Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности агрессивного поведения подростков из разных типов семей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ………………………………………………..………………………9
1.1. Понятия агрессии и агрессивного поведения, причины и механизмы возникновения в подростковом возрасте……………………………………………..9
1.2.Психологические особенности подростков с агрессивным поведением……..17
1.3.Психологические типы современных семей ……………………………………27
1.4. Специфика психологического консультирования подростков с агрессивным поведением в зависимости от типа семьи 34
Выводы по I главе………………………………………………………………………………..40
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………………..43
2.1. Организация и методы исследования ………………………………………….43
2.2. Анализ полученных данных……………………………………………………………52
2.3.Интерпретация результатов исследования ……………………………………….80
Выводы по II главе ……………………………………….……….……………………….84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
Приложения……………………………………………………………………………..1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Агрессивность в поведении современных подростков проявляется довольно часто. Это может быть связано с изменением ряда требований общества и значимых взрослых к подростку, более ранней социализацией и отсутствии внутренней готовности подростка к несению ответственности за свои поступки и процесс личностной самоидентификации.
В данном исследовании под агрессивностью мы понимаем комплексное свойство личности, способствующее разрушению самого субъекта или объекта, а также объективных отношений с окружающим миром. Субъектом при возникновении агрессии является сам человек, а объектом — значимый и целесообразный для субъекта Другой.
По идее З. Фрейда [77, с. 60], «во внутренней психической жизни человека всегда находится «другой» человек. Именно «другой» диктует человеку условия для подражания, становится помощником или мешает совершать какие-то действия».
В данной теме присутствует значительное число обоснованных теоретических и эмпирических позиций, но тема агрессивности в поведении подростков в настоящее время остается актуальной. Каким образом появляется и формируется агрессивность у подростков? В каком возрасте наиболее уязвимы подростки и что вызывает агрессию? В чем заключается влияние типа семьи на подростка и как семья вызывает агрессивное поведение? Как повлияет агрессивное поведение в подростковом возрасте на процесс создания семьи, рождение и воспитание собственных детей? Эти вопросы в исторической, общественной и психологической динамике имеют разные ответы в различные периоды их изучения.
Возникновение агрессивного поведения у подростка в современной психологии часто связывают с деформацией детско-родительских отношений в семье. По мнению О.И. Ефимовой [27, с. 181], «агрессию подростка можно признать результатом воздействия множества социокультурных и психологических факторов, возникающих во взаимодействиях «общество — микросоциум – личность»». Социально-психологический уровень изучения причин и механизмов агрессивного поведения чаще находится в полюсе микросоциума подростка, его близкого окружения сверстников и семьи.
Знание закономерностей возникновения агрессивного поведения, механизмов деформации детско-родительских и межличностных отношений подростка, может стать одним из важнейших факторов психологического консультирования, профилактикой вероятности возникновения агрессивного поведения и снижение поведенческих деформаций для подростков.
Проведенный теоретический анализ литературных и научных источников по проблеме агрессивности в подростковом возрасте позволил сформулировать основные подходы к изучаемой проблеме, структурировать содержание выпускной квалификационной работы и выявить направления экспериментального исследования.
Для того, чтобы предпосылки агрессивного поведения были преодолены, подросток нуждается в психологической поддержке и психологическом консультировании.
Поиск эффективных методов предоставления психологической помощи подростку в ситуациях агрессивного поведения, а также методов профилактики психологических, социальных, семейных и личностных негативных воздействий в процессе консультативной работы обусловил необходимость разработки проблемы изучения особенностей агрессивного поведения подростков из разных типов семей.
Степень научной разработанности темы исследования.
В психологических концепциях и экспериментальных исследованиях психологических особенностей проявления агрессивности у подростков, до настоящего времени, есть не решенные задачи.
Часто описание механизма агрессивности проводится специалистами из сферы медицины, психиатрии, социологии. Но в настоящее время актуальной становится позиция объяснения феноменов агрессивности и агрессивного поведения парадигмой психологического знания.
Эмпирические исследования агрессивности и агрессии были осуществлены как западными (А. Бандурой, Р. Бероном, Л. Берковицом, Р. Уолтерсом, Д. Зильманном, Дж. Карлсмитом, Ч. Мюллером, Д. Ричардсоном, З. Фрейдом) [5, 6, 9, 10, 45, 73, 74, 75], так и отечественными психологами (А.А. Реаном, И.Г. Малкиной-Пых, В.Ю. Меновщиковым, В.Н. Мясищевым, Т.Г. Румянцевой,Н.Д. Левитовым, С.Ф. Сироткиным, С.Л. Соловьевой) [17, 18, 19, 79].
Вопросами психического и социального развития подростков, испытывающими трудности в установлении социальных контактов, занимались такие специалисты как А. Айхорн, Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, А.Н. Голик, И.В. Дубровина, М.Ю. Кистяковская, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, Р. Липтон, 3. Матейчик, К. Солоед, A.M. Прихожан, С. Прованс, H.H. Толстых, Э. Пиклер, Р. Шпиц, А. Фрейд, М. Эйнсворт [1, 2, 13, 14, 17, 34, 36,44, 54].
В обозначенных работах находятся позиции, где раскрываются подходы к изучению механизма появления и развития агрессии, способы работы с агрессивным поведением и варианты стабилизации психологического состояния подростка в сложной для него жизненной ситуации.
Проблема возникновения и закрепления агрессивного поведения как источника травматизации личности подростка, поиск эффективных методов оказания психологической помощи, направленной на повышение саморегуляции поведения и снижение неблагоприятных последствий воздействия факторов вне консультативной деятельности, и в настоящий момент не теряет своей актуальности, что обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: исследование подростков с агрессивным поведением из разных типов семей.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: влияние типа семьи на проявление агрессивного поведения у подростка.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь типа семьи и агрессивного поведения в подростковом возрасте, а именно:
— родительское отношение может влиять на психологические особенности проявления агрессивного поведения у подростков в возрасте 11-13 лет;
-родители подростков склонных к проявлению агрессивного поведения чаще соответствуют характеристикам семей со средним и высоким уровнями функционирования;
— родители подростков без склонности к проявлению агрессивного поведения соответствуют характеристикам семей со здоровыми и оптимальными отношениями родителей с подростком.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие агрессивного поведения, причины и механизмы возникновения агрессии у подростков.
2. Рассмотреть специфику детско-родительских отношений, тип семьи у подростков при возникновении агрессивного поведения.
3. Изучить предпосылки снижения деформации личности у подростков через поиск ресурсов (снижение агрессивных воздействий, придание личностной значимости происходящих событий, снижение негативных факторов, активизация детско-родительских и межличностных отношений между подростками).
4. Проанализировать возможности психологического консультирования при агрессивном поведении подростков в зависимости от типа семьи.
5. Провести эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков и различных типов семей.
6. Выявить психологические компоненты появления агрессивного поведения подростков и связать их с разными типами семей подростков.
7. Проверить полученные результаты с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Научно-практическая новизна исследования состоит в изучении причин и психологических особенностей, вызывающих агрессивное поведения подростков в возрасте 11 – 13 лет, обучающихся в 5-6 классах ГБОУ СОШ № 1852 г. Москва и посещающих социальный центр Государственного бюджетного учреждения города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Новогиреево» филиал «Перовский» (ГБУ ТЦСО «Новогиреево» филиал «Перовский»).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, социальной и медицинской литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, анализ личной документации испытуемых. В исследовании введены статистические сравнительные показатели по коэффициенту корреляции Спирмена.
Методики исследования:
-опросник Басса-Дарки [46, с. 5-10 ];
— тест выявления аутоагрессивных тенденций и факторов (А.А. Кучера, В.П. Костюкевич)[41, с. 60-62];
— опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АИОК) (Л.И. Вассерман, И.А. Горькова, Е.Е. Ромицына) [55, с. 58];
— опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [56, с.12-15].
База и выборка исследования. В основном исследовании принимало участие 80 человек: 60 испытуемых подростков в возрасте 11-14 лет и 20 родителей подростков в возрасте 32-56 лет.
Основное и исследование было организовано на базе ГБОУ СОШ № 1852 г. Москва и социальном центре Государственное бюджетное учреждение города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Новогиреево» филиал «Перовский» (ГБУ ТЦСО «Новогиреево» филиал «Перовский»).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и выводов в практической деятельности психологов-консультантов при работе с подростками, информировании родственников подростков с агрессивным поведением, специалистов, сопровождающих процесс стабилизации подростков с агрессивным поведением. Также практическая значимость результатов исследования состоит в использовании полученных экспериментальных результатов при разработке рекомендаций и курсов, занятий, консультативных сессий для подростков и их родителей в ситуации возникновения, профилактики или коррекции агрессивного поведения в разных типах семей.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ

1.1. Понятия агрессии и агрессивного поведения, причины и механизмы возникновения в подростковом возрасте

Одним из критичных возрастов для возникновения агрессивного поведения можно выделить подростковый возраст. Период подросткового возраста рассматривается в психологии как кризисный этап становления личности человека. Это связано с переходом подростка во взрослую жизнь и личностной незрелости к ее принятию и осуществлению. У подростка появляется новообразование — «чувство взрослости», но пока не сформированны ценностные смыслы, формы взаимодействия с окружающими, способность восприятия родителей как близких и значимых людей, уважающих позицию подростка и оказывающих своевременную помощь. Сложность кризисного периода для подростка характеризуется повышенной социальной и семейной конфликтностью, повышенной тревожностью при столкновении с проблемами и трудностями окружающей подростка реальности. Свои сложности в реальной жизни подросток часто не осознает и не может поделиться ими с окружающими. В результате возможно появления агрессии и агрессивного поведения.
В процессе анализа понятия, причин возникновения и механизма проявления агрессии подростков существуют различные, часто полярные, мнения и научные теории. Понятия агрессии и агрессивного поведения в современной психологии имеют различные трактовки.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожигова содержит следующее определение: агрессия — это открытая неприязнь, вызывающая врадебность [61].
В большом психологическом словаре Б. Мещерякова и В. Зинченко приводится следующее определение агрессии: (от латинского«aggressio» – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [11, с. 27].
Коллектив авторов под руководством Н.М. Плановой в ряде экспериментов по изучению природы возникновения агрессии и агрессивного поведения выявил, что в процессе объяснения мехунизма агрессии необходимо опираться на объективно измеряемые показатели поведенческих актов подростков [2].
В ряде своих работ А. Басс рассматривает агрессию в качестве «реакции человека на ситуацию, в которой другой человек получает болезненные стимулы» [50, с. 4].
Основоположник социобиологии американский ученый Э.О. Уилсон [67; 51, с. 58-69], видит агрессию как физическое воздествие на другого человека, изначальное находящееся в самом человеке агрессивное начало.
Л. Берковиц формулирует определение агрессии как любую форму поведения, направленную на причинению другому человеку физического или психологического ущерба или вреда [2].
Ф. Алан видит агрессию в качестве «внутренней силы, создающей фундамент для противостояния человеком внешним негативным воздействиям» [37, с. 161].
В своей известной монографии «Агрессия» [9, с. 24] Роберт Берон и Дебора Ричардсон трактуют понятие агрессии с социальной точки зрения, в качестве формы социального поведения, осуществленного в прямом или попосредованном взаимодействии двух или более индивидов.
Перечисленные выше различные теории авторов могут быть объедены в единой интерпретации агрессии, как причинение ущерба или вреда субъекту, не желающего подобного обращения.
Не менее разносторонние позиции ученых раскрывают понятие «агрессивное поведение».
Часто в психологии агрессия рассматривается как стремление человека к подчинению себе других людей или обладанию объектами [31, с. 109]. Поэтому агрессию можно понимать как вариат поведения для насильственного присвоения и овладения вещественным или духовным объектом. В данной интерпретации человека называют агрессивным, если он показывает поведение или желание овладеть властью, быть лидером и подавлять окружающих.
Агрессия, как внутреннее негативное эмоциональное реагирование, разрушительна только как внутренняя энергия для самого человека. Часто индивид не справляется с этой деструктивной энергией и возникают поведенческие проявления агрессии — агрессивное поведение.
В большом психологическом словареБ. Мещерякова и В. Зинченко [11, с. 28], С.Н. Ениколопов дает следующее определение агрессивному поведению: «это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрациюи тому подобные состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением».
Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения кем-либо значимой цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Основные теоретические подходы к исследованию агрессии, по мнению С.Н. Ениколопова, могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационный [11, с. 28].
Агрессивное поведение проявляется во враждебных действиях, атаках других людей или явлений в окружающей подростка жизни, разрушениях предметов и объектов. Агрессивное поведение наносит вред не только объекту агрессии, но и самому подростку [25, с. 78].
В экспериментах по определению уровня и вида агрессии А. Басса, Э. Уилсона [50, 67] указывается необходимоть фиксации уровня агрессивности по поведенческим проявлениям. У данных авторов отсутсвует учет социального компонента, вызывающего или сдерживающего агрессию взрослого человека или подростка. В похожих подходах не всегда учитывается мотив поведения, вызывающий и закрепляющий агрессивное поведение.
Учитывая подобные недочеты, ряд авторов предлагают классификации агрессивного поведения взрослых и подростков.
Одной из таких классификаций можно назвать структурирование агрессивного поведения С. Фешбаха [31, с. 110]:
— враждебная агрессия – основана на желании человека причинить вред другому, вызвать негативные эмоции и переживания, обозначить болезненные противоречия или ситуацию не возможного выбора;
— инструментальная агрессия – имеет цель не причинение вреда, а решение затруднения или проблемы. Человек с инструментальной агрессий скорее ориентирован на цель в собственной деятельности, в осуществлении потребностей или желаний;
— экспрессивная агрессия – рассматривается в психологии в качестве способа самовыражения человека в виде насильственных действий по отношению к окружающим.
Еще одну классификацию агрессивного поведения человека,по отношению к жертве, приводит Д. Зильман [31, с. 110]:
— наступательная агрессия – нанесение другому субъекту, не проявлющему агрессию, физические или психические повреждения;
— защитная агрессия–нанесение повреждений ии ущерба другому субъекту в ситуации проявления им насилия;
— ответная агрессия–совершение агрессивных действий по отношению к дургому субъекту в ситуации ранее совершенных насильственных действий (отмщение);
— спровоцированная агрессия–демонстративное или преднамеренное насильственное действие по отношению к субъекту, вызвавшее ответную агрессивную реакцию;
— неспровоцированная агрессия – агрессивное поведение нападающего в адрес жертвы, не спровоцированные ранее жертвой;
— агрессия, вызванная раздражением–агрессивные действия по отношению к дургому субъекту, вызванные первичной внешней стимуляцией;
— санкционированная агрессия–агрессивное поведение и действия, находящиеся в рамках социальных норм.
Его модель агрессивного поведения выстроена на идее, что когнитивные процессы и физиологическое возбуждение имеют влияние на выражение и контроль агрессии. Автор рассматривал познавательные (когнитивные) процессы как специфический регулятор и контролер агрессивного поведения.
Третья, наиболее известная классификация агрессивного поведения, принадлежит Э. Фрому [76]:
— доброкачественная агрессия – она основана на биологических и врожденных особенностях человека, выступает как реакция адаптации к новым условиям и сопособствует выживанию человека;
Подвидами доброкачественной агрессии Фром называет:
• оборонительную агрессию – защиту человеком значимых ценностных ориентаций (религии, семьи, государства);
• приспособительную агрессию (конформискую – неразрущительные действия по отношению к нападающему), (инструментальная – разрушительные действия по отношению к объекту или субьекту с целью утоления биологической потребности, например, голода);
Инструментальная агрессия, по Фрому, является основной для человека.
Злокачественная агрессия – не сопособствует выживанию человека в новых для него сложных условиях, имеет важное значение для его личности.
В общем виде научные подходы анализа природы агрессии и агрессивного поведения можно разделить на пять групп: теорию врожденной агрессии, фрустрационную теорию агрессии, агрессивность как характеристику поведения, изучение роли эмоциональных и когнитивных процессов в возникновении агрессивного поведения, теорию агрессии, как отсутствие у человека конструктивного способа достижения цели.
1. Теория врожденной агрессивности понимает агрессию как инстинт, врожденное побуждение индивида к смерти и разрушению.
Эта позиция волновала философов Древней Греции, побуждала обсуждения вопросов о человеческой и животной природе человека. Позже, человеческое начало отстаивал в своих идеях французский философ и педагог-гуманист Ж.-Ж. Руссо полагая, что люди изначально рождаются «чистыми досками» и добрыми от природы существами, на которых можно написать все, что захочется учителю и наставнику. А вот запреты и ограничения человеческой природы, вызывают у подростка агрессию и порочность. Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверинитета Томас Гобс имел противоположную Руссо позицию и считал, что для человека социальные запреты несут пользу, помогают обуздать природное животное начало в человеке, поэтому для взрослого человека и подростка необходимы строгий контроль за его поведением и постоянное внешнее управление [20, с. 158].
Врожденность животной природы в человеке объясняли К. Лоуренс (теория агрессии с позиции этологии) и З.Фрейд (с позиции психоанализа и инстинкта смерти) [6; 74].
Резуюмирующей позицией теории врожденной агрессивности можно считать утверждение, что агрессия всегда сопровождала и будет дальше сопровождать человека в подростковом возрате, так как является составной частью его психологической природы и структуры личности.
2.Фрустрационная теория агрессии рассматривает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Одними из ярких представителей фрустрационной теории агрессии называют Дж. Долларда и Л. Берковица [10; 83]. Теория основана на идее, что агрессия порождается побуждением, возникшим из-за ограничения личности важных для нее предметов или потребностей. Это вызывает и в дальнейшем усиливает эмоциональную депривацию и фрустрацию (внешнее блокирование целенаправленного поведения личности в достижении поставленных целей).
Дж. Доллард вместе со своими учениками сформулировал основные положения фрустрационой теории агрессии: фрустрация всегда вызывает одну из форм агрессии иагрессия всегда является результатом фрустрации.
Л. Берковиц дополнил теорию Долларда и расматривал фрустрацию как один из множества стимулов, вызывающих агрессивные реакции и форимирующих готовность к агрессивным действиям. В результате он сформулировал следующие положения:
— фрустрация не обязательно проявляется в агрессивном поведении, но способствует его возникновению;
— даже в состоянии готовности агрессия не появляется без способствуюих условий;
— выход из состояния фрустрации в виде агрессивного поведения закрепляет его у индивида.
Получается, что представители фрустрационной теории агрессивного поведения не связывают агрессию с врожденными особенностями индивида, а скорее находят связи с окружающей его враждебной средой.
3. Агрессивность как характеристика поведения человека рассматривается в работах автора теории социального научения и бихевиориста А. Бандуры [5, 6]. Ученый считал, что агрессивное поведение человек перенимает у других людей, как результат социального научения в ходе наблюдения, подражания и отслеживания последствий агрессивного поведения других. Это особенно актуально в подростковом возрасте. В теории Бандуры особую значимость имеют воздействия родителей и сверстников на формирование агрессивного поведения подростков. Часто у агрессивных родителей дети копируют сособы поведения и сами становятся агрессивными.
4. Роль эмоциональных и когнитивных процессов в механизме формирования агрессивного поведения рассматривал Д. Зильманн [53] и придавал большое значение изучению эмоций и познавательной деятельности индивида.В процессе ощущения чувства тревоги и опасности у человека снижается познавательнаяактивность, а через некоторое время, когда опасность уже проходит познавательная (когнитивная) деятельность помогает находить решения, снижает значимость опасности и помогает индивиду найти логичное и доступное объяснение возникшей ситуации. Снижениекогнитивного механизма может вызвать инмпульсивное поведение поростка и возникновение агрессии.
5. Агрессия, как отсутствие у человека конструктивного способа достижения цели была рассмотрена С. Фишбахом [24, с. 24]. Автор рассматривал механизм возникновения агрессивного поведения, как крайней меры реагирования на невозможность другими дипломатичными способами достичь значимую поставленную цель. Поэтому возникшая агрессия направлена на получение предмета или удовлетворение значимой для подростка потребности.
Т.Н. Банщикова считает [7, с. 3], что согласовать существующие подходы к объяснению природы агрессии и агрессивного поведения подростков может конструктивиский подход, в котором выделяется цель агрессивного поведения и рассматривается психологический механизм воздействия на эту цель.
Более подробно изучить модель причин и последствий агрессии девочек-подростков можно в приложении 1.
Резюмируя основные научные теории изучения агрессии и агрессивного поведения подростков мы можем полагать, что агрессия подростков делится на три составляющие: подросток как внешний наблюдатель (не проявляет агрессию), подросток как субъект агрессии (агрессор) и подросток как объект агрессии (жертва).

1.2. Психологические особенности подростков с агрессивным поведением

Ряд ученых, изучавших подростковый возраст (Ш. Бюлер, Ф. Дольто, К. Дольто-Толич, P.Male М. Кле, Ж. Фортино, А. Фрейд, С. Холл, Э. Штерн, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) [6, 21, 35, 72, 75] рассматривают его как критический и переломный для подростка. Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, в котором взаимообуславливают друг друга противоречивые тенденции развития.
В подростковом возрасте в организме возникает ряд принципиальных физиологических, психологических и социальных изменений, возникают новообразования, появляются признаки сознательного поведения, появляется основа для формирования нравственных представлений и социальных установок [59, с. 18].
Подростковый возраст является периодом активного личностного роста –возрастает самостоятельность, появляется содержательность и многообразность в отношениях с окружающими, появляется ответственность за собственные действия.
Л.И. Божович и Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях [62] отошли от понимания подросткового возраста как пубертатного периода развития или периода полового созревания и рассматривали его как «качественно новый уровень развития ребенка, позволяющий ему выйти на осознанный уровень восприятия себя, как полноценного члена общества».
Современный подросток живет в среде, где наблюдаются сложности в темпах развития и социализации подростка. Значительный объем информации, затрудняет ее переработку, создает информационные фоны и помехи, отвлекающие подростка от усвоения важной и целостной для него информации [59, с. 37]. Современное общество и политическая ситуация вызывают у подростков чувство бесконечного кризиса, что также может служить источником для возникновения агрессии, неустойчивости в восприятии реальности и неадекватном реагировании подростка на новые внешние воздействия.
Сложная природа и многообразие вариантов подростковой агрессии усложняют ее изучение в связи с личностными особенностями и типами семейных взаимодействий.
В подростковом периоде развития агрессивное поведение характеризуется начальным личностным развитием и отсутствием жизненного опыта. Подростки часто копируют негативное и асоциальное поведение взрослых: грубость, конфликтность, негативизм, драчливость и заносчивость, что позволяет им повышать собственную самооценку, самоутверждаться, выглядеть старше в глазах родителей и сверстников. Не соответствующие возрастным особенностям подростков способы воздействия со стороны окружающих могут вызывать агрессивное поведение, сопротивление, закрепление негативных поведенческих способов самоутверждения, потерю авторитета взрослых.
Для подростков характерно стихийно-групповое общение, в процессе которого часто возникают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, как реакция на непонимание и не принятие близкими и значимыми для подростка взрослыми. По этой причине подростковые спонтанные группы отличаются агрессией и агрессивным поведением.
Д.И. Фельдштейн, в процессе изучения подростков, совершавших нарушения закона, установил, что центром ситуации конфликтных противоречий для подростка становятся не биологические и физиологические изменения в организме, а отсутствие устойчивых положительных связей и отношений с родителями и значимыми взрослыми [68, 69, 70, 71].
В ситуации, когда подросток перестает интересоваться обучением в школе, проявляет агрессивное и асоциальное поведение, вероятно снижение уровня его социального развития. При условии включении родителей и значимых взрослых в значимую для подростков деятельность, подростки успешно преодолевают интеллектуальную и пассивность.
Критическое восприятие подростком взрослых основано на потребности получения от них внимания, понимания и доверия. В результате он начинает привлекать внимание значимых взрослых, делает попытки занять лидирующие позиции в отношениях и в семье. У взрослых срабатывает установка, что подросток еще не взрослый и должен прислушиваться к мнению старших. Появляется непонимание подростка у родителей и педагогов в школе. Для подростка становится важным преодолеть барьер непонимания с помощью доступного привычного способа – агрессивного поведения.
Понятен механизм возникновения агрессивного поведения через анализ мотивации подростка. Ведущую роль в мотивации подростка занимают негативные эмоции и чувства: гнев, страх, месть, враждебность. Поведение, основанное на агрессивной мотивации проявляется в угрозах, рукоприкладстве, изнасилованиях, причинение психологического и материального ущерба другим.
Современная психология приходит к выводу, что агрессивный подросток, это ничем не отличающийся от других ребенок с нормальной наследственностью. Черты и проявления механизма агрессивного поведения он приобретает от совершенных и вовремя не исправленных ошибок, сложностей в самопонимании и упущений окружающих взрослых [59, с. 23].
Для дальнейшего адекватного восприятия подростком окружающих людей и выстраивания отношений с ними важным становится невосприимчивость к негативным поступкам окружающих, умение брать на себя ответственность за себя и результаты собственной деятельности и поступков.
Психологические особенности агрессивного поведения подростков часто связывают с факторами, вызывающими агрессивное поведение.
Такими факторами являются [57]:
— индивидуальные факторы – возникают как психобиологические предпосылки асоциального поведения, что затрудняет адаптацию подростка в социуме;
— психолого-педагогический фактор включает затруднения и их негативные последствия для подростка в процессе школьного обучения и дисфункционального семейного воспитания;
— социально-психологический фактор основан на возникновении неблагоприятных воздействий и последствий контактов подростка с близкими родственниками в семье, в школе, в коллективе сверстников;
— личностные факторы раскрывают активно-избирательное отношение ребенка к референтной группе, предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям ближайшего окружения, к воздействиям семьи, школы. Важную роль здесь можно отвести личным ценностным ориентациям подростка и личной способности к саморегулированию поведения;
— социальный фактор основан на воздействии на подростка социально-экономических условий проживания семьи.
Источниками агрессивного поведения для подростка становятся социально-психологические факторы, которые включают такие компоненты как: микрофакторы (семья), мезофакторы (детская и подростковая среда), макрофакторы (СМИ), индивидуально-личностные особенности ребенка [57].
Семья подростка может стать источником возникновения агрессивного поведения, показывать и определять модель агрессивного поведения и закреплять ее. Вероятность появления агрессивного поведения подростка увеличивается, если подросток наблюдает агрессивное поведение в семье. Агрессия и насилие могут принимать виды физического и психологического воздействия. Психологическая травма подростка может быть вызвана отсутствием благоприятного психологического климата в семье, утрате связи с родителями, сдерживанием родительских чувств, грубой критикой родителей в адрес подростка. Вероятность включения подростка в асоциальные группы и преступную деятельность возрастает, если подростки чувствуют себя не нужными и не получают поддержку от родителей и взрослых.
Поведение подростков часто направляет детский социум. Здесь подростки могут перенимать друг у друга агрессивные способы поведения. Довольно часто подростки выбирают шумные игры, где учатся решать спорные вопросы с помощью рукоприкладства и взаимных оскорблений.
Еще одним важным источником возникновения подростковой агрессии моно назвать средства массовой информации. Влияние на подростка СМИ могут оказывать временное и длительное. Подросток получает значительный объем информации о процессе и результатах насилия, могут возникать мысли о проявлении агрессии. Л. Берковиц [10] провел анализ информации из СМИ и возникновения у подростка агрессивной реакции: увиденное подросток воспринимает как проявление агрессии, далее отождествляет себя с агрессором, возможный или потенциальный предмет агрессии приобщается к жертве агрессии из СМИ. После для подростка подобные информационные поводы об агрессии начинают притупляться, но возникает закрепление мысли о необходимости и норме агрессивного поведения. Подростки могут преувеличивать масштабы насилия и агрессии вокруг себя, стабилизировать такие представления могут родители или взрослые из ближайшего окружения подростка. Здесь будет важна установка на предоставление противоположной информации, близкой к реальности.
Проблема воздействия СМИ на подростка заключается в частом отсутствии рядом значимого взрослого, бесконтрольном и обильном потоке агрессивной информации, закреплении агрессивных сценариев поведения.
Вид агрессивного поведения, сила проявления и объекты агрессии подростков можно связать с биографическими факторами и индивидуально-личностными особенностями. Одной из личностных особенностей, характеризующей ранний подростковый возраст можно назвать формирующееся чувство зрелости (реакцию эмансипации). Она становится ведущим новообразованием в младшем подростковом возрасте. Из-за появления реакции эмансипации подросток становится восприимчивым к критике, возникает болезненная чувствительность к изменениям собственного тела, пониженная социальная адаптация, возникает высокая вероятность гипертрофированного развития личности. Появление чувства взрослости характеризуется интересом к своим индивидуальным особенностям, углубляется самопознание, может возникать чувство осознания свои потребностей, интересов и желаний. Образ «Я» в подростковом возрасте еще субъективен, зависит от оценок окружающих.
Ведущим компонентом самопознания становится самооценка. В подростковом возрасте самооценка неадекватна: или понижена или повышена.
По данным Л.Ф. Сербиной [60], сравнение компонентов агрессивного поведения у девочек и мальчиков-подростков показало, что у мальчиков-подростков ведущими стали поведенческие реакции, выраженные в прямой физической агрессии, а у девочек-подростков склонность к прямой и косвенной вербальной агрессии.
Л.Ф. Сербина выявила связь между возрастом подростка и характером агрессивных реакций. Для самоутверждения в окружающей реальности ребенку и подростку важно проявлять агрессивное поведение, что позволяет ему самоутвердиться и самореализоваться. В процессе общения с близкими взрослыми, ребенок или подросток узнает, что для достижения личных целей существуют не только агрессивные, но и социально приемлемые способы поведения. Если подросток следует социально приемлемым нормам поведения, демонстрируемым взрослым, то возникает естественная профилактика дисбаланса адаптации и задержки психического и социального развития подростка.
Более высокий уровень развития проявляется в возникновении негативизма в поведении, его осознании, проявлении косвенной агрессии при высокой мотивации одобрения социально приемлемых способов поведения со стороны близких взрослых. Осознание подростком собственного агрессивного поведения, использование агрессии в виде защитной реакции, свидетельствует о конструктивном личностном развитии подростка.
Согласно проведенному теоретическому анализу агрессивного поведения подростков, можно сделать вывод, что агрессивность и агрессивное поведение у подростков возникают как форма протеста по причине не понимания взрослых, в результате не довольства своим социальным положением в обществе. На развитие агрессивности и агрессивного поведения подростка могут влиять особенности темперамента – возбудимость и сила эмоций, которые способствуют формированию следующих черт характера – вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать свои негативные эмоции. Поэтому подросток с такими чертами характера в период появления фрустрации выплескивает внутреннее напряжение в прямой и косвенной агрессии.
Агрессия подростка связана с необходимостью самозащиты от негативных воздействий окружающей среды с помощью угроз, драк, причинения ущерба. Часто подростки считают нормой агрессивное поведение, убедить их в обратном, может значимый взрослый с помощью собственных примеров поведения, объяснения свой противоположной подростку позиции, включения подростка в значимую для него деятельность.
В результате подросток может попадать в ситуации, которые нарушают ход его личностного развития и формируют сценарии агрессивного поведения.
В настоящее время существует серьезный дефицит положительного и позитивного воздействия значимых взрослых людей на подростков. Возникает противоречие между качественным воздействием на подростка, создание примера для подражания и деформацией семьи, отсутствие психологической функции семьи, выражающейся в создании для подростка психологического комфорта и защищенности от негативных факторов внешней среды.
Проблемы деформации семейной системы и воспитания подростка могут выражаться в физических и психологических наказаниях подростков, принуждении детей к послушанию, отсутствии интереса к потребностям ребенка, переоценке возможностей в подростковом возрасте, отношению как к взрослому со сформированной системой ответственности.
По итогам искаженных воздействий семейной системы у подростков возникает потребительское отношение, непринятие конструктивных предложений других взрослых, неразвитость нравственных представлений, агрессивные поведенческие действия в желании самоутвердиться. Отрицательный микроклимат в семье вызывает у подростка отчуждение, грубость, противодействие любому внешнему воздействию, что порождает агрессивные действия и поведение подростка.
Активное развитие самосознания и устойчивое критическое мышление приводят к выявлению подростком противоречий в окружающем его мире и собственном восприятии этого мира. Итогом нестыковки становится развитие эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, спонтанных и ярких эмоциональных проявлениях недовольства собой, полярности проявления личностных качеств.
Длительное нахождение подростка в таком кризисном состоянии может ступать во вторичное противоречие с системой воспитания в семье, отсутствии понимания со стороны родителей и не способности подростка к самореализации. Подобные противоречия возрастного развития способствуют формированию у подростка собственного видения ситуации, развитию личностных особенностей, развитию адекватной самооценки, следованию социальным нормам и социально приемлемому поведению.
Л.М. Семенюк [59, с. 39] в работе «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции» приводит данные исследований Д.И. Фельдштейна, согласно которым, подростки в 10-11 лет и мальчики и девочки, видят и характеризуют себя как носителей негативных качеств и черт личности: грубость, не чувствительность к потребностям других, жестокость и агрессивность. В этом возрасте преобладающей становится прямая, а не косвенная агрессия и прямое агрессивное поведение.
В возрасте 12-13 лет у подростков преобладают такие качества как негативизм, возрастают вербальная и физическая агрессия по отношению к членам семьи и значимым взрослым людям. В этом возрастном периоде продолжается тенденция отрицательного оценивания и восприятия себя подростками, возникает тесная зависимость самооценки от мнения окружающих сверстников, значимых взрослых, членов семьи. Растет уровень негативизма по отношению к окружающим.
В период 14-15 лет у подростков появляется желание и возможность сравнивать свое поведение с поведением, нормами и ценностями людей из референтной подростку группы. В этот возрастной период у подростков чаще всего проявляется вербальная агрессия, понижаются уровень негативизма, физическая и прямая виды агрессии.
Согласно представленным данным, подростковый возраст важно рассматривать как смену трех периодов в совокупности четырех форм агрессивного поведения: физической, косвенной, вербальной агрессии и негативизма.
Важно отметить, что во все периоды подросткового возраста наблюдается тот или иной вид агрессии. Более подробно рассмотреть динамику форм агрессивного поведения в подростковом возрасте можно с помощью таблицы 1. [59, с. 40].
Таблица 1.
Динамика видов агрессивного поведения у подростков 10-15 лет

Возраст подростков Формы проявления агрессивного поведения
Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Негативизм
10-11 лет 49 32 44 45
12-13 лет 56 58 51 64
14-15 лет 61 51 72 65

Таким образом, обобщая теоретический обзор психологических особенностей подростков с агрессивным поведением, можно заключить, что агрессия подростков может быть вызвана: физиологическими, психологическими и социальными изменениями, личностным ростом, появлением признаков сознательного поведения, формированием нравственных представлений и социальных установок, социального включения и влиянием на подростка отношений в семье. Часто агрессивное поведение подростка вызывают социально-психологические факторы, включающие: микрофакторы (семья), мезофакторы (детская и подростковая среда), макрофакторы (СМИ), индивидуально-личностные особенности ребенка. Формы агрессивного поведения подростков (физической, косвенной, вербальной агрессии и негативизм) могут изменяться в зависимости от периода подросткового возраста (10-11, 12-13, 14-15 лет).
Но анализ возрастной специфики возникновения и проявления агрессии и агрессивного поведения подростков не будет полным без учета микросреды среды и микросоциума подростка. Поэтому мы считаем важным рассмотреть в следующем параграфе выпускной квалификационной работы психологические типы семей и их влияние на агрессию и агрессивное поведение современных подростков.

1.3.Психологические типы современных семей

Психологические типы семей – это комбинации классификаций видов семей, в зависимости от их периода создания, длительности совместного проживания, количества членов семьи и установившейся системой и структурой семейных взаимодействий между членами семьи.
Существуют множество подходов к разделению видов семей, чаще они рассматривают в виде ведущего критерия продолжительность совместной жизни супругов, возраст детей и психологический климат в семье. Периодизация незаменима для того чтобы правильно определить стадию развития семьи, ведь каждой из них соответствуют определенные кризисы, свои проблемы и особенности. Подход к разным типам семей должен быть соответствующим тому периоду, в котором он находится.
Наиболее значимые труды по периодизации типов семей принадлежат зарубежным и отечественным психологам Ю.И. Алешиной [3, 4], Л.С. Выготскому [16], Л.А. Головей [29],Н.В. Дружинину [22], О.П. Кашиной [26],Б. Картеру [33], С.В. Ковалеву [39], А.С. Спиваковской [64], А. Черникову [63], Э.Г. Эйдемиллеру [81], Д.Б. Эльконину [82], З. Фрейду [73], Э. Эриксону [80] и другим.
Научно обоснованная классификация типов семей имеет как теоретическое значение, служа основой для упорядочения и систематизации наработанных фактов развития человека в семье, так и прикладное назначение. Любая периодизация незаменима для психодиагностики и коррекции поведения человека в семье, так как идентификация этапа развития человека помогает определить с какими кризисами и возрастными проблемами он сталкивается и подобрать правильное решение этих проблем. Поэтому правильность и объективность критериев периодизации типов семей приобретает актуальность и значимость [58, с. 31].
В настоящее время составить полную классификацию типов семей в психологии и социологии не просто, так как современные классификации видов семей включают более сорока видов и интерпретаций.
Структура семьи, как целостной системы, напрямую связана с типом семьи. Типы современных семей включают различные виды и их классификации. Одна и та же семья может входить в разные типы (комбинация видов) в зависимости от приоритета ведущего показателя.
В основе разделения семей по типам можно выделить: возраст супругов, первый или повторный брак, количество или отсутствие детей, число поколений в семье.
Одна из самых распространенных типологий семей выглядит так:
1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений;
2. Семьи с нормальными отношениями;
3. Конфликтные семьи;
4. Внешне благополучные семьи, но с отсутствием истинно нравственных ценностей;
5. Неблагополучные семья с аморальным поведением [32].
Семьи, которые не состоят в браке можно назвать не традиционными, те которые состоят в браке – традиционными [78, с. 61].
Связи родства между людьми определяют простой, нуклеарный или расширенный тип семьи.
Простой семьей называют вид семьи, в которой живут супруги и один или два ребенка.
Одной из самых распространенных типологий можно назвать структурную семейную классификацию. В ее состав входят нуклеарные семьи (от латинского «nucleus» — ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Нуклеарные семьи могут быть полными (иметь обоих родителей) или не полными (в семье есть или мать или отец). В ситуации, когда в семье живут вместе или взаимодействуют несколько поколений – прародители, дети и внуки, братья и сестры, то такой тип семьи называется расширенной или многопоколенной [23]. Расширенная семья характеризуется объединением двух или более нуклеарных семей с общим хозяйством и включает в свою структуру представителей трех и более поколений: бабушек, родителей, детей и внуков. У супругов в расширенных семьях могут проживать, совместно с ними, дети от предыдущих браков и дети от настоящего брака [78, с. 61].
Более подробно рассмотреть подходы к классификации современных семей по количеству детей, характеру распределения домашних обязанностей, родственной структуре и характеру воспитания детей, можно на рис. 1.
Довольно условно семьи делят на: функциональные (благополучные, имеющие проблемы, но быстро их решающие) и дисфункциональные (не благополучные и имеющие множественные проблемы, которые затягиваются в решении и становятся хроническими). Но для решения затруднений или проблем семей такой поверхностной классификации не достаточно [12].
Семьи могут быть классифицированы по жизненному циклу. Это значит, что семьи можно разделить на периоды совместной жизни супругов: добрачные и брачные семьи, повторно созданные семьи. Часто встречается разделение семей по семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.

Рис. 1. Классификация типов семей

Н.Н. Николаев в автореферате кандидата философских наук «Типы семей в современном российском обществе: социально-философский анализ» [48, с. 8], в структуре социологического анализа, выделяет следующие типы семей в России:
— социально-незащищенные;
-неблагополучные;
— дисфункциональные;
-социально-нетипичные;
— педагогически запущенные;
— дезинтегрированные.
Причем, по мнению ученого, количество таких семей постоянно возрастает. Растет число семей социального риска (нуждающиеся, малоимущие семьи, многодетные, семьи с детьми-инвалидами, неполные семьи, семьи социальных беженцев).
Типы семей в современном обществе постоянно трансформируются, возникают типы кризисных семей: супружество-содружество, бикарьерные (супруги одновременно выстраивают каждый свою карьеру), партнерские; типы семей, имеющие альтернативные брачно-семейные отношения: конкумбинат, браки между друзьями, гражданские, гостевые браки, открытые (свининг), суаньнантаж (супружеский союз холостого мужчины и замужней женщины), открытые браки (брак, при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости открытых отношений — половых связей с другими людьми) [40].
Такая классификация, по мнению Н.Н. Николаева тоже не всегда системно позволяет проанализировать типологию современной семьи в России [48, с. 8].
Для более широкого теоретического анализа Н.С. Мацковский приводит следующую классификацию из четырех типов семей:
1. кризисно-маргинальные семьи;
2. не благополучные семьи;
3. успешные семьи;
4. преуспевающие семьи.
На основании анализа продолжительности семейных кризисов С.А. Барсукова провела деление семей по следующим трем типам [8]:
1. социально уязвимая семья;
2. дисфункциональная семья;
3. семья с социальным риском – неблагополучная семья.
Агрессию и агрессивное поведение подростков могут вызывать тенденции развития современной семьи, связанные с институциональным упадком, переключением основных семейных функций на социальные институты, нивелированием семейных ценностей и структуры современной семьи. Современная семья начинает дробиться на части – по принципу родственного разъединения (нарушается нуклеризация), супружеского (возникновение ярко выраженного партнерства между супругами), родительского (парентализация, родительство после развода или в повторном браке, депривация детей в семье), социального (гостевые браки, отказ от совместного проживания членов семьи) [30, с. 400].
В результате у подростка не остается ориентира, примера для подражания и референтной группы в лице родителей, т.е. сдерживающих и стабилизирующих агрессивную реакцию внутрисемейных факторов, особенно важных в подростковом возрасте, в ситуации сложных самостоятельных решений и острого личностного становления и саморазвития.
Н.Н. Николаев выделяет внутренние критерии стабильности семьи, способные упрочить семейные отношения и оказать положительное влияние на развитие и стабилизацию эмоционального состояния подростка [48, с. 11]: фундаментальность, адаптивность, аффилиативность, равновесие составляющих семейной структуры, автономность, дифференциация, свобода выбора образа жизни.
Если проводить общий структурный анализ рассмотренных выше подходов, то классификации типов современных семей могут быть рассмотрены по таким критериям: по числу детей, по качеству отношений, по типу поведения членов семьи, особым условиям жизни, распределению власти, характеру проведения досуга, по характеру воспитания детей, семейному стажу, распределению домашних обязанностей.
За основу анализа могут быть взяты следующие три типа современных семей:
— семьи с нормальными отношениями (включая семьи с высоким уровнем нравственных отношений);
— конфликтные семьи (включая внешне благополучные семьи с отсутствием истинно нравственных ценностей);
— неблагополучные семьи.
Для настоящего исследования будет интересна эта классификация, так как она позволит сгруппировать имеющиеся виды семей, где живут подростки, более системно, типологически и рассмотреть как благополучные так и не благополучные семьи.
Подводя итог теоретическому обзору вопросов типологии современных семей в России, можно заключить, что виды, структура и функции семей находятся в стадии динамики: формирования, выявлении вариантов взаимосвязи друг с другом и стабилизации устойчивости, определении личностных и социальных границ семьи с социумом.
Именно по этой причине современная семья часто характеризуется неустойчивостью, размытыми структурными позициями членов семьи, асимметрией и ситуативностью ролей супругов, что вызывает трудности в переживании супругами и детьми любых сложных ситуаций, возможности быстрой групповой мобилизации для их решения, передачу системного житейского опыта детям и их полноценное включение в социум. Это может стать важной причиной для возникновения, развития и закрепления агрессии и агрессивного поведения подростков в семье и вне семьи.

1.4. Специфика психологического консультирования подростков с агрессивным поведением в зависимости от типа семьи

Возникновение и развитие агрессии и агрессивного поведения представляют собой сложный разноуровневый процесс, где одновременно функционируют ряд факторов: влияние на подростка его семьи и общения со сверстниками [40].
По характеру внутрисемейных взаимоотношений можно условно разделить семьи на:
— семьи со здоровыми (оптимальными или нормальными отношениями)между членами семьи;
— семьи со средним уровнем функционирования отношений между членами семьи (присутствуют конфликты в отношениях);
— семьи, имеющие значительные дисфункции в отношениях между членами семьи (аналог семей с аморальным поведением) (см. рис. 2.).
При проведении структурного анализа адаптации подростка к условиям жизни в семье, можно провести согласование стилей (способов адаптации) и континуумов адаптируемости семьи [15].
Если семья использует в контакте с подростком центробежный и центростремительный стили адаптации к внутрисемейным и внешним социальным изменениям, выстраивает с подростком адекватные и оптимальные для всех членов семьи взаимоотношения, то формируется здоровый, оптимальный стиль взаимоотношений между всеми членами семьи.
В случае, когда в семье ведущими стилями становятся центробежный стиль адаптации с появлениями у подростка нарушения поведения и центростремительный возникновением у подростка невротических реакций, то можно говорить о среднем уровне функционирования семьи, возникновение скрытой или явной борьбы за власть в семье.
В ситуации, когда за основу адаптации семьи берутся три стиля дезадаптации: центростремительный, смешанный и центробежный у подростков могут возникать шизофренические особенности личности, социопатические особенности личности. Такие серьезные последствия дезадаптации в третьем типе семейных отношений связаны с регидностью процессов коммуникации, отсутствием общих целей в семье.
Негативное влияние дезадаптации подростка в семье и внутрисемейных отношениях, не умение наладить контакты с членами семьи приводит к десоциализации подростка, неудовлетворению его потребностей в семье, появляется агрессия и закрепляется агрессивное поведение [49].

Рис. 2. Классификация типов семей по характеру семейных взаимоотношений

Рассмотренные типы семей по характеру семейных взаимоотношений имеют различные варианты с включения подростка в микро и макро социум [65].
В здоровых, оптимальных отношениях родителей и более старших членов семьи (тетей, дядей, бабушек и дедушек) взаимодействия с подростком выстроены на основе взаимопонимания, уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Часто, возникающие противоречия решаются без конфликтов. Семьи данного типа поддерживают контакты с родственниками, школой и руководителями дополнительных занятий, куда ходят подростки [43].
В семьях со средним уровнем функционирования также можно наблюдать согласованность семейных отношений, но уже отношение к подростку будет более пассивным, взаимоотношения родителей с подростком часто проходят в режиме сосуществования, авторитет родителей часто отсутствует, дети проявляют упрямство, лицемерие и лень.
В семьях со значительными дисфункциями в семейных отношениях, нормой считается выяснение отношений родителей с подростком через конфликты, родители считают подростков трудными, не управляемыми, отсутствуют близость и доверительные отношения с подростком, взаимопонимание и взаимовыручка, интерес к мыслям и желаниям ребенка. Для родителей важным в воспитании становится акцент на хорошее и приемлемое в социуме поведение подростка, результаты обучения в школе. В результате семья как вызывает агрессивное поведение подростка, так и закрепляет его.
В семьях с дисфункциями, неблагополучных семьях с аморальным поведением наблюдаются такие формы взаимодействия родителей с подростком как: доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения и повышенная моральная ответственность подростка перед родителями.
Рассмотрим более подробно перечисленные выше формы взаимодействия родителей и подростков в семье и проведем анализ специфики психологического консультирования подростков с агрессивным поведением в зависимости от типа дисфункциональной неблагополучной семьи.
Доминирующая гиперпротекция основана на чрезмерной опеке родителями подростка, мелочном контроле всех его действий. В результате у подростка подавляется самостоятельность, отсутствует возможность учиться на своем опыте. При усилении давления родителей на подростка усиливается их эмансипация, возрастает непослушание. В процессе консультативной работы с подростком их такого типа семьи, при выявлении доминирующей гиперпротекции, важно формировать у подростка ответственность за свои действия, чувство долга перед родителями.
Потворствующая гиперпротекция возникает в ситуации чрезмерного покровительства и восхищения часто мнимыми талантами подростка. В результате у последнего формируется и закрепляется эгоизм как личностная доминирующая особенность, пропадает уважение к родителям, близким родственникам и окружающим подростка людям. В консультативной работе с подростком, при выявлении в семье с дисфункциями и аморальным поведением признаков потворствующей гипрепротекции, возможно, опираться на логические доводы, показать значимые улучшения личности подростка при условии выстраивания эффективных коммуникаций с окружающими, расширения сети социальных контактов, уменьшение личностной значимости и сверхкритичности негативных последствий совместной с родителями или самостоятельной деятельности подростка.
Эмоциональное отвержение подростка в семье возникает, когда родители тяготятся ребенком, игнорируют его потребности, считают подростка обузой, и всячески демонстрирую ему и окружающим свое перенапряжение в сфере родительства. Такая родительская установка оказывает прямое негативное влияние по поведение и возникновение агрессии у подростка. При консультировании подростков с эмоциональным отвержением в семье важно активизировать работу с родителями, научить их выстраивать коммуникацию с подростком, получать от него обратную связь, эмоционально принимать и поддерживать подростка в сложных для него ситуациях. Здесь важно нормализовать взаимоотношения между родителями и подростком с позиции уменьшения внимания к мелочному контролю действий и решений подростка, признание для самих себя и для подростка важности родительской функции, ее максимально подходящим вариантом демонстрации с учетом индивидуальности конкретного подростка.
Жестокие взаимоотношения возникают у родителей и подростков в случаях, когда эмоциональное отвержение доходит до критической точки, взаимные агрессивные действия родителей и подростков становятся открытыми, родители начинают наказывать подростка физически, в любых ситуациях непослушания подростка или проявлении агрессии. В такой ситуации консультирование будет не групповым и семейным, а индивидуальным. Целью индивидуального консультирования будет эмоциональная стабилизация родителей и подростков, активизация родительских и детских функций в семье, закрепление и исполнение обязанностей за каждым членом семьи, отслеживании внесения вклада в укрепление семьи, создание общих семейных ценностей, традиций и ритуалов.
Повышенная моральная ответственность подростка перед родителямивозникает в ситуации, когда отношения родителей и подростка деформированы на столько, что разрушают семейную структуру, содержат сверх ожидания родителей по отношению к подросткам, не возможность выполнения сверх задач и ожиданий родителей подростками. В результате после циклов агрессивных вспышек или длительного не проходящего у подростка ощущения тревожности, подросток начинает остро вступать в конфронтацию с родителями или по второму варианту событий – уходит в себя и перестает включаться в жизнь и дела семьи, где присутствуют родители. В процессе организации консультативной работы с семьей и подростком будет важно обратить внимание на формирование структуры семьи, распределение ролей и функций, закрепление за ребенком уровня свободы и ответственности за свои решения и поступки, обучение родителей и подростков согласованию правил совместного проживания, удовлетворения интересов и общей коммуникации, обучение детей новым сценариям отношений без сверх ожиданий и требований родителей.
В общении со сверстниками агрессивный подросток испытывает дискомфорт, не понимание, отвержение. Сверстники считают его неблагополучным и чаще стараются избегать лишних контактов. Такая деформированная форма общения и взаимодействия со сверстниками становится очень важной для подростка, он ориентируется на ценности группы, свободной от влияния и контроля взрослых. Межличностное общение подростков в группе формирует важные социальные навыки, закладывает основы общения с окружающими людьми [30].
По этой причине, для работы с агрессивным подростком в режиме консультирования важно обращать не только на тип отношений подростка с родителями в семье, но и на характер межличностных отношений со сверстниками [42].
В результате проведенного теоретического обобщения вопросов специфики психологического консультирования подростков с агрессивным поведением в зависимости от типа семьи можно сделать вывод, что типы внутрисемейных взаимоотношений родителей и подростков можно условно разделить на: семьи со здоровыми (оптимальными или нормальными отношениями), семьи со средним уровнем функционирования отношений между членами семьи (когда присутствуют конфликты в отношениях) и семьи, имеющие значительные дисфункции в отношениях между членами семьи (аналог семей с аморальным поведением).
В семьях третьего типа (семьи, имеющие значительные дисфункции в отношениях между членами семьи), выявлены следующие формы взаимодействия родителей с подростком как: доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения и повышенная моральная ответственность подростка перед родителями. Перечисленные формы семейного взаимодействия с подростками становятся причинами появления и закрепления агрессивного поведения. С целью предотвращения агрессивного поведения подростков в семье важно точно определять виды, цели и содержание консультативной психологической работы с родителями и подростками.

Выводы по I главе

Агрессия — это комплексное свойство личности, способствующее разрушению самого субъекта, а также разрушению объективных отношений с окружающим миром через негативное эмоциональное реагирование человека. Агрессия вызывает агрессивное поведение, которое характеризующееся поведенческими проявлениями агрессии, в ситуациях, когда человек не в состоянии справиться с деструктивной энергией агрессии.
Агрессия и агрессивное поведение часто возникают в подростковом возрасте, как периоде личностного становления и острого кризиса, по причинам отсутствия баланса между психологическими факторами внутреннего мира развивающейся личности: потребностями, мотивами, чувствами. Наиболее частыми формами проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте являются: физическая, косвенная, вербальная агрессия и негативизм, которые могут динамично изменяться в зависимости от периода подросткового возраста (10-11, 12-13, 14-15 лет). Каждая форма агрессивного поведения имеет собственную специфику при организации процесса психологического консультирования. Специфическими чертами проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте является установка подростка на проявление протеста из-за не понимания взрослых, в результате не довольства своим социальным положением в обществе. Это способствует возникновению вспыльчивости, раздражительности, неумению сдерживать свои негативные эмоции. Результатом эмоционального реагирования подростка на сложную для него ситуацию становится трансформация внутреннего напряжения в прямую и косвенную агрессию через угрозы, драки, причинения ущерба.
Риск возникновения агрессии и агрессивного поведения у подростков довольно высок. Наибольшее воздействие негативного влияния фрустрации и значимых противоречий для подростка возникают под воздействием семьи и референтной группы сверстников.
Условно современные семьи можно разделить на такие типы: семьи с нормальными отношениями (включая семьи с высоким уровнем нравственных отношений), конфликтные семьи (включая внешне благополучные семьи с отсутствием истинно нравственных ценностей), неблагополучные семьи с аморальным поведением. Агрессивное поведение подростков зависит как от типа семьи, так и от стадии динамики семьи, вариантах взаимосвязи членов семьи друг с другом, определении личностных и социальных границ семьи с социумом.
Понизить уровень негативных последствий агрессии и агрессивного поведения могут помочь психологи-консультанты, значимые люди и близкие родственники через изменение личностного отношения и поведения подростка к негативным переживаниям и ситуациям, связанным с воздействием сформированного агрессивного поведения.
Особую значимость для психологического консультирования родителей и агрессивных подростков имеет анализ и учет структуры семей, имеющих выраженные значительные дисфункции в отношениях между членами семьи. Нарушения форм семейного взаимодействия и совместного общежития с подростками становится причиной появления и закрепления агрессивного поведения у подростков. Для профилактической консультативной работы с подростками особую значимость имеет четкая постановка видов, целей и содержания системы консультирования родителей и подростков.
Последствия агрессивного поведения для подростков могут иметь разные формы: функциональное заболевание нервной системы, психосоматические реакции и расстройства, невроз. Отработанные навыки понимания структуры семьи, распределения ролей и функций, закрепление за подростком уровня свободы и ответственности за свои решения и поступки, обучение родителей и подростков согласованию правил совместного проживания, удовлетворения интересов и общей коммуникации, обучение подростков новым способам отношений без сверх ожиданий и требований родителей, помогают родителям и подростку поддерживать баланс в процессе семейных взаимодействий после завершения основной консультативной работы.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф