Вид работы: Дипломная работа
Предмет: Административное, финансовое право
Тема: Основы финансово-правового регулирования казначейской системы исполнения бюджета
ВУЗ: МФЮА
Введение
Актуальность темы исследования. Внедрение казначейского метода исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, организация и обеспечение исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета характеризуют качественно новый уровень организации исполнения бюджетов.
Согласно положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе»[1], Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю заведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Актуальность выбранной темы обусловлена особым характером правового статуса указанного федерального органа исполнительной власти, его двойственной правовой природой. В своей деятельности органы Федерального казначейства руководствуются положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации[2], Налогового кодекса Российской Федерации[3], законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, федеральными законами и приказами Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и другими нормативно-правовыми актами.
Целью данной работы является исследование основ финансово-правового регулирования казначейской системы исполнения бюджета и актуальных аспектов правового регулирования деятельности органов Федерального казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение предпосылок и истории становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации;
— рассмотрение системы финансово-правового регулирования организации исполнения бюджета по доходам органами казначейства;
— рассмотрение правовых основ исполнения бюджета по расходам в рамках казначейской системы;
— исследование особенностей исполнения местных бюджетов в Российской Федерации;
— анализ казначейского исполнения доходной части местных бюджетов на примере исполнения бюджета Чернышевского сельского поселения за 10 месяцев 2017 года;
— оценка казначейского исполнения расходной части местных бюджетов на примере исполнения бюджета Чернышевского сельского поселения за 10 месяцев 2017 года;
— рассмотрение реализации финансового контроля Федеральным Казначейством РФ;
— определение актуальных аспектов правового регулирования деятельности органов Федерального казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере;
— рассмотрение внедрения стандартов казначейского учета и отчетности как условие повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Объектом исследования в работе выступает бюджет муниципального образования Чернышевское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым.
Предметом исследования в работе является система финансово-правовое регулирования исполнения местных бюджетов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации и комплексном представлении основ финансово-правового регулирования организации исполнения бюджета по доходам и расходам.
Практическая значимость данного исследования состоит в рассмотрении возможностей внедрения стандартов казначейского учета и отчетности как условие повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования правового регулирования казначейской системы: Абазовой М.В., Бечелова З.Ш., Акперова И.Г., Ахмедова С.К., Година А.М., Карпухина И.В., Карчевского В.В., Комаровой А.В., Поляка Г.Б., Пащенко К.А. Разживиной Д. О., Саранцева В.Н., Солониной С.В., Фадейкиной Н.В. и др.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие основы нормативного регулирования функционирования Федерального казначейства в рамках исполнения бюджета по доходам и расходам.
Апробация темы исследования (информация о конференциях и заседаниях, где обсуждалась работа, а так же использовании данной работы в публикациях и дальнейшей деятельности администрации).
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава направлена на изучение теоретических аспектов финансово-правового регулирования казначейской системы исполнения бюджета. Вторая глава содержит анализ аналитического материала по исполнению бюджета муниципального образования Чернышевское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым по доходам и расходам. Третья глава диссертационной работы направлена на исследование финансового контроля как направления совершенствования финансово-правового регулирования казначейской системы исполнения бюджета. Работа написана на 80 страницах, включая 11 таблиц, 12 рисунков, 42 источников используемой литературы.
Предпосылки и история становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации
Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами невозможно без построения эффективных финансово-бюджетных механизмов. На современном этапе экономического обустройства бюджетной системы РФ организация своевременного и полного исполнения бюджета не представляется возможной без такого учреждения, как казначейство.
Федеральное казначейство — это специальный государственный орган, входящий в состав Министерства финансов РФ, который представляет собой платежную, учетную, контрольную и информационную систему публично-правовых образований. История его развития неотъемлема от истории России в целом, поэтому для выявления предпосылок образования казначейской системы необходимо вернуться на несколько столетий назад, когда только происходит становление российской государственности.
В настоящее время исследователями выделяется 3 основных периода развития института казначейства в России:
— дореволюционный период (приказной, коллегиальный, министерский этапы);
— советский или банковский период;
— современный период развития[4].
Казначейство зародилось еще в Древней Руси, когда учреждение Иваном III Казенного приказа (Двора) положило начало возникновению новой приказной системы централизованного управления финансами. Произошел переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному. Счетный Приказ в те времена был высшим финансово — контрольным учреждением и служил некоторым прообразом современных органов казначейства. В обязанности приказа входило ведение всего Московского Государства приходом, расходом и остатком средств по книгам за многие годы.
С середины XVII в. деятельность казны регламентировалась Соборным Уложением. Однако в период царствования Петра I старые приказы обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Увеличение количества приказов с одновременным дублированием функций привело к тому, что к концу XVII в. сформировалась чрезвычайно громоздкая приказная система. В результате финансовых преобразований была создана Счетная или Казначейская контора, которая следила за правильным поступлением налогов.
Следующей ступенью развития финансовой системы России являются реформы Екатерины II. В 1763 г. Сенат разделился на шесть департаментов, первому было поручено управление финансами (в этот департамент входил генерал-прокурор). В 1764г. была образована Экспедиция о государственных доходах. В 1780 г. эта Экспедиция разделилась на четыре отдела: доходов, расходов, контроля счетов и государственных недоимок, недоборов и начетов. Для заведования Экспедицией была создана должность Государственного казначея[5].
Александр I положил начало возникновению министерской системы управления государством. По манифесту от 1802 г. «Об учреждении министерств» в числе других было создано Министерство финансов. Надзор Генерал-прокурора за ведомством Государственного казначейства теперь сменился надзором министра. В состав Министерства финансов также была включена Экспедиция о государственных доходах, которая позднее была преобразована в Департамент государственного казначейства[6].
Особую роль в реформировании финансовой системы сыграли идеи преобразования бюджетного законодательства, развитые ближайшим советником императора М.М. Сперанским в документе «План финансов» (1810 г.). Выступив инициатором создания Государственного совета, он предусматривал иное строение бюджетной системы. Согласно этому документу бюджет должен был утверждаться императором после предварительного одобрения Государственным советом.
Основные положения «Плана финансов» предполагали:
— придать государственному бюджету законодательный характер;
— устранить дефицит бюджета, разработав правила расходования государственных средств. Никакой новый расход не мог быть назначен, пока не будет найден ему соразмерный источник дохода;
— заменить подушные подати подоходным налогом;
— лиц, пользующихся домашней прислугой, обложить налогами и взимать пошлины с владельцев тягловой силы;
— от винных откупов перейти к акцизной системе;
— создать центральный банк, выпустить кредитные деньги организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства[7]. Вследствие отставки Сперанского в результате интриг его противников наиболее важные аспекты плана, направленные на установление гарантий законности и ответственности высших органов исполнительной власти остались неосуществленными.
В 1862 г. образуется специальная комиссия по устройству кассового и ревизионного порядка под председательством В.А Татаринова, которая на основе собранных им сведений о финансовом устройстве западноевропейских государств разработала «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений».
В результате узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации бюджета. Вопрос об отмене деления касс на приходные и расходные был обозначен еще в 1855 г., уже с 1864 г. система единства кассы была введена в Санкт-Петербурге, а с 1866 г. распространена на всю Империю. Общими положениями было установлено, что все государственные доходы сосредоточиваются в Министерстве финансов в кассах Департамента государственного казначейства и из этих касс уплачиваются расходы всех министерств[8].
В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Российской Империи инструкция, содержащая правила о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылки сумм казначействами, выплаты пенсий и пособий, выдачи казначействами процентов по ценным бумагам, хранения, расходования и учета квитанционных листов и записи сумм в приходный журнал.
После событий октября 1917 г. с внедрением принципов распределения, нормирования и проведения национализации в экономике, надобность в Государственном казначействе как отдельной структуре в Министерстве финансов отпала. С 1918 г. казначейство было расформировано, его функции были распределены между наркомфином СССР (позднее Минфин СССР), Госбанком и другими ведомствами и службами.
В Советском Союзе исполнение бюджета представляло собой ассигнования на расходы, предусмотренные подробным планом экономического развития страны. Содержание бюджета полностью определялось показателями плана, а бюджетные статьи для каждой отрасли экономики соответствовали разделам плана расходования.
Непосредственное исполнение бюджета осуществлял Государственный банк и несколько специализированных -Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк. Процесс платежа начинался с платежного поручения от бюджетной расходующей единицы, в котором нужно было подробно указать цель и характер расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
В конце 1991 г. произошли кардинальные изменения в бюджетном устройстве страны. Прекратил свое существование государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из равноправных элементов — федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
После реформы банковской системы Центральный банк не справлялся с перестройкой своей деятельности, так как акцентировал основные усилия уже не на исполнение бюджета, а на регулирование активно нарождающихся банковского и коммерческого секторов. Распыление бюджетных средств между многочисленными коммерческими банками привело к бесконтрольному потоку и несанкционированному использованию государственных денежных средств. Поэтому было решено создать свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета[9].
Таким образом, в качестве предпосылок возрождения Федерального казначейства можно выделить следующие ключевые факторы:
— многолетний исторический опыт исполнения бюджета в Российской Империи органами казначейства;
— несостоятельность банковской системы, и вследствие этого несвоевременное финансирование бюджетных расходов, нецелевое использование средств бюджета;
— и, наконец, необходимость в государственном управлении ограниченными финансовыми ресурсами в условиях агрессивной рыночной экономики.
Все это и обусловило возврат к прежней модели. Указом № 1556 от 8 декабря 1992 г «О Федеральном казначействе»[10], а затем Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации[11], учрежденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 был восстановлен ранее существовавший институт казначейства.
Несмотря на то, что казначейская система существует в России уже на протяжении долгих лет, проблемы, возникающие в ходе исполнения государственного бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными. Ежегодно казначейством рассматривается огромное количество нуждающихся в решении задач. Так в 2013 г. в числе первоочередных были обозначены переход всех бюджетов государственных внебюджетных фондов на казначейскую систему и формирование новых механизмов управления ликвидностью единым счетом Федерального бюджета.
В 2014 г. органы казначейства в рамках государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» запустили единый портал бюджетной системы, который должен обеспечить такие принципы бюджетной системы как открытость, прозрачность, доступность информации не только о субъектах Российской Федерации, но и о бюджетах поселенческого уровня и уровня муниципальных районов.
В связи с полномасштабным внедрением с 2016 г. казначейского сопровождения, а также с вступлением в действие с 1 января 2017 г. положений статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ[12], предусматривающей осуществление органами Федерального казначейства ряда полномочий по контролю в сфере закупок, значительно увеличится перечень полномочий, возложенных на Федеральное казначейство[13].
При этом информация, необходимая в процессе сопровождения государственного контракта, находится у различных органов исполнительной власти, являющихся ее владельцами, — Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службе.
Таким образом, в условиях отсутствия единого информационного ресурса, охватывающего весь объем информации об объектах и субъектах закупочного процесса, необходимой для полноценного сопровождения государственного контракта, и, соответственно, администратора указанной информации значительно затрудняется процесс сбора, обобщения и анализа информации, а также увеличиваются временные и трудозатраты.
Литература
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» [2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823 [3] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824 [4]Абазова М.В., Бечелов З.Ш. История Федерального казначейства России//Символ науки. 2015. — № 12-2. — С. 52-54 [5] Ахмедов С.К. Развитие казначейской системы в России// Вопросы структуризации экономики. 2012. — № 7. — С. 40-46. [6]Пащенко К.А. Правовое регулирование деятельности казначейства в дореволюционной России // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2013. — № 1 (228). — С. 39-48. [7]Комарова А.В. Исторические особенности формирования и развития казначейской системы использования и контроля государственных доходов и расходов в России// Наука и бизнес: пути развития. 2015. — № 3 (45). — С. 107-110. [8] Солонина С.В. Исторические аспекты становления казначейства и казначейской системы исполнения бюджета в России//В сборнике: Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: Императивы, правовые и хозяйственные механизмы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Финансового университета. Ответственный редактор: Сорокожердьев В.В.. 2014.- С. 185-190. [9] Фадейкина Н.В., Воронов В.А. История российского казначейства: дореволюционный период // Сибирская финансовая школа. 2013. — № 2. — С. 24-35. [10] Указ Президента РФ от 08.12.1992 N 1556 «О Федеральном казначействе» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 24, ст. 2101 [11] Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г., N 35, ст. 3320 [12] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652 [13] Саранцев, В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджета // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. — 2013. — N° 12. — С. 96-100Прикрепленные файлы:
_finansovo-pravovogo_regulirovaniya_kaznachejskoj_sistemy_ispolneniya_byudzheta
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


