Вид работы: Задание
Предмет: Основы проектной деятельности
Практическое задание 1
Эвристические методы проектирования
Тема 3. Методы проектирования
Цель – ознакомиться с эвристическими методами проектирования.
Формулировка задания
Дать характеристику эвристическим подходам в проектировании и рассмотреть понятия эвристика и эвристические методы. Построить структуру методов проектирования.
Теоретическая часть
Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
Термин эвристика происходит от греческого heurisko«отыскиваю, открываю». В настоящее время используется несколько значений этого термина.
Эвристика может пониматься как:
- научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
- приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
- метод обучения;
- один из способов создания компьютерных программ.
Основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого или продуктивного мышления.
Например, использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяет развить творческое воображение и способности учащихся, сделать первые шаги к изобретательству, созданию новых технических решений.
Эвристические приемы как готовые схемы действия составляют объект эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности – объект психологии. Но если эвристические приемы могут быть представлены в виде определенной логической схемы, т. е. могут быть описаны математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет своего математического выражения.
В эвристике как молодой, развивающейся науке не все понятия достаточно четко определены. Это прежде всего относится к понятию эвристический метод. Многие исследователи понимают под ним определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т. е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение.
Понятно, что это определение понятия эвристический метод не может быть признано удовлетворительным, так как в нем представлена лишь внешняя характеристика явления, но не раскрыты существенные его черты.
Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин эвристический применим к явлениям двоякого рода.
Во-первых, как эвристическую можно рассмотреть деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.
К эвристическимследует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгоритмических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий.
В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике научно-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмических методов охватывает его заключительные этапы. Эвристический метод позволяет предоставить больше самостоятельности и творческого поиска.
Эвристические методы:
- метод итераций (последовательного приближения);
- метод декомпозиции;
- метод контрольных вопросов;
- метод мозговой атаки.
Метод итераций (последовательного приближения)
Процесс проектирования ведется в условиях информационного дефицита, который проявляется в следующем:
- невозможность заранее точно указать условия работы проектируемого объекта, не зная его конкретного вида и устройства (исходные данные зависят от вида конечного решения);
- выявление в процессе проектирования противоречивых исходных данных, т. е. невозможность достижения технического решения при первоначально предложенных данных, оказавшихся взаимоисключающими;
- появление в процессе проектирования необходимости учета дополнительных условий и ограничений, которые ранее считались несущественными;
- перераспределение по степени важности показателей качества, так как может выясниться, что показатель, ранее считавшийся второстепенным, очень важен (и наоборот).
Такая неопределенность устраняется посредством выполнения итерационных процедур. Первоначально задача решается при предположительных значениях исходных данных и ограниченном числе учитываемых факторов (первый цикл итераций, так называемое первое приближение).
Далее возвращаемся в начало задачи и повторяем ее решение, но уже с уточненными значениями исходных данных и перечнем факторов, найденных на предыдущем этапе (второй цикл итераций, «второе приближение») и т. д.
Число циклов итераций зависит от степени неопределенности начальной постановки задачи, ее сложности, опыта и квалификации проектировщика, требуемой точности решения. В процессе приближений возможно не только уточнение, но и отказ от первоначальных предположений.
Если хотят подчеркнуть, что первоначальное решение задачи выполнялось в условиях полной или большой неопределенности, первый цикл итераций называют «нулевым приближением».
Не надо бояться итераций в своей работе, поскольку еще ни один технический объект (а также законопроект, книга и т. д.) не был создан с первого раза. С другой стороны, желательно не увлекаться итерациями при выполнении дорогих или продолжительных проектных работ.
В частном случае, когда нет никаких предположений по решению задачи, метод последовательных приближений можно сформулировать в виде совета: если неизвестно, что и как делать (нет идей, данных, определенности и т. п.), возьмите в качестве исходного решения любое известное (идею, схему, данные) или предположите какое-нибудь (желательно разумное) решение задачи.
При анализе выбранного решения на соответствие условиям задачи станет видно, что вас в нем не устраивает и в каком направлении его надо улучшать.
Метод декомпозиции
Любой объект-систему можно рассматривать как сложный, состоящий из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. Такой процесс расчленения системы называется декомпозицией.
В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.
Декомпозиция позволяет разложить сложную задачу на ряд простых, пусть и взаимосвязанных задач.
При декомпозиции руководствуются определенными правилами.
1. Каждое расчленение образует свой уровень. Исходная система располагается на нулевом уровне. После ее расчленения получаются подсистемы первого уровня. Расчленение этих подсистем или некоторых из них приводит к появлению подсистем второго уровня и т. д.
Упрощенное графическое представление декомпозированной системы называется ее иерархической структурой.
Иерархическая структура может быть изображена в виде ветвящейся блок-схемы наподобие представленной на рис.1.
На нулевом уровне располагается исходный объект-система С1, на следующих уровнях – его подсистемы (число уровней и количество подсистем, показанных на рисунке, выбрано произвольно).
С целью получения более полного представления о системе и ее связях в структуру включают надсистему и составляющие ее части (системы нулевого уровня, например вторая система С2).
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


