Меню Услуги

Особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Дипломная работа

Предмет: Психология

Тема: Особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте

ВУЗ: «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социальной психологии

Кафедра теоретических основ социальной психологии

АННОТАЦИЯ

 Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию «Особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте».

Цель исследования – Особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте

Объект исследования – этническая идентичность подростков.

Предмет исследования – взаимосвязь между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью.

В работе представлены результаты теоретико-эмпирического исследования этнической идентичности подростков. В условиях мультикультурализма и становления гражданского общества на современном этапе развития во всех полиэтнических государствах постсоветского пространства и, в частности, в России актуализируются потребности в формировании гражданской идентичности и поддержании позитивной этнической идентичности

Основными методическими средствами работы являются: опросник М. Берзонски и модели измерения ингрупповой идентификации Агадуллиной, Е. Р. Ловаковой; коэффициент корреляции Пирсона.

В ходе исследования подтверждены гипотеза о том, что: существует взаимосвязь между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью.

Полученные результаты позволяют углубить понимание особенностей формирования этнической идентичности в подростковом возрасте.

 

 

ANNOTATION

 This qualification paper is devoted to the investigation of “Peculiarities of formation of ethnic identity in adolescence».

The aim of the research is to analyze formation of ethnic identity’s peculiarities in adolescence.

The object of the research is the ethnic identity of adolescents.

The subject of the research is the relationship between the preferred styles of identity and ethnic identity.  In this paper the results of theoretical and empirical studies of ethnic identity of adolescents are presented. Under the conditions of multiculturalism and formation of civil society at the current stage of development, the necessity of the formation of civic identity and maintaining positive ethnic identity becomes relevant in all multi-ethnic post Soviet countries and, in particular, in Russia.

The main methodological tools of the paper are: M. Berzonski’s questionnaire and the measurement models of ingroup identification by Agadullina & Lovakovoy; Pearson’s correlation coefficient.

While conducting the research, the hypothesis claiming that there is a mutual connection between the preferred styles of identity and the ethnic identity is proved

The obtained results help to deepen the understanding of peculiarities of the formation of ethnic identity in adolescence.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6

Глава 1.Психологический анализ этнической идентичности ………………..9

1.1 Этническая идентичность как вид социальной идентичности…………….9

1.2. Этническая идентичность в психологических исследованиях ………….23

Глава 2.Практическое исследование взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.1. Диагностика особенностей этнической идентичности в подростковой среде…………………………………………………………………………..….32

2.2. Диагностика предпочитаемых стилей идентичности в подростковой среде………………………………………………………………………………34

2.3. Исследование взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью……………………………..……38

Рекомендации ……………………………………………………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….53

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одной из важнейших задач является поиск эффективных путей выхода из кризиса и определение роли в этом процессе культурной, национальной, этнической идентичности граждан России, претерпевшей за короткий временной период значительные трансформации.

В ряду многочисленных проблем, связанных с сущностью и функционированием этнонациональных феноменов, в последние десятилетия в социально-гуманитарном знании острую актуальность обрела тема этнокультурной идентичности, под которой мы понимаем сложный социально-психологический феномен, содержание которого определяет осознание индивидом своей общности с некоторым этнонациональным образованием на основе разделяемой культуры, глубинное эмоциональное переживание этой общности и соответствующие культурные формы её манифестации.

Интерес к проблеме идентичности сопряжен сглубинной экзистенциальной потребностью человека в укорененности и принадлежности.

Каждый индивид подсознательно стремится к обретению единства с окружающим миром, и нет более надежных оснований такого единства, чем интеграция в культурно-символическое пространство той или иной культурной общности. Наряду с возрастающим интересом к проблеме этнокультурной идентичности, обнаруживались и значительные сложности, затрудняющие её изучение. И,прежде всего, это сложности методологического порядка.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления новых явлений и особенностей социальной реальности, возникающих с развитием современного общества.

В условиях мультикультурализма и становления гражданского общества на современном этапе развития во всех полиэтнических государствах постсоветского пространства и, в частности, в России актуализируются потребности в формировании гражданской идентичности и поддержании позитивной этнической идентичности, что обусловлено следующими моментами.

В условиях глобализации в мире, с одной стороны, происходят постоянная диффузия и взаимопроникновение культур, а с другой — возрастает их дифференциация, и чем сильнее процессы глобализации, тем более востребованной оказывается локальная специфика. Следует отметить, что этнокультурные различия в таких условиях жестко фиксируются, что может стать почвой для ксенофобии. [1]

В результате этническое разнообразие, его сложность и динамичность должны восприниматься толерантно, но при этом с ними не должны быть связаны вопросы организации гражданской жизни.

Современное состояние мирового общественного развития характеризуется наличием множественных идентичностей.

Однако надо признать, что у граждан России процесс признания возможности множественных идентичностей делает только первые шаги.

В этом контексте возникает проблема теоретической рефлексии национальной идентичности, которую, по нашему мнению, следует понимать, как надэтническую гражданскую идентичность. Необходимость удовлетворения потребностей в поддержании позитивной этнической идентичности при условии её актуализированности и формировании национальной, то есть гражданской, идентичности является очевидной.

По мнению этнопсихологов Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко и других, толерантность и этничность являются базисными нормативно-ценностными ориентирами этнокультуры, именно они позволят создать необходимые нормативные условия стабильного существования и продуктивного развития российского общества.

Объект исследования – этническая идентичность подростков.

Предмет исследования — взаимосвязь между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью

Цель работы – проанализировать особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте.

Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

— изучить феномен этнической идентичности как вида социальной идентичности

— проанализировать как этническая идентичность представлена в психологических исследованиях;

— провести практическое исследование взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью- разработать рекомендации.

Гипотеза исследования – существует взаимосвязь между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью.

Выборку составили учащиеся обычных школ подросткового возраста. Измерялись стили конструирования личностной идентичности (одноименный опросник М. Берзонски и модели измерения ингрупповой идентификации Агадуллиной, Е. Р. Ловаковой с целью диагностики этнической идентичности подростков.

С целью математической обработки результатов психологического исследования мы применили критерий Спирмена.

[1]Сайфутдиярова Е.Ф., Ахматханова Л.А. Взаимосвязь этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодёжи// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

Прикрепленные файлы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

VKR_Dunenkov_V.V._So_4.1

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы: