Глава 2. Анал из систе мы транс порти ровки скоро портя щихся грузо в по Свер длов ской области
2.1 Организационно-экономический и географический анал из
Об еспе чени е своевременной и качественной тран спор тиро вки скоропортящейся прод укци и от прои звод ител ей к потр ебит елям имеет важн ое экономическое и социальное знач ение. Поскольку в нашем свер длов ском регионе нево змож но производить боль шинс тво скоропортящейся прод укци и в необ ходи мых количествах, прод укты питания дост авля ются из друг их регионов, в том числ е из-за рубе жа.
В разли чных целях обесп ечени я качес твенн ой и соотв етств ующей разны м требо вания м транс порти ровки скоро портя щихся грузо в грузо отпра вител и выбир ают разли чные виды транс порта. Так, на малые и средн ие расст ояния перев озок у автот рансп орта нет конку ренци и. Межко нтине нталь ные перев озки обесп ечива ются возду шным и морск им транс порто м, приче м для перво го случа я это выход ит быстр о, но дорог о, а для второ го – долго, но дёшев о. Сухоп утные перев озки на дальн ие расст ояния в свою очере дь могут произ водит ься как желез нодор ожным, так и автом обиль ным транс порто м.
Име нно вышео писан ная ситуа ция с выбор ом вида транс порта для дальн ей перев озки и служи т основ ной дилем мой для грузо отпра вител я.
Для выбор а подви жного соста ва при перев озке скоро портя щихся грузо в основ ным и важне йшим крите рием являе тся срок доста вки.
Исход я из проде ланны х расче тов, следу ет сдела ть вывод о том, что автом обиль ные перев озки скоро портя щихся грузо в гораз до практ ичнее на любых расст ояния х, за исклю чение м случа ев, когда необх одимо доста вить парти ю скоро портя щейся проду кции крупн ых разме ров, напри мер, объём ом в 10 рефри жерат орных конте йнеро в.
Све рдлов ский регио н, как и любой друго й в мире, не спосо бен произ водит ь в полно й мере весь спект р проду ктов живот ного и расти тельн ого проис хожде ния. Следо вател ьно, возни кает необх одимо сть в импор тной проду кции и появл яется возмо жност ь для экспо рта. Основ ными стран ами-и мпорт ерами скоро портя щихся грузо в, согла сно [15] , являются: госу дарс тва СНГ, Эква дор, Китай, Итал ия, Венгрия, Кени я.
Ра змещ ение районов прои звод ства и потр ебле ния скоропортящихся прод укто в питания опре дели ло основные напр авле ния перевозок скор опор тящи хся грузов в пределах Росс ийск ой Федерации [16].
- Кавка зское и Южное: по этому напра влени ю с юго-з ападн ых регио нов в центр Росси и везут фрукт ы, овощи, ранню ю зелен ь, вино, мясо, рыбу, бахче вые культ уры, консе рвы и цитру совые;
- Крымское: из Крыма в центр Росси и везут фрукт ы, ранню ю зелен ь, овощи, ягоды, вино, мясо, битую птицу и импор тные овощи, фрукт ы, консе рвы;
- Мурманское: из Мурма нска в други е регио ны Росси и перев озят свежу ю рыбу и рыбны е проду кты, в обрат ном напра влени и — овощи, фрукт ы, мясо и масло;
- Даль невосточное: из дальн евост очных район ов Росси и вывоз ят рыбу и мореп родук ты, а также импор тные яблок и, цитру совые и банан ы в разли чные район ы стран ы;
- Среднеазиатское: из Средней Азии во все регионы Росс ии перевозят разл ичны е фрукты (пер сики, абрикосы, вино град, дыни и др.), овощ и, консервы, вино;
- Астра ханское: из район ов Повол жья транс порти руют в центр альны е район ы РФ и на Урал мореп родук ты, помид оры и арбуз ы;
- Балтийское: из Приба лтики в центр альны е район ы Росси и и на Урал вывоз ят рыбу, импор тные цитру совые, банан ы и анана сы, мясо и живот ное масло.
Как показ ывает распр еделе ние, Ураль ский регио н не участ вует в отпра влени и скоро портя щейся проду кции, во много м в связи с геогр афо-к лимат ическ им полож ением.
Согл асно данны м [17], был прои звед ен анализ импо рта и эксп орта товаров, отно сящи хся к кате гори и скоропортящихся. На рисунке 3 представлена диаг рамм а товаров, импо ртир уемы х в Свер длов скую область, по категориям, а в табл ице 2 прив еден ы числовые знач ения для разн ых грузов из категории импо ртны х продуктов раст ител ьног о происхождения, поск ольк у данная груп па превосходит оста льны е из кате гори и скоропортящихся.
Данные пред став ленн ых диаграмм и таблиц по импорту и экспорту не учитывают това ры, доставляемые из других реги онов Российской Феде раци и. Объём ввоз имой скоропортящейся прод укци и составляет окол о 3,3% от общей доли всего импо рта.
Табл ица 2 – Рас пред елен ие продуктов раст ител ьног о происхождения, и мпорт ируем ых в Сверд ловск ую облас ть

О бъёмы экспо ртиру емой скоро портя щейся проду кции из Сверд ловск ой облас ти в други е стран ы значи тельн о ниже объём ов импор та, заним ая лишь 1,2% от общег о объём а экспо рта. Сравн ение экспо ртиру емых скоро портя щихся товар ов по катег ориям с общим экспо ртом показ ано на рисун ке 4.
Рис унок 4 – Распр еделе ние экспо ртных товар ов, вывоз имых из Сверд ловск ой облас ти, по катег ориям за перио д с мая 2019 по апрел ь 2020
Исходя из полу ченн ых данных, можн о сделать выво д о том, что Свер длов ском у региону в связи с климатическими усло виям и необходимо боль ше импортировать разл ичны е товары, отно сящи еся к скор опор тящейся продукции. Объё мы импорта прев ышают объёмы эксп орта приблизительно в три раза.
2.2 Транспортно-логистический анал из
Тр ансп орти ровк а скоропортящихся груз ов осуществляется всем и видами тран спор та. Основным доку мент ом, устанавливающим межд унар одны е правила пере возо к скоропортящихся груз ов, является «Сог лаше ние о межд унар одны х перевозках скор опор тящи хся пищевых прод укто в и о специальных тран спор тных средствах, пред назн ачен ных для этих перевозок» [19].
В данн ом Соглашении указ аны следующие стан дарт ы:
- типы и нормы специ альны х транс портн ых средс тв, испол ьзующ иеся для перев озки скоро портя щихся проду ктов;
- методика, порядок пров еден ия и офор млен ия результатов изме рени я и конт роля качества груз а, принятого к перевозке;
- темпе ратур ные услов ия, котор ые должн ы соблю датьс я при погру зке и перев озке скоро портя щихся проду ктов.
2.2.1 Транс порти ровка скоро портя щихся грузо в желез нодор ожным транс порто м
Желе знодо рожны й транс порт заним ает лидир ующие позиц ии в транс порти ровке скоро портя щихся грузо в на дальн ие расст ояния, благо даря своей униве рсаль ности. Перев озка скоро портя щихся грузо в на сети желез ных дорог произ водит ся в соотв етств ии с «Прав илами перев озок желез нодор ожным транс порто м скоро портя щихся грузо в» [20] , опубликованными 4 марта 2019 года. Данн ый закон всту пит в силу 1 сент ября 2019 года.
На желез нодор ожном транс порте скоро портя щиеся грузы в завис имост и от орган изаци и их транс порти ровки, обусл овлен ной физик о-хим ическ ими свойс твами проду кта, подра зделя ются на три основ ные групп ы:
- грузы особ о срочной дост авки. Продолжительность тран спор тиро вки данного вида грузов жест ко ограничена, необ ходи ма высокая степ ень надежности пере возо к;
- гр узы срочной дост авки. Продолжительность пере возк и ограничена, но допускаются откл онен ия, не прев ышаю щие определенных норм;
- грузы, срок доста вки котор ых не огран ичен. При перев озке допус каютс я колеб ания темпе ратур ного режим а и откло нения во време ни. Эти грузы относ ятся к разде лу срочн ых из-за высок ой стоим ости грузо в, подви жного соста ва и его обслу живан ия.
Со гласн о новом у закон у, в завис имост и от темпе ратур ного режим а грузы будут разде лятьс я на две катег ории:
- грузы, пере вози мые с обяз ател ьным соблюдением темп ерат урно го режима (зам орож енна я мясная и рыбная прод укци я)
- грузы, для перевозки кото рых род подв ижно го состава или тип конт ейне ра определяет груз оотп рави тель, в соот ветс твии с уста новл енны ми изготовителем прод укци и требованиями к её каче ству.
О сновн ые преим ущест ва перев озки по желез ным дорог ам:
- па рк изоте рмиче ского подви жного соста ва позво ляет перев озить широк ую номен клату ру скоро портя щихся грузо в в больш их объём ах;
- централизованное упра влен ие;
- отно сител ьно невыс окая себес тоимо сть, по сравн ению с автом обиль ным и возду шным транс порто м;
- независимость от метеоусловий.
Ос новны ми недос татка ми перев озок желез нодор ожным транс порто м являю тся:
- рас пыле ннос ть пунктов дост авки на пути следования;
- нецелесообразность пере возо к мелкими парт иями;
- уст арев ший и малы й парк изот ерми ческ ого подвижного сост ава;
- обра тный порожний проб ег.
Для перев озок скоро портя щихся грузо в по желез ным дорог ам испол ьзуют ся вагон ы и конте йнеры.
Н а рисунках 5 и 6 показаны два типа желе знод орож ного подвижного изот ерми ческ ого состава – универсальный и специальный.
Изот ермич еские вагон ы класс ифици руют [22]:
а) по назначению:
1) униве рсаль ные (рефр ижера торны е вагон ы и ледни ки);
2 ) специ альны е (для перев озки молок а, живой рыбы, вина и пр.);
б) по способу охла жден ия:
1) с машин ным охлаж дение м (рефр ижера торы);
2) охлаж даемы е льдом или льдос оляно й смесь ю (ледн ики)
3) охлаждаемые сжиж енны ми газами;
в) по способу отоп лени я:
1) с элект роото плени ем (рефр ижера торы);
2) отапл иваем ые печам и-вре мянка ми (ледн ики);
3) вагон ы без обору дован ия, в котор ых темп ерат урны й режим подд ержи вает ся за счет конструкции (ваг оны- терм осы).
При мене ние рефрижераторного подв ижно го состава взам ен вагонов-ледников позв оляе т:
- получ ить низки е доста точно посто янные и равно мерны е темпе ратур ы возду ха в грузо вом помещ ении вагон а;
- ускорить дост авку скоропортящихся груз ов;
- а втом атиз иров ать работу холо диль ного и энер гети ческ ого оборудования, а также элек троп ечей и сниз ить себестоимость пере возк и скоропортящихся груз ов;
- л икви диро вать льдопункты с их соор ужен иями и устр ойст вами;
- пр оизво дить терми ческу ю обраб отку (охла ждени е) скоро портя щихся грузо в в пути следо вания.
Одна ко ре фриже ратор ный подви жной соста в име ет ряд н едост атков :
- слож ность устро йства и экспл уатац ии холод ильно го и энерг етиче ского обору дован ия;
- выс окая стоимость обор удов ания – боль шие единовременные капи таль ные затраты;
- необходимость в специализированных рефр ижер атор ных депо и пунктах обсл ужив ания автономных ваго нов.
Себе стои мост ь 10 ткм перевозки скор опор тящи хся грузов в 2,6 – 2,9 раза выше обще сете вого уровня себе стои мост и. На вели чину себестоимости суще стве нно влияют расх оды на обсл ужив ание изотермического подв ижно го состава, на его депо вско й ремонт и амортизационные отчи слен ия. Неблагоприятно сказ ывае тся также коэф фици ент тары изот ерми ческ ого подвижного сост ава, который в 2-4 раза выше, чем у типо вого крытого ваго на.
