Меню Услуги

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для привлечения ребят к организованному досугу в школе созданы и успешно работают кружки, факультативы, спортивные секции по интересам. Они способны заполнить свободное время интересными видами деятельности, удовлетворить запросы каждого ребёнка, приобщить детей и родителей к совместной творческой деятельности. Для этого нашими педагогами используются следующие эффективные формы досуговой работы по направлениям воспитания:

• Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

• Встречи с представителями ОВД, ИПДН;

• Работа школьного совета профилактики;

• Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2. Спортивно-оздоровительное направление:

• Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

• Проведение бесед по охране здоровья;

• Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкультминуток;

• Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;

• Здоровое питание;

• Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».

3. Художественно-эстетическое направление:

• Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

• Работа кружков;

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

4. Научно – познавательное направление:

• Предметные недели;

• Библиотечные уроки;

• Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;

• Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;

• Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление:

• Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;

• Выставки рисунков;

• Выпуск школьных стенгазет;

• Тематические классные часы и воспитательные беседы;

• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

• Конкурсы рисунков;

• Конкурсы чтецов.

6. Общественно-полезная деятельность:

• Проведение субботников;

• Работа на пришкольном участке;

• Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;

• Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;

• Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.

7. Игровая деятельность:

• Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;

• Настольные игры;

• Сюжетно – ролевые игры.

Информационное обеспечение внеклассной работы и досуговой деятельности школе 8 вида осуществляется по следующим направлениям:

• Разработка положений, рекомендаций воспитателям, классным руководителям по оформлению планов, отчетной документации и проведению занятий и мероприятий в системе досуговой деятельности с детьми разновозрастных групп.

• Разработка и реализация диагностического материала для оценки сформированности жизненно важных компетентностей обучающихся, воспитанников с учетом требований нового образовательного стандарта в досуговой деятельности.

• Пополнение фонда методической литературы, учебно-методических и наглядных пособий в системе организации досуга детей.

• Мониторинг сформированности ключевых компетентностей, уровня воспитанности обучающихся разновозрастных групп в рамках досуговой деятельности.В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Особенность развития детей в младшем школьном возрасте с особыми потребностями заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне. Коррекционное развитие — это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция , способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально –трудовой. Следовательно, социализирующая функция досуговой деятельности заключается в его влиянии на творческое развитие детей, расцвет их способностей, расширение диапазона интересов, гуманизацию мыслей, чувств и поступков, открытии множества путей самореализации личности.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо выполнение ряда условий:

— конкретное планирование деятельности;

— кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение;

— педагогические условия.

При планировании и организации занятий по внеклассной работе и досуговой деятельность с обучающимися, воспитанниками (VIII вид) необходимо соблюдать обязательные следующие принципы:

-побуждение к обучению и самообучение различным видам досуговой деятельности является основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе;

— как зеркало возможностей личности, как воспроизведение ее совершенно индивидуального самоощущения, творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе самоутверждение творящего,укрепляя его чувство собственного достоинства.Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности;

— для этого необходима поддержка и инициатива со стороны педагогического коллектива, со стороны родителей, со стороны одноклассников. Наша поддержка и инициатива заключаются в том, чтобы чутко улавливать и признавать индивидуальные формы самовыражения учащихся, допускать их, способствовать им;

— важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям является серьезное восприятие их произведений, творений, окружающими людьми;

— для ограниченных детей характерна потребность в поддержке, поощрении, что помогает им полнее осознать свою значимость, ощутить радость, удовольствие от похвалы;

— путем ненавязчивых корректировок действий учащихся в процессе создания какого-либо произведения (поделки, рисунка и т.п.), педагоги могут способствовать созданию у ребенка с умственной отсталостью представления о собственной самостоятельности в деятельности, тем самым помогая детям приобрести чувство свободы в творчестве, уверенности в своих способностях;

— в отличие от традиционных форм обучения учащихся с, с умственной отсталостью формы досуговой деятельности предоставляют хорошую возможность взаимодействия детей с ограничениями и нормально развивающихся сверстников;

— однако совместным действиям должна предшествовать пропепевдическая работа, которая подготовила бы детей к восприятию друг друга;

— одним из результатов интеграции детей в подобные деятельностные группы является повышение мотивации к занятиям дополнительного образования – обучению досуговой деятельности, так как учащиеся на деле осознают свои возможности быть на равных с ребятами из массовых школ.Здесь уместно будет процитировать замечание, высказанное на рубеже XIX-XX столетий психиатром Хансом Принцхорном относительно творчества пациентов психиатрических лечебниц: «Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изобразительной силы творящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна»;

— нет никаких оснований думать, что среди детей с ограничениями (даже умственными) нет художественно одаренных личностей;

— необходимость создания условий для организации благотворительных выставок

— продажа творческих работ учащихся с ограничениями. Общественности нужно указать на их произведения;
Партнёрство школы должно носить многосторонний, социально обусловленный характер, включает управление совместной деятельностью заинтересованных субъектов социального воспитания и обучения детей: родителей, педагогов дополнительного образования, представителей учреждений культуры, здравоохранения, спорта, государственных и негосударственных структур, субъектов хозяйствования.

 

ГЛАВА 2.2. Технология организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной. школы 8 вида, на примере вокального объединения.

 

«Запоет школа –запоет весь народ» К.Ушинский.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе является составной частью учебно-воспитательного процесса. Музыкальная деятельность способствует формированию потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, поэтому необходимо детей включать в дополнительные занятия по музыки и пению. Чем раньше ребенок с нарушением в развитии займется музыкально-коррекционной деятельностью, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющие нарушения. В коррекционной школе 8 вида №869 было создано вокальное объединение. «Мелодия» в котором занимаются учащиеся 2-9 классов в возрасте от 9 до 16 лет. В специальных ФГОС для детей с ОВЗ указано: «В связи с неизбежной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду. Смыслом этой работы является поэтапное и планомерное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах».

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Однако процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием и культурой всего общества. Успешная социализация детей с нарушением интеллекта отражает систему их отношений со сверстниками и взрослыми, успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Все современные школы можно условно разделить на две части. Одни школы главной целью считают знания, умения и навыки. Этому подчинены все педагогические поиски, новации, средства. Другие школы главной целью считают Человека, развитие ребёнка, всё же остальное является условиями для этого развития. Коррекционная школа принадлежит ко второй категории школ — школам воспитания. Обучение и воспитание в коррекционной школе переплетаются особенно тесно.

Ученики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость. Для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

При этом у детей с нарушением интеллекта:

– отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности;

– не сформирована коммуникативная компетенция;

– опыт творческой деятельности (участие в творческих конкурсах, смотрах, праздниках) недостаточно освоен;

– не развита эмоциональная сфера, что не дает возможности ученику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал.

Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как творческой личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.
Музыкальное воспитание в коррекционной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом, умственном и нравственном развитии. Учителю музыки в коррекционной школе нельзя ограничивать свою деятельность в рамках уроков музыки, в условиях современной общеобразовательной школы значение внеклассной работы по музыкальному образованию бесспорно. Музыкально-педагогический опыт показывает, что хоровое и сольное исполнение песен детьми разного школьного возраста, игра на детских музыкальных инструментах, постановка театрализованных и кукольных музыкальных спектаклей, участие в общешкольных мероприятиях благотворно сказывается на развитии учащихся с нарушением моторики и эмоционально-волевой сферы. На внеклассных занятиях музыка помогает преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать его, настроить, заинтересовать, а также развивает коммуникативные и творческие возможности учащихся.

Особенность программы вокального кружка в том, что она разработана для детей коррекционной школы, которые сами стремятся научиться красиво петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные способности. В данных условиях программа вокального кружка «Мелодия» — это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы, ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей. Вокальное объединение «Мелодия», направлено на духовное развитие обучающихся. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу — оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в кружке «Мелодия» — является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью. Весь учебно- воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью. Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В вокальном объединении органически сочетаются фронтальное воздействие педагога на воспитанников, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверие к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Начиная обучаться в специальном коррекционном учреждении, дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение воспитанников с умственной отсталостью к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков. Практически каждый ребенок нуждается в развитии музыкальных коммуникативных навыков. Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и в районных конкурсах и фестивалях песни.Изучение музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет воспитанникам более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка. Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых учениками на уроках русского языка и литературы. Это понятие о целостности текста и его частях, о смысловых и лексических связях частей текста, о теме и основной идее текста; умение самостоятельно выявить смысл произведения, пользоваться лексическими синонимами для выразительности высказывания и преодоления неоправданного повторения слов.
При изучении русского народного музыкального творчества и его связей с профессиональным музыкальным искусством используются знания воспитанников, полученные на уроках литературы (изучение отдельных художественных произведений русского фольклора, понятия об устном народном творчестве и письменной литературе), искусства (музыки), а также на уроках изобразительного искусства (знания и представления о декоративно-прикладном искусстве, понимания эстетической ценности изделий народного прикладного художественного творчества). Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Цели программы:

• Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей

• Формирование устойчивого интереса к пению

• Обучение выразительному пению

• Обучение певческим навыкам

• Развитие слуха и голоса детей.

• Формирование голосового аппарата.

• Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

• Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

• Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

• Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Задачи программы:

Образовательные:

• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

• Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

• Привить навыки сценического поведения;

• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала

Развивающие:

• Развить музыкально-эстетический вкус;

• Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные:

• Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации школьников

Дидактические:

• привить навыки общения с музыкой

• формировать чувство прекрасного, на основе песенного музыкального материала

• формировать музыкально-эстетический вкус

• обучить основам музыкальной культуры

• совершенствовать вокальное мастерство

• формировать основы сценической культуры

• развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую активность детей;

Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в коррекционной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкальной деятельности;

обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:

-специфику вокала как вида искусства;

— значение вокала и его роли в синтетических видах творчества;

-возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

-основные жанры народной и профессиональной музыке;

— основные формы музыки;

-названия и виды инструментов;

-имена композиторов и известных исполнителей.

уметь:

-Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-выразительно исполнять соло и хором;

-распознавать на слух песню, танец, марш ;

-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;

— различать на слух звучания отдельных инструментов;

— устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;

— использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.;

— размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;

-определять свое отношение к музыкальным явлениям.

Обучение вокалу способствует коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях –коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.

Нормативно-правовые документы:

1.Закон РФ об образовании.

2.Программа коррекционно-развивающего обучения под ред.С.Г.Шевченко.

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

5.Приказ УО и науки «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями и реализующих программ общего образования.

Контроль уровня обучения

Концертно – исполнительская деятельность — это результат, по которому оценивают работу музыкального кружка. Она требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных праздниках. Это результат, по которому оценивают работу воспитанников. Участие в официальных мероприятиях активизирует работу; позволяет более полно проявить полученные знания, умения, навыки; способствует творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Воспитать необходимые для исполнения качества, в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей с умственной отсталостью коллективным творчеством – основная задача педагога.

Пример годового учебного планирования вокального объединения «Мелодия»:

 

݅Наименование разделов и тем общее
количество часов
݅из них, в том числе
теоретических занятий ݅практических занятий
1. Знакомство с голосовым аппаратом 2 1 1
2 ݅Глубокое диафрагмальное дыхание 3 1 2
4 ݅Звуковыводящие слоги и гласные 2 0 2
5 ݅Звучание в речевой позиции 1 0 1
6 Снятие мышечных зажимов 2 0 2
7 ݅Выведение звука в резонаторы 2 1 1
10 ݅Вокально –певческая установка 2 1 1
11 ݅Пение как вид музыкальной деятельности 3 1 2
13 Формирование детского голоса 2 1 1
14 ݅Звукообразование 2 1 1
15 ݅Дикция и артикуляция 3 2 1
16 Формы и жанры вокальной музыки 4 4 0
17 ݅Мимика и жестикуляция 3 1  2
18 ݅Вокальные упражнения 7 2 5
19 Смысловой посыл в песне 6 3 3
20 Слушание музыкальных произведений 6 0 6
21 Элементы актерской игры в исполнительстве 5 2 3
22 ݅Игровая деятельность ,театрализация 5 3  2
23 ݅Речевые игры и упражнения 6 2  4
24 ݅Дуэтное пение 5 3  2
25 ݅Понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете) 6 4  2
26 ݅Раскрепощение певца 5 3  2
27 ݅Пластика в исполнительстве 5 1  4
28 ݅Речевые игры и упражнения 5 1  4
29 ݅Работа над чистотой интонирования песни 4 1  3
30 ݅В гостях у композитора 6 6  0
31 ݅Работа с опорой звука 5 1  4
32 ݅Пение в положении стоя и сидя 6 1  5
33 Эмоциональная окраска звука 6 1  5
34 Субтонное звучание 4 0  4
35 ݅Мышечная память 2 2  0
36 ݅Низкие и высокие звуки 3 1  2

 

Технологии используемые в работе вокального объединения «мелодия»:

Компьютерные программы. Объяснение нового материала с использованием компьютерного обеспечения, специальные программы позволяют интенсифицировать учебный процесс. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это способствует формированию положительной мотивации к обучению, эффективному решению коррекционных образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Мультимедиа. Использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, так и заимствованных из интернета позволяет вовлечь детей в активную деятельность на уроке, повысить производительность труда учителя и ученика, расширить музыкальный кругозор школьников. Также используется мультимедиа как средство для просмотра музыкальных фрагментов мультфильмов, художественных и документальных фильмов по программе.

Караоке. Еще одно средство информационных технологий, направленное на повышение познавательного интереса детей с нарушением интеллекта Использование караоке позволяет не только повысить мотивацию за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений — от классики до эстрады.

Интернет- ресурсы. Использование Интернет-ресурсов учителем дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.
Здоровьесберегающие образовательные технологии :

Решить основную коррекционную задачу учителя музыки — снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников – позволяют здоровьесберегающие образовательные технологии, использование которых не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся. Основными средствами реализации здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании школьников с ОВЗ являются:

-вокалотерапия (голос — это своеобразный индикатор здоровья человека; если ребенок поет свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется; после вокальных занятий дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека);

-музыкотерапия (основной акцент в слушании музыки ставится на приобщение детей к произведениям высокого искусства; используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях);

-логоритмика или арттерапия (выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух);

-фольклорная терапия (благодаря естественности и органичности народных песен быстро налаживается точность интонирования, элементы движения способствуют общему укреплению и развитию организма);

-сказкотерапия (огромные возможности для душевного здоровья школьников имеет музыкальная сказка, которая открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства);

-куклотерапия (театральная кукольная деятельность отвечает психологическим особенностям школьников с отклонениями в развитии, удовлетворяет основную потребность детей – потребность в игре и создаёт условия для проявления их творческой активности; приобщение школьников к музыкально-театральному творчеству в условиях коррекционной школы осуществляется в рамках создания музыкального кукольного спектакля);

-терапия творчеством (занятия искусством пробуждают в детях дремлющие творческие способности, дают уникальную возможность помочь им раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождают от закомплексованности, дают ощущение своей особенности, приносят массу радостных минут и огромное наслаждение; всплеск творческой активности благотворно действует на психику детей с нарушением интеллекта);

-коррекционно-развивающая работа (главное – это атмосфера занятия; увлеченность детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею», возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность).

Активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом занятия. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, слушать свое исполнение и исполнение других. Коллективный характер музыкальных занятий подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других учеников – их поддержку, сочувствие и сопереживание.Для успешной реализации цели на занятиях создается атмосфера сотрудничества, соучастия, так как педагогика сотрудничества — это педагогика развития личности.

Гуманно-личностный подход в процессе музыкальных занятий помогает детям самостоятельно мыслить, воспринимать музыкальные произведения, личностно проживая их. А это значит — музыка становится для них добрым другом, собеседником, затрагивает струны разума и сердца.

Традиционные виды деятельности и методические приемы:

-разные виды заданий для детей дают возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода;

-большой диапазон работы с песенным материалом — знакомство с песней, её характеристика, работа над текстом (заучивание), выработка четкого произношения (дикция), правильная вокализация текста (распевы, работа над чистотой интонирования), верное воспроизведение ритмического рисунка – превращает урок в живой, творческий процесс, в центре которого личность ученика;

— применение предметных коллекций (иллюстрации, портреты, плакаты) помогает существенно изменять технологию объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у школьников «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

— использование раздаточного материала направлено на освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;

— метод отработки исследовательских навыков — для активизации деятельности учащихся, с обязательной защитой на уроке.
Разнообразие методов определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство детей с новой песней начинается с беседы (словесный метод); по ходу беседы руководитель исполняет фрагменты песни (наглядно-слуховой метод); сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей (стимулирующий метод); выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами (метод эмоционального воздействия); дети сравнивают и анализируют отдельные фрагменты песни (метод анализа и сравнения); определяют идею произведения (метод обобщения).
Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.

 

Заключение

Доказано, что для взрослых творческий процесс — это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей — это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.

Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка.

Исследования учёных показали, что дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушение работы всех психических функций, и, как следствие этого, низкий уровень развития познавательной деятельности.

Анализ имеющихся исследований личности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у них накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоциональные и эстетические впечатления могут стимулировать их заниматься творчеством.

Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает кружковая работа на основе природного материала, так как на этих занятиях происходит их всестороннее развитие. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Кружковые занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.

Все три процесса — воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе воедино, органично связаны друг с другом, перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Целью работы являлось изучение развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями, разработка системы кружковых занятий на основе природного материала, которая учитывает психолого-педагогические особенности учащихся.

Данная система творческих заданий разной сложности — это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей наших детей. Также в этой программе осуществляется дифферинцированный подход, как один из важнейших педагогических принципов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Эта программа коррекционно-развивающих занятий на основе кружковой работы с природным материалом позволит повысить уровень развития внимания, воображения, осознанного восприятия, наглядно-образного мышления, наблюдательности, памяти, мелкой моторики руки и т.д., что в целом разовьёт творческие способности детей с особыми образовательными потребностями.

В результате занятий по разработанной программе у детей развивается творчество, связанное с умениями, навыками работы с природным материалом, расширяется их опыт, создаются прочные основы для творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

С сентября по март месяц 2006-2007 г., проводились занятия кружка « Умелые руки» согласно предложенной программе.

На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что уровень развития творческих способностей кружковцев заметно вырос по сравнению с детьми контрольной группы. [см. Диаграммы 10-15]

Из этого можно сделать вывод, что разработанная программа занятий кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся 3 классов с особыми образовательными потребностями

Таким образом, в результате эксперимента мы доказали, что у школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии уровень творческих способностей повышается благодаря их участию в кружковых занятиях на основе природного материала. Положительные результаты контрольного этапа эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что специально разработанные занятия кружковой работы с природным материалом дадут возможность повысить уровень развития творческих способностей учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида, которая и определила процесс исследования.

Данную программу мы рекомендуем использовать для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями руководителям кружков, учителям и родителям, при необходимости адаптировав её.

Библиография

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М., Ось-89. 2003. С. 44-56, 172-175.

2. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. — №5 – с.30

3. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. – 1994. — №1 – с.11

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., Просвещение, 1967.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. Ред. Воронковой В.В. – М., Школа-Пресс., 1994. С. 19- 256.

6. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. // Школьная пресса – 2002. — №2. – С. 19.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвящение., 1991. С.3-91.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах – М., 1983, — Т. 5, — С. 223-224.

9. Гульянц Э.К, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. — М., Просвящение., 1991. С. 21-105.

10. Гусакова М.А.. Аппликация. — М., Просвящение., 1987. С.5-119.

11. Демор Ж. Ненормальные дети. Воспитание дома и в школе. – М., 1909.

12. Дефектология: Словарь-справочник. / Под ред. Б.П.Пузанова; Сост. С.С.Степанов. – М., Новая школа, 1996.

13. Дубровина И.В., Рабочая книга школьного психолога. — М, Просвящение, 1991. С. 90-163.

14. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — М, Просвящение, 1981. С. 8-97.

15. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. — №6 – С.25.

16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., Просвещение, 1988, С.39-140.

17. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. — №2 – С.33.

18. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. — М., Просвещение, 1980, С.4.-64.

19. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. — №1 – с.42.

20. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. / Под ред. Г.М.Дульнева. – М., Педагогика, 1971г.

21. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М., Педагогика, 1989.

22. Крупская Н. К. / Пед. Соч. в 10-ти т. — М., — 1957, — Т. 4, — С. 299.

23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – М., Просвещение, 1990.

24. Леднёв В.С. Содержание образования. – М., 1989, С. 47.

25. Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. — М., — 1951, — Т. 5, — С. 116.

26. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., Педагогика, 1988, С.23-35.

27. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. — №3 – С.28.

28. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. — №6 – С.3.

29. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

30. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.-Ставрополь, 2005, С.8-55.

31. Новикова И.В., Базулина Л.В.. 100 поделок из природного материала. — Ярославль., Академия Холдинг., 2000. С. 4-149.

32. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. — №4 – С.43.

33. Осмоловская И.М., Игра на уроках. // Начальная школа, — 2004 — №5, — С.13.

34. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М., Просвещение, 1988. С. 155-156.

35. Перевертень Г.И.. Самоделки из разных материалов. М., Просвящение., 1985. С. 3-109.

36. Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации. // Начальная школа, — 2004. — №5.- С. 36.

37. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – М., Педагогика, 1985.

38. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995. — №5 – С.39.

39. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 — №1 – С.3.

40. Программы для кружков детского технического творчества, — М., Профиздат, 1969., С 14-17.

41. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И.Шиф — М., Педагогика, 1972.

42. Развитие технического творчества младших школьников. / Под ред. П.Н. Андрианова, М.А. Галагузовой. — М., Просвещение, 1990. С. 9-54.

43. Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. – М., Просвещение, 1990, С.9-11.

44. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., Просвещение, 1986. С. 3-150.

45. Творчество педагога в системе дополнительного образования. — Нижний Новгород., ООО педагогические технологии, 2003. Стр.31-40.

46. Тупаногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994. — №4 – С.9.

47. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе.- Киев, Радяньска школа, 1976., С. 104-195.

48. Филенко Ф.П.. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. – М., Просвящение, 1971.- С. 4-5, С. 102, С. 143.

49. Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. – М., Просвещение, 1976, С.4-58.

50. Цейтлин Н.Е. Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда. – М., Просвещение, 1980. С. 36-81.

51. Черныш И.Г. Поделки из природных материалов. — М., АСТ-Пресс, 1999. С. 5-135.

52. Шабанова А.А.. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. – Волгоград. Учитель.2000. С. 220-230.

53. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М., Гуманитарный издательский центр Владос, 1999., С.64-70, С.75-87.

54. Щеблыкин И.К, Романина В.И, Кагакова И.И.. Аппликационные работы в начальных классах. — М., Просвящение, 1990. С. 11-142.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4