1 2
ВВЕДЕНИЕ
Организация школьного образования в Российской Федерации должна быть органичной составляющей образовательной деятельности в системах образования разного уровня, что подчеркивается в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.). Школьное образование должно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и делать их активными субъектами воспитания, которые могут самостоятельно выбирать его содержание. Современные исследователи определяют субъектную позицию личности как активную, целеустремленную и конструктивную позицию человека в повседневной жизни и перспективном развитии. На практике эта позиция характеризует ребенка как самостоятельную и творческую личность, способную инициировать деятельность. Проблема развития творческой активности школьников актуальна в связи с реализацией государственной образовательной политики, которая обязывает каждое образовательное учреждение формировать общую культуру личности ребенка, включающую такие качества, как инициативность, самостоятельность и др. Формирование творческой деятельности в школах реализуется и на уроках литературного чтения.
В федеральном государственном стандарте урокам литературного чтения отводится роль по развитию художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости; формированию эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение. В том числе решается ряд воспитательных аспектов, направленных на обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре.
В настоящее время ученые все больше внимания уделяют субъектности школьников. Эту проблему активно изучают Н.Е. Веракса (2011), В.А. Деркунская (2010), Н. Б. Крылова (1995), В. И. Слободчиков (2013) и др.
Понимание предмета связано с наделение личности следующими чертами: активностью, инициативностью, самостоятельностью и творчеством. Согласно теориям Ж. Пиаже (1945; 1958), Э. Эриксона (1993) и Л. С. Выготского (1978), дети активно учатся, приобретая информацию об окружающем мире посредством игр, это личности, развивающиеся в своем собственном темпе. Современные педагоги и психологи указывают на необходимость целенаправленного развития ребенка в соответствии с гуманистической направленностью образования, где функциональные приобретения детей являются не самоцелью, а средством развития их субъектности, а дети не рассматриваются как субъекты педагогического воздействия, но активной самоопределяющейся в социальной культуре личности (Голованова, 2004; Нежнов, 2007).
Субъективная деятельность представляет собой черты личности, которые в наибольшей степени способствуют развитию потенциальных способностей. Кроме того, на формирование субъектной активности личности большое влияние оказывают социокультурные особенности общества и многоплановые образовательные инструменты, реализующие этот процесс (Л. В. Коломийченко, 2015).
Дети являются основным направлением деятельности школьных образовательных учреждений. Их обучение и воспитание должны основываться не на сопоставлении реального уровня развития ребенка с предписанной нормой, а исходить из фактического уровня психофизиологического развития. Универсальной задачей является изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка с отслеживанием результатов и достижений его деятельности.
Организация субъективно-творческой деятельности младших школьников предполагает актуализацию ранних полученных знаний и умений, повышение степени активности, самостоятельности, развитие творческих способностей в образовательных учреждениях предполагает наблюдение за процессом, текущими и конечными результатами развития ребенка. Методическая подготовка педагогов и их профессиональные навыки напрямую влияют на формирование творческой деятельности младших школьников в образовательных учреждениях.
Творчество играет важную роль в развитии учащихся. Проблема развития творческих способностей учащихся на занятиях изучали психологи и педагоги такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и др.
За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, где в процессе обучения рассматриваются разные аспекты творческих задач учащихся и их креативности. Методологическую основу исследования составляют системный, деятельностный подходы. Системный подход (И. В. Блауберг, Б. С. Гершунский, Ю. А. Конаржевский и др.) рассматривал формирование субъектной деятельности ребенка в рамках «школьник – учитель – родители» педагогической триады. Деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.) определил характер взаимодействия участников образовательного процесса.
Однако в настоящее время мы обнаруживаем противоречия, между потребностями в усилении внимания к формированию субъективно-творческой деятельности младших школьников, и реализации психолого-педагогических условий в современной начальной школе, в которой не в полной мере удовлетворяет указанным потребностям.
На основе сказанного нами выбрана тема исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективной организации субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс организации субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: способы организации субъективно- творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Определение сущности субъективно-творческой деятельности младших школьников
2. Психолого-педагогическая разработка и реализация условий организации субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней
3. Диагностика уровня сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней
4. Постановка педагогического эксперимента, оценка его результатов
5. Обобщение и оформление результатов исследования
Гипотеза исследования: в своём исследовании мы исходили из предположения о том, что эффективность организации субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней будет способствовать:
-накопленный опыт учащихся, связанный с выявлением специфики басни на уроках литературного чтения;
-разработка и реализация условий организации субъективно- творческой деятельности при работе над басней.
При решении поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа.
В ходе педагогического эксперимента использовались такие методы исследования как:
Теоретические методы исследования
-анализ специальной литературы психолого-педагогического характера;
-обобщение и выводы при изучении литературы;
-моделирование (конспекты уроков)
Практические методы исследования
— опрос;
— беседа;
-наблюдение;
-педагогический эксперимент;
-диагностические задания и анализ результатов их выполнения.
База исследования: ГАПОУ МОК им. Виктора Талалихина. Исследования уровня развития субъективно-творческой деятельности младших школьников осуществлялось на базе ГАПОУ МОК им. Виктора Талалихина, в исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста 3 «Б» класс.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД БАСНЕЙ
1.1 Сущность субъективно-творческой деятельности младших школьников
В данной части исследования нами поставлена задача определить сущность субъективно-творческой деятельности младших школьников. В подходах отечественных психологов и педагогов выделяются 4 вида деятельности.
Репродуктивная деятельность с подсказкой, когда «учитель должен уметь организовывать деятельность школьников по образцу с внешней опорой. В качестве образца могут служить правила, схемы, инструкции, комментирование и пр. Школьнику предъявляется необходимый и достаточный объем знаний для выполнения набора действий в определенной последовательности (по алгоритму). На данном уровне деятельности отметка за выполнение учебного задания не выставляется, ученик получает оценку в виде похвалы или одобрения со стороны учителя». В художественных текстах часто используют сравнение. Приведём примеры:
Репродуктивная деятельность без подсказки, когда «при усвоении необходимого и достаточного объема знаний школьник осуществляет свою деятельность уже без всякой подсказки, самостоятельно. Школьники самостоятельно решают учебные задачи, выполняя усвоенные ими действия в определенной последовательности. Со стороны учителя на данном уровне деятельности они получают похвалу или порицание, а также им выставляются заслуженные отметки».
Продуктивная деятельность с подсказкой. Данная деятельность может быть названа как частично-поисковая деятельность. «Учителю следует учитывать, что такая деятельность может быть организована только тогда, когда школьники накопят достаточный объем знаний и приобретут необходимые приемы действий. Нередко деятельность учащихся на данном уровне связывают с творчеством, однако творчество здесь носит сугубо субъективный характер. Иначе сказать, учащиеся решают не творческие, а субъективно-творческие задачи.
Организация такой творческой деятельности не подразумевает получение «продукта творчества», она лишь выступает методом и способом обучения».
Продуктивная деятельность без подсказки. Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.
Продуктивная деятельность связана с творчеством.
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание — «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» [12,22].
Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике [27].
Творчество — это способность думать о задаче или проблеме по-новому или иначе, или способность использовать воображение для генерации новых идей. Творчество позволяет решать сложные проблемы или находить интересные способы решения задач. Творчество сопряжено с определенным риском и часто делается на словах, но на самом деле большинство школ испытывают «творческие отличия», когда проводится много внеклассных занятий. Большинство психологов утверждают, что творчество — это не просто обогащение: оно определяется как набор измеримых психологических навыков, улучшающих обучение, и которые будут необходимы работникам 21 века.
Для человека не существует только одного способа «проявить творческий подход» или одного набора характеристик, которые будут отличать «творческого» человек от других. Вместо этого многие эксперты думают о творчестве как о наборе навыков и взглядов, на которые способен каждый:
терпеть двусмысленность, переопределять старые проблемы, находить новые проблемы, которые нужно решить, разумно рисковать и следовать внутренним страстям.
Многие эксперты в области психологии и образования утверждают, что творческие навыки — это психологические навыки, необходимые для успеха в школе и для будущей работы [5,15].
Творчество напрямую способствует обучению, повышая мотивацию, углубляя понимание и способствуя радости. Внутренняя мотивация важна для творческого процесса — она зависит от стремления учащихся к осмысленным целям. «Творить» стоит на вершине таксономии Блума не зря: замечая более широкие закономерности и связывая материал по академическим дисциплинам, творческое мышление может способствовать более глубокому меж учебного обучения. Как отмечает Алейн Джордан Старко в книге «Творчество в классе», стратегии, поддерживающие творчество — решение проблем, изучение нескольких вариантов и изучение вопросов, — также поддерживают глубину понимания.
Роберт Стернберг утверждал, что творческий подход может предсказать успехи в учебе, творчество может сделать обучение более увлекательным, что приведет к радости и позитивному эмоциональному взаимодействию у учащихся [17,35].
Творчество — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто обладают глубокими знаниями о чем-либо, годами работают над этим, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью других экспертов и рискуют. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти во всех сферах жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка. Творчество — это не то, что нужно просто сорвать, как яблоки с дерева. Поскольку творческие идеи настолько особенные, создатели, которые предлагают лучшие идеи, часто высоко награждаются славой, богатством или и тем, и другим.
А Н. В. Вишняков отмечает, творчество — это поиск и открытие личностных жизненных перспектив. Д. Бернал добавляет, что творчеству можно учиться не хуже, чем всему другом.
Ряд авторов (Н. А. Венгеренко, Я. А. Пономарев, Л. Н. Коган и др.) считает, что определение творчества, как «созидание нового» является слишком общим [1,9,17].
А. Н. Лук [24] выделяет в проблеме творчества несколько граней:
– процесс творчества;
– творческая личность;
– творческие способности;
– творческий климат.
Творчество можно рассматривать с двух сторон: психологической и философской. В философском словаре предложено определение творчеству как процесс человеческой деятельности, качественно создающий новые материальные и духовные ценности. В творческий процесс вовлечены все духовные силы человека, воображение и навыки, приобретенные в процессе обучения и практики, необходимы для реализации творческого плана.
Само по себе творчество — сложный предмет, но также нет единого мнения о том, как определять творчество. Многие считают, что общим знаменателем является способность решать творческие задачи или создавать новые вещи.
Две основные составляющие творчества:
1. Оригинальность: идея должна быть чем-то новым, а не просто продолжением чего-то другого.
2. Функциональность. Идея должна действительно работать или быть в какой-то степени полезной.
Педагоги- психологи предложили несколько определений творчества (Волков И. П., Эльконин Б. Д., Дулатов М., Сухомлинский В. А., Шацкий С. Т. и др.) вероятно, лучшим определением является определение, недавно адаптированное из трех критериев [14,19,34]:
1) Оригинальность.
2) Полезность.
3) Неожиданность.
При применении этих трех критериев очень важно признать, что оригинальность, полезность, и удивление — все это количественные, а не качественные атрибуты идеи. Кроме того, три критерия должны иметь нулевую точку, то есть должна быть возможность говорить об идее, лишенной какой- либо оригинальности, полезность или вообще сюрприз. Даже с учетом трех критериев творчества (оригинальность, полезность и неожиданность) определение того, является ли искусство «творческим», может оказаться трудным. Особенно со всеми примерами художников, чьи работы считались творческими только после их смерти.
Л.С. Выготский, формулируя основной закон детского творчества, отмечает, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе» [18 ]. Так же Выготский выделяет критерии для классификации творческих способностей.
По критериям типа психических функциональных систем способности делятся на: сенсомоторные, чувствительные, осторожные, мнемонические, образные;
По критериям основного вида деятельности: научная (математическая, лингвистическая); творческие (музыкальные, литературные, художественные).
Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие умения относятся к условиям основных форм человеческой деятельности, а некоторые умения относятся к индивидуальной деятельности. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общие творческие способности).
Ученые-когнитивисты уже давно интересовались мыслительными процессами, которые приводят к творческим идеям (Выготский Л. С., Эльконин Б. Д,). Действительно, многие так называемые «тесты на творчество» на самом деле являются мерой мыслительных процессов, которые, как считается, лежат в основе творческого акта. Медник считал, что творческий процесс требует способности связывать идеи, которые концептуально рассматриваются очень далеко друг от друга. Способность к необычному использованию — лишь один из примеров общей когнитивной способности участвовать в дивергентном мышлении. В отличие от конвергентного мышления, которое сводится к единственному наилучшему ответу или решению, дивергентное мышление предлагает множество возможностей, которые могут сильно различаться по полезности [4,16].
К сожалению, с творчеством связано множество различных когнитивных процессов (Simonton & Damian, 2013). Тем не менее, разные процессы имеют одну общую черту: все они позволяют человеку «мыслить нестандартно», навязанное рутинным мышлением, — рисковать на территории, которую в противном случае проигнорировали бы (Simonton, 2011).
Основные направления в развитии творческих способностей:
— развитие воображения,
— развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Рассматриваемое нами понятие «творчество» тесно связано с понятием «творческая деятельность». Под «творческой деятельностью» мы понимаем, является ли что-то новое созданным объектом внешней деятельности, если это мысль ведет к новым знаниям о мире или чувства, отражающие новое отношение к реальности.
Эксперты также склонны различать разные виды творческой деятельности. Модель творческой деятельности «четыре С» предполагает, что существует четыре различных типа.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Проанализировав различные психолого-педагогические подходы к понятию «творческая деятельность», можно выделить основные качества личности, проявляющиеся в продуктивной деятельности, и уделить особое внимание эмоциональной ценности к народного творчества. Мотивационная направленность, основанная на восприятии произведений искусства как индикатора творческой активности, определяет практические навыки в исполнении объекта [13,29].
Многие психологи в первую очередь связывают способность к творчеству с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимающийся проблемами человеческого интеллекта, обнаружил, что дивергентное мышление характерно для творческих личностей [4]. Мыслители такого типа не сосредотачивают все свои усилия на поиске единственного правильного решения в решении проблемы, но начинают искать решение во всех возможных направлениях, чтобы оценить как можно больше вариантов. Эти люди склонны создавать новые комбинации элементов, которые большинству людей известны и которые используются только определенным образом, или устанавливать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего.
Под творческой деятельностью подразумевается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческую деятельность учащихся мы обозначили как субъективно- творческую (приобретение знаний и опыта деятельности в субъективном плане).
Ученик начальных классов подлинно творческой деятельности в силу возрастных особенностей заниматься не может.
1.2. Психолого-педагогические условия организация субъективно- творческой деятельности младших школьников при работе над басней
Творческая деятельность учащихся помогает раскрыть все стороны личности ребенка, может легко определить психическое состояние учащихся на основе их учебы и помочь им выбрать карьеру в дальнейшей жизни. Для них не важен конечный результат — они заботятся о самом процессе. Как и в любой другой сфере жизни, следует хвалить ребенка за его достижения и результаты.
Особенности творческого развития играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место занимает он и в процессе обучения, поскольку значительно снижает трудности восприятия учебного материала. Поэтому главными условиями активизации мотивированной деятельности являются и творческий учительский подход, и устойчивый интерес к учебной информации у обучающихся.
Согласно определению «Педагогического словаря», занимательность в обучении – это «…использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание обучающихся и стимулирующих их к учению». Вот уже на протяжении нескольких веков урок является основной формой организации учебного процесса. В словаре Ожегова урок определяется как «нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего». А для каждого времени существует «свое будущее», и содержание урока определяется требованиями того времени, в котором он реализуется. Современный этап развития научной мысли в области педагогики и психологии в целом можно охарактеризовать как период, когда на практике начали реализовываться идеи творческой деятельности. Содержание современных федеральных государственных образовательных стандартов, имеющих в качестве методологической основы системно-деятельностный подход, в полной мере отражает эту тенденцию [2, 5, 6].
Основной составляющей учебного процесса, в рамках которого реализуются федеральные государственные стандарты второго поколения, был и остается урок. Но это уже другой урок как по своему содержанию, так и по структуре. Основными характеристиками учебного процесса в целом и урока как формы его организации, реализуемого в рамках системно — деятельностного подхода, в частности, являются:
— выстраивание урока от цели к результату (деятельность), где результатом будут являться сформированные УУД и система представлений о мире (знание, понимание, ценностное отношение);
— движение от цели к результату учебной деятельности, которое реализует сам учащийся, осознавая каждый из этапов этого продвижения;
— учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату через разнообразные технологии организации деятельности учащихся.
Исходя из этого основной педагогической задачей в рамках современных ФГОС является проектирование и организация условий, инициирующих и позволяющих реализовать литературное чтение, вызвать детское действие, воспитание ребенка как субъекта собственной деятельности, способного ставить перед собой цели, формулировать и решать задачи, и отвечать за полученные результаты. Литература как научная дисциплина направлена на формирование грамотного читателя, его воспитание и развитие посредством изучения выдающихся произведений мировой литературы. Ключевой целью изучения литературы является приобщение обучающихся к искусству слова, осознание богатства родного языка, а также отечественной и зарубежной литературы, развитие способностей формулирования собственных мыслей. Основой литературного образования выступает:
1) изучение литературных произведений, анализ и интерпретация;
2) ознакомление с биографией писателей;
3) изучение литературного процесса и историко-культурных сведений, необходимых для понимания произведений, являющихся частью сформированной программы обучения.
Басни не могут быть ничем заменены в качестве учебного материала, потому что это «один из способов узнать о бытовых отношениях, человеческом характере». Поскольку жизненный опыт младших школьников невелик, одним из способов его накопления является басня: даже если это негативный опыт, дети проходят вместе с героями басни и рассказывают о чувствах и последствиях того или иного действия и поведения, образа жизни. И если метафоры басни заставят детей задуматься о своих действиях, уже одно это будет положительным результатом чтения произведений данного жанра. Кроме того, необходимо читать классические басни, в частности, баснописца И.А. Крылова. Выделим основные требования к современному уроку литературного чтения при работе над басней. Работа над басней чаще всего включает следующие компоненты:
1) восприятие конкретного содержания;
2) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения;
3) выяснение главной мысли конкретной части басни;
4) раскрытие аллегории;
5) анализ морали
Если за основу принять указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:
1). Подготовительная работа (рассказ учителя об авторе басни, викторина по материалу прочитанных басен, беседа о повадках животных действующих лицах басни, которую предстоит читать): «- В чем сила басни? — Что высмеивают, обличают басни? — Рассмотрите книги с баснями ..» и «Какой вариант иллюстраций, по-вашему, больше подходит к басням (точнее передает мораль)?»
2). Чтение басни учителем, просмотр фильма, прослушивание записи
3). Беседа эмоционально-оценочного плана: «- Интересно ли вам было слушать басню? — Может быть, эта басня вам что-то или кого-то напомнила?»
4). Анализ конкретного содержания басни: «- Где происходят события? — Какая история описывается? — Кто герои басни?»
5). Раскрытие аллегории: «- Над кем или над чем смеется автор? — Где особенно ярко видна авторская насмешка?»
6). Анализ той части басни, в которой заключена мораль: «- Есть ли в басне мораль? Прочитайте ее. Как вы ее понимаете? — Выберите подходящие к басне пословицы, объясните выбор».
7). Аналогия из жизни: «- Может ли подобная ситуация встретиться в жизни?»
Знакомство и работа с басней на уроках литературного чтения играют особую роль в формировании информационно-читательской культуры и творческой деятельности школьника. Басни содержат множество материала, который влияет на эмоциональную сферу ребенка и формирует у него моральных качеств посредством художественного слова. Внимание к басне в школе связано с её спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существующие признаки басни, как мораль (нравоучение), аллегория (иносказание) и краткость изложения. Для младшего школьника изучение басен имеет большое значение. В силу малого объёма и ярко выраженной морали, басня иллюстрирует интереснейшую историю перед ребёнком. Поэтому дети с удовольствием перечитывают басни, и пересказываю знакомым, переносят басенные сюжеты в реальность, тем самым лучше усваивая поучительный характер произведения, основанный на взаимоотношениях людей.
Литературное чтение играет важную роль в образовании [1]. Школьники развивают творческие, художественные, практические и аналитические навыки, новые идеи и концепции, развивают творческий потенциал и эстетический вкус, создают творческое воображение и развивают визуально-образное мышление (В. Н. Данилов, В. С. Кузин, Ю. А. Полуянов, Н.П. Сакулина и др.) [19,33].
Ключевым фактором развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения является работа с басней, стимулирующая поиск и развитие творческих способностей учащихся.
Басня – это короткий и лаконичный рассказ, который в конце дает читателю нравственный урок. Басни носят дидактический характер, то есть их рассказывают и передают с намерением научить слушателя чему-то. В литературе это описывается как дидактический урок, проводимый через какую-то сказку о животных. В прозе и стихах басня описывается через растения, животных, силы, природу и неодушевленные предметы, наделяя их человеческими качествами, а в конце они демонстрируют нравственный урок. Обычно они включают анималистический сюжет, созданный с использованием антропоморфизма. Животные заменяют людей и извлекают уроки, которые ценны для тех, кто их слушает. Эти животные не только персонифицированы, но и наделены такими антропоморфными способностями, как способность рассуждать. [36], например, в басне Эзопа «Черепаха и Заяц» главный герой, Черепаха, способен рассуждать о том, что медлительный и неуклонный побеждает в гонке, а гибель Зайца — в его чрезмерной самоуверенности. Эти персонажи обычно вовлечены в какую-то моральную головоломку или сталкиваются с уникальной проблемой, которая активирует творческие способности ребенка. Это будоражит их воображение и дает им необходимые знания в утешительной форме.
Цель басни — донести до читателей нравственные послания. Используя животных в качестве голоса разума в этих историях, они особенно привлекательны для маленьких детей, которые учатся нравственному поведению в мире. Басни также дают читателям возможность посмеяться над глупостями людей, и их можно использовать в целях сатиры и критики. Они очень помогают учить детей хорошим урокам, основанным на примерах. Однако в литературе басни используются в дидактических целях на гораздо более широком уровне.
Поскольку басни учат морали, они также помогают понять ценности культуры, в которой они написаны. Басни достаточно запоминающиеся, чтобы они могли легко вспомнить представленные образы и ситуации.
Басни веками передавали нравы и жизненные уроки в народных культурах по всему миру, и они сыграли особенно важную роль в социальном развитии детей.
Они проходят важные процессы развития всех аспектов личности, и творческое мышление и творческие стимулы могут быть разработаны. Начало творческого мышления и творческого действия начинается, когда учащиеся могут на уроках литературного чтения реализовать свои действия из идеи. Это создает новый вид деятельности, который можно охарактеризовать литературного чтения как переход к творческой деятельности. Мышление и действие вступают в отношения, которые обеспечивают переход от мышления к ситуации, а не от ситуации к мышлению. Деятельность учителя в этом случае должна быть направлена на то, чтобы привлечь внимание учеников к достигнутому результату, их поддержку, помощь в понимании существа, стимул для дальнейшей деятельности [22,31].
С педагогической точки зрения необходимо специально стимулировать мышление и воображение, чтобы понять возможные решения и получить опыт работы с различными материалами. В результате учащиеся развивают способность формировать идеи и получать удовольствие от их реализации.
В процессе продвижения творческой активности всегда необходимо позитивно воспринимать идею учащихся, не отрицать категорически, так как это убивает желание что-то исследовать; следует направлять учащегося на нахождение неожиданного взгляда и способа найти правильное решение.
Восприятие художественных объектов способствует появлению новых образов в творчестве. Целевое управление деятельностью учащихся называется активацией, которая определяется как процесс мотивации учащихся к целенаправленному обучению и преодолению пассивных и типичных действий.
Важнейшие условия в работе с басней и развитию творческих способностей учащихся в учебной практике является:
использование различных форм, методов, учебных пособий,
выбор комбинации, которые поощряют школьную активность и независимость.
Существует ряд инструментов и техник, которые можно использовать для поощрения творческого мышления. Сюда входят ролевые игры, мозговой штурм, мнемотехника. На уроках используются различные методические приёмы и формы обучения, чтобы стимулировать творческие способности учащихся.
Выбор педагогом методики работы с басней на основе дидактических и методических знаний — дело творческое. Развитие творческой деятельности невозможно без создания определенных педагогических условий. Важно обеспечить в классе благоприятную и дружелюбную атмосферу. Эффективность преподавателя литературного чтения — показатель его профессиональной компетентности. Выбор педагогом методики обучения на основе дидактических и методических знаний — дело творческое.
Для того чтобы пробудить у читателя-школьника заинтересованное отношение к содержанию творческой деятельности на уроке при работе с басней, нужны особые приемы, выступающие своеобразным толчком, внешним стимулом включения в процесс восприятия художественного произведения. В качестве таких приемов могут выступать просмотр экранизаций литературных произведений, прослушивание музыки, рассматривание картин, проведение очных и заочных экскурсий, связанных с жизнью и творчеством писателя. Однако следует помнить предупреждение А. Г. Асмолова о недопустимости использования чрезмерной стимуляции «познавательной потребности посредством привлечения обильной наглядности, музыкального и художественного оформления учебного процесса», что «может привести к прямо противоположному результату» [6, с. 37].
Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать методы и приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Для вовлечения школьников в субъективно-творческую деятельность и повышения их активности и интереса применяются самые разные методы с применением индивидуализированным обучением:
Обсуждение определенной темы. Необычное начало урока, опора на похвалу, выбор и смена заданий, опорные сигналы, опорные слова.
Решение задачи с помощью игр, развивающих логическое мышление (анаграммы, кроссворды, ребусы, головоломки, ТРИЗ и т. д.)
Работа с неизвестными словами «Индивидуальная работа по карточкам»
Задания на ассоциацию, тренинг образного восприятия, «театр одного актера», деловая игра и др.
Мозговой штурм, «эксперт», «консультант», «хранитель знаний»,»судебное заседание», проблемные ситуации, дебаты и др.
Изготовление наглядных пособий, работа по образцам, организационный контроль, составление кроссвордов и др.
Для достижения формирования творческих способностей используется метод «Фишбоун», приём «Ассоциации», метод «Мнемотехника», приём «Корзина идей».
Учитель использует методы для выбора схемы, задач и упражнений, чтобы воссоздать действия, ученикам, с помощью пояснительных и иллюстративных методов решают поставленные задачи. Используя различные методы и приемы, можно пробудить у школьника интерес к знаниям, развить способность глубоко и активно мыслить. Раньше ученику подчинялись только учитель и учебник, но теперь он стал человеком, умеющим критически мыслить и доказывать свою точку зрения.
Различают следующие уровни активности:
Первый уровень — воспроизводящая деятельность. Характерно стремление ученика понимать, запоминать и воспроизводить информацию, и в то же время он должен овладеть способом ее применения по образцу.
Второй уровень — это интерпретативная деятельность. Он характеризуется желанием учащегося изучить взаимосвязь между событиями, событиями и процессами, чтобы определить содержание изучаемого контента и овладеть методами применения знаний в меняющихся контекстах.
Третий уровень — творческий. Для него характерны интерес и желание глубже вникнуть в суть событий и найти к этому новый путь.
Основой принципов организации является чередование разных видов деятельности учащихся. В основном это практическая, но теоретические сведения также необходимы, поскольку без них самостоятельная творческая работа учащихся невозможна [1,30,31].
Анализ литературы позволил выделить психолого-педагогические условия. Творческая самореализации учащимися на уроках литературного чтения при работе с басней будет осуществлена при их соблюдении (рис.4).

Рисунок 4 Психолого-педагогические условия
В классе учитель создает условия, которые дают детям чувство свободы выбора. В то же время учащиеся осознают, что учебное задание является их собственным выбором. Свобода выбора по Ш. А. Амонашвили также является важной предпосылкой разрядки атмосферы образовательного процесса и разрешения напряженности и конфликтов.
Уроки литературного чтения в начальной школе являются неотъемлемым элементом воспитания культуры человека, средством воспитания и развития личности. Приобщать ребенка к чтению необходимо именно в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения. Решение данной проблемы возможно, при правильном выборе методов обучения детей младшего школьного возраста, являющихся актуальными на сегодняшний день.
В творческом воспитании младшие школьник могут реализовать себя, развиваться и становиться личностью, у которой есть собственное мнение. В классе не нужно бояться занимательных уроков, наоборот, если ученик чувствует, что предмет урока основан на загадках, радость жизни, которая должна быть частью отношения ребенка в повседневной жизни, остается [1,29,31].
Соблюдение вышеуказанных условий помогает учителю организовывать творческие занятия, которые позволяют каждому ученику не только раскрыть свои творческие способности, но и реализовать себя в субъективно – творческой деятельности и получить новый опыт, вокруг себя и во всем мире, понимать друг друга.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В первой главе мы раскрыли сущность и условия организации субъективно- творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней. Ряд авторов (Н. А. Венгеренко, Я. А. Пономарев, Л. Н. Коган и др.) считает, что определение творчества, как «созидание нового» является слишком общим [1,9,17]. А. Н. Лук [24] выделяет в проблеме творчества несколько граней: процесс творчества; творческая личность; творческие способности; творческий климат.
Мы раскрыли 4 вида деятельности:
Репродуктивная деятельность с подсказкой, когда «учитель должен уметь организовывать деятельность школьников по образцу с внешней опорой.
Репродуктивная деятельность без подсказки, когда «при усвоении необходимого и достаточного объема знаний школьник осуществляет свою деятельность уже без всякой подсказки, самостоятельно.
Продуктивная деятельность с подсказкой, не редко деятельность учащихся на данном уровне связывают с творчеством, однако творчество здесь носит сугубо субъективный характер. Иначе сказать, учащиеся решают не творческие, а субъективно-творческие задачи. Организация такой творческой деятельности не подразумевает получение «продукта творчества», она лишь выступает методом и способом обучения».
Продуктивная деятельность без подсказки, когда обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.
Также объяснили, что под творческой деятельностью подразумевается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческую деятельность учащихся мы обозначили как субъективно- творческую (приобретение знаний и опыта деятельности в субъективном плане).
Дали анализ психолого-педагогических условий организации субъективно- творческой деятельности младших школьников при работе над басней, который позволил выделить основные этапы и методы при работе с басней. Басня — вневременной жанр, который продолжает оставаться популярным и актуальным спустя тысячи лет после того, как были рассказаны первые истории. Они успешно передаются и распространяются как в литературе, так и в устных рассказах, что делает их типичной и неотъемлемой частью фольклора во всем мире. Басни нравятся людям всех возрастов и содержат уроки, полезные для любой аудитории. Знакомство и работа с басней на уроках литературного чтения играют особую роль в формировании информационно-читательской культуры и творческой деятельности школьника. Для младшего школьника изучение басен имеет большое значение. В силу малого объёма и ярко выраженной морали, басня иллюстрирует интереснейшую историю перед ребёнком. Поэтому дети с удовольствием перечитывают басни, и пересказываю знакомым, переносят басенные сюжеты в реальность, тем самым лучше усваивая поучительный характер произведения, основанный на взаимоотношениях людей.
Ключевым фактором развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения является работа с басней, стимулирующая поиск и развитие творческих способностей учащихся. В творческом воспитании младшие школьник могут реализовать себя, развиваться и становиться личностью, у которой есть собственное мнение. Соблюдение вышеуказанных условий помогает учителю организовывать творческие занятия, которые позволяют каждому ученику не только раскрыть свои творческие способности, но и реализовать себя в субъективно – творческой деятельности и получить новый опыт, вокруг себя и во всем мире, понимать друг друга.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Изучение исходного уровня сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней
В данной части исследования мы обратились к исходному уровню сформированности знаний и умений учащихся при работе над басней. В исследовании принимали участие 30 детей ,3 «Б» класса МОК им. Виктора Талалихина г. Москва.
В рамках такой оценки как мониторинг были использованы следующие методы сбора информации:
1). Метод наблюдения. Данная методика представляет собой сбор и обобщение первичной информации об изучаемом предмете исследования, путем непосредственной регистрации фактов. Основные методы наблюдения – целенаправленность, планомерность. Беседа с целью получения кратких характеристик исследуемых детей.
2). Метод информации. Так же нами использовался метод информации — опрос. Опрос проводился в течении 40 минут, фронтальный опрос содержал 10 вопросов (приложение 1), целью которых было выяснить, что учащиеся знают о жанре басни, с какими авторами знакомы, какие басни уже изучали и тд.
В работе использовались методы процентного соотношения и контент- анализа для обработки ответов, полученных в процессе анкетирования. Метод процентного соотношения предполагает обработку анкетных данных исходя из ответов участников мониторинга, которым было предложен перечень вариантов ответов в соответствии с их мнением. Метод контент- анализа отображает группировку открытых ответов участников анкетирования по смысловым категориям. При подготовке и проведении метода тестирования следует соблюдать определенные нормы и условия, позволяющих правильно сопоставлять результаты и достижения испытуемых, а также правильно их интерпретировать и проводить диагностику.
На первом этапе нашего исследования проведен метод наблюдения с целью получения первичной информации об изучаемом предмете исследования, путем непосредственной регистрации фактов.
Во время наблюдения детям было предложено прочитать басню Крылова «Ворона и лисица». Анализ результатов показал, что не все школьники справились с заданием. Во время наблюдения на занятии у детей отмечено фрагментарное знание о басни. Плохо сформировано умение правильно воспринимать басни, которое предполагает осознание учащимися аллегории и морали басни, понимание школьниками цели написания басни и её сатирической направленности, а так же плохо отсутствует целостное представление учащимися о басне как о литературном жанре, дети испытывают затруднения в замысле басни.
Рисунок 6 – Результаты анализа наблюдения
Таким образом, результаты первоначального наблюдения показали, что представление о басне как о жанре имеют 21 школьников из них 4 на высоком уровне, так же осознание и понимание морали в басне показали половина обучающихся.
Понимание образа героев басни преобладает на среднем уровне. Так 50% школьников показали средний уровень (15 школьников), 27% (8 школьников) отмечены на высоком уровне, остальные — 23 % (7 школьников) – низкий уровень. Поскольку все дети знакомы с сюжетом и понимают его, легко могут представить литературных героев басни. Так учащихся положительно относятся к образу Лисы, оценивая ее хитрость и умение распланировать и добиться того, что желает («хитрая», «стратег»), 32% учеников «хорошо» относятся к Вороне, осуждают поступок Лисы. Следует отметить мнение 13% анкетируемых, которые отрицательно отнеслись ко всем персонажам басни: Эти ученики отмечали хитрость Лисы, но то, для чего она ее применила, оттолкнуло их. Образ Вороны также им не импонировал, в связи с тем, что представляют ее высокомерной, надменной, но, при всем притом, глупой. 1% затруднился ответить. Образ Лисицы, рисуемый автором, 48% принимавших участие в анкетировании интерпретировали следующим образом: «Автор назвал ее «плутовкой», но не судит за это, относится хорошо». 23% посчитали, что автор выступает с идеей «выживает сильнейший», сослали действия Лисы на тяжелые жизненные обстоятельства, на ее нелегкую долю: «любой, кто захочет есть, сделал бы также», 18% написали, что затрудняются ответить или просто поставили прочерк.
Результаты в позиции понимание цели басни показали преоладание среднего уровня (16 школьников, 54%), 13 школьников показали низкий уровень (43%) и только у одного школьника отмечен высокий уровень (3%).
Мораль в басне смогли найти примерно 67% учеников, указание на строки дают 7 % ( 2 школьника — высокий уровень), 60% учащихся (18 школьников — средний уровень) пытались ответить на все вопросы, у 33% ( 10 школьников — низкий уровень) какой-либо из вопросов вызвал затруднение. Большинство детей способны осмыслить причинно-следственные связи, некоторые из них вышли на уровень осмысления идеи. Главное проблема в том, что дети не расшифровывают аллегорий и образов-символов, что можно объяснить как наивно — реалистическим восприятием, так и недостаточным уровнем начитанности. Не все школьники видят за этой представленной сценой ее глубинного смысла.
Умение читать басню выразительно показали только 4 школьников (13%), 15 детей показали низкий уровень (37%) выразительного чтения басни, средний уровень выразительного чтения басни показали 15 школьников (50%)
Таким образом выделим три основные группы трех уровней, выделенные на основе результатов наблюдения.
Рисунок 7 – Результаты анализа наблюдения (уровни)
Высокий уровень отмечен у 2 школьников (7%), средний уровень отмечен у 15 школьников (50%) и низкий уровень показа у 13 школьников (43%)
Так же нами использовался метод информации — опрос. Опрос проводился в течение 40 минут, фронтальный опрос содержал 10 вопросов, целью которых было выяснить, что учащиеся знают о жанре басни, с какими авторами знакомы, какие басни уже изучали и тд.
Информационный опрос на знание жанра Басня
1. Что такое басня:
а) короткое стихотворение о жизни зверей
б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
в) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2. Что содержит в себе басня
а) мораль, нравоучения
б) аллегорию
в) рассказы о животных
3 Как называется нравоучение в басне? __________________
4 Мораль в басне — это:
а) ее краткое содержание;
б) объяснение происходящего в басне;
в) нравоучительный вывод из рассказанного.
5Назови особенности басни.
1. Героями являются животные.
2. Троекратный повтор.
3. Высмеиваются человеческие пороки.
4. Есть герои — богатыри.
5. Есть поучительный вывод.
6. События и герои изображаются иносказательно.
7. Животные очень похожи на людей.
8. Передаёт чувства, переживания автора.
6. Кто первый начал писать басни?__________________________
7. Каких баснописец вы знаете?______________________________
8. Откуда эти «крылатые» слова?
— Хоть видит око, да зуб неймёт
— Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
— Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
9. Прочитай мораль басни. Подчеркни нравоучение (поучение).
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И с сердце льстец всегда отыщет уголок.
10 . Ваше отношение к басни. Выберите наиболее подходящий ответ.
1. Мне нравится эта басня больше остальных.
2. Мне нравится эта басня, но она не самая любимая.
3. Басня не вызвала у меня никаких эмоций.
4. Мне не нравится эта басня.
5. Мне вообще не нравятся басни.
В ходе наблюдения и опроса мы обнаружили следующую картину. Метод информирования через опрос показал довольно низкий уровень знания учащимися 3 класса басен и басенного жанра. Только 4 учащиеся (13%) в целом хорошо ответили на вопросы, называют все признаки басни. Семь учащихся (23%) показали неудовлетворительный уровень знания басен и басенного жанра, имеет весьма поверхностное представление о басни. Средний уровень знаний жанровых особенностей басни, авторов басни показали остальные ребят, 19 школьников (64%) выделяют только отдельные признаки.
Рисунок 8 – Результаты опроса младших школьников
Среди «проблемных» вопросов, на которые учащиеся не смогли ответить или ответили неправильно, оказались следующие: как называется нравоучение в басне, кто первый начал писать басни. Несколько человек не справились также с такими вопросами, как что такое мораль в басне, что такое басня, из каких басен взяты «крылатые” выражения. На вопрос «Что такое басня», только 5 школьников ответили правильно. 14 обучающихся правильно отметили особенности содержания в басне морали и аллегории, из них 11 человек правильно назвали особенности басни.
На вопрос «Каких баснописец вы знаете?» самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов, а самые популярные басни «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки». Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых отметили положительное отношение к басни.
На основе полученных данных строится наша опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование субъективно-творческой деятельности на уроках литературного чтения
2.2. Реализация психолого-педагогических условий и организация субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней.
В данной части исследования мы покажем предмет реализации психолого-педагогических условий и организация субъективно-творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе над басней. Изучение басен начинается с 8–9-летнего возраста.
Основные направления при работе над басней
| Знакомство с басней как жанр | Составления списка пороков | Презентация басни |
| 1)Нравоучительные произведения 2)Герои басни 3)Сюжет басни 4)Мораль басни
2 урока | 1)5 пороков (хитрость, жадность, лень, лесть, ложь) Дети объясняют пороки 2)Выбирают героев басни 3)Разработка сюжета басни, высмеивание пороков 4)Обозначают мораль басни | Презентуют свою выдуманную басню в группах (Всего 3 группы. Читают басню выразительно) |
Данные направления способствуют формированию более высокого уровня знаний об особенностях басни, которое способствует полноценному восприятию басенного жанра; формирует осознанное понимание школьниками изучаемой басни; развития читательской компетенции – самостоятельный поиск морали, аллегории. Работа по данным направлениям проводилась на каждом уроке и предполагала реализацию поставленных перед нами целей по каждому направлению. Посредством достижения целей учащиеся постепенно, шаг за шагом продвигались по пути формирования умения правильно воспринимать басни.
Для решения вышеизложенных задач был создан комплекс уроков на основе концептуальных методических положений по работе с баснями.
Приведём примеры реализации фрагментов уроков.
Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А.Е. Измайлов «Филин и Чиж», И.А. Крылов «Крестьянин и работник»
Цели: познакомить с баснями Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова, развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности, осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений.
Оборудование: учебная хрестоматия «Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина); проектор; модели обложек; рабочая тетрадь «Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).
Ход урока
1. Организационный момент.
– У нас на уроке гости. Продемонстрируем свои знания, умения работать четко и организованно в группах.
– Итак, друзья, начнем урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас.
– У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на уроке. (Слайд 1)
Литературы новый жанр узнали,Особенности басен распознали.Произведения вместе мы читали,Урокам баснописцев мы внимали.
2. Постановка задачи урока.
– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Прочитайте высказывание Крылова. (Слайд 2)
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок? (Слайд 3)
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями
3. Речевая разминка.
– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.
а) «Играем в футбол”, б) «едем на лошади”, в) «чистим зубки”, г) «сладкие губки”.
– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя: (Слайд 4)
Лиса по лесу шла, Лиса лычки драла Лиса лапотки плела: Мужу – двое, себе – трое, А детишкам – по лаптишкам.
– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.
– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.
4. Повторение раннее изученного. (Слайд 5)
– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.
(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)
– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.) (Слайд 6)
– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)
– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. (Слайд 7)
– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.) (Слайд 8)
– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.) (Слайд 9)
– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это «иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.) (Слайд 10)
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.) (Слайд 11)
– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.
(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)
| 1 | Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы |
| 2 | Большое по объему произведение |
| 3 | Может быть написана в прозе или стихах |
| 4 | В начале или в конце сформулирован вывод-мораль |
| 5 | Повторы |
| 6 | Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание) |
| 7 | Мало описаний |
| 8 | Высмеиваются человеческие пороки |
| 9 | Много диалогов |
| 10 | Интересный короткий занимательный сюжет |
| 11 | Волшебный помощник |
5. Сообщение темы урока. (Слайд 12)
– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей. (Слайд 13)
– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану. Умей выслушать другого. Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова. (Слайд 14)
– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: «Кулик-астроном”, «Лгун”, «Дворянка-буянка”, «Страсть к стихотворению”.
– Сегодня на уроке вы прослушаете басню «Филин и чиж”.
6. Физкультминутка.
– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.
(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)
7. Словарная работа. (Слайд 15)
– Я предлагаю вам прослушать эту басню.
Но для начала небольшая словарная работа.
Что в чем было мочи – изо всех сил.
Изряден – хорош.
Брать должно в образец – считать образцом, подражать.
Беспристрастно – справедливо.
Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль. (Слайд 16)
8. Первичное восприятие произведения. (Чтение басни учителем.)
9. Проверка первичного восприятия.
– Прочитайте название басни.
– Назовите мне героев басни.
– Каким баснописец показал филина?
– Какие человеческие пороки высмеивает автор басни? Какая из пословиц больше подходит к этой басне. (Слайд 17)
Говорит прямо, а делает криво.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Всяк крестится, да не всяк молится.
На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись.
Кому служу, тому и пляшу.
В глаза не хвали, за глаза не кори.
Не годится в неправде язык шевелить, чтобы в очи хвалить, а за очи хулить.
Встречай не лестью, а с честью!
Чьим умом живет, того и песенку поет.
10. Постановка задач перед чтением.
Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)
«Читай ежедневно вслух и «про себя”.
1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.
2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. Значение непонятных слов найди в «словарике”.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
11. Подвижная физкультминутка. (Слайд 19 )
12. Восприятие текста. (Работа по группам.)
– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:
– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;
если все получилось хорошо, то желтый;
если не все получилось, как надо, синего цвета;
если только часть задания, то зеленого цвета.
1-я группа: Эзоп «Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.
2-я группа: Эзоп «Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.
3-я группа: И. А. Крылов «Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4. (Слайд 20)
13. Проверка работы групп. (Чтение басни вслух, творческое задание.)
1-я группа:
– Как понимаете мораль басни?
– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?
– Перевести мораль басни Эзопа «Голубь, который хотел пить”
2-я группа:
– Почему лисице не удалась ее хитрость?
– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.
– Заполните сравнительную таблицу.
Сравнение.
|
| Эзоп | И. А. Крылов |
|
| «Бесхвостая лисица” | «Ворона и лиса” |
| стиль |
|
|
| мораль |
|
|
| герои |
|
|
3-я группа:
– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?
– Разгадайте кроссворд. (Слайд 21)
Кто в старости стал слаб глазами?
Герой басни «Квартет”.
Предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе купила».
Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Кто без драки «хочет попасть в большие забияки”?
Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись”
У кого к зиме « был готов и стол, и дом”?
Герой басни «Лебедь, Щука и Рак”
13. Итог урока.
– Почему возник в литературе жанр – басня?
Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
– Почему басни называют нравоучительными? (Слайд 22)
1 2
