Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТЕЛЕСНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД МЕНОПАУЗЫ
1.1 Психологические особенности женщин в период менопаузы
1.2. Специфика эмоциональных состояний женщин в период менопаузы
1.3. Проблема телесного восприятия женщин в период менопаузы в психологической литературе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТЕЛЕСНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД МЕНОПАУЗЫ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Программа психологической коррекции проблем эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что период менопаузы вызывает дискомфорт, общество отрицательно относится к старению в целом, особенно у женщин, которые не всегда понимают свое состояние и не хотят смиряться с ним, что приводит к частым посещениям врачей, госпитализациям и социальной дезадаптации. Именно поэтому было принято решение провести данное исследование и разработать программу психотерапевтической коррекции с целью определения ее эффективности.
Старение организма часто приводит к более заметным последствиям, чем потеря детородной функции. Основными проблемами, связанными с менопаузой, являются психическое и психологическое состояние женщины (В.Н. Серов, 2002). В наше время молодость ценится выше зрелости, поэтому у части женщин менопауза, как свидетельство старения, вызывает тревогу и депрессию. (Coyne J.C., С. Pepper, Н.А. Flynn, 1999).
Помимо непосредственных психических расстройств, возникающих в период менопаузы, у женщин повышается риск психических заболеваний (депрессии, неврозы) (Н.А. Тювина, 1996; Г.И. Завидовская, 2001), так как меняется психогенная переносимость, сексуальная активность, отношения с социумом, роль в семье, возникают проблемы одиночества.
В период менопаузы у многих женщин возникают отрицательные эмоциональные состояния, такие как тревожность и раздражительность. Специалисты связывают их с уменьшением уровня эстрогенов в организме, что является распространенным мнением в научном сообществе. Несмотря на широкое распространение мнения о связи между тревогой и менопаузой, ни одно из проведенных исследований не обнаружило конкретной связи между ними. На протяжении заместительной гормональной терапии эти состояния также не исчезают, как показали результаты исследований. терапии (U. Halbreich, 1997; В.Н. Серов, 2002). В связи с этим возможно, что такие эмоциональные состояния являются следствием различных социальных факторов (P. Kielholz, 1983; Н.П. Смирнова, 1999; В.Н. Серов, 2002).
Этапы биологического развития женщины, такие как наступление менархе у подростков-девушек, репродуктивный опыт и появление менопаузы (Г. Г. Филиппова, Л. В. Харланова, D. A. Blyth), тесно связаны с образом ее тела и, частично, определяют его. Однако, все элементы физиологического опыта женщины преобразуются под влиянием социокультурных факторов, и поэтому важно рассматривать ее психосоматическое развитие, которое заключается в эволюции физиологических этапов в условиях современного социокультурного контекста. Уникальный образ тела женщины формируется на основе ее индивидуального опыта, который в то же время изменяется под влиянием социокультурных стандартов. Чтобы раскрыть механизмы развития этого образа на разных этапах жизни, необходимо применять разные подходы в изучении проблемы. В рамках телесно-ориентированных концепций (М. Фельдекрайз, В. Райх, А. Лоуэн) акцентируется единство тела и души, а в психоанализе (А. Адлер, Э. Эриксон, H. Deutsch) – объектные отношения и теории привязанности (М. Эйнсворт, Дж. Боулби, М. Кляйн). Кроме того, в решении проблемы телесности могут помочь когнитивно-бихевиоральный подход (S. Grogan, R. M. Gardner, B. K. Mendelson) и результаты феминистских исследований (S. Sanders, S. Satinsky, N. Piran, S. Bardzell).
За последние 15 лет позитивная психология (M. Seligman, M. Tiggemann, T. L. Tylka, K. Holmqvist Gattario), основанная на гуманистической психологии и когнитивно-бихевиоральных и феминистских концепциях, стала очень популярной в психологических исследованиях. В области телесности ее применение началось с работ T. F. Cash. В России же для решения проблематики, связанной с образом тела, в последние десятилетия успешно используется культурно-исторический подход (Г. А. Арина, Ю. П. Зинченко, В. В. Николаева, А. Ш. Тхостов). Однако вопросы, касающиеся исследования образа тела в неклинических выборках, а также описания социокультурных факторов и психолого-образовательных механизмов их формирования, разработки технологий формирования позитивного образа тела — все это было поднято только в последнее десятилетие и требует теоретического обоснования и проведения экспериментальных исследований.
Объект исследования: психологические особенности женщин
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы.
Задачи исследования:
— провести анализ теоретических основ изучения проблемы эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы;
— изучить специфику эмоциональной сферы женщин в период менопаузы;
— в ходе эмпирического исследования определить и проанализировать особенности эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы;
— разработать программу психологической коррекции проблем эмоциональной сферы и телесного восприятия женщин в период менопаузы. (Программа изложена в Приложении – после списка Литературы.)
Степень разработанности проблемы. История тела стала интересной темой для исследования в различных гуманитарных областях, включая медицинскую антропологию. Однако, каждая теория уникальна и несхожа с другой по своему содержанию. Например, одни ученые рассматривают тело как объект истории сексуальности (М. Фуко), другие — как объект истории психологии тела (В. Шкуратов), а третьи — как объект истории анатомических и физиологических исследований (Г. Глязер).
В любой сфере человеческой деятельности тело является неотъемлемой частью — оно участвует в каждом нашем действии. Природа тела, закономерности его изображения и представления, сущность тела и телесности активно обсуждаются на научных конференциях, отражаются и описываются в научных публикациях различных междисциплинарных областей. Множество научных работ посвящены феномену телесности в рамках философии, социологии, культурологии и психологии. Феномен телесности представляет собой сложную и многомерную проблему, что повышает сложность его изучения и описания [14].
В советской науке до конца XX века человеческое тело было рассмотрено лишь как природная данность, привлекающая внимание только медицины и биологии. В своей работе «Мужское тело в истории культуры» (2003) И.С. Кон указал на «бестелесность» в советской науке. Проблема телесности была затронута только в рамках философских вопросов о соотношении духовного и материального, а также в разрезе истории искусства и физической культуры в области гуманитарных и общественных наук [2].
Предметом детального изучения во многих научных областях является человеческое тело: как анатомия, физиология, биомеханика, антропология, сексология, гигиена и т.д. [1,5]. Текущие исследования телесности отражают целый ряд вопросов: к примеру, статус телесности; проблему телесности в контексте истории; «телесные схемы» в психоанализе с учетом идей З. Фрейда; соотношение телесного и духовного в психологии и психотерапии [8]. Существует два подхода к изучению телесности: социокультурный и экзистенциальный-феноменологический. Социокультурный подход рассматривает телесность как социокультурный феномен с определенными значениями, смыслами и культурными функциями. Наряду с изменениями в отношениях между полами и борьбы против подчиненного статуса женщин, социокультурные аспекты человеческой телесности привлекают все большее внимание. В рамках психофизиологии и психологии были проведены эмпирические исследования тела, разработаны телесные техники для целей психотерапии, что сделало человеческую телесность более интересной для ученых и широкой общественности [8].
Согласно В. И. Кудашову (2014), сегодня необходимо проводить не только дифференцированный анализ тела как объекта и субъекта, но и уделять внимание интегративному анализу его различных качеств, состояний и способностей, которые объединяются в феномен телесности. При этом невозможно рассматривать человеческое тело изолированно от памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих [8].
В основу исследования положены следующие фундаментальные теоретико-методологические положения, принципы и подходы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); принцип системной детерминации и структурной организации психических явлений (Б. Г. Ананьев Л. С. Выготский, В. А. Ганзен, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия); деятельностный подход в психологии развития (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия); преломление культурно-исторической концепции в рамках психологии телесности (Г. А. Арина, В. В. Николаева, П. Д. Тищенко, А. Ш. Тхостов); идеи о социальной природе человека (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон); биоэкологическая концепция развития человека (U. Bronfenbrenner) и модель образа тела подростка в контексте культуры (K. Holmqvist Gattario).
Выборку составили 90 человек в возрасте от 27 до 65 лет, представленными тремя группами:
— первая экспериментальная группа – женщины репродуктивного возраста 30±3 года;
— вторая группа – женщины с установленным диагнозом – менопауза и климактерическое состояние у женщины в перименопаузальной фазе климактерия в возрасте 42-55 лет;
— третья группа – женщины с установленным диагнозом – менопауза и климактерическое состояние у женщины в поздней постменопаузальной фазе климактерия в возрасте 61-65 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов в период с ________ по _______ 2023 год.
Для решения поставленных задач использовались такие организационные методы, как эмпирические методы – тестирование; качественные и количественные методы обработки данных; интерпретационные методы. Методическое обеспечение исследования включало следующие методики: 1. методика для оценки личностной и реактивной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина; 2. методика М. Люшера; 3. методика для оценки менопаузального индекса Куппермана; 4. методика для оценки вегетативного индекса Кердо, опросник «Диагностика телесного Я» (автор И.В. Лыбко).
Методы математико-статистической обработки данных, использованные в работе: анализ описательных статистик, методы сравнительной статистики – критерий различия Стьюдента для независимых выборок; корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТЕЛЕСНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД МЕНОПАУЗЫ
1.1. Психологические особенности женщин в период менопаузы
Менопауза — этап физиологического старения женщины, который характеризуется целым комплексом негативных проявлений, связанных с вегетативно-сосудистыми и обменно-эндокринными нарушениями, изменениями психоэмоциональной сферы и когнитивной функции. Прогрессирующее снижение функции яичников и инволютивная перестройка всего организма также играют свою роль. Несмотря на общие механизмы развития, клинические проявления менопаузы достаточно индивидуальны, а степень их выраженности зависит не только от гормональных изменений, но и от внешних факторов, таких как условия жизни, состояние здоровья, социальное функционирование и субъективное восприятие старения.
Наиболее важным индикатором общественного здоровья является продолжительность жизни. Рост популяции пожилых людей, который мы наблюдаем в последние десятилетия, связан с улучшением условий жизни, состояния здоровья населения и уровнем развития здравоохранения [Seltzer J.A., 2019]. К 2050 году ожидается увеличение числа людей в возрасте 60 лет и старше с 11% до 22%. Старение влияет на все аспекты жизни человека, поэтому особое внимание уделяется решению потребностей и принятию соответствующей политики для улучшения физического, социального и психического статуса пожилых людей. [Cheng WL., 2019, Heidari M. et al., 2019].
Фрейд, не смотря на то, что не писал о менопаузе, имел целый ряд ссылок по данной теме. Фрейд, последовательно рассматривая климакс как источник психологического стресса для женщин из-за «запруды либидо», писал об «ужасе перед старением, к которому приводит менопауза», которое особенно остро ощущалось при внезапно возросшем либидо[7]. В 1917 году Фрейд связывает возникновение тревожных расстройств со значительным увеличением выработки либидо во время менопаузы, что делает данную тему более актуальной.
Зигмунд Фрейд, описав женщин в период климактерия, называет их «властными, раздражительными и враждующими». Именно в это время они проявляют садистские и анальные эротические черты, которыми не обладали в период «женственности». Ханна Дойч изучает климакс в своих научных работах, рассматривая его как одну из стадий женского развития. Она утверждает, что климакс является травмой и распространенным состоянием у женщин, потому что женщины являются сексуальными существами: «Последнее «травматическое событие» женщины как сексуального существа — климакс — стоит под знаком не поддающейся исправлению «нарциссической обиды» [2, с. 90] . По ее мнению, течение менопаузы полностью определяется превратностями либидинозного развития. По мнению Х.Дойч: «Климакс представляет собой «фазу обратного развития» в судьбе либидо, регрессивное движение к покинутым инфантильным позициям либидо».
Х. Дойч проводит параллель между менопаузой и половым созреванием, утверждая, что в этот период женщина вытесняет маскулинность, но без достижения компенсаторного развития вторичных половых признаков, что приводит к прекращению возможности генитального катексиса и сублимации либидинозного влечения. Про климактерический период Х. Дойч отмечает: «Все, что было дано женскому существу в период полового созревания, забирается обратно» [2, c. 93] . Она полагает, что, поскольку генитальный катексис больше невозможен, либидо будет вынуждено «идти в обратном направлении и искать более ранние позиции» [2, c. 92] , но не без напряженной борьбы за сохранение генитального катексиса. Годы между началом менопаузы и окончательным прекращением менструации рассматриваются как время борьбы. Автор полагала, что процесс менопаузы воспринимается женщиной как «тяжелый нарциссический удар», который «увеличивает нарциссическое либидо» и инициирует борьбу женщины за «приобретение полового созревания, которое сейчас начинает исчезать» [2, c. 91] . Х. Дойч описывает обратное вынужденное продвижение либидо к более ранней стадии, чтобы удовлетворить «нарциссическую потребность быть желанной и любимой», вызванную утраченной возможностью и трудностью поиска объекта. «Либидо возвращается в фаллическую фазу с повторным катексисом для клитора. На этом этапе, «характеризующемся вагинальным разочарованием», женщина в период менопаузы уходит от реальности к фантазии.
По словам Х. Дойч, женщины, которые успешно преодолели Эдипов комплекс и пережили половое созревание, имеют все шансы справиться и с менопаузой. В противном случае, в их фантазиях об отце появляется образ сына, что является проявлением кастрационного комплекса. Стоит отметить, что такие изменения личности как подражательность, склонность к депрессии и тревожность, которые возникают при отступлении к более ранним позициям, оказывают «негативное влияние на женский нарциссизм»[2].
Т. Бенедек, в свою очередь, рассматривает вопрос о менопаузе с точки зрения Эго-психологии. Менопауза по ее мнению является «фазу развития, … прогрессивную психологическую адаптацию к регрессивному биологическому процессу» [16] . По мере снижения выработки гормонов эмоциональные потребности становятся асексуальными и женщина может освободиться от подсознательных энергий, интегрировав свою личность.
Важно отметить, что до открытия активного гормона яичников эстрогена в 1920-х годах, научное понимание менструации и климактерического периода у женщин было недостаточным. По мнению Т. Бенедек, чтобы понять климактерический период, нужно обратить внимание на аспекты полового созревания, включая реакции на первый менструальный цикл – менархе[8].
Физиологические различия между полами наиболее заметно проявляются в момент наступления менструации. Девушка, испытывающая ее впервые, обнаруживает у себя орган, о котором до этого не знала, и понимает его будущие функции в процессе беременности и родов. Однако, менструация всегда ассоциировалась с кровавыми выделениями и отнюдь не вызывала радость. Во всех культурах ей было уделено особое внимание и часто она окружалась мистическим страхом, вызванным ее болезненностью и кровоизлиянием[6]. Антропологические исследования свидетельствуют, что в почти всех сообществах мужчины испытывали страх перед менструирующими женщинами. Этот страх нашел выражение в различных табу и обычаях, что безусловно повлияло на отношение девушек к месячным.
Необходимо помнить, что психосексуальное развитие женщин является гораздо сложнее, чем у мужчин, поскольку для них сексуальность имеет более широкий спектр функций, включая адаптацию к боли. Боль — это важный аспект психосексуального опыта женщин, который может усиливаться вторичным мазохизмом или ослабевать благодаря естественному либидозному процессу. Какой путь развития выберет девушка, зависит от многих факторов, включая личность матери, ее эмоциональную и социальную ориентацию на женские функции. Через процесс идентификации девушка формирует свое отношение к себе как к женщине, что определяет ее реакцию на возникновение менструации и болезненных ощущений в женских половых функциях.
Соблюдение психической и физической гигиены является важным шагом в предотвращении травм месячных. Тем не менее, процесс психосексуальной интеграции концепции зачатия в личности является сложным и продолжительным, часто не завершающимся во время подросткового периода. Новый импульс к этому процессу придает завершение половой функции в форме зачатия, беременности и родов. Изучение предменструальной фазы цикла, то есть эмоциональных переживаний, сопровождающих физиологическое понижение выработки гормонов, может стать ключом к пониманию физиологии и патологии климакса, как утверждает Т. Бенедек [11].
Характер и тяжесть предменструальных симптомов имеют прогностическое значение в отношении климакса, однако, к счастью, такая ситуация обычно является патологической. Предменструальные симптомы возникают у большинства женщин, но с прогрессом психосексуального созревания они обычно становятся менее выраженными. Реакция женщины на изменения, вызванные менопаузой, зависит от ее психического развития и социокультурных факторов. Устоявшиеся стереотипы могут играть решающую роль в определении ролей и целей, к которым женщина стремится. Исследования женщин, переживающих климактерический период, показывают, что они нередко пытаются отрицать телесные изменения и аффективные реакции, связанные с менопаузой. Изменения в образе тела сильно влияют на психическую составляющую женщины, даже при использовании Менопаузальной Гормональной Терапии (МГТ), которая облегчает физиологические симптомы.
Физиологические изменения, связанные с возрастом, становятся существенной проблемой для женщин, особенно на этапе менопаузы, который является критическим периодом, ведущим от фертильности к бесплодию. Ежегодно, этот период переживают более 500 миллионов женщин в возрасте от 45 до 55 лет, а число этой категории людей достигнет 1,2 миллиона к 2030 году [Smail L. et al., 2017]. И хотя средняя продолжительность жизни женщин во всем мире увеличивается, достигая 78 — 80 лет, возраст начала менопаузы за последний век остался практически неизменным: 48 — 50 лет. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения, к 2030 году около 1,2 миллиарда женщин превысят 50 лет, что означает, что около трети их жизни будет связана с периодом менопаузы [Taebi M. et al. 2018, Wang X. et al., 2019].
Период менопаузы — это неотъемлемый этап естественной эволюции, который проходят все женщины по мере старения, независимо от расовой принадлежности, цвета кожи и социально-демографических факторов.
Недостаток половых гормонов вызывает гормональные изменения в организме, что приводит к снижению качества жизни и появлению характерных симптомов в период менопаузы [Добрынина И.С. с соавт. 2015, Potter B. et al., 2018]. Были найдены доказательства того, что эстрогены благодаря рецепторам и сигнальным каскадам активируют протеомные и геномные ответы клеток-мишеней и тканей, регулируя важные функциональные процессы между системами организма, контролируя рост, пролиферацию и дифференцировку клеток, а также влияя на реализацию клеточных функций. Эффекты эстрогенов осуществляются через два основных класса рецепторов: первый класс включает факторы ядерной транскрипции ERα и ERβ, кодируемые генами ESR1 и ESR2, второй состоит из мембранных рецепторов, связанных с G-белками (GPER) передачи внутриклеточного сигнала, включая GPR30, ER-X и Gq-mER [Alperin M. et al., 2019]. Рецепторы к эстрогенам широко представлены в ЦНС, особенно в областях мозга, участвующих в памяти и исполнительных функциях. При этом изоформа ERβ, экспрессируется главным образом в коре головного мозга и гиппокампе, тогда как передача сигналов через ERα представлена преимущественно в холинергических нейронах базального переднего мозга [Gava G. et al., 2019].
Системы нейротрансмиттеров, такие как ацетилхолин, серотонин и норадреналин, играют важную роль в осуществлении основных функций эстрогенов. Взаимодействие между ними поддерживает нейротрофические и нейропротективные свойства, улучшает работу митохондрий, обеспечивая выработку аденозинтрифосфата (АТФ) и дыхание митохондрий. Благодаря этим процессам, наблюдается усиление синаптической пластичности, рост нейритов и нейрогенез гиппокампа, повышение защиты нервной системы и антиоксидантного эффекта. Кроме того, эстрогены оказывают влияние на познание и память, сон, настроение, болевые ощущения и когнитивные функции. Природное снижение эндогенного эстрогена при менопаузе может привести к различным проявлениям генитоуринарного менопаузального синдрома из-за большого количества рецепторов к эстрогенам в урогенитальном тракте [Denley M.C.S. et al., 2018].
Симптомы, которые наблюдаются во время менопаузы, могут отличаться в зависимости от многих факторов, не только от изменений в гормональном фоне, но и от различных внешних условий. Данные факторы могут включать уровень общего благополучия индивидуума, условия его жизни, социальные взаимодействия, а также восприятие собственного старения. Взаимодействие всех этих факторов может усиливать или ослаблять клиническую картину менопаузы и влиять на то, как каждый индивидуум оценивает собственное состояние в зависимости от его культурных, экономических и религиозных взглядов [Шмелева С.В., 2008, SzadowskaSzlachetka Z.C. et al., 2018]. Изменения, происходящие в физиологии женщин в период менопаузы и постменопаузы, могут повлиять на их здоровье и вызвать увеличение уровня стресса. Женщины в этом периоде могут ощущать уязвимость, поскольку риски для здоровья могут возрастать вследствие этих изменений. Изучение симптомов в различных странах и континентах показывает, что они проявляются по-разному и требуют индивидуального подхода к лечению и оценке необходимости медицинской помощи. Настоящие исследования направлены на улучшение качества жизни женщин старше 50 лет и решение всех важнейших задач, связанных с этим вопросом [Karakoç H. et al., 2019, Alperin M. et al., 2019, Santoro N., 2014].
Связанные с гормональными и репродуктивными возрастными изменениями классические проявления перименопаузы являются широко распространенными, изученными и настолько обременительными для женщин, что большинство обращается за проффесиональной медицинской помощью [Андреева Е.Н., Бриль Ю.А. 2019, Santoro N., 2014, Kalmbach D.A. et al.,2019]. К психоэмоциональным, вазомоторным, урогенитальным, соматическим и когнитивным расстройствам относятся все наиболее характеристические симптомы менопаузального перехода. Длительное гипоэстрогенное состояние, вызванное менопаузой, может стать причиной сердечно-сосудистых, метаболических и опорно-двигательных изменений [Koothirezhi R, Ranganathan S., 2020, Peacock K, Ketvertis KM., 2020]. Около 85% женщин, переживающих менопаузу, сообщают о появлении хотя бы одного из симптомов, обычно связанных с вазомоторными расстройствами, нарушениями сна и депрессивными состояниями [Усольцева Е.Н., 2018, Makara-Studzińśka M.T. et al. 2014].
Переменчивость настроения, тревожность, агрессивность, депрессивные состояния отмечаются у 40-60% женщин в переходном периоде [Таболина А.А., Байкова И.А., 2015, Simbar M. et al., 2020, Mulhall S. Et al. 2018]. Сама менопауза не коррелирует с конкретными психическими расстройствами, но авторские данные свидетельствуют о более вероятном развитии депрессивных состояний у женщин в перименопаузе даже без предшествующего анамнеза [Augoulea A., et al.m 2019]. Предполагается, что ответственность за ухудшение настроения лежит на колебаниях и возможном снижении уровня эстрогенов, а женщины, страдающие повышенной лабильностью во время других репродуктивных периодов (например, предменструальной фазы менструального цикла или послеродового периода), подвергаются большему риску развития депрессий в период менопаузы. В этом случае нельзя игнорировать существенное влияние социально-экономических и психосоциальных факторов, таких как уровень образования, этническая принадлежность, образ жизни и межличностные отношения и т.д. [Hu L.Y., 2016].
Проблемы со сном усиливаются у женщин по мере приближения к менопаузе. В поздней перименопаузе и постменопаузе достигается пик, и вероятность серьезных нарушений сна во время менопаузального перехода увеличивается в 2-3,5 раза, о чем сообщают 33-50% женщин в возрасте 40-64 лет. Наиболее распространенной проблемой является плохой сон, связанный с трудностью засыпания, «рваным сном» и ранним пробуждением. Характер нарушений может меняться на протяжении всего периода менопаузы. Для многих женщин проблема нарушения сна остается длительным временем, негативно влияя на их дневную функциональность, качество жизни, а также на их физическое и эмоциональное здоровье. Стоит отметить, что между депрессивными симптомами и субъективными нарушениями сна существует стойкая двусторонняя связь [Baker F.C., 2018]. Нарушения сна могут оставаться серьезной проблемой для некоторых женщин в течение долгого периода, оказывая негативное воздействие на дневное функционирование и качество жизни, а также имея долгосрочные последствия для их здоровья, вызывая физическое и эмоциональное истощение. Важно отметить, что существует двусторонняя стойкая связь между субъективными нарушениями сна и депрессивными симптомами.
Жалобы на потерю способности концентрировать внимание, снижение познавательной функции, повышенную утомляемость и снижение производительности труда предъявляют более половины женщин [Абрамова С.В., Алексеева И.А., 2015, Колбасова Е.А., с соавт., 2014, Gujski M., et al., 2017, Bariola E. Et al., 2017]. Несмотря на то, что известно, что эстрогены участвуют в защите и питании нервных клеток, информация о влиянии гормональных изменений на когнитивные функции в период менопаузы является ограниченной и противоречивой. Современные данные позволяют лишь изъявлять неоднородность темпов и моделей изменений когнитивной функции у женщин во время менопаузального перехода и постменопаузы.
Существует информация, что синтез и выделение стероидных гормонов осуществляется с помощью системы ГГГ, где гипоталамус, гипофиз и гонады являются ключевыми частями этой системы. Механизм отвечает за реализацию репродуктивного процесса и, хотя это не так очевидно, принимает участие в функционировании и развитии головного мозга на качественном уровне, выполняя роль эффективных нейростероидов. [Булгакова С.В., Романчук Н.П., 2020]. Механизм влияния эстрогенов на когнитивную функцию реализуется через различные сигнальные пути, включая геномный путь посредством активации рецепторов эстрогена ER-α и ER-β и негеномный – посредством мембраносвязанных ER-α и ER-β и G-белок-сцепленных рецепторов эстрогена. Уровни эстрогенов в организме женщины колеблются и меняются в течение жизни, зависимо от истории и состояния её репродуктивной системы. Среди ключевых факторов, которые влияют на изменение уровней эстрогенов, можно выделить длительность периода репродуктивной способности (с момента первой менструации до наступления менопаузы), количество беременностей и периоды кормления ребенка грудью после родов [Matyi J.M. et al., 2019]. Женщины в период климакса сталкиваются с дефицитом эстрогенов, который приводит к снижению когнитивной эффективности, такой как восприятие (гнозис), исполнительные функции, память и речевые навыки, связанные с процессами анализа, обработки, хранения и передачи информации. Ученые считают, что возникновение когнитивных нарушений может быть связано со снижением интеллектуальной функциональности, основанной на индивидуальных характеристиках конкретного человека, по сравнению с уровнем преморбидного состояния [Андреева Е.Н., Шереметьева Е.В. 2019; Baker F.C. et al., 2018; Bariola E. Et al., 2017; Gujski M. et al., 2017; Imtiaz B. et al., 2017; Morgan K.N. et al., 2018].
Результаты исследования показали, насколько серьезными могут быть проблемы у женщин в период климакса, связанные с симптомами и заболеваниями. Эти результаты подчеркивают важность необходимости разработки и внедрения лечебно-профилактических программ, которые направлены на улучшение качества жизни, сохранение физического, психического и социального благополучия женщин в этом периоде.
1.2. Специфика эмоциональных состояний женщин в период менопаузы
Исследования показывают, что климактерический синдром (КС) часто возникает у женщин в период климакса, вызванный снижением и остановкой работы женских гонад в результате сложного процесса, в котором участвуют эндокринные железы, в результате чего менструальная и репродуктивная функции постепенно сокращаются. Физиологический климакс характеризуется отсутствием явных нейро-гуморальных симптомов, со стремительным угасанием функции менструации и проявлениями, не вызывающими признаков болезни [16,18]. Согласно отечественным гинекологам-эндокринологам [19,20], климактерический синдром является комплексом симптомов, которые усложняют физиологический период климакса у женщин. Симптомы, связанные с КС, могут быть разделены на три группы: нейровегетативные, обменно-эндокринные и психоэмоциональные, причем психоэмоциональные расстройства наблюдаются у 16-31% женщин в период перед климаксом. [21,22].
Выявлено, что наибольшие нарушения связаны с психоэмоциональной сферой (78,4%), в то время как нейровегетативные и обменные изменения определены только у 63,6% и 46,6% женщин соответственно, проводивших анализ клинических проявлений климакса у 88 женщин в возрасте 45-54 лет с продолжительностью заболевания в пределах 5 лет согласно данным современных исследователей [23]. Таким образом, результаты исследования подчеркивают важность психопатологии в развитии клинических проявлений климактерических расстройств у женщин.
Психотравмы, стрессы, а также различные социальные факторы (семейное положение, материальная обеспеченность, наличие работы, отношения с детьми, мужем и друзьями), самооценка, удовлетворенность жизнью и качество сексуальных отношений (включая наличие партнера и нарушения в сексуальной сфере) и психические расстройства в анамнезе — все эти факторы играют важную роль в развитии психоэмоциональных нарушений у женщин в период климакса. Однако значимость социальных факторов заключается в том, что они могут либо способствовать адаптации женщины в переходный фазе жизни, либо осложнять ее. Некоторые исследователи заметили, что женщины, находящиеся дома с детьми, имеют меньшее количество симптомов, связанных с климаксом, в то время как бездетные и разведенные подвержены более высокому риску развития психических расстройств в климактерическом периоде [24]. С другой стороны, другие исследователи [25–27] отметили, что утяжелению психопатологической симптоматики данного контингента женщин может способствовать отсутствие сексуальной активности либо снижение интереса к сексуальным отношениям.
В период менопаузы, у многих женщин, некоторые психические травмы могут утратить свою значимость, однако, в некоторых случаях, они могут стать еще более значимыми. Например, уход мужа из семьи для женщин может стать особенно тяжелым периодом, который трактуется как крушение последних надежд, приближение к старости и возможному одиночеству [18,28].
Среди психоэмоциональных расстройств, которые возникают у женщин в период климакса, можно выделить: эмоционально-психические нарушения; снижение памяти и внимания; снижение работоспособности; повышенная раздражительность; неустойчивость эмоционального состояния. Помимо этого, существуют разные типы поведения, которые могут проявляться при климактерическом синдроме, такие как: безразличное поведение, активное преодоление, приспособление или невротическое поведение. Невротические расстройства выявляются у 13% пациенток, которые могут испытывать приступы раздражительности, страха, тревоги, непереносимость звуковых и обонятельных раздражителей. При этом у 10% пациенток возникает депрессия, которая является одним из наиболее серьезных и труднолечимых симптомов, связанных с климактерическим синдромом.
Невротическая депрессия чаще всего возникает у женщин в период климактерия, в то время как истерический, фобический и астенический неврозы являются реже встречающимися. У пациенток, которые страдают от данного расстройства, отмечается сниженное настроение или колебания его уровня, расстройства сна, тревога, снижение интереса к окружающей жизни, а также могут проявляться различные соматические симптомы, что маскирует депрессивную природу клинической картины [2,14,29–31].
В исследовании, посвященном депрессивным расстройствам, которые возникают у женщин в период климактерия, В.П. Сметник и Л.Г. Тумилович (2001) обнаружили, что в 13% случаев у пациенток возникает астено-невротический синдром, из которых у 3% может проявляться ипохондрическая фиксация личности, при которой пациентки страдают от приступов раздражительности, страха, тревоги, непереносимости звуковых и обонятельных раздражителей [17]. Согласно авторам исследования, астенизация нервной системы является распространенным проявлением гипоталамических нарушений, которые возникают в связи с дефицитом компенсаторных и адаптационных механизмов.
Из изложенного выше следует, что психические расстройства, связанные с климактерическим периодом, могут проявляться различными симптомами, включая патопсихологические и психотические состояния, но наиболее распространенными являются тревожно-депрессивные и депрессивные расстройства. Однако, до сих пор не ясно, какие из этих психических нарушений являются этиопатогенетически связанными с менопаузой, а какие лишь вызываются ею, что оказывает влияние на выбор методов лечения.
Психоэмоциональные расстройства занимают значимое место в клинической картине менопаузы, по данным литературы, их распространенность составляет 50-70% [1, 3, 8, 9, 11, 12, 13, 18, 24]. Прогнозирование, диагностика, профилактика и коррекция психогенно обусловленной симптоматики, связанной с климактерическими расстройствами, остаются одной из наиболее актуальных и нерешенных проблем. [4, 14, 16, 17, 18, 19, 25].
Именно в ранней постменопаузе проявляются выраженные симптомы климактерического синдрома, обусловленные полным прекращением работы яичников и резким дефицитом эстрогенов в это время [2, 5, 9, 11]. Ситуацию ухудшают психосоциальные факторы старения женщины [13, 17]. Изменения во внутренней и внешней среде требуют активации механизмов адаптации, от их адекватности зависит качество жизни женщины. В случае нарушения взаимодействия механизмов, стабильность внутренней среды не сохраняется, что может вызвать срыв их деятельности и негативно сказаться на функциях организма [1, 15, 18, 20].
Согласно современной теории адаптации, вегетативная нервная система (ВНС) играет ведущую роль в адаптивном поведении организма [2, 4, 12, 17]. Но в условиях эндокринной перестройки и дефицита половых гормонов, структуры ВНС испытывают серьезное напряжение из-за близости к высшим вегетативным центрам, структурам психоэмоционального реагирования и центрам регуляции репродуктивной функции [5, 10, 11, 18, 22]. Неврологические и психологические симптомы менопаузы имеют множественный и неспецифический характер [3, 4, 6, 13, 14]. На эту тему используют термины, такие как «климактерический невроз», «невроз тревоги», «психосоматический климактерический синдром» и «психоэндокринный климактерический синдром», где речь идет о пограничных психических и психосоматических расстройствах. Климактерических психозов не существует[3, 4, 6, 13, 14].
Аффективные сдвиги с характерной неустойчивостью эмоциональной сферы, выраженные колебания психической активности и работоспособности, влечений, сенестопатические нарушения — это основные психические расстройства при климактерическом синдроме [3, 4, 10]. Недовольство, придирчивость и капризность часто сопровождают пониженное настроение, которое может возникнуть по незначительному поводу, а иногда и без оного. Чувство бессилия, пустоты, тревоги и беспокойства также могут появиться. В редких случаях возникают состояния повышенного настроения, которые проявляются экзальтированностью и элементами сентиментальности [10, 25].
В некоторых случаях, поведение и неустойчивость настроения у больных с климактерическим синдромом напоминают симптомы истерической психопатии [4, 21, 22].
«Соматически обусловленными психозами» называют психические расстройства, которые часто возникают в результате поражения отдельных внутренних органов или систем при соматических заболеваниях[3, 4, 10, 12].
Клинические проявления психических расстройств при соматических заболеваниях могут варьироваться от легких астенических состояний до выраженных психозов и слабоумия, что делает их многообразными. В настоящее время для соматогенных психических расстройств характерны следующие нарушения:
1) астенические;
2) неврозоподобные;
3) аффективные;
4) психопатоподобные;
5) бредовые состояния;
6) состояния помрачения сознания;
7) органический психосиндром [3, 4, 22].
Астения – самое типичное явление при различных соматических заболеваниях, в том числе у пациенток с климактерическими расстройствами [23]. Нередко бывает так называемым «стержневым» или «сквозным» синдромом. Именно астения в настоящее время в связи с патоморфозом соматогенных психических расстройств может быть единственным проявлением психических изменений. Помимо астении в чистом виде довольно часто встречается её сочетание с депрессией, тревогой, навязчивыми страхами, ипохондрическими проявлениями. Глубина астенических расстройств обычно связана с тяжестью основного заболевания [3, 4, 6, 13, 16].
Психическая активность и работоспособность при климактерическом синдроме также очень лабильны. Они могут быть обычными, повышенными даже, однако порой внезапно может появиться чувство усталости, сопровождающееся затруднением концентрации внимания, невозможностью выполнять повседневную умственную и физическую работу. Столь же неустойчивыми оказываются и влечения (аппетит, половое чувство и др.). У многих больных отмечаются разнохарактерные расстройства сна [4, 10, 11, 22].
Характерные для климактерического синдрома вегетативные нарушения могут сочетаться с сенестопатиями (зуд, покалывания, неопределённые ощущения в разных областях тела). Такого рода сенестопатии нередко обусловливают развитие ипохондрических идей, например, мыслей о раке, туберкулёзе или каком-либо другом тяжелом заболевании [3, 22]. При наложении других симптомов патологического климакса и соматической патологии пациентка представляет для врача очень трудную задачу, связанную с коррекцией вегетативных, психоэмоциональных, сердечно-сосудистых нарушений, других соматических заболеваний.
В основе всех климактерических расстройств лежат свойственные климактерическому синдрому эндокринные сдвиги, связанные с нарушенной выработкой яичниковых гормонов, в первую очередь эстрогенов и сопутствующие им вторичные соматические нарушения (например, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные расстройства), а также психогенные факторы [7, 15, 18, 20].
При климактерическом синдроме могут возникать и истинные психогенные реакции, связанные с чувствами и мыслями о катастрофическом постарении и ожиданием соответствующих «последствий», в первую очередь в семейных отношениях. Обычно такие реакции характеризуются тревожно-депрессивным настроением [22, 24, 25]. В этих случаях необходимо иметь в виду, что картиной, напоминающей психогенные реакции при климактерическом синдроме, могут начинаться и эндогенные психозы (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения) [3, 24].
Условием для появления соматически обусловленных психозов K. Schneider (1959) предложил считать:
1. Присутствие клиники соматического заболевания.
2. Присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями.
3. Определённый параллелизм между психическими и соматическими расстройствами.
4. Возможное, но не обязательное появление органической симптоматики.
Кроме того, для соматически обусловленных психозов характерен стереотип развития заболевания (смена синдромов от астенического к нарушению сознания) и благоприятный для личности выход из психоза [4, 10, 14, 24]. В последнее время произошло разграничение психозов острого и отдаленного периода течения соматического заболевания. После соматогенных психозов может сформироваться психоорганический синдром [4].
Психоорганический синдром состоит из триады Вальтер‒Бюэля, который включает в себя следующие изменения:
1. Эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание;
2. Расстройство памяти.
3. Снижение интеллекта [3, 4, 10, 17].
Ряд авторов отождествляют этот синдром с энцефалопатией [14, 17].
Наиболее общими и существенными признаками психоорганического синдрома считают нарушения памяти, расстройства эмоциональной сферы, нарушения восприятия, мышления, истощаемость психических процессов, снижение критики и соматовегетативные расстройства [3, 17, 22].
При соматических заболеваниях чаще встречается астенический вариант психоорганического синдрома с нарастающей психической слабостью, повышенной истощаемостью, плаксивостью, астенодисфорическим оттенком настроения [3, 8, 10, 20, 24, 25]. При этом при соматических заболеваниях он встречается нечасто, возникает, как правило, при длительных заболеваниях с тяжелым течением, в том числе при осложненном климактерическом синдроме. Кроме того, при рассматриваемом нами климактерическом синдроме процесс реагирования внутренних органов и церебральных структур на критическое состояние формируется как комплексный ответ соматической сферы и ЦНС на патологическое состояние органов в целом [4, 17, 21].
В структуру климактерических расстройств входят также эмоциональные нарушения. Эмоция (от лат. emoveo – «потрясаю, волную») – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений [4]. Эмоции, как и многие другие психические явления, пока слабо изучены и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Эмоции – это своеобразный механизм, при помощи которого внешние раздражители превращаются в мотивы деятельности. Благодаря эмоциям включаются двигательные и поведенческие реакции, направленные на восстановление нарушенного равновесия, гомеостаза. Саморегуляция при этом осуществляется на основе принципа обратной связи. Если какая-то потребность человеческого организма удовлетворена, появляется положительная эмоция. Например, выход из острого болезненного состояния, быстрое купирование боли сопровождается эйфорией [12, 14].
В зависимости от отношения человека к объектам и явлениям выделяют положительные и отрицательные эмоции [3, 4, 10, 18, 21, 25].
Среди эмоциональных проявлений выделяют: эмоциональные состояния, эмоциональные реакции, эмоциональные отношения. К эмоциональным состояниям относят настроение. Его описывают множеством эпитетов: мрачное, подавленное, унылое, сниженное, печальное, гневное, безразличное, испуганное, ироничное, возвышенное, радостное [3, 4]. Чаще всего встречается легкая смена настроения от грустного к повышенному без какого-либо значимого повода – эмоциональная лабильность [3, 4, 17].
Бурное и кратковременное выражение эмоций, проявляющееся в поведении и высказываниях – аффект. При его описании используют определения «веселый», «грубый», «суженный», «экспансивный», «полноценный», «неадекватный», «тоскливый аффект», «аффективная тупость», «аффективное оцепенение» [10, 17, 18, 24].
Наличие в климактерическом периоде у женщин психосоматических нарушений, сложность адекватной оценки и коррекции их позволяют считать этот вопрос одним из важных на современном этапе [3, 4, 17, 22].
В связи с увеличением частоты раннего начала еще в пременопаузальном периоде, проявлений климактерических расстройств, наличия значительного количества противопоказаний к применению заместительной гормональной терапии (ЗГТ) и осложнений, возникающих на фоне их применения, появляется необходимость дальнейшего поиска новых эффективных и максимально безопасных методов профилактики и коррекции психосоматических нарушений при климактерических расстройствах [6, 23, 25].
Обзор литературных данных свидетельствует о том, что течение климактерического периода сопровождается изменением психосоматического состояния в виде различных форм и степеней, что оказывает значительное влияние как на диагностику менопаузальных расстройств, так и на тактику ведения больных с данной патологией.
Для многих женщин наступление менопаузы – нормальный и естественный переходный период, но каждая женщина переживает его по-разному. У некоторых есть едва заметные симптомы, в то время как у других наблюдаются значительные психические и физические изменения.
Значительное влияние на психическое здоровье в период постменопаузы оказывает снижение уровня гормонов эстрогенов.
Ведущий признак начала менопаузы в жизни женщины – высокое значение гормона ФСГ (фолликулостимулирующего гормона), который свидетельствует о снижении функции яичников и окончании их работы.
Гормоны — это посредники в организме, которые запускают, останавливают, ускоряют или замедляют его физические и химические процессы. Яичники являются источником эстрогена и прогестерона, двух ключевых гормонов, контролирующих репродуктивную систему, включая менструальный цикл и фертильность (способность иметь детей) у женщин. Именно из-за истощения активности женских гормонов, особенно эстрогенов, постменопауза может повлиять на физическое и психическое здоровье женщины. Помимо утомляемости, потоотделения, кровотечения и истощения, некоторые женщины испытывают серьезные психологические проблемы.
Психические проблемы в постменопаузе распространены и чаще всего проявляются в снижении концентрации внимания, снижении самооценки, депрессивном и тревожном состоянии. Иногда наблюдаются резкие перепады настроения и раздражительность. Менопауза вызывает у многих женщин негативные эмоции, потому что они чувствуют себя так, будто вдруг стали совершенно бесполезными и невостребованными.
Учитывая, что гормоны существенно влияют на поведение человека, в этом случае главным «виновником» различных изменений будут эстрогены, уровень которых начинает снижаться в перименопаузе. Во время постменопаузы падение уровня эстрогенов может привести к сочетанию гормональных и биохимических изменений, которые приводят к изменениям в головном мозге и нервной системе.
Симптомы снижение уровня эстрогена у женщин:
• физические (хроническая усталость, повышенное потоотделение, бессонница, потеря памяти и т. д.);
• психические (перепады настроения, раздражительность, грусть, отсутствие мотивации, проблемы с сохранением внимания и его концентрации, эмоциональная тревожность; также велика вероятность обострения имеющихся психических проблем – возможные рецидивы или изменение симптомов ранее выявленного психического заболевания).
Недавние исследования показали, что у женщин в четыре раза чаще развиваются психические расстройства во время постменопаузы, чем в любой другой период их жизни. Хотя некоторые женщины впервые испытывают депрессию во время менопаузы, то многие из них уже сталкивались с этими проблемами раньше, что делает их еще более чувствительными к ухудшению состояния в этот период.
Несмотря на симптомы тревожности и панических атак, которые обычно возникают во время постменопаузы, научных исследований по этому вопросу недостаточно.
Клиническими исследованиями, в которых изучалась связь между депрессией, биполярным расстройством (маниакально-депрессивным психозом) и некоторыми другими психическими состояниями с постменопаузой привели учёных к выводу, что постменопауза является трудным периодом в жизни женщины. Хотя были показаны лишь умеренные связи с некоторыми состояниями. Похоже, что постменопауза может усугубить биполярное расстройство, если оно существовало раньше.
Каждый новый период жизни приносит с собой какие-то изменения, а когда дело доходит до биологических процессов, связанных с психологическими изменениями, ситуация становится сложной. Женщины, у которых до наступления менопаузы были определенные психические проблемы, становятся более чувствительными к гормональным изменениям, которые начинают происходить в их организме. Это может значительно усложнить их повседневную жизнь, особенно когда речь идет о выполняемой ими работе с высоким эмоционального напряжения, уходе детей из дома (синдром пустого гнезда ), выходе на пенсию, старении родителей и т. д.
В эволюционном плане женская фертильность является сильнейшим двигателем общества, поскольку именно женщины могут принести в мир новую жизнь. Если принять во внимание только этот факт, нетрудно сделать вывод, что менопауза у женщин вызывает ряд вопросов и сомнений, связанных с их собственной самооценкой и уверенностью в себе. В дополнение ко всему этому общество иногда может быть настроенным на некоторые стереотипы, которые предъявляют определенные требования к женщинам. Поэтому постменопауза – действительно сложный период, который иногда трудно принять.
Помимо гормональных изменений, есть и другие факторы, которые могут повлиять на психическое здоровье женщины, и это в первую очередь социальные факторы, связанные с психологическими трудностями. Во время менопаузы многое подходит к концу: карьера приближается к пенсии, дети уходят из дома и начинают свою жизнь, родители стареют и им нужна помощь в выполнении повседневных дел и т. д.
В этот период необходимо пересмотреть многие жизненные приоритеты и поставить перед собой новые цели. Хотя многое подходит к концу, грядут новые начинания, которые могут быть действительно захватывающими. Большинство женщин в этот период становятся бабушками и наслаждаться новой жизненной ролью со своими внуками. Выход на пенсию также может открыть много возможностей, если вы организуете свое свободное время так, как хотите, и продолжите заниматься любимыми делами, на которые раньше не было времени из-за работы.
Другими словами, жизнь в постменопаузе не прекращается, а продолжается в какой-то другой форме, которая, несмотря на многочисленные изменения, приносит с собой некоторые новые возможности, но только если вы готовы дать им шанс.
1.3. Проблема телесного восприятия женщин в период менопаузы в психологической литературе
Восприятие собственного тела – большая и значимая тема. Самая распространенная проблема в нарушении восприятия собственного тела – это восприятие веса и объема. Образ тела у женщин (в большей степени это присуще именно женщинам) формируется под влиянием внешних оценок и обратной связи от окружающих. Причем наибольшее воздействие оказывает мнение значимых близких людей – партнера, родителей. Выделим наиболее распространенные причины искажения образа своего тела:
1. Отсутствие положительной обратной связи.
2. Нереалистичные ожидания.
3. Потребность в зависимости не реализовалась.
4. Угроза безопасности.
5. Ощущение потери контроля над определенной стороной своей жизни.
6. Отсутствие любви и внимания к себе.
Есть у искажения восприятия своего тела и «социальные» причины. Одной из таких причин является уверенность в том, что рядом с успешным мужчиной может быть только стройная молодая женщина. Тут играют роль и биологические факторы: стройная фигура ассоциируется с молодостью, а молодая спутница подтверждает в глазах, окружающих состоятельность мужчины. Кроме того, стройные молодые девушки ассоциируются у большинства мужчин со свободой и активностью, в то время как полные – с материнством. Именно поэтому бессознательно мужчины воспринимают их как уже «занятых» и продолжают свои поиски среди стройных.
Кроме того, что образ тела формируется зачастую под влиянием оценок окружающих, сознание еще и «не успевает» за телом. То есть в теле происходят какие-то изменения, а в сознании еще долгое время хранится тот самый образ, который стал для человека привычным.
В нашем обществе отношение к менопаузе формируется под влиянием культурных представлений о зрелых женщинах, а переход в менопаузу часто воспринимается как время изменения эмоционального и физического здоровья. Тем не менее антропологические исследования показали, что менопауза может быть положительным событием, особенно когда она означает изменение социального статуса [2]. Помимо гормональных изменений в период менопаузы происходят существенные изменения в образе тела женщин. Исследования показывают, что существует возрастная динамика в образе тела женщин, но результаты исследований довольно противоречивы. Например, M. Tiggemann и A. McCourt отмечают, что удовлетворенность образом тела у женщин увеличивается с возрастом [3]. В то же время работа С. Runfola с коллегами, проведенная на большой выборке женщин (1789 человек) старше 50 лет, демонстрирует, что только 12,2 % женщин этого возраста удовлетворены своим телом. Эта группа женщин имеет более низкий индекс массы тела (ИМТ) и сообщает о меньшем числе симптомов, характеризующих нарушения пищевого поведения и более высокой степенью удовлетворенности как весом, так и внешностью в целом. При этом контроль веса не отличался значимо между группами удовлетворенных и неудовлетворенных телом женщин [4]. Описанное исследование проводилось при помощи метода силуэтов, широко используемого в зарубежных исследованиях. Другие авторы показывают, что в группе зрелых женщин испытуемые, удовлетворенные своим телом, весили значительно меньше, чем неудовлетворенные [5–7]. К тому же большинство удовлетворенных телом женщин (88 %) имели нормальный ИМТ, 40 % из них сообщили, что увеличение веса на 5 фунтов (примерно на 2,5 кг) чрезвычайно расстроило бы их. 77,1 % женщин сообщают, что вес и формы тела играют основную роль в их самооценке [4].
Исследование L. McLaren с соавторами показало, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью телом у женщин после 50 лет, весом и ростом опрошенных женщин на разных возрастных этапах. 933 женщины среднего возраста представили данные о самооценке относительно своего веса в возрасте 54 лет и данные о росте и весе в возрасте 7, 11, 15, 20, 26, 36, 43 и 54. Также собирались данные о репродуктивном здоровье женщин. При помощи иерархического линейного моделирования и множественного регрессионного анализа было показано, что женщины, которые были недовольны весом в середине жизни, были тяжелее в возрасте 7 лет по сравнению со сверстниками и показали более быстрый рост ИМТ с возрастом. Более позднее наступление менопаузы, гормональная заместительная терапия до менопаузы были связаны с меньшей неудовлетворенностью [6]. Изменения в образе тела, о которых пишут зарубежные исследователи, по нашему мнению, нельзя объяснить только гормональными перестройками в организме зрелой женщины. Особую роль в появлении негативных феноменов, связанных с образом тела, играют социокультурные факторы. Традиционно женское тело рассматривается либо как нечистое (что связано с менструациями, родами, послеродовыми кровотечениями), либо как тело матери, лишенное сексуальности, святое и чистое. Такую дихотомию можно объяснить христианскими традициями, в результате чего в культуре закрепилось даже не амбивалентное, а полярно-конфликтное отношение к женскому телу [8].
Современная женщина интернализует стереотип о том, что естественное тело непривлекательно, нуждается в постоянной трансформации, в результате чего в обществе все больше распространяется «нормативное недовольство внешностью» [9]. Стереотипом уже давно стал контроль за весом, который для многих женщин является своеобразным ритуалом. При этом исследования показывают, что поведение по контролю веса зависит от негативного образа тела [10]. Л. В. Харланова отмечает, что наступление менопаузы является столь же ярким событием в жизни женщины, как и наступление менархе у девушки. Чаще всего акцент в научно-популярных работах делается на негативной симптоматике менопаузы. Замещающая гормональная терапия, появившаяся еще в 1937 г., стала предлагаться практически всем зрелым женщинам. Снижение эстрогенов в организме сегодня трактуется как симптом болезни, требующий лечения [8]. Даже коррекцию психологических изменений, связанных с менопаузальным переходом, предлагается проводить при помощи гормональной терапии. В результате многие женщины начинают лечение, опираясь не на собственные ощущения, а под давлением стереотипов.
В современном мире женственность часто заканчивается там, где заканчивается репродуктивная функция, т. е. женщина зрелого возраста часто рассматривается как неженственная. Мы полагаем, что в зрелом возрасте, как и в подростковом и юношеском, обратная связь, получаемая женщиной от партнера, может стать своеобразным буфером на пути негативной информации и негативных стереотипов. Например, N. L. Wood-Barcalow, T. L. Tylka и C. L. AugustusHorvath вводят термин защитный фильтр, который помогает не допустить негативную для самооценки информацию или изменить ее таким образом, чтобы она перестала быть опасной для образа тела [11].
В качестве основных свойств образа тела необходимо рассматривать позитивность – негативность, внутреннюю согласованность – противоречивость, реалистичность – нереалистичность, интегрированность – дезинтегрированность, целостность – фрагментарность, открытость обратной связи и внешним воздействиям – закрытость от внешних воздействий (наличие – отсутствие защитного фильтра).
В развитии образа тела женщин наблюдается возрастная изменчивость, проявляющаяся в действии разных факторов, механизмов, изменении содержательных характеристик выделенных компонентов и свойств. Возможно позитивное прохождение этапов психосоматического развития с формированием позитивного образа тела и «застревание» на тех или иных стадиях с формированием негативного или противоречивого образа.
В завершение рассмотрения параграфа отметим, что позитивный образ тела формируется в первую очередь за счет развития системы, осознанной саморегуляции и рефлексии, положительной обратной связи от значимых других (членов семьи, любовного партнера, сверстников), моделей телесных стратегий и практик, основанных на ценностном отношении к телу, а также благодаря демонстрации более широкого круга стереотипов привлекательности и красоты в цифровых и традиционных СМИ (E. Stice).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф