Меню Услуги

Организация управления инновационными процессами на предприятии ФГУП Почта России


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие инноваций и инновационных процессов на предприятии

1.2 Сущность и содержание деятельности по управлению инновационным процессом на предприятии

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика

2.2 Содержание инновационной деятельности предприятия

2.3 Анализ деятельности по управлению инновационными процессами на предприятии 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Эффективность инновационной деятельности

3.2 Рекомендации по управлению инновационными процессами на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Обновление экономики страны, невозможно без введения нововведений в производство и сферу услуг. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления, повышению уровня жизни населения. В рамках организации инновации являются одним из факторов повышения конкурентоспособности, способствуют поддержанию актуальности реализуемых товаров и оказываемых услуг, приносят доход.

Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах, услугах, оборудовании, техники являются основами развития. Представляют собой подготовку и осуществление инновационных изменений, которые складываются из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое.

Инновационный процесс – это создание такой системы, которая позволит ввод инноваций, а управление инновационным процессом необходимо, для поддержания эффективности данной системы.

Объект исследования: ФГУП «Почта России»

Предмет исследования: инновационная деятельность предприятия.

Целью исследования является, рассмотрение деятельности ФГУП «Почта России» в области инноваций, анализа системы управлении инновационными процессами и поиска путей ее совершенствования.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть характеристику понятий инновация и инновационный процесс;
  2. Изучить содержание деятельности по управлению инновационным процессом на предприятии;
  3. Исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия;
  4. Рассмотреть содержание инновационной деятельности предприятия;
  5. Проанализировать деятельность по управлению инновационными процессами на предприятии;
  6. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности управления инновационным процессом.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие инноваций и инновационных процессов на предприятии

Понятие «инновация» разными учеными трактуется в зависимости от объекта и предмета исследования. В переводе с английского «инновация» обозначает «новшество», «нововведение». Но нельзя смешивать или подменивать понятия «инновация» и «новшество». Новшество – это результат интеллектуальной деятельности (интеллектуальный продукт): услуга, программа, устройство, которые может не быть использовано в деятельности, а просто «пылиться на полке», инновация же,  это освоенное на рынке новшество, объект экономического процесса. Инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [9].

Виды инноваций по классификационным признакам и их характеристика [5,6] представлены в таблице 1

Таблица 1 – Виды инноваций

Критерий классификации Вид инноваций
Технологический признак Продуктовые
Процессные
Место в производственной системе предприятия «На входе»
«Внутри»
«На выходе»
Степень новизны Первичные (радикальные, базовые, революционные)
Вторичные (модификационные, улучшающие)
Сфера приложения в жизни общества Производственные
Торговые
Социальные
Управленческие
Уровень общественного использования Потребительские
Производственные
Продолжение таблицы 1
Воздействие на фактор производства Комплексные
Локальные
Причина возникновения Стратегические
Реактивные
Зависимость от использования на иерархических уровнях организации Первый уровень Корпоративного уровня
Второй уровень Внутрифирменного уровня
Третий уровень Персонального уровня

Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новым продуктом является тот, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, состав применяемых материалов и компонентов, конструктивное выполнение) или предполагаемое использование принципиально новые, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании существующих технологий по-новому [6].

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически усовершенствованных производственных методов. Такие инновации могут быть основаны на использование нового производственного оборудования или новых методов организации производственного процесса. В сфере услуг технологической инновацией считается услуга, характеристики или способы использования которой принципиально новые, либо значительно усовершенствованы в технологическом отношении [6].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

По месту в производственной системе инновациями «на входе» предприятия являются: новые сырье, материальные ресурсы, информация. Инновациями используемыми «внутри» производственной системы являются: новые технологические процессы, информационные технологии, новая организационная структура. «На выходе» в производственной системе выступают: новые услуги, технология, информация и продукты, предназначенные для продажи [5].

По степени новизны первичные, это новый продукт на основе новых материалов, методов обработки, технологий и т.п., вторичные, это также новый продукт, но созданный на основе частичного улучшения методов производства, технологий и т.п. [5].

Классификация по сферам приложения в жизни общества включает в себя производственные инновации – это новое оборудование, технологии, инструменты. Торговые – новый способ рекламы товара, новые способы обслуживания покупателей, новая организация хранения товара. Социальные – новый вид социальной помощи, разрешения социальных конфликтов, способ адаптации нового работника. Управленческие – новые методы принятия решений, стимулирования, контроля, способа планирования [5].

Характеристика инноваций в зависимости от уровня их общественного использования представлена в таблице 2 [5].

Таблица 2 – Характеристика потребительских и производственных инноваций

Вид инноваций Цель Назначение Потребители Примеры
Потребительские Для удовлетворения личных потребностей Повышение экономического, социального, психологического эффекта товара Частные лица, семьи Новые лекарства, услуги, виды пищи, одежды, бытовые приборы  и др.
Производственные Для удовлетворения общественных производственных потребностей Увеличение объема и качества экономики Научная организация, производственное предприятие, корпорация, бизнесс-сообщества Новое оборудование, технологии, инструменты, материалы и др.

Потребительские инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности. Производственные инновации преобразуют общественный воспроизводственный процесс.

По воздействию на факторы производства, комплексные инновации – требуют изменений в технологии, оборудовании, квалификации работников, локальные – не вызывают значительных изменений в факторах производства.

По причинам возникновения, стратегические инновации имеют перспективный характер, служат для обеспечения конкурентоспособности услуги или товара, реактивные – возникают как реакция на действия конкурентов, направленные на повышение конкурентоспособности услуги или товара.

Инновационный менеджмент организации можно анализировать на трех уровнях, каждому из которых соответствует вид инноваций или объекта управления [5]. Характеристика инноваций в зависимости от их использования на иерархических уровнях организации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Характеристика инноваций по иерархическим уровням организации

Инновации являются основным фактором развития и конкурентоспособности предприятия. Основополагающим фактором инноваций как процесса являются изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения продукта или услуги, нового способа их производства  или оказания для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Для инноваций в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Инновационный процесс необходимо рассматривать в неразрывной связи с инновацией как результат инновационной деятельности.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий,  в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [7]. Этот процесс не прерывается после внедрения, так как по мере распространения, новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребителю свойства. Таким образом,  инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг. Схема инновационного процесса в развернутом виде [5] представлена на рисунке 2

Рисунок 2 – Схема инновационного процесса

Где, ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; Ос – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, выявления, изучения, осуществляемые для получения новых знаний. Особенность фундаментальных исследований как творческого процесса – невозможность заранее определить временные затраты, количество средств на его достижение и конечный результат, также они имеют неповторимый, индивидуальный характер исследования. Результатами фундаментальных исследований выступают теории, методы, принципы, гипотезы и их обоснование. Эти результаты могут сопровождаться научными докладами, публикациями, отчетами. На первом этапе: поисковых исследований эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения. На втором: научно-технических исследований – проводится отбор результатов, которые пригодны для реализации на практике. При этом выявляется экономическая целесообразность и техническая возможность, а также сферы использования.

Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений, их результаты могут быть использованы для различных целей, которые в процессе исследований не были заявлены ранее и в течение достаточно длительного времени. По отношению к процессу разработки, создания и освоения конкретных нововведений они проявляются как внешние условия, определяющие долговременные тенденции научно-технического развития.

Прикладные исследования имеют цель решения конкретных практических задач. Основываются на результатах фундаментальных исследований, включаю в себя изучение социально-экономической эффективности, технической возможности и возможностей практического использования результатов исследований в конкретной отрасли. Деятельностью прикладных исследований является отраслевая информация: создание эскизных проектов, технических заданий и требований, технологических регламентов, новых методик и стандартов, проектов предприятий и техники, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются экспериментальные работы и испытания.

Технико-экономическая разработка нововведений на стадии прикладных исследований предполагает получение следующих результатов:

— разработка и обоснование  технического задания

— эскизный проект

— изготовление лабораторных и опытных образцов

— создание рабочей документации на опытный образец

— конструкторские разработки (детали, сборочные единицы), конструкторские документы (чертежи, спецификации)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— проведение патентных исследований и формирование патентного формуляра

— организационный проект внедрения новшества

Чаще всего прикладные исследования начинают проводить после получения технического задания на разработку нововведения, основанного на итогах фундаментального поискового исследования и маркетинга. Данный этап обычно включает в себя сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив и выбор вариантов реализации нововведения, рекомендации для его разработки.

Результаты фундаментальных исследований часто не принимают материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов, их невозможно присвоить и засекретить. А продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации он имеет авторство, принадлежит определенному юридическому или физическому лицу.

На современном этапе исследовательская деятельность все больше заменяется опытом, навыками и привычными методами.

Разработка — это деятельность, направленная на создание новых продуктов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование действующих. Производятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), которые включают в себя:

Научно-исследовательские работы (НИР) — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) и Технологические работы (ТР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия, изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию.

Процесс выполнения НИОКР может состоять из нескольких стадий, можно выделить следующие типовые стадии:

— исследование (технического предложение, технического задания)

— разработка (эскизного, технического проекта, разработка документации на изготовление опытного образца, изготовление и проведений испытаний опытного образца, отработка документации, утверждение документации для организации производства изделий)

— поставка продукции на производство и эксплуатацию (корректировка конструкторской и разработка эксплуатационной документации)

— ремонт (разработка документации для осуществления ремонта)

— снятие с производства (разработка документации на утилизацию)

В соответствии с нормативным регулированием по способу учёта затрат НИОКР подразделяются на:

Товарные НИОКР (текущие, заказные) — работы, относящиеся к обычному виду деятельности организации, результаты которых предназначены для реализации заказчику.

Капитальные НИОКР (инициативные, для собственных нужд) — работы, затраты по которым являются вложениями в долгосрочные активы организации, результаты которых используются в собственном производстве и/или предоставляются в пользование другим лицам

Эти работы осуществляются на основе результатов прикладных исследований.

В результате разработок при создании новой продукции, конструкций машин и оборудования, далее следуют фазы: Проектирование (Пр), Строительство (С), Освоение (Ос), Промышленное производство (ПП), данные стадии в процессе инновационной деятельности могут осуществляться не все, это зависит от характера инновации.

Стадия маркетинга может встречаться не только в конце инновационного процесса – с целью продвижения, сбыта нового продукта или услуги, но и в начале инновационного процесса входящей в фазу разработка как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации. Фазы маркетинг и сбыт, связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

1.2 Сущность и содержание деятельности по управлению инновационным процессом на предприятии

 Инновационные процессы на предприятии требуют специальных приемов и методов управления ими. Система управления инновационными процессами на предприятии значительно отличается от управления другими производственными процессами по своим целям, принципам, функциям и методам.

Целями управления инновационным процессом являются:

— непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, оказываемых услуг, а также применяемой техники, технологий, методов производства продукции и/или в сфере предоставляемых услуг;

— дальнейшее развитие предприятия, отрасли.

Сущность управления инновационным процессом заключается в целенаправленном воздействии на процесс исследований проектно-конструкторских (проектно-технологических) разработок и освоения нововведений в целях сокращения затрат, сроков их выполнения и в конечном счете повышения эффективности (экономической, социальной, экологической)[11]. К основным функциям управления относят: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.

Планирование в деятельности управления инновационным процессом представляет собой комплекс работ по выработке плановых заданий осуществляемых в инновационном процессе.

Функция организации, включает в себя деятельность по объединению людей совместно работающих над разработкой и реализацией инновационной деятельности предприятия, на основании каких-либо правил.

Функция координации предполагает, организацию согласованности работ всех участников инновационного процесса (дирекций, отдельных специалистов).

Функция мотивации заключается в побуждении персонала к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля выражается в проверке организации инновационного процесса на его различных этапах.

Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих и специфических принципов управления[8,12,13], которые изображены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Принципы управления инновационным процессом

Характеристика общих принципов управления инновационным процессом представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Общие принципы управления инновационным процессом

Принцип управления Характеристика
Научной обоснованности Требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов влияющих на эффективность инновационного процесса и применение полученных знаний в практике управления инновационным процессом
Системного подхода Требует чтобы каждый этап в процессе управления должен рассматриваться во взаимосвязи с другими, предполагает целостность инновационного процесса
Оптимальности управления Устанавливает требование достижения целей управления инновационным процессом с минимальными затратами времени и средств
Регламентации Все действия, происходящие в процессе управления инновационным процессом, должны быть жестко регламентированы (иметь свою систему норм и правил)
Формализации Предусматривает формальное закрепление процесса управления инновационной деятельности на предприятии

Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс управления инновационной деятельности, сделать его более планомерным, рациональным и надежным.

В управлении инновационным процессом, наиболее важны специфические принципы, применяемые именно к этому виду деятельности.

Первый по значимости – это принцип гибкости. Он обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью (или даже непредсказуемостью) результатов научных исследований. Принцип гибкости требует применения особых видов планирования (например, не по конкретным детализированным заданиям, а по отдельным направлениям исследовательских работ) и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления.

Принцип учета фактора времени обусловлен значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов. Традиционные в управлении производством календарные периоды (квартал, год и др.) не могут быть приняты за основу (за редким исключением) при управлении инновационным процессом. Этот принцип связан с перспективностью инноваций, означающей необходимость учета долговременных последствий принимаемых управленческих решений.

Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство во всех звеньях, на всех стадиях и этапах инновационного процесса. Такое единство влияет на все составляющие (элементы) системы управления инновациями: планирование, финансовое и организационное обеспечение и т. д. Кроме того, комплексность означает обеспечение тесной связи между различными областями науки и между функциями управления.

Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находит проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений. Он требует, например, создания финансовых резервов для ликвидации (или сокращения) возможных отрицательных последствий от риска или корректировки сроков выполнения отдельных инновационных работ (стадий, этапов) при их планировании.

Принцип учета творческого характера инновационных работ основан на том, что творческий характер создания и внедрения новшеств оказывает влияние на систему управления инновационным процессом. Он учитывается при организации процесса выполнения работы, построении структуры органов управления, определении режима работы и стиля руководства, оценке эффективности инновационных работ и особенно при стимулировании (материальном и моральном) труда сотрудников [13].

Следование данным принципам способствует успешной реализации инновационных процессов. Управление инновационным процессом должно обеспечивать выполнение следующих основных функций:

  1. Познавательную (приращение общих знаний).
  2. Информационную (их распространение).
  3. Исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области).
  4. Преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов).
  5. Экономическую (сокращение затрат труда).
  6. Мотивационную (стимулирование творчества).
  7. Социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами).
  8. Ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов, их взаимосвязи и взаимодействия, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов[13]. Из этого определения вытекает, что элементами (составляющими) инновационного механизма являются[13,15]:

  1. Организационные формы инновационных отношений (последовательная, параллельная формы).
  2. Методы управления инновациями (административные, организационно-плановые, финансово-экономические, социально-психологические).
  3. Методы финансирования инноваций (единовременное и поэтапное).
  4. Методы оценки эффективности результатов инноваций (расчет показателей показатели окупаемости и срока окупаемости инвестиций, рентабельности инвестиций, прибыли от инновационной деятельности).
  5. Порядок формирования и использования инновационных фондов (централизованных и децентрализованных, федеральных и региональных).
  6. Инновационное законодательство.
  7. Морально-психологические методы воздействия на инновационную активность.
  8. Меры информационно-технического оснащения инновационного процесса.

Инновации требуют эффективного управления в целях получения положительного результата от их применения. Управление инновационным процессом является основой инновационного развития предприятия, а инновационное развитие в свою очередь, это основа повышения его деятельности, конкурентоспособности и инструмент получения экономической выгоды.


Страницы:   1   2   3