2.3 Анали з логис тичес кого компл екса Сверд ловск ой облас ти
Совершенствование тран спор тно- логи стич еско го комплекса на территории Свер длов ской области – основное напр авле ние логистики реги она, направленное на благо граж дан, поскольку эффе ктив ная работа тран спор тно- логи стич еско й системы благ отво рно сказывается на конечной стои мост и товаров, что затрагивает инте ресы миллионов жите лей области.
В связ и с этим областное прав ител ьств о осуществило прог рамм у «Кон цепц ия транспортно-логистической сист емы Свердловской обла сти» , рассчитанной на 2008-2015 гг., но с персп ектив ой разви тия до 2030 г.
Для оценк и состо яния транс портн о-лог истич еской систе мы Сверд ловск ой облас ти был прове дён SWOT-анализ.
Сил ьными сторо нами следу ет счита ть:
- вы годно е геопо литич еское место распо ложен ия, харак териз ующее ся перес ечени ем напра влени й корид ора «Тран ссиб» и строящегося Севе рног о транспортного кори дора на марш руте Санкт-Петербург — Медвежьегорск — Каргополь — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь, обсл ужив ание м российских и транзитных груз опот оков в Евро пу, Среднюю и Юго-Восточную Азию, а такж е в обра тном направлении;
- нал ичие в регио не отрас лей промы шленн ости и произ водст в, испол ьзующ их высок ие техно логии и нужда ющихс я в испол ьзова нии метод ов совре менно й логис тики;
- прихо д в регио н крупн ых росси йских и иност ранны х торго вых сетев ых компа ний;
- д остат очно разви тая транс портн ая инфра струк тура регио на, налич ие крупн ых транс портн ых узлов;
- поте нциал ьная возмо жност ь досту па к значи тельн ому объем у экспо ртно- импор тных грузо поток ов, в том числе конте йнерн ых;
- от носит ельно слаба я конку рентн ая среда.
Слабым и сторонами являются:
- рег иона льны й логистический рыно к находится на начальном этап е своего разв ития, в осно вном он огра ничи вает ся обособленными вида ми услуг, вход ящим и в сфер у логистики: тран спор тным и, экспедиторскими или складскими;
- нерациональная конф игур ация существующей желе знод орож ной и авто доро жной сетей прив одит к избы точн ым издержкам груз оотп рави теле й, а такж е создает разр ыв между бога тыми природными ресу рсам и регионами Урал а;
- отсу тстви е необх одимо го объем а склад ской инфра струк туры класс ов A и B не позво ляет соблю дать возра стающ ие требо вания к качес тву и масшт абам обслу живан ия грузо поток ов;
- местные логи стич ески е организации не имеют дост аточ ного опыта рабо ты с пров айде рами логистических услу г, крупными межд унар одны ми и росс ийск ими торговыми сетя ми и тран спор тно- эксп едит орск ими компаниями;
- слаб ый техни чески й урове нь оснащ ения и разви тия назем ной инфра струк туры, слабо испол ьзуем ый потен циал малой авиац ии, особе нно при осуще ствле нии грузо вых перев озок;
- текущ ее техни ческо е состо яние автод орожн ой инфра струк туры, в том числе федер альны х автом обиль ных дорог, значи тельн о снижа ет средн юю скоро сть движе ния, пропу скную спосо бност ь автом обиль ной транс портн ой сети;
- транс портн ая и терми нальн о-скл адска я инфра струк туры разви ваютс я обосо бленн о друг от друга, что приво дит к локал ьному дисба лансу пропу скных спосо бност ей транс портн ой сети и транс портн о-лог истич еской инфра струк туры, особе нно в места х их стыко вок.
В озмож ности транс портн о-лог истич еской систе мы Свердловской обла сти:
- со здани е мульт имода льных логис тичес ких компл ексов, предо ставл ение компл екса услуг мульт имода льных перев озок грузо в;
- пол номас штабн ая реали зация проек та «Евро -Азиа тский между народ ный транс портн о-лог истич еский центр »;
- пре доста влени е полно го компл екса качес твенн ых логис тичес ких услуг между народ ным, росси йским, местн ым торго вым и промы шленн ым компа ниям, включ ая услуг и добав ленно й стоим ости;
- рост транз итных и мульт имода льных перев озок на терри тории облас ти как следс твие разви тия транс портн о-лог истич еской инфра струк туры и компл екса предо ставл яемых услуг;
- ча стич ное устранение дисп ропо рций в разв итии складской инфр астр укту ры за счет строительства коль цево й автомобильной доро ги вокруг горо да Екатеринбурга.
У грозы ТЛС Сверд ловск ой облас ти:
- пр иход в регио н иност ранны х логис тичес ких опера торов;
- заня тие лидир ующих позиц ий по обслу живан ию грузо поток ов субъе ктами други х регио нов;
- зависимость потр ебит елей складских и логистических услу г от торг овых сетей и промышленных комп аний;
- пот енци альн ый рост стои мост и трудовых ресу рсов;
- чре змер но высокая тран спор тная нагрузка на город Екат ерин бург.
Так им образом, степ ень развития тран спор тной инфраструктуры Свер длов ской области сего дня не в полной мере соответствует потр ебно стям развития экон омик и региона, сдер жива ет реализацию его промышленного, ресу рсно го и тран зитн ого потенциала. Отсу тств ие скоординированности разв ития не позв оляе т в полн ой мере реал изов ать принципы совр емен ного логистического упра влен ия процессом пере возк и, переработки и хранения това ров и груз ов.
П о предварительной оцен ке формирование на территории Свер длов ской области тран спор тно- логи стич еско й системы, сост ояще й из 9 транспортно-логистических цент ров общей стои мост ью 36345 млн. рублей и суммарной мощн ость ю грузопереработки 60 млн. тонн в год, может обеспечить за период 2009 – 2030 гг. инте грал ьный экономический эффе кт в виде прироста чист ой прибыли в размере боле е 68 млрд. рублей при простом срок е окупаемост и капит альны х вложе ний около 6,4 г. Район ы разме щения предп олага емых крупн ых логис тичес ких центр ов показ аны на рисун ке 10.
За перио д 2009 – 2030 годо в в тран спор тно- логи стич еско й системе обла сти может быть создано боле е 13 тыс. рабочих мест.
Обе спеч ение трудовыми ресу рсам и предусматривается в основном за счет имею щего ся в обла сти контингента рабо тник ов в сфер е транспорта и торговли.
Предполагается созд ание системы проф есси онал ьной подготовки и повышения квал ифик ации.

Ри сунок 10 – Систе ма крупн ых логис тичес ких компл ексов, управ ляемы х из одног о центр а
Созд ание эффек тивно й транс портн о-лог истич еской систе мы позво лит:
- с ократ ить общие издер жки в цепи поста вок на 12 – 25 проце нтов и увели чить скоро сть товар одвиж ения на 25 – 45 проце нтов;
- обесп ечить опере жающи й средн еросс ийски е темпы рост грузо поток ов регио на, что соотв етств ует Конце пции разви тия Екате ринбу рга как крупн ого транс портн о-рас преде лите льно го узла Боль шого Урала;
- обес печит ь потен циал роста оборо та оптов о-роз нично й торго вли до 50 проце нтов, что будет спосо бство вать сдерж ивани ю роста потре бител ьских цен.
П реиму ществ а разви тия транс портн о-лог истич еской систе мы Сверд ловск ой облас ти позволят:
- п ривле чь отече ствен ные и заруб ежные грузо поток и и инвес тиции за счет инфра струк турно й подго товле нност и регио на;
- увел ичит ь объем нало гов и сбор ов в обла стно й и феде раль ный бюджеты;
- со здать новые произ водст венны е мощно сти и рабоч ие места в целом ряде секто ров эконо мики;
- получ ить допол нител ьную прибы ль (сниж ение себес тоимо сти проду кции) за счет созда ния рынка услуг добав ленно й стоим ости, постр оить управ ление логис тичес кими издер жками на всех этапа х созда ния стоим ости проду кта, а также снизи ть долю логис тичес ких издер жек в потре бител ьской цене товар а;
- р азра бота ть рациональную план иров ку территории горо дов, населенных пунк тов и обес печи ть оптимальное разм ещен ие производительных сил;
- р азвит ь совре менну ю социа льную и делов ую инфра струк туру (жиль е, связь, пасса жирск ий транс порт, розни чная торго вля, индус трия отдых а, общеп ит, серви с);
- сн изить эколо гичес кую нагру зку на терри торию, осуще ствит ь перев од части грузо в на речно й и желез нодор ожный транс порт;
- консо лидир овать участ ие крупн ого и средн его бизне са в разви тии регио нальн ой эконо мики, разви ть цивил изова нные формы делов ой актив ности через механ измы госуд арств енно- частн ого партн ерств а.
Глава 3. Комплекс меро прия тий по усов ерше нств ован ию орган изаци и перев озок скоро портя щихся грузо в
3.1 П римен ение и разви тие интер модал ьных и муль тимо даль ных технологий
По всем у миру идет широкое разв итие интермодальных и мультимодальных пере возо к. Это прим еним о и к перевозкам скор опор тящи хся грузов, особ енно при межг осуд арст венн ых и межк онти нент альн ых транспортировках. При использовании рефр ижер атор ных контейнеров как укрупненных груз овых единиц напр ямую с реги онал ьных мест сбор а или полу чени я продукции возн икае т ряд поло жите льны х моментов:
- повсеместный пере ход на инте рмод альн ые технологии с использованием стан дарт изир ован ных контейнеров исче знет необходимость в использовании и содержании унив ерса льны х железнодорожных изот ерми ческ их вагонов;
- во зраст ает общая скоро сть доста вки за счет умень шения време ни на погру зочно -выгр узочн ые опера ции;
- возможность отсл ежив ания грузов в контейнерах на всё пути следования;
- увеличение общей скор ости доставки за счет прим енен ия общих инте рмод альн ых технологий, таки х как пере возк а по един ому транспортному доку мент у, единому тари фу и под ответственностью одно го оператора;
- сокра щение време ни на оформ ление разли чных докум ентов и расче тов;
- о тветс твенн ость за состо яние груза несет один опера тор, что упрощ ает решен ие разли чных непре двиде нных ситуа ций.
О сновн ыми напра влени ями разви тия техни чески х средс тв конте йнерн ой транс портн ой систе мы на перс пект иву являются:
- рост парк а рефр ижер атор ных контейнеров и оптимизация его структуры в соответствии со спецификой скор опор тящи хся груз ов;
- у скор ение темпов созд ания, внедрения спец иали зиро ванн ых рефко нтейн еров разны х типов;
- реко нстру кция дейст вующи х и строи тельс тво новых крупн ых конте йнерн ых терми налов и специ ализи рован ных конте йнерн ых пункт ов, обору дован ных для обраб отки рефри жерат орных конте йнеро в;
- усил ение средств меха низа ции и авто мати заци и на погр узоч но-р азгр узоч ных и скла дски х работах, расш ирен ие применения кран ов большой груз опод ъемности, тяжелых авто погр узчи ков, а также легк их высокоманевренных электропогрузчиков и другого подъ емно -тра нспо ртно го обору дован ия;
- ра звити е робот изаци и;
- рас ширен ие сферы приме нения присп особл енног о для эконо мично й перев озки рефконтейнеров унив ерса льно го и спец иали зиро ванн ого подвижного сост ава – ваго нов, автомобилей, авто тяга чей и авто приц епов, морских и речных судо в, самолетов и вертолетов;
- совершенствование обще госу дарс твен ной системы упра влен ия контейнерными пере возк ами с испо льзо вани ем современных инфо рмац ионн ых технологий;
В усло виях развития рыно чных отношений, повы шени я конкуренции на рынке тран спор тных услуг увел ичив аетс я парк конт ейне ров, прежде всег о, специализированных, нахо дящи хся в собс твен ност и грузовладельцев, что снижа ет инвес тицио нную потре бност ь орган изаци й желез нодор ожног о транс порта и повыш ает качес тво транс портн ого обслу живан ия.
Раз вити е парка рефр ижер атор ных контейнеров имее т особую акту альн ость. Решение разл ичны х задач може т быть напр авле но как на одну обла сть, например, на сохранение груз ом свойств в экстренных случ аях, так и на неск ольк о сразу.
Далее буду т представлены нове йшие разработки в области разв ития рефрижераторных конт ейне ров [28] и дано кратк ое описа ние к каждо му виду.
- Kling e NMR-262&NMG-115
Д анный тип конте йнеро в снабж ен двумя незав исимы ми энерг облок ами, один из котор ых являе тся резер вным и включается при возникновении пере боев в рабо те основного блок а. Такие рефр ижер атор ные контейнеры обес печи вают максимальную терм ичес кую стабильность для груза и используется в основном для транспортировки фарм ацев тиче ских материалов.
- Carrier NaturaLINE ™
Данн ый тип конте йнеро в испол ьзует в качес тве хладо носит еля не фреон ы, пагуб но сказы вающи е на окруж ающей среде, а углек ислый газ CO2. Рефри жерат орные конте йнеры таког о типа почти не нанос ят вред окруж ающей среде, но потре бляют больш е энерг ии для работ ы, поэто му в данно й облас ти предс тоит еще много работ ы.
- Dai kin ZESTI A
Осно вным качес твом данно й модел и являе тся очень низки е энерг озатр аты. Для сравн ения конте йнеры данно й модел и потре бляют на 40% и 60% меньш е энерг ии при работ е в режим ах охлаж денны х грузо в (от -10°С до +30°С ) и режим е замор оженн ых грузо в (от -30°С до -10°С). Такие показ атели дости гаютс я за счет техно логии, связа нной с испол ьзова нием посто янных магни тов и созда нием крутя щих момен тов без сколь жения. Други ми отлич итель ными особе нност ями являю тся улучш енная аэрод инами ческа я форма испар ителя перем енная часто та враще ния венти лятор а конде нсато ра.
- Th ermo King MAGNU N PLUS 4000
О собен ности конст рукци и данно го рефри жерат орног о конте йнера позво ляют сохра нять внутр и грузо вого помещ ения низки е темпе ратур ы (впло ть до -40°С ) при очень высок их темпе ратур ах окруж ающей среды (до +50°С). Конт ейне ры данного типа при впол не могут стат ь наиболее вост ребо ванн ыми в стра нах с жарк им климатом при организации пере возо к скоропортящихся груз ов.
- Sta rcool CA
Соз данны е лидер ом конте йнерн ых перев озок – фирмо й Maers k, рефко нтейн еры модел и Starc ool CA специ ализи рован ы для транс порти ровки свежи х фрукт ов, овоще й и цвето в на дальн ие расст ояния. Сохра нение свеже сти для скоро портя щихся грузо в дости гаетс я созда нием внутр и корпу са пониж енног о уровн я кисло рода О2, котор ый являе тся основ ной причи ной проце ссов созре вания и старе ния фрукт ов и овоще й. При испол ьзова нии таких конте йнеро в, произ водит елям больш е не следу ет собир ать урожа й, не дожид аясь приро дного уровн я зрело сти и рассч итыва я на дозре вание в пути следо вания .
- Klin ge NMF- 371
Уни кальн ость дальн ей модел и состо ит в том, что конст рукци я холод ильно й устан овки конте йнера позво ляет прово дить быстр ые замор озки для мяса, рыбы и мореп родук тов, а также размо розки в корот кие сроки даже при сверх низки х темпе ратур ах. Для допол нител ьной увере нност и в сохра нност и груза данна я модел ь также оснащ ена собст венно й элект роста нцией.
Все пере числ енны е инновационные моде ли рефрижераторных конт ейне ров представлены в приложении А.
Ос новн ыми направлениями в развитии испо льзо вани я парка рефри жерат орных конте йнеро в являю тся:
- соз дани е контейнеров с резервными гене рато рами для долг их перевозок;
- созда ние конте йнеро в, спосо бных работ ать при низки х и высок их темпе ратур ах окруж ающей среды без вреда для груза;
- создание экол огич ески чистых конт ейне ров на осно ве применения альт ерна тивн ых хладоносителей;
- созда ние конте йнеро в разли чной конст рукци и, напри мер, с боков ыми дверц ами;
- с оверш енств овани е крепе жного обору дован ия;
- со здани е специ ализи рован ных рефри жерат орных конте йнеро в.
3.2 Регио нальн ые логис тичес кие холод ильны е терми налы
О дной из причи н потер и качес тва скоро портя щихся грузо в, а именн о плодо овоще й, являе тся отсут ствие предв арите льног о охлаж дения на места х сбора.
3.2.1 Пред посыл ки созда ния регио нальн ых логис тичес ких холодильных терм инал ов
Пр обле му ранней поте ри качества плод оово щей возможно устр анит ь созданием логи стич ески х холодильных терм инал ов в мест ах большой конц ентр ации сбора прод укци и фермерских хозя йств. В данный моме нт популярной явля ется схема дост авки, пока занн ая на рису нке 11.
Рисунок 11 – Существующая сист ема доставки плод оовощей: Х – фермерские хозя йств а; А – грузовой авто тран спор т; СО – станция (пор т) отправления; СП – стан ция (порт) приб ытия; АР – автотранспорт рефр ижер атор ный; ЛХТ – логистический холо диль ный терминал; Р – пунк ты конечной реал изац ии
Со глас но приведенной схем е предназначенные для транспортировки груз ы доставляются обыч ным автотранспортом на станции погр узки и без предварительного охла жден ия грузятся в вагоны или контейнеры. Поско льку массо вый сбор и транс порти ровка плодо овоще й произ водит ся в теплы е перио ды, то возни кают ситуа ции, когда проле жавши й на жаре в ожида нии подач и подви жного соста ва груз подве ргает ся резко й смене темпе ратур ы при попад ании в вагон или конте йнер. Подоб ные темпе ратур ные скачк и негат ивно сказы ваютс я на качес тве поста вляем ой сельс кохоз яйств енной проду кции.
При созда нии логис тичес ких холод ильны х терми налов в места х сбора плодо овоще й вблиз и станц ий погру зки данна я пробл ема будет устра нена, поско льку на таких терми налах будет произ водит ься предв арите льное охлаж дение скоро портя щихся грузо в и подго товка их к дальн ейшей транс порти ровке, напри мер, упако вка и марки ровка. Описа нная схема доста вки с регио нальн ыми логис тичес кими холод ильны ми терми налам и предс тавле на на рисун ке 12.
Ри сунок 12 – Реком ендуе мая систе ма доста вки плодо овоще й: Х – ферме рские хозяй ства; А – грузо вой автот рансп орт; ЛХТ – логис тичес кий холод ильны й терми нал; СО – станц ия (порт ) отпра влени я; СП – станц ия (порт ) прибы тия; АР – автот рансп орт рефри жерат орный; ПО – плодо овощн ая база; Р – пункт ы конеч ной реали зации
Созда ние таких терми налов с возмо жност ью накоп ления грузо в в требу емых услов иях для хране ния позво лит орган изова ть движе ние рефри жерат орных маршр утных поезд ов по основ ным напра влени ям, что помож ет сокра тить время доста вки и сущес твенн о улучш ить состо яние груза при доста вке в конеч ный пункт.
Такж е логис тичес кие холод ильны е терми налы могут быть созда ны в места х, где произ водит ся массо вый сбыт скоро портя щейся проду кции в район ы, распо ложен ные на небол ьшом расст оянии друг от друга.
