Заявка на расчет
Меню Услуги

Основы обслуживания юридических лиц в коммерческом банке. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Глава 2. Анализ обслуживания юридических лиц в ПАО Банк «ФК Открытие»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО Банк «ФК Открытие»

ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» — это универсальный банк с диверсифицированной структурой бизнеса, входит в список системно значимых кредитных организаций, утверждённых Центральным Банком Российской Федерации. Юридический адрес: 115114, город Москва, Летниковская улица, дом 2 строение 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ПАО Банк «ФК Открытие» работает на финансовом рынке с 1993 года и развивает следующие направления бизнеса: корпоративный, инвестиционный, розничный, малый и средний, а также Private Banking. Ключевым акционером банка «ФК Открытие» является Банк России с долей 99,99%.

ПАО Банк «ФК Открытие» является масштабной финансовой группой, обладающей большим потенциалом для дальнейшего роста бизнеса. В состав группы входят компании, занимающие лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховая компания «Росгосстрах», Негосударственный Пенсионный Фонд «Открытие», Управляющая компания «Открытие», «Открытие Брокер», АО «Балтийский лизинг», АО «Таможенная карта». 1 января 2019 года завершилось присоединение ПАО «Бинбанк» к ПАО Банк «ФК Открытие». В результате реорганизации на рынке появился новый крупный игрок, предлагающий своим клиентам полную линейку современных финансовых продуктов и сервисов. Надёжность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА и Эксперт РА, а также международным агентством Moody S.

В состав наблюдательного совета входит председатель совета и шесть членов наблюдательного совета, в том числе и Задорнов М.М., который является и президентом-председателем правления ПАО Банк «ФК Открытие».

В состав правления банка входят, как уже упоминалось, президент-председатель правления, три заместителя президента – председателя правления, а также пять членов правления. Также функционируют различные комитеты, наделенные определенными функциональными полномочиями.

ПАО Банк «ФК Открытие» является универсальным кредитным учреждением, оказывающим классические банковские услуги населению и субъектам хозяйственной деятельности независимо от масштаба их предпринимательской деятельности.

Основными приоритетами в работе с корпоративными клиентами являются: рост комиссионных доходов; обеспечение прироста портфеля пассивов; диверсификация портфеля активов. Основное внимание уделялось повышению качества клиентской базы за счёт привлечения и удержания высокодоходных, рентабельных для банка клиентов.

Операции с розничными клиентами: принятие средств во вклады и сберегательные сертификаты банка, кредитование, обслуживание банковских карт, операции с драгоценными металлами, купля-продажа иностранной валюты, платежи, денежные переводы, хранение ценностей и др.

Операции на финансовых рынках: с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой; размещение и привлечение средств на межбанковском рынке и рынках капитала и др.

На основании Устава и имеющихся лицензий ПАО Банк «ФК Открытие» может осуществлять следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов при наличии лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление операций с драгоценными металлами;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Для формирования экономической характеристики ПАО Банк «ФК Открытие» проведем анализ активов банка на 1 января 2021-2023 гг. (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Динамика и структура активов ПАО Банк «ФК Открытие» на 1 января 2021-2023 гг.

Статьи актива На

01.01.2021 г.

На

01.01.2022 г.

На

01.01.2023 г.

Изм. (+,-), млн. руб. Темп изм., %
Сумма, млн. руб. Уд. вес,

%

Сумма, млн. руб. Уд. вес,

%

Сумма,

млн. руб.

Уд. вес,

%

1. Денежные средства 44053 1,58 50006 1,56 44975 1,34 922 102,09
2. Средства кредитных орг-й в ЦБ РФ 94276 3,38 53568 1,67 69021 2,05 -25255 73,21
2.1.Обязательные резервы 17660 0,63 19734 0,62 3608 0,11 -14052 20,43
3. Средства в кредитных организациях 25280 0,91 24790 0,77 4920 0,15 -20360 19,46
4. Финансовые активы, оцениваемые по справ. стоимости через прибыль или убыток. 199663 7,15 252694 7,89 207303 6,15 7640 103,83
5. Чистая ссудная задолженность 1856439 66,47 2242890 70,03 2532603 75,19 676164 136,42
6. Чистые вложения в финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход 276485 9,9 278501 8,7 261607 7,77 -14878 94,62

 

 

Продолжение таблицы 2.1

6.1Инвестиции в дочерние и зависимые организации 122947 4,4 0 0 0 0 -122947 0,00
7. Отложенный налоговый актив 24872 0,89 24293 0,76 24293 0,72 -579 97,67
8. Основные средства, нематериальные активы. 87067 3,12 88263 2,76 82026 2,44 -5041 94,21
9. Прочие активы 35554 1,27 0 0 0 0 -35554 0,00
10.Всего активов 2792945 100 3202661 100 3368352 100 575407 120,60

 

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

  • активы банка за 2020-202 гг. увеличились на 575,4 млрд. руб. или 20,60%;
  • данный рост был в большей мере обусловлен увеличением чистой ссудной задолженности, которая выросла на676,2 млрд. руб. или 36,42%;
  • произошло сокращение активов по ряду статей: средства банка в ЦБ РФ (на 25,3 млрд. руб.), средства в кредитных организациях (на 20,4 млрд. руб.);
  • в структуре активов основная доля приходится на ссудную задолженность – на конец 2022 г. ее удельный вес составлял 75,19% от общей величины активов.

В таблице 2.2 приведены данные о динамике и структуре пассивов банка.

Таблица 2.2 – Динамика и структура пассивов ПАО Банк «ФК Открытие» на 1 января 2021-2023 гг.

Статьи пассива На

01.01.2021 г.

На

01.01.2022 г.

На

01.01.2023 г.

Изм. (+,-), млн. руб. Темп изм., %
Сумма, млн. руб. Уд. вес,

%

Сумма, млн. руб. Уд. вес,

%

Сумма,

млн. руб.

Уд. вес,

%

Всего обяза-тельств, в т.ч. 2335 83,8 2689 84 2844 84,4 509 121,80

Продолжение таблицы 2.2

Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ 3 0,1 5 0,2 24 0,7 21 800,00
Средства кредитных организаций 119 4,3 181 5,7 220 6,5 101 184,87
Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями 1916 68,7 2349 73,3 2486 73,8 570 129,75
в т.ч. вклады физических лиц 591 21,2 1138 35,5 1242 36,9 651 210,15
Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 21 0,8 21 0,7 14 0,4 -7 66,67
Выпущенные долговые обязательства 41 1,5 82 2,6 68 2 27 165,85
Прочие обязательства 24 0,9
Резервы на возможные потери по кредитам 210 7,5
Всего источников собственных средств 458 16,4 514 16 524 15,6 66 114,41
Средства акционеров 226 8,1 226 7,1 226 6,7 0 100,00
Эмиссионный доход 333 11,9 333 10,4 333 9,9 0 100,00
Резервный фонд 3 0,1 7 0,2 11 0,3 8 366,67
Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период -106 -3,8 -33 -1 -42 -1,2 64 39,62
Всего пассив 2788 100 3203 100 3368 100 580 120,80

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

  • за 2020-2022 гг. обязательства банка выросли на 509 млрд. руб., что составило 21,80% от уровня 2020 г.;
  • источники собственных средств увеличились на 66 млрд. руб. за исследуемый период до 524 млрд.руб.;
  • увеличение источников собственных средств банка было обусловлено снижением убытка за отчетный период, который сократился с 2020 г. к 2022 г. со 106 млрд. руб. до 42 млрд. руб.;
  • в источниках собственных средств банка такие показатели как средства акционеров и эмиссионный доход не изменились.

В структуре пассивов большая доля принадлежит средствам клиентов, на конец 2022 г. их удельный вес составляет 73,8%.

 

2.2. Услуги банка для юридических лиц: виды и содержание

ПАО Банк «ФК Открытие» открывает в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Рассмотрим виды счетов, открываемы банком юридическим лицам.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью.

Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

Счета по депозитам открываются для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Расчётные операции банков – операции в рамках системы организации безналичных платежей юридических и физических лиц по денежным требованиям и обязательствам.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

  • расчетов платежными поручениями;
  • расчетов по аккредитиву;
  • расчетов инкассовыми поручениями;
  • расчетов чеками;
  • расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
  • расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

При расчетах платежными поручениями банк по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, осуществляет перевод определенных денежных сумм на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке. Причем осуществить перевод средств банк обязан в срок, предусмотренный законодательством, если более короткий срок не установлен договором банковского счета или применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться с акцептом (по распоряжению плательщика) или в безакцептном порядке (без распоряжения), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Под аккредитивом понимается условное денежное обязательство, принимаемое на себя банком-эмитентом по поручению плательщика (покупателя по договору поставки), оплатить счет поставщика, при предъявлении в банк последним документов, указанных в аккредитиве.

Расчеты чеками в современном хозяйственном обороте довольно ограниченны. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

На примере юридического лица ООО «Аэроком» рассмотрим его взаимодействие с ПАО Банк «ФК Открытие».

ООО «Аэроком» является пользователем Интернет-банка, представляющий собой современный электронный сервис для дистанционного управления финансами, используя который, предприятие любого масштаба, организационной структуры и направления бизнеса может оперативно взаимодействовать с банком, партнерами и поставщиками услуг.

ООО «Аэроком» посредством использования Интернет-банка:

– получает выписки по счетам за произвольный период времени;

– осуществляет платежи, межбанковские и внутрибанковские переводы;

– осуществляет переводы между своими счетами, в том числе с конвертацией;

– просматривает остатки по счетам, картам, вкладам и кредитам;

– использует шаблоны для часто повторяющихся платежей и переводов;

– осуществляет отзыв финансовых документов;

– обменивается информационными сообщениями с банком.

Особенностью использования Интернет-банка выступает и возможность не покидая программу «1С: Предприятие» совершать следующие действия:

– подпись и отправку в банк платежных документов;

– загрузку и разнесение выписки по аналитическим счетам.

Остановимся подробнее на характеристике платежных операции ООО «Аэроком», осуществляемых через банк.

Платежные документы – первичные документы о движении денежных средств предприятия.

На сегодняшний день платежные поручения являются самой распространенной формой осуществления безналичных расчетов.

Платежное поручение – это форма безналичных расчетов, при которой вкладчик счета (плательщик) дает распоряжение своему банку о переводе конкретной суммы на счет получателя денежных средств, открытый в этом банке или другом банке.

ПАО Банк «ФК Открытие» при расчетах платежными поручениями принимает на себя обязательство по поручению плательщика благодаря средствам, которые находятся на его счетах, перевести указанную сумму денег на счет лица, которое указано плательщиком.

Платежное поручение исполняется банком в срок, установленный законодательством, либо в срок, предусмотренный договором банковского обслуживания.

Например, платежные поручения на перечисление денежных средств налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации исполняются банком в течение одного операционного дня.

При этом банк может принять к исполнению платежное поручение только при наличии остатка денег на счете плательщика в нужном количестве, если в договоре с банком не прописано иных условий.

Платежное поручение оформляют, чтобы осуществить следующие операции по:

– оплате сумм контрагентам за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные различные работы;

– внесению предварительной оплаты товаров, работ, услуг;

– оплате налогов и взносов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов, начисленных проверяющими органами к оплате;

– перечислению денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним;

– перечислению периодических платежей в соответствии с условиями договора;

– перечислению средств иным лицам на основе действующих контрактов или законодательных актов.

Таким образом, перечень операций для осуществления которых используются платежные поручения весьма обширен.

Таким образом, взаимодействие ООО «Аэроком» с банком осуществляется с применением современных дистанционных технологий банковского обслуживания – Интернет-банка. Все платежи осуществляются в строгом соответствии с действующим российским законодательством.

Важной расчетной операцией любого предприятия выступает выдача заработной платы и иных выплат своим сотрудникам. ООО «Аэроком» для упрощения данной операции стало участником зарплатного проекта ПАО Банк «ФК Открытие».

Участие в зарплатном проекте позволило ООО «Аэроком»:

– сократить затраты, связанные с получением наличных денег в банке и сдачей остатков наличности, транспортировкой денежных средств, пересчетом, хранением и выдачей денежных средств;

– уменьшить нагрузку на бухгалтерию и кассу предприятия;

– устранить необходимость депонирования неполученных средств;

– решить вопрос конфиденциальности оплаты труда.

В части самого порядка перечисления средств на банковские карты сотрудников, то он регулируется Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 №383-П) (ред. от 11.10.2018).

В общем виде банк принимает распоряжение ООО «Аэроком» о переводе средств, оформленное в виде поручения, ордера или иного документа, предусмотренного законодательством. Предприятие направляет банку распоряжение, дальше деньги переводятся на счета сотрудников. В целом же порядок осуществления платежных и расчетных банковских операций четко законодательно регламентирован как нормами гражданского законодательства, так и многочисленными нормативными актами Центрального банка России, внутренними правилами обслуживающего банка.

Таким образом, итогом параграфа выступает вывод о том, что ООО «Аэроком» осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в ПАО Банк «ФК Открытие». Расчетно-кассовое обслуживание осуществляется с применением современных дистанционных технологий банковского обслуживания – Интернет-банка. Наибольшее число платежных операций ООО «Аэроком» осуществляется посредством платежных поручений в банк, сформированных в Интернет-банке. Непосредственно сам порядок и сроки осуществления платежей и расчетов урегулированы нормами российского законодательства, а также внутренними документами банка. Также ООО «Аэроком» является участником зарплатного проекта ПАО Банк «ФК Открытие».

Рассмотрим процесс получения кредита ООО «Аэроком» в ПАО Банк «ФК Открытие».

Объемы предоставляемых кредитов, сроки и формы кредитования, процентные ставки, определяются текущим финансовым состоянием заемщика, величиной кредитовых оборотов по расчетному счету в Банке, видом и размером предлагаемого обеспечения.

Мегаполис Банк предлагает своим клиентам следующие виды кредитных продуктов:

  • простой кредит;
  • кредитная линия;
  • овердрафт.

Простой кредит – классическая форма кредитования, предусматривающая зачисление денежных средств на расчетный счет заемщика в полной сумме, определенной заключенным кредитным договором.

Кредитование в форме кредитной линии предполагает два варианта в зависимости от вида открываемого заемщику лимита кредитования.

Возобновляемая кредитная линия (лимит задолженности) позволяет пользоваться заемными средствами в пределах оговоренного договором срока неограниченное количество раз при условии погашения каждого транша в срок.

Невозобновляемая кредитная линия (лимит выдачи) позволяет использовать заемные средства в пределах установленного лимита один раз. Погашение ранее выданных траншей не восстанавливает выбранный лимит кредитования.

Овердрафтная форма кредитования предусматривает открытие заемщику, имеющему непрерывно работающий расчетный счет в Банке с достаточным объемом оборотов, лимита по предоставлению средств в виде «овердрафт», что позволяет осуществлять в пределах установленного лимита платежи в суммах, превышающих остаток денежных средств на расчетном счете клиента — заемщика.

Свободный остаток денежных средств, оставшийся после зачисления на расчетный счет заемщика, автоматически списывается на уменьшение ссудной задолженности, и размер лимита восстанавливается.

Банк в качестве дополнительного обеспечения по выдаваемым кредитам принимает поручительства Фонда Гарантийный фонд Ульяновской области».

В настоящее время в банке действует Программа кредитования малого бизнеса, в рамках которой предлагается оформить кредит «Классический» (таблица 2.3) и овердрафт (таблица 2.4).

 

Таблица 2.3 — Условия предоставления кредита «Классический»

Сумма кредита от 50 тыс.р. до 10 млн.р.

(Сумма кредита зависит от финансового состояния заемщиков, оборотов по расчетному счету, залогового обеспечения)

Процентная ставка от 16 до 20% годовых
Срок кредитования от 1 до 36 месяцев
Погашение кредита Ежемесячно, равными долями
Поручительство Для юридических лиц – поручительство физических лиц (собственников бизнеса и директоров)
Страхование жизни Для индивидуальных предпринимателей обязательно на срок действия кредита
Наличие залога Обязательно (коммерческая недвижимость, автотранспорт, прочее ликвидное имущество).
Наличие расчетного счета в ПАО Банк «ФК Открытие» Обязательно

 

Таким образом, Банк стремится сделать кредиты максимально обеспеченными: поручительство, залог, страхование жизни для ИП.

Выбор программ кредитования предприятий малого бизнеса в ПАО Банк «ФК Открытие» не слишком велик, однако клиенту банка являются регулярными потребителями кредитных продуктов.

Весь процесс заключения сделки разделяется на несколько этапов:

  • открытие расчетного счета;
  • обращение в банк с заявлением;
  • подготовка необходимого пакета документов;
  • ожидание результатов рассмотрения заявки;
  • заключение договора;
  • получение кредитных средств.

Существует много различных методик анализа кредитоспособности. Но несмотря на разнообразие различных методик, они имеют много общих черт.

 

Таблица 2.4 — Овердрафт (кредит на оплату расчетных документов при недостаточности денежных средств на расчетном счете Заемщика) беззалоговый

Сумма кредита 30% от среднемесячных кредитовых оборотов по расчетному счету Заемщика в Банке за последние 6 месяцев, но не менее 50 тыс.р. и не более 300 тыс.р. При этом под кредитовыми оборотами понимаются все зачисления денежных средств на расчетный счет Заемщика, в которые не включаются суммы денежных средств:

— предоставленных Банком;

— поступивших с других расчётных счетов Заемщика.

Процентная ставка от 18 до22% годовых
Срок кредитования от 1 до 6 месяцев
Срок непрерывной задолженности 30 дней
Комиссия 0,25 % от суммы лимита овердрафта (уплачивается при открытии лимита овердрафта)
Поручительство Для юридических лиц – поручительство физических лиц (собственников бизнеса и директоров)
Страхование жизни Для индивидуальных предпринимателей обязательно на срок действия кредита

 

Все методики должны отвечать следующим требованиям:

  • методика должна быть проста в применении и удобна для использования технических средств;
  • методика должна быть достаточно подробной и вместе с тем оценивать наиболее главные тенденции развития предприятия;
  • методика должна давать четкие формализованные критерии оценки (баллы, классы);
  • методика должна быть адаптирована к предприятиям различных отраслей народного хозяйства.

Одним из самых распространенных методов анализа кредитоспособности заемщиков является метод, основанный на расчете и оценке системы финансовых коэффициентов.

Справедливо считается, что финансовых коэффициентов бесконечно много, но надо выделять главные из них.

Четырьмя основными группами показателей по мнению большинства авторов методик анализа кредитоспособности являются:

1 группа – показатели ликвидности баланса;

2 группа – обеспеченность предприятия собственными средствами и в целом структура источников формирования капитала предприятия;

3 группа – показатели эффективности использования средств, их оборачиваемость и мобильность;

4 группа – показатели прибыли и рентабельности.

Все эти группы показателей, по существу, характеризуют качественные аспекты деятельности предприятия.

Как дополнительным, так и самостоятельным способом анализа может быть оценка кредитоспособности заемщика на основе анализа денежных потоков.

Для решения вопроса о возможности выдачи предприятию кредита целесообразно анализировать соотношение притока и оттока средств в прогнозируемом периоде. При этом за прогнозируемый период следует принимать срок, на который заемщик просит кредит. Этот анализ позволит установить, будет ли заемщик располагать необходимыми свободными денежными средствами для погашения кредита в предполагаемые сроки.

Для оценки кредитоспособности корпоративных клиентов используется следующая методика оценки кредитоспособности. Она включает количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков. Цель проведения анализа рисков – определение возможности, размера и условий предоставления кредита.

Оценка финансового состояния заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения. С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Оценка результатов расчетов коэффициентов заключается в присвоении Заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными.

Таблица 2.5 — Система финансовых коэффициентов, применяемая в оценке кредитоспособности заемщика

Показатель Обозначение Расчет по формам бухгалтерской отчетности
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 Денежные средства / [Краткосрочные обязательства всего — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих платежей]
Коэффициент критической оценки (промежуточный коэффициент покрытия) К2 [Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев] / [Краткосрочные обязательства всего — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих платежей]
Коэффициент текущей ликвидности К3 Оборотные активы всего / [Краткосрочные обязательства всего — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих платежей]
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 Капитал и резервы всего / [Долгосрочные обязательства всего — Краткосрочные обязательства всего — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих платежей]
Рентабельность, % К5 (Прибыль от продажи / Выручки от продажи) x 100%

 

Включение в модель трех коэффициентов ликвидности не случайно и определяется их важностью при оценке текущей кредитоспособности. При инвестиционном кредитовании дополнительно проводится анализ бизнес-плана.

Оценка результатов расчетов К1-К5 заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными эмпирическим путем достаточными.

Далее определяется сумма баллов по этим показателям с учетом их коэффициентных весов. В соответствии с полученной суммой баллов определяется рейтинг или класс заемщика.

Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 — Определение категории кредитоспособности организации-заемщика

Коэффициенты 1-й класс 2-й класс 3-й класс
К1 0,2 и выше 0,1 — 0,2 менее 0,15
К2 0,8 и выше 0,5 — 0,8 менее 0,5
К3 2,0 и выше 1,0 — 2,0 менее 1,0
К4 1,0 и выше 0,7 — 1,0 менее 0,7
К5 0,15 и выше менее 0,15 нерентабельный

 

При этом кредитование первоклассных заемщиков обычно не вызывает сомнений, кредитование заемщиков второго класса требует у банка взвешенного подхода, а кредитование заемщиков, принадлежащих к третьему классу кредитоспособности, связано с повышенным риском и редко практикуется банками.

 

2.3. Оценка эффективности обслуживания юридических лиц

Динамика показателей совокупного дохода Банка представлена в таблице 2.7.

Итогом деятельности за 2021 г. стала чистая прибыль в размере 85,5 млрд. руб., что выше уровня прибыли, полученной в 2020 г. (81,5 млрд. руб.). Результатом деятельности Банка за 2022 г. стала прибыль в размере 21,7 млрд. руб.

 

 

Таблица 2.7 — Динамика совокупного дохода Банка за 2021-2022 гг.

(млн. руб.)

Структура дохода 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп изм. 2022 г. к 2020 г., %
Чистый процентный доход 80871 96471 102239 126,42
Изменение резерва под обесценение кредитов 22395 1409 -31614 -141,17
Чистый процентный доход за вычетом резерва под обесценение кредитов 103266 97880 70625 68,39
Чистые комиссионные доходы 23938 19269 26312 109,92
Чистые доходы/расходы 187866 178886 132610 70,59
Прибыль / (убыток) до налогообложения 84853 93005 28515 33,61
Прибыль (убыток) за отчетный период 81497 85508 21668 26,59

 

По итогам 2022 года показатели эффективности деятельности находятся на невысоком уровне. Так, отношение расходов к средним активам увеличилось с 10,2% до 13,7%, а рентабельность средних активов и капитала значительно уменьшилась с 5,6% и 21,9% до 1,2% и 9,9% соответственно.

Приведенная ниже таблица 2.8 показывает реальные значения экономических нормативов, которые вошли в состав отчетности банка ПАО Банк «ФК Открытие».

Таблица 2.8 — Показатели ликвидности ПАО Банк «ФК Открытие» за 2020-2022 гг.

Наименование показателя Нормативное значение Фактическое значение
2020 2021 2022
Норматив достаточности капитала банка (Н1.0) >8.0 13,91 13,62 16,12
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) >15.0 187,00 100,08 85,70
Норматив текущей ликвидности банка (Н3) >50.0 153,26 124,45 84,57
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) <120.0 54,87 65,23 66,92

 

Как видно из таблицы 2.8, Н1.0 соответствует нормативу и имеет положительную динамику, увеличение составляет 2,21 пункта, что положительно характеризует структуру капитала.

Н2 соответствует нормативу и показывает, что банк может оплатить обязательства до востребования в течении одного операционного дня в размере 85,70%. Это положительно характеризует ликвидность активов банка. Но с другой стороны большая часть средств не приносит доход.

Н3 соответствует нормативу он составляет 84,57%, показывает, что банк может оплатить свои обязательства в течении 30 календарных дней.

Н4 соответствует нормативу, он показывает, что в период финансового кризиса долгосрочные вложения не очень актуальны.

В целом ПАО Банк «ФК Открытие»  в анализируемом периоде выполнял все обязательные нормативы в соответствии с требованиями Центрального банка.

Тем не менее, деятельность банка нельзя охарактеризовать положительно, так как произошло резкое снижение прибыли за отчетный период – практически в 4 раза.

Проведем оценку эффективности кредитования юридических лиц в исследуемом банке.

Таблица 2.9 – Оценка кредитования юридических лиц в ПАО Банк «ФК Открытие» за 2020-2022 гг.

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменение 2022 г. от 2020 г., млн. руб. Темп изменения 2022 г. к 2020 г., %
Объем выданных кредитов корпоративным клиентам, млн. руб. 630447 635859 970493 340047 153,94
Доля в кредитном портфеле банка, % 33,96 28,35 38,32 4,36
Просроченная задолженность по кредитам корпоративным клиентам, млн. руб. 19922 20793 33676 13754 169,04
Доля просроченной задолженности, % 3,16 3,27 3,47 0,31

По данным таблицы 2.9 можно сделать следующие выводы:

  • в исследуемом периоде объем выданных кредитов корпоративным клиентам увеличился на 53,94% или 340047 млн. руб.;
  • в общем объеме ссудной задолженности кредиты юридическим лицам занимают около 40% на конец 2022 г.;
  • доля просроченной задолженности корпоративных клиентов ежегодно увеличивалась и составила на конец 2022 г. 3,47%, в то время как рост просроченной задолженности составляет 69,04% в 2022 г. от уровня 2020 г.

Таким образом, можно отметить, что ПАО Банк «ФК Открытие» оказывает юридическим лицам разнообразные услуги, при этом наиболее популярными являются расчетно-кассовое обслуживание и кредитование. В следующем разделе буду предложены мероприятия по повышению эффективности обслуживания юридических лиц.

 

 

Глава 3. Совершенствование обслуживания юридических лиц в ПАО Банк «ФК Открытие»

3.1. Мероприятия по повышению эффективности обслуживания юридических лиц

 

Основными услугами по работе с юридическими лицами является расчетно-кассовое обслуживание. Большинство операций проводится в безналичном порядке.

ПАО Банк «ФК Открытие» является одним из крупнейших банков Российской Федерации, а также одной из крупнейших системообразующих компаний страны. Анализ работы банка за исследуемый выявил ряд проблемных областей, без преодоления которых нельзя говорить о совершенствовании организации безналичных расчетов. Основные проблемы ПАО Банк «ФК Открытие» в сфере организации безналичных расчетов представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Проблемные области безналичных расчетов ПАО Банк «ФК Открытие»

Проблемная область Пути решения
Необходимость повышения эффективности использования клиентской базы и знаний о клиентах. – сбор и хранение информации о клиентах, с использованием современных инструментов анализа клиентских данных;

– использование собранной информации для формирования адресного предложения каждому клиенту;

– повышение качества организации работы с клиентами;

– развития навыков продаж;

– формирования эффективной менеджмента;

 

 

 

Продолжение таблицы 3.1

Недостаточная надежность и масштабируемость процессов и систем. Сложная, неоднородная ИТ-архитектура может стать причиной

повторяющихся сбоев в обслуживании клиентов.

– сокращения сроков между разработкой продукта и его выходом на рынок

– своевременное реагирование на быстро меняющуюся потребность клиентов.

– повышение надежности банка

Недостаточная зрелость управленческих систем и процессов – развитие системы управленческой отчетности;

– развитие системы управления процессами, ресурсным планированием;

– модернизация системы управления;

– развитие корпоративной культурой.

Недоиспользование резервов системы управления расходами – реализация цели в области повышения финансовой эффективности работы;

– проведение факторного анализа расходов организации;

– использование возможностей для более эффективного управления затратами.

 

В экономической литературе все проблемы в этой области принято делить на 4 группы: психологические, кадровые, юридические, финансовые. Рассмотрим проблемы организации безналичных расчетов в ПАО Банк «ФК Открытие» по указанным выше группам.

К психологическим проблемам относятся, прежде всего, слабая защищенность от мошенничества пластиковых карт ПАО Банк «ФК Открытие». В результате плательщику чисто психологически надежнее всего иметь кошелек со средствами, а не платежную карту.

К психологическим трудностям следует причислить так же страх потерять в сети интернет свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.

Кадровые проблемы – это проблемы связанные с качеством и оперативностью решения любой задачи, напрямую зависящий от квалификации специалистов. Нехватка менеджеров-консультантов, которые на сегодняшний день, к сожалению, не во всех отделениях банка консультируют и предлагают клиентам помощь в подключении к услуге «Сбербанк Онлайн».

Благодаря квалифицированным менеджерам-консультантам можно увеличить базу пользователей системы, если они поставят перед собой основную задачу: которых будут являться – подробное разъяснение клиентам порядка пользования интернет-банкингом, демонстрация проведения операций. Менеджеры обязаны доступно донести до населения эту информацию, так как большинство населения считает данную услугу сложной, ненадежной и бессмысленной. Важным финансовым аспектом интернет-банкинга является то, что от участника системы электронных расчетов, как правило, требуется резервировать некоторую денежную сумму. Так, в случае межбанковских расчетов зарезервированные средства это остатки на корреспондентских счетах, для клиентов банка – это лимиты остатков на счетах. Для удобства онлайновых расчетов часть средств приходится исключать из активного обращения.

К финансовым можно отнести проблемы рентабельности и стоимости организации безналичных расчетов.

Основной проблемой безналичных расчетов является большой объем документооборота. ПАО Банк «ФК Открытие» снижает операционные издержки, уменьшает бумажный документооборот, привлекает новых клиентов, упрощает управление безналичными расчетами с помощью применения электронных денег. Целью организации являются увеличение количества банковских автоматов, магнитных карточек, терминалы электронных платежей.

К числу технических проблем относятся то, что не все расчетно-кассовые центры заменили устаревшую и низко производительную технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением. К тому же она разнотипна в этих подразделениях, что препятствует единообразию в организации межрегиональных взаимосвязей и формированию единой сети, это приводит к задержке расчетов с предприятиями.

Представив в ПАО Банк «ФК Открытие» платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской о приеме поручения и печатью банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы.

ПАО Банк «ФК Открытие» ведет расчеты через расчетно-кассовые центры, такие бухгалтерские проводки лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются расчетно-кассовыми центрами и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств в корреспондентского счета ПАО Банк «ФК Открытие». В документообороте иногда происходят заминки. Иногда ПАО Банк «ФК Открытие» задерживает платежные поручения на стадии передачи их в расчетно-кассовый центр и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса.

И, наоборот, если поступили средства через расчетно-кассовый центр на счет предприятия средства, Банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. У клиента нет возможности определить, когда его средства поступили из расчетно-кассового центра в банк, а когда на его расчетный счет. Проблема состоит в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах. Следовательно, необходимо решение проблемы единых временных параметров операционного дня. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей.

Одной из важных проблем является очередность платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

Банку необходимо работать над внедрением передовых технологией, стремиться перенять международный опыт безналичных расчетов. В частности изучить организацию работы созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки передачи, хранения и контроля информации. Так же необходимо использовать международный опыт по обеспечению безопасности информации и увеличивать долю безналичных, вытеснения из платежного оборота не только наличные деньги, но и чеки.

В ПАО Банк «ФК Открытие» широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности должны стать одной из главных задач для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

В ПАО Банк «ФК Открытие» роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок и выполнения, принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара и денег, объединяющего всю банковскую систему.

Для банка безналичные расчеты – это один из главных участков деятельности, во многом обеспечивающий эффективность работы организации, так как наибольший удельный вес в общей сумме доходов ПАО Банк «ФК Открытие» составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентов.

Первое направление должно проводится под девизом: «С клиентом на всю жизнь». Основной задачей ПАО Банк «ФК Открытие» по реализации этого направления является необходимость строить доверительные отношения с клиентами. Сегодня ПАО Банк «ФК Открытие» клиенты не очень доверяют, т.к. не дается полная информация, недостаточный уровень подготовки менеджеров, не даются конкретные советы каждому из клиентов с учетом его потребностей. Если банк будет работать над проблемами клиентов, тогда намеченные стратегии будут выполнены. И в будущем банк достигнет запланированных результатов по привлечению клиентов, увеличению количества услуг. Необходимо создать систему оценки качества, такая система поможет банку получать обратную связь от клиентов, на основе чего банк будет понимать, что и в какой области нужно изменить.

Необходимо развивать цифровые продукты и технологии, чтобы клиенты могли пользоваться услугами банка в любое время и в любом месте. ПАО Банк «ФК Открытие» должен развиваться в таком направлении, чтобы клиентам было просто и удобно обслуживаться в банке и они могли рекомендовать банк своим друзьям и знакомым.

Второе направление, совершенствования безналичных расчетов в ПАО Банк «ФК Открытие» можно назвать коротко: «Команда и культура». ПАО Банк «ФК Открытие» должен стремиться к тому, чтобы рос уровень профессионализма работников, и чтобы сотрудники, выслушав клиента, смогли предложить ему удобный, приемлемый алгоритм расчетов, а не заставлять клиентов вникать самим в технологические процессы. ПАО Банк «ФК Открытие» должен стать хорошим советником для клиентов. Для решения этой задачи необходимо:

– прислушиваться к мнению клиентов по вопросам организации безналичных расчетов;

– сделать безналичные расчеты понятными и удобными для клиента;

– создать систему качества, результативности.

Третьим направлением совершенствования безналичных расчетов в ПАО Банк «ФК Открытие» должно стать обеспечение технологического прорыва. В этой области Банку необходимо сделать расчеты гибкими, эффективными по затратам, совершенствовать автоматизированную банковскую систему, обеспечить защиту и безопасность базы данных, т.к. в настоящее время участились проблемы мошенничества. Поэтому необходимо создать такую защиту, что бы клиенты могли полностью доверять банку, люди должны быть уверенны в том, что их денежные средства будут защищены от кражи мошенников.

Четвертым направлением совершенствования безналичных расчетов на наш взгляд является обеспечение финансовой результативности. Финансовый результат должен достигаться не за счет увеличения доходов на обслуживание банковских счетов, комиссионных сборов, а за счет совершенствования системы управления расходами и доходами. К сожалению, в банке стремительно растут доходы от открытия счетов и кассового обслуживания за счет роста тарифов.

С каждым годом все больше доходов банк получает от открытия счетов и кассовое обслуживание клиентов, можно сделать вывод, что в дальнейшем доходы будут увеличиваться.

Необходимо научиться более совершенно планировать уровень затрат банка, нельзя увеличивать доходы за счет комиссионных банка, потому что чем больше комиссия, тем меньше будет у банка клиентов.

Пятым направлением в области совершенствования организации безналичных расчетов можно считать обеспечение достижения стратегического направления банка под названием: «Зрелая организация». В рамках этого направления банк должен сформировать такие алгоритмы безналичных расчетов, которые бы устраивали всех клиентов.

Современные тенденции развития безналичных расчетов в ПАО Банк «ФК Открытие» обусловлены интенсивным развитием современных информационных технологий и основаны не на развитии новых форм платежных инструментов, а на создании принципиально нового механизма безналичного денежного обращения, на основе использования так называемой безбумажной технологии, важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем.

В ПАО Банк «ФК Открытие» уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. В настоящее время ее обороты нельзя назвать очень большими, поэтому необходимо более интенсивно в перспективе развивать эту услугу банка. Интернет-банкинг является наиболее совершенным и перспективным воплощением технологии «домашний интернет». Интернет-банкинг не привязан к конкретному компьютеру с установленным программным обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Таким образом, он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере. В ПАО Банк «ФК Открытие» подобные услуги оказывают всем клиентам физическим и юридическим лицам. ПАО Банк «ФК Открытие» позволяет клиентам получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другой банк, а так же по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь. Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности, согласно которой многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

Созданные зоны самообслуживания позволяют снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием.

Со стороны управления ПАО Банк «ФК Открытие», должен быть обеспечен эффективный и постоянный контроль за функционированием системы безналичных расчетов по розничным платежам, направленный на формирование заинтересованности и укрепление доверия к национальной валюте.

С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования безналичных расчетов, необходимо осуществлять своевременную и качественную работу по совершенствованию безналичной системы в ПАО Банк «ФК Открытие».

Участие корпоративных клиентов в зарплатных проектах банка имеет безусловные преимущества для обеих сторон – предприятие существенно сокращает нагрузку на собственную бухгалтерию, а банковской структуре гораздо проще осуществить своевременное зачисление средств на счета сотрудников предприятия, обеспечив при этом высокий уровень конфиденциальности финансовой информации.

Однако взаимодействие предприятий и банков не ограничивается расчетно-кассовым обслуживанием. В современном мире практически ни одна компания не может обойтись без использования заемных ресурсов, причем заемные ресурсы банка могут быть предоставлены различными их формами. В настоящее время услуги, предлагаемые баками корпоративным клиентам, стремительно расширяются, как было уже сказано ранее, таких услуг в рамках одного коммерческого банка может достигать 300.

Сложные и непредсказуемые изменения внешней среды требуют постоянного развития системы управления финансами предприятий. В настоящее время предприятию для достижения глобальных конкурентных преимуществ и оптимизации структуры капитала требуются разработка научно обоснованных стратегий и, следовательно, формирование нового класса задач, называемых стратегическими. Для их успешного решения необходимы комплексные системы стратегического управления, которые обеспечивают взаимодействие внутренней и внешней среды промышленного предприятия, а также позволяют превращать стратегические меры в текущие производственные планы и программы развития.

Определенные рекомендации по совершенствованию взаимодействия с предприятиями можно предложить и ПАО Банк «ФК Открытие»:

  1. Банку необходимо совершенствовать систему, схемы и сценарии оценки кредитоспособности. Этого можно достичь путем использования банком права осуществления контроля достоверности представляемых заемщиками сведений, касающихся их финансового положения, стоимости и состояния предметов залога и способов их хранения, а также осуществления банком оценки кредитоспособности не только в направлении заемщиков, но и в направлениях конкурентной среды (отрасли, конкурентов, поставщиков, покупателей) и проектов.
  2. Банку необходимо расширять спектр условий кредитных договоров таким образом, чтобы защита от кредитных рисков была максимальной. Этого можно достичь путем включения в договоры условий, определяющих предельное финансовое состояние предприятия, и предусматривающее соблюдение предприятием максимально допустимого уровня кредитоспособности.
  3. Банку необходимо совершенствовать методики, способы и средства проведения кредитного мониторинга. Во-первых, этого можно достичь путем осуществления банками контроля за финансовым состоянием заемщиков. Во-вторых, путем осуществления мониторинга целевого использования заемщиками кредитов и достаточности и качества обеспечения обязательств.
  4. Банку необходимо совершенствовать систему и схемы оценки и реализации заложенного имущества для повышения уровня защиты от кредитных рисков. Этого можно достичь путем совершенствования указанных систем и схем таким образом, чтобы они учитывали инфляционную составляющую и колебания уровня спроса на те или иные активы.

Выполнение указанных рекомендаций повысит эффективность управления кредитными рисками банка и позволит их минимизировать.

 

3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Юридические лица активно используют в своей деятельности заемные источники финансирования. Из числа рекомендаций общего характера для корпоративных клиентов необходимо отметить:

– привлекать заемные средства на строго целевой основе в качестве условия последующего эффективного их использования предприятием;

– определить цели привлечения заемных средств предстоящего периода.

Можно предложить ПАО Банк «ФК Открытие» рассмотреть возможность снижения процентной ставки по предоставляемым разовым кредитам. Предложение является взаимовыгодным, поскольку банк в этом случае сохраняет крупных клиентов, а предприятия экономит на платежах по кредиту. Размер экономии при условии снижения процентной ставки с 19 до 17 % годовых представлен в таблице 3.2.

Представленные расчеты позволяют сделать вывод, что экономия при снижении процентной ставки на 2% составит 6,5 млн. руб.

Таблица 3.2 — Расчет экономии платежей по кредитам при снижении процентной ставки

Показатели 1 вариант 2 вариант 3 вариант
Сумма кредита, млн. руб. 100 100 100
Срок, месяцев 60 60 60
Ставка, % 19 18 17
Размер переплаты, млн. руб. 55,6 52,4 49,1
Экономия, млн. руб. 3,2 6,5

 

В связи с наличием большого количества формальных процедур при оформлении кредитов можно выделить отдельного сотрудника (либо возложить дополнительные обязанности на уже действующего сотрудника) для коммуникаций с банками – менеджер по банкам, наделить его особыми полномочиями для подготовки различной информации для кредитных организаций, обеспечить максимальную публичность.

Менеджер по банкам сможет планировать, где предприятию выгодней брать кредиты, готовить пакет документов для взятия кредитов, составлять графики выплат по кредиту и отслеживать их выполнение. Менеджер по банкам должен ежеквартально отслеживать потребность в кредитных ресурсах юридического лица, сравнивать и выбирать наиболее выгодные кредитные продукты, согласовывать выбор кредитного продукта с Генеральным директорам предприятий следует устанавливать постоянные контакты с кредитными инспекторами. Менеджер по банкам будет работать под руководством начальника финансового отдела и подчиняться непосредственно ему.

Таким образом, повышение эффективности взаимоотношений юридических лиц и банков требует нахождения компромисса. Несомненно, для банка важен каждый клиент, в то же время крупные предприятия совершают гораздо большее количество операций и суммы их довольно велики. Именно поэтому банкам следует разрабатывать для крупных клиентов индивидуальные условия обслуживания и кредитования.

Заключение

Политика банка в сфере обслуживания юридических лиц строится на принципах установления долгосрочных партнёрских отношений. В настоящее время банки осуществляет весь спектр банковских услуг для юридических лиц и стремится создать максимально благоприятные условия для обслуживания клиентов на основе повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения защиты интересов клиентов.

Для зачисления выручки от реализации продукции и выполненных работ клиент открывает расчетный счет в банке, в последствие чего с него будут производиться списание и поступления по счету.

Банки, осуществляют расчёты по правилам, формам и стандартам, установленным Центральным Банком Российской Федерации, а при отсутствии таких правил — по договорённости между собой.

Анализ деятельности ПАО Банк «ФК Открытие» позволил определить банк как универсальную диверсифицированную ресурсную базу и осуществляющую весь спектр операций на финансовом рынке.

Проведенный анализ деятельности банка показал, что  в анализируемом периоде банк выполнял все обязательные нормативы в соответствии с требованиями Центрального банка. Тем не менее, его деятельность нельзя охарактеризовать положительно, так как произошло резкое снижение прибыли за отчетный период – практически в 4 раза.

Отношения банка с клиентами возникают в процессе покупки-продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей. Широкая диверсификация операций помогает сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночной экономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы.

Важной особенностью взаимоотношений между коммерческим банком и предприятием выступает договорной характер таких отношений. Инициатором заключения договора выступает организация, именно предприятие выбирает тот коммерческий банк, в котором оно предпочитает осуществлять расчетно-кассовое и кредитное обслуживание.

Проанализировав деятельность банка, и изучив организацию расчетно-кассового обслуживания, были выявлены проблемы и предложены пути их решения. С целью привлечения клиентов банк должен работать над тарифами по обслуживанию счетов и кассовому обслуживанию, так как это способствует росту клиентской базы. Банку не следует увеличивать доходы за счет комиссионных сборов, потому что чем больше комиссия, тем меньше будет у банка клиентов.

В целях совершенствования кредитного обслуживания юридических лиц предложено рассмотреть возможность снижения процентной ставки для крупных клиентов, что будет взаимовыгодной мерой – банк сохранит крупного клиента, а юридическое лицо получит кредит на выгодных условиях.

Таким образом, повышение эффективности взаимоотношений юридических лиц и банков требует нахождения компромисса. Несомненно, для банка важен каждый клиент, в то же время крупные предприятия совершают гораздо большее количество операций и суммы их довольно велики. Именно поэтому банкам следует разрабатывать для крупных клиентов индивидуальные условия обслуживания и кредитования.

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
  3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 // Собрание законодательства РФ.-2010.-№30.-Ст.4012.
  4. О страховании вкладов в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/
  5. Указание Банка России от 09.12.2019 №5348-У «О правилах наличных расчетов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
  6. Инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
  7. Агеева, Н.А. Деньги, кредит, банки / Н.А. Агеева. — М.: ИНФРА-М, 2020. – 361 с.
  8. Банковский менеджмент / под ред. О. И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2021. – 560 с.
  9. Банковское дело / Под ред. Г.Г. Коробовой. — М.: Магистр, 2021. — 590 с.
  10. Бердышева, С.С. Оптимизация электронных платежей с помощью пластиковых карт / С.С. Бердышева // Банковское дело. — 2021. — №11. — с. 90-93
  11. Банк и банковские операции / ред. О. И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2020. – 252 с.
  12. Банковские операции / под ред. Ю.И. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2020. – 710 с.
  13. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – М.: Юрайт, 2021. – 422 с.
  14. Вешкин, Ю.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. — М.: Магистр, 2020. – 350 с.
  15. Гобарева, Я.Л. Банковские инфомационные технологии и системы / Я.Л. Гобарева, Е.Р. Кочанова, Т.Н. Нестерова. – М.: Инфра-М, 2019. – 257с.
  16. Дворецкая, А.Е. Деньги, кредит, банки / А.Е. Дворецкая. – М.: Юрайт, 2021. – 480 c.
  17. Деньги, кредит, банки /ред. О.И. Лаврушин. — М.: КноРус, 2022. – 559 с.
  18. Звонова, Е.А. Деньги, кредит, банки / Е.А. Звонова, В.Д. Топчий. – М.: Юрайт, 2019. – 455 c.
  19. Костерина, Т.М. Банковское дело / Т.М. Костерина. – М.: Юрайт, 2020. – 485 с.
  20. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки / Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 567 c.
  21. Логуненков, С.Г. Современные системы дистанционного банковского обслуживания / Логуненков С.Г. // Деньги и кредит. – 2020. — №8. – С.38-41
  22. Мерцалова, А.И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях / А.И. Мерцалова, А.Л. Лазаренко. – М.: Инфра-М, 2019. – 519 с.
  23. Основы банковского дела / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2020. – 372 с.
  24. Свиридов, О.Ю. Деньги, кредит, банки / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. – М.: Феникс, 2019. – 320 c.
  25. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент / под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2019. – 656 с.
  26. Стародубцева, Е.Б. Банковское дело / Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 464 с.
  27. Тавасиев, А.М. Банковское дело. Базовые операции для клиентов / А. М. Тавасиев, В. П. Бычков. — М.: Финансы и статистика, 2021. – 303 с.
  28. Тосунян, Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика / Г.А. Тосунян. – М.: Олимп-бизнес, 2020. – 400 с.
  29. Турбанов, А.В. Российская банковская система на современном этапе / А.В. Турбанов // Деньги и кредит. – 2021. – № 2. – С. 3-8.
  30. Информационный банковский портал — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http:// www.banki.ru/ru/
  31. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.minfin.ru/ru/
  32. Мониторинг банковской прессы — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.banki.ru/
  33. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru
  34. Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/
  35. Сайт финансовой информации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. rcb.ru

Страницы: 1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф