Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь уровня счастья студенческой молодежи с мотивацией и ориентацией на достижение. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ САСТЬЯ

В качестве отправной точки эмпирических исследований счастья в психологии общепризнан обзор Уорнера Уилсона. В этом обзоре была сделана попытка обобщить все соображения, которые имелись на тот момент по поводу коррелятов счастья, удовлетворенности, положительных эмоций в отсутствие прямых эмпирических данных — понимание счастья, констатировал автор, не продвинулось со времен античных философов. По всей видимости, заключал Уилсон, счастливый человек – это человек преимущественно «молодой, здоровый, с хорошим образованием, с хорошим доходом, экстравертированный, оптимистичный, свободный от тревог, религиозный, состоящий в браке, с высокой самооценкой, с высокой трудовой моралью, умеренными притязаниями, пол и интеллект которого могут быть любыми». Теоретические гипотезы, объясняющие неодинаковый уровень счастья, Уильямс сводил к двум постулатам: 1) «Надлежащее удовлетворение потребностей порождает счастье, а постоянное неудовлетворение потребностей порождает несчастье»; 2) «Степень успешности, необходимая для удовлетворенности, зависит от уровня адаптации или уровня притязаний, который обусловлен прошлым опытом, сравнением с другими, личными ценностями и другими факторами».

Прогресс в понимании счастья за четыре десятилетия, пошедшие после этой публикации, оказался вполне сопоставим с тем, что было сделано за предыдущие 2 тысячелетия. Интересно, что уже в первой большой обзорной статье Э.Динера, посвященной феномену субъективного благополучия, было сделано большинство принципиальных выводов, касающихся психологических и других коррелятов субъективного благополучия, а последующие исследования в основном уточняли и развивали эти выводы.

М. Аргайл пишет, что как влияет на счастье позитивный эмоциональный настрой, искусственно созданный в лабораторных условиях, и каково воздействие происходящих в реальной жизни позитивных событий. В последнем случае позитивные эмоции сильнее, поэтому подобные события должны, по всей видимости, весомее отражаться на ощущении счастья. Однако исследования, посвященные этой теме, не позволяют сделать однозначные выводы, так как экспериментальный метод применяется редко и ученым приходится полагаться на не слишком надежные схемы. Отметим, правда, что проводились и лонгитюдные исследования, по достоверности сопоставимые с экспериментами. Прежде всего, следует отметить, что отличное настроение наделяет человека целым рядом позитивных свойств: оно позволяет смотреть на вещи с оптимизмом (например, положительно воспринимать окружающих), погружаться в приятные воспоминания и вообще иметь более жизнерадостное мировоззрение [30]. Динер и соавторы установили, что время, в течение которого индивиды испытывают положительные эмоции, коррелирует с ощущением счастья на уровне около 0,50, а корреляция последнего со средней интенсивностью эмоций, появляющихся у человека, когда он счастлив, составляет лишь 0,25. Если все-таки еще остаются сомнения в том, что позитивные жизненные события делают людей счастливыми, их развеют результаты упоминавшихся нами полевых экспериментов, в которых особым образом регулировалось количество подобных событий в жизни испытуемых. Таково, например, исследование Райха и Заутры. Были проведены и другие аналогичные эксперименты: участники соглашались в течение определенного периода (на протяжении нескольких недель) серьезно заниматься физкультурой, скажем, регулярно бегать кросс, совершать легкие пробежки или плавать. Было установлено, что эти виды активности сильно влияют на ощущение счастья, равно как и на состояние физического и психического здоровья. Другие ученые использовали лонгитюдные методы, изучая те позитивные события, которые происходят в реальной жизни испытуемых. Хиди и Веринг провели такое исследование, определяя каждые два года у 600 австралийцев уровень счастья и показатели других личностных свойств. Авторы пришли к выводу, что позитивные ситуации, которые складываются в общении с друзьями и в трудовой деятельности, способствуют повышению уровня субъективного благополучия, а также усиливают экстраверсию. Все эти исследования проводились с привлечением групп нормальных (здоровых) людей. Вместе с тем обнаружено, что такие события благотворно сказываются на мироощущении и психическом здоровье и тех, кто страдает депрессией. Об этом будет сказано ниже. Создание хорошего настроения влияет и на представление индивида о самом себе; люди, пребывая в позитивном эмоциональном состоянии, воспринимают себя позитивнее — особенно те аспекты своей личности, которые менее устойчивы или в которых они не слишком уверены (ЗесШайез).

Гендерные различия проявляются в разбросе индивидуальных значений и отдельных компонентов счастья, но не в общем его уровне. Оказывается, что женщины и счастливее, и несчастнее, чем мужчины. У них больше и положительных эмоций, и отрицательных, разброс положительных и отрицательных эмоций в балансе субъективного благополучия у женщин больше, а в среднем они уравновешиваются.

Связи субъективного благополучия в целом с возрастом также практически нет, она обнаруживается лишь на уровне отдельных компонентов. Удовлетворенность жизнью с возрастом слегка возрастает, положительные эмоции слегка снижаются, а отрицательные эмоции с возрастом не меняются. Но суммарно значимых изменений нет. Иллюзия, что у людей в старшем возрасте должна быть меньше удовлетворенность жизнью, объясняется тем, что у них снижается интенсивность как положительных, так и отрицательных эмоций. Как витание в облаках, так и пребывание в мрачной бездне отчаяния для пожилых людей не очень характерно. Молодые люди не счастливее пожилых, просто интенсивность переживаний у них выше.

Динер констатировал, что счастье можно рассматривать как черту и как состояние: существует определенная личностная предрасположенность испытывать некоторый уровень эмоций, и она может измеряться независимо от оценки текущего состояния. Из многих переменных, которые сопоставлялись в эмпирических исследованиях, удовлетворенность жизнью оказалась наиболее устойчивой и стабильной, из чего Динер сделал вывод о том, что у нее существует определенная личностная основа, что впоследствии получило очень серьезные эмпирические подтверждения. «Рабочая модель, которой пользуются сейчас исследователи в этой области, состоит в том, что личность задает предрасположенность индивидов к определенным аффективным реакциям, однако текущие события также влияют на актуальный уровень субъективного благополучия».

Тогда же был поставлен вопрос о связи субъективного благополучия с материальным, который в последующие годы подвергся всесторонним и детальным исследованиям. В деньгах ли счастье? Динер отмечал, что есть большое количество данных о положительной связи между доходом и субъективным благополучием внутри одной и той же страны. Люди с более высоким уровнем благосостояния счастливее, чем те, у кого благосостояние ниже, и этот эффект часто довольно сильный. Однако другие данные это не подтверждают, особенно если мы сравниваем разные страны. Япония не сильно счастливее, чем Индия, а население латиноамериканских стран во многих отношениях гораздо счастливее, чем европейских, хотя по экономическим показателям ситуация обратная. Лонгитюдные данные тоже неоднозначны. Например, в Соединенных Штатах с 1946 по 1978 год реальный доход, даже с учетом инфляции и налогов, вырос в несколько раз, однако в оценках общего уровня субъективного благополучия не было ни малейшего роста, даже наоборот, некоторое снижение. Динер заключает, что доход оказывает влияние только на низших уровнях: при крайних степенях бедности возрастание дохода приводит к увеличению уровня счастья, но, когда базовые потребности в основном удовлетворены, дальнейший рост дохода не оказывает такого влияния.

Некоторые другие данные о социально-демографических факторах счастья были еще менее однозначны. Первоначально выявленная корреляция субъективного благополучия с расовой принадлежностью не получила подтверждения после того, как были проконтролированы факторы образования, возраста, места жительства, брачного статуса и другие демографические переменные. Наличие работы и удовлетворенность ею оказались закономерно связаны с уровнем субъективного благополучия. Образование обнаружило значимую, но несильную связь с уровнем субъективного благополучия. Неоднозначные данные были получены о связи религиозности с уровнем субъективного благополучия. Гораздо определеннее были данные по влиянию семейного положения: люди, состоящие в браке, обнаруживают значимо более высокий уровень субъективного благополучия, чем любая категория людей, в браке не состоящих, причем наличие или отсутствие расторгнутых браков в прошлом принципиального влияния не оказывает. По данным, которые приводит Динер, все индивидуальные демографические переменные (пол, возраст, образование, место жительства, работа) в совокупности объясняют, как правило, не более 15 %, а иногда и менее 10% дисперсии этих результатов, то есть общий вклад социально-демографических параметров в общий уровень счастья и субъективного благополучия достаточно скромен. В дальнейшем эти оценки получали неоднократное подтверждение. Наконец, тогда же было выявлено и то, что субъективное самочувствие, оценка собственного состояния здоровья связано с переживанием счастья, в отличие от объективных медицинских измерений. Главное — нормально себя чувствовать, субъективные факторы важнее объективных.

Изучение литературных источников показывает, что на протяжении всей человеческой истории тема достижения, счастья так или иначе ассоциировалась с эгоизмом – его более или менее разумными формами. Так, один из основателей эвдемонической традиции Аристотель утверждал, что добродетельный человек обязан любить и уважать себя [3]. Идеи другого древнегреческого философа, Эпикура, посвященные умению индивида получать от жизни удовольствия и избегать страданий, снова стали популярными в Европе в эпоху Возрождения. Типичным примером являлся средневековый трактат Лоренцо Валлы «О наслаждении», воспевавший гедонизм и эгоизм [33]. Согласно М. Штирнеру [48], удовольствие всегда являлось предметом острого соперничества. Поэтому эгоизм был необходим еще и для того, чтобы опередить других и быть первым. В современной трактовке термин «гедонистический эгоизм» подразумевает стремление индивида к удовольствию и избеганию страданий. Наиболее характерным примером является концепция субъективного благополучия (SWB) Э. Динера [50], связывающая уровень счастья со стремлением человека к приятным переживаниям, избегая негативные аффекты. Что же касается разумного эгоизма как средства обретения счастья, то данное понятие было поднято на щит французскими просветителями и английскими философами-утилитаристами [29]. В частности, утверждалось, что, если (эгоистичный) индивидуум стремится к собственному счастью и не нарушает права окружающих, он тем самым полезен и для них. Разумный эгоизм в качестве главной человеческой добродетели на пути к счастливой жизни проанализированный в работе А. Рэнд [34]. «Змеиная кожа эгоизма», по выражению И.А. Ильина [16], может служить средством защиты индивида от ударов внешнего мира, способствуя достижению счастья. В соответствии с современными теориями этического эгоизма, каждый человек имеет преобладающую обязанность в отношении самого себя. Его разум помогает делать правильный выбор на пути к счастью. Отметим в связи с этим, что в единственной обнаруженной нами в русскоязычной литературе шкале диспозиционного эгоизма, разработанной К. Муздыбаевым [27], половина высказываний (5 из 10) связаны с темами удовлетворения желаний, удовольствия, счастья. Люди с более высокими показателями эгоизма, как правило, более успешны и оптимистичны [27], в то время как успех и оптимизм, в свою очередь, связаны со счастьем [12]. И наоборот: несчастливому человеку окружающие склонны приписывать полное отсутствие эгоизма и оптимизма [12]. Как отмечал Дж. Б. Робинсон (J.B. Robinson) в своем эссе «Эгоизм»: «В соответствии со своими симпатиями вы можете получать удовольствие от собственного счастья или от счастья других людей, но вы всегда ищете свое собственное счастье». Растущий материализм и консюмеризм среди населения развитых капиталистических стран, основанные на эгоистическом стремлении к личному счастью, истощают земные ресурсы [24]. Вот что пишет в связи с этим Б. Гринде: «Большинство людей преимущественно думают о самих себе» и «Любая серьезная политическая система должна принимать во внимание уровень эгоизма». Человек едва ли способен избежать собственного эгоизма, однако он может выбирать между его различными формами: «материально-гедонистической» и более «разумной», которая помогает соотносить собственные интересы с желаниями других людей, а также получать «высшие» человеческие удовольствия. Более того, мотивирующая сила разумного эгоизма, его интеллектуальные функции, так же, как и защитные свойства, могут и должны быть использованы в процессе самореализации индивида.

На счастье, сильное воздействие оказывают «позитивные жизненные события», и на этой основе можно выстраивать «терапию счастья». Благотворное влияние позитивных событий сказывается в том случае, если изменить образ жизни испытуемых, задействовав источники счастья, значимость которых доказана многими исследованиями. В таком случае терапия или медицинские препараты уже не понадобятся. Многие люди считают, что деньги являются ключом к счастью. Однако в реальности роль их в основном незначительна, потому что фундаментальные потребности большинства людей уже удовлетворены. Кроме того, существуют иные, гораздо более важные источники счастья, которые человеком не всегда осознаются. Убеждение, что деньги приносят счастье, — это иллюзия. Причина его устойчивости заключается, вероятно, в следующем: мы покупаем какие-то вещи, поскольку нам кажется, что они будут нас радовать, доставят нам удовольствие. Однако они незначительно изменяют нашу жизнь. Исследования свидетельствуют: если речь идет о плохо обеспеченных людях или жителях бедных стран, то деньги действительно определяют ощущение счастья. Но во всех остальных случаях их влияние невелико, ведь люди тратят деньги на все более мощные или роскошные автомобили, дома, путешествия и т. д., что слабо сказывается на их субъективном благополучии. Однако это не всегда именно так: деньги можно потратить на занятия, которые делают человека по-настоящему счастливым. Экспериментальные исследования также показывают, что средние показатели счастья в богатых и бедных странах отличаются друг от друга весьма существенно. Вероятно, в первых населению предоставляются лучшие условия образования, здравоохранения, досуга, безопасности и др. Однако до сих пор ученые не смогли понять, почему же огромные исторические подвижки в среднем уровне дохода не вызвали повышения степени удовлетворенности или счастья. Вероятно, данный факт обусловлен ростом притязаний: если раньше люди мечтали о собственном велосипеде, то сейчас им уже нужно два автомобиля. Различия в уровне счастья наблюдаются также между разными по доходам слоями населения в рамках отдельных стран, и особенно заметны таковые там, где сильно социальное неравенство. Вызвано это не только тем, что богатые люди тратят больше денег, — сама работа удовлетворяет их больше, досуг у них интереснее и разнообразнее, а социальные взаимоотношения прочнее. Когда человек становится богатым внезапно (например, если кому-то случается выиграть в лотерею), неожиданно полученная сумма денег может быть столь велика, что вносит разлад в жизнь этого человека. Люди в такой ситуации уходят с работы, переезжают жить на новое место, вступают в новые социальные связи, вынуждены привыкать к другому образу жизни. Они расстаются с прежними привычками и старыми друзьями и одновременно встречают отторжение со стороны новой группы. Досуг очевидно, что добиться более высокой оплаты своего труда или каким-то образом разбогатеть, — трудно, и связанное с этими усилиями напряжение иногда пагубным образом влияет на состояние здоровья. Досуг же, в отличие от этой сферы жизни, в значительной степени поддается нашему личному контролю, так как он связан со свободным времяпрепровождением. Большинство видов деятельности, которые доставляют удовольствие людям, проходящим терапию приятными занятиями, являются формами досуга. Как было показано, разнообразные способы проведения досуга действительно вызывают положительные эмоции, способствуют усилению счастья и хорошему психическому и физическому здоровью. Кратчайший путь — физические упражнения. Если заниматься физкультурой регулярно, то ее благотворное влияние оказывается мощнее: устраняется депрессия (средней формы тяжести) и увеличивается продолжительность жизни.

Динер и Оиши, обратившись ко всемирному исследованию ценностей, в котором приняло участие 150 000 респондентов, охарактеризовали степень влияния дохода в 19 странах. Средняя корреляция дохода с удовлетворенностью им составила 0,25, а с удовлетворенностью жизнью — 0,13. Обычно наблюдается именно такая закономерность: первая корреляция больше, чем вторая. Влияние дохода на счастье значительно сильнее в нижней части шкалы доходов. Аналогично взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и доходом гораздо более выражена в бедных странах, что, вероятно, объясняется следующим: деньги здесь тратятся, главным образом, на пищу, жилье и удовлетворение прочих необходимых потребностей. Корреляция среднего дохода (для каждой из 28 стран) со средней удовлетворенностью жизнью составляет, поданным разных исследований, 0,62 и 0,59. Столь существенное воздействие дохода на удовлетворенность жизнью объясняется тем, что при межнациональных исследованиях не так сильно выражено влияние индивидуальных различий, как это свойственно изучению вопроса в рамках одной страны. Кроме того, деньги, используемые для потребления общественных благ (например, оплата услуг здравоохранения и образования), сильнее влияют на ощущение счастья, чем, когда на них приобретаются товары для личных нужд.

1.3 МОТИВАЦИЯ И ОРИЕНТАЦИЯ НА ДОСТИЖЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.3.1 ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

Е.П. Ильин пишет, что само слово «мотивация» было впервые употреблено А. Шопенгауэром в его статье «Четыре принципа достаточной причины», после чего термин «мотивация» укоренился в психологической науке и стал использоваться при необходимости объяснить причины поведения как человека, так и животных [16].

В настоящее время, отмечает Е.П. Ильин, мотивация определяется по-разному.

В первом случае, мотивация являет собой совокупность факторов, которые поддерживают и направляют, определяют поведение.

Во втором случае – это совокупность мотивов (было предложено К.К. Платоновым).

В ключе этого случая трактовки остановимся подробнее на термине «мотив» и на том, как его рассматривают в отечественной науке.

В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током [16].

Словарь В.П. Зинченко [39] дает следующие определения мотиву:

  • Материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта;
  • Психический образ данного предмета.

В англоязычной литературе (например, словарь Вебстера) принимается более широкое толкование мотива: нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово «motive» следует переводить как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» (а иногда и как «мотивировка»).

Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и проч.) есть одно, стоящее наособицу и по значению все другие превосходящее — потребность. Эта особая сущностная сила я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития, слишком недавно приобрела статус центрального психологического явления, поэтому ее понимание не всегда и не полно отвечает запросам практики [16].

В отечественной психологии отношения между мотивом потребностью совершенно иные. А.Н. Леонтьев [23], например, считает, что собственно потребность — это всегда потребность в чем-то, что на психологическом уровне потребности опосредствованы психическим отражением, и притом двояко. С одной стороны, предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другой — сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные состояния, в простейших случаях — в результате действия интероцептивных раздражителей. При этом важнейшее изменение, характеризующее переход на психологический уровень, состоит в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами.

Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом — внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например, интерес как мотив может быть порожден природный любопытством или умелыми действиями руководителя.

Любое психологическое или физиологическое состояние, любое изменение организма в какой-то мере связано с мотивацией, в каком-то смысле есть мотивационным состоянием. Если мы говорим, что человек чувствует себя отверженным, то что это означает? Статическая психология спешит после этого заявления поставить точку, в то время как динамическая психология поставит двоеточие, ибо это заявление неизбежно влечет за собой множество других, каждое из которых требует эмпирической проверки. Чувство отверженности охватывает всего человека, оно сказывается на его соматическом и психическом состоянии. В частности, мы можем сказать, что человек, чувствующий себя отверженным, напряжен, что он несчастен. Его чувство воздействует не только на его физическое состояние, оно автоматически и неизбежно пробуждает к жизни иные чувства и желания самой разнообразной окраски, такие, например, как неотступное желание завоевать любовь окружающих, всевозможные защитные реакции, нарастающее чувство враждебности и т.п.

Следовательно, подлинное понимание состояния, которое было описано словами «он чувствует себя отверженным», возможно только в том случае, если мы расширим его длинным рядом прочих заявлений, каждое из которых обрисует отдельный аспект состояния отверженного индивидуума. Говоря иначе, уже само чувство отверженности мы должны понимать, как мотивационное состояние [16].

В третьем случае мотивация — это побуждение, которое вызывает активность организма и определяет ее направленность (сюда можно отнести Б.Г. Ананьева и его «основную жизненную направленность»).

В связи с этим Е.П. Ильин выделяет два направления определения мотивации [16].

Первое рассматривает мотивацию в структурном ключе, мотивация в данном случае – это совокупность факторов и мотивов.

Второе рассматривает мотивацию как динамичное образование, которое является процессом, механизмом.

И все же и в первом и втором случае существенно, что мотивация является вторичной по отношению к мотиву.

Теория А. Маслоу [25]

Человек – существо желающее. Человек крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Желание непрекращающееся и неизбывное есть характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. [26]

Имея ввиду все вышесказанное, следует перейти к непосредственно самой теории А. Маслоу.

В соответствии с теорией А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Эти потребности он объединяет в общую иерархию потребностей, где нижнюю, базовую часть занимают потребности, необходимые для выживания (пища, вода, убежище, одежда).

Над этими потребностями располагаются потребности в защите, безопасности и уверенности в будущем.

После этого на иерархической лестнице появляются потребности принадлежности и причастности. Человеку важно чувствовать себя членом группы, важно вступать в коммуникацию, быть причастным к чему-то, иметь друзей, знакомых, приятелей.

На фоне этой потребности формируется потребность в самовыражении и признании. Когда человек чувствует себя значимым, причастным к какой-либо социальной группе, он сталкивается с желанием самовыражаться, предъявлять свои особенности окружающим людям и миру в целом, человек начинает желать, признания, жаждет, чтобы его ценили и уважали, чтобы признавали его особенным, интересным, важным и значимым (рисунок 1).

Рисунок 1 – Пирамида потребностей А. Маслоу

Располагая потребности по уровням, А. Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникает необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. А. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, и на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая».

Обращаясь к теме данной работы, стоит упомянуть, что с точки зрения А. Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

А. Маслоу отмечает, что любая претендующая на убедительность теория мотивации должна исходить из противоположного допущения, должна предполагать, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, что она выступает универсальной характеристикой практически любого организмического состояния.

Теория ERG К. Альдерфера

К. Альдерфер считает, что потребности человека могут бытьразделены на отдельные группы. В своей теории он различает три следующие группы:

  • Потребности существования (потребности безопасности и физиологические потребности);
  • Потребности связи (отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, врагов, начальников, подчиненных. В эту группу можно отнести потребность в причастности, признании по А. Маслоу;
  • Потребности роста (аналогичны потребностям самовыражения и самоактуализации пирамиды Маслоу).

В основном К. Альдерфер соглашается с теорией А. Маслоу, но считает, что можно разделить потребности на три наиболее крупные и общие группы. [49]

Еще одним принципиальным отличием теории К. Альдерфера от теории А. Маслоу, является то, что в теории К. Альдерфера движение может осуществляться не только вверх, но и вниз. Т.е. человек, удовлетворив потребность более высокого уровня, может спуститься к потребностям более низкого.

Например, желая удовлетворить потребность более высокого уровня, человек сталкивается с трудностями, которые длительный период не может преодолеть, напряжение усиливается и заставляет человека перейти на потребности более низкого уровня.

Процесс движения вверх по уровням К. Альдерфер называет процессами удовлетворения, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность) (рисунок 2).

Рисунок 2 – Соотношение между теорией А. Маслоу и теорией К. Альдерфера

Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т.д. Фрустрация возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрации у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. [10]

Двухфакторная теория мотивации Герцберга

Эта модель мотивации была предложена во второй половине 50-х годов XX века. Она основана также на потребностях людей. И встречается под названием «мотивационно гигиеническая теория». [4]

К первой группе факторов относят внешние по отношению к работе, которые снимают неудовлетворенность работой. Их называют факторами здоровья и поддерживающими факторами. Они связаны со средой, в которой осуществляется работа. Сюда можно отнести следующие факторы: оптимальные условия труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой, статус. Но эти факторы не определяют положительную мотивацию работников. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности.

Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе. Мотивирующие факторы или «мотиваторы». Это такие факторы как: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы соответствуют физиологическим потребностям и потребностям в безопасности и уверенности в будущем, описанным выше. Факторы мотивации Герцберга сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу, т.е. потребностями в признании и самовыражении. Однако, между этими двумя теориями есть серьезное различие. Маслоу рассматривал факторы, соответствующие гигиеническим, как нечто, вызывающее ту или иную линию поведения. Например, если руководитель дает работнику возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то работник в ответ на это станет лучше работать. Герцберг же напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Для эффективного использования теории Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических факторов и факторов мотивации и предоставить возможность сотрудникам организации самим определить и указать то, что они предпочитают. Мотивацию по Герцбергу следует воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Поэтому теория Герцберга не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией трудовой деятельности. Для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассматривать многочисленные аспекты поведения людей в процессе деятельности и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.

Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда

Д. Мак-Клелланд в своей теории мотивации исходил из того, что при множестве потребностей, присущих людям, наибольшую значимость имеют три из них: власть, успех и причастность. Потребность власти выражается как стремление властвовать над другими людьми. Те индивиды, которые ориентированы на власть, проявляют себя как целеустремленные, энергичные люди, не боящиеся риска и конфликтов, активно отстаивающие свои позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление социальными группами и коллективами очень часто привлекает людей с сильно развитой потребностью власти, поскольку именно оно предоставляет множество возможностей проявлять и реализовать такую потребность [19]

Вторая важнейшая потребность человека, неразрывно связанная с «мотивом достижения», согласно Д. Мак-Клелланду, проявляется в стремлении добиваться успеха в различных сферах деятельности. Изучая вместе со своими сотрудниками в 40-х годах XX столетия мотивацию деятельности бизнесменов, Мак-Клелланд выявил два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избегать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении намеченного результата. Мотив избежать неудачи — как склонность отвечать переживаниям разочарования, стыда и унижения за неудачу.

Если А. Маслоу рассматривает всю иерархию потребностей, К. Альдерфер разбивает выявленные потребности А. Маслоу на три группы и предполагает движение как вниз, так и вверх по лестнице потребностей, то Д. Мак-Клелланд делает упор именно на потребностях высшего уровня. Теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д Мак-Клелланда и теорию Ф. Герцберга можно представить в виде схемы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Схема соотношений теорий мотивации

Мотивационная теория ожиданий В. Врума

Теория В. Врума основана на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Именно соответствие между целью и поведением может привести к мотивации.

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Обращаясь к теме работы, необходимо отметить, что при анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Теорию В. Врума можно представить схематически (рисунок 4).

Рисунок 4 – Схема теории ожиданий В. Врума

Валентность — это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф