Меню Услуги

Особенности Акцентуаций характера подростков с нарушениями зрения

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Проблема характера в психолого-педагогической специальной литературе

1.2. Акцентуации характера и их проявления в подростковом возрасте

1.3. Особенности акцентуаций характера лиц с нарушением зрения

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

2.1. Характеристика контингента и описание методики исследования

2.2. Результаты констатирующего эксперимента

2.3. Рекомендации тифлопедагогам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый человек обладает определёнными индивидуальными особенностями, которые присуще только ему и отличают его от других людей, будь то темперамент, воля, способности или характер.

Ещё в далёкой древности вопросу об индивидуально-психологических особенностях личности уделялось особое внимание. Учение о характере имеет свое начало еще со времен Платона, он впервые создал типологию характеров. После Платона данной проблемой занимались Аристотель, Теофраст, А. Бен, Рибо, Галь, В. Штерн. Вопросу о характере уделялось значительное внимание, его изучением занимались А. Лоуэн, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, Д.Я. Райгородский, К. Леонгард и другие.

В современной психологии учением о характере занимались А.А. Крылова, Р. Мертон, Э. Фром, Д. Рисмен, Б.С. Братусь и другие, в трудах которых подчеркивается влияние социокультурных условий на формирование характера, соотношение социальных и биологических факторов в становлении характера.

В тифлологии изучение характера, в том числе акцентуаций характера ведётся в русле проблемы влияния зрительной депривации на формирование личности. Со времён Л.С. Выготского, который одним из первых в отечественной науке поставил проблему слепоты как проблему прежде всего социальную, отечественные исследователи отмечают, что именно нарушение социальных контактов может приводить к ряду отклонений в формировании личности у слепорождённых и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточно квалифицированном вмешательстве вызывать появление негативных характерологических особенностей – замкнутость, некоммуникабельность, эгоцентризм. Негативные черты характера могут при неблагоприятных условиях появиться и у ослепших в зрелом возрасте (А.Г. Литвак). В то же время учёт индивидуально-психологических особенностей личности, в том числе и акцентуаций характера, по мнению А.И. Зотова, М.А. Земцовой, А.Г. Литвака, А.А. Крогиуса, А.Ф. Самойлова, Л.И. Солнцевой является необходимым условием в процессе компенсации и коррекции дефектов зрения.

Целью исследования является изучение особенностей проявления акцентуаций характера подростков с нарушенным зрением, разработка рекомендаций по выявлению особенностей акцентуаций характера.

Объект исследования: акцентуация характера в подростковом возрасте.

Предмет исследования: акцентуации характера подростков с нарушением зрения.

Гипотеза исследования состоит в том, что зрительная депривация не оказывает непосредственного влияния на формирование акцентуаций характера, но может обусловливать своеобразие проявлений акцентуаций характера.

Задачи исследования:

  1. Изучение литературы по теме исследования;
  2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
  3. Изучение современных представлений и подходов к изучению характера и возрастных проявлений характера школьников с нормальным и нарушенным зрением;
  4. Изучение особенностей акцентуаций характера подростков с нарушенным зрением;
  5. Разработка рекомендаций по коррекции характерологических особенностей подростков с нарушениями зрения.

В ходе исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ литературы по теме исследования;
  2. Тестовый метод исследования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПСИХО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1.1. Проблема характера в психолого-педагогической литературе.

 

Характер – это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Он базируется на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

В российской психологии основы учения о характере были заложены А.Ф. Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей.

Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг., когда ряд авторов начал рассматривать характер как подструктуру личности, опираясь на идеи Л.С. Выготского, противопоставившего традиционной идее представления о характере как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий — личность и характер: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются, как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как её подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

На сегодняшний день существует огромное количество определений характера. Впервые научное определение было дано И.П. Павловым. По его мнению, физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельности человека.

Характер – в переводе с греческого, character – черта, особенность: 1) совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в действиях, поведении; 2) совокупность отличных свойств, признаков предмета или явлений.

В.С. Кузин определяет характер как «индивидуальное сочетание свойств человека, которые выражаются в поведении и поступках» [17; с.286].

А.В. Петровский рассматривает характер, как «совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживающихся в типичных обстоятельствах, и которые определяют отношение личности к этим обстоятельствам» [32; с.422].

По Р.С. Немову, «характер – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства». [28; с.507].

Итак, во всех вышеприведенных определениях можно найти общие черты. Это говорит о том, что ученые и психологи, занимавшиеся изучением данного вопроса, рассматривали характер – как стержень личности, как индивидуальное сочетание наиболее устойчивых свойств и качеств человека, которые выражаются в его отношении к действительности и проявляющиеся в поведении и поступках.

Исследователи выделяют также черты характера. С.Л. Рубинштейн выделяет силу характера, которая рассматривается им как твердость характера, его волевая структура [39; с.378].

Кроме силы характера, выделяют и полноту характера. Полнота характера рассматривается как многообразие жизненных отношений личности, ее интересов и идеалов, потребностей и способностей [39; с.378].

Характер неразрывно связан с темпераментом, который в психологии рассматривается, как биологический фундамент характера. На основе темперамента формируются особенности психической деятельности человека.

Учение о характере имеет свою историю. Д.Я. Райгородский в «Психологии и психоанализе характера» предпринимает исторический анализ развития характерологии [36; с.52].

Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался Аристотель. Теофраст (IV-IIвв. до н.э.), ученик Аристотеля, впервые употребил слово «характеристики» для описания индивидуальных особенностей человека. Его «характеристики», однако, содержат лишь описание нравственного облика человека. Эта классификация типов, распространённых тогда в афинском обществе, многие годы считалась образцом типологии характеров. В XVII веке переводчик Теофраста – Ла Брюйер издал книгу сатирических очерков о характерах[39; с.378].

Таким образом, уже с самого начала слово «характер» обозначает нечто отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямопротивоположный темпераменту, обусловленного свойствами организма. В XIX веке, начиная с А.Бена, характер стали понимать в чисто психологическом плане – как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А.Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П.Ф. Лесгафт).

Первая попытка классификации характеров с научной целью была предпринята создателем френологии (ложная теория о связи между формой черепа и умственными способностями, и моральными качествами человека) Галля.

В теории Галля перечисляется 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер.

Несмотря на то, что сама френология просуществовала недолго, любопытно отметить первые из этого перечня:

  1. инстинкт размножения;
  2. любовь к потомству;
  3. привязанность, дружба;
  4. наклонность к борьбе и самозащите;
  5. разрушительный инстинкт.

В 1896 году в Англии вышла книга Ф.Джордано: «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека». Впервые, в конце XIX века появляется новый, принципиально отличный взгляд на характер, неизвестный психологии до этого времени. Ф.Джордано пишет: «существует два характера, фундаментально отличные друг от друга, два ясно выраженных типа характеров (с третьим промежуточным); у одного типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого наоборот [11; с.378].

В 1900 году, в Лейпциге вышла книга В.Штерна – «Психология индивидуальных различий». Под характером стали понимать не особенности отдельных областей психики, а свойства целостной личности – диспозиции [53; с.372].

Особое влияние на отечественную характерологию оказала работа Д.Хонингмана: «Культура и личность». Основную задачу своей работы автор видел в изучении того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного социального окружения [52; с.158].

Как отмечают Д.Хонингман, Д.Хсю и другие, что, изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т.е. отдельных людей; однако, при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать, социальным характером… В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов социальной группы и возникла в работе общих для них переживаний и общего образа жизни [52; с.230].

А.А. Крылова утверждает, что «социальный характер» — это проблема культурной антропологии, связанная с влияниями общества на личность [37; с.358].

В 30-е годы Р.Мертон выделил преобладающие типы личности в разные эпохи социокультурных изменений, которые фиксировали в себе социокультурное влияние. Он осуществил классификацию по принципу, что любые социальные структуры выполняют две задачи:

  1. определяют цели общества;
  2. определяют и обеспечивают пути их достижения.

На основании соотношения этих двух задач выделены следующие типы:

  1. Конформный тип (принимает культуру, цели);
  2. Новатор (принимает только цели);
  3. Ритуалист (принимает только средства);
  4. Изолированный (отходит от цели и от средств);
  5. Мятежник (пребывает в нерешительности относительно целей и средств) [50; с.230].

Б.С. Братусь нашел единую составляющую, которая «объединяет – разъединяет» эти три типа. Этим составляющим компонентом явились мораль и нравственность к точке отсчёта [3; с.69].

Э.Фромм считает, что в современной психологии США существует два альтернативных определения характера:

  1. характер – это этический и моральный аспект личности;
  2. характер – мотивационный аспект личности вне любых этических и моральных оценок [52; с.265].

Параллельно с многочисленными попытками создания типологии характеров, выстроенных на различных принципах, шло формирование понятия и типологии характеров в психоаналитическом направлении. Как отмечает А.Лоуэн, вторая половина XX века дала новые ростки типологий индивидуальных различий, большинство из которых растут из единого корня, типологии психолога и мыслителя К.Юнга [25; с.101].

Под характером стали понимать также свойства личности. Но, несмотря на то, что данной проблемой занимались ещё с давних времен; и по сей день, учёные и психологи всего мира уделяют вопросу о характере особое внимание.

Одним из вопросов характерологии является вопрос о структуре характера. А.Лоуэн рассматривает структуру характера, Как сложное образование, которое в целом состоит из ряда подструктур, выражающих содержание и форму характера и, которое проявляется в таких компонентах как направленность, убеждения, потребности, склонности и т.д. [25; с.101].

Содержание характера составляет направленность личности – убеждения, мотивы, интересы, идеалы, чувства, морально – волевые качества личности [25; с.101].

Все эти компоненты определяют особенности отношения человека к окружающему миру – явления, события, к коллективу, к самому себе.

Фундамент структуры характера составляют черты характера. Черты характера – это индивидуальные, привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности и к окружающему миру [25; с.101].

Различают несколько групп или видов черт характера. Одни из них выражают морально – волевую направленность личности, т.е. отношение к обществу, коллективу, к самому себе. Другие являются выражением особенностей воли человека.

Гуманность – черта характера, выражающая сердечное отношение к человеку. Чуткость – внимательное отношение к человеку, уважение его, сочувствие его переживаниям. Противоположными чертами являются: индивидуализм, эгоизм. Трудолюбие – желание и стремление человека трудиться [25; с.101].

В труде человек испытывает чувство радости, чувство морального удовлетворения.

Основные черты характера, выражающие отношение к своей личности – это скромность, самокритичность и другие. В противоположность им: зазнайство, заносчивость, высокомерие и другие.

К волевым чертам характера относятся – целеустремленность, настойчивость, выдержка, самокритичность, решительность.

Под свойствами характера подразумевают:

  1. степень глубины характера (основная черта личности);
  2. сила характера;
  3. слабость характера (нерешительность, замкнутость);
  4. пластичность;
  5. трудность (упрямство, нахальство);
  6. оригинальность характера (мнительность) [25; с.101].

Итак, все вышеперечисленные черты и свойства, объединились и составляют единое целое – характер. Полнота и цельность характера зависят от сочетания различных черт характера, а значит и от условий жизни, воспитания и развития.

По мнению учёных и как показывает практика, структура характера изменяется, качественно перестраиваясь на всей жизни личности [25; с.101].

Из всего вышесказанного видно, что ещё с древнейших времен мыслители и учёные задумывались над проблемой изучения характера, его классификацией. Тем самым, показав всю многогранность значения характера.

Одним из основных вопросов учения о характере является вопрос о соотношении социального и биологического факторов в формировании характера.

А.В. Петровский выделяет три точки зрения на природу возникновения характера:

  1. характер наследственно обусловлен, отрицается роль социального опыта и воспитания в формировании характера;
  2. полная социализация характера, окружающая человека действительность внешне действует на него;
  3. характер имеет наследственно – обусловленные и социальные (приобретенные) свойства [31; с.423].

А.В. Петровский отмечает, что некоторые психологи считают свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, наследственные свойства организма, — это только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма, у людей, развивающихся и воспитывающихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера [52; с.263].

Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми – люди становятся такими.

Среди индивидуальных качеств особенностей психики особо важное значение свойства темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того или другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально – своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента, определённые способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или слабых внешних и внутренних побуждениях.

Таким образом, характер не врождённый, но в его проявлениях сказываются особенности природной организации. Он социально обусловлен, но на быстроту реакции оказывают влияние и свойства нервной системы человека.

Итак, характер представляет собой единство многообразия личности, определяющую её самобытность и оригинальность. Характер влияет на стиль поведения человека, на его отношение к жизни, окружению.

Вопросу о характере уделяли особое внимание не только в далёкой древности и в эпоху просвещения, но и в наши дни.

 

1.2. Акцентуации характера и их проявления в подростковом возрасте.

 

Характер изменяется на протяжении всей жизни человека. На эти изменения влияет окружающая среда, в которой живёт и развивается ребёнок: это семья, детский сад, школа, различные секции и кружки.

Поскольку подростковый возраст является периодом становления характера, именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко. И под воздействием отрицательных факторов способны переходить в патологическое состояние, то есть – акцентуации.

По Р.С. Немову, попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е. Личко и другие.

По мнению Р.С. Немова, все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

  1. характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;
  2. те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют чётко различимые типы, позволяющие выявить и строить типологию характеров;
  3. большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы [29; с.507].

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.

В работах К.Леонгарда используются как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера». К.Леонгард заменил термин «психопат» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями [21].

Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности [24].

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е. Личко. он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов пограничных состояний [24].

По мнению А.Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь [24].

По исследованиям А.Е. Личко пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий [24]. А.Е. Личко психопатии и акцентуации характера подростков,- Л-д, 1983г.

Акцентуации – это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация — эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

Как отмечают исследователи, в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация — степень, которую относят не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить чёткое представление об определенном типе характера.

Выделяют следующие основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:

  1. Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности – эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.
  2. Гипертимный тип – высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.
  3. Астеноневротический – повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
  4. Психостенический – нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
  5. Шизоидный – замкнутость, скрытность, отстранённость от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
  6. Сенситивный – робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
  7. Эпилептоидный (возбудимый) – склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
  8. Эмоционально-лабильный – крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.
  9. Инфантильно-зависимый – люди, постоянно играющие роль «вечного ребёнка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.
  10. Неустойчивый тип – постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

Рассмотрим как типы акцентуаций характера проявляются в подростковом возрасте.

Гипертимный тип. Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно – то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон.

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и на публичных собраниях. Всё это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто.

Циклоидный тип. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая ещё в большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Лабильный тип. В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и другие. заболевания хотя протекают и не в тяжёлых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор «соматической инфантилизации» играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа. Главная черта данного типа – крайняя изменчивость настроения.

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «всё не так страшно», но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Астено-невротический тип. У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной анурез, заикание и т. п.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость и раздражительность. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. В отличие от эпилептоидов аффект не отличается ни постепенным накипанием, ни силой, ни продолжительностью. В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце (Кургановский, 1965).

Сенситивный тип. С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Всё это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с, малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее.

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, вознёй, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых одноклассников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упрёки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слёзы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест…

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.

Психастенический тип. Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью и ранними «интеллектуальными интересами»…

Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии – боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью и т. п. Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т. п.

Критическим периодом, когда психастенический характер развёртывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за младшими или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных и бытовых условиях способствуют становлению психастении (Сухарева, 1959).

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если не дотрагиваться до ручек двери, то не заразишься и не заболеешь, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т. п. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.

Шизоидный тип. Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость , отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности характера всех других типов. С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

Подростковый период является самым тяжёлым для шизоидной психопатии. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живёт в своём мире, со своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.

Эпилептоидный тип. Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряжённое состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Их можно сравнить с разрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипает. Повод для взрыва может быть случайным. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть.

Картина эпилептоидной психопатии в части случаев выявляется ещё в детстве. С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью.

В первые школьные годы выступает мелочная скрупулезность в ведении тетрадей, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить суть дела, саму учебу. В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развёртывается лишь в период полового созревания от 12 до 19 лет.

Истероидный тип. Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным («жаждущие повышенной оценки», по Schneider, 1923). Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью:

Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позёрству.

Истероидные черты нередко намечаются с ранних лет . Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьёзных попытках, демонстрациях, «псевдосуицидах», «суицидальном шантаже».

Выдумки подростков-истероидов отчётливо разнятся от фантазий шизоидов. Истероидные фантазии изменчивы, всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, подростки легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам.

Неустойчивый тип. Характеризуется безудержностью, недостатком воли. Их безволие отчётливо выступает, когда дело касается учёбы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во всё лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними всё время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание и ночной анурез. С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена всё с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не испытывают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений.

Конформный тип характеризуется постоянной готовностью подчиниться голосу большинства, шаблонностью, банальностью, склонностью к благонравию, консерватизму. Они нередко хорошо учатся, получают высшее образование, при определённых условиях успешно работают.

Им свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Представители конформного типа – это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы всё у них было «как у всех» – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по разным вопросам. Под «всеми» подразумевается обычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чём отстать, но и не любят выделяться, забегать вперёд.

Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Всё, что говорит привычное для них окружение, всё, что они узнают через привычный для них канал информации, – это и есть истина. И, если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему их считают правдой.

Обобщая всё вышесказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. Сочетание различных типов акцентуаций может приводить к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных личностных черт, в том или ином человеке не усиливает акцентуацию, а напротив оно ведет к выравниванию характера, то есть к норме.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2