Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь уровня счастья студенческой молодежи с мотивацией и ориентацией на достижение. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ И ОРИЕНТАЦИИ НА ДОСТИЖЕНИЕ С УРОВНЕМ СЧАСТЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью доказательства гипотезы о том, что студенты, c преобладающей внутренней мотивацией и ориентацией на достижение, имеют более высокий уровень счастья (чем более высокий уровень внутренней мотивации и ориентации на достижение, тем выше уровень счастья и наоборот) было проведено исследование, в котором участвовали студенты 1-3 курсов (ТГУ, ТУСУР, СИБГМУ), давшие добровольное согласие на участие в исследовании, количество составило 290 человек (74 юношей 216 девушек) выборка была составлена случайным образом. Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе была произведена психодиагностика посредством следующих методик:

  1. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (УЖ).
  2. Шкала позитивного и негативного аффекта (ШПАНА) (Уотсон и др, апробация Е.Осин, Д.Леонтьев).
  3. Шкала субъективного счастья С. Любомирски
  4. Краткая версия теста Индекс стремлений (ИС) (Т.Кассер, апробация Е.Осин).
  5. Сокращенная версия шкалы достижения и шкалы аффилиации (Р. Джексон, ап. Д.Леонтьев и др.)

На втором этапе был произведен анализ и интерпретация полученных данных.

Шкала удовлетворенности жизнью (УЖ)

Э. Динером в соответствие с его теоретической концепцией субъективного благополучия была разработана Шкала «Удовлетворенность жизнью». За рубежом эта шакала систематически используются в массовыхопросах и межнациональных мониторингах. Ее англоязычная версия содержит 5 пунктов, которые испытуемым предлагается оценить по 7-балльной шкале. На русский язык шкала Э. Динера была переведена Д.А. Леонтьевым в 2003 году и использовалась в ряде исследований по изучению личностного потенциала, проведённых на протяжении 2003-2007 гг. группой кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.
Шкала удовлетворённости жизнью измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида и отражает общую меру внутренней гармонии и психологической удовлетворенности. Показатель удовлетворенности жизнью обнаруживает несколько более слабые взаимосвязи с другими мерами субъективного благополучия, однако следует ожидать, что он будет более тесно взаимосвязан с объективными показателями успешности жизни индивида.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, полученная русскоязычная версия Шкалы удовлетворённости жизнью, обладает достаточно высокими психометрическими характеристиками, коррелирует с широким рядом показателей субъективного и психологического благополучия, и может быть использована в социологических и психологических исследованиях.

Шкала позитивного и негативного аффекта (ШПАНА)

Методика представляет собой опросник, направленный на диагностику широкого спектра позитивных и негативных эмоциональных состояний. Разработана на основе зарубежной методики ШПАНА (PositiveandNegativeAffectSchedule) разработанной Дэвидом Уотсоном, Ли Энн Кларк и Ауком Теллегеном

Методика состоит из списка 20 прилагательных, описывающих эмоциональное состояние. Респондент должен оценить по 5-балльной шкале Ликкерта, насколько он чувствовал себя так (как предложено в пунктах 1-20) в течение того или иного времени (стандартная формулировка — последних двух недель, но теоретически период времени для описания может быть любым, в том числе, неопределённым — обычно, в среднем, как правило).

  1. увлеченный
  2. подавленный
  3. радостный
  4. расстроенный
  5. полный сил
  6. виноватый
  7. испуганный
  8. злой
  9. заинтересованный
  10. уверенный
  11. раздраженный
  12. сосредоточенный
  13. стыдящийся
  14. вдохновленный
  15. нервный
  16. решительный
  17. внимательный
  18. беспокойный
  19. бодрый
  20. тревожный

Позитивный аффект (ПА): сумма баллов по пунктам 1, 3, 5, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 19.

Негативный аффект (НА): сумма баллов по пунктам 2, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 20.

Методика ШПАНА операционализирует два основных измерения эмоций, которые воспроизводятся в различных исследованиях, посвященных факторному анализу самооценок настроения, а также многомерному шкалированию выражений лица и прилагательных, обозначающих эмоции (Watson, Clark, Tellegen, 1988). Эти измерения выделяются в различных исследованиях на материале состояний как одного индивида, так и разных людей, с использованием различных наборов прилагательных-дескрипторов, шкал ответов, инструкций, задающих разный период времени, на разных языках и в разных культурах. Как правило, эти два измерения —негативного и позитивного аффекта – объясняют от 50 до 75% общей дисперсии прилагательных, используемых для самооценки настроения (Watson, Clark,1994). Как сообщают авторы (Watson, Clark, 1994), исходным материалом для разработки методики ШПАНА стал список из 60 эмоциональных прилагательных А. Теллегена (Zevon, Tellegen, 1982), который на основе предыдущих исследований составил банк из 117 слов и фраз, выражающих эмоциональные состояния, а затем с помощью анализа методом главных компонент выделил 20 синонимических групп, отобрав по 3 прилагательных-дескриптора для каждой группы. Из этого списка были выбраны дескрипторы, дававшие относительно высокие (> 0.40) нагрузки на один из двух факторов и относительно низкие (< 0.25) на другой: 12 дескрипторов для ПА и 25 для НА. Из списка позитивных прилагательных были исключены два, дававших наиболее высокие нагрузки на фактор НА, а из негативных были выбраны по 2 наилучших пункта для каждой из 5 синонимических групп, за исключением отвращения и презрения. Как сообщают авторы, включение последних не приводило к повышению надежности и валидности шкалы, и именно эти пункты респонденты наиболее часто оставляли без ответа. Полученный список из 20 прилагательных предъявлялся авторами с различными вариантами инструкции (в текущий момент, сегодня, за последние несколько дней, за прошедшую неделю, за последние несколько недель, за прошедший месяц, за прошедший год, в целом). По данным, которые приведены Д. Уотсоном и Л. Кларк (Watson, Clark, 1994) для 19 различных выборок (общий N = 17 549), показатель внутренней согласованности колебался в пределах от 0.83 до 0.90 для шкалы ПА и от 0.79 до 0.93 для шкалы НА (медиана распределений в обоих случаях составила 0.87). Корреляция шкал ПА и НА варьировала в диапазоне от 0.38 до 0.01; усредненный (через преобразование Фишера, без поправок) коэффициент составил 0.19. Средние несколько различались в зависимости от временного интервала, заданного в инструкции (средние баллы как по ПА, так и по НА с увеличением временного интервала возрастали).Популярность ШПАНА как исследовательского инструмента ставит вопрос о необходимости разработки аналогичного русскоязычного средства, которое позволило бы в идеале обеспечить кросс-культурное сравнение данных. Первым исследованием, в котором использовалась русская версия ШПАНА, является работа Г. Балатской и Э. Динера (Balatsky, Diener, 1993), однако в этой работе, опирающейся на небольшую (N = 116) и неоднородную выборку российских студентов, не проводился анализ внутренней согласованности и кросс-культурной эквивалентности шкалы; стимульный материал также не приводится. Еще одна русскоязычная версия ШПАНА была разработана Р. Котовым и использована в двух исследованиях (Zvolenskyet al., 2003, 2005), однако стимульный материал к этой версии не опубликован и полноценная проверка ее эквивалентности англоязычной методике не проводилась

Шкала субъективного счастья С. Любомирски

С. Любомирски и соавторы (Lyubomirsky, Sheldon, Schkade, 2005) построили модель устойчивого счастья. Эта модель утверждает, что счастье является результатом: (а) генетической предрасположенности; (б) обстоятельств жизни, и (с) преднамеренной деятельности. Они утверждают, что важным элементом роста счастья является выполнение какой-либо деятельности, требующей волевых усилий (например, регулярное обучение чему-либо).

Шкала субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер (оригинальное название SubjectiveHappinessScale) является одной из очень немногих методик позитивной психологии, переведенных на русский язык (автор перевода Д.А. Леонтьев) и прошедшей процедуру адаптации. Она представляет собой экспресстест, измеряющий уровень субъективного благополучия испытуемого. Экспресс-измерение уровней показателей субъективного счастья может быть использовано для оценки текущего психического состояния клиента психолога, а также применяться при оценке эффективности: психотерапии; психокорекции; психологического консультирования; реабилитации больных различными заболеваниями – соматическими, психическими, наркологическими; социальных программ самой разной направленности, например, программ «снижения вреда» среди наркопотребителей (этичность таких программ вызывает много вопросов, равно как и их эффективность, однако, учитывая достаточно большое число попыток их внедрения в различных странах, они определенно не могут оставаться вне внимания современной клинической психологии) и других способов психологического и социального воздействия. Шкала субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер также достаточно успешно используется в рамках курса «Жизненной навигации» для оценки сформированности позитивных жизненных установок у студентов в МГГУ им. М.А. Шолохова Полученная русскоязычная шкала субъективного счастья и удовлетворённости жизнью обладают высокими психометрическими характеристиками, взаимосвязаны с широким рядом показателей субъективного и психологического благополучия и могут быть использованы в социологических и психологических исследованиях.

Краткая версия теста Индекс стремлений

Большая часть исследований Тима Кассера направлена на изучения различий между двумя типами целей. Внешние цели (финансовое благополучие, внешность, популярность) направлены на получение вознаграждений и признания. Внутренние цели (личностный рост, аффилиация, чувство переживание единства с группой и.т.) наоборот более направлены на удовлетворение внутренних потребностей.

Индекс стремлений — это методика, которую автор предпочитает использовать для оценки концепций, поскольку она является довольно гибкой и позволяет оценивать различные цели с различных углов зрения, а также, позволяет выделить те цели, которые в системе ценностей человека имеют приоритетное значение. Таким образом, индекс стремлений характеризует человека с точки зрения целей на будущее, которые у него могут появиться. Можно также попросить испытуемых ранжировать цели по разного рода критериям.

Первая оригинальная версия методики Индекс стремлений (Кассер и Райан, 1993) исследовала четыре основных аспекта (самовосприятие, аффилиация, чувство сопричастности и финансовое благополучие) и оценивала насколько важны и вероятны эти цели для субъектов исследования. Кассер и Райан (1996) добавили еще несколько аспектов (внешность, популярность, физическое здоровье) и Кассер (1996) добавил еще один аспект — духовность. Самая последняя версия появилась в 2005 г. в результате совместной работы Кассера, Граузе и др. Она охватывает 11 аспектов, включая также комфортность, безопасность, защищенность, гедонизм. Эта версия из 47 разделов была апробирована на группе из 1800 студентов из 15 стран. Анализ результатов продемонстрировал возможность кросскультурного сравнения. Многоаспектный масштабный анализ, а также построение круговых (циркулярных) стохастических (вероятностных) моделей показало, что Индекс стремлений для различных культур имеют циклический(повторяющийся) характер.

Шкалы достижения и общительности методики Personalresearchform

Методика, построенная на теории Г.Мюрея, “Форма по изучению личности” была впервые представлена Д.Джексоном в 1967 году. Данная методика предназначена для исследования личностных особенностей и измерения мотивационной сферы. Наиболее известная и используемая форма PersonalresearchForm-E оценивает 22 личностные диспозиции, состоит из 352 утверждений и предназначена для тестирования лиц старше 12 лет. При создании немецкоязычной версии опросника некоторые шкалы были исключены. Этот вариант методики содержит 234 утверждения и оценивает 14 измерений выражающихся в потребности в:

В достижениях (Ac),

общении(Af),

агрессии(Ag),

власти (Do),

выдержке(En),

привлечении внимания к себе (Ex),

избегании риска(Ha),

спонтанности(Im),

порядке(Or),

социальном одобрении (SR),

поддержке(Su),

готовность помогать(Nu),

ориентация на игру(Pl),

общая заинтересованность(Un)

Русскоязычная версия является модифицированным и сокращенным вариантом немецкоязычного PRF (Кондаков И.М 1998) [53] При адаптации автор стремился добиться однозначной фактурной структуры опросника. Таким образом, окончательный вариант опросника включает в себя 140 пунктов, по 10 на каждое мотивационное измерение. Высокая популярность формы по изучению личности обусловлена достаточной валидностью (понятие близкое к понятию достоверности) и широтой психологического измерения личности.

В нашем исследовании испытуемым было предложено оценить 2 измерения: потребность в достижении и потребность в общении. Авторами этой методики давались следующие описания положительной(+) или отрицательной(-) выраженности значений шкал методики. Потребность в достижении (Ac)(+) индивид ориентирован на особые достижения, готов много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь высоких целей; (-) придаёт мало значения достижениям, прикладывает лишь минимум стараний, не готов достигать высоких целей. Общительность(Af) (+) ценит общественное окружение, чувствует себя с другими хорошо, избегает одиночества: (-) предпочитает одиночество, не старается входить с другими во взаимоотношения.

ГЛАВА III. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СЧАСТЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ИХ МОТИВАЦИЕЙ И ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ

3.1 ОЦЕНКА УРОВНЯ СЧАСТЬЯ У СТУДЕНЧЕКОЙ МОЛОДЕЖИ

Для оценки уровня счастья, вида мотивации и удовлетворенности жизнью студенческой молодежи были рассчитаны средние значения по используемым методикам.

Данные представлены по шкалам всех используемых нами методик в таблице 1.

Таблица 1 Описательные статистики в баллах по представленным методикам

Шкалы Количество испытуемых Среднее Мин Макс
Успеваемость 277 25,0 3,0 6,0
Возраст 292 20,6 19,0 21,0
УЖ (Удовлетворенность жизнью) 292 17,0 15,0 19,0
 

Шкала позитивного и негативного аффекта

Позитивный аффект 294 35,3 31,0 41,0
Негативный аффект 294 22,4 16,0 28,0
Шкала субъективного счастья С. Любомирски 294 14,2 12,0 16,0
ТестИндекс стремлений

 

Внешние цели 296 3,6 3,0 4,0
Внутренние цели 296 4,3 4,0 5,0
Шкалы достижения и общительности
Потребность в достижении 294 11,7 10,0 13,0
Привязанность в общении 294 11,8 10,0 14,0

В исследованиях Д.А. Леонтьева были предложены нормы по шкале удовлетворенности жизнью — M=21,9, SD=5,52, в случае нашей выборки значение составило 20,6, что входит в нормативный диапазон (достаточно высокий уровень психологического благополучия), так же, как и минимальное и максимальное значения.

По методике изучения субъективного счастья С. Любомирски нормативный диапазон обеспечивается этими данными по Д.А. Леонтьеву M=14,7, SD=3,02, среднее значение нашей выборки несколько ниже среднего в его, однако в нормативный диапазон укладывается вместе с минимальным и максимальным значением.

По методике шкала позитивного и негативного аффекта (ШПАНА) позитивный аффект выше негативного, что отражено на гистограмме рисунка 5.

Рисунок 5 – Соотношение позитивного и негативного аффектов

Д. Уотсон, Л. Кларк и А. Теллеген определяют высокий уровень позитивного аффекта как состояние приятной вовлеченности, высокой энергичности и полной концентрации в противовес унынию и вялости. Высокий уровень негативного аффекта они определяют, как состояние субъективно переживаемого страдания, неприятной вовлеченности (различной по содержанию — это может быть гнев, отвращение, презрение, вина, страх, раздражительность) в противовес спокойствию и безмятежности.

Измерения позитивного и негативного аффекта отражают эмоциональные состояния, однако связаны и с личностными чертами, соответствующими устойчивым индивидуальным различиям в склонности к эмоциональным реакциям того или иного типа. По данным многочисленных исследований, показатели негативного аффекта коррелируют с переживанием стресса и трудностями совладания с ним, с частотой неприятных событий в жизни, нейротизмом. В свою очередь, показатели позитивного аффекта коррелируют с частотой приятных событий, экстраверсией, социальной активностью, наличием близких отношений, а также с показателями религиозности и духовности.

Обратимся к методике Индекс стремлений. На рисунке 6 представлена сравнительная гистограмма.

Рисунок 6 – Сравнительная гистограмма (внешние и внутренние цели)

Судя по представленным данным, внутренние цели преобладают: внешние (финансовый успех, внешний вид, популярность) и внутренние (личностный рост, аффилиация, переживание единства с группой).

Следовательно, в среднем для студентов более привлекательны внутренние цели, они чувствуют необходимость в личностном росте, хотят быть принятыми в группе, что может свидетельствовать о том, что подростковый ведущий вид деятельности – общение, все еще имеет для них большое значение. Единство с группой так же важно для студентов в силу того, что именно в этой социальной группе они получают социальный опыт, который уже непосредственно связан с выбором профессии, с ее реализацией и достижением успеха в жизни.

Результаты методики Шкалы достижения и общительностипредставлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – ориентация на достижение и общительность

Судя по представленным данным, потребность в общении преобладает. Следовательно, в юношеском возрасте больше стоит задача общения, привязанность к другим людям, поиск семьи, отношений, друзей, и аффилиации.

Д. Джексон определяет следующие описания положительной(+)

выраженности значений шкал PRF. Потребность в достижении (Ac)(+) индивид ориентирован на особые достижения, готов много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь высоких целей;

Общительность(Af) (+) ценит общественное окружение, чувствует себя с другими хорошо, избегает одиночества.

3.2 ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СЧАСТЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В ходе изучения уровня благополучия студенческой молодежи, мы обнаружили необходимость изучения ее с точки зрения трех аспектов- удовлетворенность жизнью, уровень оценки собственного счастья и позитивного и негативного аффектов. Поскольку каждый аспект вносит отдельную характеристику в оценку уровня благополучия.

Для подтверждения данной идеи мы провели факторный анализ на данной выборке (n-290) с использованием метода главных компонент и вращения varimaznormalized. Процент объяснённойдисперсии 56%.

Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Результаты факторного анализа по методикам ШПАНА, УЖ, ИС, Шкала субъективного счастья и шкалы достижения и общения для всей выборки

Показатели Фактор 1 Фактор 2
Удовлетворенность жизнью 0,776889 0,163059
Позитивный аффект 0,648191 0,442879
Негативный аффект -0,719126 0,066596
Субьективное счастье 0,825296 0,187175
Внешние цели -0,108766 0,679783
Внутренние цели 0,187509 0,734306
Достижения 0,163076 0,603455
Общительность 0,237385 0,730946
Общ.дис. 2,351900 2,161948
Доля общ 0,293988 0,270244

В ходе факторного анализа были обнаружены два фактора.

Первый мы назвали «Благополучие» — в него вошли показатели удовлетворенность жизнью, позитивный и негативный аффект, и уровень оценки субъективного счастья. Данный фактор описывает личность молодых людей относительно их переживания счастья, положительных эмоций, и стремлению к переживанию позитивного и удовлетворенности жизнью.

Второй фактор мы назвали «Мотивация» — в него вошли показатели внутренние и внешние цели методики Индекс стремлений, и показатели шкалы потребностей в достижении и общении. Данный фактор описывает основные движущие силы и мотиваторы молодых людей в их стремлении к благополучию: стремлении к позитивному общению, привязанности, а так же достижению успехов и их положительной оценке окружающими.

3.3 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ НА ДОСТИЖЕНИЕ С УРОВНЕМ СЧАСТЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В ходе исследования нами был проведен корреляционныйанализ для проверки наличия связей между мотивацией, ориентацией на достижения и общение и субъективной оценкой уровня счастья и благополучием.На начальном этапе мы обнаружили каким образом связаны с возрастом данные методики Шкала позитивного и негативного аффекта.В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа.

Таблица 2 –Взаимосвязь возраста и позитивного и негативного аффекта

Параметры ШПАНА (позитивный аффект) ШПАНА (негативный аффект)
Возраст 0,2180 0,574
p=0,000 p=0,330

Как видно по представленным данным, чем старше испытуемые, тем выше позитивный аффект. Что возможно связано с ростом возможностей и способностью видеть ресурсы для достижения своих целей. В целом это благоприятная динамика и вполне соответствует нормативно развивающимся молодым людям.

Далее нами были проанализированы корреляционные связи между показателями всех используемых нами методик для всей выборки (N=290). Был обнаружен ряд значимых корреляционных связей.

В таблице 3 представлены взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью, позитивным/негативным аффектом, субъективным счастьем и внешними/внутренними целями, компетенцией и привязанностью

Таблица 3 – Результаты корреляционного анализа показателей методик ШПАНА, УЖ, ИС, Шкала субъективного счастья и шкалы достижения и общения для всей выборки

Пары переменных ШПАНА (позитивный аффект) ШПАНА (негативный аффект) Удовлетворенность жизнью (УЖ) Шкала субъективного счастья С. Любомирски
Внешние цели ИС 0,2319 0,0107 0,0458 0,1189
p=0,000 p=0,856 p=0,436 p=0,042
Внутренние цели ИС 0,3646 -0,1295 0,2454 0,2667
p=0,000 p=0,027 p=0,000 p=0,000
Достижения 0,3667 -0,1362 0,2033 0,1752
p=0,000 p=0,020 p=0,000 p=0,003
Общительность 0,3752 -0,0947 0,3061 0,3176
p=0,000 p=0,106 p=0,000 p=0,000

Анализ корреляционных связей показал:

Между позитивным и аффектом внешними целями обнаружена слабая положительная взаимосвязь, следовательно, чем более выражен позитивный аффект, тем более значимы внешние цели. Вероятно при увеличении доходов, улучшении собственного внешнего вида и позитивной оценке окружающих у данных молодых людей растет степень ощущения спокойствия и положительных эмоций.

Между позитивным аффектом и внутренними целями так же обнаружена положительная взаимосвязь, более сильная чем с внешними целями – чем больше человек склонен к пониманию важности внутренних целям, для него значимы взаимоотношения, ценить собственный личностный рост и успехи в собственном развитии тем более позитивно он настроен, более оптимистично смотрит на мир.

Достижения, склонность к получению результатов с помощью активных действий положительно сопряжены с позитивным аффектом, удовлетворенностью жизнью и субъективным счастьем, а отрицательно с негативным аффектом, следовательно, чем более компетентным себя ощущает человек, чем более нужным себя считает, тем более выражен у него позитивный аффект, он более удовлетворен жизнью и счастлив.

Общительность, так же, как и достижения положительно сопряжена с позитивным аффектом, удовлетворенностью жизнью и субъективным счастьем, что говорит о том, что чем больше человек ощущает себя нужным, привязанным, тем более он удовлетворен жизнью, счастлив и выше уровень позитивного аффекта.

Между внутренними целями и негативным аффектом (отрицательная слабая взаимосвязь), следовательно, при выборе внутренних целей редко и при успешной их реализации при успешном личностном развитии негативный аффект стремиться к снижению.

Между уровнем счастья и внешними целями (слабая положительная взаимосвязь), следовательно, чем выше уровень выраженности внешних целей, тем выше уровень субъективного счастья.

Между субъективным счастьем и внутренними целями (положительная слабая взаимосвязь), чем выше значение внутренних целей, тем выше уровень субъективного счастья, но также как для аффекта – связь с внутренними целями несколько сильнее.

Между внутренними целями и удовлетворенностью жизнью наличествует положительная взаимосвязь, удовлетворенность жизнью тем выше, чем выше представленность внутренних целей.

Таким образом позитивный аффект как «эмоциональное состояние или эмоциональная реакции в принципе» положительно связан со всем что способствует эффективной и здоровой жизни, но при этом с внутренними целями и потребностью в общении как с более личностными характеристиками наблюдаются более сильные связи. Та же тенденция наблюдается для Шкалы субъективного счастья.

Далее на основании анализа литературы, нам представилось важным проанализировать те же корреляционные связи но отдельно в группе юношей и девушек.

Результаты корреляционного анализа в группе девушек представлены в таблице 4.

Таблица 4- Результаты корреляционного анализа показателей методик ШПАНА, УЖ, ИС, Шкала субъективного счастья и шкалы достижения и общения в группе девушек (n=216)

Параметры Внешние цели ИС Внутренние цели ИС Достижения Общительность
Удовлетворенность жизнью ( УЖ )

 

0,0260 0,2754 0,1919 0,2913
p=0,703 p=0,000 p=,004 p=,000
ШПАНА (позитивный аффект)

 

,2244 ,3628 0,3486 0,3584
p=0,001 p=0,000 p=0,000 p=0,000
ШПАНА (негативный аффект)

 

-0,0350 -0,2074 -0,1420 -0,2064
p=0,608 p=0,002 p=0,036 p=0,002
Шкала субъективного счастья С. Любомирски

 

0,0880 0,2765 0,1746 0,2725
p=0,196 p=0,000 p=0,010 p=0,000

Для девушек удовлетворенность жизнью оказалась сопряжена с только с внутренними целями (с внешними корреляции оказались незначимы), с потребностью в достижении и общении, следовательно, удовлетворенность жизнью выше, при более высоких показателях значимости личностного роста, стремлениям к компетентности и к эффективной коммуникации с окружающими.

Позитивный аффект у девушек был связан как с внешними целями, так и с внутренними, а также с достижениями и общительностью. То есть был повторилась тенденция которая характеризующая выборку в целом.

Негативный аффект отрицательно сопряжен с внутренними целями и компетенцией, а также с привязанностью, следовательно, при его увеличении, уровень проявления внутренних целей, компетенции и привязанности снижается. Опять же не обнаружено значимых связей негативного аффекта с внешними целями.

Субъективное счастье было сопряжено положительно с внутренними целями, достижениями и общительностью. То есть определенный уровень оценки своего счастья у девушек оказался связан так же со стремлением к развитию, общению и достижениям.

У молодых людей структура корреляционных связей выглядит иначе (таблица 5).

Таблица 5 — Результаты корреляционного анализа показателей методик ШПАНА, УЖ, ИС, Шкала субъективного счастья и шкалы достижения и общения в группе юношей (n=74)

Параметры Внешние цели ИС Внутренние цели ИС Достижения Общительность
Удовлетворенность жизнью (УЖ) 0,0288 0,1063 0,2059 0,2992
p=0,807 p=0,367 p=0,078 p=0,010
ШПАНА (позитивный аффект) 0,2513 0,3804 0,4212 0,4317
p=0,031 p=0,001 p=0,000 p=0,000
ШПАНА (негативный аффект) 0,1005 0,0297 -0,1413 0,1504
p=0,394 p=0,802 p=0,230 p=0,201
Шкала субъективного счастья С. Любомирски 0,1617 0,2051 0,1501 0,4152
p=0,169 p=0,080 p=0,202 p=0,000

К сожалению, группа молодых людей оказалась гораздо меньше группы девушек, тем не менее она оказалось достаточной для проведения достоверного корреляционного анализа.

Для юношей общительность, потребность в эффективной коммуникации положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью, позитивным аффектом и субъективным счастьем.

Позитивный аффект оказался связан положительно с внутренними целями, и потребностями в достижении и общении.

По результатам анализ можно сказать что у юношей положительный аффект становится в большей степени связан с мотивацией и потребностями в достижении и общении, и субъективной оценкой уровня счастья при этом негативный аффект не связан ни с чем, отходит на второй план.

Возможно такие результаты получены в силу большей концентрации молодых людей на достижениях и собственных внутренних целях, тогда как для девушек могут быть важны отражения во внешнем мире их достижений, в виду чего растет негативный аффект.

Может быть такие различия были получены еще и в силу того, что выборка молодых людей значительно меньше в объеме (74 и 218).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переживание счастья, удовлетворенности жизнью, в целом субъективного благополучия привлекают внимание исследователей на протяжении длительного времени. Однако до сих пор остаются невыясненными вопросы о ценностно-смысловых характеристиках представлений о счастье, т.е. тех оснований, на которых базируется его обыденное определение. Исходя из ряда исследований (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов), можно утверждать, что субъективное благополучие связывается с ощущением счастья; общей удовлетворенностью жизнью; отсутствием выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональным комфортом.

Проблема поиска счастья, его определения, выявления основных признаков и качественных показателей этого явления существует ровно столько, сколько существует человек. На объяснение понятия счастья накладывают отпечаток традиции и обычаи, ментальные характеристики того или иного народа. Проблематика счастья несет на себе отпечаток времен и эпох. Счастье представляет собой многогранное понятие, отражающее культурные, психологические, экономические, социальные доминанты, господствующие или преобладающие в каждом конкретном сообществе. По актуальности, важности, значимости, необходимости процесс определения и поиска счастья, его обретения является вечно новым и востребованным в каждом новом поколении, в каждом этносе, в каждой социальной среде, для каждой личности, независимо от ее происхождения и жизненных ориентиров.

Множество исследований по проблематике счастья и благополучия доказывают, что уровень счастья не зависит от материальных ценностей, географического положения, статуса в обществе и степени знаменитости. Факторами важными обозначаются – наличие эмоциональных связей, интересного дела в жизни, помощь людям. В продолжение этих исследований и для анализа факторов связанных с уровнем счастья у сибирской молодежи было проведено данное исследование.

С целью доказательства гипотезы о том, что студенты, характеризующиеся внутренней мотивацией и ориентацией на достижение, имеют более высокий уровень счастья (чем более высокий уровень внутренней мотивации и ориентации на достижение, тем выше уровень счастья и наоборот) было проведено исследование, состоящее из следующих этапов.

На первом этапе была произведена психодиагностика посредством следующих методик:

  1. Шкала удовлетворенности жизнью (УЖ) Э. Динера.
  2. Шкала позитивного и негативного аффекта (ШПАНА) (Уотсон и др, апробация Е.Осин, Д.Леонтьев).
  3. Шкала субъективного счастья С. Любомирски
  4. Краткая версия теста Индекс стремлений (ИС) (Т.Кассер, апробация Е.Осин).
  5. Сокращенная версия шкалы достижения и шкалы аффилиации (Р. Джексон, ап. Д.Леонтьев и др.)

На втором этапе был произведен анализ и интерпретация полученных данных.

Анализ уровня счастья и благополучия показал что молодые люди студенты ВУЗов имеют средний уровень счастья (все показатели в пределах нормы). Анализ средних значенийпоказал, что для них преобладает переживание позитивного аффекта, в мотивации у них большее стремление и важность внутренних целей- стремление к личностному росту и к поиску привязанности, так же для них несколько более важна потребность в общении и эффективной коммуникации, чем в достижении, но в целом они обе достаточно высоки.

Факторный анализ по используемым методикам показал, что методики УЖ, ШПАНА и Шкала счастья объединяются в один фактор и могут считаться совместно при анализе уровня счастья и благополучия молодежи.

Корреляционный анализ показал наличие значимых положительных корреляционных связей с показателями позитивного аффекта, уровнем субъективного счастья, удовлетворенностью жизни и отрицательных с показателями негативного аффекта показателей мотивации – внешних и внутренних целей. Аффекты по словам Е.А. Осина характеризующееся как ««эмоциональное состояние или эмоциональная реакции в принципе» а также переживание счастья и удовлетворенности жизнью в значимо оказывается связано со стремлениями молодых людей студентов вузов к получению статуса, и хорошо выглядеть, быть положительно оценённым и при этом с их стремлением к личностному росту и развитию.

Таким образом уровень счастья студенческой молодежи положительно связан с мотивацией молодых людей, но важно отметить что с внутренними целями, то есть стремлением к личностному росту и развитию, самореализации и аффилиации корреляционные связи несколько больше чем с внешними.

Так же в ходе анализа обнаружены данные, что уровень благополучия положительно связан с потребностью в достижении и общении. Причем данные факторы оказались значимо связаны как в целом по выборке, так и отдельно по выборкам юношей и девушек. То есть вне зависимости от пола стремление к профессиональным и личностным достижениям и стремление к привязанности и эффективному общению оказываются важными показателями связанными с уровнем счастья у студенческой молодежи.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – с. 255
  3. Аристотель. Никомахова этика. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. – 73 c
  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – Москва : Мысль, 1976. – 158 с.
  5. Брюкнер П. Вечная эйфория: эссе о принудительном счастье. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007
  6. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни (1896) // Смысл жизни: Антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  7. Виничук Н.В. Счастье в контексте образа мира и времени: этнопсихологический аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №77. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/schastie-v-kontekste-obraza-mira-i-vremeni-etnopsihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 06.05.2015)
  8. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004.
  9. ГуревичА. Я. Культурология: Учеб. пособие. М, 1998. 286 с.
  10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998.
  11. Джидарьян А. И. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – №2. – С. 39-47.
  12. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. — 242с.
  13. Зайцева Ю.В., Надыршина Л.Ф., Мухарлямова А.Ю. счастье как психологический феномен // Современные наукоемкие технологии. 2013. №7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/schastie-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 06.05.2015)
  14. Зверева, Р.Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Р.Г. Зверева. — Пятигорск, 2010. — 200 с
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.
  16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, — СПб: Питер, 2011. – 512 с.
  17. Ильин И.А. Большевизм как соблазн и гибель // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 Т. – Т.2. кн. 1. − М., 1993
  18. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. — СПб: Питер, 2008. — 640 с.
  19. Кирхлер Э., Шротт А. Психология труда и организационная психология. Том 4. Принятие решений в организациях. — М. Гуманитарный цетр, 2009. — 176 с
  20. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  21. Кузнецов И. Ю., Кузнецова С. А. Категория времени в кросс-культурном контексте. //Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культуно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Сб. научн. статей Междунар. науч.практ. конф. 23-25 мая 2008: В 2 т. / Под ред. Р. Д. Санжаевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 134-140.
  22. Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 578–580.
  23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Изд. Центр»Академия», 2007. — 511 с
  24. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.
  25. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
  26. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с
  27. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – №2.
  28. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. — ЛНПП «Облик», 2002. — 113 с.
  29. Петров Э.Ф. Эгоизм. – М.: Наука, 1969. – 207 с
  30. Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 271 с
  31. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. — СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — 288 с
  32. Розанов В.В. Цель человеческой жизни (1892) // Смысл жизни: Антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  33. Рудзит И.А. Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2006. – №1. – С.56-65.
  34. Рэнд А. Добродетель эгоизма. – М.: Альпина Паблишерс, 2011 – 186 с.
  35. Рябова Наталия Михайловна «счастье как жизненная компетентность: где учат счастью?»// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/schastie-kak-zhiznennaya-kompetentnost-gde-uchat-schastyu (дата обращения: 06.05.2015)
  36. Селигман М.Э.П. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день: пер. с англ. М.,2010
  37. Семенова Т.В. ценностно-смысловые характеристики представлений о мужском и женском счастье // Фундаментальные исследования. 2014. №6-5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-harakteristiki-predstavleniy-o-muzhskom-i-zhenskom-schastie (дата обращения: 06.05
  38. Серкин В. П. Пять определений понятия «образ мира» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 2006. № 1.С. 11-19.
  39. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: «Прайм-Евро-Знак», 2007. — 290 с.
  40. Соловьева С. Л. Кризисная психология. М.: ACT; СПб.: Сова, 2008. 286 с.
  41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — 736 с.
  42. Тареев М. Цель и смысл жизни (1902) // Смысл жизни: Антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994.
  43. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981 с. 34-35.
  44. Толстой Л.Н. Исповедь // Собрание сочинений: В 22-ти тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 106-165.]
  45. Хеккхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хеккхаузен. — СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 2009. — 608 с.
  47. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 768 с.
  48. Штирнер М. Единственный и его собственность. – М.: Азбука, 2001. – 448 с
  49. Ярошевский М.Г. История психологии. От Античности до середины XX века. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
  50. Diener E., Biswas-Diener R. Rethinking Happiness. The science of psychological wealth // Malden, MA: Blackwell Publishing, 2008.
  51. Harker L.A., Keltner D. Expressions of positive emotion in women’s college yearbook pictures and their relationship to personality and life outcomes across adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. 2001.
  52. Taiarkiewicz W. Happiness and Time //Philosophy and Phenomenological Research. 1966. Vol.27. No. 1. P. 1-10.
  53. Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников// Журнал прикладной психологии 1998. № 24. С. 99-113.
  54. Анкета о счастье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.6 yket.ru / psixologiya/chto_takoe_schaste.html -12.09.2013. — See more at: http://mosi.ru/ru/conf/articles/psihologicheskiy-analiz-predstavleniy-starsheklassnikov-o-schaste#sthash.NczM1Cqe.dpuf

Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф