Взаимодействие уполномоченных государственных органов в пунктах пропуска обеспечивается внедрением концепции интегрированного управления границей. Одним из ее элементов стало применение в пунктах пропуска автоматизированной подсистемы таможенных органов «Транзит Таможенного союза», обеспечивающей автоматизацию проведения сотрудниками таможенных органов операций таможенного и автомобильного контролей, а также функций санитарно-карантинного контроля в части, определенной законодательством Республики Беларусь. К отдельным модулям системы обеспечен доступ должностных лиц фитосанитарной и ветеринарной службы.
В России нормативной базой для формирования «единого окна» служит Постановление Правительства № 561, а также Указ Президента № 204. В проекте принимает участие ряд государственных органов под руководством Министерства экономического развития, а за непосредственную его реализацию отвечает Правительственная комиссия.
В России (как и в Беларуси) еще не создан самостоятельный портал «единого окна», однако, развиваются его локальные сегменты (рис. 9).

Сегодня реализовано информационное взаимодействие с заинтересованными лицами с использованием АПС «Личный кабинет», КПС «Портал Морской порт», АПС «Электронное представление сведений», АИС внешнего доступа таможенных органов и система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов, что позволяет осуществлять электронное декларирование и иные виды взаимодействия с участниками ВЭД практически в объеме 100%.
Существующее информационное взаимодействие является прототипом ведомственного сегмента механизма «единого окна», которое может быть реализовано как взаимодействие бизнеса и государственных органов в электронном виде с использованием действующих межведомственных автоматизированных взаимодействий на базе СМЭВ. Сегодня ФТС России воплощает информационное взаимодействие с 33 органами власти и 9 организациями, что позволяет таможенным органам получать информацию о выданных разрешительных документах, в течение короткого времени – от 1 до 5 минут. В случае если ответ в отношении разрешительного документа не получен, должностные лица таможенных органов проводят дополнительную проверку заявленных сведений. В настоящее время на практике это составляет менее 1% от общего количества направленных запросов. Так, если в 2015 году данные о разрешительных документах получены в 84% случаев от общего количества направленных запросов таможенными органами региона, то доля положительных ответов в 1 полугодии 2017 года возросла до 99%.
Участник ВЭД может обратиться в ведомство за получением какой-либо конечной услуги или функции либо для совершения юридически значимых действий (например, декларирования товаров). При недостаточности предоставленной информации ведомство, с использованием СМЭВ, запросит требуемую недостающую информацию (например, разрешительный документ) или направит запрос на выдачу недостающих разрешительных документов. После получения необходимой информации участник будет проинформирован о результате выполнения всех операций. Таким образом, будет обеспечено однократное обращение к ФОИВ в электронном виде.
С 2014 г. в России успешно функционирует КПС «Портал Морской порт», представляющий собой единое информационное пространство, основанное на принципе «единого окна», пользователями которого выступают участники логистической цепи в морском порту, а именно, декларанты, перевозчики, операторы портовых терминалов, государственные контролирующие органы.
Функционал данной системы позволяет:
- каждому участнику процесса передавать и получать информацию на различных стадиях и процедурах;
- предоставлять предварительную информацию о прибытии морских и речных судов, а также пакеты электронных документов и сведений (прил. 2);
- направлять поручения на погрузку/выгрузку товаров, принимать решения на погрузку, оформлять результаты проведения госконтроля;
- формировать предварительную информацию о товарах на основе предварительной декларации на товары.
В 2019 г. применение указанной системы позволило оформить более 89% уведомлений о прибытии и около 82% уведомлений об убытии исключительно в электронном виде, то есть без представления бумажных документов.
Таким образом, можно сделать вывод, что во всех странах ЕАЭС активно развиваются как отдельные сегменты механизма «единого окна» (межведомственное взаимодействие, предоставление услуг в электронном виде и т.д.), так и механизм в целом.
2.3. Результаты SWOT-анализа национальных механизмов «единого окна»
Для получения полной картины об особенностях национальных механизмов «единого окна» в государствах ЕАЭС был выбран такой аналитический инструмент, как SWOT-анализ, и предшествующий ему экспресс-анализ. SWOT-анализ позволяет выделить 4 вида факторов, которые влияют на развитие механизма в целом: сильные стороны (обеспечивают конкурентное преимущество), слабые стороны (тормозят развитие), возможности (благоприятные факторы внешней среды), угрозы (негативные факторы внешней среды). Экспресс-анализ позволяет определить состояние национального механизма на основании оценки развития 12 элементов: наличие единого информационного портала; принцип «одна остановка»; ЭТД; подача документов, на основании которых заполняется декларация, в электронном виде; уплата таможенных платежей в электронном формате; оплата сборов за оказание государственных услуг; выдача электронных разрешительных документов; СМЭВ; межведомственная система управления рисками; локальные «единые окна» в пунктах пропуска; интегрированный контроль на границе; комплексное управление границей. Комбинация «сильные стороны-возможности» позволяет определить стратегический фокус дальнейшего развития.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен экспресс-анализ национальных механизмов «единого окна» государств-членов ЕАЭС, на основании которого произведена оценка состояния механизмов «единого окна» с помощью SWOT-анализа.
Экспресс-анализ механизма «единого окна» Армении представлен на рис. 10.
Рис.10. Экспресс-анализ отдельных элементов механизма «единого окна» Армении.
Экспресс-анализ показал, что в Армении из 12 элементов механизма «единого окна»: 1 (электронное таможенное декларирование) полностью реализован, внедрение 2 элементов планируется, остальные – находятся в стадии реализации. Таким образом, национальный механизм развит примерно на 64%.
Из таблицы 6 можно сделать выводы, что в Армении реализован один из основных элементов механизма «единого окна» – электронное декларирование, расширяется функционал портала, а также создана нормативная база, которая, однако, нуждается в доработке посредством заполнения пробелов в законодательстве.
Стратегический фокус следует направить на дальнейшее развитие элементов комбинации «сильные стороны-возможности», а именно:
- реализация принципа однократности представления документов;
- реализация принципа «одна остановка»;
- развитие технологии, позволяющей использовать электронные документы при взаимодействии участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов;
- усовершенствование механизма выдачи электронных документов и системы электронной оплаты таможенных платежей.
Кроме того, необходимо усилить развитие информационного взаимодействия между заинтересованными органами, внедрять новые технологии, а также решить вопрос финансирования.
Экспресс-анализ механизма «единого окна» Беларуси представлен на рис. 11.
Рис.11. Экспресс-анализ отдельных элементов механизма «единого окна» Беларуси
В Беларуси из 12 элементов механизма «единого окна»: полностью сформированы – 3 (электронное таможенное декларирование, электронная оплата таможенных платежей и оплата сборов за государственные услуги), реализация 2 запланирована и 7 активно развиваются. На основании экспресс-анализа, можно сделать вывод, что национальный механизм реализован на 69%.
Учитывая факт развития в Беларуси национального механизма в рамках создания системы безбумажной торговли, необходимо, чтобы концепция формирования такой системы полностью охватывала проект «единого окна». Согласно таблице 7, таможенная составляющая механизма составляет явное преимущество (развитое электронное декларирование, предварительное информирование и т.д.).
Стратегический фокус следует направить на дальнейшее развитие элементов комбинации «сильные стороны-возможности», а именно:
- интеграция отдельных элементов в единый механизм;
- реализация принципа однократности представления документов;
- усиление межведомственного взаимодействия.
Основным недостатком является отсутствие единой платформы взаимодействия заинтересованных сторон. Кроме того, необходимо усилить развитие межведомственного, а также решить вопрос финансирования проекта.
Экспресс-анализ механизма «единого окна» Казахстана представлен на рис. 12.
Рис.12. Экспресс-анализ отдельных элементов
механизма «единого окна» Казахстана
В Казахстане полностью внедрены уже 6 элементов единого механизма (единый портал национального механизма, электронное таможенное декларирование, электронная оплата таможенных платежей и оплата сборов за государственные услуги, выдача разрешительных документов в электронном виде, межведомственное взаимодействие), реализация комплексного управления границей запланирована, остальные элементы – в процессе реализации. Из этого следует, что общий уровень развития механизма в Казахстане составляет около 81%.
Анализ таблицы 8 показал, что из всех стран ЕАЭС именно в Казахстане механизм развит лучше всего, так как существует самостоятельный портал, предоставляющий широкий набор опций. Однако он еще не до конца соответствует эталонной модели, для чего необходимо продолжать развивать техническую сторону его функционирования, а также развивать сегменты взаимодействия представителей бизнеса между собой.
Экспресс-анализ механизма «единого окна» Киргизии представлен на рис. 13.
В Киргизии полностью сформированы 2 элемента (электронное таможенное декларирования и выдача разрешительных документов в электронном виде), 5 – в стадии реализации, внедрение остальных элементов запланировано, следовательно, единый национальный механизм функционирует на 58%.
Рис.13. Экспресс-анализ отдельных элементов механизма «единого окна» Киргизии
Согласно таблице 9, в настоящий момент в Киргизии созданы все предпосылки для внедрения механизма «единого окна», в том числе создан самостоятельный портал, функционал которого, однако, ограничивается выдачей лицензий и сертификатов.
Для расширения его функций необходимо усовершенствовать элементы комбинации «сильные стороны-возможности», к которым относятся:
- дальнейшее развитие электронного декларирования;
- обеспечение полного перехода на представление документов в электронном виде;
- реализация принципа однократности представления документов;
- усиление межведомственного взаимодействия;
- расширение услуг, предоставляемых через портал «единого окна».
Экспресс-анализ механизма «единого окна» России представлен на рис. 13.
На сегодняшний день в России успешно функционируют 5 элементов механизма «единого окна» (электронное таможенное декларирование, электронная оплата таможенных платежей и оплата сборов за государственные услуги, межведомственное взаимодействие, интегрированный контроль на границе), а остальные 7 – в процессе реализации. Таким образом, национальный механизм России сформирован на 80%.
Рис.14. Экспресс-анализ отдельных элементов механизма «единого окна» России
Таблица 10 SWOT-анализ состояния механизма «единого окна» России
Таблица 10 говорит о том, что в России создан большой задел для полной реализации проекта в виде мощной технической базы.
Стратегический фокус следует направить на дальнейшее развитие элементов комбинации «сильные стороны-возможности», а именно:
- реализация принципа однократности представления документов;
- интеграция отдельных сегментов в единый механизм (по примеру функционирования морского «единого окна»).
Кроме этого, необходимо усилить политическую волю, в том числе, определить четкие сроки, увеличить участие в проекте представителей бизнес-кругов, а также нарастить финансирование.
