Страницы: 1 2
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения в России
Законодательство России об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации о налогах и сборах , Федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» «Об основах обязательного социального страхования» , «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» , иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Российской Федераций.
За период, прошедший после принятия вышеназванных Федеральных законов, Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы определения расчетного пенсионного капитал, правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета пенсий, правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, правила исчисления и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, порядок размещения в 2002 году временного свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, правила инвестирования средств страховых взносов на финансирования накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, правила подсчета и подверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий и другие насущные проблемы реформы государственного
Законодательство Российской Федераций. Федеральный закон « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ.
Непосредственно пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется тремя законодательными актами:
1) Федеральный закон « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ;
2) Федеральный закон « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166- ФЗ ;
3) Федеральный закон « О трудовых пенсиях РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 — ФЗ.
Федеральный закон « Об обязательном пенсионном страховании в РФ « от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Под обязательным пенсионным страхованием закон понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного пенсионного страхования.
Обязательное пенсионное страхование реализуется посредством выплаты обязательного страхового обеспечения. Под ним понимается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Установлены участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. К ним относятся федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщики и застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Застрахованными лицами является лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К ним относятся граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ.
Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховым риском признается утраты застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потери кормильца.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному страхованию является:
1) Страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
2) Страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
3) Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
4) Социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» .
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 « Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.
Закон « О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии .
Данный закон вводит понятие пенсии — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсий либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.
Для установления трудовой пенсии рассчитывается трудовой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в трудовой стаж.
Установлены следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом « О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Законом перечислены условия назначения трудовых пенсий. В частности, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Определен порядок исчисления трудового стажа, периоды работы и иной деятельности, включаемые трудовой стаж. Также данным законом определен порядок расчета размера трудовых пенсий и порядок их перерасчета, индексации и корректировки. Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет следующие моменты.
Дано определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации Компенсация — общие издержки предприятия, необходимые для оплаты работника.
Компенсация = заработная плата + дополнительные выплаты.
Компенсация в гражданском праве — возмещение убытков, возникших вследствие нарушения гражданско — правовой обязанности, когда ее исполнение в связи с такими нарушениями стало невозможным, когда управомоченное лицо утратило по вине обязанной лицам интерес к реальному исполнению обязанности. им обработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Перечислены граждане, имеющие право на получение пенсии, а также условия получения одновременно двух пенсий. К числу граждан, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане. Установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
— пенсия за выслугу лет;
— пенсия по старости;
— пенсия по инвалидности;
— социальная пенсия.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
Данный закон определяет порядок, условия и размеры назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» . В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера — это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП — соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией.
В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.
2.2 Виды пенсионного обеспечения в России
Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии . Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» . Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 .
В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:
1) государственное пенсионное страхование;
2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию — за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);
3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации — обязательных страховых взносов .
Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.
В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые имеют двойственный характер. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей — профсоюзы — заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.
Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов .
Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г., через 7 лет их стало 280.
Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов .
В обязательном пенсионном обеспечении различают пенсии страховые (трудовые) и социальные.
К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; второе — выплачиваются гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.
В условиях рыночной экономики страховые пенсии могут предоставляться за счет средств государственного Пенсионного фонда и за счет пенсионных фондов предприятий. Условием получения пенсии от предприятия является установленная продолжительность работы на нем. Предоставляется пенсия либо в виде надбавки к государственной пенсии, либо как самостоятельная выплата. Она не является гарантированной и закрепляется лишь в коллективном договоре между профсоюзом и администрацией предприятия. Право на государственную страховую пенсию приобретают лица при наличии у них определенного трудового стажа и при условии уплаты страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработкам и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях.
Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размер социальных пенсий определяются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту. Наличие социальных пенсий позволяет охватить государственным социальным страхованием всех граждан, гарантировать им минимальный уровень материального благосостояния независимо от наличия трудового стажа.
Государственное пенсионное обеспечение в РФ до 2001 года осуществлялось на основании:
1. Закона « О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 г. № 340-1 ;
2. Закона « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.93 г. № 4468 — 1 ;
3. Положения об установлении, выплат и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.99 г. № 1233 .
Определенные нормы пенсионного обеспечения содержатся и в других документах, например:
1. В Законе «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21.05.93 г. № 5001 -1;
2. В Законе «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.93 г. № 4520 -1;
3. В Законе «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших ВОВ, получающих пенсии по Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 7.05.95 г. « 72 — ФЗ и некоторых других.
Однако положения, содержащиеся в дополнительных законах и нормативных положениях, обычно внесены в три вышеуказанных основных законодательных документа. Подавляющее большинство пенсионеров получают пенсии, назначенные либо на общих основаниях в соответствии с Законом № 340 — 1, либо вследствие военной службы в соответствии с Законом № 4468 — 1.
Государственные пенсии, выплачиваемые на основании Закона № 340 — 1, финансируются через Пенсионный фонд РФ, осуществляющий государственное пенсионное страхование, которое является обязательным для всех граждан и построено на основе распределительных принципов. Это означает, что пенсионное страхование реализует так называемый «договор поколений», когда работающее за счет уплаты страховых взносов со своего заработка обеспечивает содержание престарелых и нетрудоспособных граждан. На основании договора поколений возможно в любой момент рассчитать среднюю теоретическую пенсию, размер которой будет зависеть от средней заработной платы в стране, численности пенсионеров и тарифа страховых взносов .
В РФ данное положение о средней потенциальной пенсии не выполняется в основном в силу того, что размеры средней зарплаты, приводимые по данным Госкомстата и размеры средней зарплаты, учитываемой для расчета и увеличения государственных пенсий, не совпадают и не могут совпадать в силу действующего порядка расчета. Расчет среднемесячной зарплаты для исчисления государственных пенсий заведомо предполагает занижение величины страховых взносов, использующиеся для расчета зарплаты, на величину задолженности по выплате пенсий и сумму средств, идущих на увеличение пенсий и компенсационных выплат пенсионерам в текущем периоде. Обычно разница в зарплате, рассчитанной по статистическим данным и по данным, представляем ПФР, различается в 1,5 — 2 раза. Соответственно, теоретическая пенсия всегда превышает фактическую не менее чем в 1,5 раза. На основании этих данных следует предположить, что потенциал распределительной пенсионной системы используется в целях выплаты пенсий не полностью.
До 2001 г. ПФР занимался сбором страховых взносов на пенсионное страхование. Теперь эти функции переданы Министерству по налогам и сборам РФ. Пенсионному фонду было поручено в течение 2000 г. принят на себя функции по расчету и назначению государственных пенсий. Ранее эти функции по законодательству исполняли отделы социальной защиты населения — органы местной исполнительной власти. На основании Указа Президента РФ территориальным органом ПФР должны быть переданы не только все полномочия по назначению и выплате пенсий, но и материально-техническая база, использующаяся отделами социальной защиты, а также осуществлен перевод работников, занимающихся пенсионным обеспечением, на работу в органы пенсионного фонда.
Соответственно установленным законодательным основаниям выделяет две группы пенсий:
1) Трудовые — пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж;
2) Социальные — пенсии, назначаемые нетрудоспособным гражданам, не имеющим по объективным причинам права на пенсию в связи с трудовой деятельностью .
Группа трудовых пенсий объединяет 4 вида пенсий:
1) По старости;
2) По инвалидности;
3) По случаю потери кормильца;
4) За выслугу лет.
Социальные пенсии подразделяются на 6 групп и назначаются инвалидам, которые не работали, детям — инвалидам, детям — сиротам и гражданам, которые не имеют трудового стажа, но достигли преклонного возраста. Размеры социальных пенсий определяются пропорционально минимальной пенсий по старости и не превышают ее:
а) инвалидам с детства 1 и 2 групп, инвалидам 1 группы, детям -инвалидом, а также детям, потерявшим обоих родителей, и умершей одинокой матери — в размере минимальной пенсии по старости;
б) инвалидам 2 группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), — в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.
в) инвалидам 3 группы — в размере Ѕ минимальной пенсии по старости .
Гражданам, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по выбору пенсионера. Исключение сделано только для нескольких социальных групп.
Во-первых, право на получение двух пенсий имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и участники ВОВ, ставшие инвалидами в результате любой причины (кроме противоправной). Таким пенсионерам устанавливаются и выплачиваются пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсии по инвалидности. Во-вторых, право на одновременное получение собственной пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет или социальной) и пенсии по случаю потери кормильца (погибшего мужа) имеют вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ и не вступившие в новый брак. В-третьих, родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период прохождения военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий) , имеют право на собственную пенсию по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальную) и пенсию по случаю потери кормильца.
Пенсии, назначаемые в соответствии с Законом № 340-1, финансировать ПФР за счет страховых взносов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами в фонд в рамках единого социального налога. Выплата пенсий, предусмотренных настоящим законами для военнослужащих и членов их семей, социальных пенсий и доплат к пенсиям государственным служащим осуществляется за счет средств, ассигнуемых на эти цели в ПФР из федерального бюджета .
3. Проблемы и перспективы пенсионного обеспечения в России
В настоящее время пенсионное обеспечение в России характеризуется значительным числом проблем. Существующая на данный момент пенсионная система имеет множество недостатков:
— не адаптирована к финансовым кризисам;
формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников;
— при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне;
— не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условий для легализации заработных плат .
Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России считается одной из самых важных проблем. Совокупный размер трансфертов из федерального бюджета на пенсионное обеспечение составляет 45 % от общих доходов бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранение высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета .Трансферты являются компенсационными выплатами выпадающих доходов ПФР. Так, в 2015 году на выплату пенсий потребовалось трансфертов на сумму 6 трлн. рублей, из них 4 трлн. рублей профинансированы собранными страховыми взносами. Из трансфертов, составляющих треть доходов Пенсионного фонда, около 30 % — обязательства федерального бюджета (доплата за советский стаж, за периоды ухода за ребёнком).
Остальное — компенсация пониженного работодателям тарифа (около 20%) и нехватки средств по обязательному пенсионному страхованию (индексация пенсий на индексе инфляции, повышение фиксированной выплаты, компенсация досрочных пенсий). В 2016 году на восстановление накопительной части пенсии потребовалось от бюджета около 340 млрд. рублей.
Главной причиной этого положения является большая доля теневой экономики в стране, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов, т.е. значительная доля граждан получает заработную плату неофициально, вследствие чего не платят пенсионные отчисления . Для выведения заработной платы из «тени» имеются такие инструменты как фискальные и карательные меры, а также социально- экономические рычаги.
Их оптимальное применение приводит к значительному изменению ситуации в положительную сторону. В настоящее время экспертами предлагаются разные альтернативы по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров, а именно: сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения пенсионного возраста; нахождение резервов для роста доходов ПФР РФ. Данную позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую тысячу рублей, которую внес на свой счет работник, государство добавит столько же.
Немалое давление на государственный бюджет представляет государственное пенсионное обеспечение, пенсии которого финансируются только за счет средств федерального бюджета. В настоящее время в рядах госслужащих и военнослужащий наибольшая доля пенсионеров приходится на получателей пенсий по выслуге лет, проще говоря, граждане уходят на пенсию раньше положенного времени. В соответствии с российским законодательством, пенсионные выплаты, за года, оставшиеся до выхода на пенсию по старости, обязаны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Также в 2017 году остро возникнут проблемы в области пенсионного обеспечения, связанные со старением населения страны. По состоянию на 2016 год в России проживает 42,7 млн. пенсионеров при 72,4 млн. трудоспособного населения, т.е. 58,9 %. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,64 работника. Причем с 2010 года происходит постепенное сокращение данного соотношения: в 2010 году на одного пенсионера приходилось 1,70 работника, в 2011 году — 1,69, в 2012 — 1,68, и уже в 2016 году это соотношение равно 1,64.
В ближайшем будущем, число пенсионеров будет увеличиваться в сравнении с трудоспособным населением, и соотношение пенсионеров и трудоспособных работников к 2020 году может составить 1:1, т.е. одному трудоспособному работнику придётся гарантировать обеспечение одного пенсионера.
В данном случае система, выстроенная ещё в начале 60-х гг. XX века по принципу солидарности между поколениями, перестанет функционировать. Это зависит от того, что создатели такой системы были убеждены в том, что удельный вес пенсионеров не должен превышать 12 %, а трудоспособное население будет постоянно расти из-за «достаточного» воспроизводства числа детей. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда работающее поколение стало не способно прокормить всех пенсионеров . Также следует отметить тот факт, что в России отмечается самый низкий пенсионный возраст: 65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин. Если сравнивать с другими странами, то допустим, в Японии пенсионный возраст составляет 70 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Канаде и Швеции- 65 лет для обоих полов.
При этом большинство, в особенности мужчины, не доживают до данного возраста. Частой причиной наступления смерти являются сердечно-сосудистые заболевания — 57,1 %, онкологические заболевания — 13,6 %, травмы и несчастные случаи — 13,9 %. Это говорит о том, что в России образовались большие группы населения, условия и образ жизни которых несовместим со здоровым образом жизни.
Значительную проблему для пенсионного обеспечения представляют лица, родившиеся до 1967 г., которые не вошли в новую пенсионную систему, основанную на одновременном существовании базовой, страховой и накопительной частей пенсии. Именно данная категория пенсионеров будет получать «недостойную» пенсию. Вместе с этим плачевно смотрятся итоги инвестирования пенсионных накоплений за последние 3 года во Внешэкономбанк. Доходность инвестирования пенсионных накоплений составила всего лишь 8,01 % годовых. В итоге получается, что инфляция «съела» существующую часть пенсионных накоплений.
Вместе с тем частные управляющие компании принесли своим клиентам в среднем 21,23 % (10,56 % с учетом инфляции), а НПФ — 15,93 % (6,86 % с учетом инфляции). По мнению экспертов нужно забирать денежные средства у государства и передавать их в частные фонды. Однако свыше 90 % будущих пенсионеров стараются оставлять денежные средства в государственном управлении, и применение насильственных мер не изменят эту ситуацию .
На российскую пенсионную систему негативно влияют также демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение недостаточно.
Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы. Решением проблемы низких пенсий эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году введена альтернатива повышению пенсионного возраста — бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что это предложение устраивает только 20 % пенсионеров от общего количества пенсионеров .
Низкий уровень пенсионной грамотности населения также является еще одной важной проблемой. В условиях недостаточной информированности граждан невозможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Для того, чтобы решить данную проблему нужно обязать все задействованные сферы предоставлять информацию доступную для понимания гражданам о пенсионной системе в целом.
Разрешение рассмотренных проблем особенно важно для гарантирования социально-экономического развития страны. Возможны такие перспективы развития системы пенсионного обеспечения:
— создание и развитие самостоятельных пенсионных систем для каждого региона в отдельности, для того чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого из регионов, и уже отталкиваясь от этого вводить необходимые коррективы в систему. Такая система позволит учитывать особенности населения каждого региона и соответственно более эффективно выполнять свою главную цель — достойное пенсионное обеспечение;
— повышение пенсионного возраста как для получателей страховых пенсий, так для получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
— государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения граждан, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны;
— основным рычагом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.
— также Правительство РФ должно вызывать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также модернизировать их нормативно-правовое регулирование.
— необходимость проведения разъяснительных выступлений для населения о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части .
Для обеспечения социальной стабильности в обществе необходима устойчивая пенсионная система. Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики.
Основные проблемы пенсионного обеспечения в настоящее время являются следующие:
1. Рост общей численности пенсионеров. Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране, является неблагоприятным — сокращается численность работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров. Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население.
2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета ПФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.
3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий. Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы.
4. Низкий уровень финансовой грамотности населения .
Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан. В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.
Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии — государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством.
Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия. Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока. В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.
Основная роль в добровольном пенсионном страховании принадлежит негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В настоящее время в России их 145. Эти фонды имеют лицензию на осуществление деятельности по обязательному и добровольному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В НПФ накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. чел.
Почти 6,6 млн. чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн. граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн. граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах .
Пенсионное обеспечение населения требует дальнейшего совершенствования и реформирования.
Построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности пенсионного фонда, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основании проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Пенсионное обеспечение в России — совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии. Пенсия — это регулярная денеж-ная выплата, которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников, предназначенных для этих целей.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются раз¬личные юридические факты: достижение соответствующе¬го пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной де¬ятельности — выслуга лет.
Россия прошла очень долгий и тяжёлый путь к достижению того пенсионного обеспечения, которое в настоящее время удовлетворяет нужды тех слоёв общества, которым в первую очередь тяжело или даже нет возможности обеспечить свое существование. С развитием пенсионного обеспечения, также развивается и его предоставление. С введением банковских карт получение пенсии стало гораздо удобнее и быстрее. Людям не приходится отстаивать огромные очереди для получения денег. Также, работникам ПФР не нужно прибегать к услугам почтальонов для разнесения пенсионных отчислений, так как большинство они распределяют сами по банковским картам. Но, если же человек не имеет возможности или не хочет завести банковскую карту, то пенсию ему принесут и отдадут лично в руки.
В России понимание необходимости самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Это совокупность экономических и правовых отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества . А пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях .
На сегодняшний момент в Российской Федерации выплачивают: трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и негосударственные пенсии.
В России в 2019 г. начался новый этап пенсионной реформы. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Главной проблемой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Между тем, количество пенсионеров по сравнению с численностью работающего населения увеличивается. И все большие обязательства по выплате пенсий ложатся сегодня на государство, которое и без того не слишком хорошо справляется со своими обещаниями в пенсионной сфере.
Но развитие негосударственных пенсионных фондов очень важно, так как именно НПФ решают такую проблему в системе пенсионного обеспечения граждан РФ, как повышенное участие государства в этом вопросе. Государство стремится как можно меньше участвовать в накоплении и выплате пенсий, а возложить эту ответственность на НПФ и работодателей.
Основным признаком, негативно влияющим на ход пенсионной реформы, может быть ухудшение демографической ситуации, ставящей под угрозу способность пенсионной системы выполнять свои обязательства в долгосрочном плане. Бороться с этим предполагалось по двум основным направлениям. С одной стороны, в пенсионную систему был введен накопительный компонент, позволяющий обеспечить хотя бы частичное фондирование будущих пенсий.
С другой стороны, в рамках распределительной системы (которая количественно преобладает над накопительной в части сбора денег и пока что полностью доминирует в части выплаты пенсий) была принципиально изменена пенсионная формула: пенсионные права оказались привязаны не к зарплате или трудовому стажу, а к сумме пенсионных взносов, поступающих за работника в Пенсионный фонд России на протяжении его трудовой жизни.
Итак, реализация пенсионной реформы продолжается в весьма противоречивых условиях. В качестве проблем пенсионной системы выделяют быстрорастущую численность пенсионеров, возможный дефицит бюджета Пенсионного Фонда, высокий процент страховых взносов, неактивность граждан как будущих пенсионеров самим создавать свою пенсию, несовершенство законодательных, а в частности, налоговых, норм.
Но пенсионная реформа продолжается и модифицируется. Безусловно, содержание пенсионеров выросло, увеличились пенсии, появилась возможность на достойную жизнь на пенсии. Но для этого необходимо для начала усовершенствовать систему налогообложения, поддерживать профицит бюджета ПФР.
Осуществляемая за последние годы государственная компания по проведению и улучшению системы пенсионного обеспечения направлена на создание новой организационной структуры и правовых рамок российской пенсионной системы, на проведение структурных изменений в формировании пенсионного обеспечения и системы страхования, на рост уровня и качества условий жизни населения социально-пенсионного положения.
Предполагаются следующие перспективы развития системы пенсионного обеспечения:
1. Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.
2. Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов как результативной системы пенсионного обеспечения жителей страны, которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшем будущем, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.
3. Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование.
4. Необходимо проводить разъяснение населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части. Основной задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является обеспечение высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально-пенсионное положение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Собрание законодательства РФ», 01.04.1996, № 14, ст. 1401
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О погребении и похоронном деле» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 146
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4831
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019)»О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4831
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020)»Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4832,
8. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, № 29, ст. 3686
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965
11. Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, № 30, ст. 3585 (Утратил силу с 1 января 2002 года (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ)).
12. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Начало действия редакции — 01.01.2020.
13. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, № 27, ст. 351. (Документ утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.)
14. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 790 (ред. от 30.05.1997) «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3388
15. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.05.1998, № 21, ст. 2239
16. Постановление Правительства РФ от 11.11.1999 № 1233 (ред. от 25.03.2013) «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. № 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» (вместе с «Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы») // «Собрание законодательства РФ», 22.11.1999, № 47, ст. 5698. (Документ утратил силу)
17. Проект Федерального закона № 110825-3 «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.07.2001) // СПС «Консультант Плюс»
18. Аранжереев, М. М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России / М. М. Аранжереев. — М., 2014. — 254 с.
19. Бабич К.В. Современное состояние и реформирование правоотношений в сфере пенсионного обеспечения // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 1 (20). С. 31-36.
20. Богданов М.Б. Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из важнейших элементов государственной политики в области социального обеспечения // Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 273-275.
21. Болтинская Е.И., Завгородняя В.В. Роль, значение и проблемы функционирования негосударственных Пенсионных фондов в Российской Федерации // Евразийское Научное Объединение. 2018. № 1-2 (35). С. 124-126.
22. Вафин Э.Я. Нововведения в укреплении конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. № 14. С. 78-84.
23. Витчукова Е.А. Реформирование пенсионного страхования в России // В сборнике: SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 240-243.
24. Головатченко И.Г., Концедал И.Н. Направления совершенствования системы пенсионного обеспечения // В сборнике: Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика Материалы III международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор И.П. Подмаркова. 2019. С. 44-48.
25. Горожанкина М.А. Правовые особенности современной системы обязательного пенсионного страхования в России // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (6). С. 5-10.
26. Калашников П.В. Динамическая модель оценки баланса солидарно-распределительной пенсионной системы // Управление большими системами: сборник трудов. — 2018. — № 73. — С. 134-156.
27. Каспарьянц, Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения / Н. М. Каспарьянц. — (Экономика и экономические науки) // Концепт. — 2014. — № 05. — С. 15.
28. Киселев И.Н., Мишина Н.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 150-163.
29. Лаас Н. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации // Кадровик. — 2015. — № 8. — С. 77-83.
30. Лукина А.Е. Статистический анализ пенсионного обеспечения населения в России // В сборнике: ПРОРЫВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 215-219.
31. Мамий Е.А., Акопян Э.Г. Состояние и перспективы развития Пенсионного обеспечения в России // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1 (37). С. 38-48.
32. Мамяченков В.Н. Персональные пенсии в СССР: из истории социальной политики советского государства // Научный диалог. — 2018. — № 12. — С. 393-404.
33. Меркитан Д.Р., Чаленко В.Ю., Блохина И.М. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. 2019. С. 108-113.
34. Моисеева Е.Н. К вопросу об условиях назначении страховой пенсии по старости // Вопросы российского и международного права. — 2018. Т. 8. — № 10A. — С. 25-32.
35. Мучкина Л.В. Правовая природа пенсионного обеспечения // В сборнике: SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 172-174.
36. Неводова И.А., Чендирова Д.А. Анализ проблем системы государственного пенсионного обеспечения РФ и перспективы ее развития // Colloquium-journal. 2019. № 14-6 (38). С. 191-193.
37. Новичков С.С., Форрестер С.В. Повышение пенсионного возраста в России. Плюсы и минусы // В сборнике: актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики материалы международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 182-186.
38. Официальная статистика ПФР. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/
39. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование / В. Г. Павлюченко. — М., 2014,- 128 с.
40. Панков, Ю. В. Пенсионная система Российской Федерации / Ю. В. Панков. — Самиздат., 2016. — 232 с.
41. Пигуренко Т.А. Стратегия развития Пенсионного фонда России до 2030 года // В сборнике: Трибуна молодого ученого — 2018 Сборник научных трудов. 2018. С. 79-85.
42. Родина В.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЯН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. С. 54-56
43. Роик, В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования / В. Д. Роик. — М., 2015 — 116 с.
44. Роик, В. Д. Право социального обеспечения России / В. Д. Роик. — М., 2014.-209 с.
45. Смирнов Е.Р. О правовом регулировании негосударственного пенсионного обеспечения в России // В книге: Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. 2019. С. 421-426.
46. Совина Н.К., Мокеров Д.С. Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы Сборник статей по материалам V Международной студенческой научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 198-202.
47. Соколов Е.В. Механизмы финансирования здравоохранения, пенсионного обеспечения и экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 2. С. 86-89.
48. Сушенцова Е.Р., Дементьева И.В. Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности пенсионного обеспечения // News of Science and Education. 2019. Т. 7. № 1. С. 31-33.
49. Тебекин А.В. Современные проблемы обеспечения экономической безопасности национальной экономики // Журнал экономических исследований. 2018. Т. 4. № 9. С. 1-6.
50. Торопкин С.А., Фоменков А.А. История становления и эволюции пенсионного обеспечения в самодержавной России // Вопросы истории. — 2016. — № 6. — С. 151-160.
51. Черкасская Г.В. Пенсия как социально-экономический институт: история и современные тренды // Экономика нового мира. — 2019. Т. 4. — № 1 (13). — С. 65-92.
52. Шевелева И.Н. Пенсионное обеспечение населения в рамках социальной политики государства // В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса регионов РФ Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 295-299.
53. Юнусов С.М., Тавбулатова З.К. Оценка и анализ реформирования пенсионной системы российской федерации с 2000-2013 года // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2019. № 11. С. 100-105.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф