Скоро защита?
Меню Услуги

Основные средства: нормативное регулирование, учет и отчетность. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ У ИП АВОТИНА Р.В., ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности индивидуального предпринимателя

В работе рассматривается транспортное предприятие, зарегистрированное как Индивидуальный предприниматель Авотин Роман Валерьевич (ИП Авотин Р.В.) в Ханты-Мансийском Автономном округе — Югре, в г.Ханты-Мансийск, по улице Патриса Лумумбы.

При регистрации (20 февраля 2013 года) были присвоены:

– ОГРНИП  316861700063610

– ИНН 551404613095

Орган, зарегистрировавший ИП – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Основной вид деятельности по ОКВЭД 49.41.2 «Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами». К дополнительному виду относится ОКВЭД 52.10.4 «Хранение и складирование прочих грузов».

Структура управления представлена на рис.2.1.

Рисунок 2.1 – Структура управления ИП Авотин Р.В.

Источник: составлено автором по данным ИП Авотина Р.В.

То есть, предприятие имеет функциональную структуру, хотя, в подчинении заместителя директора находятся все подразделения, непосредственно осуществляющие транспортную работу.

Функции подразделений и сотрудников представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Функции подразделений и сотрудников ИП Авотина Р.В.

Подразделение или сотрудник Функции Численность
Индивидуальный предприниматель (директор) Руководство (заключение договоров, прием и увольнение работников, текущее и стратегическое управление деятельностью) 1
Заместитель директора Руководство транспортным обслуживанием (диспетчерской и водителями), в том числе, вопросами ремонта, эксплуатации, техобслуживания и т.п. (исполняет обязанности руководителя при его отсутствии) 1
Главный бухгалтер Организация учета, формирование налоговой отчетности для сдачи в ИФНС, внутренней отчетности для руководителя 1
Бухгалтер Помощь главному бухгалтеру в операциях (расчетные операции, кассовые операции, операции с авансовыми отчетами, помощь в формировании отчетности, расчет заработной платы, НДФЛ и страховых взносов 1
Коммерческий отдел Организация договорной работы с клиентами, поиск клиентов, реклама, контроль за оказанием основных услуг 3
Склад Хранение принятых ТМЦ, осуществление приема и отправки 4
Диспетчеры Организация контроля за движением транспорта 2
Водители Непосредственное осуществление перевозок 9
Всего 22

Источник: составлено автором по данным ИП Авотина Р.В.

Кроме того, ИП Авотин Р.В. по гражданско-правовым договорам (с организациями и ИП) использует услуги:

  • – ремонта и технического обслуживание (договор с автосервисом – ИП Савенков А.А.);
  • – мойки автомобилей (автомойка – ИП Савенкова И.С.);
  • – ИТ-сервис (ООО «ИТ-пром»);
  • – клининг и техобслуживание помещений  (ООО «Клин-44»).

ИП Автотин Р.В. работает на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и ставкой 5%, которая применяется для малых предприятий ХМАО-Югры в соответствии с действующим региональным законом.

Собственно, сам учет автоматизирован в программе «1С: Предприятие».

Отчетность формируется:

  • – по УСН (ежегодно декларация по единому налогу, книга доходов и расходов);
  • – в ФСС (ежеквартально);
  • – по НДФЛ, в ФСС, ПФР (с 2017 года сдаются в ИФНС) ежеквартально.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность индивидуальным предпринимателем не формируется, этого не требует действующий закон «О бухгалтерском учете». Но для собственных целей бухгалтерией формируется отчет для анализа и контроля текущей деятельности.

Помимо бухгалтерии, которая непосредственно участвует в учетном процессе, в нем принимают участие:

  • – работники коммерческого отдела (ввод данных о контрагентах, выписка счетов на оплату и актов о выполненных услугах);
  • – кладовщики (выписка актов приема ТМЦ, требований-накладных на передачу).

Работа с банком у ИП Авотина Р.В. также автоматизирована, установлен Интернет-банк, через который осуществляется отправка платежных документов и прием выписок.  В организации также применяются наличные расчеты, установлена контрольно-кассовая техника и терминал для приема банковских карт в коммерческом отделе (контролируется бухгалтерией).

ИП Авотин Р.В. учитывает выручку для целей учета как сумму, которая выставлена актами контрагентам за оказанные услуги (методом начисления), для целей налогового учета – кассовым методом.

В таблице 2.2 представлены основные показатели деятельности ИП Авотина Р.В.

Таблица 2.2

Основные показатели деятельности ИП Авотина Р.В.

Показатель Значение Темп прироста, %
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Выручка от продаж, тыс.руб. 25107,0 29777,6 39104,7 18,60 31,32
Совокупные затраты, тыс.руб. 17574,9 21199,9 27296,8 20,63 28,76
Прибыль от продаж, тыс.руб. 7532,1 8577,7 11807,9 13,88 37,66
Рентабельность продаж, % 30,00 28,81 30,20

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Изменение показателей выручки, затрат и прибыли также представлено на графике (рис.2.2).

Рисунок 2.2 – Показатели доходов, расходов, прибыли ИП Авотина Р.В.

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Как видно из приведенных в таблице 10 и на диаграмме данных, ИП Авотин Р.В. увеличивает за анализируемый период свою выручку, затраты и прибыл. При этом, за счет опережающей динамики выручки (над затратами), прибыль в 2016 году растет быстрее. Отсюда в таблице 10 видно, что рентабельность продаж снижается в 2015 году и растет в 2016 году, становится выше уровня 2014 года.

ИП Авотин Р.В. использует в своей деятельности и основные средсвта. Основные средства, которые имеются у ИП Авотина Р.В. принадлежат ему лично как физическому лицу в соответствии с нормами ГК РФ, но учитываются в производственном процессе как вовлеченные в бизнес, и налоги на них (транспортный налог, налог на имущество) включаются в состав расходов, связанных с ведением бизнеса, что возможно по действующему налоговому законодательству.

В соответствии с нормами действующего закона «О бухгалтерском учете» (абз.1 п.2 ст.6) индивидуальный предприниматель не имеет обязанности ведения бухгалтерского учета, если он ведет налоговый учет доходов, расходов и иных объектов. Однако, ИП Авотин Р.В. ведет и налоговый, и бухгалтерский учет, бухгалтерский учет основных средств в том числе.  Подробно особенности учетной политики, в том числе, по учету основных средств, представлены в Приложении 5 (приложена учетная политика ИП Авотина Р.В., принятая на 2017 год, она же повторяет учетную политику и на предыдущие периоды).

Сначала следует привести таблицу, отражающую изменение состава основных средств ИП Авотина Р.В.

Таблица 2.3

Изменение состава основных средств ИП Авотина Р.В. в 2014-2016 гг.

Показатель Значение на дату, тыс.руб. Темпы прироста, %
01.02.2014 31.12.2014 31.12.2015 31.12.2016 2014 г. 2015 г. 2016 г.
ОС всего по первоначальной стоимости 24300,0 35835,0 36653,0 49452,0 47,5 2,3 34,9
 здания 18088,0 18088,0 18088,0 18088,0 0,0 0,0 0,0

Продолжение таблицы 2.3

Показатель Значение на дату, тыс.руб. Темпы прироста, %
01.02.2014 31.12.2014 31.12.2015 31.12.2016 2014 г. 2015 г. 2016 г.
 машины 5507,0 16707,0 17205,0 30404,0 203,4 3,0 76,7
прочее оборудование 705,0 1040,0 1360,0 960,0 47,5 30,8 -29,4
Накопленная амортизация 1350,0 5282,4 6480,9 11441,6 291,3 22,7 76,5
 здания 0,0 904,4 1808,8 2713,2 100,0 50,0
 машины 1200,0 3604,0 3796 8025,7 200,3 5,3 111,4
 прочее оборудование 150,0 774,0 876,1 702,8 416,0 13,2 -19,8
Остаточная стоимость 22950,0 30552,6 30172,1 38010,4 33,1 -1,2 26,0
 здания 18088,0 17183,6 16279,2 15374,8 -5,0 -5,3 -5,6
 машины 4307,0 13103,0 13409,0 22378,3 204,2 2,3 66,9
 прочее оборудование 555,0 266,0 483,9 257,2 -52,1 81,9 -46,8

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Как видно из приведенной таблицы, величина основных средств по первоначальной стоимости увеличивается в 2014 году наиболее значительно – на 47,5%. Далее существенное увеличение имеется в 2016 году. При том, в основном, увеличивается стоимость именно машин (автомобилей), в них вкладываются средства. Остаточная стоимость (с учетом износа) в 2014 году увеличивается на 33,1%, а в 2016 – на 26%, что значительно.

Изменение структуры основных средств по остаточной стоимости представлено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Изменение структуры основных средств ИП Авотина Р.В. в 2014-2016 гг.

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Таким образом, постепенно доля зданий в составе основных средств снижается, а доля машин – увеличивается.

Коэффициент износа (отношение накопленной амортизации к первоначальной стоимости) изменяется следующим образом, как показано на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Коэффициент износа основных средств ИП Авотина Р.В. в 2014-2016 гг.

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Таким образом, коэффициент износа постепенно увеличивается, но по машинам он увеличивается очень плавно и не столь значительно за счет обновления автопарка.  В целом, он ниже 0,3 (30%) за весь анализируемый период.

Показатели эффективности использования основных средств представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Эффективность использования основных средств ИП Авотина Р.В. в 2014-2016 гг.

Показатель Значение Изменение
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Среднегодовая стоимость основных средств (по остаточной стоимости), тыс.руб. 26751,3 30362,3 34091,2 3611,0 3728,9
Выручка от продаж, тыс.руб. 25107,0 29777,6 39104,7 4670,6 9327,1

Продолжение таблицы 2.4

Показатель Значение Изменение
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Среднегодовая численность персонала, тыс.руб. 12 16 20 4 4
Прибыль от продаж, тыс.руб. 7532,1 8577,7 11807,9 1045,6 3230,2
Расчетные показатели
Фондоотдача (Выручка / ОС), руб. 0,9385 0,9807 1,1471 0,0 0,2
Фондовооруженность (ОС / Числ.), тыс.руб. 2229,3 1897,6 1704,6 -331,6 -193,1
Фондорентабельность (Прибыль / ОС), % 28,16 28,25 34,64 0,1 6,4

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Таким образом, показатели фондоотдачи предприятия как наиболее важного показателя эффективности использования основных средств, повышаются. Это представлено на графике (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Изменение фондоотдачи ИП Авотина Р.В. в 2014-2016 гг.

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть у ИП Авотина Р.В. за анализируемый период увеличились не только объемы основных средств в эксплуатации, но и повысилась эффективность основных средств, что является очень положительным фактором в его деятельности.

Таким образом, ИП Авотин Р.В. – транспортное предприятие, осуществляющее перевозки по региону грузов, имеющее в распоряжении здания и автомобили, 22 работника. У ИП Авотина Р.В. есть и бухгалтерия из двух человек, учет автоматизирован. При этом работа ведется на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».  ИП Авотин Р.В. за 2014-2016 годы увеличивает выручку, прибыль от продаж, в 2016 году возрастает и рентабельность продаж. При этом, что размер основных средств у него увеличивается, особенно в 2014 и 2016 году. При этом, ИП Авотиным Р.В. используются и основные средства в его деятельности. За анализируемый период увеличились не только объемы основных средств в эксплуатации, но и повысилась эффективность основных средств (фондоотдача, фондорентабельность), что является очень положительным фактором в его деятельности.

2.2. Синтетический, аналитический  учет основных средств и отражение их в финансовой  отчетности

Состав основных средств, которые имеются в наличии у ИП Авотина Р.В. для ведения предпринимательской деятельности и их основные характеристики приведены в Приложении 3. Видно, что основные средства ИП Авотина Р.В. – это здания (объекты нежилой недвижимости), автомобили и прочие основные средства (гидроподъемник и погрузчик). Структура по остаточной стоимости представлена на графике в Приложении 4.

Основные положения учетной политики (Приложение 5) по основным средствам ИП Авотина Р.В. представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Основные положения учетной политики на 2016 год по основным средствам ИП Авотина Р.В.

Параметр Особенности учета Нормативно-правовое регулирование
Учет недорогих активов Активы стоимостью ниже, чем указано в п.5 ПБУ 6/01 (40 000 рублей) учитываются как материально-производственные запасы вне зависимости от срока полезного использования П.5 ПБУ 6/01

Продолжение таблицы 2.5

Параметр Особенности учета Нормативно-правовое регулирование
Поступление основных средств — фактические затраты, формируемые по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с последующим списанием на счет 01 «Основные средства» при вводе объекта основных средств в эксплуатацию

— НДС, предъявляемый поставщиками, включается во вложения во внеоборотные активы, а далее – в стоимость основных средств (как невозмещаемый налог)

Раздел II ПБУ 6/01

ст.346.16 НК РФ

 

Амортизация основных средств Только для целей бухгалтерского учета, линейным способом, в соответствии с классификацией ОС, включаемой в основные амортизационные группы Пункт 18

ПБУ 6/01 и

п. 28

ПБУ 14/2007

Переоценка основных средств Не проводится Пункт 15
ПБУ 6/01
Ремонт основных средств Затраты на ремонт учитываются по счету 20 «Основное производство» (для целей бухгалтерского учета – метод начисления, для целей налогообложения —  кассовый метод) ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Признание расходов, связанных с основными средствами Для целей бухгалтерского учета – по мере начисления амортизации (Дт 20 Кт 02)

Для целей налогообложения – по мере приобретения и оплаты

ПБУ 6/01

В соответствии с п. 3
ст. 346.16 НК РФ

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, в целом, для целей бухгалтерского учета основные средства учитываются сразу после их ввода (они включают и фактические затраты и НДС как невозмещаемый ИП Авотиным Р.В. налог), с начислением амортизации линейным способом. Расходы на основные средства в этом случае признаются по факту начисления амортизации (проводка Дт 20 Кт 02, проводок же связанных с общехозяйственными расходами по основным средствам нет). Для целей налогообложения они признаются при приобретении на сумму, не больше, чем сумма уплаченных денежных средств в периоде за основное средство.

Оформление прихода основных средств должно осуществляться на основании как отгрузочных документов продавца основных средств (накладной), так и акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1 – Приложение 6).  Накладная от поставщика выписывается в двух экземплярах, один из которых возвращается поставщику, второй – остается у покупателя. Акт по форме ОС-1 – аналогично. Кроме того, по каждому объекту основных средств в обязательном порядке при приобретении составляется договор купли-продажи, подтверждающий также фактические затраты на их приобретение.

Накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) составляют на внутреннее перемещение основных средств. Она выписывается сдатчиком (передающей стороной) в трех экземплярах, должна быть подписана ответственными лицами (руководителям структурных подразделений получателя и сдатчика). Первый экземпляр должен быть передан в бухгалтерию, второй оставляет лицо, ответственное за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий передают получателю. Также и прием и сдача основных средств в ремонт, на реконструкцию и модернизацию осуществляются на основании Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) (Приложение 7).

Выбытие основных средств должно быть оформлено Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств (форма № ОС-4 – Приложение 8). Акт составляют в двух экземплярах, подписываются члены комиссии, которые назначены руководителем организации (ИП Авотиным Р.В.), акт утверждает руководитель (сам ИП  Авотин Р.В.). Первый экземпляр передают в бухгалтерию, второй оставляет себе лицо, ответственное за сохранность объектов основных средств, что далее является основанием для сдачи на склад для последующей реализации материальных ценностей и металлолома, которые остались после списания.

Данные первичных учетных документов – источники информации для заполнения инвентарной карточки учета объекта основных средств (по форме № ОС-6 – Приложение 9). У ИП Авотина Р.В. примеряется только инвентарная карточка ОС-6. Такие карточки ведут в бухгалтерии в одном экземпляре по каждому объекту, в автоматизированной форме с использованием программы «1С: Предприятие».

То есть, документооборот, связанный с основными средствами у ИП Авотина Р.В. является стандартным для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих учет основных средств. Так, приход и ввод в эксплуатацию основных средств отражается актом по форме ОС-1, также применяются акты по иным формам, связанным со внутренним перемещением, передачей на ремонт и т.п. объектов основных средств. По каждому объекту ведется инвентарная карточка.

Для ведения синтетического учета основных средств ИП Автотина Р.В. применяются счета:

  • 08 «Вложения по внеоборотные активы»;
  • 01 «Основные средства» (на этом же счете предусмотрен субсчет 01-В «Основные средства для выбытия», предназначенный для учета основных средств, которые выбывают из использования);
  • 02 «Амортизация основных средств».

Поступление основных средств и дальнейшее отражение их в учете ведется следующим образом. В таблице 4 приведен пример приобретения у поставщика грузового автомобиля, который имеет характеристики:

  • стоимость по договору купли-продажи 1 765 700 рублей (включая НДС);
  • транспортировка до ИП Авотина Р.В. поставщиком – 24 300 рублей, включая НДС.

Поскольку ИП Авотин Р.В. работает на упрощенной системе налогообложения, то  в первоначальную стоимость объекта основных средств включаются:

  • стоимость приобретения основного средства по договору купли-продажи;
  • стоимость транспортировки объекта основного средства;
  • все суммы НДС, которые выставлены как поставщиками основных средств, так и организацией, осуществляющей транспортировку (как невозмещаемый налог при применении УСН в соответствии с ПБУ 6/01).

Корреспонденция счетов, связанная с поступлением и принятием к учету основных средств, представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Корреспонденция счетов по поступлению основных средств и их амортизации у ИП Авотина Р.В.

Дата, операция Сумма, руб. Корреспонденция
Дт Кт
Оплачен аванс поставщику за грузовой автомобиль

(платежное поручение №44 от 05.06.2016 г.)

1 000 000,00 60.2 51
Поступил объект ОС (автомобиль) (в т.ч. НДС – не выделяется)

(акт ОС-1 и накладная поставщика от 20.06.2016 г.)

1 765 700,00 08 60.1
Учтены расходы на транспортировку объекта (с НДС)

(акт о выполненных работах от 22.06.2016 г.)

24 300,00 08 60.1
Зачтен оплаченный аванс 1 000 000,00 60.1 60.2
Оплачено из кассы представителю компании, осуществляющей доставку с использованием расчетов с подотчетными лицами (рко 68 от 22.06.2016, авансовый отчет 7 от 22.06.2016) 24 300,00 71

60.1

 

50

71

Объект введен в эксплуатацию

(акт от 25.06.2016 г.)

1 790 000,00 01 08
Сумма учтена как расход в налоговом учете 1 024 300,00 Р.02
Оплачен остаток поставщику

(платежное поручение №54 от 25.06.2016 г.)

765 700,00 60.1 51

 

Продолжение таблицы 2.6

Дата, операция Сумма, руб. Корреспонденция
Дт Кт
Сумма учтена как расход в налоговом учете 790 000,00 Р.02
Начислена амортизация по объекту в следующем месяце – июле (норма 1,39%) 24 881,00 20 02

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

Выбытие объекта основных средств можно представить следующим образом. Приводится пример выбытия у ИП Авотина Р.В. погрузчика, который реализован по договору купли-продажи ООО «Грузокомплект» от 12.05.2016 (фактически реализация осуществлена 15.05.2016 г.). Проводки представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Корреспонденция счетов по выбытию основных средств у ИП Авотина Р.В.

Операция Сумма, руб. Корреспонденция
Дт Кт
Основное средство предназначено для выбытия (погрузчик) – перевод на счет выбытия ОС 400 000,00 01-В 01
Списывается накопленная амортизация 200 000,00 02 01-В
Объект реализован контрагенту – ООО «Грузокомплект» по дог. от 12.05.16, накл. и акт ОС-4 от 15.05.2016) 250 000,00 62 91.1
Списана остаточная стоимость 200 000,00 91.2 01-В
Получена оплата

(выписка банка от 16.05.2016)

250 000,00 51 62
Признаны доходы в налоговом учете (по оплате) 250 000,00 Д.02

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, по таблице 2.7 видно, что расходы признаются после получения объекта основных средств и по мере оплаты (на сумму оплаты), доходы же от продажи объекта (таблица 5) для целей налогообложения по УСН признаются на всю сумму, которая получается от контрагента в момент получения этих средств.

В целом, обороты, связанные с основными средствами, имели следующий вид за 2016 год (таблица 2.8).

Таблица 2.8

Корреспонденция счетов по операциями, связанным с основными средствами за 2016 год

Операция Корреспонденция Сумма, тыс.руб.
Приобретены объекты основных средств Дт 08 Кт 60.1 12 799,0
Введены в эксплуатацию объекты основных средств Дт 01 Кт 08 12 799,0
Начислена амортизация по основным средствам Дт 20 Кт 02 5892,4
Выбыли (проданы) основные средства Дт 01-В Кт 01 400,0
Списана амортизация по выбывшим основным средствам Дт 02 Кт 01-В 200,0
Списана остаточная стоимость выбывших основных средств Дт 91.2 Кт 01-В 200,0
Осуществлен ремонт основных средств (подрядной организацией) Дт 20 Кт 60 645,5
Осуществлены расходы в налоговом учете, связанные с основными средствами
 — приобретены объекты основных средств с оплатой в текущем периоде 12 799,0
 — осуществлен ремонт основных средств с оплатой в текущем периоде 645,5
— получены доходы от реализации основных средств 250,0

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, для синтетического учета основных средств у ИП Авотина Р.В.  применяется стандартный набор счетов 01 (для отражения по первоначальной стоимости, а также 01-В для выбывающих), 02 (для накопления амортизации), 08 (вложения во внеоборотные активы). Амортизация, как и ремонт, включаются в затраты по счету 20 «Основное производство». В налоговом учете в расходы включаются приобретенные в оплаченной части основные средства, а также полученные услуги ремонта в оплаченной части. В доходы, связанные с реализацией основных средств – фактические поступления от лиц, которые их покупают.

В любой организации, равно как и у ИП Авотина Р.В., который ведет учет основных средств, аналитический учет основных средств организуется по единой схеме: по классификационным видам основных средств в разрезе инвентарных объектов.

Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов с приспособлениями и принадлежностями к нему для выполнения определенных функций.

При учете основных средств инвентарными объектами считаются (применительно к тем, которые учитываются у ИП Авотина Р.В.):

  • каждое отдельно стоящее здание, включая в стоимость их внутреннее устройство (систему отопления, водопровод, газопровод, вентиляционные и прочие системы) и надворные постройки, притом таких объектов три;
  • каждый объект транспортных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к нему;
  • каждый станок, аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности, приборы.

При этом, как уже было описано при анализе документооборота по основным средства, для каждого инвентарного объекта присваивается инвентарный номер, служащий обеспечением контроля за его сохранностью. Инвентарный номер может быть использован однократно: присваивается объекту при поступлении в организацию, ставится на самом объекте, в первичных документах, он должен сохраняться весь период нахождения объекта на учете в организации. И уже после выбытия объекта его инвентарный номер другим объектам не присваивается, присваиваются иные.

Как уже было описано при анализе документооборота по основным средствам, инвентарная карточка, в которой отражаются данные по основному средству, после выписки регистрируется в специальных описях типовой формы, записи в эти формы ведутся по классификационным видам основных средств (у ИП Авотина Р.В. три классификационных вида: здания, транспортные средства и прочие). Зарегистрированная карточка помещается в картотеку основных средств, в которой они классифицированы по видам, а внутри видов – по месту нахождения и эксплуатации.  На основании картотеки возможно ведение учета движения основных средств. Карточки по вновь поступившим и выбывшим объектам группируются отдельно, отдельно хранятся и карточки по недействующим основным средствам. При этом, по месту эксплуатации все объекты учитывают в инвентарных списках с указанием материально ответственных лиц.

В карточках отражаются данные о первоначальной стоимости, начисленной амортизации. У ИП Авотина Р.В. По основным средствам за 2016 год были следующие обороты по аналитическим счетам основных средств (таблица 2.9).

Таблица 2.9

Аналитический учет основных средств ИП Авотина Р.В. за 2016 год, тыс.руб.

Объект основных средств Инв.№ Остаток на начало Обороты Остаток на конец
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Офисно-складское здание 101-1 10 177,0 10 177,0
Здание склада 101-2 5 104,0 5 104,0
Здание гаража и склада 101-3 2 807,0 2 807,0
Итого здания 18 088,0 0,0 0,0 18 088,0
Автомобиль грузовой IVECO 114-1 4 410,0 4 410,0
Автомобиль грузовой Scania 114-2 4 510,0 4 510,0
Автомобиль грузовой Scania 114-3 4 366,0 4 366,0
Автомобиль грузовой Scania 114-4 4 319,0 4 319,0
Автомобиль грузовой КамАЗ 114-5 3 010,0 3 010,0
Автомобиль грузовой КамАЗ 114-6 2 901,0 2 901,0
Автомобиль грузовой МАЗ 114-7 3 110,0 3 110,0
Автомобиль полугрузовой DAW 114-8 1 790,0 1 790,0
Итого транспортные средства 17 605,0 12 799,0 0,0 30 404,0
Гидроподъемник 120-0 350,0 350,0
Погрузчик 120-1 610,0 610,0

 

Продолжение таблицы 2.9

Объект основных средств Инв.№ Остаток на начало Обороты Остаток на конец
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Погрузчик 120-2 400,0 400,0
Итого прочие 120-3 1 360,0 0,0 400,0 960,0
Всего 37 053,0 12 799,0 400,0 49 452,0 Всего

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, видно, что аналитический учет основных средств у ИП Авотина Р.В. ведется по каждому объекту (инвентарному объекту) и по группам (видам основных средств, которых выделено три).

Амортизация основных средств у ИП Авотина Р.В. начисляется автоматически, по установленным в программе параметрам (первоначальная стоимость, срок полезного использования, откуда рассчитывается норма ежемесячной амортизации, она начисляется при закрытии месяца в программе).

Как было отмечено ранее, ИП Авотин Р.В. применяет линейный способ начисления амортизации, определяя полезный срок службы объектов основных средств исходя из норм в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1  «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 07.07.2016).

Амортизация начисляется ежемесячно по каждому объекту в равной пропорции и включается в расходы текущего периода по счету 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Группировка основных средств для целей начисления амортизации представлена в таблице 2.10.

Расчет амортизации (пример) можно привести следующим образом:

Автомобиль грузовой IVECO, включен в 5-ю амортизационную группу (срок полезного использования определен 7 лет). Его начальная стоимость (отражение при постановке на учет на счет 01) – 4 410 000 рублей.

Норма амортизации – 1 / 7 * 100% = 14,29%

В результате, сумма годовой амортизации составит:

4 410 000 * 14,29% = 630 000 рублей (она отражена в представленной далее таблице 2.10).

Таблица 2.10

Нормы амортизации основных средств ИП Авотина Р.В. за 2016 год.

Объект основных средств Аморт. Группа Срок полезного использования, лет Норма амортизации в год Норма амортизации в месяц
Офисно-складское здание 8 20 5,00% 0,42%
Здание склада 8 20 5,00% 0,42%
Здание гаража и склада 8 20 5,00% 0,42%
Автомобиль грузовой IVECO 5 7 14,29% 1,19%
Автомобиль грузовой Scania 5 7 14,29% 1,19%
Автомобиль грузовой Scania 5 7 14,29% 1,19%
Автомобиль грузовой Scania 5 7 14,29% 1,19%
Автомобиль грузовой КамАЗ 4 5 20,00% 1,67%
Автомобиль грузовой КамАЗ 4 5 20,00% 1,67%
Автомобиль грузовой МАЗ 4 5 20,00% 1,67%
Автомобиль полугрузовой DAW 4 6 16,67% 1,39%
Автомобиль полугрузовой DAW 4 6 16,67% 1,39%
Гидроподъемник 3 3 33,33% 2,78%
Погрузчик 3 3 33,33% 2,78%
Погрузчик 3 3 33,33% 2,78%

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

В месяц сумма амортизации (проводка Дт 20 «Основное производство» Кт 02 «Амортизация основных средств») будет равна:

630 000 / 12 = 52 500 рублей

И так по всем основным средствам (те, которые были поставлены на учет с января 2016 года – по ним амортизация начисляется за фактическое количество месяцев службы в 2016 году, не включая месяц их приобретения; по выбывающему объекту – учитывается его срок службы в 2016 году по месяц выбытия). Общие проводки за 2016 год, связанные с амортизацией основных средств, представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Амортизация основных средств ИП Авотина Р.В. за 2016 год, тыс.руб.

Объект основных средств Инв.№ Амортизация на начало Обороты Амортизация на конец
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Офисно-складское здание 101-1 1017,7 508,9 1 526,6
Здание склада 101-2 510,4 255,2 765,6
Здание гаража и склада 101-3 280,7 140,4 421,1
Автомобиль грузовой IVECO 114-1 1260,0 630,0 1 890,0
Автомобиль грузовой Scania 114-2 1288,6 644,3 1 932,9
Автомобиль грузовой Scania 114-3 1247,4 623,7 1 871,1
Автомобиль грузовой Scania 114-4 0,0 617,0 617,0
Автомобиль грузовой КамАЗ 114-5 0,0 501,7 501,7
Автомобиль грузовой КамАЗ 114-6 0,0 483,5 483,5
Автомобиль грузовой МАЗ 114-7 0,0 414,7 414,7
Автомобиль полугрузовой DAW 114-8 0,0 149,2 149,2
Автомобиль полугрузовой DAW 114-9 0,0 165,7 165,7
Гидроподъемник 120-0 0,0 194,4 194,4
Погрузчик 120-1 0,0 508,3 508,3
Погрузчик 120-2 144,4 200,0 55,6 0,0
Всего 5749,2 200,0 5892,4 11441,6

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, вся начисленная амортизация целиком включается в затраты, а по списываемым объектам она относится на счет 01-В и далее корректирует остаточную стоимость списываемого объекта основных средств.

Ремонт основных средств у ИП Авотина Р.В. проводится только текущий. Не было операций, связанных с реконструкцией основных средств, не было операций по капитальному ремонту (хотя, расходы на капитальный ремонт согласно принятой учетной политике, также относятся на счет 20 «Основное производство»).

Примеры, связанные с ремонтом основных средств, такие:

  • Ремонт у организации-партнера. 12 мая 2016 года был передан автомобиль IVECO для ремонта кузова организации-партнеру (автосервису), при этом были сделаны следующие проводки (таблица 2.12).

Таблица 2.12

Корреспонденция счетов по ремонту основного средства у ИП Авотина Р.В.  в автосервисе.

Операция Сумма, руб. Корреспонденция
Дт Кт
Получен счет от организации-партнера за ремонт, счет оплачен через банк (без НДС – партнер работает на ЕНВД) 25 500,00 60.2 51
Выполнены работы, автомобиль переда ИП Авотину Р.В., выписан акт приема-сдачи услуг 25 500,00 20 60.2
Закрыт счет авансов выданных 25 500,00 60.1 60.2

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

  • Ремонт осуществляется силами работников организации при приобретении деталей с использованием авансового отчета и при списании имеющихся деталей со склада (автомобиль IVECO отремонтирован – заменено зеркало и фара 04.11.2016 г.) (таблица 2.13).

Таблица 2.13

Корреспонденция счетов по ремонту основного средства у ИП Авотина Р.В.  (силами водителя).

Операция Сумма, руб. Корреспонденция
Дт Кт
По требованию-накладной получено зеркало на складе организации для замены 2 500,00 20 10
Приобретена фара за наличные, авансовый счет сдан в бухгалтерию 4 200,00 10 71
Выдано возмещение перерасхода наличными водителю 4 200,00 71 50

 

Продолжение таблицы 2.13

Операция Сумма, руб. Корреспонденция
Дт Кт
Оформлены документы, связанные с передачей фары водителю для ремонта 4 200,00 20 10

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, все связанные с ремонтом расходы относятся на счет 20, списываются как расходы на услуги текущего периода.

В бухгалтерской отчетности основные средства отражаются в разделе «Внеоборотные активы» (раздел 1 баланса). При этом, они отражаются по остаточной стоимости – за вычетом накопленной амортизации. Операции по покупке основных средств в отчете о финансовых результатах не отражаются, поскольку это инвестиционная операция, связанная с приобретением объектов, которые далее являются амортизируемыми объектами. Амортизация включается в величину расходов. При продаже или ином выбыли объекта основных средств его остаточная стоимость включается в «прочие расходы» в отчете о финансовых результатах.

ИП Авотин Р.В. не формирует финансовую отчетность, поскольку является индивидуальным предпринимателем, но для собственных целей (анализа, прежде всего), учитывает по остаточной стоимости основные средства и формирует баланс для собственного пользования. В балансе объекты основных средств показаны по остаточной стоимости (таблица 2.14).

Таблица 2.14

Основные средства ИП Авотина Р.В. по остаточной стоимости.

Показатель Значение на дату, тыс.руб.
01.02.2014 31.12.2014 31.12.2015 31.12.2016
Основные средства всего 22950,0 30552,6 30172,1 38010,4
 здания 18088,0 17183,6 16279,2 15374,8
 машины 4307,0 13103,0 13409,0 22378,3
 прочее оборудование 555,0 266,0 483,9 257,2

Источник: составлено автором по бухгалтерским данным ИП Авотина Р.В.

То есть, именно эти суммы должны включаться в строку «основные средства» в первый раздел активов «Внеоборотные активы», если бы индивидуальным предпринимателем официально формировалась бухгалтерская отчетность.

Объекты основных средств отражаются и в налоговой отчетности ИП Авотина Р.В. Оформляя книгу доходов и расходов по упрощенной системе налогообложения, ИП Авотин Р.В. отражает также данные, связанные с приобретением основных средств, помимо граф расходов в разделе I книги, еще и в Разделе II книги (Приложение 10).

В налоговых документах факт приобретения объектов основных средств с учетом оплаты отражается в разделе 1 в составе расходов, а также в специальном разделе II, где отражаются расходы на приобретение объектов основных средств, их включение в расходы индивидуального предпринимателя для целей налогообложения [40].

Таким образом, ИП Авотиным Р.В. ведется учет основных средств. Для целей бухгалтерского учета основные средства учитываются сразу после их ввода , с начислением амортизации линейным способом. Расходы на основные средства, включая расходы на ремонты, признаются по факту начисления амортизации с отнесением на затраты текущего периода. Для целей налогообложения они признаются при приобретении на сумму, не больше, чем сумма уплаченных денежных средств в периоде за основное средство. Амортизация, как и ремонт, включаются в затраты по счету 20 «Основное производство». В налоговом учете в расходы включаются приобретенные в оплаченной части основные средства, а также полученные услуги ремонта в оплаченной части. В доходы, связанные с реализацией основных средств – фактические поступления от лиц, которые их покупают. Документооборот, связанный с основными средствами у ИП Авотина Р.В. является стандартным для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих учет основных средств. Поскольку ИП Авотин Р.В. формирует только налоговую отчетность и книгу доходов и расходов, то факт приобретения объектов основных средств с учетом оплаты отражается в разделе 1 в составе расходов, а также в специальном разделе II книги доходов и расходов.

2.3. Пути совершенствования учета основных средств и формирования отчетности

Важно сказать, что для ИП Авотина Р.В. направления совершенствования учета основных средств очень ограничены, поскольку деятельность его имеет весьма ограниченные масштабы (это субъект малого предпринимательства), применяемая им система налогообложения – упрощенная. Бухгалтерский учет ведется также в упрощенном виде (только один счет для затрат – 20 «Основное производства») в силу небольших масштабов деятельности и достаточно простой специфики формирования как выручки (реализация услуг), так и самих затрат.

Однако, и для такой организации, как автотранспортное предприятие ИП Авотина Р.В., где работает 22 человека, имеется немало дорогостоящих объектов основных средств и затрат, с ними связанных, требуется улучшение системы финансово-экономического контроля, которая, несомненно, должна быть тесно связана с улучшенной системой синтетического и аналитического учета.

Если в настоящее время все затраты, связанные с основными средствами, включая амортизацию, ремонты списываются на текущий период, без применения механизмов создания резервов, такая система не позволяет равномерно (помесячно и поквартально) формировать планы затрат, отслеживать их исполнение (поскольку расходы на ремонт могут быть внезапными, и они включатся в затраты в том месяце, когда фактически возникнут). Кроме того, у ИП Авотина Р.В. фактически не выделены в составе затрат на основное производство постоянные и переменные расходы, что также не дает возможности оперативно отслеживать их изменение по-отдельности, проводить маржинальный анализ без организации дополнительной аналитической подготовки.

Поэтому для учета затрат у ИП Авотина Р.В., включая расходы, связанные с амортизацией и ремонтом основных средств, предлагается:

– разделить счет 20 «Основное производство» на два субсчета, на одном из которых учитывать постоянные расходы (включая ремонты и амортизацию), на другом – переменные;

– ежемесячно планировать расходы на ремонт основных средств, включая их в постоянные расходы и отражать запланированные расходы по счету 96 «Резервы предстоящих расходов», списывая затраты на ремонты в пределах накопленного резерва – за счет резервов, а сверх резервов – на сверхплановые ремонты.

Общая схема применения учета и счетов бухгалтерского учета, с учетом предложения, приведена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Предлагаемая схема учета затрат (включая затраты на амортизацию и ремонт основных средств) для ИП Авотина Р.В.

Источник: составлено автором (собственные предложения)

Данная схема позволит осуществлять планирование ремонтов и контролировать суммы расходов на ремонт, при возникновении внеплановых расходов – спрашивать обоснование с ответственных лиц. Также данная схема позволит проводить маржинальный анализ, находить точку безубыточности без дополнительной обработки бухгалтерских данных.

То есть, применение такой схемы учеты затрат, включая расходы, связанные с основными средствами, уже будет способствовать совершенствованию контрольной и аналитической работы, а, следовательно, повышению эффективности деятельности ИП Авотина Р.В. Расходы на ремонты, которые будут превышать запланированные и заложенные в резервы, должны вызывать особое внимание, поскольку это свидетельствует либо о неэффективности планирования, либо о завышенных затратах на ремонт, либо о плохом техническом состоянии основного средства.

При этом, можно исследовать, как изменялись в 2016 году показатели, связанные с его деятельностью, если их также разделить на постоянные, переменные и сравнить с плановыми показателями 2016 года, включая расходы на ремонт. Это приведено в таблице 2.15.

Таблица 2.15

Показатели деятельности ИП Авотина Р.В. с учетом разделения на постоянные  и переменные.

Показатель 2015 год (факт) 2016 год Абс.изм. Относ. изм., %
(план) (факт) 2016 к 2015 2016 факт к плану 2016 к 2015 2016 факт к плану
Выручка 29777,6 37907,5 39104,7 9327,1 1197,2 31,32 3,16
 Затраты всего (Дт 90-2 Кт 20) 21199,9 26075,0 27296,8 6096,9 1221,8 28,76 4,69
   Относимые на переменные (Дт 90-2 Кт 20.2) 7909,9 10069,5 10559,9 2650,0 490,4 33,50 4,87
   Относимые на постоянные (Дт 90-2 Кт 20.1) 13290,0 16005,5 16736,9 3446,9 731,4 25,94 4,57
     в т.ч. амортизация 3932,4 5209,9 5504,1 1571,7 294,2 39,97 5,65
     расходы на ремонты ОС 450,9 500,2 645,5 194,6 145,3 43,16 29,05
Прибыль 8577,7 11832,5 11807,9 3230,2 -24,6 37,66 -0,21

Источник: составлено автором (собственные предложения)

Из приведенной таблицы видно, что относительные переменные затраты росли практически в той же пропорции, что и выручка. Относительные постоянные затраты же увеличивались медленнее выручки. При этом, расход на ремонты основных средств увеличились больше, чем был средний рост постоянных затрат. При этом, по факту по сравнению с планом, они приросли на 29,05%, что очень существенно. Сумма в 145,3 тыс.руб. – это те затраты на ремонты основных средств, которые были сделаны сверх плана.

Внедрение новой системы контроля, как предполагается, позволит сократить такие сверхплановые расходы как минимум на 35%, что составляет 50,9 тыс.рублей в год.

Кроме того, разделение расходов на постоянные и переменные по счету 20 сократит расходы, связанные с аналитической работой, связанной с таким разделением в EXCEL, что проводится бухгалтерией.

В настоящее время годовые затраты, связанные с такой аналитической работой составляют 60 человеко-часов при среднечасовой ставке оплаты труда с учетом социальных отчислений в 0,7 тыс.рублей. В результате, на такую работу тратится 60 * 0,7 = 42 тыс.рублей в год. Планируется же сокращение аналитической работы в связи с разделением счета 20 на 70%, что составит 29,4 тыс.рублей в год.

Собственно, сами же расходы на изменение системы учета, составят:

– 20 чел.часов – разработка новой учетной политики и ее согласование;

– 15 чел.часов – собственно операции, связанные с разделением счета и пробным вводом данных.

В результате, 35 чел.часов предполагают затраты:

35 * 0,7 = 24,5 тыс.руб.

В результате, эффект и эффективность мероприятий могут быть определены следующим образом (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 – Эффект и эффективность мероприятий по совершенствованию системы учета затрат, связанных с основными средствами у ИП Авотина Р.В.

Источник: составлено автором (собственные предложения)

Таким образом, для ИП Авотина Р.В. были предложены мероприятия, связанные с совершенствованием учета основных средств, которые были направлены на разделение счета 20 «Основное производство» на два субсчета для отражения постоянных расходов (включая расходы на амортизацию и ремонты) и переменных. Это разделение бы способствовало улучшению аналитической работы планированию и анализу (включая маржинальный анализ). Также было предложено использование счета 96 «Резервы предстоящих расходов» для учета плановых затрат на ремонты. Это равномерно распределило бы по всему году затраты на ремонты, а внеплановые бы подлежали повышенному контролю. В целом, все это способствовало бы сокращению и затрат на ремонты, и организационных расходов на аналитическую работу. При затратах в 24,5 тыс. на реализацию мероприятия эффект бы составил 55,8 тыс.руб., а эффективность – 227,8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные средства – это материальные объекты, которые являются средствами труда, долгосрочно используемыми и постепенно переносящими свою стоимость на готовый продукт посредством амортизации. В бухгалтерском учете к основным средствам относятся: здания (кроме жилых), сооружения, жилища, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, капитальные вложения на улучшение земель. При этом,  согласно ПБУ 6/01 с 2011 года к основным средствам можно относить средства со стоимостью свыше 40 тыс. рублей. Основные средства используются свыше 12 месяцев и являются активами для производства продукции, оказания услуг, управленческих нужд (не являются товарами, комплектующими и т.п.).

Учет основных средств и отражение их в отчетности связаны с нормативно-правовым регулированием. Нормативное регулирование учета основных средств осуществляется на нескольких уровнях регулирования (4 уровня), каждый из которых имеет свое значение. В ГК РФ регулируются операции, связанные с куплей-продажей, иной передачей объектов, включая основные средства, по некоторым конкретизируется и необходимость регистрации сделок (с недвижимостью). В НК РФ регулируются вопросы включения расходов на амортизацию и ремонты основных средств в расходы организации для целей налогообложения. Основным регулирующим бухучет актом первого уровня является Федеральный Закон № 402 ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете», где описаны общие принципы учеты. Методология ведения бухгалтерского учета основных средств раскрывается с помощью ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а с 2016 году в РФ введен в действие стандарт МСФО 16 «Основные средства», на который также ориентируются организации, готовящие отчетность по МСФО. Синтетический учет основных средств и их амортизации регулируются планом счетов и инструкцией к нему. В отчетности (балансе) основные средства отражаются по остаточной стоимости, включаются в разные виды расходов в отчете о финансовых результатах и подробно описываются в приложении в балансе в соответствии с нормами ПБУ 4/99 и регулирующих формы отчетности стандартов.  На локальном уровне регулирование учета основных средств осуществляется учетной политикой, рабочим планом счетов, графиком документооборота, то есть документами, разработанными предприятиями самостоятельно.

ИП Авотин Р.В. – транспортное предприятие, осуществляющее перевозки по региону грузов, имеющее в распоряжении здания и автомобили, 22 работника. Работа ведется на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».  ИП Авотин Р.В. за 2014-2016 годы увеличивает выручку, прибыль от продаж, в 2016 году возрастает и рентабельность продаж. При этом, что размер основных средств у него увеличивается, особенно в 2014 и 2016 году. ИП Авотиным Р.В. используются и основные средства в его деятельности. За анализируемый период увеличились не только объемы основных средств в эксплуатации, но и повысилась эффективность основных средств, что является очень положительным фактором в его деятельности.

ИП Авотин Р.В. производит учет основных средств. Для целей бухгалтерского учета основные средства учитываются сразу после их ввода (они включают и фактические затраты и НДС как невозмещаемый ИП Авотиным Р.В. налог, проводка при вводе – Дт 01 Кт 08), с начислением амортизации линейным способом. Расходы на основные средства в этом случае признаются по факту начисления амортизации (проводка Дт 20 Кт 02, проводок же связанных с общехозяйственными расходами по основным средствам нет). Для целей налогообложения они признаются при приобретении на сумму, не больше, чем сумма уплаченных денежных средств в периоде за основное средство.

Для синтетического учета основных средств у ИП Авотина Р.В.  применяется стандартный набор счетов 01 (для отражения по первоначальной стоимости, а также 01-В для выбывающих), 02 (для накопления амортизации), 08 (вложения во внеоборотные активы). Амортизация, как и ремонт, включаются в затраты по счету 20 «Основное производство». В налоговом учете в расходы включаются приобретенные в оплаченной части основные средства, а также полученные услуги ремонта в оплаченной части. В доходы, связанные с реализацией основных средств – фактические поступления от лиц, которые их покупают.

Документооборот, связанный с основными средствами у ИП Авотина Р.В. является стандартным для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих учет основных средств. По каждому объекту ведется инвентарная карточка. В налоговых документах факт приобретения объектов основных средств с учетом оплаты отражается в разделе 1 в составе расходов, а также в специальном разделе II, где отражаются расходы на приобретение объектов основных средств, их включение в расходы индивидуального предпринимателя для целей налогообложения.

Для ИП Авотина Р.В. были предложены мероприятия, связанные с совершенствованием учета основных средств, которые были направлены на разделение счета 20 «Основное производство» на два субсчета для отражения постоянных расходов (включая расходы на амортизацию и ремонты) и переменных. Это разделение бы способствовало улучшению аналитической работы планированию и анализу (включая маржинальный анализ). Также было предложено использование счета 96 «Резервы предстоящих расходов» для учета плановых затрат на ремонты. Это равномерно распределило бы по всему году затраты на ремонты, а внеплановые бы подлежали повышенному контролю. В целом, все это способствовало бы сокращению и затрат на ремонты, и организационных расходов на аналитическую работу. При затратах в 24,5 тыс. на реализацию мероприятия эффект бы составил 55,8 тыс.руб., а эффективность – 227,8%.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГК РФ Гражданский кодекс РФ
Дт дебет
ИП Индивидуальный предприниматель
Кт кредит
МСФО Международные стандарты финансовой отчетности
НДС Налог на добавленную стоимость
НДФЛ Налог на доходы физических лиц
НК РФ Налоговый кодекс РФ
ОС основные средства
ПТС паспорт технического средства
ПФР Пенсионный фонд России
ТО технический осмотр
УСН Упрощенная система налогообложения
ФСС Фонд социального страхования

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие. Издание 11-е, переработанное и дополненное / В. П.Астахов. – М.: Юрайт, 2013. – 984 с.
  2. Аудит основных средств [Электронный ресурс] // Центр ИФ. – URL: http://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Audit-osnovnyh-sredstv.php (дата обращения 10.04.2017)
  3. Бабаев, А.Ю. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Ю.А.Бабаев, А.М.Петров и др.; Под ред. Ю.А.Бабаева — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Вузов. учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 463 с.
  4. Бакаев, А.С. Учетная политика предприятия / А.С. Бакаев. — М.: Бухгалтерский учет, 2012. – 254 с..
  5. Безруких, П.С. Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков, и др.. — М.: Бухгалтерский учет; Издание 2-е, перераб. и доп., 2013. – 576 c.
  6. Бердникова, Л.Ф. О вопросах методики анализа основных средств организации / Л.Ф. Бердникова // Вектор науки ТГУ. – – №3. – С.87-91.
  7. Гетьман В.Г., Терехова В.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник.–М .:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 496 с.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51–Ф3 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 2 от 26 января 1996 г. № 14–ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  10. Елисеева, А.А. Новое в ПБУ: учет основных средств / А.А. Елисеева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 282-283.
  11. Есимкулова, З.Б. Учет и оценка основных средств / З.Б. Есимкулова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.).  – Уфа: Лето, 2013. – С. 59-62.
  12. Каморджанова,  Н.А. Бухгалтерский учет. 3-е изд. / Н.А.Каморджанова, И.В.Карташова. – СПб: Питер, 2012. – 304 с.
  13. Каспина, Р.Г. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности / Р.Г. Каспина, Л.А. Плотникова. — М.: Эксмо, 2014. — 432 c.
  14. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 4-е издание, переработанное и дополненное / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 640 с.
  15. Макальская, М.Л. Бухгалтерский учет / М.Л. Макальская, И.А. Фельдман. — М.: Высшее образование, 2014. — 443 c.
  16. Манько, С. Переоценка основных средств [Электронный ресурс] / С.Манько // Персональный сайт С.Манько. – URL: http://www.snezhana.ru/os_4/
  17. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н // Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.04.2017)
  18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» Введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н // Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.04.2017)
  19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда». Введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н // Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.04.2017)
  20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов». Введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н // Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.04.2017)
  21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н // Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.04.2017)
  22. Международный стандарт финансовой отчетности (IАS) 23 «Затраты по заимствованиям». Введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н // Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.04.2017)
  23. Мельникова, Т. В. Методика проведения анализа основных средств организации / Т. В. Мельникова // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 570-573.
  24. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 5 августа 2000 г. № 117–ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
  25. Новое в ПБУ: учет основных средств [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – URL: http://www.moluch.ru/archive/59/8349/ (дата обращения 10.04.2017)
  26. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402–ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 50. – ст. 7344.
  27. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (в ред. от 07.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (Часть II). — Ст. 52.
  28. О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 декабря 2008 № 166-оз (с изм.) // ФНС России по ХМАО-Югре. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn86/taxation/taxes/usn/
  29. О финансовой аренде (лизинге): федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 44. – Ст. 5394.
  30. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н (в ред. от 06.04.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 35.
  31. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н (в ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2004. –  №4.
  32. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 (ред. от 08.11.2010) // Финансовая газета. – 1995. – № 28.
  33. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению: Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)  //  Финансовая газета. – 2000. – №47.
  34. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (в ред. от 08.11.2010) // Финансовая газета. – 1999. – № 34
  35. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Министерства финансов РФ от 06 мая 1999 г. №33н (ред. от 06.04.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.– 1999. – № 26.
  36. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»: Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. от 16.05.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2001. – № 20.
  37. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 28.07.1998г. (в ред. от 23.05.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 23, 14.09.1998.
  38. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации: Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 // Российский Налоговый курьер (вкладка «Документы по налогообложению»). – 2000. – № 11 (альбом унифицированных форм).
  39. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 // Финансовая газета. — 2003. — № 11.
  40. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения: Приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н (в ред от 07.12.2016) // Российская газета. — 2012. — № 301.
  41. Основные средства: учет основных средство [Электронный ресурс] // Центр ИФ. – URL: http://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Osnovnye-sredstva.php (дата обращения 10.04.2017)
  42. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.В Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 304 с.
  43. Соколова, И.Н. Учет расходов на модернизацию и реконструкцию основных средств [Электронный ресурс] / И.Н. Соколова, А.Л. Ильина // Налоговый вестник – URL: http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=30407 (дата обращения 10.04.2017)
  44. Сравнительная характеристика МСФО 16 Основные средства и ПБУ 6 01 Учет основных средств [Электронный ресурс] // WorksDoklad. – URL: http://works.doklad.ru/view/wyE07wC9sWE.html (дата обращения 10.04.2017)
  45. Суглобов, А.Е. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова, С.А. Хмелев. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 478 с.
  46. Тевлин, В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. — 144 с.
  47. Тихонова, Е.П. Амортизация объектов основных средств. Типичные ошибки при начислении амортизации / Е.П. Тихонова // Горячая линия бухгалтера. – 2012. – № 21. – С.43-46.
  48. Тихонова, Е.П. Особенности налогового и бухгалтерского учета операций с основными средствами и нематериальными активами. Различия в бухгалтерском и налоговом учете объектов стоимостью менее 40 000 руб. / Е.П. Тихонова // Горячая линия бухгалтера. – 2012. – № 13. – С.55-59.
  49. Учет основных средств и НМА [Электронный ресурс] // Клерк. – URL: http://www.klerk.ru/allart/rubrica/25/ (дата обращения 10.04.2017)
  50. Учет расходов на ремонт основных средств [Электронный ресурс] // АУДИТ-IT — URL: https://www.audit-it.ru/ifrs/terms/items/uchet-raskhodov-na-remont-osnovnykh-sredstv.html (дата обращения 10.04.2017)
  51. Фролова, Т.А. Учет выбытия основных средств [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал – URL: http://www.aup.ru/books/m194/2_5.htm (дата обращения 10.04.2017)

Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф