Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ……………………………………………………………………………………………………
1. Правовые основы пенсионного обеспечения в России……………………..
1.1 Понятие и сущность пенсионного обеспечения в России
1.2 История развития пенсионного обеспечения в России
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ…………………….
2. Современное состояние пенсионного обеспечения в России
2.1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения в России
2.2 Виды пенсионного обеспечения в России
3. Проблемы и перспективы пенсионного обеспечения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы социальной защищенности населения имеют первоочередное значение в нашем государстве. Актуальность этих вопросов заключается в том, что они касаются и будут касаться каждого гражданина Российской Федерации. Одних в связи с наступлением пенсионного возраста, других — в связи с возможностью получения пенсий в скором будущем.
Система пенсионного обеспечения является одним из основных видов социального обеспечения в России является система пенсионного обеспечения, представляющая собой развивающуюся государственную программу, охватывающую значительные слои населения в Российской Федерации. Согласно статистическим данным, Пенсионный Фонд РФ выплачивает пенсии почти 43 млн. российских пенсионеров, более 39 млн. получают страховую пенсию, более 3,5 млн. — пенсию по государственному пенсионному обеспечению, а также назначает и финансирует выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Кроме того, Пенсионный фонд РФ выплачивает пенсии более чем 270 тыс. граждан, проживающих в 121 стране мира .
В настоящее время в России продолжается реализация пенсионной реформы, которая направлена на достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения и формирования стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.
Для решения задач в области совершенствования пенсионной системы Президентом РФ 28 декабря 2013 г. был подписан закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в действие с 1 января 2015 г.
Закон полностью изменил действующую систему начисления пенсий в России и содержит целый ряд новых положений, главное из которых связано с институтом трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых пенсионных взносов. Действовавшие до 2015 г. трудовые пенсии, состоящие из страховой и накопительной частей преобразованы в новые виды пенсий: страховую и накопительную (последняя регулируется законом от 28.12.2013 г. № 424 ФЗ «О накопительной пенсии» и предметом изучения курсовой работы не является.) Место трудовой пенсии заняла страховая пенсия, которая формируется с применением новой величины-пенсионных коэффициентов, или баллов.
Предусмотренные законом основания перерасчета, индексации и корректировки пенсий по государственному социальному обеспечению, особенно в условиях рыночной экономики, позволят влиять не только на обеспечение достойного уровня пенсий, адекватный трудовому вкладу, но и влиять на изменение ситуации в этой сфере и обеспечение перспективных условий функционирования пенсионной системы.
Проблемы повышения пенсионного возраста также являются одним из самых обсуждаемых вопросов в научной и практической среде.
Таким образом, значимость исследования современного состояния, а также выявления проблем пенсионного обеспечения обусловлена необходимостью выработки единого подхода и совершенствования практики его реализации.
Цель работы — изучить особенности современного состояния и перспектив развития пенсионного обеспечения.
В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
— сформулировать понятие и сущность пенсионного обеспечения в России;
— изучить историю развития пенсионного обеспечения в России;
— охарактеризовать правовое регулирование пенсионного обеспечения в России;
— проанализировать виды пенсионного обеспечения в России;
— выявить проблемы и предложить перспективы пенсионного обеспечения в России.
Объект исследования – правоотношения, складывающиеся в процессе реализации пенсионного обеспечения в России.
Предмет исследования – нормативные акты, регламентирующие особенности современного состояния и перспектив развития пенсионного обеспечения.
Теоретической основой работы являются труды российских правоведов, посвященные правовой природе пенсионного обеспечения. Вопросы реализации права на пенсионное обеспечение рассматриваются в работах Гончаровой М.А, Ершова В.А, Куревиной Л.В, МачульскойЕ.Е.,Захарова М.Л., Рабинович А.Д., Савинова А.Н., Назарова А.С., Фирстовой С.Ю.
Теоретическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего ее использования при проведении методических и специальных исследований по вопросам указанной темы, а также при формировании единой концепции дальнейшего совершенствования пенсионной системы РФ.
При написании работы использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ юридической литературы, анализ нормативно-правовой документации; изучение и обобщение отечественной практики, сравнение; а также специальные, такие как метод комплексного юридического анализа, сравнительно-правовой метод и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие и сущность пенсионного обеспечения в России
Дискуссии между российскими исследователями по поводу формулировки определения термина «пенсионное обеспечение» ведутся довольно продолжительное время и у каждого автора есть свой взгляд на это определение. Одна группа авторов, состоящая из таких авторов как Роик В.Д., Гусов К.Н. и другие, утверждает что под «пенсионным обеспечением» понимается так называемая социальная защита. Эти авторы выделяют следующие формы социальной защиты: личная материальная самозащита, общественная благотворительность, государственное социальное обеспечение и помощь, общественная солидарность, а также фирменные (предприятий) системы социальной защиты .
Другие авторы, к примеру, Павлюченко В.Г., среди форм социальной защиты выделяют: социальное страхование и благотворительность, социальную помощь и социальное обеспечение .
В свою очередь все эти формы социальной защиты подразумевают предохранение от тех рисков, которые связаны со старостью, инвалидностью и потерей кормильца.
Так, из-за своей полисемантичности и неопределённости, пенсионная система создает немало трудностей при её анализе, как в теории, так и в практической работе. Степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы очень отстаёт от потребностей современной российской практики, и нуждается в дальнейшей разработке категориально-понятийного аппарата во избежание проблем.
Анализ определения термина «социальное обеспечение» показал, что существует как узкая, так и широкая его формулировка. В узком значении под социальным обеспечением подразумевается только выплата пенсий, пособий и социальное обслуживание. В широком смысле сюда включают: медицинское, пенсионное, собственно социальное обеспечение.
Однако в каждом из выше названных вариантов среди видов социального обеспечения названо пенсионное обеспечение.
Термин «пенсионное обеспечение» является достаточно ёмким и включает в себя различные формы социальной защиты населения от социальных рисков таких как: наступление старости, инвалидность, потеря кормильца. В широком смысле «в него включаются не только обязательные и дополнительные пенсионные программы, но и другие системы, позволяющие поддерживать определённый уровень и стандарты жизни в пенсионном возрасте (например: социальное обслуживание, здравоохранение и др.)» .
В узком смысле термин предполагает, что пенсионное обеспечение выражается исключительно в виде пенсионного страхования . Однако ситуация усугубляется тем, что указанные понятия чётко не определены и границы между ними подвижны. Часто поднимается вопрос о равнозначном и параллельном существовании процессов, обозначенных указанными терминами, в зависимости от методов финансирования и формирования денежных фондов. При финансировании в виде прямых ассигнований из бюджета используют термин «пенсионное обеспечение», а при применении страховых методов — термин «пенсионное страхование» .
Таким образом, термин «пенсионное обеспечение» рассматривается только в широком смысле, который включает в себя все виды пенсий, формируемых и выплачиваемых в рамках пенсионной системы — государственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.
Пенсионное обеспечение является одним из самых главных социальных гарантий для устойчивого развития общества, поскольку затрагивает интересы нетрудоспособного и естественно, трудоспособного населения страны. Для России этот вопрос является актуальным, так как в России в настоящий момент проживает свыше 44 миллионов престарелых людей, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Исходя из действующего законодательства Российской Федерации, пенсионное обеспечение имеет трёхуровневую структуру:
1) государственное пенсионное обеспечение (оно финансируется за счет средств федерального бюджета). Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по Федеральному Закону от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ;
2) обязательное пенсионное страхование (его финансирование осуществляется за счет страховых взносов от работодателей, перечисляемых в ПФР, а также дотаций из бюджета). В этой системе выплачиваются страховые пенсии по старости или инвалидности (в состав которой входят базовая, страховая и накопительная части), а также пенсия в случае потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);
3) негосударственное пенсионное обеспечение (страхование). Негосударственные пенсии выплачиваются в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемыми за счет взносов от работодателей и работников в свою пользу.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному обеспечению. Оно может осуществляться как в форме личного пенсионного страхования граждан, которые накапливают денежные средства на свое дополнительное пенсионное обеспечение в банках, страховых компаниях или пенсионных фондах, так и в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики и т.д.
Некоторые авторы считают, что применение термина «негосударственное пенсионное обеспечение» в отношении основной деятельности негосударственных пенсионных фондов, деятельности страховых компаний не совсем обосновано, так как организация негосударственного пенсионного обеспечения происходит на страховых принципах. Поэтому, было бы корректнее назвать это системой негосударственного пенсионного страхования. Мнение авторов сводится к тому, что употребление обоих понятий считается допустимым, если исходить из того, что «пенсионное обеспечение» — это родовое понятие, а «пенсионное страхование» — это понятие, отражающее одну из форм пенсионного обеспечения.
Точную формулировку термина «Обязательное пенсионное страхование» дает Федеральный закон от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» . Статья 3 данного закона гласит, что под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Формы пенсионного страхования – разновидности страхования, связанные с пенсионным обеспечением. В Российской Федерации пенсионное страхование осуществляется в двух основных формах: обязательной и дополнительной (добровольной).
Общая структура форм пенсионного страхования представлена двумя видами.
Обязательная форма пенсионного обеспечения является главным компонентом текущей пенсионной системы. Выплата пенсий обеспечивается исходя из трудового стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется, как и за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд России, так и за счет средств, полученных от обязательных страховых взносов на накопление. Обязательное страховое обеспечение предполагает, что страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом, при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страховщик, застрахованные лица и страхователи. Пенсионный фонд России является страховщиком обязательного пенсионного страхования. Выплаты физическим лицам, организациям, индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам (занимающимся частной практикой) производят страхователи по обязательной форме пенсионного страхования.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации и на которых распространяется обязательная форма пенсионного страхования в соответствии с действующим Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно данному закону страховым случаем является достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию. При достижении пенсионного возраста застрахованного лица, накопленные взносы являются источником, из которого будут выплачиваться пожизненная пенсия .
Добровольная форма пенсионного обеспечения является дополнительным страхованием по отношению к обязательному. Страховщиками добровольного пенсионного страхования выступают: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. Взносы добровольного пенсионного обеспечения могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от выбранной программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно. Пенсионные выплаты по добровольному пенсионному обеспечению могут предоставляться застрахованным лицам при наличии пенсионных накоплений.
Организация и управление пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной функции государства, реализуемой в социальной политике.
Главной целью пенсионного обеспечения является защита лиц от рисков связанных с необеспеченностью в старости, наступления инвалидности и в случае потери кормильца. Сущность пенсионного обеспечения проявляется в её функциях:
— экономическая функция заключается в замещении временно и постоянно утраченных доходов лиц при наступлении названых выше случаев; в распределении части доходов работающего населения через страховые взносы, а также бюджетных средств на выплату пенсий нынешним пенсионерам;
— социальная функция предусматривает обеспечение достойного уровня жизни пенсионерам;
политическая функция предполагает поддержание социальной стабильности в обществе; выполнение гарантированных норм социальной защиты; обеспечение единства и согласия общества с действующим законодательством .
Таким образом, пенсионное обеспечение как экономическая категория включает в себя совокупность экономических отношений по поводу:
— перераспределения части национального дохода в целях обеспечения регулярных денежных выплат, тем граждан, которые соответствуют вышеуказанным условиям;
— распределения экономических последствий социальных рисков, связанных с наступлением старости, инвалидности, потери кормильца между всеми участниками трудовой деятельности.
В российском законодательстве пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется как ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с выходом на трудовую пенсию по старости при установленной законом выслуги лет; инвалидности; в случае потери кормильца; при достижении определённого возраста, а также за особые заслуги перед государством. Доставка пенсии — передача начисленной суммы пенсии получателю путём её вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, либо путём зачисления суммы пенсии на банковский счёт пенсионера. Каким образом будет осуществляться доставка пенсии, выбирает сам пенсионер.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:
— социальная пенсия — назначается нетрудоспособным гражданам: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет; инвалидам I, II,III групп, в том числе детям-инвалидам; детям до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, потерявшим одного или обоих родителей и детям умершей одинокой матери; граждан из малочисленных народов Севера: женщинам — с 50 лет, а мужчинам — с 55 лет;
— за выслугу лет — назначается федеральным государственным гражданским служащим, военным, космонавтам и работникам летно- испытательного состава ;
— по старости — назначается пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф;
— по инвалидности — назначается участникам ВОВ; лицам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; военнослужащим; космонавтам; гражданам, пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф. Инвалидом считается человек, у которого ограничены возможности его жизнедеятельности в обществе из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Группа инвалидности присваивается гражданину в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, травм или дефектов. К категории «ребёнок-инвалид» относятся I, II или III группа инвалидности, а также граждане в возрасте до 18 лет. Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп — на один год.
— по случаю потери кормильца — назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, космонавтов.
С 1 января 2015 года из пенсионного законодательства ушло понятие «трудовая пенсия», и на смену ей пришли два вида пенсии — это страховая и накопительная. Пенсионное обеспечение в РФ, формируемое из отчислений от работодателя в размере 22% от получаемой ставки, было разделено на две части — 16% и 6%. На формирование страховой части, которая накапливается в ПФР отправляется 16%, а остальные 6% можно либо также оставить в ПФР, либо перевести в иную УК для создания накопительной части. Но на данный момент до сих пор действует мораторий на накопительную часть, введенный еще 2014 году. Причиной приостановления накопительной части послужила непростая экономическая ситуация, сложившаяся в России в 2015 году. В связи с этим, накопленные средства на накопительных счетах были перенаправлены для покрытия дефицита бюджета.
Страховая пенсия назначается только в том случае, когда гражданин имеет страховой стаж не 15 лет. В соответствии с ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» выделяют следующие виды страховых пенсий: 1) по старости; 2) по инвалидности; 3) по случаю потери кормильца. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 баллов. Индивидуальный пенсионный коэффициент — отражает пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию. Стоимость этого коэффициента на 2020 год установлен в размере 93 рубля.
Предоставлением пенсионных отчислений занимаются специализированные учреждения, такие как пенсионные фонды. Пенсионный фонд — это независимая государственная кредитно-финансовая организация, которая аккумулирует денежные средства в виде страховых взносов от работников и работодателей, для дальнейшего совершения выплат государственных пенсий, а также оказания социальной помощи населению. Данная организация была создана согласно постановлению ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
Различают следующие виды пенсионных фондов:
— Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — государственное учреждение, на которое возложена задача обеспечивать права российских граждан на получение пенсии. Финансирование ПФР происходит за счет страховых взносов от работодателей и работников, также дополнительно привлекаются средства из государственного бюджета.
— Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно- правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, которая участвует в двух уровнях пенсионного обеспечения: Накопительной части государственной пенсии и добровольной негосударственной пенсии.
— Частные управляющие компании (ГУК) — имеют право инвестировать пенсионные накопления только в виде ипотечных и государственных ценных бумаг .
Подводя итог, хочется сказать о том, что понятийный аппарат в области пенсионного обеспечения достаточно велик, и для того, чтобы изучить все его тонкости и нюансы нужно иметь в запасе достаточное количество времени и умение видеть различия между понятиями в данной сфере. Поэтому лучше прибегнуть к изучению нормативов и подзаконных актов. В них дана более точная формулировка понятий нежели в литературных издания, так как у каждого автора есть своё видение на этот счёт.
Пенсионное обеспечение в России — совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии. Пенсия — это регулярная денежная выплата, которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников, предназначенных для этих целей.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности — выслуга лет.
1.2 История развития пенсионного обеспечения в России
Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер — пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий. Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения.
Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I — серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране — «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.
К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения — чиновников и военных. Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада. Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника — всего их было девять .
Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.
Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века — формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране.
Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, права на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится .
После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.
Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500учреждений по охране материнства и младенчества.
Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.
В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.
Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин на тот момент, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.
Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. Впервые пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.
Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.
Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве. Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения. Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», утвердивший индексацию пенсий. При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля). Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности.
История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные .
Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.
Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы — в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.
Кроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС).
В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).
В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения .
В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии. Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) — в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги. По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании — по усмотрению застрахованного лица.
В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает. В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов. Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за тот период были «национализированы» государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.
Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию. При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход .
В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.
«Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» — в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой заработанных за год баллов (максимально возможное — десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Стоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.
Анализируя соотношение размера средней пенсии по стране со средней зарплатой в различные временные промежутки, можно прийти к выводу, что средний размер пенсии по стране в абсолютном выражении, вопреки досужему мнению, со времен Советского Союза остался практически неизменным.
В 2019 году был увеличен «базовый» возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет. Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия прошла очень долгий и тяжёлый путь к достижению того пенсионного обеспечения, которое в настоящее время удовлетворяет нужды тех слоёв общества, которым в первую очередь тяжело или даже нет возможности обеспечить свое существование. С развитием пенсионного обеспечения, также развивается и его предоставление. С введением банковских карт получение пенсии стало гораздо удобнее и быстрее. Людям не приходится отстаивать огромные очереди для получения денег. Также, работникам ПФР не нужно прибегать к услугам почтальонов для разнесения пенсионных отчислений, так как большинство они распределяют сами по банковским картам. Но, если же человек не имеет возможности или не хочет завести банковскую карту, то пенсию ему принесут и отдадут лично в руки.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф