3 Результат внедрения предложенных мероприятий улучшения качества сервисной деятельности ООО «Агрокомплекс «Ак Барс»
3.1 Методика расчета результата реализации направлений повышения управления качества сервисной деятельности
Экономический эффект представляет собой полезный результат, который находит отражение в стоимостной оценке. Данный результат появляется в результате реализации тех или иных мероприятий, направленных в данном случае на совершенствование управления качества сервисной деятельности.
Сущность экономического эффекта –это разница между полученным результатом после внедрения новшества и понесенные затраты для его достижения. Отсюда возникает, что чем выше результат между этими показателями, тем лучше экономический эффект.
Методика расчета величины экономического эффекта определяется его сущностью. Для того чтобы определить экономический эффект от реализации внедренного проекта или других мероприятий по повышению управления качества сервисной деятельности компании необходимо определить два основных показателя:
— финансовый результат от проведенных мероприятий;
— затраты на реализацию мероприятий.
Экономический эффект (прибыль, доход) от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:
Эф (ΔП) = ΔВ / З, (1.15)
где Эф (ΔП) – годовой экономический эффект (прирост прыбыли), руб.;
ΔВ – прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;
З – затраты на мероприятие, руб.
Результат от реализации мероприятий по повышению управления качества сервисной деятельности можно отразить в виде:
— роста выручки от реализации;
— роста производительности труда;
— снижения потерь урожая;
-увеличения объемов прибыли.
Затраты на реализацию мероприятий определяется себестоимостью внедрения в деятельность, которая может включать:
— стоимость приобретения, доставки, установки необходимых запасных частей;
— издержки на изменения управленческих подсистем;
— поиск и подбор новых сотрудников.
При разработке и внедрения мероприятий рассчитанных на длительный период времени, возникает необходимость расчета величины экономического эффекта требующего учета изменения стоимости денег во времени, проводится дисконтирование денежных потоков.
3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
В ходе исследований выявлены проблемы в связи с некачественными сервисными работами по техническому обслуживанию — постоянные поломки техники в ходе выполнения технологических операций что неизбежно ведёт к потерям продукции.
Для определения потерь урожая в растениеводстве по причине поломки трактора нами были выделены 4 вида работ, проводимых данной техникой: пахота, предпосевные работы, непосредственно сам посев и уборка урожая. Также были рассмотрены два типа культур: зерновые колосовые продовольственные (пшеница 1-го класса) и рожь, которые идут на корм животным. Показатель урожайности взят средний за последние 3 года в хозяйствах Арского района Республики Татарстан: для первого типа культур — 17,8, для второго- 21ц/га.
В результате определения ориентировочных потерь культур было выявлено, что наибольшее количество потерь пшеницы 1-го класса происходит в период уборочных работ — до 26,6 кг/га в день и соответственно 0,06 кг/га в час. По фуражным культурам ситуация похожая, здесь потери при уборке и при посеве одинаковы и составляют 11,9 кг/га.
Произведем расчет потери денежных средств хозяйств в результате поломки трактора. Возраст тракторов составляет не более 10 лет, соответственно 1 трактор стоит за сезон 12,6 дней. Как уже говорилось, мы выделили 4 вида работ, на каждую из которых приходится 3,2 дня (равномерное распределение), средняя цена 1 тонны пшеницы составила – 9740 рубля и стоимость ржи – 10070 руб т. е. есть для пшеницы1-го класса потери прибыли составят:
— 160 руб/га 3,2 дня = 512 руб/га при пахоте;
— 68,2 руб/га 3,2 дня =218,4 руб/га при предпосевных работах;
— 109 руб/га 3,2 дня = 348,8 руб/га при посеве;
— 359,1руб/га 3,2 дня =1149,12 руб/га при уборочных работах.
Потери для ржи составят:
— 18,9 руб/га 3,2 дня = 60,48 руб/га при пахоте;
— 85,6 руб/га 3,2 дня = 273,92 руб/га при предпосевных работах;
— 129,8 руб/га 3,2 дня = 415,36 руб/га при посеве;
— 219,8руб/га 3,2 дня = 703,36 руб/га при уборочных работах.
Таким образом, общество потеряло урожай только по одному трактору на сумму 3681,44 рублей. В целом принимая во внимание полное количество автопарка предприятия – 40 тракторов в рабочем состоянии и учитывая посевную площадь – 10457 га потери общества за 2022 год было определено , что за сезон простаивают трактора в общей сложности 760 дней, при переводе потери урожая на денежные средства получаем 933791 рублей.
Во избежание потерь урожая, а как следствие выручки от реализации предложены мероприятия по совершенствованию качества сервисной деятельности по техническому обслуживанию техники:
— по завершении сезонных работ инженеру и техникам необходимо оценить текущее состояние техники и технических систем и разработать поэтапный план достижения идеального (или оптимального) состоянии техник;
— разработать справочники по техническому обслуживанию;
— провести диагностику всей техники;
— составить план процессов, в результате которых резервируются ресурсы, необходимые для выполнения работ по ТОиР;
-инженеру координировать непосредственное выполнение спланированных заранее работ по ТОиР;
— организовать звено технического обслуживания и полевого ремонта. Подготовить, переподготовить и повысить квалификации техников, занимающихся техническим обслуживанием;
— создать резерв необходимых запасных частей;
— в период сезонных работ организовать передвижные (мобильные) ремонтные мастерские со специализированными техническими средствами для технического обслуживания и текущих ремонтных работ.
Для внедрения мероприятий по совершенствованию качества сервисной деятельности по техническому обслуживанию техники рассчитаем затраты по видам мероприятий:
Разработка справочников по техническому обслуживанию, диагностика всей техники и составление плана процессов предприятию не создаст дополнительных расходов в связи с тем что данная работа должна проводится собственными специалистами, без привлечения со стороны. Координирование непосредственного выполнения спланированных заранее работ по ТОиР по должностной инструкции возложено на инженера.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации техников, занимающихся техническим обслуживанием проводится в центре содействия бизнесу Арского района. Стоимость курсов на 1 человека -12,0 тыс. руб. Затраты на обучение 3 специалистов составят 36,0 руб.
Для создания резерва дополнительных запчастей ориентировочно запланируем 5% от суммы списания материалов по обслуживанию согласно актов списания: 2500,6 тыс. руб 5% = 125.0 тыс руб.
Организация передвижных (мобильных) ремонтных мастерских со специализированными техническими средствами согласно бухгалтерских справок составит 257,8 тыс. руб.
В целом ООО «Агрокомплекс «Ак Барс» для внедрения выше перечисленных мероприятий понесет расходы на сумму 418,8 тыс. руб.
Выше мы рассчитали что потери общества составили за 2022 год в размере 933791 рублей.
При внедрения мероприятий рассчитанных на повышение качества технического сервиса по итогам проведенных исследований причин простоев техники потери уменьшатся на 50%.(Сократится время на ожидание запасных частей и специалистов; Своевременное текущее обслуживание)
Для того чтобы оценить эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию качества сервисной деятельности по техническому обслуживанию техники, сравним значение показателя экономической эффективности сервисной деятельности по техническому обслуживанию техники до и после проделанной работы.
Данные, необходимые для расчета приведем в таблице 3.1.
Таблица 3.1- Предполагаемый экономический эффект, руб
| Мероприятие | Доходы предприятия в результате проведенных мероприятий, руб | Затраты на проведение мероприятий, руб |
| Подготовка, переподготовка и повышение квалификации техников | 36000 | |
| резерва дополнительных запчастей | 125000 | |
| Организация передвижных (мобильных) ремонтных мастерских | 257800 | |
| Уменьшение потерь урожая | 466896 | |
| Прибыль | 72072 |
Для достижения рассчитанного эффекта для совершенстования качества сервисной деятельности по техническому обслуживанию техники предложемы мероприятия :
— Организовать звено технического обслуживания и полевого ремонта. Подготовить, переподготовить и повысить квалификации техников, занимающихся техническим обслуживанием;
— Создать резерв необходимых запасных частей. При общем резервировании применительно к сельхозтехнике резервируется полнокомплектная машина, а при раздельном — отдельные детали (узлы, агрегаты);
— В период сезонных работ организовать передвижные (мобильные) ремонтные мастерские со специализированными техническими средствами для технического обслуживания и текущих ремонтных работ.
По внедрению предложенных мероприятий применяя формулу экономической эффективности рассчитаем результат:
Эф (ΔП) = ΔВ — З = 466896 – (36000+125000+257800) = 72072
Экономический эффект составляет 72072 рублей. При расчете экономического эффекта расходы на мероприятия рассчитаны за год. В целом передвижные ремонтные мастерские без дополнительных расходов можно использовать в течении 5 лет, что позволит повысить эффективность введения предложенных мероприятий.
Заключение
Важную роль в повышении производительности труда и снижения себестоимости продукции в хозяйстве имеет комплексная механизация в отраслях растениеводства и животноводства.
Для комплексной механизации в отраслях хозяйства поставлены на производство мощные гусеничные, а также универсально-пропашные трактора повышенной проходимости.
В 2022 году предприятие продолжило обновление тракторного и автомобильного парков.
Зерновые — одна из сельскохозяйственных культур, которую выращивает ООО «Агрокомплекс «Ак Барс» на своих полях. Структура тракторного парка по типам тракторов должна обеспечивать эффективное выполнение всех работ в соответствии с агротехническими требованиями по выращиванию зерновых.
Эффективное использование машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве в значительной степени определяется уровнем организации технического сервиса.
С увеличением технического ресурса машин и оборудования одновременно повышается конструктивная сложность машин, эксплуатирующихся в агропромышленном комплексе. Для поддержания техники в исправном состоянии и проведения ремонтно-обслуживающих работ функционирует разветвленная сеть ремонтных предприятий, имеющих необходимое технологическое оборудование, материальные и трудовые ресурсы. В самом предприятие имеется ремонтная мастерская, находящаяся на центральной усадьбе сельскохозяйственного предприятия и предназначена для проведения сервиса по диагностированию машин, сезонных, периодических технических обслуживаний ТО-2 и ТО-3 и планового текущего ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов, а также для текущего ремонта сельскохозяйственных машин.
Проведя исследование по состоянию технического сервиса в ООО «Агрокомплекс «Ак Барс» выяснили, что технический сервис в агропромышленном комплексе (АПК) представляет собой комплекс услуг по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, эффективному использованию и поддержанию ее в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации. В агрокомплексе технический сервис поставлен на уровне с применением технического прогресса, однако выявлены проблемные моменты. Для совершенствования развития технического сервиса и повышение его качества на основе применения инновационных технологий предложен ряд мероприятий, в том числе обеспечить подготовку соответствующих специалистов.
В заключении, стоит отметить, что каждой из сельхозорганизаций, желающих не терять часть соих доходов из – за простоя техники, нужно все время заботиться не только о приобретении новой техники, но и в качественном сервисе по техническому обслуживанию.
Список использованных источников
- Агарков А. П. Управление качеством: учебник для бакалавров / А.П. Агарков. – М.: Дашков и К, 2015. – 208 с.
- Агарков А. П. Экономика и управление на предприятии / А. П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 400 с.
- Аносова А. И. Совершенствование технического сервиса в АПК на основе оценки и анализа технологического уровня ремонтных предприятий / А. И. Аносова, М. К. Бураев / Достижения науки и техники АПК. — 2014. — №10. — С.65-68.
- Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 253 с.
- Бахтеев Ю. Д. Рынок сельскохозяйственной техники: проблемы и методология развития и регулирования / Ю. Д. Бахтеев. – М.: Восход, 2016. – 262 с.
- Варнаков В. В. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения: учебник для вузов / В.В. Варнаков [и др.]. – М.: Колос, 2016. – 256 с.
- Водянников В. Т. Экономика сельского хозяйства / В.Т. Водянников, Е.Г. Лысенко, Е.В. Худякова, А.И. Лысюк — Москва: Лань, 2015. — 312с.
- Волгин В. В. Мобильный автосервис: практическое пособие / В. В. Волгин. — 3-е изд. — Москва: Дашков и К, 2014. — 200 с.
- Гладцын А. Ю. Технический сервис АПК нуждается в укреплении информационно-маркетинговых центров / А. Ю. Гладцын, Е. В. Воронов / Российское предпринимательство. – Том 10. – № 4. – С. 129-134.
- Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия) / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко – М.: КНОРУС, 2014. – 456 с.
- Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – Москва: Дело и Сервис, 2012. – 336 с.
- Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – Москва: Дело и Сервис, 2011. – 424 с.
- Дорохов А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнев, Ю. В. Катаев // Сельский механизатор. — 2016. — N 8. — С. 2-5.
- Егоров Ю. Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакута. — М.: ИНФРА-М, 2014. – 424 с.
- Епифанов Л. И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Л. И. Епифанов, Е. А. Епифанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. — 350 с.
- Захарова О. В. Обоснование состава машинно-тракторного парка/ О. В. Захарова, С.С. Захаров // Вестник Омского ГАУ — 2015. — №1(17). — С.69-72.
- Извозчикова В. В. Совершенствование технического сервиса сельскохозяйственных машин на основе информационного обеспечения / В. В Извозчикова; Оренбургский филиал института экономики УрО РАН. – Оренбург, 2015. – 20 с.
- Иванов Н. М. Технике АПК — качественный сервис / Н. М. Иванов, А. Е. Немцев, В.В. Коротких // Достижения науки и техники АПК. — 2016. — N 4. — С. 81-82. — Библиогр.: с. 82
- Казакова Н. А. Экономический анализ: учебник / Н. А. Казакова. – Москва: Инфра-М, 2011. – 343 с.
- Клочкова Е. Н. Экономика предприятия сервиса / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. — М.: Юрайт, 2014. — 448 с.
- Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. – Москва: ТК Велби, 2011. – 1024 с.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. — Москва: Финансы и статистика, 2012. – 512 с.
- Кухарев О. Н. Расчет экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях / О.Н. Кухарев, И. В. Гнусарев // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ им. В. П. Горячкина. — 2011. — №5(50). — С.77-80.
- Лившиц В.М. Технический сервис в сельскохозяйственном производстве
Сибири / В. М. Лившиц, В. М. Намарзан // Технологическое и инженерно-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства: Сб. ст. – Новосибирск, 2015. – С. 96–102..
- Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай, В. С. Гроссу. – Москва: Инфра-М, 2012. – 528 с.
- Мишина З. Н. Нормативы для планирования ремонта тракторов / З. Н. Мишина, С. А. Горячев // Вестник РАСХН. — 2015. — №1. — С.66-68.
- Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. – Москва: Кнорус, 2011. – 272 с.
- Мельник М. В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения: учебное пособие / М. В. Мельник, В. В. Бердников. – Москва: Экономист, 2011. – 159 с.
- Полухин А. Анализ развития сельскохозяйственной техники / А. Полухин, И. Санду, П. Бурак // Экономика с.-х. России. — 2016. — №12. — С.77-79.
- Расчеты по оплате труда / Под ред. И. Э. Гущиной. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2008. – 312 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание, переработанное и дополненное. — Минск: ООО «Новое знание», 1999 г, С.352-356.
- Салимова Т. А. Управление качеством: учебник / Т. А. Салимова. – М.: Омега — Л, 2011. – 376 с..
- Технический сервис в сельском хозяйстве. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник/ Н. В. Костюченков / под ред. Н. В. Костюченкова, А. В. Новикова. — Астана: КАТУ им. С. Сейфуллина, 2016. — 245 с.
- Усанов А. Ю. Методика расчета эффективности использования машинно-тракторного парка / А.Ю. Усанов / Экономический анализ: теория и практика — 2010. — №34. — С.30-32.
- Фролова Т. А. Экономика предприятия сервиса: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Москва: Инфра-М, 2012. – 530 с.
- Шиловский В. Н. Маркетинг и менеджмент технического сервиса машин и оборудования: учебное пособие / В. Н. Шиловский, А. В. Питухин, В. М. Костюкевич — Санкт-Петербург: Лань, 2015. — 271 с.
- Чалдаева Л. А. Экономика предприятия сервиса: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2015. 260 с.
- 38. Экономика предприятий агропромышленного комплекса: учеб. для акад. бакалавриата / под общ. ред. Р. Г. Ахметова. — М.: Юрайт, 2016. — 431с.
