Выводы на 1 главе
- Чувство взрослости, которое закономерно возникает у подростка, чаще всего выражается в желании, чтобы взрослые уважали его как личность, считались с мнением подростка. Одна из характерных черт поведения в подростковом возрасте – чувствительность и эмоциональная неустойчивость, агрессивность и застенчивость, склонность к крайним суждениям и оценкам, конфликтность, также можно наблюдать у подростка частые конфликты с окружающими. Агрессивность подростка рассматривается как повторение негативных образцов поведения взрослых.
- По определению агрессия – сложное социальное поведение, возникающее в контексте защиты или борьбе за ресурсы и территорию. Несмотря на то, что некоторые формы агрессии типичны для разных видов (species-specific) и могут иметь разный контекст, сам механизм агрессии почти не отличаются среди многих видов как на молекулярном и нейрохимическом уровне, так и на внешне-анатомическом. Традиционно, агрессию определяют как явное поведение с намерением причинения физического вреда другому индивидууму. Потенциально агрессивное поведение существует уже тогда, когда интересы двух или более индивидуумов находятся в разногласии. Агрессия может иметь явные преимущества, но в некоторых случаях она может быть опасна: непропорциональная, постоянная и внеконтекстуальная агрессия считается патологической.
- Как таковое агрессивное поведение не является единой поведенческой конструкцией. Агрессивное поведение, как минимум можно разделить на ответный тип и инструментальный тип. Ответная агрессия тесно связана с импульсивным поведением и расценивается как агрессивная реакция на внешнюю угрозу или раздражитель. С другой стороны, инструментальную агрессию чаще всего связывают с безэмоциональным, черствым типом характера, (недаром способность к состраданию порой удерживает нас от насилия над другим человеком) и определяется как запланированное, продуманное антисоциальное поведение, которое предполагает какую-то цель или выгоду.
- Так же параллельно с ответно-импульсивной и инструментальной агрессией выделяют также еще явную и скрытую формы агрессии. Скрытая форма агрессии чаще всего проявляется в нарушении тех или иных запретов, в основном без применения насилия. Явная форма представляет собой физическую агрессию, куда включается не только физическое насилие как таковое, но и моральное, вербальное по отношению к другим людям. Помимо этого, к явной форме можно отнести и так называемую социальную агрессию, направленную на причинение вреда социальным отношениям (сплетни, ложь, изгнание из группы). Социальная агрессия, как было показано, более присуща девочкам, чем мальчикам.
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей агрессии у подростков
2.1. Характеристика выборки, базы исследования и описание методик
Исследование агрессии у подростков было проведено в МАУ СОШ №125. В данном исследовании приняли участие обучающиеся 9-х и 10-го классов в возрасте 14 -16 лет. Общее количество подростков, принявших участие в исследовании — 50 человек.
Для исследования были сформулированы следующие задачи:
- подобрать соответствующую теме исследования группу испытуемых (объем и возраст выборки);
- подобрать оптимальные методики;
- провести и проанализировать констатирующий эксперимент;
- реализовать разработанную коррекционную программу;
- провести и проанализировать формирующий эксперимент;
- сделать выводы об эффективности программы.
Данное исследование агрессии у подростков проводилось в несколько этапов:
1) Подготовительный – включает выбор темы, формулировка гипотезы, определение объекта и предмета исследования, выбор группы испытуемых, выбор методов и методик исследования, изучение и анализ психолого-педагогический литературы
2) Диагностический этап – включает проведение диагностик: нами были выбраны следующие
- Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
- Изменение уровня тревожности Шкала Дж-Тейлора
- Опросник Л. Г. Почебут.
- Статический критерий для сравнения двух групп U критерий Манна-уитни.
3) Коррекционный этап – включает непосредственно проведение программы психокоррекции;
4) Аналитический этап – включает интерпретацию результатов исследования, выводы.
Для проведения полноценного психолого-педагогического эксперимента существуют следующие правила:
- Проблему, цели и задачи исследования, а также проверяемые в ходе исследования гипотезы необходимо формулировать четко;
- Нужно установить определенные признаки и критерии, согласно которым можно судить об успешности эксперимента и о подтверждении или опровержении гипотезы, выдвигавшиеся в начале исследования;
- Необходимо точно определить объект и предмет исследования;
- Методы диагностики исследуемых параметров до проведения коррекции и после ее проведения должны быть выбраны валидными и надежными;
- Форма представления результатов эксперимента должна быть адекватной и понятной.
Первая методика, использованная в исследовании – личностный опросник А.Басса и А.Дарки. Опросниквключает в себя 75 утверждений, с которыми испытуемым нужно либо согласиться, либо отказаться. Данная методика предназначена определять уровеньи форму агрессивного поведения подростков. А.Басс и А.Дарки, создавая методику, учли разнообразие форм проявления агрессии и стали изучать два основных направления: враждебность и агрессивные реакции. С помощью этого опросника можно определить агрессивное поведение и уровни агрессии. Используя эту методику, можно проследить некоторые закономерности: например, у разных подростков разные количественные и качественные характеристики.
Также опросник определяет, в каком направлении подростки готовы действовать. А.Басс и А.Дарки при разработке методики руководствовались двумя основными принципами:
- Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы как можно сильнее снизить шкалу социальной желательности (одобрения или неодобрения обществом), что достигалось следующим образом:
Формулировать вопросы так, чтобы у испытуемого была возможность оправдать свое поведение;
В ответах внимание акцентируется не на причинах агрессии, а на самом поступке: в содержании должна заключаться информация об уже наступившем состоянии, внимание уделяется именно способу проявления этого состояния у подростка.
- Один вопрос никак не может относиться к различным формам агрессии. С помощью опросника можно выявить формы враждебные и агрессивных реакций с помощью следующих шкал:
Физическая агрессия – подразумевает применение физической силы для причинения вреда другому человеку;
Косвенная агрессия – также подразумевает причинение вреда другому человеку, но проявляется не напрямую (злые шутки, сплетни), также подразумевает агрессию, не направленную ни на кого конкретно: топание ногами, критика, битье по столу кулаками (вспышки ярости). Такие проявления агрессии характеризуются неупорядоченностью и ненаправленностью;
Склонность к раздражению – подразумевает готовность применить силу, резкость, вспыльчивость, грубость даже при малейшем своем возбуждении;
Негативизм – подразумевает оппозицию против руководства или иного формального авторитета. Негативизм может начинаться с пассивного проявления (сопротивление) и переходить в активную борьбу против установленных обычаев и законов; Обида – подразумевает ненависть и зависть по отношению к другим, которые обусловлены гневом на всех и горечи от действительных или мнимых страданий;
Подозрительность – подразумевает убеждение в том, что все вокруг хотят причинить вред, как следствие, осторожность и недоверие окружающим;
Вербальная агрессия – подразумевает крики, ссоры, визги (негативные чувства, выражающиеся через форму), а также ругань, проклятье, угрозы (негативные чувства, выражающиеся через содержание);
Раздражение, косвенная, физическая и вербальная агрессия в сумме дают показатель агрессивных реакций [53].
Вторая методика, которую было решено использовать при исследовании – опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева и Е.П. Ильина. В данном опроснике 40 вопросов, с которыми испытуемым также предлагается согласиться либо не согласиться.
Данная методика способствует выявлению склонности испытуемого к тому или иному типу агрессивного поведения, согласно шкалам: Склонность к прямой вербальной агрессии – готовность респондента активно ругаться, кричать, скандалить и проявлять свою агрессию словесно иными способами; Склонность к косвенной вербальной агрессии – готовность респондента распускать сплетни, писать анонимные злобные письма и проявлять свою агрессию не напрямую;
Склонность к прямой физической агрессии – готовность респондента к применению физической силы по отношению к другому лицу с целью причинения вреда; Склонность к косвенной физической агрессии – готовность респондента крушить все вокруг себя, напрямую не причиняя вред другим людям, а также подговаривать других людей против кого-либо с целью причинения вреда другому лицу не своими руками; Уровень несдержанности – является суммарным показателем косвенной и прямой физической агрессии и прямой вербальной агрессии [22].
Третья методика, использованная в исследовании – опросник «Личностная агрессивность» П.А. Ковалева. Она состоит из 80 вопросов, на которые подросткам предлагается ответить «да» или «нет». Методика позволяет определить особенности личностной агрессивности по следующим направлениям-шкалам:
- Вспыльчивость;
- Обидчивость;
- Напористость;
- Бескомпромиссность;
- Неуступчивость;
- Мстительность;
- Подозрительность;
- Нетерпимость к мнению других.
Помимо этих шкал существуют три шкалы, которые формируются из суммы предыдущих:
Позитивная агрессия – выражает собой сумму показателей по шкалам «наступательность» и «неуступчивость» и представляет собой не всегда необходимые, но нужные и даже необходимые качества в достижении целей, однако эти качества могут наносить другим людям незначительный дискомфорт;
Негативная агрессия – выражает собой сумму показателей по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность» и представляет собой поведение, постоянно вызывающее у других людей значительный дискомфорт;
Конфликтность – выражает собой сумму показателей по шкалам «»бескомпромиссность», «вспыльчивость, «обидчивость», «подозрительность» и представляет собой те черты характера, которые отвечают за частоту возникновения и вступления человека в конфликты. На появление конфликтности зачастую влияют как личностные психологические (уровень агрессивности, темперамент, эмоциональное состояние), так и социальные факторы (социальное окружение, уровень жизни и культуры человека) [40].
Таким образом, методики, выбранные на диагностическом этапе исследования, позволяют нам выявить уровень и формы агрессивного поведения подростков.
2.2. Результаты исследования особенностей агрессии у подростков
Выборка в исследовании составила 50 человек (учащиеся 9-х и 10-го класса), возраста 14-16 лет. 25 девочек, 25 мальчиков. На основе результатов констатирующего эксперимента были выделены две группы: экспериментальная и контрольная.
В экспериментальную группу вошло 16 человек с высокими и средними показателями по всем проведенным методикам. Результаты проведения констатирующего эксперимента. В ходе проведения констатирующего эксперимента с помощью методики «Опросник А.Басса и А.Дарки» были выявлены различные уровни агрессии у подростков по различным шкалам.
По шкале «физическая агрессия»:
У 58% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 30% контрольная группа, 28% — экспериментальная группа.
У 26% респондентов выявлен средний уровень, из них — 24% контрольная группа, 2% — экспериментальная группа.
По шкале «косвенная агрессия»:
У 54% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 32% контрольная группа, 22% — экспериментальная группа.
У 34% респондентов выявлен средний уровень, из них — 24% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
По шкале «склонность к раздражению»:
У 50% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 32% контрольная группа, 18% — экспериментальная группа.
У 22% респондентов выявлен средний уровень, из них — 12% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
По шкале «негативизм»:
У 48% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 22% контрольная группа, 26% — экспериментальная группа.
У 14% респондентов выявлен средний уровень, из них — 12% контрольная группа, 2% — экспериментальная группа.
По шкале «обиды»:
У 78% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 40% контрольная группа, 38% — экспериментальная группа.
У 8% респондентов выявлен средний уровень, из них — 6% контрольная группа, 2% — экспериментальная группа.
По шкале «подозрительность»:
У 22% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 10% контрольная группа, 12% — экспериментальная группа.
У 48% респондентов выявлен средний уровень, из них — 32% контрольная группа, 16% — экспериментальная группа..
По шкале «вербальная агрессия»:
У 40% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 28% контрольная группа, 22% — экспериментальная группа.
У 34% респондентов выявлен средний уровень, из них — 26% контрольная группа, 8% — экспериментальная группа.
По шкале «чувство вины»:
У 66% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 46% контрольная группа, 20% — экспериментальная группа.
У 20% респондентов выявлен средний уровень, из них — 16% контрольная группа, 4% — экспериментальная группа.

Диаграмма 1 Результаты сравнения уровня агрессии контрольной и экспериментальной групп по методике «Опросник А.Басса и А.Дарки» в рамках констатирующего эксперимента
Таким образом, у обучающихся наблюдается агрессивное поведение, что выражается в обидах (78%), чувстве вины (66%), склонности к физической агрессии (58%).
В ходе проведения констатирующего эксперимента с помощью опросника П.А. Ковалева и Е.П. Ильина «Агрессивное поведение» были выявлены различные уровни агрессии у подростков по различным шкалам.
По шкале «склонность к прямой вербальной агрессии»:
У 44% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 22% контрольная группа, 22% — экспериментальная группа.
У 26% респондентов выявлен средний уровень, из них — 16% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
По шкале «склонность к косвенной вербальной агрессии»:
У 32% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 22% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
У 30% респондентов выявлен средний уровень, из них — 14% контрольная группа, 16% — экспериментальная группа.
По шкале «склонность к прямой физической агрессии»:
У 38% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 16% контрольная группа, 22% — экспериментальная группа.
У 28% респондентов выявлен средний уровень, из них — 22% контрольная группа, 6% — экспериментальная группа.
По шкале «склонность к косвенной физической агрессии»:
У 62% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 32% контрольная группа, 30% — экспериментальная группа.
У 20% респондентов выявлен средний уровень, из них — 20% контрольная группа.
Диаграмма 2 Результаты сравнения уровня агрессии контрольной и экспериментальной групп по методике «Агрессивное поведение» в рамках констатирующего эксперимента
Таким образом, у 62% обучающихся наблюдается склонность к косвенной физической агрессии. В ходе проведения констатирующего эксперимента с помощью опросника Опросник Л. Г. Почебут «Личностная агрессивность» были выявлены различные уровни агрессии у подростков по различным шкалам.
По шкале «вспыльчивость»:
У 22% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 16% контрольная группа, 6% — экспериментальная группа.
У 54% респондентов выявлен средний уровень, из них — 36% контрольная группа, 18% — экспериментальная группа.
По шкале «напористость»:
У 16% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 8% контрольная группа, 8% — экспериментальная группа.
У 52% респондентов выявлен средний уровень, из них — 34% контрольная группа, 18% — экспериментальная группа.
По шкале «обидчивость»:
У 18% респондентов выявлен высокий уровень, из них 14% — контрольная группа, 4% — экспериментальная группа.
У 54% респондентов выявлен средний уровень, из них — 34% контрольная группа, 20% — экспериментальная группа.
По шкале «неуступчивость»:
У 34% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 16% контрольная группа, 20% — экспериментальная группа.
У 40% респондентов выявлен средний уровень, из них — 28% контрольная группа, 12Я% — экспериментальная группа.
По шкале «бескомпромиссность»:
У 40% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 26% контрольная группа, 14% — экспериментальная группа.
У 38% респондентов выявлен средний уровень, из них — 28% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
По шкале «Мстительность»:
У 18% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 6% контрольная группа, 12% — экспериментальная группа.
У 36% респондентов выявлен средний уровень, из них — 24% контрольная группа, 12% — экспериментальная группа.
По шкале «нетерпимость к мнению других»:
У 18% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 8% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
У 46% респондентов выявлен средний уровень, из них — 26% контрольная группа, 20% — экспериментальная группа.
По шкале «подозрительность»:
У 36% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 20% контрольная группа, 16% — экспериментальная группа.
У 34% респондентов выявлен средний уровень, из них — 24% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
По шкале «позитивная агрессивность»:
У 24% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 10% контрольная группа, 14% — экспериментальная группа.
У 46% респондентов выявлен средний уровень, из них — 30% контрольная группа, 16% — экспериментальная группа.
По шкале «негативная агрессивность»:
У 22% респондентов выявлен высокий уровень, из них — 6% контрольная группа, 16% — экспериментальная группа.
У 6% респондентов выявлен средний уровень, из них — 26% контрольная группа, 10% — экспериментальная группа.
Диаграмма 3 Результаты сравнения уровня агрессии контрольной и экспериментальной групп по методике «Личностная агрессивность» в рамках констатирующего эксперимента
Таким образом, у 40% учащихся наблюдается бескомпромиссность, у 36% неуступчивость и подозрительность.
Для выбора критерия полученные данные были проверены на нормальность распределения при помощи критерия Колмогорова-Смирнова. Это можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 — Критерий Колмогорова-Смирнова, первый замер
Из первой таблицы можно сделать вывод о нормальности распределения, следовательно для сравнительного математического анализа нужно использовать параметрические методы, а именно t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых групп.
Таблица 3 — Результаты сравнения степени выраженности средних значений уровня агрессии в экспериментальной и контрольной группы до проведения эксперимента
Как видно из таблицы 3, значимые различия у экспериментальной и контрольной группы были выявлены по показателям: прямая вербальная агрессия, косвенная физическая агрессия, прямая физическая агрессия, несдержанность, неуступчивость, нетерпимость к мнению других, позитивная агрессия, негативная агрессия, физическая агрессия, косвенная агрессия, негативизм, чувство обиды, вербальная агрессия.
