ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИГЛИНСКОМ РАЙОНЕ
2.1 Территориальные особенности Иглинского района
Иглинский район расположен в восточной части Башкортостана, в окружении рек Белая, Уфа, Сим. Территория района вытянута с северо-востока на юго-запад на 85 километров. Его соседи на севере – Благовещенский и Нуримановский районы, на востоке Челябинская область, на юге – Архангельский и Кармаскалинский, на западе – Уфимский районы. Площадь Иглинского района составляет 2,45 тыс. км2. Районный центр, село Иглино, находится в 49 километрах от города Уфы [18].
Местоположение района, его климатические, природные условия определяют его экономическое развитие. Район является пригородом миллионного города Уфы – столицы Башкортостана, другая его граница выходит на территорию Челябинской области. С запада на восток на протяжении 60 километров район пронизывает Транссибирская железнодорожная магистраль, вдоль которой расположены самые крупные населенные пункты района – поселки Улу-Теляк, Кудеевский, Урман, села Тавтиманово, Чуваш-Кубово, Красный Восход. Параллельно ей идет федеральная автотрасса Самара – Уфа – Челябинск. Имеется республиканская автотрасса Уфа – Иглино – Красная Горка. Наличие этих путей сообщения иглинцы издавна использовали, активно развивая ремесла и торговлю. Этот фактор и сегодня играет большую роль в жизни района. Населением, предприятиями, частными предпринимателями активно используются такие перспективные рынки сбыта, как Уфа и Челябинская область. Местоположение данного района отображено на рис. 1.

Рис. 1 Административно-территориальную единицы республики
Источник Сайт Администрации Иглинского района // Режим доступа: https://iglino.bashkortostan.ru/?ysclid=l3jzd85pli
В состав Иглинского района, как административно-территориальную единицу республики входят 19 сельсоветов [19].
В одноимённый муниципальный район в рамках местного самоуправления входит 19 муниципальных образований со статусом сельского поселения:
Сельсовет: Акбердинский; Ауструмский; Балтийский; Ивано-Казанский; Иглинский; Калтымановский; Кальтовский; Красновосходский; Кудеевский; Лемезинский; Майский; Надеждинский; Охлебининский; Тавтимановский; Турбаслинский; Уктеевский; Улу-Телякский; Урманский; Чуваш-Кубовский;
По данным переписи населения на 1 января 2019 года в районе зарегистрировано 65 063 жителя.
По состоянию на 1 января 2020 года численность населения муниципального района Иглинский район составила 65 643 человека, плотность населения – 26,7 человек на кв. км [18].
Рис.2. Численность населения
Источник Сайт Администрации Иглинского района // Режим доступа: https://iglino.bashkortostan.ru/?ysclid=l3jzd85pli
На Рисунке 2 виден значимый прирост населения, соответственно с каждым годом все больше развивается экономика Иглинского района, а значит растёт интерес к аренде муниципальной собственности.
Согласно прогнозу Минэкономразвития России, в будующем, численность населения будет составлять: 2024-84,72 тыс. чел., а к 2035 году планируется уже 121,68 тыс. чел [20].
В районе имеются все предпосылки для успешного развития животноводства и растениеводства. На территории района функционируют сельхозпредприятия различных форм собственности: муниципальные, подсобные хозяйства крупных промышленных предприятий республики, крестьянско-фермерские хозяйства.
Сельскохозяйственные угодья занимают 112319 гектаров, в том числе под сенокосы и пастбища отведено 21625 и 37482 гектаров соответственно [18].
Недра Иглинского района богаты запасами нефти, газа, марганца, гипса, песчано-гравийной смеси, щебня.
В районе много живописных мест, памятников природы и истории. В Кальтовском сельсовете находится одна из самых больших гипсовых пещер Республики Башкортостан – Куэшта. На правом берегу Агидели, в окрестностях села Охлебинино археологами найдены городища, относящиеся к IV-II векам до н.э. [16].
Таким образом, Иглинский район очень удобно расположен на территории Республики Башкортостан, тем самым имеет хорошую транспортную доступность, в нем хорошо развита инфраструктура. С запада на восток на протяжении 60 км район пронизывает Транссибирская железнодорожная магистраль, вдоль которой расположены самые крупные населенные пункты.
2.2 Проблемы аренды муниципальной собственности в Иглинском районе
Немаловажной проблемой является отсутствие заинтересованности со стороны потенциальных арендаторов на объекты нежилого фонда по причине низкой привлекательности данных объектов, их технико-эксплуатационных характеристик. Еще одной из причин по которой доходы от аренды снижаются являются задолженности. Для собственных доходов муниципалитета, недополученные суммы денежных поступлений – это значительные потери, которые не только снижают эффективность управления, но и отражаются на степени удовлетворенности населения в потребляемых услугах.
В связи с наличием указанной причины департаментом проводилась работа по взысканию данных сумм. Итоги проведенной работы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика задолженности по договорам аренды за объекты нежилого фонда муниципальной собственности, 2019-2021 гг.
| Период | Претензии к арендаторам | Иски, направленные в суд | Вынесено судебных решений | Оплачено на стадии судебного разбирательства | ||||
| Кол. | Сумма | Кол. | Сумма | Кол. | Сумма | Кол. | Сумма | |
| 2019 год | — | — | 149 | 34902,31 | 149 | 34902,31 | 88 | 7507,13 |
| 2020 год | 97 | 19340,87 | 94 | 25468,65 | 106 | 206848,46 | 73 | 7454,61 |
| 2021 год | 161 | 18383,50 | 77 | 11384,06 | 48 | 5053,62 | 30 | 1783,34 |
Источник Гражданское право. Учебник / Под ред. Сергеева А.П. Толстого Ю.К. — М.: Проспект. 2018. С. 208.
По подведенным итогам департамента в 2021 году было направлено 161 претензия по договорам на объекты нежилого фонда в сумме 13 383,50 тыс. руб. В связи со подобными обстоятельствами было сделано следующее: – 77 исков было направлено в суд общая сумма которых, составила 11 384,06 тыс. руб.; по 48 искам было вынесено судебное решение на сумму 5 053,62 тыс. руб.; по итогам 2021 года было оплачено только 1 783,34 тыс. руб. по 30 исковым заявлениям о взыскании задолженности по арендной плате за нежилые помещения. Таким образом, в течение 2021 года бюджет недополучил денежных средств по договорам аренды объектов нежилого фонда в размере 16 600,16 тыс. руб., что является значительной суммой для собственных доходов муниципалитета. Анализируя ситуацию с задолженностью арендаторов за объекты нежилого фонда в последние 3 года, получим следующую динамику, представленную на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика оплаты задолженности по арендной плате за объекты нежилого фонда
Источник Козырь О. Понятие недвижимого имущества в российском гражданском праве. Сделки с недвижимостью // Закон. 2019. № 4. С. 19.
Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что в судебном порядке муниципалитету удается взыскать с должников лишь небольшую часть из недополученных сумм. В 2021 году в бюджет было получено только 1 783,34 тыс. руб., что составляет 15,6 % от общей суммы задолженности 11 384,06 тыс. руб. Остальные денежные средства были списаны в качестве безнадежной задолженности.
Таблица 2
Показатели по работе с бесхозяйным имуществом, 2019-2021 гг.
| № п/п | Наименование мероприятий | Кол-во объектов 2019 год | Кол-во объектов 2020 год | Кол-во объектов 2021 год |
| 1 | Всего объектов | 1826 | 1776 | 1703 |
| 2 | В течение года проведена работа: | |||
| — оформлено право муниципальной собственности | 177 | 118 | 134 | |
| — установлен собственник | — | 5 | — | |
| — поставлено на учет | 121 | 174 | 105 |
Источник Гражданское право. Учебник / Под ред. Сергеева А.П. Толстого Ю.К. — М.: Проспект. 2018. С. 208.
Помимо указанной выше, проделанной работы департамент ежегодно вырабатывает план мероприятий по снижению количества бесхозяйных объектов, итоги деятельности отражены в таблице 2.
Проанализировав данные, которые предоставил департамент муниципального имущества и земельных отношений необходимо отметить, что город не может полностью избавиться от категории бесхозяйного имущества, о чем свидетельствует присутствие значительного количества таких объектов. Процедура работ по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты не может проходить быстро, так как требуется для начала проверить возможного собственника на этот объект.
После данной проверки требуется провести еще работы по изготовлению технической документации, а также провести процедуры по определению рыночной стоимости объектов муниципальной собственности. На указанные работы требуется значительная денежная сумма, которой муниципалитет в полной мере не располагает, а значит и не имеет возможности признать объекты своей собственностью и эффективно управлять, и распоряжаться ими. Вследствие этого возникают проблемы, не позволяющие эффективно использовать эти объекты с целью получения экономической выгоды.
