1 2
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о временах года через различные техники рисования
2.1 Выявление уровня представлений о временах года у детей дошкольного возраста
Анализ теоретического материала, изучение состояния исследуемой проблемы в практике дошкольного воспитания и обучения позволили определить теоретические основы исследования.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе МБДОУ Детский сад. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Дети были разделены на две подгруппы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). При проведении экспериментальной работы дети находились в равных условиях. В каждую группу вошло по 10 детей (приложение 1,2). Исследование проводилось нами с разрешения родителей. Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
- Подготовительный этап– проведение констатирующего эксперимента с целью выявления имеющего уровня представлений о временах года у детей дошкольного возраста.
- Основной этап– формирующий эксперимент, цель которого формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста.
- Заключительный этап – на основе констатирующего (контрольного) эксперимента установить изменения в имеющемся уровне представлений о временах года у детей дошкольного возраста.
Цель констатирующего эксперимента – определить исходный уровень представлений о временах года у детей дошкольного возраста.
Мы определили совокупность критериев нравственной сформированности представлений о временах года у детей дошкольного возраста, которыми будем пользоваться в своем исследовании и представили их в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни сформированности представлений о временах года
Уровень | Критерии |
Высокий (8-9 баллов) | Ребенок правильно и без подсказок называет времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновывает. |
Средний (6-7 баллов) | Ребенок называет времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом может, допускать ошибки или не обосновывать ответы. Нуждается в помощи со стороны взрослого. |
Низкий (3-5 баллов) | Ребенок дает больше половины неправильных ответов, отвечает только с помощью взрослого либо отвечает неправильно. |
Для диагностики уровня представлений о временах года нами была использована методика «Времена года», включающая три задания.
Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Материал: большие картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до
Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».
Оценка:
Высокий уровень: Все выполнено правильно, ответы обоснованы – 3 балла.
Средний уровень: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы– 2 балла.
Низкий уровень – нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».
Оценка:
Высокий уровень: все выполнено правильно – 3 балла.
Средний уровень: допущено не более половины неправильных ответов – 2 балла.
Низкий уровень: более половины ответов не верны – 1 балл.
Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
Оценка:
Высокий уровень: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев – 3 балла.
Средний уровень: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
Низкий уровень: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
Результаты проведения диагностики в ЭГ приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты диагностики ЭГ
Имя | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Арина Ю. | 1 | 1 | 1 | 3 |
Ваня Н. | 2 | 3 | 2 | 7 |
Вера Н. | 1 | 2 | 1 | 4 |
Варя С. | 1 | 1 | 1 | 3 |
Галя Н. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Дима В. | 3 | 3 | 2 | 8 |
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Даша Н. | 3 | 2 | 2 | 7 |
Зина И. | 2 | 1 | 1 | 4 |
Игорь М. | 1 | 1 | 1 | 3 |
Коля П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Таким образом, как показала диагностика ЭГ, у большей части детей (60%) низкий уровень представлений о временах года. Дети дали больше половины неправильных ответов, отвечали на вопросы только с помощью взрослого либо отвечали неправильно.
30% детей ЭГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 1 ребенок (10%) показал высокий уровень. Дима В. правильно и без подсказок назвал времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновал.
Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в ЭГ представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в ЭГ на констатирующем этапе эксперимента
Результаты проведения диагностики в КГ приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики КГ
Имя | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итого |
Алина М. | 3 | 3 | 3 | 9 |
Боря Г. | 2 | 1 | 1 | 4 |
Валя Ш. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Ира Н. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Катя С. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Нина С. | 2 | 2 | 3 | 7 |
Оля Д. | 3 | 2 | 3 | 8 |
Паша Н. | 1 | 1 | 1 | 3 |
Света Ж. | 3 | 2 | 2 | 7 |
Федя Ч. | 1 | 2 | 1 | 4 |
Таким образом, как показала диагностика КГ, у большей части детей (50%) низкий уровень представлений о временах года. Дети дали больше половины неправильных ответов, отвечали на вопросы только с помощью взрослого либо отвечали неправильно.
30% детей КГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 2 ребенка (20%) показали высокий уровень. Алина М. и Оля Д. правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в КГ представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в КГ на констатирующем этапе эксперимента
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, проведенная на констатирующем этапе эксперимента диагностика показала, что у большей части детей КГ (50%) и ЭГ (60%) низкий уровень представлений о временах года. Дети дали больше половины неправильных ответов, отвечали на вопросы только с помощью взрослого либо отвечали неправильно.
30% детей КГ и 30% ЭГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 2 ребенка (20%) в КГ и 1 ребенок (10%) ЭГ показали высокий уровень. Дети правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
Таким образом, результаты проведенной на констатирующем этапе эксперимента диагностики свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста представлений о временах года.
2.2 Практическая работа по формированию представлений о временах года через различные техники рисования
Основываясь на результатах, полученных на контрольном этапе эксперимента и исходя из цели работы, нами была разработан комплекс занятий по формированию представлений о временах года через различные техники рисования.
Цель: развитие представлений о временах года через различные техники рисования.
Задачи:
– развитие представлений о временах года;
– развитие навыков рисования у детей;
– развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников;
– творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
– вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать изобразительную деятельность в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
В основу решения задач положены следующие принципы:
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности;
- Принцип доступности содержания;
- Принцип от простого к сложному;
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- Принцип опоры на интересы ребенка.
Занятия проводились 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий составляла 25-35 мин.
Занятия проводились с учетом психологических и физических способностей детей старшей группы детского сада. В ходе занятия педагог раздавал материал, который необходим для выполнения работы. Как правило, набор состоял из краски: гуаши, акварели; салфеток, картона, цветной бумаги, иллюстраций и других важных предметов.
Вся работа с детьми была направлена на развитие природных задатков, на раскрытие творческого потенциала ребенка, формирование его эмоционально-эстетических чувств, создание во взаимодействии внимательного и дружеского отношения; формирование умений положительного контакта в совместной деятельности.
Для вовлечения детей в процесс восприятия и продуктивного творчества были использованы разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические игры, игровые ситуации, игры и т.д.
В качестве основного средства развития представлений о временах года выступали нетрадиционные техники рисования.
При организации изобразительной деятельности детей сочетались индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников.
В процессе работы были использованы следующие образовательные технологии: личностноориентированные технологии (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей) здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, игровая технология.
В таблице 4. представлен план занятий по формированию представлений о временах года средствами различных техник рисования.
Таблица 4 – Алан занятий по формированию представлений о временах года средствами различных техник рисования
№ | Тема | Задачи |
1 | «Времена года» | — Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года; – Пользуясь таблицей алгоритм «Времена года» называть признаки времён года; – Уметь образовывать притяжательные прилагательные и уменьшительно-ласкательные существительные; – Упражнять детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы; – Находить слова с противоположным значением; – Развивать диалогическую и монологическую речь; – Развивать моторику артикуляционного аппарата путем проговаривания скороговорок; – Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес; |
2 | «Золотая осень» | — Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев осени; – Формировать знание детей о признаках времён года; – Развивать у детей мелкую моторику, память и мышление; – Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес; |
3 | «Зимушка-зима» | — Закрепить представления детей о зиме и характерных её признаках, природных явлениях (снегопад, метель, вьюга, пурга, мороз); – Формировать умение детей подбирать слова-признаки и слова-действия; – Закрепить знания о величине, форме, цвете; – Учить дорисовывать дополнительные элементы: рот, |
Продолжение таблицы 4
глаза, нос; – Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь; – Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями; — Развивать эмоциональность и образность воспитания музыки через движения; – Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать других; | ||
4 | «Весна на пороге» | — Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев весны; – Формировать знание детей о признаках времён года; – Развивать у детей мелкую моторику, память и мышление; – Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес; – Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями; – Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать других; |
5 | «Здравствуй, лето!» | — Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев лета; – Формировать знание детей о признаках времён года; – Развивать у детей мелкую моторику, память и мышление; – Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес; – Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями; – Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать других; |
Ниже приведены конспекты занятий по формированию представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста.
Занятие №1
Тема: «Времена года».
Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях года.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года;
– пользуясь таблицей алгоритм «времена года» называть признаки времён года;
– уметь образовывать притяжательные прилагательные и уменьшительно-ласкательные существительные;
– упражнять детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы;
– находить слова с противоположным значением;
Развивающие:
– развивать диалогическую и монологическую речь;
– развивать моторику артикуляционного аппарата путем проговаривания скороговорок;
Воспитательные:
– воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес;
Форма занятия: групповая.
Словарная работа: год, времена года, месяца.
Демонстрационный материал: картинки с изображением братьев — месяцев. Аббревиатура букв ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН. Таблица алгоритм «Времена года».
Оборудование: магнитная доска, игрушка собачка, листы бумаги, краски.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
И, конечно, не спешим!
– Как мы будем говорить сегодня на занятии, а так же всегда и везде?
(Красиво, смело, неторопливо, ясно, чётко, не спешим).
– Тогда не будем терять время.
- Мотивационный момент.
– Ребята к нам в гости пришла собачка и просит нас помочь ей попасть в осень. Мы сможем собачке помочь? Правильно нет, мы не можем попасть в осень, минуя весну и лето, ведь это закон природы, времена года следуют друг за другом. И вот об этом давайте поговорим.
- Основная часть.
– Ребята, вы любите загадки? Тогда послушайте:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой.)
– Посмотрите в окно, какое сейчас время года? (Зима.)
– Зима пришла после, какого времени года? (После осени.)
– По каким признакам вы догадались, что на улице зима?
-А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль). Сейчас холодная зима. Нашей собачке холодно, она от холода не гавкает, а дявкает: дяф, дяф. Хотите узнать, почему дявкает собачка?
( Педагог показывает аббревиатуру «Д, Я, Ф.») Потому что ДЯФ состоит из звуков Д, Я, Ф. С этих звуков начинаются названия зимних месяцев. Собачка называет первые звуки трех зимних месяцев. Д – это декабрь, Я – это январь, Ф – это февраль. Приложение 1.
- Дидактическая игра «Чьи лапки».
Зимой не только собачки мерзнут, но и другие животные, которые не спят зимой. Назовите, чьи лапки мёрзнут. Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут? (Беличьи.)
Мерзнут лапы у мышки – чьи лапки мерзнут? (Мышиные).
Мерзнут лапки у лисы – чьи лапки мерзнут? (Лисьи.)
Мерзнут лапки у волка – чьи лапки мерзнут? (Волчьи.)
Мерзнут лапки у зайца – чьи лапки мерзнут? (Заячьи.)
- Физкультминутка.
А чтобы нам не замерзнуть, давайте будем греться.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Тёплым стать ему поможем.
Щёчки надуваются.
Губки улыбаются.
Подбородок разотрём,
Губки дружно пожуём.
Здесь живёт наш язычок,
Пусть погреется дружок.
- Время года – весна.
Отсвистели февральские метели, стало пригревать солнышко и наступило следующее время года. Какое время года наступило? (Весна.)
И чтобы попасть в весну, надо сказать такие слова: «Снег сошел – за зимой ушёл». ( Педагог просит детей произнести скороговорку сначала медленно, затем быстрее и ещё быстрее).
Вот мы с вами и попали в весну. Давайте расскажем и покажем собачке, что бывает весной. (Педагог предлагает детям рассказать о признаках весны, используя алгоритм «Времена года») Приложение 2.
- Игра «Ласковые слова».
Весной всем хочется говорить ласковые слова. Давайте и мы их назовём.
Я скажу солнце, а вы скажите ласково – солнышко.
Ветка – веточка Трава – травушка
Дерево – деревце Туча – тучка
Лист – листочек Облако – облачко
Ручей – ручеек Луг – лужок
– Ребята, а сколько месяцев длится весна? Правильно три месяца. Вот наступила весна, и наша собачка перестала дявкать, она запела песенку мам, мам. А вы знаете почему? Потому что весной у нас праздник мам, а ещё, потому что весенние месяца начинаются со звуков «М, А, М». М – это март, А – апрель, М – это май. Приложение 3.
- Время года – лето. Зашумел зелёный лес, зацвели травы, птицы вывели птенцов, и наступило жаркое …(лето.) Давайте поиграем в игру «Ассоциации» вместе с собачкой. Что вам представляется, когда вы произносите слово «лето»? Дети с помощью педагога составляют ассоциативную цепочку. Педагог начинает и говорит: солнце, 1й ребёнок – пляж, следующий речка, лес и т.д.
— Ребята, скажите, а какое бывает лето? ( Теплое, ласковое, жаркое, знойное, ягодное, веселое и т.д.) А погода летом, какая? Если светит солнце – (Солнечная погода). Идёт дождь – (Дождливая погода). Очень жарко – (Жаркая, знойная). Что можно делать летом? (Купаться, загорать, кататься на велосипеде, на лодке, собирать ягоды и грибы и т.д.)
– Ребята, вам нравится лето? И собачке нашей понравилось жаркое, теплое лето. Она стала бегать, прыгать по лугу и петь песенку как ослик И-И-А. Потому что летние месяцы начинаются с этих звуков. (Педагог показывает аббревиатуру «И, И, А» и объясняет): И – это июнь, И – это июль, А – это август. Приложение 4.
- Время года – осень.
А теперь у нас впереди следующее время года. Поспевает урожай, дети собираются в школу, покрываются желтизной листья и наступает …(Осень).
Расскажите, пользуясь таблицей, что происходит в природе осенью? (Птицы улетают на юг. Люди одевают осеннюю одежду. С деревьев опадает листва и т.д.)
Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я буду бросать вам мяч, и говорить слова, а вы мяч бросаете обратно и говорите противоположное значение слов. И так, скажу я слово холодно – а вы тепло.
Пасмурно – ясно, Весело – грустно,
Медленно – быстро, Высоко – низко,
Утро – вечер, Далеко – близко,
Белое – черное, Широко – узко.
– Ребята, посмотрите, пока мы играли, наша собачка заснула. А вы знаете, почему она заснула? Потому что осенью вся природа замирает, готовиться к долгому зимнему сну. И ещё, потому что осенние месяцы начинаются со звуков С, О, Н. С – это сентябрь, О – это октябрь, Н – это ноябрь.
Воспитатель предлагает детям нарисовать сове любимое время года красками, используя для этого только пальчики.
- Итог занятия
– О чём мы сегодня говорили на занятии?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Назовите названия времён года?
– Какое время года вы нарисовали? Почему?
– Назовите названия месяцев зимы, весны, лето, осени?
– Где вам пригодятся знания о временах года?
Занятие № 2 «Золотая осень»
Цель: Систематизировать знания детей об осени, о трех месяцах осени.
Задачи:
Образовательные:
– Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев осени;
– Формировать знание детей о признаках времён года;
Развивающие:
– Развивать у детей мелкую моторику, память и мышление;
Воспитательные:
– Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес;
Форма занятия: групповая.
Оборудование: листы бумаги, краски.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель начинает занятие. Спрашивает детей, какие времена года они знают. Беседу сопровождаю наводящими вопросами.
– Ребята, сколько вы знаете времен года (четыре).
– Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать, о котором времени года я вас спросила:
– Когда идет снег, и мы празднуем Новый год и наряжаем елку?
– Когда тает снег, пригревает солнышко, расцветают первые цветы, распускается на деревьях молодые листочки?
– Когда солнышко очень теплое, даже горячее, все цветет, зеленеет, на полях созревает хлеб, а садиках и лесах — грибы, ягоды?
– Когда становится прохладно, желтеют и осыпаются листочки с деревьев, часто идет дождик, птицы улетают в теплые края?
– Дети, а какое сейчас время года?
– Кто из вас помнит стихотворение про осень?
– Знаете ли вы осенние месяцы? Назовите их.
Исследовательская работа
– Как вы думаете, почему летом тепло, осенью прохладно? Солнышко осенью поднимается совсем не так высоко, как летом. Его лучи меньше нагревают землю. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Все меньше солнечных дней. Тучи на небе становятся более тяжелыми, а ближе к зиме – серыми и подолгу висят над землей. Почему же облачка «плачут»?
– Давайте послушаем сказку. В одном городе очень долго шел дождь.
Отовсюду приходили волшебники, чтобы остановить его, но не могли этого сделать. И как-то пришел сапожник и сказал, что надо зашить дыру в небе. Он собрал все лестницы, которые были в городе, и связал их в одну. Вылез высоко, взял иглу и нитку и зашил нить. Все жители города благодарили его.
– Действительно ли есть дыра, с которой на землю льет вода? Такое случается только в сказке.
– А почему же из тучек падает дождь? Давайте выясним.
Предлагает детям провести опыт.
Нагревает воду в стакане, и вода начинает дымиться.
– Прикроем стакан. Что на ней появилось? (ответы детей)
– Вот так и в природе происходит. Солнце нагревает землю и водоемы. Вода от нагрева парит, пара поднимается вверх, собирается в облачка.
Там прохладнее, поэтому пара превращается в капли, и они падают на землю. Это и есть дождь. После осеннего дождя становится холодно и неприветливо. Часто землей стелятся туманы. Бывают заморозки. Так вода реагирует на смену температуры.
– Дети, вспомните мне, пожалуйста, какой сейчас осенний месяц?
– С приходом осени сады, парки, леса меняют свой окрас. Этот период в природе называют ранняя осень.
Проводит упражнение «Растения»
Воспитатель демонстрирует карточки с изображением деревьев, куста,
травянистого растения (садовые, огородные культуры).
– Как назвать одним словом рисунки, которые вы видите? (растения)
Вспоминаем строение дерева и куста.
– К какой природе относятся растения – живой или неживой?
– Какие же условия нужны растениям, чтобы они росли, развивались, и
размножались? (свет, тепло, вода, питательные вещества, воздух).
– В какой цвет рисует осень листья деревьев, растений?
Проводит игру «Что где растет?»
Воспитатель загадывает загадки, и, после того как дети отгадывают их, рисунки-отгадки выставляются на доске.
Сидит девушка в кладовой,
А коса ее на улице. Где растет?
Сидит баба среди лета
В сто рубашек одета. Где растет?
Круглое, румяное с дерева достану.
Красный цвет, кисло-сладкий вкус,
Каменное сердце. У кого это так?
– А как все наши отгадки можно назвать одним словом (плоды).
– Молодцы. А теперь разомнемся?
Физкультминутка
Предлагает детям сесть за столы
– Так, дети, в сентябре люди-труженики собирают урожаи на полях, огородах, садах.
– А как называются деревья, которые растут в садах и с них собирают
урожаи? (фруктовые)
– А их плоды? (фрукты)
– Какие фрукты вы знаете? (ответы детей)
– Вот мы сегодня научимся рисовать фруктовое дерево, на котором
растут яблоки. Как называется такое дерево? (яблоня)
Рисуем ствол и ветки.
Даем просохнуть, я провожу воображаемое путешествие.
Продолжаем работу, рисуем листья зеленого цвета.
Снова даем просохнуть.
– Итак, у нас осень, месяц сентябрь. Слушаем внимательно, о чем я вам буду рассказывать, а вы будете отвечать правильно или неправильно.
- Осенью купаются и загорают.
- Осенью распускаются листочки на деревьях, расцветают цветы.
- Листочки на деревьях становятся желтыми, красными или коричневыми.
- Осенью мы сажаем картошку, огурцы,помидоры.
- Осенью погода пасмурная, дождливая, солнышко появляется все реже и реже.
- Осенью возвращаются из теплых краев птицы.
Дети рисуют пальчиками яблоки и зубными щетками траву.
Итог занятия:
– Молодцы, потрудились на славу, поэтому дети, мы сегодня говорили о том, что происходит в природе осенью, чем занимаются взрослые. А мы ежедневно будем следить за изменениями в природе, и заполнять календарь природы. Только наблюдательным, внимательным, трудолюбивым детям природа открывает свои тайны. Расскажите дома о своих открытиях.
Занятие №3 «Зимушка-зима».
Цель: Систематизировать знания детей о зиме, о трех месяцах зимы.
Задачи:
Образовательные:
— Закрепить представления детей о зиме и характерных её признаках, природных явлениях (снегопад, метель, вьюга, пурга, мороз);
— Формировать умение детей подбирать слова-признаки и слова-действия;
— Закрепить знания о величине, форме, цвете;
— Дорисовывать дополнительные элементы (рот, глаза, нос);
Развивающие:
— Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
— Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями;
— Развивать эмоциональность и образность воспитания музыки через движения;
Воспитательные:
— Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать других.
Оборудование: картинки с изображением предметов и природных явлений, относящихся к разным временам года, снежки (из ваты), мультимедийная установка, видеоклип Ф.Шопена. Вальс №7. Зима, ватные диски, клеевой карандаш, фломастеры, картон А-5.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», беседы с детьми о зиме, о правилах безопасности зимой, разучивание стихов о зиме, поделки на тему «Зимние забавы».
Ход занятия:
- Организационный момент:
Воспитатель читает стихотворение:
«Зима»
Снег да снежные узоры.
В поле вьюги разговоры.
В пять часов уже темно.
День – коньки, снежки, салазки.
Вечер – бабушкины сказки.
А.Блок
Воспитатель:
– Какое время года описывает поэт?
– Ребята, я знаю, вы очень любите сказки. А я люблю их рассказывать. Помогать мне будет музыка. Вы сейчас попадете в настоящую зимнюю сказку.
Видеоклип Ф. Шопен. Вальс №7. Зима.
Воспитатель:
– Какую зиму вы представили?
Ответы детей: (снежную, холодную, суровую, студеную, ветреную, морозную)
– Вы сумели увидеть зимнюю сказку?
Д/и «Договори словечко»
Воспитатель:
– Про что говорят:
Щиплет? (мороз)
Замерзли?
Метёт?
Хрустит, блестит?
Морозный?
– Какую холодную зиму вы описали. Давайте погреемся:
Физкультминутка «Согревающие двигалки»
Мы замёрзли с вами: да, да-да
Мы стучим зубами: да, да-да
Мы хлопаем руками: да, да-да
Мы топаем ногами: да, да-да
- Основная часть:
- Беседа.
Воспитатель: За что вы любите это время года? Рассмотрим сюжетную картину «Зимние забавы».
(Ответы детей: кататься на санках, лыжах, скользить на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков)
Воспитатель: Давайте и мы слепим Снеговика (движения в соответствии со словами)
Тра-та-та, тра-та-та, рады снегу детвора.
Тра-та-та, тра-та-та, лепим мы снеговика.
Ком на ком поставим, глазки подведём,
Нос морковкой вставим, шапочку найдём!
Вот какой снеговичок,
Снежный, белый толстячок!
(входит Снеговик)
Снеговик: Меня не растили
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Глаза – угольки
Губы – сучки
Холодный, большой
Кто я такой?
Дети: Снеговик
Воспитатель: Правильно, здравствуй Снеговик, дети поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте.
Снеговик: Здравствуйте, ребята.
Я был грустный снеговик,
И имел печальный вид,
Всё друзей не находил,
И поэтому грустил,
Но сегодня я пошёл,
В гости в детский сад зашёл.
Воспитатель: Какой вид у Снеговика?
Дети: Грустный, печальный.
Воспитатель: Почему он грустит?
(Ответы детей)
Воспитатель: Снеговик, не грусти. Лучше с нами попляши.
Музыкально — речевая игра «Прилетел ветерок» (муз. Г.Вяхирева)
(дети выполняют движения в соответствии со словами игры)
- Прилетел ветерок,
прилетел на денёк.
Нас погладил ласково рукой.
Оглянулся вокруг,
Улыбнулся и вдруг
Закружился в пляске озорной.
Припев: А мы надели лыжи
И встали на коньки.
Играем, играем
В пушистые снежки.
Снеговик: Спасибо ребята, весело у вас.
Воспитатель: Ребята, вы бы хотели, чтобы у Снеговика был друг, много друзей, и он никогда не грустил?
Воспитатель: Что мы можем сделать?
Дети: Слепить, нарисовать, вырезать и наклеить.
Воспитатель: Проходите за столы, приступим к работе.
- Продуктивная деятельность: аппликация (из ватных дисков).
Воспитатель:
Из какого материала будем делать снеговиков?
Сколько ватных дисков потребуется?
А что у него на голове?
Какие глаза? (угольки).
Из чего нос? (морковка). Рот (сучки). А рядом с ним стоит метла, он по ночам разметает дорожки.
Воспитатель: Вспомним правила ТБ при работе с ножницами.
(Дети выполняют работу, звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Снеговику, какие у него получились друзья.
Снеговик: Да, нравятся. Теперь я никогда не буду грустить.
Очень славные ребята!
Танцевали и играли,
И друзей слепили!
Стало весело мне жить!
Буду с вами я дружить!
Всем «спасибо» говорю
И медали вам дарю!
(вручает детям медали)
Воспитатель: Снеговик, ты приходи к нам еще в гости.
(Снеговик уходит)
- Итог занятия: (дети стоят лицом к экрану, звучит Ф. Шопен)
Воспитатель: На этом ребята не закончилось наше путешествие в зимнюю сказку. Мы пойдём на улицу, и всю красоту этого времени года будем наблюдать. Может, даже и встретим наших друзей снеговиков.
В процессе работы с детьми было отмечено, что изобразительная деятельность не утомляет детей, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Так же изобразительная деятельность позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть эстетические чувства и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В процессе работы использовалась любая возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации. Родители активно привлекались к участию в создании выставки детских работ, которая очень порадовала детей и их родителей.
Таким образом, нами был разработан комплекс занятий, направленный на формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Комплекс включает 5 занятий и построен с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей средней группы, а также на использовании различных техник рисования.
2.3 Анализ результатов исследования
С целью выявления эффективности разработанного и реализованного комплекса занятий был проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования является: выявить динамику в уровне сформированности представлений о временах года у дошкольников.
Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом и включал в себя аналогичные методы.
Результаты проведения повторной диагностики представлений о временах года в ЭГ приведены в таблице 5 .
Таблица 5 – Результаты повторной диагностики ЭГ
Имя | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итого |
Арина Ю. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Ваня Н. | 3 | 3 | 2 | 8 |
Вера Н. | 3 | 2 | 3 | 8 |
Варя С. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Галя Н. | 3 | 3 | 2 | 8 |
Дима В. | 3 | 3 | 3 | 9 |
Даша Н. | 3 | 3 | 3 | 8 |
Зина И. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Игорь М. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Коля П. | 3 | 2 | 1 | 7 |
Таким образом, как показала повторная диагностика ЭГ, у большей части детей (50%) высокий уровень представлений о временах года. Дети правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
40% детей ЭГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 1 ребенок (10%) показал низкий уровень представлений о временах года. Арина Ю. неправильно ответила на большую часть вопросов. Для правильных ответов ей понадобилась помощь и подсказки взрослого.
Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в ЭГ представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в ЭГ на контрольном этапе эксперимента
Результаты повторного проведения диагностики в КГ приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты диагностики КГ
Имя | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итого |
Алина М. | 3 | 3 | 3 | 9 |
Боря Г. | 2 | 1 | 1 | 4 |
Валя Ш. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Ира Н. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Катя С. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Нина С. | 2 | 2 | 3 | 7 |
Оля Д. | 3 | 2 | 3 | 8 |
Паша Н. | 1 | 1 | 1 | 3 |
Света Ж. | 3 | 2 | 2 | 7 |
Федя Ч. | 1 | 2 | 1 | 4 |
Таким образом, как показала повторная диагностика КГ, у большей части детей (50%) низкий уровень представлений о временах года. Дети дали больше половины неправильных ответов, отвечали на вопросы только с помощью взрослого либо отвечали неправильно.
30% детей КГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 2 ребенка (20%) показали высокий уровень. Алина М. и Оля Д. правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в КГ представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года в КГ на констатирующем этапе эксперимента
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Сравнительный анализ результатов диагностики уровня представлений о временах года ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента.
На рисунке 7 представлены сравнительный анализ результатов показателей сформированности представлений о временах года на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в ЭГ
Рисунок 7 – сравнительный анализ результатов показателей сформированности представлений о временах года на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в ЭГ
Таким образом, проведенная на контрольном этапе эксперимента диагностика показала, что у большей части детей ЭГ (50%) высокий уровень представлений о временах года. Дети правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
40% детей ЭГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 1 ребенок (10%) показал низкий уровень представлений о временах года. Ребенок неправильно ответил на большую часть вопросов. Для правильных ответов ему понадобилась помощь и подсказки взрослого.
В КГ большая часть детей (50%), по прежнему, имеет низкий уровень представлений о временах года. 30% детей КГ имеют средний уровень представлений о временах года, и 20% КГ – высокий уровень развития представлений о временах года.
Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленного нами и внедрённого в воспитательно-образовательный процесс комплекса занятий по формированию представлений о временах года у детей дошкольного возраста средствами различных техник рисования
проведенная на контрольном этапе эксперимента диагностика показала, что у большей части детей ЭГ (50%) высокий уровень представлений о временах года. Дети правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
40% детей ЭГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 1 ребенок (10%) показал низкий уровень представлений о временах года. Ребенок неправильно ответил на большую часть вопросов. Для правильных ответов ему понадобилась помощь и подсказки взрослого.
В КГ большая часть детей (50%), по прежнему, имеет низкий уровень представлений о временах года. 30% детей КГ имеют средний уровень представлений о временах года, и 20% КГ – высокий уровень развития представлений о временах года.
Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленного нами и внедрённого в воспитательно-образовательный процесс комплекса занятий по формированию представлений о временах года у детей дошкольного возраста средствами различных техник рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Категория времени является универсальной базисной в процессе познания ребенком окружающего мира. Период дошкольного детства становится наиболее сенситивным для развития временных представлений, хотя их восприятие осуществляется нелегко из-за отсутствия наглядных проявлений. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы, глобальны, но не систематизированы. Формирование временных характеристик происходит в детском воображении фрагментарно и с разной степенью осознания Дети долго не понимают логику временных отношений, путаются в их различении, не воспринимают очень длительные временные периоды и тому подобное. Осознание времени своего существования − важное дополнение к осознанию собственной идентичности, и реализуясь через осмысление психологической взаимосвязи с социальным временем, порождает некоторую его «концепцию», свойственную каждой личности через образ «Я», его самосознание.
дошкольный возраст можно охарактеризовать как начальный этап формирования у ребенка «теоретических» знаний о временных ориентациях и формирования единства чувственного и логического отражения во времени. Особенности развития представлений о временах года у дошкольников заключаются в использовании различных педагогических средств и методов, учитывающих возникающие трудности.
Развитию у дошкольников представлений о временах года способствует создание следующих психолого-педагогических условий:
– использование комплекса разнообразных методов, форм и дифференцированный подход в работе с детьми;
– создание развивающей предметно – пространственной среды;
– координация и гармонизация отношений всех субъектов образования в процессе совместной деятельности.
Рисование – эффективное средство развития представлений о временах года у дошкольников. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, временных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе МБДОУ Детский сад. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Дети были разделены на две подгруппы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). При проведении экспериментальной работы дети находились в равных условиях.
Проведенная на констатирующем этапе эксперимента диагностика показала, что у большей части детей КГ (50%) и ЭГ (60%) низкий уровень представлений о временах года. Дети дали больше половины неправильных ответов, отвечали на вопросы только с помощью взрослого либо отвечали неправильно.
30% детей КГ и 30% ЭГ имеет средний уровень представлений о временах года. Дети назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время. При этом они допускали ошибки или не могли обосновать ответы. Нуждались в помощи со стороны взрослого.
Только 2 ребенка (20%) в КГ и 1 ребенок (10%) ЭГ показали высокий уровень. Дети правильно и без подсказок назвали времена года и месяцы, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Ответы обосновали.
Таким образом, результаты проведенной на констатирующем этапе эксперимента диагностики свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста представлений о временах года.
С учетом результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, нами был разработан комплекс занятий, направленный на формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Комплекс включает 5 занятий и построен с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей средней группы, а также на использовании различных техник рисования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
- Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Карапуз, 2015. – 344 с.
- Белобрыкина О. Е. Развитие творческих способностей. – М.: Никея, 2016. – 216 с.
- Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3–5 лет: пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2016. – 32 с.
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 400 с.
- Болотина Л. Р. Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 218 с.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 76 с.
- Веракса Н. Е. Детская психология: учебник для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2020. – 446 с.
- Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени – Ульяновск, 2016. – 32 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства – М.: Азбука, 2016. – 346 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду. – СПб.: Союз, 2014 – 96 с.
- Газизова Ф. С. Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО // Молодой ученый. – 2019. – № 16 (254). – С. 261-262
- Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 425 с.
- Давыдова Г. В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Скрипторий, 2014. – 128 с.
- Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 21–29.
- Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей: [монография] // Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 216 с.
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 128 с.
- Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры – М.: Юрайт, 2019. – 183 с.
- Ефимова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный словарь. – М.: Академия, 2000. – 770 с.
- Запорожец A. B. Избранные психологические труды – М.: Директ-Медиа, 2008. – 287 с.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
- Киричек К. А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. – №1 (18). – С. 37–40.
- Ковалец И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. – М.: Владос, 2017. – 72 с.
- Колль М. Э. Рисование красками. – М.: ООО Издательство «АСТ», 2015. – 63 с.
- Колль М. Э. Наука через искусство. – М.: ООО «Попурри», 2015. – 144 с.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в старшей группе – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 136 с.
- Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.
- Комарова Т. С. Детское изо-творчество: что под этим следует понимать? – М.: Педагогика, 2011. – 15 с.
- Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 41 с.
- Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 80 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: Академия, 2010. – 452 с.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: КАРО, 2014. – 112 с.
- Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 94с.
- Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 6–7 лет – М.: Олмамедиа групп, 2014. – 944 с.
- Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
- Сахарова О. М. Я рисую пальчиками – Издательский дом «Литера», 2015. – 32 с.
- Смоленцева А. А. Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 6.
- Утробина К. К., Утробин, Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир – М.: Гном и Д, 2008. – 64 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2014. – 176 с.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с.
- Фиона Уотт. Я умею рисовать – М.: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013. – 96 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф