Заявка на расчет
Меню Услуги

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТЕЛЕСНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД МЕНОПАУЗЫ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТЕЛЕСНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД МЕНОПАУЗЫ

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проводилось в несколько этапов в период с ________ по _______ 2023 год.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Выборку составили 90 человек в возрасте от 42 до 65 лет, представленными тремя группами:

— первая экспериментальная группа женщины с установленным диагнозом – менопауза и климактерическое состояние у женщины в перименопаузальной фазе климактерия в возрасте 42-55 лет;

— вторая группа – женщины с установленным диагнозом – менопауза и климактерическое состояние у женщины в перименопаузальной фазе климактерия в возрасте 56-60 лет;

— третья группа – женщины с установленным диагнозом – менопауза и климактерическое состояние у женщины в поздней постменопаузальной фазе климактерия в возрасте 61-65 лет.

Группы:

1. 42-55 2. 56-60 3. 61-65
Принимают ЗГТ-3 Принимают/ли ЗГТ-13 Принимают/ли ЗГТ-6
Не принимают ЗГТ-27 Не принимают/ли ЗГТ-17 Не принимают/ли ЗГТ-14

Все испытуемые – русскоговорящие жители Российской Федерации.

  1. Подготовительный этап включал постановку и обоснование проблемы, определение научного аппарата, планирование экспериментального исследования, разработку программы исследования; определение его методологических и методических принципов, выбор методов исследования
  2. Экспериментальный этап состоял из диагностического этапа исследования и формирующего эксперимента.
  3. Обобщающий этап включал обработку полученных данных, соотнесение их с заявленными целями, гипотезами исследования, анализ, обобщение и интерпретацию результатов, формулирование выводов и рекомендаций, внедрение их в практику.

Для решения поставленных задач использовались такие организационные методы, как эмпирические методы – тестирование; качественные и количественные методы обработки данных; интерпретационные методы. Методическое обеспечение исследования включало следующие методики: Определение эмоциональности (Суворова), шкала депрессии Бека, методика оценки тревоги и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, опросник самооценки Дембо-Рубинштейн, Опросник образа собственного тела (ООСТ).

Методы математико-статистической обработки данных, использованные в работе: анализ описательных статистик, методы сравнительной статистики – критерий различия Стьюдента для независимых выборок; корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась соблюдением методологических принципов, теоретическим анализом современных концепций становления образа тела в онтогенезе; выбором соответствующих предмету, цели и задачам методов и методик; репрезентативностью выборок испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, а также использованием адекватных методов математико-статистической обработки данных.

Представим обоснование методик исследования.

Методика для оценки личностной и реактивной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина.

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера.

Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования. По Ю.Л. Ханину, состояние тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность («ЛТ») как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением «СТ». Величина «ЛТ» характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать «СТ…».

Диагностическая цель: определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура проведения: шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния — оценки ситуативной тревожности (СТ).

Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин.

Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.

Показатель: 1. Шкала ситуативной тревожности
Показатель: 2. Шкала личностной тревожности

Эмоциональность. Определение эмоциональности (Суворова). Показатель: 1. Шкала эмоциональности

Данная методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в 1976 г. и определяет общую эмоциональность человека. Эмоциональность — один из основных компонентов  темперамента, который как известно не меняется на протяжении всей жизни, в отличии от характера. Эмоциональность включает в себя впечатлительность,  чувствительность, импульсивность и т.д. Эмоции  (от лат. emovere  —  волновать,  возбуждать) — психические состояния как человека, так и животных, связанные  с инстинктами, потребностями, мотивами и  выражающие в форме переживания  (удовлетворения,  радости,  страха  и  т.  д.)  значимость  действующих  на человека ситуаций. Эмоции  участвуют  в регуляции  внешней   и   внутренней  деятельности,  а  также состояний организма, всех его систем.

Депрессия 

3) шкала депрессии Бека

Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии. Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

Тест-опросник (Шкала) депрессии Бека: Далее приведена созданная Аароном Беком Когнитивная терапия, в которой он описывает причины, симптомы депрессии и возможные способы избавления от нее.

Показатель: 1. Шкала депрессии Бека,

Показатель: 2. Когнитивно-аффективные проявления

Показатель: 3. Соматические проявления

4) опросник самооценки Дембо-Рубинштейн 

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) женщинами ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Показатель: 1. Уровень самооценки

Телесное восприятие 

5) Опросник образа собственного тела (ООСТ)

Методика представляет собой опросник (состоит из 16 пунктов-утверждений), направленный на диагностику недовольства собственным телом у лиц, страдающих расстройствами пищевого поведения. Опросник образа тела (ООСТ) представляет собой работоспособный психометрический инструмент, предоставляющий возможность оценки степени неудовлетворенности внешностью как составного компонента образа тела. Психометрические свойства ООСТ позволяют использовать его как в качестве скринингового инструмента в популяционных исследованиях и в качестве вспомогательного теста в процессе клинической диагностики. В рамках когнитивной теории психики неудовлетворённость собственным телом имеет два компонента: оценочный (основанный на мышлении) и перцептивный (основанный на восприятии). По результатам клинических исследований, первый компонент имеет гораздо большее значение в развитии расстройств пищевого поведения, т.е. неудовлетворённость собственным телом имеет слабую связь с реальным изменением веса и ощущениями, порождаемыми этим процессом. С точки зрения авторов методики, оценочный компонент отношения к телу отражает: глобальную оценку тела (удовлетворенность или неудовлетворенность весом, формой тела, специфическими его частями) эмоции и чувства по поводу внешности когнитивный аспект (убеждения в отношении внешности, схема тела) определенное поведение (например, избегание смотреть на себя в зеркало, взвешиваться, посещать тренажерные залы).

Показатель: 1. Уровень удовлетворенности собственным телом

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Для исследования ситуативной и личностной тревожности участниц исследования была проведена диагностика по методике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Результаты исследования ситуативной тревожности участниц исследования в соответствии с делением на возрастные группы представлены в таблице 1. Всем испытуемым было предложено заполнить бланк методики Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) «Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности».

Таблица 1

Результаты оценки уровня ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина, среднее значение

Группа испытуемых Вид тревожности
Ситуативная Личностная
Женщины в возрасте

42-55

22 24
Женщины в возрасте 56-60 41 24
Женщины в возрасте  61-65 59 30

 

По результатам проведенной оценки полученные значения индивидуального тестирования были обобщены и выведены средние значения для каждой из изучаемых возрастных групп. Принимая во внимание, что диапазон значений результатов по данной методике может варьироваться от 20 до 80 баллов мы выделили уровни тревожности. Так, значения попадающие в диапазон 20 – 39 б. отнесены нами к низкому уровню проявления исследуемого признака, значения попадающие в диапазон 40 – 59 б. отнесены нами к среднему уровню проявления исследуемого признака, значения попадающие в диапазон 60 – 80 б. отнесены нами к высокому уровню проявления исследуемого признака.

Согласно данным представленным в таблице 1 мы видим, что результаты диагностики ситуативной тревожности позволяют говорить о том, что в возрастных группах женщин 56-60 года и 61-65 лет выявлен средний уровень, в возрастной группе женщин 42-55 лет низкий уровень. Полученные данные позволяют говорить о том, что средний уровень ситуативной тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

Тревожные женщины постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными воздействиям среды, имеют сниженный порог сопротивляемости стрессу. Кроме этого, во время менопаузы у них состояние реактивной (ситуативной) тревоги внезапно возникает при попадании в стрессовую ситуацию и будет характеризоваться субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством.

Средний уровень ситуативной тревожности говорит о том, что в этом возрасте женщины уже более или менее спокойны, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами, допустим в ситуации стресса, что приведет к возрастанию ситуативной тревожности. Женщины с данным уровнем тревожности могут мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях, создают себе предпосылки к успеху и мотивируют комфортное общение. Такие результаты объясняются тем, что в целом у женщин активный период менопаузы уже миновал, завершился один из этапов и начался следующий. У женщин, имеющих умеренный уровень ситуативной тревожности могут иметь место возможные предпосылки для возникновения ситуативной тревожности не физиологического, а скорее социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок.

Низкий уровень ситуативной тревожности диагностирован в возрастной группе женщин 42-55 лет. Для женщин с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности. Известно, что некоторые люди вообще не склонны испытывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень самоконтроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитивными и прогностическими способностями. Эти качества находят свое отражение в легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, деятельности, жизни.

Рассмотрим результаты диагностики личностной тревожности в исследуемых группах. Так, во всех трех возрастных группах у женщин диагностирован средний уровень личностной тревожности. В соответствии с полученными значениями у участниц исследования личностная тревожность проявляется как устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность женщин к тревоге и предполагающая наличие у них тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Рассмотрим результаты расчета индекса Кердо.

Вегетативный индекс (тонус) – индивидуальная характеристика состояния вегетативных показателей в период относительного покоя, то есть расслабленного бодрствования. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы находятся под контролем высшего вегетативного центра – гипоталамуса и ряда других подкорковых структур. Поэтому изменения в состоянии вегетативного регулирования имеют системный характер и закономерным образом проявляются в состоянии большинства органов и систем, а также влияют на индивидуальные особенности психофизиологических функций поведения. Симпатический тип вегетативного реагирования – повышена готовность к действию, тоническое учащение пульса, рост мышечной активности, снижение кожной проводимости и др. Парасимпатический тип вегетативного реагирования – более низкий уровень мышечного тонуса, рост кожной проводимости, тоническое снижение частоты пульса и др. Расчет вегетативного индекса Кердо позволил установить наличие симпатикотонии (положительный индекс) у большинства женщин возрастной группы 42-55 лет  (87% в сравнении с 56-60 в и 27% в возрастной группе женщин 61-65 лет).

Оценка степени выраженности клинических проявлений климактерического синдрома по менопаузальному индексу Куппермана в модификации Е.В. Уваровой выявила значительное преобладание показателей у женщин возрастной группы 42-55 лет (таблица 2) по шкалам «Формификация», «головная боль», «нервозность», «парестезии», «слабость (утомляемость)».

Таблица 2

Структура менопаузального индекса Куппермана у женщин в различные периоды климактерия

 

Шкалы Женщины 42-55 лет Женщины 56-60 года Женщины 61-65 лет
Вазомоторные симптомы 1,2 0,81 2
Парестезии 1,5 0,3 0,4
Бессонница 0,9 0,7 0,7
Нервозность 1,4 0,6 0,3
Меланхолия 0,5 0,1 0,2
Головокружение 0,7 0,6 0,4
Слабость (утомляемость) 2,1 0,3 0,1
Артралгия и миалгия 0,9 0,7 0,7
Головная боль 1,4 0,1 0,6
Учащённое сердцебиение 0,6 0,2 0,5
Формикация (ощущение ползанья мурашек) 2 0,2 0,1

 

 

Сопоставим полученные в ходе диагностики данные по всем методикам. Так, установлено, что основным этиологическим фактором вегетативных расстройств является состояние хронической психоэмоциональной напряженности, что напрямую связано с эмоциональной сферой человека. Следовательно, уровень тревожности, настроения являются важными показателем статуса обследуемой женщины. Однофакторный дисперсионный анализ показал, что на распределение зависимой переменной «тревожность» оказывает статистически достоверное влияние (F=4,69, p=0,0338) независимая переменная «фаза климактерия» (таблица 3).

Таблица 3

Средние психофизиологические показатели участниц исследования

 

 

Суммарное отклонение Вегетативный  коэффициент
«Тревожность» «Настроение»
Женщины 42-55 лет 20 21 0,82
Женщины 56-60 года 16,1 15,11 1,48
Женщины 61-65 лет 15,8 15,68 1,71

 

Процедура попарного сравнения уточняет, что женщины возрастной группы 56-60 года статистически достоверно отличаются от женщин возрастной группы 42-55 лет (р=0,029) и не имеют достоверных отличий от женщин возрастной группы 61-65 лет (р=0,069).

По методике «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, получены данные: из 90 испытуемых у 12 женщин (13,3 %) наблюдается низкая эмоциональность, они меньше подвержены стрессу и могут контролировать себя в любой ситуации, им не приходилось бледнеть от страха или огорчения, не плачут от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости, у них не появляются слезы от эстетического удовольствия, когда слушают музыку.

У 24 женщин (26,6%) наблюдалась средняя эмоциональность, что обозначает не значительное нервное напряжение во время прохождения данной методики.

У женщин с менопаузой при волнении возникают дискомфорт в области солнечного сплетения, у них не появляются слезы от эстетического удовольствия, когда слушают музыку, читают стихи, во время сдачи экзамена, публичного выступления не теряют мысль, в моменты волнения или смущения ведут себя спокойно.

Рисунок 1 – Результаты исследования эмоциональности по методике «Определение эмоциональности» В.В. Суворова

У 54 женщин (60 %) наблюдалась высокая эмоциональность, в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения. Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом труда.

Измерение самооценки по методике Дембо—Рубинштейн. По первой части обработке подлежат результаты на шкалах 2–8.

Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

  1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется высота самооценки — от «0» до знака «крестика».
  2. Определяется средняя мера самооценки женщины. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.
  3. Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке женщины разных сторон своей личности, успешности деятельности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов женщины с результатами всех испытуемых женжин), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный. Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, может использоваться лишь для некоторой ориентировки.
  4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, и т. п.

При обработке второй части внимание уделяется:

  • уровню самопрезентации женщины (сколько качеств она использует);
  • тому, самостоятельно ли женщина выбирает качества или повторяет те, которые были в первой части;
  • преобладающей категории качеств (нравственные, волевые, деловые, коммуникативные и др.);
  • преобладанию среди выбранных качеств тех, которые женщины оценивает высоко, средне или низко.

Для оценки средние данные испытуемых и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (Таблица 4 ).

Таблица 4

Показатели уровня самооценки

 

Группа испытуемых

Количественная характеристика самооценки, средний балл
 

Низкая

Hopмa  

Оценка высока

Средняя Высокая
Принимают ЗГТ 0–60 61–80 81–92 92–100 и 6oлee
Не принимают ЗГТ 0–52 53–67 68–89 90–100

 

Таблица 5

Показатели дифференцированности самооценки

Группа испытуемых Количественная характеристика, балл
Слабая Умеренная Сильная
Принимают ЗГТ 0–6 7–16 6oлee 16
Не принимают ЗГТ 0–9 10–19 Бoлee 19

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности. Материалы по второй части служат дополнением к первой, позволяя дать более глубокую качественную характеристику личности женщины.

При качественном анализе материала особое внимание следует уделить редким ответам. К таким ответам, как уже отмечалось, относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний женщины оказывается выше уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение испытуемой к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, свидетельствует о неблагополучии женщины в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для испытуемой, а ее успешность в них намного ниже ее притязаний. Если подобные ответы женщина дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании женщины, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о такое отношение к себе, столь сильны у испытуемой, что она не может или не хочет «обнародовать» это отношение.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых женщин это может сопровождаться попыткой найти правильный ответ. Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!»), рисунки (в том числе и непристойные) обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность (такие женщины часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у старших возрастов.

Далее проводя исследование по выбранным методика– 53 человека, с высокой выраженностью дисфункционального образа тела – 37 человек.

Рисунок 2. Количественные показатели выраженности дисфункционального образа тела

С целью определения взаимосвязей искомых параметров проведён корреляционный анализ Пирсона. Обнаружены значимые прямые корреляционные связи выраженности дисфункционального образа тела со следующими семантическими характеристиками восприятия образа тела: «тревожит», «смущает», «хочется скрыть», «хочется изменить», что свидетельствует о высокой озабоченности испытуемых образом своего тела, негативном эмоциональном отношении и стремлении избегать ситуации его оценки со стороны.

Корреляционный анализ Пирсона выявил высоко значимую связь между дисфункциональным образом тела и негативными метакогнициями о руминациях самокритики, что демонстрирует нам наличие мыслительного застревания на дисфункции образа тела у испытуемых, мысли самокритики характеризуются как опасные, мешающие адаптации.

Связь между дисфункциональным образом тела и позитивными метакогнициями о руминациях самокритики (самокритика полезна, данные мысли помогают не совершать ошибок в будуем) не была выявлена.

Таблица 6

Корреляционный анализ параметров метакогниций о руминациях самокритики и семантических образов тела

Негативные метакогниции о руминациях самокритики Позитивные метакогниции о руминациях самокритики
Негативный семантический образ тела (хочется изменить, смущает)

 

0,46 0,11
p=,003 p=,484
Позитивный семантический

образ тела (нравится, красивое)

 

-0,16 0,01
p=,317 p=,932

Корреляционный анализ Пирсона между параметрами — индивидуальные факторные веса и позитивные, и негативные метакогниции о руминациях самокритики выявил, что при негативном образе тела, (которое смущает, требует изменений, хочется скрыть, тревожит) характерны выраженные негативные метакогниции о руминациях самокритики.

Рисунок 3. Корреляционный анализ параметров дисфункционального образа тела и депрессивной симптоматики

Дисфункциональный образ тела связан как с когнитивноаффективными проявлениями депрессии, так и с соматическими. Однако, когнитивно-аффективные проявления выступают на передний план. Это свидетельствует о том, что испытуемые уделяют большее внимание своим мыслям и чувствам относительно образа тела, чем соматическим проявлениям дисфункционального образа тела.

Рисунок 4. Корреляционный анализ параметров дисфункционального образа тела с социально-тревожными проявлениями

Показатели дисфункционального образа тела коррелируют с социально тревожными проявлениями. Эта связь является достаточно обоснованной, так как зачастую дисфункциональный образ тела формируется в рамках ситуаций социального оценивания, которые в свою очередь вызывают тревожные мысли у испытуемых.

Таблица 7

Дисфункциональный образ тела и параметры жизнестойкости: корреляционный анализ.

Жизнестойкость
Социально
психологическая
поддержка
Функциональная
семья
Удовлетворенность
жизнью
Стремление к успеху
Саморегуляция /
планирование
Позитивный образ
будущего
Дисфункциона льный образ

тела

Корреляция Пирсона -,323* -,323* -,325* -,364* ,196 -,120 -,184
Знач.

(двухсторонняя)

p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 ,226 ,461 ,256

 

Отрицательная значимая корреляция наблюдается между дисфункциональным образом тела и рядом параметров жизнестойкости (социально психологической поддержкой, функциональной семьёй, удовлетворенностью жизнью). При дисфункциональном образе тела испытуемые обнаруживают снижение жизнестокости, не воспринимают окружающих как способных оказать психологическую поддержку.

Корреляционный анализ Пирсона выявленных факторов семантического образа тела (F1 и F2) и параметров жизнестойкости опросника «Антивитальность и жизнестойкость» показал, что составляющие жизнестойкости положительно взаимосвязаны с фактором функционального/адаптивного образа тела, при котором испытуемый воспринимает его как красивое и привлекательное для других, соответствует представлениям об идеале, которое хочется «изучать». Наиболее значимые корреляционные связи говорят о том, что при адаптивном семантическом образе тела характерен оптимистичный образ будущего, высоки показатели общей жизнестойкости и гармоничной ситуации развития (функциональная семья, наличие социальнопсихологической поддержки).

При негативномм семантическом образе тела, при котором оно воспринимается как тело, которое хочется скрыть, изменить, значимых взаимосвязей с параметрами жизнестойкости не обнаружено.

Таблица 8

Симптомы депрессии, типы социальной тревоги и метакогниции о руминациях самокритики метакогнитивная дисрегуляция эмоций): корреляционный анализ

Страх оскорбить
другого
(
аллоцентрический тип
СТ)
Страх негативной
оценки
(
эгоцентрический тип
СТ)
Негативные
метокогниции о
руминациях
самокритики
Позитивные
метакогниции о
руминациях
самокрит
ики
Шкала Бека
(
общий
балл)
Корреляция Пирсона ,387* ,459** ,698** -,016
Знач. (двухсторо нняя) p<0,01 p<0,01 p<0,01 ,923

 

Корреляционная связь выраженности депрессивной симптоматики с негативными метакогнициями о руминациях самокритики имеет высокую значимость и свидетельствует о деструктивности такого типа мыслительных метакогнитивных процессов, содержа их убеждение о том, что обдумывание самокритичных мыслей и анализ ситуаций самокритики могут приводить к негативным последствиям, что такие мысли следует «не думать» и т.п.

Рисунок 5. Корреляционный анализ параметров дисфункционального образа тела с дисфункциональными убеждениями.

Испытуемые с дисункциональным образом тела достоверно чаще руководствуются дисфункциональными убеждениями типа «Зависимость». Это свидетельствует о том, что они считают себя несостоятельными, слабыми и им необходима помощь и поддержка в любой ситуации, которая может этого даже не требовать.

 

 

Таблица 9

Дисфункциональный образ тела и типы социальной тревоги: корреляционный анализ

Страх оскорбить другого

(аллоцентрический тип СТ)

Страх негативной оценки

(эгоцентрический тип СТ)

Дисфункциональный образ тела (стены) Корреляция Пирсона ,664** ,675**
Знач.

(двухсторонняя)

p<0,01 p<0,01

 

У испытуемых с дисункциональным образом тела достоверно чаще преобладает эгоцентрический тип социальной тревоги. Это связано со страхом негативной оценки окружающими. Уязвлениям и переживанием стыда и вины.

 

Рисунок 6. Корреляционный анализ параметров дисфункционального образа тела с семантическими характеристиками восприятия своего тела

Отрицательная связь выявлена с положительными семантическими характеристиками: «красивое», «комфортное», «соответствует моим представлениям об идеале», «нравится другим». Это может свидетельствовать о том, что при дисфункциональном образе тела характерен выраженно негативный смысловой образ тела, исключающий более взвешенную рациональную оценку внешности и телесности.

Факторный анализ (метод главных компонент, поворот Varimax Normalized) дескрипторов – семантических характеристик восприятия тела (шкала оценки от 0 до 10, где 0 – нет, абсолютно неверно, а 10 – да, абсолютно верно) позволил выделить 2 фактора. Они были названы по значимым критериям, которые их образуют: F1 – негативный образ (смущает, требует изменений); F2 – позитивный образ (привлекательное тело, красивое). Фактор 1 оказался значимо взаимосвязан со шкалой дисфункционального образа тела по опроснику (О.А. Скугаревский, С.В.

Сивуха).

Таблица 10

Дисфункциональный образ тела (стены)

Негативные матокогниции о руминациях самокритики Позитивные метакогниции о руминациях самокритики
Дисфункциональный образ тела (стены) Корреляция Пирсона 0,698** 0,239
Знач.

(двухсторонняя)

p<0,01 p<0,1

 

Как видно из выше представленных результатов диагностического исследования, у женщин возрастной группы 42-55 лет состояние осложняется значительными патологическими проявлениями – нейровегетативными, психоэмоциональными, которые проявляются интенсивнее, чем у женщин репродуктивного и постменопаузального периода. Как следствие, в результате существенно осложняется повседневная и социальная активность, затрудняется общение. Все участницы исследования отметили ухудшение качества жизни с наступлением менопаузы.

 

2.3. Программа психологической коррекции проблем эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы

 

В современном мире женщине часто приходится вести активный образ жизни. После 40 лет она, как правило, находится на пике своей карьеры, занимает достойное служебное положение, пользуется авторитетом среди коллег. Естественно, она не хочет терять свой социальный статус. И поэтому очень болезненно воспринимает ухудшение общего самочувствия из-за возрастных изменений в организме.

Кроме того, часто женщина находится в состоянии психологического стресса. Это объясняется тем, что у большинства женщин именно в этом периоде жизни возникают проблемы с подрастающими детьми и стареющими родителями.  Как было показано в теоретической части настоящего исследования, климакс является физиологической особенностью женского организма, поэтому у здоровой женщины он не должен сопровождаться значительными нарушениями. У части женщин наблюдаются вегетативно-сосудистые изменения: боли в области сердца, мигрень, раздражительность, бессонница, «приливы» и др.

Смягчить течение климакса можно, соблюдая режим, диету, повышая устойчивость к стрессовым воздействиям. Сон должен быть достаточно продолжителен, из пищи необходимо исключить раздражающие и возбуждающие вещества, алкогольные напитки. Также важны умеренная физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе, активное общение с окружающими. Если описанные меры недостаточны и климакс протекает с явными нарушениями в состоянии здоровья, необходимо обратиться к врачу. Назначение успокаивающих средств, лечебной гимнастики, теплых хвойных ванн перед сном часто бывает достаточным для улучшения общего состояния женщины.

Однако, в любом случае, функциональные изменения при климаксе могут продолжаться длительно и редко остаются незамеченными. Иногда они становятся настолько выражены, что приобретают характер патологических симптомов. Поэтому в таких случаях говорят уже не столько о климаксе, сколько о климактерических расстройствах. При этом в отдельных случаях, приходится назначать гормональные препараты, психотерапию. Приливы могут быть причиной нарушения сна (трудности с засыпанием, прерывистый ночной сон), в результате чего возникают усталость, утомляемость, апатия, раздражительность и даже депрессия. Нарушения ночного сна, потливость и приступы дрожи могут приводить к значительным ограничениям в повседневной жизни женщины.

Каждой женщине, даже находящейся в расцвете сил, надо заранее быть готовой – внутренне готовой – к тем переменам, которые будут ожидать ее после 40 лет. От этого понимания во многом зависит то, как она переживет это время. Причем слово «переживет» здесь не вполне подходит, ведь при желании можно прожить эти годы легко и комфортно. Для этого нужно просто правильно относиться к происходящим переменам.

Несколько советов от кандидата психологических наук Екатерины Маштаковой:

— Нельзя отождествлять менопаузу со старостью. В наше время возрастные рамки изменились. 40лет, это, по сути, еще молодая женщина. 50 – зрелая, 60 – только-только начинающая стареть. Из-за страха перед старением многие женщины отрицают наступление менопаузы, не веря, что задержка месячных связана именно с ней. Исследования показывают, что такие женщины гораздо чаще страдают от депрессивных расстройств, чувствуют себя неуверенными и имеют нарушенное представление о себе и своем организме, в отличие от женщин, которые принимают процесс климактерических изменений как физиологическую закономерность.

— Менопауза – это то самое время, когда надо задуматься о будущем. Зачастую женщины ошибочно полагают, что пора подводить итоги, но это совершенное заблуждение. 45 лет – всего лишь половина жизни, и на вторую половину нужны многочисленные планы и оптимистичный настрой. Планировать можно свои отпуска, путешествия, дальнейшее взросление своих детей и появление внуков, ведь это все такие же радостные события в жизни человека, как и своя собственная свадьба, окончание института, рождение детей. Даже выход на пенсию вовсе не означает начала периода «бесконечных поликлиник». Это – то время, когда можно всецело посвятить себя себе самой, своим домочадцам, заняться каким-нибудь давно желанным хобби.

— Жить и в молодом возрасте, и, тем более, в зрелом надо активно – то есть заниматься спортом, который способствует выработке гормонов радости – эндорфинов и помогает нам быть в тонусе и хорошо себя чувствовать. У людей спортивных проявления климакса менее выражены. Не хочется говорить банальности, но также важно правильное питание.

— Нельзя прощаться со своей «женской судьбой». Совсем не у всех женщин с наступлением климакса исчезает либидо – очень многие остаются сексуально-привлекательными в период менопаузы и после нее. Ухаживайте за собой сами или ходите к косметологу. Прогулки, бассейн, баня, СПА, массаж – вот то, что способно и сделать вас красивой и поднять настроение.

В тех же случаях, когда депрессия оказалась сильнее, не нужно спешить просить врача выписать антидепрессанты – они снимут симптомы, но не причину. Тут лучше сможет помочь психолог или психотерапевта.

На основании результатов проведенного исследования выделены мишени психологической коррекции:

  1. Негативные психические состояния (тревожность, фрустрация, ригидность).
  2. Неадекватное восприятие своего тела.
  3. Нарушение социально-психологической адаптации.

На основании выделенных мишеней разработана психокоррекционная программа «Гармонизация эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы».

Цель программы психологической коррекции: улучшение эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы.

Задачи программы психологической коррекции

  1. Снизить степень проявления негативных психических состояний.
  2. Способствовать формированию адекватного телесного восприятия.
  3. Способствовать улучшению социально-психологической адаптации.

Этапы проведения коррекционной работы:

  1. Подготовительный этап

Цель: введение, подготовка участников к проведению программы.

Задачи:

  1. Обсудить правила работы в группе.
  2. Снизить уровень напряжения и способствовать созданию мотивации на работу.
  3. Способствовать формированию групповой сплоченности.
  4. Основной этап

Цель: улучшение социально-психологической адаптации.

Задачи:

  1. Снизить степень проявления негативных психических состояний.
  2. Способствовать адекватному восприятию своего тела.
  3. Способствовать улучшению социально-психологической адаптации.
  4. Заключительный этап

Цель: подведение итогов, отсоединение психолога от группы.

Задачи:

  1. Постепенное завершение работы с уменьшением интенсивности упражнений.
  2. Подведение итогов, рефлексия о проделанной работе.

Организационные условия проведения занятий: 

  1. Количество участников группы: 8-10 человек.
  2. Определение временных ресурсов: 12 академических часов, продолжительность: 6 занятий по 2 часа.
  3. Определение места проведения: ______________ .

С целью проверки динамики в ходе психокоррекционной работы должен быть использован психодиагностический метод. Основываясь на выделенных мишенях и задачах психологической коррекции, использованы следующие методики:

  1. Методика для оценки личностной и реактивной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина.
  2. Методика М. Люшера.
  3. Методика для оценки менопаузального индекса Куппермана;
  4. Методика для оценки вегетативного индекса Кердо.

Ряд упражнений программы психологической коррекции имеют авторскую модификацию (отмечено*) при подробном рассмотрении упражнений, входящих в программу (Приложение №1).

База проведения программы психологической коррекции: ____________.

При разработке программы психологической коррекции был проведен анализ литературы, посвященный практической работе с пациентами.

Подробный текст микроплана, содержащий упражнения соответственно этапам и дням психокоррекционной программы приведен в Приложении №1.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании изучены особенности эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы.

Тема тревожно-депрессивных переживаний и искажений в восприятии своего тела у женщин в период менопаузы широко представлена нашими и зарубежными психологами. Но в этот же момент она является не до конца исследуемой, что делает её актуальной.

Актуальность изучения и исследования по данной теме оказывает серьезное влияние на многие аспекты жизни женщины, на её физическое и психоэмоциональное состояние, именно это имеет важное значение в исследовании, так как данный факт малоизучен.

В ходе исследования было установлено, что …

Предложенная программа психологической коррекции проблем эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Айламазян Э.К. Гинекология от пубертата до постменопаузы // Практическое рук-во для врачей. – М.: Изд. «МЕДпресс-информ», 2006. – 491 с.
  2. Аллахвердиева А.А., Аллахвердиев А.Р. Эмоционально-характерологический базис и структурная организация ээг женщин зрелого возраста при различных вариациях магнитного поля земли // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2020. – № 12. – С. 43-48;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13158 (дата обращения: 01.04.2023).
  3. Балан В.Е. Эпидемиология климактерического синдрома/ В.Е. Балан // Акушерство и гинекология. – 1995. – № 3. – С. 5–9.
  4. Барашков Г.Н., Котенко Н.В., Гигинейшвили Г.Р., Ланберг О.А. Применение гидродинамических фитоароматических ванн в сочетании с пелоидотерапией у женщин в период менопаузального перехода. Вестник восстановительной медицины. 2019. — № 6. – С. 17-21.
  5. Белогай К.Н. Образ тела женщин в период менопаузального перехода // Вестник КемГУ. 2018. №4 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-tela-zhenschin-v-period-menopauzalnogo-perehoda (дата обращения: 29.03.2023).
  6. Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 576 с.
  7. Биосоциальные особенности женщин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12 (58). – С. 37-40.
  8. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение. / Под редакцией А.М. Вейна. – М.: Медицинское информационное агентство, 2000.
  9. Вихляева Е.М. Постменопаузальная терапия. – М.: Мед-пресс, 2008. – 447 с.
  10. Воробьев П.А. Новые аспекты в проблеме качества жизни пожилого человека // Клиническая геронтология. – 1999. – № 2. – С. 3–8.
  11. Гаспарян С.А., Василенко И.А., Папикова К.А., Дросова Л.Д. Менопауза: вверх по лестнице, ведущей вниз. Медицинский Совет. – 2020. №13. С. 76-83
  12. Гигинейшвили Г.Р., Котенко Н.В., Ланберг О.А. Применение артпсихотерапии у женщин после мастэктомии по поводу рака молочной железы. Вестник восстановительной медицины. 2019. — № 6. – С. 22-26.
  13. Грец, И.А. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий фитнес йогой на здоровье женщин 25-40 лет / И.А. Грец, Е.П. Самсонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 1 (59). – С. 28-31.
  14. Гудкова М.А. Современные принципы гормональной терапии больных с климактерическим синдромом // Акушерство и гинекология. – 1994. – № 2. –С. 7–11.
  15. Джебашвили, М.М. Значение личностных особенностей при климактерическом синдроме // Российский мед. журн. – 2001. – № – С. 18-20.
  16. Дмитриева, Т.Б. Лечение реактивных депрессий у женщин в период климакса / Т.Б. Дмитриева, М.А. Качаева // Российский психиатр. журн. Приложение «Депрессия у женщин». – 2001. – № – С. 7-11.
  17. Доброхотова Ю.Э. Менопаузальный синдром // Лечебное дело. – 2004. – № 1. – С. 3–8.
  18. Дюкова, Г.М. Состояние психовегетативной и сексуальной сфер у женщин в перименопаузе: руководство по климактерию / Г.М. Дюкова, В.П. Сметник, Н.А. Назарова / под ред. В.И. 5. Кулакова, В.П. Сметник. – М.: Моск. ин.-т акушерства, 2001. – С. 361–383.
  19. Жмакин К.Н. Гинекологическая эндокринология / К.Н. Жмакин, Е.М. Вихляева. – М.: Медицина, 1980.
  20. Жмуров В.А. Психоорганический синдром // Психопатология. – М., 2002. – т. 2.
  21. Зайдиева Я.З. Альтернативная терапия менопаузальных расстройств у женщин в климактерии. Русский медицинский журнал. 2017. – №12. – С. 873- 878.
  22. Зайдиева Я.З. Гормонопрофилактика и коррекция системных нарушений у женщин в перименопаузе: дис. … д-ра мед. наук. – М., 1997. – С. 14.
  23. Зинина, А.И. Аффективные расстройства у женщин : автореф. дис. … канд. мед. наук / Зинина А.И. – Новосибирск, 1999. – 18 с.
  24. Иллариошкин С.Н. Ранние (додементные) формы когнитивных расстройств // Consilum-medicum. – 2007. – Т.9, № 2. – С. 107–111.
  25. Каменецкая Г.Я. Особенности депрессивных нарушений у женщин с индуцированной менопаузой / Г.Я. Каменецкая, C.B. Юренева // Климактерий. – 2003. – № 2. – С. 4–7.
  26. Корнетов H.A. Депрессивные расстройства. Диагностика, систематика, семиотика, терапия. – 2-е изд., исправл. и доп. – Томск: Сибирский издательский дом, 2001. – 130 с.
  27. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. — № 4. – С. 26-30.
  28. Кулаков В.И. Менопаузальный синдром / Т.Ж. Перегулова, Е.М. Вихляева. – М., 1996. – 64 с.
  29. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл; 2009.
  30. Менделевич В.Д. Психопатология климакса. – Казань, 1992. – 168 с.
  31. Одарущенко О.И. Тест на эмоциональное благополучие 1.0. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. — № 3. – С. 5.
  32. Одарущенко О.И., Котенко Н.В., Рачин А.П. Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС). Патент на изобретение RU 2717200 C1, 18.03.20. Заявка №2019135325 от 05.11.19.
  33. Одарущенко О.И., Самсонова Г.О., Нувахова М.Б. Клинико-психологические критерии диагностики актуального эмоционального состояния пациентов с цереброваскулярной патологией в практике стационара. Вестник восстановительной медицины. 2020. — № 1. – С. 19-26.
  34. Одарущенко О.И., Шакула А.В. Оценка эмоционального благополучия в программах психологической реабилитации, практ. рук-во для психологов. М. 2019.
  35. Пахомов Александр Анатольевич, Рухляда Николай Николаевич, Бакина Нонна Николаевна, Чернов Дмитрий Александрович Психофизиологические особенности женщин в климактерическом периоде // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-osobennosti-zhenschin-v-klimaktericheskom-periode (дата обращения: 29.03.2023).
  36. Перехов А.Я. Депрессия и сексуальные расстройства у женщин в естественной и хирургической менопаузе. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2009;4:6-10.
  37. Плотников С.М. Нервно-психические расстройства климактерического генеза у женщин // Харьковский медицинский журнал. – 1997. – № 2. – С. 27–29.
  38. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : Летопись, 2010. – 458 с.
  39. Савельева Г.М. Постменопауза. Физиология и патология / Г.М. Савельева, В.Г. Бреусенко // Вестник Российской ассоциации акушерства и гинекологии. – 1998. – № 2. –С. 45–49.
  40. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2007. – 350 с.
  41. Смелышева Лада Николаевна, Симонова Татьяна Олеговна, Кайгородцев Андрей Владимирович Исследование гормонального фона и анализ психоэмоционального состояния женщин с нарушениями менструальной функции // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-gormonalnogo-fona-i-analiz-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya-zhenschin-s-narusheniyami-menstrualnoy-funktsii (дата обращения: 07.04.2023).
  42. Сметник В.П. Клиника и диагностика климактерических расстройств // Климактерий и постменопауза. – 1997. – № 1. – С. 5–8.
  43. Сметник В.П. Руководство по климактерию / В.П. Сметник, В.И. Кулаков. – М.: МИА, 2001. – 685 с.
  44. Смулевич А.Б. Депрессии в общемедицинской практике. – М.: Берег, 2000. – 160 с.
  45. Столярова У.В. Лечебная премедикация при операциях по поводу миомы матки в условиях климактерического синдрома: дис. … канд. мед. наук. – Саратов, 2008. – С. 68–80.
  46. Столярова У.В., Хворостухина Н.Ф. Психоэмоциональные нарушения при климактерическом синдроме // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 9-1. – С. 202-206;
    URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32205 (дата обращения: 01.04.2023).
  47. Ткачук, М.Г. Исследование влияния спорта на здоровье и качество жизни женщин спортсменок / М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2006. – Вып. 19. – С. 78-86.
  48. Федорова Елена Александровна, Хлевнова Милана Геннадиевна, Северова Екатерина Александровна, Василевич Наталья Дмитриевна Психологические особенности женщин с преждевременной и ранней менопаузой // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №1 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-zhenschin-s-prezhdevremennoy-i-ranney-menopauzoy (дата обращения: 28.03.2023).
  49. Beck A.T. Assessment of depression: the depression inventory / A.T. Beck, A. Beamesderfer // Mod Probl Pharmacopsych. – 1974. –Vol.7. – P. 151–169.
  50. Bidzinska B., Mikulski E. et al. // Gynecol. Endocrinol. – 2000. – Vol.14, № 3. – P. 196–203.
  51. Depressive symptoms and risk factors among perimenopausal women / G.M. Suau, R. Normandia, R. Rodriguez, J. Romaguera, L. Segarra // P. R. Health. Sci. J. – 2005. – Vol. 24, № 3. – P. 207–210.
  52. Depressive Symptoms and Health-Related Quality of Life. The Heart and Soul Study / B. Ruo, J.S. Rumsfeld, M.A. Hlatky, et al. // JAMA. – 2003. – Vol. 290. – P. 215–221.

 

Страницы: 1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф