Скоро защита?
Меню Услуги

Особенности Акцентуаций характера подростков с нарушениями зрения. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


1.3. Особенности акцентуаций характера лиц с нарушением зрения.

 

Интерес к психологии слепых отмечается с древних времён. Л.С. Выготский указывал, что о психологии слепых высказываются два взгляда, прямо противоположных друг другу. Это отмечает и А.Г. Литвак, рассматривая различные взгляды по поводу влияния зрительной патологии на формирование личности человека.

На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом, как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности ( пищевую и сексуальную), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных ( эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых ( внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистического мировоззрения и т.д. все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушения зрения [4; с.78].

В конечном итоге, сложились крайне противоположные взгляды по поводу влияния зрительной депривации на формирование личности.

Так, одни исследователи считали, что весь склад душевной жизни слепых не представляет никаких особенностей, и отмечают, что слепые мыслят и чувствуют так же, как и зрячие, хотя выпадение зрительных ощущений обусловливает некоторые изменения их представлений, которые могут отличаться однообразием и бедностью конкретных элементов. Другие исследователи утверждают, что слепота накладывает на человека вполне определенный отпечаток, отражаясь не только на познавательной, но и на эмоционально-волевой стороне его жизни;

под влиянием слепоты создается особый психологический тип человека ( А.Г. Литвак). И тот, и другой взгляд следует, как отмечает А.Г. Литвак, является односторонним. Влияние нарушений зрения, несомненно, глубоко и сильно. Но при этом отсутствие зрительного восприятия восполняется слуховым и осязательным и незрячие могут адекватно отражать окружающий мир и ориентироваться в нём.

В дореволюционной тифлопсихологии был широко распространен взгляд, согласно которому безволие является характерологической чертой слепых. «Слепой поражает своей апатичностью, отсутствием воли, невозможностью пробудить его к деятельности» — писал русский тифлопедагог А.И. Скребицкий.

Рассматривая влияние слепоты на психическое развитие, А. Крогиус писал, что «она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от работы над самим собой».(15, С.144).

В тифлопсихологии были попытки раскрыть характерологические особенности слепых на основе учения о темпераменте Э.Кречмера. Но, как отмечает А.Г. Литвак: «использование наследственно-биологической системы Кречмера не только не могло дать ничего нового для понимания психических особенностей слепых, но и отбрасывало науку назад, поскольку этот подход при всем его внешнем «материализме» оставался сугубо биологизаторским, совершенно не учитывающий роль социальных факторов [22; с.42-43].

К.Бюрклен отмечает два основных типа слепых: один стремиться по возможности уменьшить и свести на нет пропасть, отделяющую слепого от зрячего; другой, напротив, подчёркивает различия и требует признания особой формы личности, отвечающей переживаниями слепого [4; с.200].

В работах Л.С. Выготского впервые в тифлопсихологии, как отмечает А.Литвак, отчетливо прослеживаются основные принципы диалектического метода исследования психики слепых. Л.С. Выготский стремился изучить психику ребенка в развитии во всех ее многосторонних связях и отношениях [22; с.47]. Л.С. Выготский считал, что «отказ от легенды о биологической компенсации дефекта и правильное психофизиологическое представление о природе воспитания компенсирующих реакций позволяют нам подойти вплотную к самому основному и принципиальному вопросу педагогического учения о дефективности» [7; с.10].

По данным современных исследований, нарушения зрения могут приводить к развитию нежелательных черт характера. По мнению А.Г. Литвака, у слепых могут формироваться отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Однако при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребёнка в различные виды деятельности, формирование необходимых свойств личности, мотивационной деятельности, установок, оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора (Литвак А.Г.).

Многочисленные экспериментальные данные, полученные такими учеными как А.И. Зотов, А.Г. Литвак, А.В. Политова, при изучении возрастных и индивидуальных особенностей формирования психической деятельности личности, показали, что уровень достижений личности в психологическом развитии не зависит от зрительной патологии. Что же касается особенностей процессов достижения данного уровня, то они дифференцировано зависят от объекта познания, формы отражения, аномальных и индивидуальных особенностей процесса достижения данного уровня обусловлена тем, что формируется в личности [13; с.9-10].

В.Ф. Матвеев также отмечает, что в формировании личности и характера слепого многое зависит от социальных условий, в частности от воспитания и образования, наследственных факторов и главное от желания и собственных усилий личности, прилагаемых к достижению поставленной цели, формирование патохарактерологических личностных особенностей зависит прежде всего от психогенных факторов, в частности от типов семейного воспитания, отношения родителей к дефекту своего ребенка(27). По мнению В.М. Акимушкина и И.С. Моргулиса, психическое развитие незрячих, формирование у них компенсаторных процессов, становление активной жизненной позиции зависит, прежде всего, от социальных условий, в частности от специально организованного обучения и воспитания [2; с.34]. В то же время трудности, возникающие при получении непосредственных чувственных впечатлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отрицательно влияют на формирование у незрячих конкретных представлений, негативно сказываются на некоторых чертах личности [2; с.37].

В.М. Сорокин утверждает, что патогенное воздействие многочисленных нарушений на процесс формирования личности описывается через выделение весьма схожих отрицательных черт характера. Природу возникновения этих черт, как правило, не подвергают детальному изучению.

Среди упомянутых черт чаще всего встречаются следующие: сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы с доминированием мотива избегания неудачи и редуцированным мотивом достижения, что выражается в отказе от борьбы. Высокие показатели интровертированности, апатичность, безынициативность, эгоцентрические установки, аутичность, тревожность, внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, неадекватно завышенная или заниженная неустойчивая самооценка, существенные расхождения между образом реального и идеального «Я». Выделенные характерологические отличия принимаются за специфические черты, присущие личностному развитию детей данной категории нарушенного развития. Сравнительно ограниченные контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир [47].

По мнению И.Е. Ростомашвили для подростков со зрительной депривацией характерно изначально низкое «базальное» доверие и к окружающему их миру, воспринимаемому часто как неопределенность, выраженный эмоционально-соматический дискомфорт. В связи с этим встаёт необходимость в выявлении психологических образований, предрасполагающих к тому или иному стилю поведения в незнакомых жизненных ситуациях, к осознанию своего внутреннего мира и индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-ценностному отношению к себе и значимым другим [38; с.129].

Многие учёные в течение нескольких лет, в ходе своих исследований, пытались найти ответ на вопрос: что же влияет на формирование положительных или отрицательных черт характера.

В «Теоретических вопросах тифлопсихологии» А.Г. Литвака говорится о том, что на протяжении многих тысячелетий человечество искало способы управления развитием психики, поскольку было совершенно очевидно, что стихийное ее развитие оставляет в тени многие положительные потенциальные возможности человека и, напротив, зачастую приводит к формированию отрицательных свойств личности [23; с.98].

Ограниченность контактов с нормально видящими сверстниками приводит к тому, что у детей, имеющих нарушения зрения, затруднено формирование представлений о собственных качествах, положительных и отрицательных сторонах своей личности [41; с. 31-34]. Неоспоримым фактом в формировании положительных черт характера является не только биологические и аномальные факторы, но и влияние окружающей среды. Многие ученые утверждают, что на формирование типов характера и личности в целом огромное влияние оказывает коллектив.

По словам Т.Б. Носиковой, тифлопедагогика не может игнорировать возникшие тенденции и изменения в общественном сознании, что побуждает вновь обратиться к проблеме развития и воспитания личности слепых в коллективе, освободившись при этом от односторонности и идеологизированности в походе к пониманию коллектива и к проблеме воспитания и развития личности в коллективе [30; с.34].

В работах педагогов, психологов, философов А.В. Петровского, А.С. Макаренко, А.Г. Ковалева отмечается. Что коллектив является важнейшим фактором воспитания и развития личности, формирования черт характера. Педагогическое влияние коллектива на личность проявляется в тех аспектах: социальном, педагогическом и методическом. Коллектив оказывает воспитательное влияние на личность лишь в тех условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций [29; с.35-36]. Коллектив играет принципиально важную роль в формировании и развитии личности человека и в условиях зрительной недостаточности. При этом коллектив в данном случае не меняет своей сущности, подчиняется в своем воспитательном воздействии на личность универсальным общепедагогическим закономерностям [29; с. 37].

Личность инвалида по зрению формируется и развивается в соответствии с теми же закономерностями, что и личность нормально видящего. Те отдельные стороны, которые страдают при нарушениях зрения, могут быть скоррегированы в процессе специально организованной воспитательной работы, причём не только со школьниками, но и со взрослыми инвалидами по зрению.

Таким образом, зрительная депривация может оказывать негативное влияние на формирование личности и становление характера, что, в первую очередь, обусловлено нарушением социальных контактов из-за трудностей пространственной ориентировки, социальной перцепции. Отрицательное воздействие на формирование личности оказывают недостатки чувственного познания, неудачный опыт познавательной и ориентировочной деятельности, выпадение из коллектива, отрицательные результаты налаживания контактов со зрячими, длительное неудовлетворение потребностей, но при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребёнка в различные виды деятельности, формирование необходимых свойств личности, черт характера оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

2.1. Характеристика контингента и описание методики исследования.

 

Исследование проводилось на базе двух школ. специальной общеобразовательной школы-интерната №2 для слабовидящих детей и школы №621 города Санкт-Петербурга.

В эксперименте приняли участие 22 человека, ученики 7-х и 8-х классов в возрасте 13-14 лет (11 учащихся с нарушениями зрения, 11 учащихся без нарушений зрения).

Экспериментальная группа:

Медико-офтальмологическая характеристика слабовидящих школьников в приложении №1

Анализ характеристики контингента показал, что у детей данной группы слабовидение лёгкой и средней степени.

Контрольная группа:

Список участников контрольной группы и их возраст представлен в таблице 2.

Таблица 2

ФИО Возраст
Михаил Б. 14 лет
Валерий Б. 13 лет
Евгений Е. 14 лет
Никита И. 14 лет
Оксана И. 13 лет
Альтина Л. 13 лет
Александр О. 13 лет
Юлия С. 14 лет
Даниил С. 14 лет
Артём С. 13 лет
Екатерина Ш. 13 лет

 

Для достижения поставленной цели исследования — изучения проявлений особенностей акцентуаций характера школьников с нарушениями зрения использовалась следующая методика для определения акцентуаций характера личностный опросник Шмишека (текст методики и способ обработки полученных данных даны в приложении). Данная методика является реализацией типологического подхода к изучению характера и опубликована Г. Шмишеком в 1970 г. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз настроения.
  9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния
  10. восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  11. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурные. Лица этого типа отличаются особой
  12. впечатлительностью и чувствительностью.

 

2.2. Результаты констатирующего эксперимента

 

Количественные данные сравнительного изучения проявлений акцентуаций характера в двух группах – нормальновидящих и слабовидящих школьников, представлены в таблице 3.

Таблица №3. Показатели акцентуации характера у слабовидящих подростков.

Имя Гип. Риг. Эм. Пед. Трев. Цикл. Дем. Возб. Дист. Экз.
Анна А. 18 16 18 8 15 12 16 14 9 18
Никита Б. 22 12 18 12 9 18 14 24 6 16
Елизавета В. 9 14 20 12 12 12 8 6 18 16
Фёдор Д. 9 8 18 8 0 15 8 9 9 18
Эвелина К. 18 6 12 6 21 9 10 6 6 18
Анастасия К. 21 18 18 12 6 21 14 16 12 22
Анастасия М. 15 16 18 18 12 12 6 18 10 18
Ксения М. 20 12 18 6 15 12 14 20 6 24
Андрей П. 19 10 15 10 12 15 8 12 12 9
Любовь П. 18 16 15 18 6 15 16 12 20 18
Анастасия С. 18 10 21 6 20 22 12 10 6 24

 

Диаграмма №1. Показатели акцентуации характера у слабовидящих подростков.

 

Как видно из таблицы явные и скрытые акцентуации характера выявлены в обеих группах школьников, что отражает общие тенденции в формировании характера и характерные для детей данного возраста. Именно в подростковом возрасте, как отмечают исследователи, наблюдается заострения черт характера, а в дальнейшем происходит либо их сглаживание или компенсация, либо переход явных акцентуаций в скрытые(41).

Таблица №4. Показатели акцентуации характера у подростков с нормальным зрением.

Имя Гип. Риг. Эм. Пед. Трев. Цикл. Дем. Возб. Дист. Экз.
Михаил Б. 21 10 14 15 0 0 6 12 10 14
Валерий Б. 9 10 15 12 6 8 10 14 10 18
Евгений Е. 18 9 10 10 12 9 12 12 14 16
Никита И. 21 10 15 10 6 8 12 9 6 16
Оксана И. 21 14 10 6 9 12 12 10 0 20
Альтина Л. 6 14 9 4 3 6 12 6 10 18
Александр О. 24 12 16 12 16 12 8 16 12 18
Юлия С. 11 10 15 4 6 9 6 10 9 18
Даниил С. 11 10 14 2 0 3 10 3 3 16
Артём С. 18 16 14 16 12 12 10 14 10 18
Екатерина Ш. 11 16 14 12 12 18 10 16 9 24

 

Диаграмма №2. Показатели акцентуации характера у подростков с нормальным зрением.

 

В то же время в группе слабовидящих школьников большее количество детей имеют явные акцентуации характера по сравнению с нормальновидящими школьниками, у которых более выражены скрытые акцентуации характера.

Диаграмма №3. Сравнительная диаграмма результатов.

Наряду с общими тенденциями в проявлениях акцентуаций характера в обеих группах, для слабовидящих школьников характерно большее количество акцентуаций характера.

Как видно из таблицы в двух группах школьников имеются одни и те же акцентуации характера – гипертимная, экзальтированная, эмотивная, и циклотимная.

У наибольшего количества школьников обеих групп выражена гипертимная акцентуация характера.

Для данной акцентуации характерен повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью, стремление к общению, чрезмерная самостоятельность, повышенная самооценка. Можно предположить, что выраженность данной акцентуации отражает возрастные особенности детей, для которых характерна выраженная потребность в общении посредством которого школьники пытаются реализовать себя, заслужить признание.

Большая степень выраженности этой акцентуации характера у слабовидящих школьников может отражать их стремления к компенсации ограничений, связанных с нарушениями зрения – трудностями в общении, социальной перцепции, пространственной ориентировки.

Для экзальтированной акцентуации, выраженной у школьников в обеих группах характерна лёгкость перехода от одного эмоционального состояния –восторга- к другому — состоянию печали, что может проявляться в повышенной разговорчивости, влюбчивости, контактности. Дети могут быть привязаны к друзьям и близким, имеют чувства сострадания, проявляют яркость и искренность чувств.

С одной стороны выраженность данной акцентуации отражает особенности школьников данного возраста, их стремление к расширению контактов. Ведущей потребностью является потребность в общении, в установлении межличностных близких отношений. Интенсивность общения может сопровождаться напряжённостью в эмоциональной сфере, частыми сменами настроения, конфликтными ситуациями, вызывающими эмоциональные переживания.

С другой стороны, большая выраженность данной акцентуации у слабовидящих школьников, может отражать и проблемы в данной сфере. На фоне конфликтных ситуаций и ограниченного круга общения чрезмерная привязанность к окружающим, друзьям может обусловливать более частую смену настроения, закреплению негативных переживаний – грусти, печали, что может отрицательно сказываться на самочувствии школьников и их учебной деятельности.

Циклотимная акцентуация также выражена в двух группах школьников.

Для данной акцентуации характерна частая смена настроения, зависимость состояния от внешних событий. Очевидно, что и данная акцентуация, также как и экзальтированная отражает как возрастные особенности детей, так и проблемы школьников со зрительной депривацией.

В данном возрасте дети впечатлительны, любые жизненные события воспринимаются ими очень остро.

Для слабовидящих школьников помимо перечисленных акцентуаций характерны также демонстративная и возбудимая акцентуация характера, которая не обнаружена в группе нормальновидящих школьников.

Для демонстративной акцентуации характера, которая в большей степени проявляется у детей подросткового возраста, присуще всё то, что отражает ведущие потребности данной возрастной категории – стремление к признанию, уважению, самореализации. В то же время данная акцентуация характеризуется повышенной способностью к вытеснению негативных переживаний, которые могут возникать при неудовлетворенности в данных стремлениях.

У слабовидящих школьников также выявлен возбудимый тип акцентуаций, для которой характерна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, недостаточная управляемость, проявление агрессии в виде озлобленности, склонности к конфликтам.

Можно предположить, что и данный тип акцентуаций, проявляющийся у слабовидящих школьников, может также отражать наличие проблем в общении, дружбе, любви, в самореализации, что может приводить к повышенному эмоциональному напряжению, возбудимости, частому возникновению негативных эмоций — гнева, печали и проявляться в агрессивном поведении.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

— для школьников в возрасте 13-14 лет характерны такие акцентуации характера как гипертимная, экзальтированная, эмотивная и циклотимная. В то же время данные акцентуации характера, в большей степени характерны для слабовидящих школьников.

Выраженность данных акцентуаций характера отражает особенности детей данного возраста, стремящихся к самореализации, признанию, расширению контактов, удовлетворению межличностных отношений.

При наличии проблем в данной сфере, неудовлетворенности потребностей в общении, дружбе, при низком уровне развития коммуникативных навыков, способности разрешать конфликтные ситуации школьники могут испытывать эмоциональный дискомфорт, проявлять агрессию.

Наибольшая частота проявлений гипертимной акцентуаций характера в обследованных группах может быть обусловлена повышенной тревожностью, которая в этом возрасте часто связано с необходимостью личностного и профессионального самоопределения. Повышенная тревожность также может обусловливать частые перепады настроения, характерные для циклотимной и экзальтированной акцентуации характера. Выраженность данных акцентуаций у детей с нарушениями зрения отражает как специфические особенности их познавательной деятельности, так и проблемы в эмоциональной сфере.

— На фоне средних показателей степени выраженности свойств личности и акцентуаций характера в обеих группах школьников выявлен большой разброс индивидуальных показателей. У некоторых детей выявлено сочетание разных типов акцентуаций характера, что может быть показателем их затруднений в социально-психологической адаптации.

На основе полученных данных и анализа литературы были разработаны рекомендации по учёту характерологических особенностей школьников с нарушениями зрения в коррекционно-образовательном процессе.


2.4. Рекомендации тифлопедагогам

 

Учёт индивидуально-психологических особенностей личности, по мнению Зотова А.И., Литвака А.Г., Земцовой М.А., Самойлова А.Ф. является необходимым при коррекции нарушений, связанных со зрительной депривацией. Это касается и проявлений акцентуаций характера школьников.

Знание данных особенностей крайне необходимо в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе и в области образования.

Учёт индивидуально-психологических особенностей подростков необходим в учебной деятельности, так как он позволяет предусмотреть условия и ситуации, положительные и отрицательные для достижения успеха в учёбе. Использование форм, способов и приёмов обучения, которые соответствуют индивидуально-психологическим особенностям школьников, приведёт к индивидуализации процесса обучения, совершенствованию методики обучения, что в конечном итоге должно отразиться на его эффективности.

Изучению проявления негативных характерологических черт иособенностей акцентуаций характера в тифлологии уделяется ещё недостаточно внимания.

В результате проведённого исследования и полученных данных можно сформировать следующие рекомендации:

Знание характерологических особенностей, умение выделять их проявления в деятельности старшеклассников, пользоваться элементарными методиками диагностики помогут в нахождении адекватных приёмов работы с ними.

В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что возможные заострения отдельных черт характера могут быть обусловлены трудностями в коммуникативной сфере у лиц со зрительной депривацией. В связи с этим рассмотрим основные направления психокоррекционной работы.

Первое направление предполагает предоставление учащимся с нарушенным зрением возможность получать информацию самого широкого плана. По данным исследований, даже уровень обыденных знаний о своём внутреннем мире и коммуникативных возможностях у слепых и слабовидящих учащихся достаточно низок. У детей с нарушениями зрения, отмечается неспособность ориентироваться в богатстве и разнообразии эмоциональных реакций, дифференцировать и контролировать внешние экспрессивные проявления, что обуславливает нарушения в коммуникативной сфере. Решение этих проблем требует от детей определённых знаний, а также их практической реализации [48]

Основная задача второго направления — стимулирование работы самосознания школьников по формированию адекватного образа-Я. Познание себя, своих особенностей, своего внутреннего мира и своих возможностей обеспечивает реалистичность жизненных планов и установок. Формирование устойчивого позитивного отношения к себе даёт возможность определить пути саморазвития, самосовершенствования, самореализации, даёт ощущение собственной значимости и силы.

Третье направление имеет своей целью активизацию коммуникативной сферы школьников с нарушениями зрения. В условиях ограниченного пространства жизнедеятельности, а значит и возможностей полноценного общения, коммуникативные навыки школьников, обучающихся в школе-интернате для детей с нарушенным зрением, развиты слабо, что во многом определяет низкую социальную активность слабовидящих выпускников. [48]

Психокоррекционные мероприятия, направленные на подростка с акцентуациями характера не должны иметь своей целью сглаживание акцентуированной черты. Основной упор делается на осознание им специфических особенностей своего характера. [41]

В ходе нашего исследования были выявлены тенденции к гипертимной, эмотивной и экзальтированной акцентуациям у школьников с нарушениями зрения. В связи с этим необходимо учитывать, что важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, неугомонность, болтливость. Всё это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся[41]

Для предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целесообразно проводить работу не только с учащимися, но и с самими педагогами. При этом следует особо акцентировать их внимание на том, что основой недисциплинированности и неусидчивости является не негативная учебная мотивация, а определённая характерология.

При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуации строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность нарушения дисциплины со стороны учащегося и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогами. [41]

При работе с гипертимами необходимо помнить, что они позволяют легко устанавливать с ними контакт. Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.

При взаимодействии с экзальтированным учащимся чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость и отзывчивость педагога. Как правило, проявление эмпатии педагогом ведёт к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений. Следует учитывать эмоциональную чувствительность экзальтированных акцентуантов и высокую изменчивость их настроения, что также характерно для циклотимного типа. Игнорирование этих особенностей может привести к негативным отношениям между учителем и учеником. [41]

Преодоление трудностей в коммуникативной деятельности учащихся с нарушениями зрения будет успешным только в условиях совместной, систематической деятельности всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей.

Учёт педагогом сложного воздействия биологического и социального факторов, поможет в диагностических мероприятиях образовательной, воспитательной и коррекционной работе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы и данных констатирующего эксперимента можно сделать следующее заключение:

На современном этапе изучения характер рассматривается как прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность. При этом не отрицается влияние биологических факторов в его формировании.

Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера. Знание личностных качеств, в том числе и черт характера как прижизненного образования позволяет достаточно эффективно объяснять и прогнозировать специфику поведения человека.

Важнейшим социальным фактором, влияющим на формирование характера является среда, в которой живёт и развивается ребёнок.

При неблагоприятных условиях у него могут сформироваться отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Личность ребенка оказывается в зависимости от характера отношений в семье, ее особенностей.

Полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают некоторые личностные особенности, обусловленные проблемами в коммуникативной и эмоциональной сферах личности школьников с нарушениями зрения, проблемами в социальной адаптации в разных жизненных ситуациях.

Выявленные акцентуации отражают, с одной стороны, возрастные особенности формирования характера, с другой стороны, наличие зрительной депривации.

У слепых и слабовидящих школьников они проявляются в большей степени, что может быть обусловлено замкнутым образом жизни — пребывание в коррекционно-образовательных учреждениях, меньшей степенью мобильности, трудностями коммуникативной деятельности из-за недостатков социальной перцепции, снижением интенсивности проявления эмоций из-за трудностей визуального восприятия многочисленных объектов окружающего мира, вызывающих эмоциональный отклик.

При правильно организованных социальных условиях, активном включении таких подростков в деятельность можно устранить негативные факторы, влияющие на формирование характера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов. Екатеринбург: Деловая книга, 1994г. – с.357,358
  2. Акимушкин В.М., Моргулис И.С.Основы тифлологии. Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. Киев: Радянька школа – с.34, 37, 59,60
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности .М., 1990г. –с.69
  4. Бюрклен К. Психология слепых / под ред. В.А.Гакдера. ГПИ. М., 1934- с.78, 81, 200
  5. Виллей П. Психология слепых. М., — Л-д, 1931г. -160с.
  6. Волкова И.П. К проблеме индивидуальных различий в тифлопсихологии // Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения. СПб – РГПУ им.А.И.Герцена 2002г. –с.155, 156, 160, 162
  7. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. Сборник статей и материалов. / под ред. Л.С.Выготского М., 1924 – 158с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.3. Общая психология, М., Педагогика, 1982- с.330
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.5. Основы дефектологии. Слепой ребенок, М., 1983г. – с.86, 91, 93
  10. Графов А.П. Слепой и зрячий (о взаимоотношениях). М., ВОС, 1985 –с.3, 43
  11. Джордано Ф. Характер с точки зрения тела и генеалогии человека. Англия. 1896г.-с.378
  12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. –М., 1956г. -405с.
  13. Зотов А.И. Дефект зрения и психологическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников – Л-д, 1981г. – с.3-17
  14. Зотов А.И., Самойлов А.Ф. О личностном подходе в изучении психологической деятельности слепых и слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектом // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л-д, 1976г.-с.12,13
  15. Крогиус А. Психологи слепых и ее значение для общей психологии и педагогики . Саратов, 1926 –с. 144
  16. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986г., с.194-196
  17. Кузин В.С. Психология. Учебник, Агар, 1997г., с.286, 288, 289
  18. Левитов Н.Д. Психология характера, — М., 1969г.
  19. Лейко К. Из переписки со слепыми / «Слепец», № 7 –с-Пб, 1902г., с.127-133
  20. Лейко К. Психологическая энергия и психические типы у слепых / «Слепец», № 6, 1908 –с.103-106
  21. Леонгард К. Акцентуированные личности, — Киев, 1981г.
  22. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, — С-Пб, РГПУ им.А.И.Герцена, 1998г.
  23. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Уч.пособие, Л-Д, 1973г.
  24. Личко А.Е. психопатии и акцентуации характера подростков,- Л-д, 1983г.
  25. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера, — М., 1996 – с.101
  26. Матвеев В. Ф., Козловская Т. В., Теммоев Д. Ч. Нервно-психические нарушения у слепых в период восстановления зрения в результате глазных операций. // Вестник офтальмологии №6, 1972г.
  27. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1987г.
  28. Немов Р.С. Психология, книга 1. общие основы психологии, — М., Просвещение, 1995г. -507с.
  29. Немов Р.С. Психология, книга 3. экспериментальная педиатрия и психодиагностика, — М., Прсвещение, Владос – 1995г. – 507с.
  30. Носикова Т.Б. Коллектив как фактор развития и воспитания слепых и слабовидящих в процессе социализации // Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном ВУЗе, — С-Пб, РГПУ им.А.И.Герцена, 200г. –с.31-34
  31. Общая психология / под ред. Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А. – М., 1981 – 383с.
  32. Общая психология / под ред. А.В.петровского – М.:Просвещение, 1976г.-422с.
  33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика,- М., — Воронеж, 2000г. – 304с.
  34. Психологический словарь / под ред. В.п.Зинченко – М., 1996г.
  35. Психология индивидуальных различий // Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М, 2000 –с.66
  36. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Райгородский Д.Я., — Бахрах, 1997г. – с.52
  37. Психология. Учебник / Крылова А.а., — Проспект, М., 1999г. – 358с.
  38. Ростомашвили И.Е. Особенности становления самосознания подростков с депривацией зрения: основные направления коррекционной работы // Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения. – С-Пб, РГПУ им.А.И.Герцена 2002г. – с.129-133
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, -М., 1946г. – с.413, 414, 415, 416
  40. Рубинштейн Н.Д. Темперамент и характер, -М., 1948 – с.407
  41. Реан А.А.Практическая психодиагностика личности.СПб,2001
  42. Саженкова Ю.В. Пути социализации учащихся с нарушениями зрения // Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном ВУЗе – С-Пб, РГПУ им. А.И.Герцена, 200 –с.31-34
  43. Сборник по реабилитации слепых / Литвака А.Г. –М., 1982г.- 116с.
  44. Силкин Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. – М., ВОС, 1983 – с.57, 58
  45. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психиатрия инвалидов по зрению –М., ВОС, 1989
  46. Словарь иностранных слов / Пчелкина В.В., Комарова Л.Н.
  47. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии – М., Издательство института психиатрии, 2001г.
  48. Сорокин В.М. Специальная психология / Л.М.Шипициной – С-Пб, -Речь, 2003 – 216с.
  49. Трошин О.В., Морозова Е.А. Коррекция аффективно-коммуникативной дезадаптации у слабовидящих детей в подростковом возрасте. Н.Новгород 2001г.
  50. Фобии и тревожные ожидания ослепших / Литвака А.Г. – С-Пб, 19991г. – 55с.
  51. Фридман Л.М. психология в современной школе. Для руководителей и работников образования – М., 2001г. – 224с.
  52. Фром Э. Бегство от свободы, — 1963г. – с.230
  53. Фром Э. душа человека,- 1964г.
  54. Хонингман Д. Культура и личность, 1954г. — .158, 159, 230
  55. Штерн В. Психология индивидуальных различий, г.Лейпциг, 1900г. – с.378

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф