для обработки ответов, полученных в процессе анкетирования. Метод процентного соотношения предполагает обработку анкетных данных исходя из ответов участников мониторинга, которым было предложен перечень вариантов ответов в соответствии с их мнением. Метод контент- анализа отображает группировку открытых ответов участников анкетирования по смысловым категориям. При подготовке и проведении метода тестирования следует соблюдать определенные нормы и условия, позволяющих правильно сопоставлять результаты и достижения испытуемых, а также правильно их интерпретировать и проводить диагностику.
На первом этапе нашего исследования проведен метод наблюдения с целью получения первичной информации об изучаемом предмете исследования, путем непосредственной регистрации фактов.
Во время наблюдения детям было предложено прочитать басню Крылова «Ворона и лисица». Анализ результатов показал, что не все школьники справились с заданием. Во время наблюдения на занятии у детей отмечено фрагментарное знание о басни. Плохо сформировано умение правильно воспринимать басни, которое предполагает осознание учащимися аллегории и морали басни, понимание школьниками цели написания басни и её сатирической направленности, а так же плохо отсутствует целостное представление учащимися о басне как о литературном жанре, дети испытывают затруднения в замысле басни.
Рисунок 6 – Результаты анализа наблюдения
Таким образом, результаты первоначального наблюдения показали, что представление о басне как о жанре имеют 21 школьников из них 4 на высоком уровне, так же осознание и понимание морали в басне показали половина обучающихся.
Понимание образа героев басни преобладает на среднем уровне. Так 50% школьников показали средний уровень (15 школьников), 27% (8 школьников) отмечены на высоком уровне, остальные — 23 % (7 школьников) – низкий уровень. Поскольку все дети знакомы с сюжетом и понимают его, легко могут представить литературных героев басни. Так учащихся положительно относятся к образу Лисы, оценивая ее хитрость и умение распланировать и добиться того, что желает («хитрая», «стратег»), 32% учеников «хорошо» относятся к Вороне, осуждают поступок Лисы. Следует отметить мнение 13% анкетируемых, которые отрицательно отнеслись ко всем персонажам басни: Эти ученики отмечали хитрость Лисы, но то, для чего она ее применила, оттолкнуло их. Образ Вороны также им не импонировал, в связи с тем, что представляют ее высокомерной, надменной, но, при всем притом, глупой. 1% затруднился ответить. Образ Лисицы, рисуемый автором, 48% принимавших участие в анкетировании интерпретировали следующим образом: «Автор назвал ее «плутовкой», но не судит за это, относится хорошо». 23% посчитали, что автор выступает с идеей «выживает сильнейший», сослали действия Лисы на тяжелые жизненные обстоятельства, на ее нелегкую долю: «любой, кто захочет есть, сделал бы также», 18% написали, что затрудняются ответить или просто поставили прочерк.
Результаты в позиции понимание цели басни показали преоладание среднего уровня (16 школьников, 54%), 13 школьников показали низкий уровень (43%) и только у одного школьника отмечен высокий уровень (3%).
Мораль в басне смогли найти примерно 67% учеников, указание на строки дают 7 % ( 2 школьника — высокий уровень), 60% учащихся (18 школьников — средний уровень) пытались ответить на все вопросы, у 33% ( 10 школьников — низкий уровень) какой-либо из вопросов вызвал затруднение. Большинство детей способны осмыслить причинно-следственные связи, некоторые из них вышли на уровень осмысления идеи. Главное проблема в том, что дети не расшифровывают аллегорий и образов-символов, что можно объяснить как наивно — реалистическим восприятием, так и недостаточным уровнем начитанности. Не все школьники видят за этой представленной сценой ее глубинного смысла.
Умение читать басню выразительно показали только 4 школьников (13%), 15 детей показали низкий уровень (37%) выразительного чтения басни, средний уровень выразительного чтения басни показали 15 школьников (50%)
Таким образом выделим три основные группы трех уровней, выделенные на основе результатов наблюдения.
Рисунок 7 – Результаты анализа наблюдения (уровни)
Высокий уровень отмечен у 2 школьников (7%), средний уровень отмечен у 15 школьников (50%) и низкий уровень показа у 13 школьников (43%)
Так же нами использовался метод информации — опрос. Опрос проводился в течение 40 минут, фронтальный опрос содержал 10 вопросов, целью которых было выяснить, что учащиеся знают о жанре басни, с какими авторами знакомы, какие басни уже изучали и тд.
Информационный опрос на знание жанра Басня
Что такое басня:
а) короткое стихотворение о жизни зверей
б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
в) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
Что содержит в себе басня
а) мораль, нравоучения
б) аллегорию
в) рассказы о животных
3 Как называется нравоучение в басне? __________________
4 Мораль в басне — это:
а) ее краткое содержание;
б) объяснение происходящего в басне;
в) нравоучительный вывод из рассказанного.
5Назови особенности басни.
- Героями являются животные.
- Троекратный повтор.
- Высмеиваются человеческие пороки.
- Есть герои — богатыри.
- Есть поучительный вывод.
- События и герои изображаются иносказательно.
- Животные очень похожи на людей.
- Передаёт чувства, переживания автора.
- Кто первый начал писать басни?__________________________
- Каких баснописец вы знаете?______________________________
- Откуда эти «крылатые» слова?
— Хоть видит око, да зуб неймёт
— Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
— Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Прочитай мораль басни. Подчеркни нравоучение (поучение).
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И с сердце льстец всегда отыщет уголок.
10 . Ваше отношение к басни. Выберите наиболее подходящий ответ.
- Мне нравится эта басня больше остальных.
- Мне нравится эта басня, но она не самая любимая.
- Басня не вызвала у меня никаких эмоций.
- Мне не нравится эта басня.
- Мне вообще не нравятся басни.
В ходе наблюдения и опроса мы обнаружили следующую картину. Метод информирования через опрос показал довольно низкий уровень знания учащимися 3 класса басен и басенного жанра. Только 4 учащиеся (13%) в целом хорошо ответили на вопросы, называют все признаки басни. Семь учащихся (23%) показали неудовлетворительный уровень знания басен и басенного жанра, имеет весьма поверхностное представление о басни. Средний уровень знаний жанровых особенностей басни, авторов басни показали остальные ребят, 19 школьников (64%) выделяют только отдельные признаки.
Рисунок 8 – Результаты опроса младших школьников
Среди «проблемных» вопросов, на которые учащиеся не смогли ответить или ответили неправильно, оказались следующие: как называется нравоучение в басне, кто первый начал писать басни. Несколько человек не справились также с такими вопросами, как что такое мораль в басне, что такое басня, из каких басен взяты «крылатые” выражения. На вопрос «Что такое басня», только 5 школьников ответили правильно. 14 обучающихся правильно отметили особенности содержания в басне морали и аллегории, из них 11 человек правильно назвали особенности басни.
На вопрос «Каких баснописец вы знаете?» самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов, а самые популярные басни «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки». Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых отметили положительное отношение к басни.
На основе полученных данных строится наша опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование субъективно-творческой деятельности на уроках литературного чтения
2.2. Реализация психолого-педагогических условий и организация субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней.
В данной части исследования мы покажем предмет реализации психолого-педагогических условий и организация субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней. Изучение басен начинается с 8–9-летнего возраста.
Основные направления при работе над басней
| Знакомство с басней как жанр | Составления списка пороков | Презентация басни |
| 1)Нравоучительные произведения 2)Герои басни 3)Сюжет басни 4)Мораль басни
2 урока | 1)5 пороков (хитрость, жадность, лень, лесть, ложь) Дети объясняют пороки 2)Выбирают героев басни 3)Разработка сюжета басни, высмеивание пороков 4)Обозначают мораль басни | Презентуют свою выдуманную басню в группах (Всего 3 группы. Читают басню выразительно) |
Данные направления способствуют формированию более высокого уровня знаний об особенностях басни, которое способствует полноценному восприятию басенного жанра; формирует осознанное понимание школьниками изучаемой басни; развития читательской компетенции – самостоятельный поиск морали, аллегории. Работа по данным направлениям проводилась на каждом уроке и предполагала реализацию поставленных перед нами целей по каждому направлению. Посредством достижения целей учащиеся постепенно, шаг за шагом продвигались по пути формирования умения правильно воспринимать басни.
Для решения вышеизложенных задач был создан комплекс уроков на основе концептуальных методических положений по работе с баснями.
Приведём примеры реализации фрагментов уроков.
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А.Е. Измайлов «Филин и Чиж», И.А. Крылов «Крестьянин и работник»
Цели: познакомить с баснями Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова, развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности, осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений.
Оборудование: учебная хрестоматия «Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина); проектор; модели обложек; рабочая тетрадь «Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).
Ход урока
Организационный момент.
– У нас на уроке гости. Продемонстрируем свои знания, умения работать четко и организованно в группах.
– Итак, друзья, начнем урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас.
– У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на уроке. (Слайд 1)
Литературы новый жанр узнали,Особенности басен распознали.Произведения вместе мы читали,Урокам баснописцев мы внимали.
Постановка задачи урока.
– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Прочитайте высказывание Крылова. (Слайд 2)
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок? (Слайд 3)
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями
Речевая разминка.
– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.
а) «Играем в футбол”, б) «едем на лошади”, в) «чистим зубки”, г) «сладкие губки”.
– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя: (Слайд 4)
Лиса по лесу шла, Лиса лычки драла Лиса лапотки плела: Мужу – двое, себе – трое, А детишкам – по лаптишкам.
– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.
– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.
Повторение раннее изученного. (Слайд 5)
– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.
(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)
– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.) (Слайд 6)
– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)
– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. (Слайд 7)
– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.) (Слайд 8)
– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.) (Слайд 9)
– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это «иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.) (Слайд 10)
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.) (Слайд 11)
– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.
(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)
| 1 | Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы |
| 2 | Большое по объему произведение |
| 3 | Может быть написана в прозе или стихах |
| 4 | В начале или в конце сформулирован вывод-мораль |
| 5 | Повторы |
| 6 | Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание) |
| 7 | Мало описаний |
| 8 | Высмеиваются человеческие пороки |
| 9 | Много диалогов |
| 10 | Интересный короткий занимательный сюжет |
| 11 | Волшебный помощник |
Сообщение темы урока. (Слайд 12)
– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей. (Слайд 13)
– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану. Умей выслушать другого. Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова. (Слайд 14)
– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: «Кулик-астроном”, «Лгун”, «Дворянка-буянка”, «Страсть к стихотворению”.
– Сегодня на уроке вы прослушаете басню «Филин и чиж”.
Физкультминутка.
– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.
(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)
Словарная работа. (Слайд 15)
– Я предлагаю вам прослушать эту басню.
Но для начала небольшая словарная работа.
Что в чем было мочи – изо всех сил.
Изряден – хорош.
Брать должно в образец – считать образцом, подражать.
Беспристрастно – справедливо.
Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль. (Слайд 16)
- Первичное восприятие произведения. (Чтение басни учителем.)
- Проверка первичного восприятия.
– Прочитайте название басни.
– Назовите мне героев басни.
– Каким баснописец показал филина?
– Какие человеческие пороки высмеивает автор басни? Какая из пословиц больше подходит к этой басне. (Слайд 17)
Говорит прямо, а делает криво.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Всяк крестится, да не всяк молится.
На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись.
Кому служу, тому и пляшу.
В глаза не хвали, за глаза не кори.
Не годится в неправде язык шевелить, чтобы в очи хвалить, а за очи хулить.
Встречай не лестью, а с честью!
Чьим умом живет, того и песенку поет.
Постановка задач перед чтением.
Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)
«Читай ежедневно вслух и «про себя”.
- Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.
- Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- Значение непонятных слов найди в «словарике”.
- Старайся понять, о чем читаешь.
- Подвижная физкультминутка. (Слайд 19 )
- Восприятие текста. (Работа по группам.)
– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:
– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;
если все получилось хорошо, то желтый;
если не все получилось, как надо, синего цвета;
если только часть задания, то зеленого цвета.
1-я группа: Эзоп «Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.
2-я группа: Эзоп «Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.
3-я группа: И. А. Крылов «Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4. (Слайд 20)
Проверка работы групп. (Чтение басни вслух, творческое задание.)
1-я группа:
– Как понимаете мораль басни?
– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?
– Перевести мораль басни Эзопа «Голубь, который хотел пить”
2-я группа:
– Почему лисице не удалась ее хитрость?
– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.
– Заполните сравнительную таблицу.
Сравнение.
| Эзоп | И. А. Крылов | |
| «Бесхвостая лисица” | «Ворона и лиса” | |
| стиль | ||
| мораль | ||
| герои |
3-я группа:
– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?
– Разгадайте кроссворд. (Слайд 21)
Кто в старости стал слаб глазами?
Герой басни «Квартет”.
Предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе купила».
Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Кто без драки «хочет попасть в большие забияки”?
Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись”
У кого к зиме « был готов и стол, и дом”?
Герой басни «Лебедь, Щука и Рак”
Итог урока.
– Почему возник в литературе жанр – басня?
Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
– Почему басни называют нравоучительными? (Слайд 22)
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
Басня какого баснописца понравилась вам больше и почему?
(Слайд 23)
– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова, Эзопа, А. Е Измайлова устарели?
Домашнее задание.
– Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. На следующем уроке предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.
Придумайте и запишите свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.
Рефлексия. иУсловные обозначения для оценки работы
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «И.А.Крылов. Чиж и Голубь»
Цель: расширять знания учащихся о признаках басни, познакомить с новым способом выражения морали; преодолевать трудности, связанные с особенностями выражения морали и аллегории; учить осознавать мораль и аллегорию басни через анализ поведения героев и авторской оценки; учить понимать цель написания басни и её сатирическую направленность через раскрытие образа «лукавого рассказчика»; формировать навык правильного, сознательного и выразительного чтения.
Ход урока :
- Проверка домашнего задания.
— С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке ?
— Как называют человека, который пишет басни ?
— Что интересного вы можете рассказать о его жизни и творчестве ?
— А сейчас представьте себя в роли рассказчика басни – послушаем чтение наизусть басни «Лебедь, Щука и Рак».
- Подготовка к первичному восприятию.
- Актуализация знаний о басне.
— Чтобы раскрыть секрет басен И.А.Крылова нужно очень хорошо знать, что такое басня .
— Какие произведения называются баснями ?
— Что такое мораль ?
— Кто является героями басни ?
— Что о них можно сказать ?
— Чтобы вам было легче понять смысл любой басни, надо помнить о её особенностях. В этом нам поможет таблица ( учитель рисует таблицу на доске и комментирует).
| БАСНЯ — |
| ПОРОКИ
|
| МОРАЛЬ |
Беседа о героях басни.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова. прочитайте её название с доски.
ЧИЖ И ГОЛУБЬ.
— Что это за птицы ? Знакомы ли они вам ?
(Чиж — небольшая лесная птичка, очень подвижная и общительная ; голубь — птица серо-голубого цвета, легко приручается человеком).
— Прочитайте фразу, записанную на доске
« Вперёд чужой беде не смейся…»
— Как вы понимаете её смысл ?
— Почему нельзя смеяться над чужой бедой ?
— Ребята, это записана мораль басни. Как вы думаете, о чём может пойти речь в самой басне ? Какую историю можно рассказать ?
— Послушаем историю, сочинённую И.А.Крыловым.
III. Первичное восприятие.
Читает учитель наизусть.
Проверка первичного восприятия.
— Понравилась ли вам басня ? Что запомнилось ?
— Какова главная мысль басни ?
— Прочитайте пословицу, записанную на доске :
ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.
— Как вы её понимаете ?
-Связана ли эта пословица с нашей басней ? Как ?
— Чтобы ответить на этот вопрос перечитаем басню ещё раз.
- Вторичное восприятие.
- Анализ содержания.
— Что произошло с Чижом ? Найдите ответ в тексте.
— Как автор относится к Чижу ?
— Какие слова раскрывают нам его отношение ? Как он называет Чижа? (Бедняжка). А западню ? (Злодейка).
— Как отнёсся молодой Голубь к беде Чижа ? Прочитайте, как об этом говорится в басне.
— Что значит слово издевался ? ( Насмехался, злорадствовал).
— С каким чувством будем читать слова Голубя ? ( Насмешливо, без сочувствия, с уверенностью, что с ним такого никогда не случится).
— Попробуйте прочитать слова Голубя с такой интонацией.
— Что же случилось с Голубем ?
— Какие чувства вы к нему испытываете ?
— А как к нему относится автор ? (Осуждает). Найдите слова, доказывающие такое отношение.
— Почему баснописец называет Голубя «Голубок» ? (Говорит с усмешкой).
— Кого можно увидеть под масками Чижа и Голубя ?
VII. Обобщение.
— Прочитайте ещё раз пословицу, записанную на доске. О чём в ней говорится ? Как она связана с басней ?
— Что же нужно делать, если у кого-то случилась беда ?
— А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы выручали товарища из беды ? Расскажите.
VIII. Чтение с использованием пластики.
— А сейчас мы ещё раз прочитаем басню — по ролям.
— Сколько в басне действующих лиц ? Перечислите.
— Найдите в тексте, как вёл себя Чиж. Опишите его движения. ( Он попал в ловушку, пытается вырваться, машет крыльями, мечется из стороны в сторону).
— Кто покажет движения Чижа , попавшего в западню ?
— А как вёл себя Голубь по отношению к Чижу? (Он с важностью расхаживал и насмехался).
— Покажите его движения.
— Что и каким голосом он говорил Чижу ? Прочитайте.
— А как автор относится к Чижу ? Голубю?
— Прочитайте слова автора.
— С каким чувством будем читать ?
— Какие движения можно использовать ? Покажите.
— А теперь выберем действующих лиц и покажем всю историю в действии.
Итог урока.
— С какой басней познакомились сегодня ?
— Какой мудрый совет даёт в ней баснописец ?
— Что осуждает автор ?
— Какие особенности басни помогли нам правильно её понять ?
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме « Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А.Крылова.
Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся знаний о творчестве баснописцев Эзопа и И.А.Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать.
(Метапредметные): способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);
коммуникативных — формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» — 2 ч., 3класс,
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.
- Актуализация знаний. Целеполагание.
- Работа с презентацией.
Отгадайте литературные произведения по отрывкам.
— Да только воз и ныне там…
— Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
— к дереву на цыпочках подходит…
— …Тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про … лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них!
— Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
— Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
— Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
-Что общего во всех этих произведениях?
-Кто их автор?
-Что такое басня?
-Все ли вы знаете о басне?
Определение темы и цели урока. Выявление места и причины затруднения.
Работа в учебнике на стр. 56.
-Прочитайте произведение. Что вы можете сказать о нем? К какому жанру вы отнесете его? Какова цель нашего урока?
III. Построение проекта выхода из затруднения. Гипотеза.
-Можно ли прочитать басню Эзопа по ролям? А басню И.А.Крылова?
— Сравните мораль этих басен.
— Что общего в них? Чем они отличаются?
-Когда вы читаете басню Крылова, то вы почему- то слова лисы читаете с особой интонацией? С чем это связано?
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошие слова?
-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?
— Какой прием использовал Крылов?
— В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает образ глуповатого невнимательного человека.
— Найдите и прочитайте мораль басни. Где она находится?
— Назовите главных героев басни Эзопа?
— Почему Лисица расхваливала Ворона?
— Почему Ворон поверил Лисице?
— Что сделала Лисица?
— Как вы думаете, что Лисица думала на самом деле о Вороне?
— Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?
Реализация проекта выхода из затруднения.
Работа по презентации.
Кто такой Эзоп?
Существуют сведения о том, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.
Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.
Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.
Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
При помощи каких приёмов писатели — баснописцы выражали свои мысли?
Аллегория – иносказание
Метафора – употребление слов в переносном значении
Ирония – скрытая насмешка
Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение? — Иносказательное выражение мыслей.
— С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?
— Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.
Первичное закрепление.
-Прочитайте басню Эзопа «Лисица и виноград»
-Сравните ее с басней Крылова. (Ведется аналогичная работа по выявлению признаков басни)
VI.Рефлексия УД.
1) Тест по теме «Басня»
1.Басня – это:
А) краткий рассказ;
Б)поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
Герои басни:
А)люди
Б)животные, птицы, растения
В)люди, животные
Басни писались с целью:
А)высмеять пороки людей
Б)научить правильному поведению
В)показать пример для подражания
Г)рассмешить
Форма речи басни имеет:
А)прямое значение
Б)иносказательное значение
В басне есть вывод, который называется:
А) итог
Б)мораль
В)нотация
2) Работа в Хрестоматии с баснями Эзопа.
— С какими произведениями мы познакомились?
— Кто авторы этих басен?
— Какая из басен вам больше всего понравилась и почему?
— Как вы оцените свою работу на уроке?
- Домашнее задание.
- Басню И.Крылова «Ворона и Лисица» — наизусть или выразительное чтение
- Творческое задание – сочинить басню в прозе.
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни И.А.Крылова».
Цель: Обобщить знания учащихся о басне как жанре, помочь составить целостное представление о басенном творчестве И.А.Крылова.
Ход урока
Актуализация знаний о баснях И.А.Крылова.
— Что такое басня ? (Дети самостоятельно заполняют табличку и дают полное определение басни).
— Почему герои басни так похожи на людей ?
— Что является основой каждой басни ?
— С какими баснями И.А.Крылова мы с вами познакомились ?
Вступительное слово учителя.
— Великий русский писатель Н.В.Гоголь говорил, что басни И.А.Крылова «составляют книгу мудрости самого народа». Как вы понимаете эти слова ?
— Что значит «КНИГА МУДРОСТИ НАРОДА» ?
— Сегодня на уроке мы ещё раз окунёмся в мир крыловских басен и докажем справедливость этих слов.
— Мы встретимся с известными вам басенными героями и почерпнём мудрости из басен.
III. Конкурс чтецов.
— О ком эти строки :
КАК ПОД КАЖДЫМ ЕЙ ЛИСТКОМ БЫЛ ГОТОВ И СТОЛ И ДОМ.
— Правильно, о Стрекозе. А какая она по характеру ?
— Стрекоза очень легкомысленная, жизнерадостная, любит петь танцевать и слушать стихи. Она знает, что вы дома готовили чтение басен наизусть, и хочет послушать, чтобы выбрать лучшего чтеца.
Беседа о крылатых выражениях.
— Многие строки из басен И.А.Крылова стали пословицами или крылатыми выражениями. Крылатые выражения – это меткие выражения, слова, которые как бы слетели со страниц книг и прочно вошли в нашу речь.
— Сегодня крылатые выражения предлагают нам крылатые герои. Догадайтесь, кто это :
БЕДНЯЖКА В НЕЙ И РВАЛСЯ, И МЕТАЛСЯ.
НЕ ПРОВЕЛИ БЫ ТАК МЕНЯ.
— Из каких басен эти крылатые выражения ? Объясните их смысл.
— Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
— Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
— Ты всё пела ? это дело : так поди же попляши !
— Чем являются в басне эти слова ? (Моралью)
— А кто может выражать мораль в басне ?
Игра «Собери фразу».
— Слова басен доступны читателям и легко запоминаются. Герои одной басни везли целый воз строчек из басен. Кто это ? (Лебедь, Щука и Рак)
— Но они не могли договориться, перессорились – воз качнулся и фразы рассыпались. Давайте поможем собрать фразы и отгадаем, из каких они басен.
— А Голубь молодой над ним же издевался.
— И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.
— И вместе трое все в него впряглись.
-Что высмеял Крылов в этих баснях ?
Контроль и учёт знаний.
— Отгадайте, чьи это слова :
КУМУШКА, МНЕ СТРАННО ЭТО :
ДА РАБОТАЛА ЛЬ ТЫ В ЛЕТО ?
— Итак, следующий наш гость – Муравей. Из какой он басни ?
— Он очень трудолюбивый, уважает ваше стремление к знаниям и предлагает вам ответить на вопросы : (дети письменно отвечают на вопросы, таблица закрывается)
Что вы знаете об И.А.Крылове ? (Кто такой И.А.Крылов?)
2.Как называют человека, который пишет басни ?
С какой целью пишутся басни ?
4.Что в басне называют пороком, высмеиваемым автором ?
5.Чем басня отличается от рассказа ?
6.Что такое мораль ?
7.Что вы можете сказать о героях басни ?
8 .Что такое басня ? Дайте её определение.
Какие басни И.А.Крылова вы знаете ? Какие советы даёт в них автор?
VII. Итог урока.
— Пришла пора прощаться с баснями и с их героями. Вы доказали, что знаете и любите басни.
— Какие секреты басен вы знаете ?
— Расскажите всё о баснях, используя таблицу.
— Почему же басни И.А.Крылова называют «книгой мудрости самого народа» ?
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Урок-обобщение «Басня Стрекоза и Муравей»
Цель: приобщать к чтению для интереса и получения необходимой информации; учить работать с текстом, понимать его основную мысль; развивать речь, память, внимание, каналы восприятия; создавать условия для воспитания.
Планируемые результаты (для обучающихся):
Предметные: научиться использовать свойств вычитания на практике, овладеть навыками сложения и вычитания двузначных чисел
Метапредметные: научиться работать в парах, потренироваться в умении анализировать, делать выводы, чётко и грамотно формулировать мысль, связно её излагать.
Личностные: научиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками, добиться результатов при работе в группе, научиться адекватно себя оценивать
Методическое оснащение: компьютер, карточки для учащихся презентация «Стрекоза и Муравей».
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Басня в гости к нам пришла, в мир фантазий позвала. Всё про басню мы расскажем. Свои знания покажем. (Дети стоят в кругу и держатся за руки)
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. (Дети поочередно желают друг другу добра, соблюдая нормы логического ударения)
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II.Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: С какой басней мы с вами познакомились?
(Мы познакомились с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Слайд2.
Учитель: Перед нами два ярких образа каких? (Перед нами два ярких образа трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза)
Слайд3.
Учитель: И мораль: («Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!»)
Учитель: Мы с вами обсудили, что хорошо, а что плохо и знаем, что зло должно быть наказуемо. Слайд 4.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Проблема. (А дальше? (А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?)
Учитель: Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а сюжет о жизни людей, подобных Стрекозе и Муравью. Перед вами Дерево, но оно необычное. Это Дерево Предсказаний. Ствол-это у нас тема урока. Ветки — проблема, листочки-качество, корень-мораль. Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы. У каждой группы свое индивидуальное задание. (Дети по одному подходят к «Дереву Предсказаний» и прикрепляют проблему на ветки.)
IV Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах.
Учитель:
1 группа «Журналисты». Ваше задание «Собери газету». Перед вами расстелен ковер, разложены вырезки из газет. Из них вы должны составить статью о Стрекозе и вывести мораль.
2 группа «Корреспонденты». Ваше задание «Сбор информации». Вы должны получить как можно больше информации о Стрекозе. У нас есть возможность организовать прямой эфир с учителем биологии нашей школы Т.В. Кузнецовой по скайпу, но для этого вы должны сначала придумать, обсудить вопросы, которые вы хотели бы задать. Из ответов на вопросы вы должны вывести мораль и закрепить на корень дерева.
3 группа «Инсценировка басни на новый лад». Вы должны сначала прочитать басню, распределить роли и разыграть басню по ролям. Подчеркиваю, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.
4 группа «Редакционная». Вы должны внимательно прослушать работы всех трех групп, затем вывести свод жизненных правил, которые помогут составить мораль.
-Начинаем работу. Время пошло.
V Вывод правил и их коррекция.
Учитель: Итак, посмотрим как справились группы со своими заданиями. 9 Дети вывешивают первое правило на листочки Дерева Предсказаний)
Слово 1 группе.
(Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.
Первое правило гласит так Труд красит человека!)
Учитель: Спасибо первой группе! Аплодисменты 1 группе.
Слово 2 группе.
(Суть этой басни относится не только к насекомым, но и к людям. Ведь среди них есть такие, кто живет ни о чем не думая, а потом просит помощи. Нужно думать не только о себе, но и о близких людях.
Второе правило гласит так: Заботиться не только о себе, но и о близких!)
Учитель: Спасибо второй группе за информацию. Аплодисменты 2 группе. (Дети вывешивают второе правило на листочки Дерева Предсказаний)
Слово предоставляется четвертой группе.
(Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Есть люди, которые тоже не думают о завтрашнем дне. Таким людям выжить непросто.
Третье правило гласит так: Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя) (Дети вывешивают третье правило на листочки Дерева Предсказаний)
Учитель: Спасибо четвертой группе за информацию. Аплодисменты 4 группе.
VI Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Наш урок подходит к концу. Посмотрите на Дерево Предсказаний. Итак, ствол это у нас тема. Назовите мне тему урока. («Мораль басни Стрекоза и Муравей»)
Учитель: Ветки — это у нас проблема. Давайте мы их еще раз прочитаем.
(А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?)
Разрешение этих проблем у нас написаны на листочках дерева.
Учитель: А в завершение нашего урока 3 группа вам представит инсценировку басни на новый лад.
3 группа «Инсценировка басни на новый лад».
Стрекоза и Муравей на новый лад (Дети инсценируют в костюмах басню на новый лад. После инсценировки делают вывод. Вывод-это мораль басни)
(Попрыгунья Стрекоза…. Мораль сей басни ты усвой: Учись, не будь ты стрекозой!) (Дети вывешивают мораль (итог урока) басни на ветку)
VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Нарисовать рисунок, отражающий хорошие качества людей.
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Уж сколько раз твердили миру…».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих баснописцев (Эзоп, И.А. Крылов, Л.Н. Толстой, С.В. Михалков).
Задачи:
- Создать проблемную ситуацию, в ходе решения которой, сформировать умение и навык нахождения нужной информации.
- Организовать познавательную деятельность для нахождения исторической информации об авторах создателей басен.
- Использовать возможности урока для воспитания мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также умение работать в группах, в парах в заданном темпе, оценивать свою работу.
Оборудование:
- книжная выставка «Великие баснописцы», «Басни»; презентация;
- цитата к выставке «Уж сколько раз твердили миру»;
- крылатые выражения: «Кто в лес, кто по дрова…», « А ларчик просто открывался…», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…», «Слона-то я и не приметила», «Да только воз и ныне там» и тд.;
- современная пословица «Кто владеет информацией, тот владеет миром»;
Ход урока
Ι Организационные моменты. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.
— Ребята, сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Басни».
Давайте вспомним, что мы с вами узнали, изучили по данной теме, и в этом нам помогут наглядные пособия на доске. (Учащиеся читают с доски незаконченное предложение : «Уж сколько раз твердили миру…» Дают объяснение: Это незаконченное предложение является цитатой из басни великого баснописца И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Так же мы познакомились с такими баснописцами как: Эзоп, Лафонтен, И.А Крылов, Л Н.Толстой, , С.В.Михалков).
— Басни отличаются от других литературных жанров? В чем различие? (Не один раз людям указывали на их недостатки, а они по–прежнему не исправляют их. Вот и басня направлена на то, чтобы сделать нас лучше. Но, к сожалению, это не всегда удается. В баснях существует поучительная мораль.)
ΙΙ Постановка учебной задачи.
— Ребята, как вы думаете, все ли мы узнали о таком литературном жанре, как басни?
— Почему баснописцы – редкое явление в литературе?
— Сегодня на уроке вас ждет интересная творческая работа, которую вы будете выполнять в группах. (Класс делится на 4 группы, Каждая группа получает творческое задание)
— Прежде чем начать работать, давайте вспомним правила работы в группах. (Правила работы в группах.- можно общаться между собой шепотом , не мешать другим группам.
— показать готовность к ответу. — слушать внимательно ответы других групп)
Задания:
1 группа – « Историки» — готовят сообщение о первых баснописцах.
(1 группа — используя различные источники информации (учебник, энциклопедия, интернет) готовит сообщение о баснописцах Эзопе (Древняя Греция), Лафонтене (Франция).)
2 группа – « Биографы» — знакомят одноклассников с творчеством замечательного русского поэта – баснописца И.А. Крылова. (2 группа – готовит сообщение о жизни и творческой деятельности замечательного русского баснописца И.А. Крылова.
(Самые интересные факты из биографии) Просмотр презентации, подготовленной учащимися. Задают вопросы одноклассникам по содержанию выступления.)
3 группа – « Литераторы» — составляют словарь толкования новых понятий по теме « Басни» ( басня, мораль, аллегория, иносказания) (3 группа:
Басня – это короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Аллегория – иносказание, выражение чего-то отвлеченного в конкретном образе. Прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, птиц, растения, вещи, а имеют ввиду людей.
Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория.
Мораль – основная поучительная мысль.)
4 группа – « Аналитики» — Анализируют полученные знания по теме, составляют вопросы для учащихся. (4 группа – анализируют полученную информацию и составляют вопросы к теме « Басни»
Так что же такое «басня»? Каких баснописцев вы узнали? Что авторы басен хотели донести до нас своими баснями?. Изучая басни, с какими новыми словами вы познакомились? . Используя какие источники, вы находили определения этим словам?Кто является персонажами басен?Чем басня отличается от любого другого стихотворения или рассказа?)
ΙΙΙ Контроль изученных знаний. Проверка творческих работ, оценивание, обсуждение. (Каждая группа представляет свои творческие задания. Презентует задание. Учащиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Называют баснописцев и рассказывают кратко их биографию. Называют новые для них слова, понятия, давая им определение)
Физминутка.
ΙV Усвоение новых знаний и способов действий
Работа над крылатыми выражениями взятых из басен.
Как вы понимаете выражения, ставшими крылатыми?
— «кто в лес, кто по дрова»
— «рыльце в пуху»
— « ты виноват уж тем ,что хочется мне кушать»
— «слона-то я и не приметил»
-» да только воз и ныне там»
— « как белка в колесе»
Как вы думаете, почему эти выражения крылатые? У них есть крылья?
Давайте на практике используем полученные нами знания. В радиопостановках надо подобрать свое название к басням, найти мораль. (Учащиеся прослушивают радиопостановку, оценивают выразительное чтение, подбирают свое название к басням, объясняя их смысл, подбирают мораль.)
Радиотеатр (игра, работа по учебникам).
Чтение басни Л.Н. Толстого «Лев и лисица», С. В. Михалкова «Услужливый».
Подумайте, ответьте – можно ли басню «Лев и лисица» озаглавить так же, как и басню «Просчитался»?
Как вы считаете, сочинить басню может каждый?
А что проще, сочинить басню в стихах или в прозе?
Давайте послушаем басню в стихах, которую сочинила ваша одноклассница. (Учащиеся слушают и анализируют басню, находят в ней мораль.)
V Закрепление и обобщение полученных знаний
Мы сегодня очень хорошо результативно поработали на уроке.
Обобщив все полученные знания, мы с вами выполним тест.
Тест по теме «Басня»
Басня – это:
— краткий рассказ
— поучительный рассказ
— краткий иносказательный рассказ
поучительного характера
Герои басни:
— люди
— животные, птицы, растения
— люди, животные.
Басни писали с целью:
— высмеять пороки людей
— показать пример для подражания
— рассмешить.
Форма речи басня имеет:
— прямое значение
— иносказательное значение.
В басне есть вывод, который
называют:
— итог
— мораль
— нотация
Проверка выполнения теста. (Оценивают выполненную работу.)
VΙ Рефлексивно – оценочный.
Учитель подводит итог урока.
Какие мысли и чувства пробудил в вас урок?
Прочитайте с доски современную пословицу. (Учащиеся делятся своими мыслями и чувствами об уроке. Чтение пословицы хором.)
« Кто владеет информацией, тот владеет и миром».
Скажите можно ли закончить наш урок этой пословицей? (Учащиеся высказывают свое мнение.)
Что помогало нам в работе на уроке?
Оцените свою работу на данном уроке. (Самооценка работы на уроке.)
После самостоятельного прочтения басни необходимо привлечь внимание детей на четкую последовательность развития действий персонажей в басне, создавая деятельный анализ поведения героев. Обучающиеся, анализируя данную информацию, трактуют нравственные понятия, частично переживая с героем и воспринимая опыт из басни как личное обогащение духовно-нравственного опыта.
Во время работы над басенным жанром предлагалось обязательное привлечение иного жанра, например, пословицы, который предполагает:
— объяснение пословиц в басне;
— подбор различных поговорок и пословиц, которые подходят по смыслу к басне;
— поиск пословиц в самих баснях;
— возможное употребление пословиц и «крылатых выражений» в жизненных ситуациях.
Привлечение фольклорных произведений малого жанра способствует расширению словарного запаса у обучающихся и формированию у них устойчивых ассоциаций при чтении художественных произведений.
Таким образом, в рамках реализации условий психолого – педагогических условий выделим основные направления, которые использовались при работе над басней
2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования
В данной части исследования мы осуществим сравнительно-сопоставительный анализ нашего исследования полученных первичных результатов. Проанализировав результаты наблюдения можно отметить, что преобладающее большинство учащихся стали хорошо знать басни, ориентироваться в названиях и содержании басен, сформировано умение правильно воспринимать басни, которое предполагает осознание учащимися аллегории и морали басни, понимание школьниками цели написания басни и её сатирической направленности. А вот с интерпретацией басен имелись проблемы. Прежде всего, учащиеся испытывают трудности в определении понятий.
Рисунок 9– Сравнительные результаты анализа наблюдения
Таким образом, результаты первоначального наблюдения показали, что представление о басне как о жанре имеют 30 школьников (100%) из них 13 на высоком уровне (43%), так же осознание и понимание морали в басне показали половина обучающихся.
Мораль в басне смогли найти примерно 94% учеников, указание на строки дают 27 % (8 школьников — высокий уровень), 67% учащихся (20 школьников — средний уровень) пытались ответить на все вопросы, у 6% ( 2 школьников — низкий уровень) какой-либо из вопросов вызвал затруднение. Большинство детей способны осмыслить причинно-следственные связи, некоторые из них вышли на уровень осмысления идеи.
Умение читать басню выразительно показали 13 школьников (44%), 1 школьник показал низкий уровень (3 %) выразительного чтения басни, средний уровень выразительного чтения басни показали 16 школьников (53%)

Результаты в позиции понимание цели басни показали преобладание среднего уровня (17 школьников, 57%), 3 школьников показали низкий уровень (10%) и у 10 школьников отмечен высокий уровень (33%).
Понимание образа героев басни все еще преобладает на среднем уровне. Так 53% школьников показали средний уровень (16 школьников), 27% (47 школьников) отмечены на высоком уровне. Так 50% опрашиваемых выразили мнение о том, что автор отрицательно относится к Вороне, осуждает ее недальновидность. Свой ответ они аргументировали тем, что «она совершенно не слушала, что «твердили миру, что лесть гнусна, вредна»<…>«, также учащиеся выразили свое мнение о том, то И.А. Крылов осуждает ее за то, что «она загордилась тем, что ей «Бог послал кусочек сыру» и поэтому его отобрали». Образ Лисицы, рисуемый автором, 48% принимавших участие в анкетировании интерпретировали следующим образом: «Автор назвал ее «плутовкой», но не судит за это, относится хорошо». 16% посчитали, что автор выступает с идеей «она применила гордость Вороны для своей цели».
Рисунок 11 – Результаты анализа наблюдения (уровни)
Высокий уровень повысился у 12 школьников (46%), средний уровень отмечен у 14 школьников (47%) и низкий уровень понизился на 36% и отмечен у 2 школьников (7%)
Проведенная работа доказала, что плодотворная и постоянная аналитическая работа с текстом повышает литературную грамотность школьников, формирует интерес к чтению и необходимые читательские навыки. Так больше половины детей показали умение правильно соотносить аллегории и морали басни, 90% школьников понимают цели написания басни и её сатирическую направленность, а 87% школьников отмечают особенности басни как жанра. Так же была проведена самостоятельная работа по работе с баснями, исходя из полученных данных, можно сказать о том, что учащиеся имеют больше положительных оценок. Самостоятельную работу проводили по родной литературе в 3 классе по теме «Басни Крылова». Таким образом, в процессе наблюдения на уроке за детьми выяснилось: исходя из общего количества проявлений в классе, показатели активности и самостоятельности при работе с баснями превышают показатель отвлекаемости.
Так же нами повторно использовался метод информации — опрос. Опрос проводился в течение 40 минут, фронтальный опрос содержал 12 вопросов, целью которых было выяснить, что учащиеся знают о жанре басни, с какими авторами знакомы, какие басни уже изучали и тд.
Информационный опрос на знание жанра Басня
1. Что такое басня:
а) короткое стихотворение о жизни зверей
б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
в) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2. Что содержит в себе басня
а) мораль, нравоучения
б) аллегорию
в) рассказы о животных
3 Как называется нравоучение в басне? __________________
4 Мораль в басне — это:
а) ее краткое содержание;
б) объяснение происходящего в басне;
в) нравоучительный вывод из рассказанного.
5 Назови особенности басни.
Героями являются животные.
Троекратный повтор.
Высмеиваются человеческие пороки.
Есть герои — богатыри.
Есть поучительный вывод.
События и герои изображаются иносказательно.
Животные очень похожи на людей.
Передаёт чувства, переживания автора.
6. Любите ли вы читать басни? Почему? ____________________
7 . Каких баснописцев Вы знаете? ____________________________
8. Какие выражения из басен Крылова стали крылатыми?_________________
9. Впишите пропущенные слова. В каких словах Лисицы слышится лесть? Подчеркните.
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
10 . Любите ли Вы читать басни?
11 Какие басни вы знаете?
12 Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
В ходе наблюдения и опроса мы обнаружили следующую картину. Высокий уровень знаний жанровых особенностей басни повысился на 27%, что говорит об эффективности проведенных занятий. Так 12 школьников называют все признаки басни, 18 школьников (60%) в целом хорошо ответили на вопросы, называют все признаки басни, выделяют только отдельные признаки.
Рисунок 12 – Результаты опроса младших школьников
На вопрос «Что такое басня» ответили правильно 23 школьника из 30 школьников. 20 обучающихся правильно отметили особенности содержания в басне морали и аллегории, из них 11 человек правильно назвали особенности басни.
Как мы видим по результатам анкетирования, басни школьники любят читать, на вопрос «Любите ли вы читать басни? Почему?» 16 школьников ответили положительно. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».
Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов. А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».
Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются. Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.
Сравнительный анализ анкетирования и наблюдения показал высокий и средний уровни.
Рисунок 13 – Сравнительные результаты наблюдения и анкетирования (уровни)
Улучшение показателей дает основание считать накопленный опыт учащихся, связанный с выявлением специфики басни на уроках литературного чтения и условий организации субъективно — творческой деятельности при работе над басней эффективной организацией субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней решаемой. Сравнительные результаты показали незначительные изменения, в основном преобладает средний уровень, однако высокий уровень так же имеет значительные показания (46% и 40%).
Однако нельзя считать этот результат окончательным. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать условий организации субъективно — творческой деятельности при работе над басней, в зависимости от индивидуальных свойств и особенностей каждого отдельно взятого учащегося.
В целом, опытно-экспериментальная работа в нашей педагогической практике привела к получению положительных результатов. Младшие школьники выделяют жанр басни из других жанров, так же школьники научились анализировать басни, отстаивать свое мнение при анализе. На занятиях обучающиеся попробовали свои силы в сочинении басни, что эффективно сказалось на лучшем понимании басни как жанра, Школьники узнали про особенности басни (про то что входит порок, исинные и нравственные ценности) и сами попробовали сочинить басню.
У учащихся были отмечены следующие показатели: повышение интереса к литературному чтению; отмечено поддержание дисциплины на протяжении всего урока; желание учиться новому не заучивая материал, а читая, узнавая, записывая, оформляя красиво и доступно для других; желание выполнять работу до конца. Из результатов методик видно, что на много вырос средний и высокий уровни развития самостоятельности, уменьшился низкий уровень.
На основе сравнительно-сопоставительного анализа мы можем обнаружить что уровень повысился. Мы подтвердили эффективность сущности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
Во второй главе проведен анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней. Изучение басен начинается с 8–9-летнего возраста. Свою работу по развитию субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней мы начали с построения цикла занятий по литературному чтению. Был проведен комплекс уроков Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А.Е. Измайлов «Филин и Чиж», И.А. Крылов «Крестьянин и работник», по теме «И.А.Крылов. Чиж и Голубь», по теме « Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица», по теме «Басни И.А.Крылова», по теме «Урок-обобщение «Басня Стрекоза и Муравей» и по обобщающей теме «Уж сколько раз твердили миру…». ) на занятиях применялись различные методы и приемы.
После самостоятельного прочтения басни необходимо привлечь внимание детей на четкую последовательность развития действий персонажей в басне, создавая деятельный анализ поведения героев. Обучающиеся, анализируя данную информацию, трактуют нравственные понятия, частично переживая с героем и воспринимая опыт из басни как личное обогащение духовно-нравственного опыта.
В сравнительно-сопоставительной части исследования мы осуществим сравнительно-сопоставительный анализ нашего исследования полученных первичных результатов. Проанализировав результаты наблюдения можно отметить, что преобладающее большинство учащихся стали хорошо знать басни, ориентироваться в названиях и содержании басен, сформировано умение правильно воспринимать басни, которое предполагает осознание учащимися аллегории и морали басни, понимание школьниками цели написания басни и её сатирической направленности.
Сравнительный анализ анкетирования и наблюдения показал высокий и средний уровни. Улучшение показателей дает основание считать накопленный опыт учащихся, связанный с выявлением специфики басни на уроках литературного чтения и условий организации субъективно — творческой деятельности при работе над басней эффективной организацией субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней решаемой. Сравнительные результаты показали незначительные изменения, в основном преобладает средний уровень, однако высокий уровень так же имеет значительные показания (46% и 40%).
В целом, опытно-экспериментальная работа в нашей педагогической практике привела к получению положительных результатов. Младшие школьники выделяют жанр басни из других жанров, так же школьники научились анализировать басни, отстаивать свое мнение при анализе. На занятиях обучающиеся попробовали свои силы в сочинении басни, что эффективно сказалось на лучшем понимании басни как жанра, Школьники узнали про особенности басни (про то что входит порок, исинные и нравственные ценности) и сами попробовали сочинить басню.
Из результатов методик видно, что на много вырос средний и высокий уровни развития самостоятельности, уменьшился низкий уровень.
На основе сравнительно-сопоставительного анализа мы можем обнаружить что уровень повысился. Мы подтвердили эффективность сущности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе мы раскрыли сущность и условия организации субъективно- творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней. Ряд авторов (Н. А. Венгеренко, Я. А. Пономарев, Л. Н. Коган и др.) считает, что определение творчества, как «созидание нового» является слишком общим. А. Н. Лук выделяет в проблеме творчества несколько граней: процесс творчества; творческая личность; творческие способности; творческий климат.
Мы раскрыли 4 вида деятельности:Репродуктивная деятельность с подсказкой, когда «учитель должен уметь организовывать деятельность школьников по образцу с внешней опорой. Репродуктивная деятельность без подсказки, когда «при усвоении необходимого и достаточного объема знаний школьник осуществляет свою деятельность уже без всякой подсказки, самостоятельно. Продуктивная деятельность с подсказкой, не редко деятельность учащихся на данном уровне связывают с творчеством, однако творчество здесь носит сугубо субъективный характер. Иначе сказать, учащиеся решают не творческие, а субъективно-творческие задачи. Организация такой творческой деятельности не подразумевает получение «продукта творчества», она лишь выступает методом и способом обучения».Продуктивная деятельность без подсказки, когда обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.
Также объяснили, что под творческой деятельностью подразумевается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческую деятельность учащихся мы обозначили как субъективно- творческую (приобретение знаний и опыта деятельности в субъективном плане).
Дали анализ психолого-педагогических условий организации субъективно- творческой деятельности младших школьников при работе над басней, который позволил выделить основные этапы и методы при работе с басней. Басня — вневременной жанр, который продолжает оставаться популярным и актуальным спустя тысячи лет после того, как были рассказаны первые истории. Они успешно передаются и распространяются как в литературе, так и в устных рассказах, что делает их типичной и неотъемлемой частью фольклора во всем мире. Басни нравятся людям всех возрастов и содержат уроки, полезные для любой аудитории. Знакомство и работа с басней на уроках литературного чтения играют особую роль в формировании информационно-читательской культуры и творческой деятельности школьника. Для младшего школьника изучение басен имеет большое значение. В силу малого объёма и ярко выраженной морали, басня иллюстрирует интереснейшую историю перед ребёнком. Поэтому дети с удовольствием перечитывают басни, и пересказываю знакомым, переносят басенные сюжеты в реальность, тем самым лучше усваивая поучительный характер произведения, основанный на взаимоотношениях людей.
Ключевым фактором развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения является работа с басней, стимулирующая поиск и развитие творческих способностей учащихся. В творческом воспитании младшие школьник могут реализовать себя, развиваться и становиться личностью, у которой есть собственное мнение. Соблюдение вышеуказанных условий помогает учителю организовывать творческие занятия, которые позволяют каждому ученику не только раскрыть свои творческие способности, но и реализовать себя в субъективно – творческой деятельности и получить новый опыт, вокруг себя и во всем мире, понимать друг друга
Во второй главе проведен анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней. Изучение басен начинается с 8–9-летнего возраста. Свою работу по развитию субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней мы начали с построения цикла занятий по литературному чтению. Был проведен комплекс уроков Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А.Е. Измайлов «Филин и Чиж», И.А. Крылов «Крестьянин и работник», по теме «И.А.Крылов. Чиж и Голубь», по теме « Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица», по теме «Басни И.А.Крылова», по теме «Урок-обобщение «Басня Стрекоза и Муравей» и по обобщающей теме «Уж сколько раз твердили миру…». ) на занятиях применялись различные методы и приемы.
После самостоятельного прочтения басни необходимо привлечь внимание детей на четкую последовательность развития действий персонажей в басне, создавая деятельный анализ поведения героев. Обучающиеся, анализируя данную информацию, трактуют нравственные понятия, частично переживая с героем и воспринимая опыт из басни как личное обогащение духовно-нравственного опыта.
В сравнительно-сопоставительной части исследования мы осуществим сравнительно-сопоставительный анализ нашего исследования полученных первичных результатов. Проанализировав результаты наблюдения можно отметить, что преобладающее большинство учащихся стали хорошо знать басни, ориентироваться в названиях и содержании басен, сформировано умение правильно воспринимать басни, которое предполагает осознание учащимися аллегории и морали басни, понимание школьниками цели написания басни и её сатирической направленности.
Сравнительный анализ анкетирования и наблюдения показал высокий и средний уровни. Улучшение показателей дает основание считать накопленный опыт учащихся, связанный с выявлением специфики басни на уроках литературного чтения и условий организации субъективно — творческой деятельности при работе над басней эффективной организацией субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней решаемой. Сравнительные результаты показали незначительные изменения, в основном преобладает средний уровень, однако высокий уровень так же имеет значительные показания (46% и 40%).
В целом, опытно-экспериментальная работа в нашей педагогической практике привела к получению положительных результатов. Младшие школьники выделяют жанр басни из других жанров, так же школьники научились анализировать басни, отстаивать свое мнение при анализе. На занятиях обучающиеся попробовали свои силы в сочинении басни, что эффективно сказалось на лучшем понимании басни как жанра, Школьники узнали про особенности басни (про то что входит порок, исинные и нравственные ценности) и сами попробовали сочинить басню.
Из результатов методик видно, что на много вырос средний и высокий уровни развития самостоятельности, уменьшился низкий уровень.
На основе сравнительно-сопоставительного анализа мы можем обнаружить что уровень повысился. Мы подтвердили эффективность сущности.
Результаты можно рекомендовать учителям, работающим в системе образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс//Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2. Афонина, М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах / М. С. Афонина // Интеграция образования. 2008. № 2. С. 121124.
3. Алпатова, Т. А. Уроки Ивана Андреевича Крылова / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2013. ‒ №12. ‒ С. 7-12.
4. Басни Эзопа / [Электронный ресурс] / URL: https://deti- online.com/basni/basni-ezopa/ (дата обращения 15.11.2022)
5. Буровский А.И. Преемственность в формировании познавательного интереса учащихся начальной и основной школы//Начальная школа. – 2018. -№ 2. – С. 7-14.
6. Безносова, Е. С. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературы / Е. С. Безносова // Наука, техника и образование. 2015. № 12. С. 163
7. Боярина О.В. Реализация ФГОС в условиях начальной школы / О. В. Боярина // Вестник образования. — 2019. — №1. — С.21-24.
8. Воронина К.А. Диагностика как вид познавательной деятельности//Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 9-15.
9. Воюшина, М. П. Методика обучения литературному чтению / М. П. Воюшина. и др. – М.: Издательство «Академия», 2013. – 288 c.
10. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. и др. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2011. – 288 с.
11. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учебник и практикум для вузов / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 228 с.
12. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. – М.: Флинта, 2017. – 248 c.
13. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение; 3 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2016.
14. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с
15. Иванова Н.Е. Технология развития критического мышления как средство развития познавательного интереса на уроках литературного чтения//Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 8-14.
16. Игнатьева, Т. В. Литературное чтение. 1- 4 классы. Справочник для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 190 c.
17. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата/ И. Ю. Кулагина. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 291с
18. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: Дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01. – Москва, 2017.– 488 с.
19. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. – М., 2008. – 241с.
20. Казаченко Ю. Роль литературы в современном обществе – Электронный ресурс: https://rk- culture.ru/rol_literaturyi_v_sovremennom_obschestve/ (Дата обращения: 30.10.2022)
21. Козлова О.А., Масленникова А.И. Требования к современному уроку литературы в условиях реализации ФГОС. – 2018. – с. 46-47
22. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. – 6-изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.
23. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.
24. Климанова Л. Ф.К49 Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 3-е изд.,перераб. — М. : Просвещение, 2021. — 138 с
25. Костина К.Е. Стимулирование учебно-познавательной активности младших школьников в условиях дифференцированного обучения: (на материале уроков литературного чтения)//Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 10-15.
26. Лазарева, В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В. А. Лазарева. Москва : Издво «ОНИКС 21 век», 2009. 96 с.
27. Леонович Евгений Николаевич. Методика обучения русскому языку и литературному чтению (в соавторстве), изд. «Юрайт», Москва, 2020 г.;
28. Леонович Евгений Николаевич. Условия формирования продуктивной деятельности учащихся. Известия института педагогики и психологии образования. 2020, № 2, С. 35−39;
29. Леонович Евгений Николаевич. Формирование первоначальной картины языка в сознании ребенка. Начальная школа, 2021, № 1, С. 10−13.
30. Микова, С.С. Общая характеристика языковых средств передачи культурной информации в текстах русских басен / С.С. Микова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2011. – № 4. – С. 35–40
31. Масандилова И.Л. Литературное произведение в творческом чтении (в соавторстве с И. А. Якимовым) // Педагогика искусства. – 2015. –№ 1. – 18 с.
32. Морозова, Е.А. Пословицы и поговорки в баснях И.А. Крылова / Е.А. Морозова // Русская словесность. – 2003. – №7. – С. 19–23
33. Морозова А.И. Развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе//Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 9- 15
34. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность//Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2020. – 684 с.
35. Павлова Е.А. Проблемные задания на уроках литературного чтения в начальной школе//Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 20-25
36. Педагогический энциклопедический словарь// гл. ред. Б. М. Бин- Бад и др. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2012.– 131 с.
37. Психология младшего школьника //ред. Ю.Е. Водяха, С. А. Водяха//Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), 2018. – 109 с.
38. Психолого-педагогическое сопровождение учебно- воспитательного процесса: сбор. научно-метод. ст. / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 315 с.
39. Рабочая программа «УМК Школа России» «Литературное чтение» // Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2017. – 98 с.
40. Светловская, Н.Н. Басни И.А. Крылова / Н.Н. Светловская // Начальная школа. ‒ 2007. ‒ №3. ‒ С. 25‒29.
41. Стрельцова Л.Е. Программа по литературному образованию младших школьников для четырехлетней начальной школы «Азбука словесного искусства» / Стрельцова Л.Е, Тамарченко Н.Д. — М., Центр гуманитарного образования, 2017Толстой, Л.Н. Басни, сказки рассказы / Л.Н. Толстой. – М.: Детская литература, 2010. – 158 с.
42. Стефаненко Н. А.С79 Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. — 2-е изд., доп. — М. :Просвещение, 2017. — 96 с.
43. Ушакова Н.Е. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей//Начальная школа + до и после. – 2017. – № 2. – С. 9-15.
44. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1988. — 122 с.
45. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef 088881c72c46bf592482c/. (Дата обращения: 02.11.2022).
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 02.11.2022).
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / [Электронный ресурс] / URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 18.09.2022).
48. Черемисинова, Л.И. Мораль в баснях И.А.Крылова / Л.И. Черемисинова // Начальная школа. – 2003. ‒ № 10.
49. Щербина, С.Ю. Дидактическая направленность басни / С.Ю. Щербина // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 2. – С. 138–146.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология//Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2017. – 434 с.
51. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе// Учебное пособие. — М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Страницы: 1 2
